Сохранение (психология)
сохранение относится к способности логического мышления , которая позволяет человеку определить, что определенное количество останется неизменным, несмотря на изменение контейнера, формы или видимого размера. По словам психолога Жана Пиаже , Его теория утверждает, что эта способность отсутствует у детей на предоперационной стадии их развития в возрасте 2–7 лет, но развивается на конкретной операционной стадии в возрасте 7–11 лет. [1] [2]
Задачи
[ редактировать ]Задания по сохранению проверяют способность ребенка видеть, что некоторые свойства сохраняются или инвариантны после того, как объект подвергается физической трансформации. Следующие задачи также объясняют различные типы консервации. Пиаже предположил, что неспособность детей к сохранению обусловлена слабостью детского мышления на предоперационном этапе (в возрасте 2–6 лет). Эта стадия когнитивного развития характеризуется тем, что дети сосредотачивают внимание на одном существенном измерении высоты или длины, игнорируя при этом другие важные атрибуты объекта. [2] Дети на этом этапе также склонны сосредотачиваться на статических характеристиках объектов вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, когда объекты претерпевают изменения, что является критическим элементом следующих задач. [2]
Жидкость
[ редактировать ]Начните с двух стаканов жидкости одинаковой формы и содержащих одинаковое количество жидкости. Спросите ребенка, одинаковые ли они или в одном больше или меньше жидкости. Если ребенок отвечает, что они одинаковые, жидкость из одного из коротких стаканов переливается в более высокий и тонкий стакан. Ребенок, который не умеет экономить, будет считать, что в более высоком стакане больше жидкости, чем в более коротком. Другая известная задача Пиаже по проверке сохранения жидкости заключается в том, чтобы показать ребенку два стакана, А1 и А2, которые идентичны и в которых, по мнению ребенка, содержится одинаковое количество окрашенной жидкости. Затем жидкость из стакана А1 переливается в более высокий и тонкий стакан (В1), а жидкость из А2 переливается в стакан (В2), идентичный стакану В1. Затем ребенка спрашивают, осталось ли в каждом из новых стаканов (В1 и В2) то же количество жидкости, что и в стаканах А1 и А2. Ребенок, который не умеет экономить, ответит: «Нет, в высоких тонких стаканах еще есть», а ребенок, умеющий экономить, ответит: «Да, еще столько же». Пиаже также повторил эту задачу с бусами в очках и снова обнаружил, что некоторые дети могут сохранять, а другие нет. [1] [3]
Число
[ редактировать ]Для сохранения числа в задании для проверки детей используется набор из нескольких палочек или круглых фишек. Эти фишки (обычно 6 для шестилетнего ребенка) располагаются в две параллельные горизонтальные линии одинаковой длины. Затем исследователь раскладывает фишки в одной из строк так, чтобы эта линия была длиннее другой. Затем исследователь спрашивает: «В каждой строке одинаковое или разное количество счетчиков?» Ребенок, не умеющий сохранять, ответит, что в более длинной строке больше фишек, а ребенок, умеющий сохранять, узнает, что в каждой строке одинаковое количество фишек. Пока ребенок наблюдает, тестировщик затем собирает линии фишек так, чтобы две линии были одинаковой длины, и заставляет ребенка согласиться, что они имеют одинаковую длину. Тестер перемещает счетчики в одной строке ближе друг к другу, чтобы строка стала короче, и снова спрашивает, одинаковое ли количество счетчиков в каждой строке или в каждой строке разное количество. Ребенок, умеющий сохранять, еще раз поймет, что в каждой строке одинаковое количество фишек.Задания по сохранению проверяют способность ребенка видеть, что некоторые свойства сохраняются или инвариантны после того, как объект подвергается физической трансформации. Следующие задачи также объясняют различные типы консервации. Пиаже предположил, что неспособность детей к сохранению обусловлена слабостью детского мышления на предоперационном этапе (в возрасте 2–6 лет). Эта стадия когнитивного развития характеризуется тем, что дети сосредотачиваются на одном, заметном измерении высоты или длины, игнорируя при этом другие важные атрибуты объекта.[2] Дети на этом этапе также склонны сосредотачиваться на статических характеристиках объектов вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, когда объекты претерпевают изменения, что является критическим элементом следующих задач.[2]
Твердое количество
[ редактировать ]Для сохранения твердого количества в задании для оценки детей используются два комочка глины. Исследователь сначала раскатывает два комка одинаковой формы. Затем исследователь растягивает один из шаров в длинную форму. Исследователь спрашивает ребенка, содержат ли две глиняные фигурки одинаковое или разное количество глины. Ребенок, который не умеет консервировать, ответит, что в фигурках разное количество глины, что в длинной фигуре ее больше. Ребенок, умеющий экономить, поймет, что у них обоих осталось одинаковое количество глины. [2] Сохранению твердого количества детям труднее научиться, чем сохранению жидкости, и оно происходит позже. [4]
Вес/масса
[ редактировать ]Для сохранения веса/массы в задачу входят два куска глины и весы. Экспериментатор кладет два одинаковых глиняных шарика на обе стороны весов и показывает, что гири одинаковы. Затем экспериментатор лепит одному шарику глины продолговатую форму и спрашивает ребенка, будут ли два куска глины по-прежнему весить одинаково. Ребенок, который не умеет экономить, ответит, что теперь он весит разное количество, в то время как ребенок, умеющий экономить, поймет, что форма не влияет на вес/массу, и ответит, что они весят одинаково. [3]
Возраст
[ редактировать ]Возраст, в котором дети могут выполнять задачи по сохранению, варьируется; индивидуальные различия могут привести к тому, что у некоторых детей способности разовьются позже или раньше, чем у других. Кроме того, возраст может различаться в разных странах (см. Сохранение в разных культурах ). Однако большинство детей не могут правильно выполнять задачу по сохранению чисел в возрасте от 4 до 5 лет, а у большинства детей эта способность развивается в возрасте от 6 до 8 лет. Сохранение массы и длины происходит примерно в 7 лет, сохранение веса — примерно в 9 лет, а сохранение объема — примерно в 11 лет. [3] [5]
Исследования Пиаже в области сохранения привели его к наблюдению стадий, которые проходят дети, приобретая способность к сохранению. На первом этапе у детей еще нет способности к консервированию. Во время задания на сохранение жидкости дети ответят, что в высоком стакане жидкости всегда больше, чем в низком; они не могут отличить высоту от количества. На втором этапе дети расширяют свои суждения о сохранении жидкого задания, включив в качестве причины ширину; они могут ответить, что в более коротком и толстом стакане больше жидкости, чем в высоком и тонком. На третьем этапе дети приобретают способность сохранять и осознают, что высота и ширина не влияют на количество. [3] Реставраторы более твердо верят в свои ответы на задачи по сохранению, когда они работают в паре с не-консерваторами в качестве партнеров, и они могут предлагать множество объяснений и с большей вероятностью будут манипулировать материалами задач, чтобы доказать свою точку зрения, чем те, кто не занимается сохранением. [6]
Во многих случаях учебные задания позволяют научить детей, не занимающихся сохранением, правильному выполнению задач по сохранению. [5] Детей в возрасте четырех лет можно обучить консервированию с помощью оперантного тренинга ; это включает в себя повторение задач по сохранению и закрепление правильных ответов при одновременном исправлении неправильных ответов. [7] Эффект от обучения одной задаче сохранения (например, сохранению жидкости) часто переносится на другие задачи сохранения. [5]
В связи с образованием
[ редактировать ]Исследования показывают, что сохраняющие детей дети демонстрируют большую беглость в задачах сложения и вычитания с раздельным временем, чем неконсервирующие дети. [8] Это исследование подчеркивает важность логико-обратимого мышления, элемента, который необходимо сохранять, как важнейшего компонента способности ребенка бегло решать обратные математические задачи ( 5 + 2 = 7; 7 - 5 = 2). Исследования показывают, что учителям, не склонным к консервативности, следует взаимодействовать с детьми и часто задавать им вопросы об объектах в их окружении, чтобы стимулировать развитие более логического мышления. [9]
В разных культурах
[ редактировать ]Большинство исследований показывают, что сохранение происходит в одинаковой последовательности и в одинаковом возрасте в разных культурах, но существуют различия в скорости приобретения сохранения (и других когнитивных способностей) в разных культурах. Например, одно исследование, в котором изучались девочки-подростки из США и Замбии, не выявило различий в их способности отвечать на вопросы, указывающие на способность сохранять сохранение результатов тестов веса/массы. [10] В другом исследовании изучались дети из многих стран (Австралия, Нидерланды, Англия, Новая Зеландия, Польша и Уганда) и проверялось, в каком возрасте проявляется сохранение. Они обнаружили, что скорость, с которой дети овладевают консервацией, немного различается в разных странах, но возрастные тенденции развития консервации в разных странах одинаковы, несмотря на культурное воспитание. [11] Обзор кросс-культурных исследований, посвященных задачам Пиаже, подтвердил этот вывод и обнаружил, что, хотя общие стадии когнитивного развития, описанные Пиаже, действительно происходят в разных культурах, скорость развития неодинакова в разных культурах, а иногда и на заключительной стадии формальных операций. не достигается детьми во всех культурах из-за отсутствия опыта, который помог бы развить такое мышление. [12]
При межкультурных исследованиях сохранения следует проявлять большую осторожность, чтобы избежать получения предвзятых результатов. Например, одно исследование, в котором тестировались подростки, принадлежащие к народу волоф в Сенегале, показало, что они не способны сохранять жидкость. [13] Однако другое исследование предполагает, что их интерпретация цели экспериментатора могла противоречить прямым ответам на стандартные вопросы Пиаже, потому что - за исключением школьных допросов - люди-волофы редко задают вопросы, на которые они уже знают ответы. [14] Когда ему предлагали задание в виде вопросов по изучению языка о значении таких количественных терминов, как «больше» и «то же самое», ответы отражали понимание сохранения. [15]
Критика методов исследования
[ редактировать ]Задачи сохранения (и, следовательно, теория Пиаже) подвергались критике по ряду направлений в отношении методов исследования. Во многих исследованиях рассматривались варианты задач по сохранению и то, как эти различия влияют на реакцию детей. Например, исследования показывают, что детей необходимо оценивать как вербально, так и невербально, поскольку оценка их исключительно вербальным способом может дать результаты тестов, свидетельствующие о том, что некоторые дети неспособны к сохранению, тогда как на самом деле некоторые дети способны ответить только на сохранение. выполнять задания правильно, невербально. [16]
Исследования показали, что, задавая один и тот же вопрос дважды, маленькие дети меняют свой ответ, поскольку они предполагают, что их спрашивают снова, потому что в первый раз они ошиблись. [17] Важность контекста также подчеркнули исследователи, которые изменили задачу так, чтобы «непослушный плюшевый мишка» менял массив, а не сам экспериментатор. Казалось, это дало детям ясную причину для задания второго вопроса, и четырехлетние дети смогли продемонстрировать знания о сохранении материи гораздо раньше, чем сообщил Пиаже порог от 7 до 11 лет для конкретных операций. [18]
У нечеловеческих приматов
[ редактировать ]В ходе исследований также было изучено, способны ли приматы, кроме человека, сохранять природу. Шимпанзе способны судить о том, являются ли два количества жидкости одинаковыми или разными, и способны правильно сохранять, когда жидкости трансформируются, на основе умозаключений. Они также способны правильно выполнять законы сохранения твердых величин, но не способны продемонстрировать сохранение числа. [19] [20] Орангутаны способны различать одинаковые и разные количества жидкости, но они способны только «псевдоконсервировать», подобно детям на второй стадии консервационного развития, и в конечном итоге не могут продемонстрировать полное сохранение жидкости (см. Возраст ). . [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пиаже (1965). Представление ребенка о числе. Нью-Йорк: W. Norton Company & Inc.
- ^ Jump up to: а б с д Сиглер Р., ДеЛоаш Дж. и Айзенберг Н. (2003). Как развиваются дети. Нью-Йорк: Издательство Worth.
- ^ Jump up to: а б с д Гинзбург, Х. и Оппер, С. (1969). Теория интеллектуального развития Пиаже. Иглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc.
- ^ Твидл, Дж (2006). «Действительно ли концепция сохранения объема в твердых телах более сложна, чем в жидкостях, или способ, которым мы тестируем, дает нам несправедливое сравнение? (2006)». Образовательные исследования . 48 (1): 93–100. дои : 10.1080/00131880500498511 .
- ^ Jump up to: а б с Хетерингтон, Э.М. и Парк, Р.Д. (1975). Детская психология: современная точка зрения. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Миллер, С.А. и Браунелл, Калифорния (1977) Сверстники, убеждение и Пиаже: диадическое взаимодействие между консерваторами и неконсерваторами. В современных чтениях по детской психологии. Ред. Хетерингтон, ЭМ и Парк, RD 171–176. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Бучер, Б.; Шнайдер, Р.Э. (1973). «Освоение и обобщение консервации дошкольниками с помощью оперантного обучения». Журнал экспериментальной детской психологии . 16 (2): 187–204. дои : 10.1016/0022-0965(73)90160-4 .
- ^ Вуббена, Зейн (2013). «Беглость математики как функция способности к сохранению у детей раннего возраста». Обучение и индивидуальные различия . 26 : 153–155. дои : 10.1016/j.lindif.2013.01.013 .
- ^ Охосе, Б. Применение теории когнитивного развития Пиаже к обучению математике. Учитель математики , 18 (1), 26–30.
- ^ Брекке, Б.В.; Уильямс, доктор медицинских наук; Брекке, АГ (1977). «Межкультурное исследование сохранения веса у замбийских подростков и молодых людей». Перцептивные и моторные навыки . 44 (2): 417–418. дои : 10.2466/pms.1977.44.2.417 . ПМИД 866042 .
- ^ Гольдшмид, ML; Бентлер, премьер-министр; Дебус, РЛ; Роулинсон, Р.; Конштамм, Д.; Модгил, С.; Николлс, Дж. Ф.; Рейковски Дж.; Струпчевская, Б; Уоррен, Н. (1973). «Межкультурное исследование сохранения». Журнал межкультурной психологии . 4 : 75–88. дои : 10.1177/002202217300400106 .
- ^ Дасен, PR (1972). «Межкультурное исследование Пиаже: резюме». Журнал межкультурной психологии . 3 (1): 23–39. дои : 10.1177/002202217200300102 .
- ^ Гринфилд, премьер-министр (1966). О культуре и сохранении. В Дж. С. Брунере, Р. Р. Олвере и П. М. Гринфилде (ред.), Исследования когнитивного роста. Нью-Йорк: Уайли.
- ^ Ирвин, Дж. Т. (1978). «Магическое мышление волофов: новый взгляд на культуру и сохранение». Журнал межкультурной психологии . 9 (3): 300–310. дои : 10.1177/002202217893003 .
- ^ Рогофф, Б. (2003). Культурная природа человеческого развития. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Уэлдалл, К.; Беннер, Х. (1993). «Возвращение к сохранению без разговора: повторение и развитие результатов Уэлдалла-Побрки о невербальной оценке сохранения количества жидкости (1993)». Психология образования . 13 (1): 49–58. дои : 10.1080/0144341930130106 .
- ^ Роуз, ЮАР; Бланк, М. (1974). «Влияние контекста в познании детей: иллюстрация через сохранение». Развитие ребенка . 45 (2): 499–502. дои : 10.2307/1127977 . JSTOR 1127977 .
- ^ МакГарригл, Дж.; Дональдсон, М. (1974). «Консервационные происшествия». Познание . 3 (4): 341–350. дои : 10.1016/0010-0277(74)90003-1 . S2CID 53161969 .
- ^ Вудрафф, Г.; Премак, Д.; Кеннел, К. (1978). «Сохранение количества жидкости и твердого вещества шимпанзе». Наука . 202 (4371): 991–994. Бибкод : 1978Sci...202..991W . дои : 10.1126/science.202.4371.991 . ПМИД 17798798 .
- ^ Мансер, SJ (1983). " "Охрана" с шимпанзе". Психология развития . 16 (1): 1–11. дои : 10.1002/dev.420160102 . ПМИД 6825963 .
- ^ Колл, Дж.; Роша, П. (1996). «Сохранение жидкости у орангутанов pongo pygmaeus) и людей (homo sapiens): индивидуальные различия и стратегии восприятия». Журнал сравнительной психологии . 110 (3): 219–232. дои : 10.1037/0735-7036.110.3.219 . ПМИД 8858844 .