Эффект неоднозначности
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Эффект двусмысленности — это когнитивная тенденция, при которой на принятие решений влияет недостаток информации или «двусмысленность». [1] Эффект подразумевает, что люди склонны выбирать варианты, для которых известна вероятность благоприятного исхода, а не вариант, для которого вероятность благоприятного исхода неизвестна. Эффект был впервые описан Дэниелом Эллсбергом в 1961 году. [2]
Пример
[ редактировать ]В качестве примера рассмотрим ведро, содержащее 30 шаров. Шары могут быть красными, черными или белыми. Десять шаров красные, а остальные 20 — черные или белые, причем все комбинации черного и белого равновероятны. В варианте X вытягивание красного шара приносит человеку 100 долларов, а в варианте Y вытягивание черного шара приносит ему 100 долларов. Вероятность выбора выигрышного шара одинакова для обоих вариантов X и Y. В варианте X вероятность выбора выигрышного шара равна 1 к 3 (10 красных шаров из 30 общих шаров). В варианте Y, несмотря на то, что количество черных шаров неизвестно, вероятность выбора выигрышного шара также равна 1 из 3. Это связано с тем, что количество черных шаров равномерно распределено среди всех возможностей от 0 до 20. Разница Между двумя вариантами заключается в том, что в варианте X вероятность благоприятного исхода известна, а в варианте Y вероятность благоприятного исхода неизвестна («неоднозначна»).
Несмотря на равную вероятность благоприятного исхода, люди имеют большую склонность выбирать шар при варианте X, где вероятность выбора выигрышного шара воспринимается как более определенная. Неопределенность относительно количества черных шаров означает, что вариант Y рассматривается менее благосклонно. Несмотря на то, что черных шаров может быть в два раза больше, чем красных, люди, как правило, не хотят идти на противоположный риск, что черных шаров может быть меньше 10. «Двусмысленность» варианта Y означает, что люди склонны отдавать предпочтение варианту X, даже если вероятность одинакова.
Объяснение
[ редактировать ]Одним из возможных объяснений этого эффекта является то, что у людей есть эмпирическое правило ( эвристика ), позволяющее избегать вариантов, в которых отсутствует информация. [3] [4] Это часто заставляет их искать недостающую информацию. Однако во многих случаях информацию получить невозможно. Эффект часто является результатом привлечения внимания человека к какой-то конкретной недостающей части информации.
См. также
[ редактировать ]- Неприятие двусмысленности
- Теория черного лебедя
- Выбор в условиях неопределенности
- Парадокс Эллсберга
- Теория перспектив
- Неприятие риска
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крокерри, Пэт; Косби, Карен С. (2009). Безопасность пациентов в неотложной медицинской помощи . Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. п. 220. ИСБН 978-0-7817-7727-8 .
- ^ Борчердинг, Катрин; Ларичев Олег Иванович; Мессик, Дэвид М. (1990). Современные проблемы принятия решений . Северная Голландия. п. 50. ISBN 978-0-444-88618-7 .
- ^ Фриш, Дебора; Барон, Джонатан (1988). «Неоднозначность и рациональность». Журнал принятия поведенческих решений . 1 (3): 149–157. дои : 10.1002/bdm.3960010303 .
- ^ Ритов, Илана; Барон, Джонатан (1990). «Нежелание вакцинировать: предвзятость и двусмысленность упущения» . Журнал принятия поведенческих решений . 3 (4): 263–277. дои : 10.1002/bdm.3960030404 .