Принстон Майя Ваза с Богом L
Принстонская ваза является ярким примером керамики позднего классического периода майя в стиле кодекса. Он был незаконно разграблен и теперь находится в Художественном музее Принстонского университета . Первоначально служивший сосудом для питья шоколада , он изображает тронный зал, занимаемый пожилым божеством в головном уборе совы и пятью окружающими его молодыми женщинами. Перед троном двое мужчин в масках обезглавливают связанного пленника. Долгое время считалось, что эта сцена относится к эпизоду из « Пополь Вух» . Говорят, что ваза сравнима с вазой Jaguar Baby в Нью-Йорке в Метрополитен-музее .
Описание
[ редактировать ]Ваза с общей кремовой окраской и случайными оранжевыми и коричнево-черными налетами, а также со следами синего пигмента майя после пожара относится к позднему классическому периоду цивилизации майя (конец 7 или начало 8 века). Он возник в регионе Накбе , бассейн Мирадор , Петен , Гватемала . [ 1 ] Его фотография была впервые опубликована в книге М.Д. Коу «Писец майя и его мир» (1973).
Ближе к краю вазы, над нарисованной сценой, шаблонные тексты освящают сосуд, указывая его предназначение как сосуд для питья шоколада и обозначая его владельца, лорда по имени Муваан К'ук' . Ваза использовалась на придворных пирах, подобных изображенному. [ 2 ] На основной поверхности сосуда изображена каллиграфическая роспись, выполненная изящными, уверенными линиями, изображающая театрально составленную мифологическую сцену. Тонкие визуальные приемы, в том числе одна женщина, постукивающая по ноге другой, в то время как ее лицо направлено влево, побуждают зрителя повернуть сосуд для питья, позволяя развернуться во времени как часть зрительного опыта. [ 2 ]
Иконография
[ редактировать ]Главный персонаж сцены известен в Дрезденском кодексе как бог L , божество торговли, шаманизма и войны. Старый беззубый человек сидит на троне в традиционном изображении дворца с пирсом позади него и, вероятно, карнизом наверху. Карниз украшен двумя безчелюстными ягуарами, обрамляющими морду акулы, обращенную вперед. Занавески были подняты, открывая вид сидящего лорда. Бога L можно узнать по его характерному парчовому платку ажурного плетения, а также широкополой шляпе, украшенной совиными перьями, и чучелу совы с распростертыми крыльями.
Пять изящных женских фигур, возможно, наложниц, напоминающих богиню I из Дрезденского кодекса, окружают старого бога, который изящно завязывает на одну из них браслет. Женщины носят свободные, струящиеся саронги или облегающие ткани с запахом, украшенные узорами, окрашенными в стиле батика , выполненными в мягких коричневых тонах. У каждого есть украшения на шее, ушах и запястьях. Одна из женщин, стоящих за богом L, переливает шоколад из сосуда, по форме напоминающего саму Принстонскую вазу, вспенивая горькое лакомство в сосуд, фигура которого утрачена.
Внизу, рядом с троном, кролик (животное, которое чаще всего ассоциируется с Богом L) пишет в книге, покрытой шкурой ягуара, вероятно, для того, чтобы запечатлеть сцену перед троном: Двое мужчин в замысловатых масках и с топорами в руках. обезглавить связанную, ободетую фигуру, чей атрибут извилистой змеи, окруженный мертвыми глазами, типичен для писателей или, во всяком случае, чиновников, для которых искусство письма было необходимо. [ 3 ] Один из двух мужчин демонстрирует черты бога ветра; другой носит маску палача с носом в виде лапы ягуара.
Пояснения
[ редактировать ]Ученые склонны интерпретировать изображения ваз с помощью мифологии, полагая, что они представляют собой элементы Пополь Вух 16-го века Киче , мифологического повествования майя .
Говорят, что, рассматриваемая в этом контексте, сцена показывает ритуальную казнь Вукуб-Хунахпу, дяди героев-близнецов , по приказу бога Л, взятого владыкой подземного мира ( Шибальба ). [ 4 ]
Однако в 2004 году Миллер и Мартин отметили, что палачей, одетых в одинаковые юбки из ягуаров, двое, и что персонаж бога ветра носит повязку на голове; поэтому они утверждали, что два палача представляют самих героев-близнецов (то есть «близнецов с повязками», их классических предшественников), обезглавливающих повелителя подземного мира, а не Вукуб-Хунахпу. [ 5 ] Таким образом, эта сцена представляет собой параллель с эпизодом, в котором эти два героя обманом заставляют лордов преступного мира потребовать их собственного обезглавливания.
Эти противоречивые интерпретации в основном спекулятивны. Более того, в сцене казни могут участвовать и исторические личности.
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Принстонская ваза (1975–1917 гг.)» . Художественный музей Принстонского университета .
- ^ Jump up to: а б Стюард , с. 128.
- ^ См. авторов с таким же атрибутом у Веласкеса Гарсии, 2009: рис. 12; ср. Хьюстон 2016
- ^ Коу 1973: 93
- ^ Миллер и Мартин 2004: 58-60.
Ссылки
[ редактировать ]- Коу, Майкл Д., Писец майя и его мир , Нью-Йорк: Клуб Гролье, 1973.
- Хьюстон, Стивен, «Убей всех юристов», «Расшифровка Майи» (28 декабря 2016 г.).
- Миллер, Мэри и Саймон Мартин, Куртуазное искусство древних майя , Темза и Гудзон: 2004.
- Стюард, Джеймс Кристен (2013). Справочник коллекций Художественного музея Принстонского университета, переработанное и расширенное издание (2-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Художественный музей Принстонского университета. ISBN 978-0943012414 .
- Веласкес Гарсиа, Эрик, «Размышления о стиле Кодекса и Принстонском сосуде», Журнал PARI 10, вып. 1 (2009).