Ням Коробка
Юм Каакс (произношение майя: [jum kʼaːʃ], «Повелитель леса») — имя юкатекского майя бога дикой растительности и хранителя ее животных.
В прошлом этого бога ошибочно называли сельскохозяйственным божеством или даже богом кукурузы майя (бог Е в кодексах). [1] которое стало популярным и до сих пор существующим заблуждением. [2] В этнографической реальности Юм Каакс — бог диких растений и животных, важных для охотников. Таким образом, он обеспечивает защиту полей от вторжений дикой природы, которую он сам представляет. [3] Этот тип божества встречается и у коренных народов Северной Америки. Вызванный охотниками, он является хозяином всей дичи. Он может мгновенно появиться перед охотниками и обладает песнями, которые гарантируют успех охотнику и позволяют его стрелам вернуться к нему.
Роль в культуре майя
[ редактировать ]В доколумбовые времена Юм Каакс считался одним из самых важных божеств в пантеоне майя и использовался для помощи тем, кто охотился ради еды. Традиционные фермеры взывали к его имени и дарили ему первые плоды своих полей, вырезанные в лесу. [4] чтобы дикие животные и растительность не уничтожали их поля. Охотники, живущие далеко в дикой местности, иногда снимали рубашку, расстилали ее на четырех кольях, вкопанных в землю, а затем ползали под ней, пытаясь найти оленя. Это ритуал Юм Каакса, чтобы оленей стало легче найти. [5]
Верования майя из Юм Каакса
[ редактировать ]Колдуны майя узнали от Юм Каакса множество секретов, и они могут быть использованы для достижения лучших результатов во время охоты. Вот один из советов: когда вы идете на охоту, вы должны сначала предложить Юм Кааксу 5 баночек балче или девять баночек чокозакана. Чтобы найти дичь, создайте свечу из копала и следуйте за мерцанием пламени. Чтобы выбрать собственное частное охотничье угодье, убейте оленя и отрежьте ему голову, а затем перетащите голову по охотничьему угодью и закопайте голову вместе с печенью — территория, по которой вы перетащили голову, станет вашим собственным частным охотничьим угодьем. [6]
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Томпсон, Дж. Э., Этнология майя южного и центрального Британского Гондураса . Чикаго 1930 год.
- Томпсон, Дж. Э., История и религия майя . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1970.
- Стил, Р.Л., «Умирание, смерть и утрата среди индейцев майя Мезоамерики: исследование в области антропологической психологии». Американский психолог 1977.
- Томпсон, Дж. Э., «Цивилизация майя». Полевой музей естественной истории 1927 года.
- Спенс, Л., «Боги майя». Открытый суд 1926 года.
- Мюнч А., «Некоторые магико-религиозные обряды современных индейцев майя Британского Гондураса и Юкатана». Институт этнографических исследований Университета Джорджа Вашингтона, 1943 год.