Jump to content

Сейбал

Координаты : 16 ° 30'42 "с.ш. 90 ° 3'40" з.д.  /  16,51167 ° с.ш. 90,06111 ° з.д.  / 16,51167; -90.06111
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Строение А-3 в Сейбале. [1]
Стела 11 в Сейбале.

Сейбал ( Испанское произношение: [sejˈβal] ), известный как Эль-Сейбаль на испанском языке , представляет собой классического периода археологический памятник цивилизации майя, расположенный в северном департаменте Петен в Гватемале , примерно в 100 км к юго-западу от Тикаля . Это был самый крупный город в регионе реки Пасион . [2]

Это место было занято с доклассического периода до терминальной классической эпохи со значительным перерывом. [3] Основная фаза заселения относится к позднему доклассическому периоду (400 г. до н.э. - 200 г. н.э.), за которым последовал упадок в раннем классическом периоде (200–600 гг. н.э.). [4] Сейбал пережил значительный подъем в Terminal Classic непосредственно перед его полным отказом. [5] достигнув второго пика примерно с 830 до 890 человек, с населением, оцениваемым в 8–10 000 человек. [6] Даты на стелах в Сейбале необычно поздние, поскольку памятники все еще освящаются после того, как коллапс классических майя охватил большую часть региона Петен. [7] Многие из поздних памятников Сейбала демонстрируют художественное влияние центральной Мексики и побережья Мексиканского залива .

Ранняя история этого места утеряна из-за катастрофического поражения государства в 735 году нашей эры от соседнего королевства Петексбатун со столицей в Дос-Пиласе , что привело к разрушению его более ранних скульптурных памятников . [8] Сейбал превратился в вассальное государство до разрушения королевства Петексбатун в конце 8 века нашей эры. [9] В 830 году нашей эры с прибытием Ват'ула Шатель из Уканала на восток на этом месте обосновалась новая элита. Это новое прибытие вдохнуло новую жизнь в Сейбал и позволило ему просуществовать до начала 10-го века, задолго до того, как коллапс классических майя охватил большую часть региона. [10]

Этимология

[ редактировать ]

Сейбал — это искаженное испанское слово ceibal , что означает «место, где растет множество деревьев сейба ». Эль-Сейбал — это название лесного лагеря возле руин на момент их открытия. Изменение орфографии возникло после публикации Теоберто Малера в 1908 году, в которой использовалась немецкая форма с начальной буквой «s». [11]

Расположение

[ редактировать ]

Сейбал расположен на утесах примерно в 100 метрах (330 футов) над рекой Пасион , основным притоком реки Усумасинта . [12] Примерно в 100 километрах (62 миль) ниже по течению река Пасион соединяется с рекой Салинас, образуя Усумасинту, которая течет на север, к Мексиканскому заливу . [13] Это место находится в департаменте Петен на севере Гватемалы , в 16 километрах (9,9 миль) к востоку от современного города Саяксче . [14] Сейбал расположен в 27 километрах (17 миль) к востоку от позднеклассического города Дос-Пилас и в 100 километрах (62 мили) к югу от Тикаля . [15] Озеро Петен-Ица ​​находится в 60 километрах (37 миль) к северу от руин. [16]

Сейбал расположен среди тропических лесов на известняковой равнине, которая то холмистая, то плоская. [17]

Население

[ редактировать ]

Обследования выявили в среднем 436 построек на квадратный километр (1118 на квадратную милю) в центре объекта, что упало до 244 построек на квадратный километр. 2 (626/кв. миля) на периферии. [18] На пике своего развития в позднем доклассическом периоде численность населения оценивалась в 1600 человек в центре памятника, а еще 8000 были рассеяны по периферии, в результате чего общая численность населения оценивалась почти в десять тысяч человек. [19] В эпоху ранней классики численность населения сильно сократилась. [20] По оценкам, численность населения упала до 34% от пиковой численности. [21] В период от позднего до терминального классического периода популяция увеличилась до 85% от уровня позднего доклассического периода, расширение, которое, по-видимому, произошло быстро и распространилось на все части территории. [22] возможно, в результате притока беженцев, прибывших из других мест около 830 года нашей эры. [23] За этим последовал спад численности населения до 14% от пиковой численности доклассического периода в раннем постклассическом периоде (900–1200 гг. Н.э.), прежде чем это место было полностью заброшено. [24]

Социальная стратификация

[ редактировать ]

Социальная стратификация Сейбала заключалась в том, что короли-священники, а также знать и элита жили в главном церемониальном центре, а простые люди жили на периферии города. При раскопках 1964-68 гг. из 45 найденных захоронений 34 были из периферийной зоны, что свидетельствует о классовом распределении населения. [25]

Известные правители

[ редактировать ]

Все даты нашей эры

Имя Титул или прозвище Правило
Слоновий слон «Коготь ягуара» ок.735–747+ [26]
Великий Лорд Правитель Д, Ах-Болон-Абта [27] 771–? [28]
Ват'ул Шатель [29] Адж Болон Хааб'тал [30] 830–889+ [31]

Это место было занято средним доклассическим периодом, затем его переход от позднего доклассического периода к раннему классическому периоду с возобновлением расширения в период от позднего до терминального классического периода, прежде чем он был полностью заброшен.

Доклассический

[ редактировать ]

Впервые Сейбал был заселен около 900 г. до н.э. в доклассический период. [32] Пика численности населения он достиг в позднем доклассическом периоде около 200 г. до н. э., в конце керамической фазы Кантуса (300–200 гг. н. э.). [33] [34] Керамика из глубоких слоев среднего доклассического периода в Сейбале принадлежит к малоизвестной фазе Real/Xe, обнаруженной в западном регионе Петен. [35] Крестообразный тайник в ольмекском стиле, состоящий из кровопускателя и нефритовых кельтов , похож на те, что были найдены в сердце ольмеков на побережье Мексиканского залива в Мексике , и артефакты, вероятно, были изготовлены в Ла Венте . [36] Этот тайник датируется примерно 900 годом до нашей эры. [37] После комплекса Реал/Хе наступил период Эскобы, датируемый примерно 600–300 гг. н.э. Керамика этих двух периодов схожа, но керамика Эскобы более обширна и стратиграфически разделена. Есть также свидетельства того, что в это время рост населения достиг пика в конце периода Кантуце. [38]

Самое раннее поселение в среднем доклассическом периоде в основном относилось к группе A. После 300 г. до н.э., в позднем доклассическом периоде, поселение расширилось и включило группу D. [39] В этот период есть свидетельства строительства церемониальных построек как в группе A, так и в группе D.

К концу позднего доклассического (или протоклассического) периода в Сейбале наблюдалось необъяснимое сокращение населения. [40]

Ранняя классика

[ редактировать ]

Во время ранней классики упадок, начавшийся в позднем доклассическом периоде, продолжался не ослабевая, пока это место не было практически заброшено около 300 г. н. э. по неизвестным причинам. [41]

Поздняя классика

[ редактировать ]

Сейбал пережил возрождение в эпоху поздней классики с расширением оккупации, связанной с великим городом Тикаль . [42] Около 650 г. н.э. в город переехали новые жители, чтобы основать новое королевство. [43] В группах A и D было построено новое здание, при этом особое внимание уделялось группе D, которая стала важной частью церемониального центра. [44] Все памятники, воздвигнутые правителями поздней классики, ответственными за эту новую оккупацию, были испорчены, когда город потерпел катастрофическое поражение в 8 веке нашей эры. [45] После поражения Сейбала иностранное влияние из Центральной Мексики можно увидеть в искусстве и стелах этого места, относящихся к фазе Байала (середина 700 г. н.э. - постклассический период). [46]

Самое раннее упоминание о Сейбале в иероглифических надписях находится на стеле 15 в Дос-Пиласе, датированной 13 октября 721 года, и относится к тому, что Сейбал оказался вовлеченным в длительную войну между великими городами Тикаль и Калакмуль и их союзниками и вассалами. Дос Пилас был недавно основанным городом в регионе Петексбатун , основанным Тикалем для осуществления контроля над рекой Пасион. Эта стратегия имела неприятные последствия, когда Калакмуль захватил контроль над молодым королевством. [47]

Поражение

[ редактировать ]
Часть рельефа у основания Стелы Дос Пилас 16, показывающая как символ эмблемы Сейбала, так и лицо Йич'аака Балама.

В 735 году нашей эры Учаан Кин Балам , третий король Дос Пиласа , напал на Сейбал, захватив Йич'аак Балам . Пленный король не был казнен, а стал вассалом своего более могущественного соседа. [48] Учаан К'ин Балам воздвиг памятники своей победе над Сейбалом в Дос-Пиласе, Агуатеке и самом Сейбале. [49] Йич'аак Балам изображен под ногами Учаана К'ин Балама на Агуатека 2. стеле [50] В Сейбале была построена иероглифическая лестница, обозначающая новый статус города как вассала Дос Пиласа. В то же время, когда он воздвигал эти памятники в честь своей победы, Учаан Кин Балам приказал уничтожить иероглифические записи на более ранних памятниках Сейбала, причем надписи в Дос-Пиласе и Агуатеке конкретно фиксируют разрушение ранее построенных Сейбалом памятников. записали историю, используя фразы, которые переводятся как «они уничтожили письменность» и «они отрезали письмена от сделанных статуй». [51]

Йич'аак Балам продолжал оставаться вассалом при следующем короле Дос-Пиласа, Кавииле Хане Киниче , который руководил ритуалами в Сейбале в 745 и 747 годах. [52]

Сейбал восстановил свою независимость в конце 8 века после разрушения королевства Дос Пилас. [53] Аджав Бот взошел на трон в 771 году нашей эры, восстановив Сейбал как независимую столицу. [54] После 800 г. н. э. в Сейбале случился тридцатилетний перерыв, в течение которого не возводилось никаких новых памятников. [55]

Терминал Классический

[ редактировать ]
Фрагмент стелы 11 в Сейбале, на которой изображен король Ват'ул Шатель . [56]

С обретением независимости наступил новый апогей, и на короткое время Сейбал стал известной региональной столицей, расположенной на важном торговом пути реки Пасион . Архитектура и керамика этого периода демонстрируют связь с северным полуостровом Юкатан и побережьем Мексиканского залива. [57] Семнадцать стел, вырезанных между 849 и 889 годами нашей эры, представляют собой смесь стилей майя и иностранных стилей, в том числе лорда, носящего клювовую маску Эхекатля , центрального мексиканского бога ветра, с речевым свитком в мексиканском стиле, выходящим изо рта, резные изображения в иностранном стиле. тапочки для ног и квадратные картуши. этих стел имеют стилистическое сходство с нарисованными фресками в Какаштле , месте в центральном мексиканском штате Тласкала Некоторые из . Этот гибридный стиль, по-видимому, указывает на то, что новые правители Сейбала были правителями майя, приспособившимися к изменяющимся политическим условиям, приняв сочетание символов, происходящих как из равнинных майя, так и из источников центральной Мексики. [58] Некоторые из наиболее внешне выглядящих стел даже содержат календарные глифы, не принадлежащие майя. [59] Изменения в Сейбале в это время связаны с контролируемой Чонталем торговлей, протекавшей вдоль реки Пасион. Сами чонтал-майя были воинами-торговцами, происходящими с побережья Мексиканского залива и демонстрировавшими смесь характеристик майя и немайя. [60]

Иероглифические тексты в Сейбале указывают на то, что возрождение города было спонсировано новым союзом, образованным городами Караколь и Уканал на востоке, двумя городами, которые до сих пор пережили распространяющийся крах классических майя . [61] Вполне вероятно, что они пытались вновь открыть старый торговый путь Пасион-Усумасинта, и их привлекло к Сейбалу его защищенное расположение с видом на реку Пасион. [62] Обновление Сейбала произошло в 830 году нашей эры, когда Ват'ул Шатель стал вассалом Чан Эк' Хопета из Уканала. [63] Новый король посвятил новое здание и стелы в 849 году под надзором Джуэла Кавиля из Тикаля и Чан Пет, короля Калакмула . [64] Ват'ул Шатель построил новый новаторский храм-стелу к югу от Центральной площади Группы А. Структура А-3 состоит из низкой радиальной пирамиды с изобретательным расположением скульптурных памятников. [65]

Последний памятник Ват'улу Шательу был установлен в 889 году. Эта стела также является последним датированным памятником, воздвигнутым в Сейбале, и к 900 году город был практически заброшен, весь регион был охвачен коллапсом классических майя, и торговля больше не шла по Маршрут Пасион-Усумасинта. [66] Большинство столиц классических майя уже были заброшены, и вся внешняя поддержка, которую Сейбал получил от своего повелителя, исчезла. [67] К 930 году нашей эры это место было полностью заброшено. Его оставляли относительно нетронутым примерно до 1890 года, когда Федерико Артесу сообщили о руинах города.

Поздние стелы в Сейбале демонстрируют заметное снижение качества в течение примерно сорока лет, с потерей черт классического периода и имеют более плоские и грубые изображения, чем более ранние стелы. Это может отражать потерю опыта работы с Терминальной Классикой, поскольку с течением времени мастера стали менее способны работать с памятниками и большими конструкциями. [68]

Современная история

[ редактировать ]

Руины Сейбала, вероятно, были обнаружены около 1890 года лесорубами, работавшими в компании Hamett Mahogany. Федерико Артес, владелец лесозаготовительной компании «Артес и сыновья», впервые сообщил о существовании руин Сакстанкики, названия этого места майя, в 1892 году в публичной статье, опубликованной в городской газете Гватемалы. Он жил и вел дела в Петене. Правительство Гватемалы назначило специального комитета сеньора Артеса для сбора материалов, которые будут представлены на гватемальской выставке Всемирной Колумбийской выставки 1893 года в Чикаго . Ему не удалось получить удовлетворительный материал в Тикале из-за нехватки воды для гипсовой повязки, после чего он отправился в Сакстанкики с Горгонио Лопесом Толедо, бывшим помощником Альфреда Модли. Он взял формы с некоторых стел, и полученные слепки были выставлены на выставке, впервые привлекая внимание археологов к недавнему открытию руин. [69] После закрытия экспозиции слепки были переданы в музей Пибоди. Фотографии стел до сих пор каталогизированы под названием «Сактанкики», западное написание, использованное Малером после его экспедиции, но это имя, о котором он позже писал с насмешкой.

Два года спустя, в июле 1895 года, Сейбал был исследован Теоберто Малером по поручению Музея Пибоди Гарвардского университета . Он составил план участка и обнаружил новую стелу, которая добавилась к уже обнаруженным. Он вернулся на это место для дальнейших исследований в августе 1905 года, но не обнаружил новых памятников. Музей Пибоди опубликовал работы Малера в 1908 году, включая фотографии стел хорошего качества. [70]

В следующий раз Сейбал был расследован Сильванусом Морли в 1914 году от имени Карнеги Вашингтонского института . [71] Доктор Барнум Браун посетил руины в 1948 году, а члены экспедиции «Алтарь жертвоприношений» музея Пибоди посетили руины в 1961, 1962 и 1963 годах. [72]

В 1964 году Музей Пибоди вернулся на это место с тщательным расследованием, которое продолжалось до 1968 года под руководством Гордона Р. Уилли в качестве директора и А. Ледьярда Смита в качестве полевого директора. [73] Дальнейшие раскопки проводились с мая по июнь 2006 года в рамках Proyecto Arqueológico Ceibal-Petexbatun (Археологический проект Сейбал-Петексбатун). [74]

Описание сайта

[ редактировать ]

Сейбал — участок среднего размера. [75] Ядро участка разделено на три основные группы вершин холмов (группы A, C и D), соединенных дамбами, и занимает площадь чуть более 1 км. 2 . [76] Дорожки были облицованы каменной кладкой и местами имели парапеты. [77] Дорога I — западная дамба, Дорога II — южная дамба, а Дорога III — восточная дамба. [78] Группа D — это крепость-убежище, спрятанная над берегом реки. [79] Группа B представляет собой небольшой комплекс, расположенный примерно в 3 км (1,9 мили) от центра объекта. [80] Группа А меньше группы D, но в ней больше всего скульптурных памятников. [81] За пределами ядра территории расположены различные небольшие группы курганов. Они расположены на расстоянии от 50 до 100 метров (от 55 до 109 ярдов) друг от друга и простираются на несколько километров на север, юг и запад. [82]

В Сейбале были восстановлены только два сооружения: храмовая платформа А-3 и круглая платформа С-79, увенчанная Алтарем Ягуара. Оба были восстановлены в ходе расследований, проведенных Музеем Пибоди в 1960-х годах. [83]

У Сейбала есть спутниковая площадка, расположенная на севере, известная как Эль-Анональ. На этом месте есть большие постройки, построенные из глины и датируемые средним доклассическим периодом. [84]

Архитектура

[ редактировать ]

Группа А находится в ядре сайта. Он состоит из трех площадей: Северной, Южной и Центральной и расположен в западном конце Козуэй I. В группе А вокруг трех площадей расположено более пятидесяти курганов. [85] Памятники, относящиеся к периоду, когда Сейбал был вассалом Дос Пиласа (735–761 гг. Н.э.), расположены на центральной площади группы. [86] В этой группе также есть площадка для игры в мяч, датируемая Терминальной классикой и стилистически напоминающая площадку в Ушмале. [87]

Группа C находится на дамбе II, которая проходит через нее и заканчивается у кругового сооружения C-79. Группа C насчитывает более сорока курганов. [88]

Группа D — компактная группа в восточной части Козуэй III. Она расположена в легко защищаемой позиции на краю обрыва с видом на реку Пасион. [89] В нем более семидесяти построек, сосредоточенных вокруг пяти площадей. В группе D была только одна стела, представляющая собой простой памятник, установленный перед ступенчатой ​​пирамидой высотой 20 метров (66 футов). [90]

Восточный дворик группы А является частью комплекса акрополя, расположенного за строением А-14. Комплекс расположен на массивной платформе, поднятой почти на 7 метров (23 фута) над уровнем естественной поверхности. Во внутренний дворик можно было попасть по лестнице с южной стороны. В него входят Структуры А-15 и А-16. [91]

Структура А-3

Строение А-3 — это храмовая платформа, расположенная в центре южной площади. С каждой из четырех его сторон ведет лестница. С этим сооружением связаны пять стел: одна расположена у подножия каждой лестницы, а пятая внутри здания, возвышающегося над платформой. [92] Под центральной стелой были захоронены три больших нефритовых булыжника. [93] Это сооружение и связанные с ним стелы были освящены в 849 году нашей эры королем Ват'улом Чателем (также известным как Адж Болон Хааб'тал). [94] В строении А-3 сохранились остатки сводчатого свода, единственного сохранившегося образца в Сейбале. [95] Расположение радиальной пирамиды и связанных с ней стел было весьма новаторским. Радиальная форма храма была древней в регионе майя, относящейся к позднему доклассическому периоду, но Ват'ул Шатель разместил на нем квадратный храм с четырьмя дверями, по одной на каждую из лестниц. Здание храма состояло из трех сводчатых помещений, ориентированных с севера на юг, с дверями, соединяющими каждую камеру по оси восток-запад. Карниз лепной храма поддерживал . фриз яркий Фриз обрушился вместе с храмом еще в древности. Археологам удалось восстановить части упавшего фриза и попытаться восстановить его первоначальный вид. Каждую из четырех дверей изначально увенчивала огромная скульптура короля Ват'ула Шатель. Двенадцать фигур меньшего размера были расположены вокруг карниза, по одной в каждом углу, а дополнительная фигура располагалась на полпути между каждым углом и центральной фигурой короля. Неизвестно, кого представляли эти меньшие фигуры. Пространства между фигурами занимали панно с штриховкой и скульптурной растительностью и животными. Древние боги сидели в центре каждой из шестнадцати панелей, включая Ицамна и Паватун . Конструкция А-3 была построена на основе более ранней платформенной конструкции. [96]

Строение А-10 , храм-пирамида высотой 28 метров (92 фута), является самым высоким сооружением на этом месте. [97]

Структура А-13 представляет собой радиальную пирамиду. В ходе раскопок обнаружено массовое захоронение (погребение 4) с частями тела одиннадцати человек, в том числе двух женщин и ребенка. Это не было традиционным захоронением классических майя, и оно было датировано 930 годом нашей эры, очень поздним периодом заселения этого места. [98]

Строение А-14 покрыто лесом, заросшим северной частью Центральной площади. Это хребтовое сооружение, идущее с севера на юг, и когда-то на нем была иероглифическая лестница, подробно описывающая поражение Сейбала от Дос Пиласа, хотя теперь надписи были перенесены в старый лагерь проекта. [99] В сооружении было обнаружено элитное женское захоронение, обозначенное как Погребение 1. [100]

Строение А-15 расположено на северной стороне Восточного патио Северной площади. Это длинное низкое строение, идущее с востока на запад и закрывающее внутренний дворик с северной стороны. Его размеры 24 на 8 метров (79 на 26 футов) на 1,5 метра (4,9 фута) в высоту. В здании находилась длинная комната с широким входом, выходившим на юг во внутренний дворик, поднятый из внутреннего дворика ступенькой. В комнате стояла каменная скамейка, построенная из повторно использованных блоков. Конструкция была наложена на две более ранние подстройки, самая ранняя из которых имела ориентацию, отличную от окончательного здания. Все три периода строительства, по-видимому, относятся к Терминальному классическому периоду, причем последний этап, возможно, относится примерно ко времени падения города. [101]

Строение А-16 расположено на северо-восточной стороне Восточного патио Северной площади. Это прямоугольная конструкция размером 16 на 10 метров (52 на 33 фута), идущая с севера на юг и обращенная на запад. Остатки сооружения имеют высоту 2,7 метра (8,9 футов). Западная сторона здания была повреждена грабителями еще до проведения археологических раскопок. Траншея грабителей имела размеры 5 на 0,8 метра (16,4 на 2,6 фута) и глубину 3,5 метра (11 футов) и прорезала пол, скамью и заднюю стену строения, но не обнаружила никаких захоронений или подношений. Упавшие блоки и плиты известняка показывают, что в здании когда-то была камера с карнизным сводом. Были также обнаружены фрагменты лепнины , когда-то они составляли красочный фриз над фасадом здания, на котором были лепные человеческие фигуры. На штукатурке еще сохранились следы оранжевой, зеленой и желтой краски. Здание представляло собой строение дворцового типа, возможно, с шестью комнатами, тремя с западной стороны и тремя с восточной, и первоначально оно было покрыто камнем. В интерьере была Г-образная скамейка. Здание было построено из мелко отесанных блоков известняка, а стены были покрыты лепниной, окрашенной в оранжевый и бирюзовый цвета. Считается, что здание было частью королевского дворца Терминал Классик с архитектурными особенностями, похожими на храмовое сооружение А-3. [102]

Необычная круглая конструкция С-79. [103]

Строение A-19 и Строение C-9 представляют собой площадки для игры в мяч . Они напоминают площадки для игры в мяч в Чичен-Ице . [104] Обе площадки для игры в мяч ориентированы с востока на запад, что является необычной особенностью для территории майя, хотя топография территории сильно ограничивала планировку города преимущественно с востока на запад. [105] Площадка для игры в мяч A-19 находится на западной стороне северной площади. [106]

Структура C-79 представляет собой круглую трехъярусную платформу, построенную во время Терминальной Классики на вершине ранее существовавшей структуры, относящейся к позднему доклассическому периоду. [107] Подобные круглые сооружения возникли в центральной Мексике, где они обычно представляют собой храмы Эекатля , бога ветра. [108] Однако сооружение в Сейбале было увенчано прямоугольной строительной платформой, тогда как храмовые постройки Эхекатля также были круглыми. [109] Строение C-79 имеет две лестницы: большая поднимается с западной стороны, меньшая - с восточной. [110] Круглый алтарь ягуара опирается на три постамента перед сооружением, два из них представляют собой приседающие фигуры, первоначально поддерживавшие алтарь, третья центральная колонна является современной и была установлена ​​в качестве дополнительной опоры во время реставрации руин. На краю алтаря вырезано грубое изображение головы ягуара. [111] Строение C-79 и связанный с ним алтарь датируются примерно 870 годом нашей эры. [112]

Памятники

[ редактировать ]
Стела 2 в Сейбале [113]
Стела 2, фотография Теоберто Малера в начале 20 века.

Памятники Сейбала включают ряд стел , резных каменных валов, часто украшенных фигурами и иероглифами. Памятники в Сейбале изготовлены из твердого известняка , что обеспечивает их отличную сохранность. [114] При раскопках 1960-х годов было выявлено 57 стел . Из них 22 были скульптурными, а 35 — простыми. [115]

Иероглифическая лестница 1 располагалась в передней части здания А-14. [116] Лестница была установлена ​​королем Дос-Пиласа Учааном К'ин Баламом, чтобы зафиксировать статус Сейбала как вассала после его поражения от этого города. Камни больше не находятся на месте , их перевезли на территорию лагеря старого археологического объекта. [117]

На стеле 1 , расположенной на северной стороне Южной площади возле строения А-3, упоминается некто по имени «Крыло-нож», который также известен в далекой Чичен-Ице. Оно датировано 869 годом нашей эры. [118]

Стела 2 Считается, что датируется примерно 870 годом нашей эры, хотя на ней нет иероглифического текста. На нем изображена фигура в маске, вид спереди, и это единственный памятник в Сейбале, на котором изображено изображение спереди. [119] Он был разбит на шесть или семь частей и восстановлен. [120]

На стеле 3 указана календарная дата, не относящаяся к майя , одним из символов является cipactli , голова крокодила, используемая для обозначения первого дня 260-дневного календаря в центральной Мексике. [121] Эта стела когда-то стояла рядом со Стелой 2, но была перенесена в музей в Гватемале . [122]

Стела 4 сильно повреждена: ее разбило на куски упавшее дерево. Он был потерян на шестьдесят лет, прежде чем был открыт заново. В настоящее время он остается погребенным под тонким слоем почвы. [123]

Стела 5 находится к северу от Южной площади и сильно повреждена. От стелы осталась только сломанная средняя часть, на ней изображен игрок в мяч и она датируется примерно 780 годом нашей эры. [124]

Стела 6 находится немного севернее Стелы 5 и имеет иероглифический текст. Эта стела была повреждена в древности, когда верхнюю часть отломали и возвели рядом алтарь. [125]

Стела 7 стоит к северу от стел 5 и 6. Она находится в удовлетворительном состоянии и имеет изображение правителя, одетого как игрок в мяч. Этот памятник, вероятно, был открыт в 780 году нашей эры, хотя он свидетельствует о вступлении на престол короля Сейбала в 771 году нашей эры. [126]

Стела 8 — хорошо сохранившийся памятник на южной стороне строения А-3. Здесь король Ват'ул Шатель носит на руках и ногах когти ягуара вместе с другими атрибутами Бога Бородатого Ягуара. [127] В одной руке король держит голову бога Кавиила . В тексте описывается посетитель по имени Хакавитзил, ранняя форма имени Якавитц , имени одного из богов-покровителей постклассического королевства Киче' Кумаркай в Гватемальском нагорье . Шеле и Мэтьюз предполагают, что событие, изображенное на этой стеле, породило основополагающие легенды народа киче . [128]

Стела 9 была возведена на западной стороне Строения А-3. Он сильно поврежден, одна часть отсутствует. [129] На стеле изображен Ват'ул Шатель с атрибутами Бога кукурузы и описывается, как он призывает Змея Видений . [130]

Стела 10 находится на северной стороне Строения А-3. [131] На нем изображен Ват'ул Шатель, одетый в терминальный классический стиль майя, хотя на его иностранном лице есть усы, что не является типичной чертой майя. В тексте на этой стеле изображены символы-эмблемы Тикаля , описывающие , , Калакмуля и Мотул-де-Сан-Хосе как он принимал гостей из этих городов. [132] Среди посетителей названы Кан-Пет из Калакмула и Кан Эк' из Мотула. [133] Ват'ул Шатель носит головной убор, связанный с богами-покровителями Сейбала, богом-цаплей и Кавиилом, божествами, которые также были покровителями Паленке . Похоже, это попытка иностранного короля более тесно идентифицировать себя с городом, которым он пришел править. [134]

Стела 11 находится на восточной стороне Строения А-3 и описывает восстановление Сейбала 14 марта 830 года и назначение его нового лорда, Ват'ула Чателя, вассалом Чан Эк' Хопета из Уканала. [135] Панно под портретом правителя изображает связанного пленника. [136] Иероглифическая надпись описывает, как прибыл Ватул Шатель со своими паланкинами и божествами-покровителями. [137]

Стела 13 стоит немного западнее Южной площади. Оно датируется 870 годом нашей эры. [138]

Стела 14 датируется примерно 870 годом нашей эры, стоит на стыке двух дамб и находится в хорошем состоянии. Он имеет стилистическое сходство со скульптурами в далекой Чичен-Ице на крайнем севере полуострова Юкатан . [139]

Стела 18 - одна из последних стел, возведенных в Сейбале. Она находится в 20 метрах (66 футов) к западу от группы памятников, состоящей из стел 5, 6 и 7. [140]

Стела 19 демонстрирует иностранное влияние, преобладавшее в Сейбале в эпоху поздней классики. На нем изображен лорд в маске, изображающей бога ветра Центральной Мексики Эхекатля . [141]

Стела 20 стоит к западу от Южной площади. Это был один из последних памятников, воздвигнутых в Сейбале, датируемый 889 годом нашей эры. [142]

Стела 21 расположена внутри камеры наверху Строения А-3. Эта стела была сильно повреждена, когда на нее обрушилась сводчатая камера, а также пострадала от эрозии. Памятник был отреставрирован и изображает лорда Сейбала Ват'ула Шатель с манекен-скипетром. Как и Стела 8, король носит атрибуты Бога Бородатого Ягуара, хотя и без когтей ягуара. В правой руке король держит скипетр Кавиил, в другой руке держит щит с ликом бога Солнца. Надпись на памятнике практически неразборчива. [143]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шерер и Трэкслер 2006, стр.520.
  2. ^ Sharer & Traxler 2006 стр. 520.
  3. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520. Келли 1996, с. 154.
  4. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520.
  5. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520.
  6. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 689. Келли 1996, с. 154.
  7. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, с. 61.
  8. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 177.
  9. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520.
  10. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 524.
  11. ^ Коу 1999, с. 9. Келли 1996, с. 154. Шеле и Мэтьюз 1999, с. 175. Музей археологии и этнологии Пибоди (1).
  12. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520. Туртельо и Гонсалес 2005, с. 60.
  13. ^ Смит 1968, с. 82.
  14. ^ Смит 1968, с. 82.
  15. ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 58. Смит 1968, с. 82.
  16. ^ Смит 1968, с. 82.
  17. ^ Смит 1968, с. 82.
  18. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 686.
  19. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 688.
  20. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 690.
  21. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 689.
  22. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 689. Туртельо и Гонсалес 2005, с. 73.
  23. ^ Вебстер 2002, с. 278.
  24. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 689.
  25. ^ Уилли и Смит 1975-1990.
  26. ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 61, 63.
  27. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, с. 68.
  28. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.409. Туртельо и Гонсалес 2005, с. 68.
  29. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, стр. 68-9.
  30. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 524.
  31. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 524.
  32. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 176.
  33. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 288-9. Шеле и Мэтьюз 1999, с. 176.
  34. ^ Уилли и Смит 1975-1990 гг.
  35. ^ Коу 1999, с. 54.
  36. ^ Коу 1999, с. 54. Шерер и Трэкслер 2006, с. 202.
  37. ^ Адамс 1996, с. 82.
  38. ^ Уилли и Смит 1975-1990 гг.
  39. ^ Смит 1968, с. 82.
  40. ^ Смит 1968, с. 84.
  41. ^ Смит 1968, с. 84. Шеле и Мэтьюз 1999, с. 176.
  42. ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 227.
  43. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 176.
  44. ^ Смит 1968, с. 84.
  45. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 177.
  46. ^ Сандерс, Ф.Дж., 1977 г.
  47. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 176-177.
  48. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520. Мартин и Грубе 2000, с. 58, 61. Коу 1999, с. 130. Шеле и Мэтьюз 1999, с. 177.
  49. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 177.
  50. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 407.
  51. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 177.
  52. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 408.
  53. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520.
  54. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 409.
  55. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 178.
  56. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, с. 66; Шеле и Мэтьюз 1999, с. 182.
  57. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 521.
  58. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 522. Коу 1999, с. 154.
  59. ^ Коу 1999, с. 154.
  60. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 528-9.
  61. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 522.
  62. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 522-3.
  63. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 523.
  64. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 313, 361, 524.
  65. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 179.
  66. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 524. Туртельо и Гонсалес 2005, с. 81.
  67. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 524.
  68. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, с. 70.
  69. ^ Смит 1968, с. 84.
  70. ^ Келли 1996, с. 159.
  71. ^ Келли 1996, с. 159.
  72. ^ Смит 1968, с. 84.
  73. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520. Келли 1996, с. 159. Смит 1968, стр. 82, 84.
  74. ^ Понциано и др. 2007, стр. 448.
  75. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 175.
  76. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520. Смит 1968, с. 84.
  77. ^ Смит 1968, с. 85.
  78. ^ Смит 1968, с. 85.
  79. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, с. 76.
  80. ^ Смит 1968, с. 85.
  81. ^ Смит 1968, с. 85.
  82. ^ Смит 1968, с. 84.
  83. ^ Смит 1968, с. 86.
  84. ^ Понциано и др. 2007, стр. 449, 469.
  85. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 520. Смит 1968, с. 85. Понциано и др. 2007, с. 452.
  86. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 177-178.
  87. ^ Уилли и Смит 1975-1990 гг.
  88. ^ Смит 1968, с. 85.
  89. ^ Смит 1968, с. 85. Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 175–176.
  90. ^ Смит 1968, с. 85.
  91. ^ Понциано и др. 2007, стр. 451.
  92. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 520. Туртельо и Гонсалес 2005, с. 68.
  93. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 182.
  94. ^ Шарер и Трэкслер, 2006, стр.523. Туртельо и Гонсалес 2005, с. 69.
  95. ^ Келли 1996, с. 154.
  96. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 179-181.
  97. ^ Смит 1968, с. 85.
  98. ^ Туртельо и Гонсалес 2005, стр. 63, 71.
  99. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 178. Понциано и др. 2007, стр. 451-452.
  100. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, с. 63.
  101. ^ Понциано и др. 2007, стр. 449-451, 459.
  102. ^ Понциано и др. 2007, стр. 449-454, 457.
  103. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, с. 72.
  104. ^ Туртельо и Гонсалес 2005, стр. 71-2.
  105. ^ Скарборо 1991, с. 138.
  106. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 520. Туртельо и Гонсалес 2005, с. 65.
  107. ^ Келли 1996, с. 158. Шерер и Трэкслер 2006, с. 521.
  108. ^ Шерер и Трэкслер 2006, стр.520. Миллер и Таубе с.85.
  109. ^ Туртелло и Гонсалес 2005, с. 72.
  110. ^ Келли 1996, с. 158.
  111. ^ Смит 1968, с. 91. Келли 1996, с. 158.
  112. ^ Келли 1996, с. 158.
  113. ^ Смит 1968, с. 93.
  114. ^ Келли 1996, с. 154.
  115. ^ Смит 1968, с. 94.
  116. ^ Понциано и др. 2007, стр.451.
  117. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 177-178.
  118. ^ Туртельо и Гонсалес 2005, стр. 69-70. Келли 1996, с. 156.
  119. ^ Келли 1996, стр. 156-7.
  120. ^ Смит 1968, с. 93.
  121. ^ Миллер 2001, с. 163.
  122. ^ Келли 1996, с. 157.
  123. ^ Музей археологии и этнологии Пибоди (2).
  124. ^ Келли 1996, стр.157.
  125. ^ Келли 1996, стр.157.
  126. ^ Келли 1996, стр.157.
  127. ^ Келли 1996, с. 156. Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 190–191.
  128. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 190-193.
  129. ^ Келли 1996, стр. 154, 156.
  130. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 187-188.
  131. ^ Келли 1996, с. 156.
  132. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 523. Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 185–187.
  133. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 187.
  134. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 185.
  135. ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 523. Келли 1996, с. 156. Шеле и Мэтьюз 1999, с. 182.
  136. ^ Келли 1996, стр.156. Шеле и Мэтьюз 1999, с. 182.
  137. ^ Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 183.
  138. ^ Келли 1996, с. 157.
  139. ^ Келли 1996, с. 158.
  140. ^ Келли 1996, с. 157.
  141. ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.522.
  142. ^ Келли 1996, с. 157.
  143. ^ Келли 1996, с. 156. Шеле и Мэтьюз 1999, стр. 193-195.
[ редактировать ]

16 ° 30'42 "с.ш. 90 ° 3'40" з.д.  /  16,51167 ° с.ш. 90,06111 ° з.д.  / 16,51167; -90.06111

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b5b4bbc4c19b674c3249c3f8f8b5f00__1636620300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/00/6b5b4bbc4c19b674c3249c3f8f8b5f00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Seibal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)