Jump to content

Бонампа

Координаты : 16 ° 42'14,40 "N 91 ° 03'54,00" W  /  16,7040000 ° N 91,0650000 ° W  / 16,7040000; -91,0650000
Бонампа

Бонампак (известный в древности как Акье или, в его непосредственной близости, как Усий Витц , «Холм стервятника») [1] древний майя археологический памятник в мексиканском штате Чьяпас . Это место находится примерно в 30 км (19 миль) к югу от более крупного участка народа Яшчилан , под которым находился Бонампак, и границы с Гватемалой . Хотя это место не является слишком пространственным и не имеет богатых архитектурных размеров, оно хорошо известно фресками, расположенными в трехкомнатной Структуре 1 ( Храм фресок) . Строительство сооружений относится к позднему классическому периоду (ок. 580–800 гг. н. э.). Фрески Бонампак примечательны тем, что являются одними из наиболее хорошо сохранившихся фресок майя.

Это место, расположенное недалеко от притока реки Усумасинта , было замечено не-майя в 1946 году. Кто именно первым из не-майя увидел это место, остается предметом догадок, но это были либо два американских путешественника, Герман Чарльз (Карлос) Фрей и Джон Борн, или фотограф/исследователь Джайлс Хили . Американцев к руинам привели местные майя Лакандон , которые все еще посещали это место, чтобы помолиться в древних храмах. Джайлзу Хили был первым, кому показали огромные картины, украшающие стены одной из трех комнат здания. Картины передают историю одной битвы и ее победный исход. [2]

История государства

[ редактировать ]

Птичий Ягуар в начале V века сражался против К'инич Татбу Череп I в Яшчилане и потерял свободу. [3] Другие дворяне были захвачены в более поздней войне против Узлоглазого Ягуара I. [4] В 514 году Узлоглазый Ягуар I сам был взят в плен (правителем С Пьедрас-Неграса), [4] [5] дать Бонампаку передышку; но после 526 года его преемник Кинич Татбу Череп II снова напал на Бонампак и захватил еще больше лордов. [6]

Бонампак к 600 году нашей эры стал спутником Яшчилана . В это время аджау Яшчилана назначил Яджау Чана Муваана I лордом Бонампака. Последующий аджавоб реконструировал это место, ориентируя его на мегаполис. Около 790 г. н. э. король Яшчилана Щит Ягуар III руководил установкой Чан Муваана II и нанял ремесленников Яшчилана, чтобы увековечить его на фресках «Структуры I». Бонампак рухнул вместе с Яшчиланом в 9 веке. [7]

Храм фресок

[ редактировать ]
Музыканты в нижнем регистре восточной стены Зала 1.

Структура 1:

Строение 1 в Бонампаке, построенное в конце восьмого века нашей эры, имеет длину 16 метров, глубину четыре метра и высоту семь метров и построено на Т-образной платформе. [8] Хотя нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение, некоторые предполагают, что здесь также мог быть гребешок на крыше, подобный тому, который можно увидеть на Строении 33 в соседнем Яшчилане. Структурно симметричный, сбалансированный и стабильный, он состоит из трех отдельных комнат, которые содержат фрески, повествующие о событиях, связанных с восшествием на престол Чуджа, сына правителя Бонампака Яджау Чаана Мувана и внука Адж Сак Телеса. Хотя существуют некоторые разногласия относительно временной последовательности событий, общепринято, что повествование следует рассматривать в хронологическом порядке, начиная с Зала 1 (сцена дани, переодевания, танца, спектакля и музыкального представления); затем переходим в Зал 2 (сцена жестокого конфликта и выставка, на которой представлены человеческие браки, которых пытают и убивают в компании высших членов суда и высших эшелонов победившей силы); и, наконец, в Комнату 3 (сцена танца с наблюдателями и ритуального кровопускания). [1] Всего в трех комнатах представлена ​​около 281 фигура человека, многие из которых имеют подписи (приблизительно 1/3 фигур имеют имена, еще 10 процентов фигур имеют пустые подписи, а чуть более половины фигур вообще не имеют подписей). ). [8] Несколько теорий относительно того, почему некоторые подписи остались пустыми, включают смерть или политическую перегруппировку, прерывание фресок, связанное с мнимым коллапсом равнинных майя в период создания Структуры 1, а также возможность того, что называть имена определенных фигур стало политически невежливо. [8] Планирование и выполнение фресок Бонампак указывают на большую команду специалистов, ини одному гению-одиночке. В эту команду входили штукатуры, производители пигментов и, возможно, каллиграфы, а также художники и проектировщики, чья художественная концепция наиболее заметна на стенах. [8]

Внешний вид Строения 1, хотя и плохо сохранился, когда-то был богато окрашен в яркие оттенки синего, сине-зеленого, красного и желтого цветов майя. Действительно, почти все было бы залито краской, ведь даже полы в каждой комнате были выкрашены в черный цвет. Кажется, только верхние поверхности внутренних скамеек остались неокрашенными. [8] Помимо различных цветов, на фасаде Структуры 1 были и другие художественные элементы. Чуть ниже переплетного молдинга есть остатки одной полосы из примерно восьмидесяти символов, обернутых вокруг здания, и широких вертикальных полос красного цвета. чередовались с участками неокрашенной белой штукатурки. По сути, художники Бонампака оформили нижний ярус внешней части Структуры 1 так, как если бы это была ваза майя; более конкретно, это было сделано в вазах Петена в стиле кодекса, а не в вазах региона Усумасинта, где расположен Бонампак. [8] Над каждой комнатой есть небольшая ниша, в которой находится сидящая фигура — вероятно, изображение правящего лорда. [9] Между этими нишами находились две более крупные лепные сцены, только одна из которых уцелела от разрушительного воздействия времени. Намекая на то, что изображено на фресках, изображение изображает фигуру, идущую вперед к пленнику, стоящему перед ним на коленях, а победитель крепко держит его за волосы. На восточной и западной сторонах здания на верхнем ярусе были изображены дополнительные сидящие фигуры в нишах, установленные на головах богов с длинными мордами — на них до сих пор видны остатки красной краски. [8] Наконец, дверной проем в каждой комнате украшен резной перемычкой, изображающей воина, покоряющего пленника. На перемычке 1 (Комната 1) изображен Яджав Чаан Муван, правитель Бонампака, захвативший врага 12 января 787 года нашей эры (длинная дата: 17.09.16.3.12, 8 Эб 10 К'умку); На перемычке 2 (Комната 2), вероятно, изображен повелитель Яшчилана, Щитовой Ягуар IV, 4 января 787 года нашей эры (длинная дата: 17.09.16.3.8, 4 Ламат 6 К'умку); а на перемычке 3 (комната 3) изображен Адж Сак Телес, вероятно, 25 июля 780 г. н.э. (дата длинного отсчета: 17.09.11.14, 3 Ix 2 Yax). [1] Стоит отметить, что высота каждого дверного проема составляет всего около 5 футов 7 дюймов (1,75 метра) и около 3 футов в ширину. Таким образом, ясно, что ни один аристократ майя в полном регалии никогда бы не вошел в эти комнаты без почтительного поклона. [9]

В 1996 году группа из Йельского университета под руководством профессора Мэри Миллер начала «Проект документации Бонампак» , который включал в себя проведение еще более детального исследования, фотографирование и репродукции фресок. Эти репродукции, выполненные художниками Хизер Херст и Леонардом Эшби, благодаря инфракрасным фотографиям оживляют многие детали, которые уже нельзя увидеть невооруженным глазом. Самое главное, что на изображениях запечатлено множество символов, которые ранее были неизвестны, утрачены либо в результате естественной эрозии, либо из-за множества неудачных попыток сохранения, некоторые из которых нанесли гораздо больший ущерб, чем сохранение. Более подробное описание проекта документации Бонампака и подробное обсуждение фресок см. в основополагающей работе Мэри Миллер и Клаудии Бриттенхэм 2013 года на эту тему под названием « Зрелище двора позднего майя : размышления о фресках Бонампака».

*Примечание. Упомянутые ниже пронумерованные человеческие фигурки (HF) можно найти в вышеупомянутой публикации на стр. 73, а также в превосходных больших разворотах в конце книги.

Комната 1:

Перемычка 1 над дверным проемом в Комнату 1. На этой перемычке изображен Яджав Чаан Муван, правитель Бонампака, захвативший врага 12 января 787 года нашей эры (длинная дата: 17.09.16.3.12, 8 Эб 10 К'умку).

Это сцена царственного события: признание правителем Бонампака Яджавом Чааном Муваном перед двором и высокопоставленными лицами права своего сына на правление. [10] В этой первой комнате находятся 77 человеческих фигур, выполняющих различные функции в повествовании. Некоторые из актеров, которые сразу привлекают внимание, — это элегантно одетые фигуры в нижнем регистре южной стены (HF 62, 63 и 64). Большие спины с перьями, а также различные элементы ягуара, кетцаля и змеи в их костюмах подчеркивают важность этих фигур. Это три чока (молодых наследника). Сначала предполагалось, что центральной фигурой (HF 63) был правитель Бонампака Яджав Чаан Муван. Однако дальнейшее прочтение сопровождающих символов показывает, что это будущий правитель Чудж, который находится между двумя своими братьями: Птицей Баламом и Адж Баламом. [10] С поднятыми пятками все трое братьев танцуют ритуальный танец. Слева от зрителя от HF 62, начиная с южной стены и заканчивая восточной стеной, находятся несколько фигур, играющих на инструментах (погремушки, барабаны и панцири черепах) и поющих, которые наполняют эту комнату праздничной музыкой. Справа от зрителя от трех чоков , ведущих к западной стене, находятся восемь саджалов (региональных губернаторов). Особого внимания заслуживает HF 71, стоящий в позе, знакомой сегодняшним курильщикам, поскольку он тоже обнимает длинную тонкую сигарету, выражая некоторую комбинацию спокойствия, отсутствия интереса и скуки. [8] Позади него HF 73 и 74, а также HF 52 и 54 на восточной стене работают вместе, держа зонтики, обрамляющие текст начальной серии прямо над ними в среднем регистре. Это единственные кавычки во всем доколумбовом Новом Свете. [8] В нижнем регистре северной стены еще больше музыкантов (HF 43 и 44) трубят в свои трубы, в то время как другие исполнители (HF 45–50) носят различные костюмы, в том числе костюм крокодила (HF 48).

Из всех изображений приезжих посланников, дворян и танцоров, хранящихся в верхнем регистре, выделяются несколько личностей и одна недавно обнаруженная деталь. На приподнятой платформе в верхнем регистре южной стены, чуть выше двух отверстий, через которые когда-то проходили деревянные балки, поддерживающие конструкцию, стоит одинокая фигура (HF 16), представляющая лордам ребенка (HF 15). . Сначала многие думали, что этот ребенок и есть юный наследник; однако, как отмечалось ранее, центральная танцующая фигура ниже (HF 63) была наследником престола в Бонампаке. Однако, даже не расшифровав глифы рядом с тремя праздничными братьями, можно заметить пару особенностей. Во-первых, на лице молодой фигуры разрисовано лицо и одежда напоминает девушку, возможно, жену будущего правителя. [8] Во-вторых, никто не смотрит на ребенка, даже тот, кто ее держит. Фактически, он смотрит через левое плечо в верхний регистр западной стены на фигуру (HF 19), сидящую на возвышенном троне. Эта сидящая фигура, вероятно, — Яджав Чаан Муван, правитель Бонампака. Здесь важно отметить, что подпись над этим человеком, как и многие подписи в Структуре 1, осталась пустой. Таким образом, идентификация HF 19 как Яджав Чаан Муван скорее выводится, чем однозначно известна, на основе глифа имени. Под троном, хотя и с некоторым трудом, можно рассмотреть пять свертков. Только после вышеупомянутого проекта документации Бонампак профессора Мэри Миллер ученые наконец узнали, что содержалось в этих свертках. После анализа инфракрасных изображений этой сцены были обнаружены глифы « 5 пи какау ». « Какау » было классическим термином майя для обозначения какао-бобов, а профессор Гарвардского университета Дэвид Стюарт предположил, что глиф « пи » представляет собой единицы из 8000 бобов. Следовательно, если это так, то получается, что Яджау Чаану Мувану была выплачена дань в размере 40 000 какао-бобов, что представляет собой значительную сумму богатства. [11] Наконец, в своде всей сцены в Комнате 1 показаны лица Бога Солнца, движущегося по небу. На восточной стене большой крокодил, олицетворяющий небесный свод, несет на своей спине мириады аватаров Бога Солнца. [10]

Комната 2:

Это сцена, которую называют величайшей батальной сценой во всем искусстве майя. Комната 2 — самая большая из трех, что указывает на ее большую важность. [12] Он также содержит больше человеческих фигур, чем в Комнате 1 или Комнате 2, их 139. Южная стена, первая, которую можно увидеть при входе, а также восточная и западная стены, изображают воинов в пылу битвы. Тела переплетаются как в нижнем, так и в верхнем регистре. Трубы звучат, пока бушует битва (HF 7). Когда человек начинает все больше и больше сосредотачиваться на отдельных людях, парахудожественные элементы и их символическое значение становятся ясными. Древние майя считали, что быть левшой было признаком женственности и слабости, поэтому воины, изображенные побежденными (в том числе уже раздетыми догола, а победители держат их за волосы), или те, кто находится в процессе поражения , изображены как левосторонние (например, HF 61 и 67). Некоторые даже изображены с двумя левыми руками. [13] Чтобы резко контрастировать с этим, некоторым победителям даются по две правые руки, что удваивает их силу и мужественность. Помимо левши, все проигравшие носят еще и какой-нибудь элемент птицы — или, по крайней мере, те, которые еще в боевых костюмах и еще не содраны с них. Это также является показателем поражения. С другой стороны, все победители носят костюмы с кошачьими элементами, в частности, с ягуаром. Поэтому неудивительно увидеть главного героя в верхнем регистре южной стены, Яджау Чан Муваана (HF 55), крепко сжимающего в правой руке покрытое шкурой ягуара копье и надевая большой экстравагантный головной убор из ягуара — на котором может быть свиток с кувшинками, а также куртка ягуара и ботинки ягуара. [9] Хотя очевидно, что события, связанные с вознесением на вершину Чуджа, изображенные в Структуре 1, повествуют реальные события, столь же ясно, что версия реальных событий Бонампака носит более пропагандистский характер. Вышеупомянутые наряды проигравших лишь подчеркивают этот факт. То есть никто, намеревающийся победить, не вступит в бой в костюмах, связанных с поражением, и все воины проигравшей стороны не будут левшами. Профессор Мэри Миллер описывает сцену битвы в Комнате 2 как «…официальный исторический портрет, а не как фотографический отблеск войны майя». [9] Над хаотичной битвой на южном своде изображены три человека в картушах предков-сороконожек. Между ними двое связанных пленников. [8] Повернув взгляд на северную стену, зрителя встречает продолжение битвы: пытки и принесение в жертву пленников, взятых в бою.

Чтобы увидеть северную стену, посетитель должен был сесть наюжная скамейка над связанными пленниками, словно становясь частью сцены.Северная стена – это стена боли и страданий. Обнаженные и почти обнаженные пленницы (тольков набедренной повязке) изображены в глубокой агонии, так как некоторые из них находятся впроцесс выдирания ногтей или уже подверглись этомупытки и кровотечение из ран (HF 101–109). HF 101, возможно, даже имелему удалили зубы, а срок действия HF 106 уже истек, а HF 120 - это всего лишьотрубленная голова. Яджо Чан Муваан также является главной фигурой здесь, одетым только внемного другой вариант его боевого костюма с южной стены. Он стоитвеличественно над своими пленниками, в то время как несколько воинов и дворян наблюдают заритуал, включая его жену (HF 97). В хранилище, прямо над этой сценой,представляют собой четыре картуша, представляющие различные небесные образы.

Примечание. Во время радиолокационного обследования Строения 1 в 2010 году археологи обнаружили гробницу под Комнатой 2. Она небольшая и относительно простая. В нем находилось тело одного мужчины в возрасте от 35 до 42 лет. Это был полный скелет без черепа, что, по мнению ученых, произошло просто из-за естественной эрозии, а не из-за следов обезглавливания. К скелету прилагались нефритовые серьги, нефритовые ожерелье и браслеты, подвеска из раковины спондила, две полихромные пластинки, алебастровая ваза с отверстием в основании и каменный нож. Последние два предмета — перфорированная ваза и каменный нож — заставляют некоторых полагать, что этот человек был одной из жертв жертвоприношений, изображенных в Комнате 2. Другие теории включают в себя то, что он был раненым воином или возможным родственником Яджау Чана Муваана, поскольку его украшения соответствовали украшениям дворян, изображенных в комнате 1. [14] Очевидно, что эта гробница была частью первоначальной конструкции Структуры 1 и, следовательно, не была создана позднее.

Комната 3:

Верхний регистр восточной стены в комнате 3 изображает знатных женщин Бонампак, участвовавших в ритуальном кровопускании. Прямо наверху, в хранилище, находится сверхъестественное существо, извергающее кровь.

Это сцена ритуального празднования победы в битве, включая кровопролитие дворянами, и содержит 65 человеческих фигур. Как и в комнатах 1 и 2, первой осматривается южная стена. Что сразу привлекает внимание, так это три искусно одетых человека в верхнем регистре (16, 21 и 24 HF), одетых в высокий зеленый головной убор с перьями кетцаля и крылья танцора. [10] Это те же братья из комнаты 1, с молодым наследником Чуджем в центре (HF 21). У каждого брата в руках окровавленная бедренная кость, превращенная в ритуальный топор. [10] Прямо под Чуджем находится еще одна фигура (HF 22), стоящая на коленях; он также держит топор в правой руке и другой предмет в левой. Вот еще один случай, когда Проект документации Бонампак смог расшифровать то, что невозможно увидеть невооруженным глазом — в этом случае краска в этой области была полностью разрушена. Однако инфракрасные изображения показали, что то, что HF 22 держал в левой руке, было не чем иным, как все еще бьющимся сердцем жертвенной жертвы внизу (HF 19), которую два помощника тащили вниз по ступеням пирамиды (HF 18 и 20). .

Почти весь нижний регистр южной и западной стен занимают семь более тщательно одетых персонажей (13, 15, 17, 26, 26, 27 и 28 HF) с головными уборами, похожими на головные уборы братьев над ними. Они изображены с поднятой пяткой и вытянутыми руками, как будто захвачены прямо перед танцем с вращением, возможно, для имитации полета кетцаля. Над всей сценой на южной стене, на желтом фоне — первое появление цвета, не отражающего реальность. [9] — сверхъестественное существо с квадратными глазами и одним заостренным зубом на лбу. У него нет зрачков и настоящего носа; за ним появляются две змееподобные сверхъестественные сущности, которые изгоняют дополнительных сущностей. [9] В верхнем регистре западной стены изображена музыкальная процессия с исполнителями в масках, несущими карлика (HF 42), который поднимается на желтый фон свода, демонстрируя его связь со сверхъестественным миром. В верхнем регистре восточной стены изображены благородные женщины Бонампака (2, 5 и 6 HF), подносящие к языку шипы скатов во время ритуала кровопускания. Тем временем крупный мужчина (HF 7) предлагает женщинам на троне средства для кровопускания. Следует отметить тот факт, что эти люди, похоже, появлялись и раньше: HF 7 в комнате 2 в середине восточной стены; остальные в комнате 1 на сцене трона у западной стены. [8] Над ними, окруженное желтым цветом, появляется еще одно сверхъестественное существо, извергающее кровь. Обратившись к северной стене, можно увидеть в своде почти такое же сверхъестественное, что и в своде южной стены. Внизу 10 эбитов (лордов), одетых в белые мантии, ведут беседу, в то время как еще девять сидящих внизу людей также жестикулируют, разговаривая друг с другом, возможно, комментируя представление, происходящее на южной стене перед ними. [8] Наконец, в нижнем регистре еще больше музыкантов поднимают свои инструменты ввысь, участвуя в процессии у западной стены. Зал 3 погружает зрителя в празднование.

Профессор Мэри Миллер писала: «Возможно, ни один артефакт из древнего Нового Света не дает такого сложного представления о доиспанском обществе, как картины Бонампака. превращая фрески Бонампака в беспрецедентный ресурс для понимания древнего общества».

Памятники

[ редактировать ]
1 звезды

Он расположен в центральной части Большой площади, представляет собой момент расцвета Чан Мувана II, важность персонажа отражается в способе его изображения и в сложности разработки памятника, то есть в огромная каменная плита небольшой толщины без каких-либо трещин. Имея почти 6-метровую высоту, он является одним из самых высоких в мире майя. Чан Муван II стоит и несет церемониальную трость, стиль ученика придает его взгляду большую силу; в нижней части стелы изображено чудовище земли, из которого появляются лица молодого бога кукурузы. Полоса глифов под ногами правителя указывает на его генеалогию, а в другой вертикальной полосе можно увидеть символ-эмблему города.

Он расположен на низкой террасе прямо в центре Акрополя, рядом со Стелой 3. На нем изображен Чан Муван II, богато одетый, в компании двух женщин: перед ним ее мать Леди Щит-Череп, а за ним его жена Леди. Зеленый кролик из Яшчилана, носящий уипиль . Сцена вращается вокруг ритуала самопожертвования, совершаемого правителем, который несет в правой руке мешок с копалом , из которого виден лик бога-летучей мыши, и которому помогает его мать, несущая шипы ската, для прокалывания. в то время как его жена держит корзину с полосками бумаги, готовую принять капли крови правителя, которые позже будут сожжены в честь их божеств.

Он представляет собой сцену, в которой Чан Муван II стоит перед вторым человеком, сидящим на корточках и в позе подчинения, с бумажными серьгами, символом пленников.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Хьюстон, Стивен (2012). «Добрый принц: переходный период, текстовые сообщения и моральное повествование на фресках Бонампака, Чьяпас, Мексика». Кембриджский археологический журнал . 22 (2): 153–175. дои : 10.1017/s0959774312000212 .
  2. ^ Коу, Майкл Д. (1999). Майя (Шестое изд.). Калифорния: Темза и Гудзон. стр. 125–129. ISBN  0-500-28066-5 .
  3. ^ Мартин и Грубе 2000, стр.119.
  4. ^ Jump up to: а б Мартин и Грубе 2000, стр.120.
  5. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 422
  6. ^ Мартин и Грубе 2000, стр.121.
  7. ^ Дэвид Стюарт: «Ориентирование Бонампак», http://decipherment.wordpress.com/2009/04/30/orienting-bonampak/ , 30 апреля 2009 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Миллер, Мэри; Бриттенхэм, Клаудия (2013). Зрелище двора позднего майя: размышления о фресках Бонампака . Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер, Мэри (1986). Фрески Бонампака . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Кэлвин, Дж (2013). «Фрески Бонампак» (PDF) .
  11. ^ Миллер, Мэри (1997). «Изображение искусства майя». Археология .
  12. ^ Миллер, Мэри (2002). «Воля искусства: случай Бонампака». RES: Антропология и эстетика . 42 : 8–23. дои : 10.1086/RESv42n1ms20167568 . S2CID   193780351 .
  13. ^ Палка, Дж. (2002). «Левый/правый символизм и тело в иконографии и культуре древних майя». Латиноамериканская древность . 13 (4): 419–443. дои : 10.2307/972224 . JSTOR   972224 . S2CID   163786759 .
  14. ^ Роуч, Джон (2010). «Могила безголового человека найдена под фреской пыток майя» . Нэшнл Географик . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 15 марта 2010 года.

16 ° 42'14,40 "N 91 ° 03'54,00" W  /  16,7040000 ° N 91,0650000 ° W  / 16,7040000; -91,0650000

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 578dbc7ce3aced8bce041eb0a9b8d3ee__1709953020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/ee/578dbc7ce3aced8bce041eb0a9b8d3ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bonampak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)