Бог Л

Бог L из классификации кодических богов Шелльхаса-Циммермана-Таубе доиспанских — одно из главных божеств майя , конкретно связанное с торговлей. Характеризующийся преклонным возрастом, он является одним из божеств Мам («Дедушка»). В частности, он демонстрирует черты ягуара (особенно уши), широкую шляпу из перьев, увенчанную совой, и мантию ягуара или накидку с рисунком, несколько напоминающим узор панциря броненосца. Самое известное монументальное изображение находится на дверном косяке внутреннего святилища Храма Креста в Паленке.
Имя
[ редактировать ]Главный знак имени бога Л в Дрезденском кодексе состоит из головы пожилого мужчины, выкрашенной в черный цвет. Чтение неизвестно, но, возможно, это было Экчуа (см. ниже).
Функции
[ редактировать ]Атрибуты и сцены бога Л указывают как минимум на три основные функции.
Богатство
[ редактировать ]Повторяющиеся атрибуты — это связка товаров и трость. На плавающих концах ткани бога L могут быть видны следы, снова указывающие на путешествующих торговцев. Учитывая дальнейшие функции бога L, торговцев майя, возможно, следует сравнить с ацтекскими науалозотомеками , воинами, замаскированными под торговцев. Было высказано предположение, что богатство бога L относится конкретно к садам какао на побережье Мексиканского залива; в Какаштле бог L связан со стеблями кукурузы и деревьями какао. [1] Богатство Бога L, кажется, включает и женщин. На принстонской вазе (см. рисунок) бог L окружен пятью молодыми женщинами, тогда как в Дрезденском кодексе (14c2) он держит молодую женщину ( богиню I ) со знаком кукурузы.

Магия и шаманизм
[ редактировать ]Сигара, которую чаще всего курит бог Л, предполагает апотропную магию торговца или, возможно, привычку шамана. Сова на шляпе указывает на связь с подземным миром и ночью и напоминает термин на языке науа, обозначающий колдуна, tlacatecolotl «Человек-Сова». Ягуар также является отсылкой к ночи и подземному миру.
Война
[ редактировать ]Атрибуты ягуара и совы ( куй ) Бога Л указывают на колдовство, насилие и войну. [2] качества, которые могут быть связаны с его постклассической ролью олицетворения Венеры, поднимающейся из подземного мира и бросающей копья в свои жертвы (Дрезденский кодекс). О связи Бога Л с войной также свидетельствует обезглавливание связанного пленника, возможно, пленного писателя, перед дворцом ягуаров бога Л ( принстонская ваза ). На центральном рельефе Храма Солнца в Паленке — храма войны — бог L вместе с одним из других богов-ягуаров майя (то есть Богом-ягуаром Земного Огня) поддерживает эмблему, состоящую из священного щита и копий короли Паленке. Его покорная поза предполагает, что теперь он представляет собой побежденного вражеского вождя.
Связи с другими божествами
[ редактировать ]- Бог М. Как торговое божество, богу L соответствует другой, постклассический торговый бог, черный бог М (Мадридский кодекс).
- Эк Чуа . Торговый бог Юкатека, который, как и бог L, был связан с садами какао, носил имя Эк Чуа (Ланда). Это имя обычно связано с богом М, но может также относиться и к богу Л. [3]
- Болон-Йокте . вместе с божеством Болон-Йокте («Девять шагов») бог L и бог М олицетворяют абстрактную идею путешествия и движения в пространстве и времени. Утверждается, что [4]
- Бог К. Бога L часто объединяют с богом К , божеством-молнией, которое, как владелец семян, считалось приносящим изобилие. [5] Точнее, бог L может вытягивать голову бога К или нести младенца-бога К на перевязи на спине. [6] Бог К также стал жертвой бога L как покровителя Венеры (Дрезденский кодекс).
- Ицамна . Было высказано предположение, что Бог L является аналогом Ицамны из подземного мира , верховного божества майя. [7]
Ритуал
[ редактировать ]Каменные древки акантуна , изображенные в Дрезденском кодексе и почитаемые в течение пяти неудачных и опасных дней ( вайеб ) в конце года, задрапированы мантией и набедренной повязкой со следами ног бога Л. [8]

Повествовательные сцены
[ редактировать ]Повествовательные сцены, посвященные керамике, показывают обнажение и одежду бога Л, при этом основное внимание уделяется его совиной шляпе, мантии и посоху. В этих сценах участвуют богиня луны майя , кролик, Постриженный бог кукурузы , герои-близнецы , а также (в виньетке Дрезденского кодекса) Чаак , божество дождя. В связи с этим бог L интерпретировался (в терминах мифа о герое Пополь Вух ) как один из главных повелителей Подземного мира, или Шибальба . [9]
Присутствие в современной религии майя
[ редактировать ]Было предложено [10] этот бог L соответствует самому известному из всех божеств Цутуджиля, курящему сигары «Деду» ( Мам ) Максимону , чьи многочисленные ассоциации включают путешествия на дальние расстояния, колдовство и ягуаров, и которого особенно почитают в последние дни Святого Неделя. В культе Максимона одежде последнего уделяется особое внимание.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Коу, Майкл Д., Повелители подземного мира: шедевры классической керамики майя. 1978 год
- Кристенсон «Искусство и общество в сообществе горных майя». 2001 г.
- Гиллеспи и Джойс, Отношения Божеств в мезоамериканских космологиях: случай Бога майя Л. Древняя Мезоамерика 9 (1998): 278-296
- Грубе и Шеле, Куй, Сова предзнаменований и войны. Мексиканский XVI-1 (1994): 10–17
- Миллер и Мартин, Куртуазное искусство древних майя. 2004 г.
- Робичек, Курящие боги. 1978 год
- Таубе, Главные боги Древнего Юкатана. 1992 год
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Богом L, на Викискладе?