Эффект самореференции
Эффект самореференции — это тенденция людей кодировать информацию по-разному в зависимости от того, вовлечены ли они в эту информацию. Когда людей просят запомнить информацию, которая каким-то образом связана с ними, скорость запоминания можно улучшить. [1]
Исследовать
[ редактировать ]В 1955 году Джордж Келли опубликовал свою теорию о том, как люди создают личные конструкции . Это была более общая когнитивная теория, основанная на идее о том, что на психологические процессы каждого человека влияет то, как он предвидит события. Это закладывает основу для идей личностных конструктов. [2] Теория атрибуции [3] — это объяснение того, как люди объясняют причины поведения и событий, что также включает в себя создание собственной конструкции, поскольку люди могут объяснять вещи, связанные с ними, иначе, чем то же самое, что происходит с кем-то другим. Фундаментальная ошибка атрибуции, связанная с теорией атрибуции [4] Это объяснение того, когда человек объясняет чье-то поведение в ситуации, делая акцент на внутренних характеристиках (личности), а не принимая во внимание внешние факторы ситуации. Исследования, такие как исследование Джонса, Сенсенига и Хейли. [5] подтвердил идею о том, что у личности есть особая конструкция, просто попросив испытуемых описать свои «наиболее важные характеристики». Результаты показали, что большинство ответов основано на положительных характеристиках, таких как «чувствительный», «умный» и «дружелюбный». Это очень хорошо связано с другими когнитивными феноменами, такими как иллюзорное превосходство , поскольку хорошо известно, что люди оценивают себя не так, как они оценивают других. В 2012 году Стэнли Б. Кляйн опубликовал статью о себе и памяти и о том, как это связано с эффектом самореференции. В последние годы исследования эффекта самореференции перешли от выявления механизмов к использованию самореференции в качестве исследовательского инструмента для понимания природы памяти. Кляйн обсуждает, что слова, закодированные по отношению к самому себе (эффект собственной значимости), вспоминаются чаще, чем слова, не связанные с самим собой. [6]
В Японии, что касается памяти, люди, демонстрирующие более высокий альтруизм, как правило, не проявляют эффекта самореференции. [7]
Связанные области мозга
[ редактировать ]Кортикальные структуры средней линии
[ редактировать ]За последние 20 с лишним лет возросло количество исследований в области когнитивной нейробиологии , которые фокусируются на концепции « Я» . [8] Эти исследования были разработаны в надежде определить, существуют ли определенные области мозга, которые могут объяснить преимущества кодирования , связанные с эффектом самореференции. Большое количество исследований было сосредоточено на нескольких областях мозга, которые в совокупности идентифицируются как область средней линии коры. Исследования по визуализации мозга поставили вопрос о том, является ли нейрональная активность в срединных областях коры самоспецифичной. Для обсуждения этих вопросов был проведен количественный , включивший 87 исследований метаанализ с участием 1433 участников. [9] Анализ выявил активность в нескольких кортикальных срединных структурах в деятельности, в которой участники выполняли задачи, связанные с концепцией «я». В большинстве исследований, в которых сообщается о таких активациях средней линии, используются задачи, направленные на выявление нейронных процессов , связанных с социальными или психологическими аспектами личности, таких как самореферентные суждения, самооценка и суждения о личностных качествах. Кроме того, в дополнение к своей предполагаемой роли в некоторых формах саморепрезентации, корковые структуры средней линии также участвуют в обработке социальных отношений и распознавании лично знакомых других. Исследования, которые показывают активацию средней линии во время понимания социальных взаимодействий между другими людьми или приписывания другим социальных черт ( формирование впечатления ), обычно требуют, чтобы испытуемые ссылались на психическое состояние других. [10]
Префронтальная кора
[ редактировать ]Есть несколько областей в структуре средней линии коры, которые, как полагают, связаны с эффектом самореференции. Одной из наиболее активных областей, участвующих в эффекте самореференции, по-видимому, является медиальная префронтальная кора (мПФК). Префронтальная кора (ПФК) — это область мозга, которая, как полагают, участвует в планировании сложного поведения , а также в выражении и регулировании характеристик личности в социальных ситуациях. Тот факт, что префронтальная кора участвует в регуляции уникальных внутренних характеристик личности, показывает, насколько она может быть важным компонентом эффекта самореференции. Медиальная префронтальная кора обоих полушарий была предложена в качестве места для «модели Я», которая представляет собой теоретическую конструкцию, состоящую из таких важных характеристик, как чувство непрерывности и единства, а также опыт действия . [11]
Идея о том, что эффект самореференции связан с медиальной префронтальной корой, возникла в результате нескольких экспериментов, пытавшихся определить механизмы, участвующие в процессе самореференции. Эксперименты, в которых участникам давались задачи, требующие от них размышлений или самоанализа о своем собственном психическом состоянии, показали активность в медиальной префронтальной коре. Например, активность вентромедиальной префронтальной коры наблюдалась при выполнении задач, в которых участники сообщали о своей личности или предпочтениях, принимали точку зрения от первого лица или размышляли о своем текущем аффективном состоянии . Подобная активность в вентромедиальной префронтальной коре проявляется в тех случаях, когда участники демонстрируют преимущество в памяти, возникающее, когда элементы кодируются соответствующим образом. [12] Во время различных тестов функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), проведенных в то время, когда участники выполняли самореферентные задачи, наблюдалось постоянное увеличение сигналов, зависящих от уровня кислорода в крови (ЖИРНЫЙ шрифт) в вентрально-медиальной и дорсально-медиальной префронтальной коре. [13] Измерение ЖИРНЫХ сигналов необходимо для обоснованной интерпретации сигналов фМРТ, поскольку ЖИРНЫЙ фМРТ отражает комплексный мониторинг изменений мозгового кровотока , объема мозговой крови и оксигенации крови . [14]
Теменная доля
[ редактировать ]Исследования показали, что помимо областей префронтальной коры в теменной доле есть области , которые также играют роль в активации эффекта самореференции. Во время фМРТ, проводимой во время задач самореференции, также наблюдалось увеличение ЖИРНЫХ сигналов в медиальной и латеральной теменной коре. [13] Чтобы дополнительно определить, играет ли медиальная теменная доля роль в самореференции, участников подвергали транскраниальной магнитной стимуляции этой области. Стимуляция этой области привела к снижению способности участников восстанавливать предыдущие суждения о себе по сравнению с восстановлением суждений других. [15]
Развитие на протяжении всей жизни
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Развитие чувства себя и понимания того, что человек отделен и уникально отличается от других, жизненно важно для развития преимущества эффекта самореференции. По мере того, как маленькие дети растут, их самоощущение и понимание окружающего мира постоянно растут. Хотя у каждого ребенка это происходит на разных стадиях, исследования показали, что преимущество самореференции развивается довольно рано. Исследования, посвященные способностям детей к запоминанию , показали преимущество самореференции у детей уже в возрасте пяти лет. [16] Развитие речи, по-видимому, играет значительную роль в развитии и использовании эффекта самореференции. Вербальное навешивание ярлыков является одним из первых стратегических действий, демонстрируемых маленькими детьми для улучшения памяти, и по мере того, как дети прогрессируют в возрасте и языковом развитии, их эффективность в выполнении задач на память, связанных с самореференцией, увеличивается. [16] Исследование, проведенное в 2011 году на дошкольниках, показало, что наблюдения за детьми в возрасте трех лет позволяют предположить, что эффект самореференции проявляется в памяти событий благодаря их способности к самопознанию. [17]
Взрослая жизнь
[ редактировать ]Как и у детей, непрерывное развитие Я-концепции связано с развитием у людей самореференции. Отношения, сложившиеся с близкими людьми на протяжении всей жизни, по-видимому, влияют на самореференцию в отношении памяти. Степень, в которой мы включаем других в нашу самооценку, представляет особый интерес для социальных психологов. Теории близости и личных отношений могут предполагать, что на эффект самореференции влияет близость отношений с другим человеком, используемым в качестве цели. Некоторые исследователи определяют близость как расширение себя в другого и предполагают, что когнитивные процессы человека в отношении близкого другого развиваются таким образом, чтобы включить этого человека как часть себя. В соответствии с этой идеей было продемонстрировано, что мемориальное преимущество, предоставляемое материалам, на которые ссылаются сами, может быть уменьшено или устранено, когда объектом сравнения является близкий человек, например родитель, друг или супруг. [18] Способность использовать эффект самореференции остается относительно высокой на протяжении всей жизни, даже в пожилом возрасте. Нормально функционирующие пожилые люди могут получить пользу от самореференции. Старение характеризуется когнитивными нарушениями в ряде областей, включая долговременную память , но память у пожилых людей податлива. [19] Стратегии и ориентации памяти, включающие процессы «глубинного» кодирования, приносят пользу пожилым людям. Например, пожилые люди демонстрируют повышенную эффективность запоминания при использовании самостоятельно сгенерированных стратегий, основанных на лично значимой информации (например, важных датах рождения), по сравнению с другими мнемоническими стратегиями . Однако исследования показали, что существуют некоторые различия между использованием преимущества самореференции пожилыми и молодыми людьми. Как и молодые люди, пожилые люди демонстрируют превосходное понимание предметов, на которые они ссылаются. Но количество когнитивных ресурсов, которыми обладает человек, влияет на то, какую пользу пожилым людям принесет самоссылка. Самореференция улучшает память пожилых людей, но ее польза ограничена независимо от социального и лично значимого характера задачи. [19] Причиной такого изменения самореференции может быть изменение активации мозга, которое наблюдалось у пожилых людей при изучении самореференции. У пожилых людей наблюдалась большая активность в медиальной префронтальной коре и вдоль поясной извилины, чем у молодых людей. Поскольку эти области часто связаны с самореферентной обработкой, эти результаты позволяют предположить, что мнемонический импульс пожилых людей к положительной информации может быть обусловлен повышенной тенденцией обрабатывать эту информацию по отношению к себе. Было высказано предположение, что этот «сдвиг позитивности» может произойти потому, что пожилые люди уделяют больше внимания целям регулирования эмоций, чем молодые люди, при этом пожилые люди имеют большую мотивацию извлекать эмоциональный смысл из жизни и поддерживать положительный аффект. [20]
Влияние на студентов
[ редактировать ]Студенты часто сталкиваются с трудностями, когда сталкиваются с попыткой вспомнить воспоминания. Поэтому важно понимать влияние кодирования самореференции на учащихся и то, как оно может улучшить их запоминание информации. Целью настоящего исследования было изучение эффектов самореферентного кодирования.
Роджерс, Койпер и Киркер (1977) провели одно из первых исследований по изучению эффекта самореференции, что сделало его основополагающей статьей. Целью исследования было определение важности личности и того, как она участвует в обработке личной информации. [21] Эффект самореференции считается надежной стратегией кодирования и эффективен на протяжении последних 30 лет (Gutches et al., 2007). Процесс, лежащий в основе этого исследования, заключался в том, чтобы собрать студентов и разделить их на четыре различные группы задач, и их попросили дать ответ «да» или «нет» на предложенное им прилагательное. Были использованы четыре задания: структурное, фонематическое, семантическое и самореференциальное. Было несколько различных теорий, подтверждающих это исследование. Теория личности подчеркивает, что сеть наблюдателей при взгляде на прилагательные-характеристики является важной частью того, как они обрабатывают личную информацию Hastorf et al. (1970). Другая теория, которая поддерживает это исследование, — это теория атрибуции. Это еще один пример того, как организационные черты человека соответствуют эффекту самореференции Jones et al. (1971). Самость визуализируется как схема, которая участвует в обработке личной информации, интерпретации и воспоминаниях, что считается мощным и эффективным процессом (Rogers et al., 1977).
Гутчесс, Кенсингер и Шактер (2007) провели исследование, в котором они использовали возраст как фактор при рассмотрении эффекта самореференции. В первом и втором эксперименте рассматриваются молодые и пожилые люди, им предлагаются закодированные прилагательные, и они должны решить, описывают ли они их. Третий эксперимент решает, считают ли они эти черты желательными по отношению к себе. Разница в возрасте оказалась эффективной: эффект самореференции привел к тому, что пожилые люди продемонстрировали превосходство в распознавании относительных элементов, на которые ссылаются сами. Однако самореференция у пожилых людей не имела такого же уровня восстановления, как у более молодых людей. Основным фактором, который сыграл роль в этом исследовании, была доступность когнитивных ресурсов. Когда была большая доступность когнитивных ресурсов, способность улучшать память одинаково как у молодых, так и у пожилых людей расходилась с социально-эмоциональной обработкой (Gutches et al., 2007).
Хартлеп и Форсайт (2001) провели исследование, используя два разных подхода при подготовке к экзамену. Первым подходом был метод опроса, вопросов, чтения, размышления, повторения и обзора, который называется SQR4. Другим методом был метод самореференции. Третья группа была контролируемой и не получала специальных инструкций по учебному процессу (Hartlep & Forsyth, 2001). Данное исследование считается прикладным. Люди, у которых более развитая когнитивная система, тем лучше они смогут восстановить воспоминания. Самая сложная когнитивная структура, которую может иметь человек, — это знание самого себя (Hartlep & Forsyth, 2001). Эффект самореференции возможен при наличии строгих лабораторных условий. Если во время учебы студенты смогут рассматривать материал как развитие того, что они уже помнят, или могут относиться к личному опыту, их память улучшится (Hartlep & Forsyth, 2001). Хотя метод самореференции в некоторых случаях может улучшить воспроизведение воспоминаний, к сожалению, в этом исследовании не было существенных различий между двумя методами исследования.
Сербун, Ши и Гутчесс (2011) провели исследование, изучающее влияние общей и специфической памяти при использовании эффекта самореференции. Исследование создало пробел в исследованиях из-за тестируемых экспериментов. В первом эксперименте используются визуальные детали объектов, а во втором и третьем эксперименте используется вербальная память для оценки эффекта самореференции. Эффект самореференции улучшает как общую, так и специфическую память и может повысить точность и насыщенность памяти (Сербун и др., 2011). Мы знаем, как работает эффект самореференции, но вместо использования прилагательных-характеристик для оценки запоминания мы рассматриваем прилагательные-характеристики. Результаты экспериментов показывают, что самореференция действует не только за счет увеличения знакомства или общей памяти об объекте, но и за счет улучшения памяти на детали события. Вероятно, это основано на более запоминающихся процессах. Эта информация подтверждает, что самореференция эффективно кодирует богатые, подробные воспоминания не только в общую память, но и в конкретные воспоминания.
(Накао и др., 2012) провели исследование, чтобы показать связь между эффектом самореференции и людьми с высоким и низким альтруизмом. Все начинается с медицинской префронтальной коры (МПФК). Люди с высоким уровнем альтруизма не продемонстрировали эффекта самореференции по сравнению с участниками с низким уровнем альтруизма. Участники, часто выбиравшие альтруистическое поведение, называют социальную желательность щитом (Накоа и др., 2012). Связь эффекта самореференции и альтруизма – это MPFC. При использовании эффекта самореференции у людей с низким альтруизмом задействуется одна и та же часть мозга. Тогда как то же самое касается людей с высоким альтруизмом при использовании социальной желательности. Социальная желательность, связанная с различными типами улучшения памяти, может варьироваться в зависимости от индивидуальных различий прошлого опыта. Индивидуальные различия людей могут проявлять эффект, аналогичный эффекту самореференции (Накоа и др., 2012).
Эффект самореференции — это богатый и мощный процесс кодирования, который можно использовать множеством способов. Эффект самореференции показывает лучшие результаты по сравнению с семантическим методом при обработке личной информации. [22] Обработка личной информации может различаться и вспоминаться по-разному с возрастом. Чем старше субъект, тем более богатыми и яркими могут быть воспоминания из-за количества информации, которую обработал мозг. Самоанализ так же эффективен, как и метод SQR4 при подготовке к экзаменам, но метод самоанализа предпочтительнее. Определение общих и конкретных воспоминаний с помощью предметов, вербальных сигналов и т. д. может быть эффективным при использовании эффекта самореференции. При использовании этих разных методов активируется одна и та же часть мозга, что приводит к улучшению взаимоотношений и улучшению воспоминаний. Ожидалось, что участники вспомнят наибольшее количество слов из самореферентного списка, а не из семантического или структурного списка, и больше слов из семантического списка, чем из структурного списка. Ожидалось также, что для слов, закодированных в условиях самореферентности, участники из группы с высоким альтруизмом вспомнят меньше слов, чем из группы с низким альтруизмом.
Эволюционный механизм
[ редактировать ]Исследования показывают, что эффект самореференции связан с личным выживанием среди человечества. [23] Существует эффект выживания, который определяется как улучшение памяти при кодировании материала, предназначенного для выживания, который, как было показано, имеет значительную корреляцию с эффектом самореференции. [24] Интересно то, что исследования показали, что это улучшение памяти не работает, если его дает другой человек; для того, чтобы это сработало, оно должно исходить от самого человека. [23] Поскольку этот прогресс в кодировании поступающих воспоминаний является эволюционным механизмом, который мы, человеческая раса, унаследовали от проблем, с которыми столкнулись наши предки. [25] Нэрн и др. (2007) отметили, что наша развитая способность вспоминать события прошлого может помочь нам как виду решать проблемы, связанные с выживанием. [25] Вайнштейн и др. (2008) в своем исследовании пришли к выводу, что люди способны кодировать и извлекать информацию, связанную с выживанием, больше, чем информацию, не связанную с выживанием. [26] Однако важно отметить, что исследователи предполагают, что существует не какой-то один вид эффекта самореференции, который создают люди, а скорее группа из них, преследующая разные цели, кроме выживания. [27]
Примеры
[ редактировать ]- Склонность приписывать чужое поведение своему характеру, а собственное поведение – ситуации. [28] (Фундаментальная ошибка атрибуции)
- Когда испытуемых просили запомнить слова, относящиеся к ним самим, они вспоминали лучше, чем те, кто получал другие инструкции. [1]
- В связи с эффектом уровней обработки в уме создается больше обработки и больше связей по отношению к теме, связанной с личностью. [29]
- В области маркетинга азиатские потребители чаще упоминали в рекламе азиатские модели, чем белые потребители. [30] Кроме того, азиатские модели, рекламирующие продукты, которые обычно не одобрялись азиатскими моделями, привели к увеличению самореференции со стороны потребителей. [31]
- Люди с большей вероятностью помнят дни рождения, которые ближе к их собственному дню рождения, чем дни рождения, которые находятся дальше. [32]
- Исследования показывают, что долговременная память улучшается, когда обучение происходит в условиях самореференции. [33]
- Исследования показывают, что женщины-потребители используют самореференцию, когда видят в рекламе женские модели с разной фигурой. Например, Мартин, Вир и Перван (2007) исследовали, как весовой локус контроля женщин (т.е. убеждения о контроле массы тела) влияет на то, как они реагируют на женщин-моделей в рекламе различных форм тела. Они обнаружили, что женщины, которые верят, что могут контролировать свой вес («внутренности»), наиболее благосклонно реагируют на стройных моделей в рекламе, и эта благоприятная реакция опосредована самореференцией. [34]
См. также
[ редактировать ]- Список предвзятостей в суждениях и принятии решений
- Список искажений памяти
- Теория личного конструкта
- Себя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роджерс, Тимоти Б.; Койпер, Николас А.; Киркер, WS (1977), «Самореференция и кодирование личной информации», Journal of Personality and Social Psychology , 35 (9): 677–678, doi : 10.1037/0022-3514.35.9.677 , PMID 909043
- ^ Келли, Джордж (1955). Психология личных конструктов . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 9780230008410 .
- ^ Джонс, Э.Э. (1971). Атрибуция: Восприятие причин успеха и неудачи . Нью-Йорк: General Learning Press.
- ^ Тал-Ор, Нурит; Папирман, Яэль (2007). «Фундаментальная ошибка атрибуции при приписывании актерам характеристик вымышленных персонажей». Медиапсихология . 9 (2): 331–345. дои : 10.1080/15213260701286049 . S2CID 145012098 .
- ^ Джонс, РА; Сенсениг, Дж.; Хейли, Дж. В. (1974), «Самоописания: конфигурации содержания и эффекты порядка», Журнал личности и социальной психологии , 30 (1): 36–45, doi : 10.1037/h0036674 , PMID 4427215
- ^ Кляйн, Стэнли Б. (2012). «Я, память и эффект самореференции». Обзор личности и социальной психологии . 16 (3): 283–300. дои : 10.1177/1088868311434214 . ПМИД 22291045 . S2CID 25305083 .
- ^ Накао, Такаши; Токунага, Сатоко; Такамура, Масахиро; Нашива, Хитоми; Хаяси, Сюнсукэ; Миятани, Макото (январь 2012 г.). «Альтруистические люди не проявляют в памяти эффекта самореференции». Журнал общей психологии . 139 (1): 29–41. дои : 10.1080/00221309.2011.642027 . ISSN 1940-0888 . ПМИД 24836719 . S2CID 2930477 .
- ^ Либерман, Мэтью Д. (январь 2007 г.). «Социальная когнитивная нейронаука: обзор основных процессов» . Ежегодный обзор психологии . 58 (1): 259–289. дои : 10.1146/annurev.psych.58.110405.085654 . ISSN 0066-4308 . ПМИД 17002553 .
- ^ Цинь, Пэнминь; Нортофф, Георг (2011). «Как наше «я» связано со срединными областями и сетью режима по умолчанию?». НейроИмидж . 57 (3): 1221–1233. doi : 10.1016/j.neuroimage.2011.05.028 . ПМИД 21609772 . S2CID 16242246 .
- ^ Уддин, Люсина К.; Якобони, Марко; Ланге, Клаудия; Кинан, Джулиан Пол (2007). «Я и социальное познание: роль корковых структур средней линии и зеркальных нейронов». Тенденции в когнитивных науках . 11 (4): 153–157. дои : 10.1016/j.tics.2007.01.001 . ПМИД 17300981 . S2CID 985721 .
- ^ Гиллихан, Сет Дж.; Фара, Марта Дж. (2005). «Является ли я особенным? Критический обзор данных экспериментальной психологии и когнитивной нейронауки». Психологический вестник . 131 (1): 76–97. CiteSeerX 10.1.1.510.8989 . дои : 10.1037/0033-2909.131.1.76 . ПМИД 15631554 .
- ^ Митчелл, Джейсон П.; Банаджи, Махзарин Р.; Макрей, К. Нил (2005). «Связь между социальным познанием и самореферентным мышлением в медиальной префронтальной коре». Журнал когнитивной нейронауки . 17 (8): 1306–1315. CiteSeerX 10.1.1.650.7023 . дои : 10.1162/0898929055002418 . ПМИД 16197685 . S2CID 9718324 .
- ^ Jump up to: а б Сайонц, Бастиан; Кант, Торстен; Маргулис, Дэниел С.; Пак, Соён К.; Виттманн, Андре; Стой, Мелин; Стрёле, Андреас; Хайнц, Андреас; Нортофф, Георг; Бермполь, Феликс (2010). «Разграничение самореферентной обработки на основе извлечения эпизодических воспоминаний: общие и разделяемые сети». НейроИмидж . 50 (4): 1606–1617. doi : 10.1016/j.neuroimage.2010.01.087 . ПМИД 20123026 . S2CID 5755839 .
- ^ Логотетис, Никос К. (2007). «Все тонкости сигналов фМРТ». Природная неврология . 10 (10): 1230–1232. дои : 10.1038/nn1007-1230 . ПМИД 17893716 . S2CID 14320975 .
- ^ Нортофф, Георг; Хайнцель, Александр; Де Грек, Мориц; Бермполь, Феликс; Добровольный, Хенрик; Панксепп, Яак (2006). «Обработка самореференции в нашем мозге - метаанализ исследований изображений самого себя». НейроИмидж . 31 (1): 440–457. doi : 10.1016/j.neuroimage.2005.12.002 . ПМИД 16466680 . S2CID 2455577 .
- ^ Jump up to: а б Суй, Цзе; Чжу, Ин (2005). «Пятилетние дети могут показать преимущество самореференции». Международный журнал поведенческого развития . 29 (5): 382–387. дои : 10.1080/01650250500172673 .
- ^ Росс, Жозефина; Андерсон, Джеймс Р.; Кэмпбелл, Робин Н. (2011). «Я помню себя: последствия, ограничения и приложения». Монографии Общества исследований детского развития . 76 (3): 68–79. дои : 10.1111/j.1540-5834.2011.00618.x .
- ^ Хизертон, Тодд Ф.; Уайлэнд, Кэрри Л.; Макрей, К. Нил; Демос, Кэтрин Э.; Денни, Брайан Т.; Келли, Уильям М. (2006). «Медиальная префронтальная активность отличает себя от близких людей» . Социальная когнитивная и аффективная нейронаука . 1 (1): 18–25. дои : 10.1093/скан/nsl001 . ПМК 2555408 . ПМИД 18985097 .
- ^ Jump up to: а б Гутчесс, Анджела Х.; Кенсинджер, Элизабет А.; Юн, Кэролайн; Шактер, Дэниел Л. (2007). «Старение и эффект самореференции в памяти». Память . 15 (8): 822–837. дои : 10.1080/09658210701701394 . ПМИД 18033620 . S2CID 3744804 .
- ^ Кенсинджер, Элизабет А.; Шактер, Дэниел Л. (2008). «Нервные процессы, поддерживающие эмоциональные воспоминания молодых и пожилых людей». Журнал когнитивной нейронауки . 20 (7): 1161–1173. CiteSeerX 10.1.1.537.3525 . дои : 10.1162/jocn.2008.20080 . ПМИД 18284340 . S2CID 8983032 .
- ^ Роджерс, ТБ; Койпер, Северная Каролина; Киркер, WS (1977). «Самоссылка и кодирование личной информации» . Журнал личности и социальной психологии . 35 (9): 677–688. дои : 10.1037/0022-3514.35.9.677 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 909043 .
- ^ Кляйн, Стэнли Б.; Килстром, Джон Ф. (1986). «Разработка, организация и эффект самореференции в памяти» . Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 115 (1): 26–38. дои : 10.1037/0096-3445.115.1.26 . ISSN 1939-2222 . ПМИД 2937872 .
- ^ Jump up to: а б Каннингем, Шейла Дж.; Брейди-Ван ден Бос, Мирьям; Джилл, Люси; Терк, Дэвид Дж. (март 2013 г.). «Выживание эгоистичных: противопоставление самореферентного и основанного на выживании кодирования» . Сознание и познание . 22 (1): 237–244. дои : 10.1016/j.concog.2012.12.005 . ISSN 1053-8100 . ПМИД 23357241 . S2CID 14230747 .
- ^ Ян, Ликсия; Лау, Карен П.Л.; Труонг, Линда (2 мая 2014 г.). «Эффект выживания в памяти: сохраняется ли он в старости и ненаследственных сценариях?» . ПЛОС ОДИН . 9 (5): е95792. Бибкод : 2014PLoSO...995792Y . дои : 10.1371/journal.pone.0095792 . ISSN 1932-6203 . ПМК 4008592 . ПМИД 24788755 .
- ^ Jump up to: а б Нэрн, Джеймс С.; Томпсон, Сара Р.; Пандейрада, Хосефа Н.С. (2007). «Адаптивная память: обработка выживания улучшает запоминание» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 33 (2): 263–273. дои : 10.1037/0278-7393.33.2.263 . ISSN 1939-1285 . ПМИД 17352610 . S2CID 2924502 .
- ^ ВАЙНШТЕЙН, Ю.; БАГГ, Дж. М.; РОДИГЕР, Х.Л. (1 июля 2008 г.). «Можно ли объяснить преимущество воспоминаний при выживании базовыми процессами памяти?» . Память и познание . 36 (5): 913–919. дои : 10.3758/mc.36.5.913 . ISSN 0090-502X . ПМИД 18630198 .
- ^ Кляйн, Стэнли Б. (30 января 2012 г.). «Я, память и эффект самореференции» . Обзор личности и социальной психологии . 16 (3): 283–300. дои : 10.1177/1088868311434214 . ISSN 1088-8683 . ПМИД 22291045 . S2CID 25305083 .
- ^ Росс, Л.; Нисбетт, RE (1991). Человек и ситуация: Перспективы социальной психологии . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Кляйн, С.Б.; Лофтус, Дж. (1988), «Природа самореферентного кодирования: вклад процессов разработки и организации», Журнал личности и социальной психологии , 55 : 5–11, doi : 10.1037/0022-3514.55.1.5
- ^ Ли, Кристина Квай-Чой; Фернандес, Налини; Мартин, Бретт А.С. (2002). «Использование самореференции для объяснения эффективности моделей этнических меньшинств в рекламе» (PDF) . Международный журнал рекламы . 21 (3): 367–379. дои : 10.1080/02650487.2002.11104937 . S2CID 146942655 . Архивировано из оригинала 10 июня 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Мартин, Бретт А.С.; Ли, Кристина Квай-Чой; Ян, Фэн (2004). «Влияние этнической принадлежности рекламной модели и самореференции на отношение: данные из Новой Зеландии» (PDF) . Журнал рекламы . 33 (4): 27–37. дои : 10.1080/00913367.2004.10639172 . JSTOR 4189274 . S2CID 142644044 . Архивировано из оригинала 10 июня 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Кесебир, С.; Оиси, С. (2010). «Эффект спонтанной самореференции в памяти: почему некоторые дни рождения запомнить труднее, чем другие» (PDF) . Психологическая наука . 21 (10): 1525–1531. дои : 10.1177/0956797610383436 . ПМИД 20855903 . S2CID 22859904 . Архивировано из оригинала 10 января 2014 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ 17.21. Подпрыгните Скраггс, TE (1987). Комментарии Прессли, Джонсона и Саймонса к статье «Разработка, чтобы учиться, и обучение, чтобы разрабатывать». Журнал проблем с обучаемостью, 20 (3), 169.
- ^ Мартин, Бретт А.С.; Вир, Экант; Перван, Саймон Дж. (2007). «Самоссылка и потребительские оценки женских моделей большего размера: локус контроля веса с точки зрения перспективы» (PDF) . Маркетинговые письма . 18 (3): 197–209. дои : 10.1007/s11002-007-9014-1 . S2CID 17175873 . Архивировано из оригинала 6 мая 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Саймонс, Синтия С.; Джонсон, Блэр Т. (1997). «Эффект самореференции в памяти: метаанализ» . Психологический вестник . 121 (3): 371–394. дои : 10.1037/0033-2909.121.3.371 . ПМИД 9136641 .