Jump to content

Бог Л

Бог Л, Паленке, Храм Креста

Бог L из классификации кодических богов Шелльхаса-Циммермана-Таубе доиспанских — одно из главных божеств майя , конкретно связанное с торговлей. Характеризующийся преклонным возрастом, он является одним из божеств Мам («Дедушка»). В частности, он демонстрирует черты ягуара (особенно уши), широкую шляпу из перьев, увенчанную совой, и мантию ягуара или накидку с рисунком, несколько напоминающим узор панциря броненосца. Самое известное монументальное изображение находится на дверном косяке внутреннего святилища Храма Креста в Паленке.

Главный знак имени бога Л в Дрезденском кодексе состоит из головы пожилого мужчины, выкрашенной в черный цвет. Чтение неизвестно, но, возможно, это было Экчуа (см. ниже).

Атрибуты и сцены бога Л указывают как минимум на три основные функции.

Богатство

[ редактировать ]

Повторяющиеся атрибуты — это связка товаров и трость. На плавающих концах ткани бога L могут быть видны следы, снова указывающие на путешествующих торговцев. Учитывая дальнейшие функции бога L, торговцев майя, возможно, следует сравнить с ацтекскими науалозотомеками , воинами, замаскированными под торговцев. Было высказано предположение, что богатство бога L относится конкретно к садам какао на побережье Мексиканского залива; в Какаштле бог L связан со стеблями кукурузы и деревьями какао. [1] Богатство Бога L, кажется, включает и женщин. На принстонской вазе (см. рисунок) бог L окружен пятью молодыми женщинами, тогда как в Дрезденском кодексе (14c2) он держит молодую женщину ( богиню I ) со знаком кукурузы.

Бог Л, живущий в своем дворце в окружении молодых женщин. Центральная сцена Принстонской вазы , классический период

Магия и шаманизм

[ редактировать ]

Сигара, которую чаще всего курит бог Л, предполагает апотропную магию торговца или, возможно, привычку шамана. Сова на шляпе указывает на связь с подземным миром и ночью и напоминает термин на языке науа, обозначающий колдуна, tlacatecolotl «Человек-Сова». Ягуар также является отсылкой к ночи и подземному миру.

Атрибуты ягуара и совы ( куй ) Бога Л указывают на колдовство, насилие и войну. [2] качества, которые могут быть связаны с его постклассической ролью олицетворения Венеры, поднимающейся из подземного мира и бросающей копья в свои жертвы (Дрезденский кодекс). О связи Бога Л с войной также свидетельствует обезглавливание связанного пленника, возможно, пленного писателя, перед дворцом ягуаров бога Л ( принстонская ваза ). На центральном рельефе Храма Солнца в Паленке — храма войны — бог L вместе с одним из других богов-ягуаров майя (то есть Богом-ягуаром Земного Огня) поддерживает эмблему, состоящую из священного щита и копий короли Паленке. Его покорная поза предполагает, что теперь он представляет собой побежденного вражеского вождя.

Связи с другими божествами

[ редактировать ]
  • Бог М. Как торговое божество, богу L соответствует другой, постклассический торговый бог, черный бог М (Мадридский кодекс).
  • Эк Чуа . Торговый бог Юкатека, который, как и бог L, был связан с садами какао, носил имя Эк Чуа (Ланда). Это имя обычно связано с богом М, но может также относиться и к богу Л. [3]
  • Болон-Йокте . вместе с божеством Болон-Йокте («Девять шагов») бог L и бог М олицетворяют абстрактную идею путешествия и движения в пространстве и времени. Утверждается, что [4]
  • Бог К. Бога L часто объединяют с богом К , божеством-молнией, которое, как владелец семян, считалось приносящим изобилие. [5] Точнее, бог L может вытягивать голову бога К или нести младенца-бога К на перевязи на спине. [6] Бог К также стал жертвой бога L как покровителя Венеры (Дрезденский кодекс).
  • Ицамна . Было высказано предположение, что Бог L является аналогом Ицамны из подземного мира , верховного божества майя. [7]

Каменные древки акантуна , изображенные в Дрезденском кодексе и почитаемые в течение пяти неудачных и опасных дней ( вайеб ) в конце года, задрапированы мантией и набедренной повязкой со следами ног бога Л. [8]

Новогодний ритуал с акантуном , Дрезденский кодекс

Повествовательные сцены

[ редактировать ]

Повествовательные сцены, посвященные керамике, показывают обнажение и одежду бога Л, при этом основное внимание уделяется его совиной шляпе, мантии и посоху. В этих сценах участвуют богиня луны майя , кролик, Постриженный бог кукурузы , герои-близнецы , а также (в виньетке Дрезденского кодекса) Чаак , божество дождя. В связи с этим бог L интерпретировался (в терминах мифа о герое Пополь Вух ) как один из главных повелителей Подземного мира, или Шибальба . [9]

Присутствие в современной религии майя

[ редактировать ]

Было предложено [10] этот бог L соответствует самому известному из всех божеств Цутуджиля, курящему сигары «Деду» ( Мам ) Максимону , чьи многочисленные ассоциации включают путешествия на дальние расстояния, колдовство и ягуаров, и которого особенно почитают в последние дни Святого Неделя. В культе Максимона одежде последнего уделяется особое внимание.

  1. ^ Таубе 1992: 84-85.
  2. ^ о сове см. Grube and Schele 1994: 15-16.
  3. ^ Таубе 1992: 90.
  4. ^ Гиллеспи и Джойс 1998: 287ff.
  5. ^ Робичек 1978: рис. 132-133, 137, 188, 189
  6. ^ Таубе 1992: рис. 41а
  7. ^ Коу 1978: 16-21.
  8. ^ см . Гиллеспи и Джойс 1998: 287–289.
  9. ^ Мартин и Миллер 2004: 58-62.
  10. ^ Кристенсон 2001: 186-190.

Источники

[ редактировать ]
  • Коу, Майкл Д., Повелители подземного мира: шедевры классической керамики майя. 1978 год
  • Кристенсон «Искусство и общество в сообществе горных майя». 2001 г.
  • Гиллеспи и Джойс, Отношения Божеств в мезоамериканских космологиях: случай Бога майя Л. Древняя Мезоамерика 9 (1998): 278-296
  • Грубе и Шеле, Куй, Сова предзнаменований и войны. Мексиканский XVI-1 (1994): 10–17
  • Миллер и Мартин, Куртуазное искусство древних майя. 2004 г.
  • Робичек, Курящие боги. 1978 год
  • Таубе, Главные боги Древнего Юкатана. 1992 год
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0516eaed50a60fd2be4108396eb3b677__1679002320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/77/0516eaed50a60fd2be4108396eb3b677.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
God L - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)