Баба
Баба ( Произношение майя: [ɓaˈkaɓ] ) — общее название юкатекских майя для четырех доиспанских древних божеств недр Земли и ее водных месторождений. У Бакабов есть более поздние аналоги в виде развратных, пьяных старых громовых божеств регионов побережья Мексиканского залива. Бакабов также называют пауахтунами . [ произношение? ]
Юкатекские традиции
[ редактировать ]Миф
[ редактировать ]Бакавы «были четырьмя братьями, которых Бог поместил, когда создавал мир, в четырех его точках, поддерживая небо, чтобы оно не упало. [...] Они спаслись, когда мир был разрушен потопом. " [1] Их звали Хобнил, Канцинал, Сакчими и Хосанек.
Бакабы сыграли важную роль в космологическом перевороте, связанном с Катунь 11 Ахау, когда Ошлахунтику «Тринадцатый бог» был унижен Болонтику «Девять богов». Согласно Книге Чилам Балам из Чумаэля, «тогда небо упадет, оно упадет, оно упадет на землю, когда будут установлены четыре бога, четыре Бакаба, которые приведут к разрушению мир." [2]
Согласно Франсиско Эрнандесу (цитируемому Лас Касасом и Диего Лопесом де Коголлудо ), Бакаб (очевидно, единая концепция) был сыном бога-творца Ицамны и богини Ишебельякс; однажды он был унижен, убит и возрожден.
Ритуал
[ редактировать ]Почитание Бакабов было тесно связано с почитанием так называемых Несущих Год и их предсказаниями. Каждый Бакаб управлял одним из направлений и соответствующим днем Годоносца (одним из четырех новогодних дней), а именно:
Имя | Направление | Цвет | Годы |
---|---|---|---|
Канцикнал | Север | Белый | Мулюк |
Осанна-Ме | Юг | Желтый | Кауак |
Хобнил | Восток | Красный | Может |
Зак-Чими | Запад | Черный | IX |
Бакабы вызывались в связи с дождем и сельским хозяйством, поскольку они были тесно связаны с четырьмя Чааками , или божествами дождя, и Пауахтунами , или божествами ветра, расположенными в четырех направлениях. Майя Чан Ком называли четырех небоносцев четырьмя Чаками (Редфилд и Вилла Рохас).
Поскольку они были покровителями Несущих Год, а также из-за своих метеорологических качеств, Бакабы играли важную роль в церемониях гадания; к ним подходили с вопросами об урожае, погоде или здоровье пчел (Ланда).
Кроме того, «Четыре бога, четыре бакаба» часто использовались в ритуалах лечения, в которых четырехугольный мир и его пляжи служили театром, что является основной причиной того, что самая важная раннеколониальная коллекция юкатекских текстов по лечению, Ритуал Бакабов был назван в их честь.
Традиции побережья Мексиканского залива
[ редактировать ]Из «Дедушек» побережья Мексиканского залива, соответствующих Бакабам, самый могущественный отвечает за открытие сезона дождей. Четырех стариков, несущих Землю, иногда представляют как утонувших предков, служащих один год; затем их подменяют другие утопленники. Вместе с этим возникает представление о том, что могущественный «Дедушка» стареет только в течение года.
Более ранние представления
[ редактировать ]В более ранних изображениях (которые не ограничиваются Юкатаном) бакабы, несущие небо, представлены стариками, несущими небесного дракона. Они могут иметь атрибуты раковины, черепахи, улитки, паутины или пчелиной «брони». В дождевых альманахах Постклассического Дрезденского кодекса старик с раковиной и черепахой ставится в один ряд с Чааком. Этот старик соответствует богу N в классификации Шелльхаса-Циммермана-Таубе , богу грома, гор и недр земли. [ нужна ссылка ] .
В классической иконографии майя Бакаб встречается в различных стереотипных ситуациях:
- В четырех случаях Бакабы неоднократно изображаются несущими плиту трона или крышу здания. При этом их могут заменять молодые княжеские имитаторы (см. рис.), что напоминает упомянутых выше утонувших предков, выполнявших роль земленосцев. На поврежденном рельефном панно из Помоны четверо молодых имитаторов Бакаба, кажется, держали в своих руках четыре дня Классического Несущего Год. [3]
- Бакаб, обитающий в черепахе (возможно, олицетворяющей землю), — часть сцен с воскрешением кукурузного бога майя .
- До сих пор необъяснимой остается повторяющаяся сцена, изображенная на вазах Чама , в которой молодой человек держит Бакаба, полускрытого в раковине, за запястье, очевидно, чтобы принести его в жертву ножом.
Отличительным атрибутом бакаба является своеобразный сетчатый элемент, служащий головным убором, который предположительно может относиться к сфере охоты или пчеловодства. Оно повторяется в виде суперфикса в его иероглифических именах; его прочтение сомнительно. В иероглифическом плане можно обнаружить слияние Ицамны (бога D) и Бакаба (бога N), напоминая упомянутое выше мифологическое происхождение Бакаба.
См. также
[ редактировать ]- Четыре Небесных Короля
- Локапала
- Четыре сына Гора
- Титан (мифология)
- Стражи направлений
- Анемой
- Четыре гнома (скандинавская мифология)
- Четыре оленя (скандинавская мифология)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Роберт Редфилд и Альфонсо Вилья Рохас, Чан Ком . Издательство Чикагского университета.
- Ральф Л. Ройс, Книга Чилам Балам из Чумаэля . Норман: Университет Оклахомы Пресс.
- Ральф Л. Ройс, Ритуал бакабов . Норман: Университет Оклахомы Пресс.
- Дэвид Стюарт, Новогодние записи в классических надписях майя , Журнал PARI 5 (2): 1-6. Осень 2004 года.
- Карл Таубе, Главные боги Древнего Юкатана .
- Дж. Э. Томпсон, Бакабы: их портреты и символы .
- А.М. Тоззер, Отношение Ланды к вещам Юкатана. Перевод .