Майя танец
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
В доколумбовой цивилизации майя церемониальный танец имел большое значение. Однако, поскольку танец — преходящее искусство по своей сути сложно , археологам найти и оценить доказательства его роли. Материальной информации осталось мало, за исключением нескольких картин на фресках и вазах. Отсутствие прямых доказательств приводит к нескольким различным археологическим интерпретациям.
Танец был центральным компонентом социальных, религиозных и политических усилий древних майя . Танцевала вся община, включая королей , дворян и простых людей. Танец выполнял множество функций, таких как создание священного пространства , сокращение разрыва между этим и потусторонним миром и освобождение мертвых из рук шибальбанцев (см. Шибальба ).
Обзор
[ редактировать ]Танец доколумбовой культуры майя до сих пор существует в различных измененных формах. Однако танцы в древнем мире имели гораздо более глубокое значение в их сложной культуре. Записи об этих танцах стали известны благодаря различным фрескам , кодексам и особенно благодаря испанцам , которые первыми записали свои наблюдения.
Духи сверхъестественного мира и их связь с культурой майя играли важную роль в ритуальном танце. Точно так же зверей обычно имитировали в церемониальном танце. Одежда, которую носят для некоторых танцев, изображенная на фресках, показывает связь танцоров майя с миром природы и с богами, которым они поклонялись, которые часто принимали форму животных. Особенно это заметно на фресках Бонампака .
Элементам также поклонялись посредством танца майя. В культуре майя Цутуджил считалось, что силой вулканов управляет дух . Когда гора начинала трястись и трястись, жрецы Цутуджил выбирали молодых женщин и девушек, которые принимали участие в большой танцевальной церемонии перед тем, как их приносили в жертву горящей горе. Танцевальные ритуалы майя часто включали в себя жертвоприношения . Например, в тун-телечечестве участвовали жертвы, чьи сердца перед смертью были удалены в дар подземного мира демонам . С другой стороны, некоторые публичные ритуальные танцы носили даже эротический характер. Однако общим для большинства танцев была важность божеств и отношений между человеком и богом.
Танцы включают в себя множество различных аспектов других ритуалов, включая движения и действия, которые они совершают во время них. Кровопускание использовалось, чтобы продемонстрировать храбрость воинов. Они также заставляли своих пленников танцевать; пленников обычно убивали во время публичного ритуала после кровопролития. В танцы включались и игры с мячом. Некоторые игроки в мяч оказались бы в тех же положениях, что и танцоры, иногда сбивающие с толку людей, анализирующих их. Инструменты также были включены в изображения игр с мячом, что еще больше поддерживало связь между танцами, играми с мячом и войной, которые связаны в образе жизни, поскольку все они имеют очень схожие изображения того, чем они являются. [1]
В творения « книге Пополь Вух » рассказывается, что танцы братьев-близнецов были частью церемонии чудес. Точно так же танцы « Броненосца », « Бедняги » и « Ласки » чрезвычайно понравились повелителям смерти.
Танец в культуре майя также служил мостом между древней и постколумбовой эпохами. Испанские миссионеры и лорды еще в 18 веке пытались искоренить практику древнего танца; однако туземцы сохранили корни со своими предками , практикуя тайно. Даже после относительно полного обращения в католицизм после прихода испанского влияния люди майя по-прежнему уважают своих древних божеств посредством церемониального танца, который сохраняется на протяжении поколений, начиная с золотого века древних майя.
Исследовать
[ редактировать ]В 1966 году Майкл Д. Коу и Элизабет П. Бенсон описали танцевальную сцену, в которой несколько важных лордов стоят с поднятой пяткой. [1] В 1992 году Николай Грубе расшифровал глиф «танец» (читается как акот ) в письме майя . [1] Некоторые интересные изображения танцев майя классической эпохи встречаются на керамике майя и в знаменитых фресках Бонампака .
Это слово было на картинке, на которой изображен Птичный Ягуар IV , правитель Яшчилана , в позе, которую можно было бы описать как танец с извивающейся змеей. Слова вокруг мужчины читаются как «тян-чан» или «небесная змея». Многие тексты или стелы будут установлены в местах, где в идеале можно было бы провести представление, запечатленное на картине, например, на платформах, площадях или лестницах. [1]
Поначалу было трудно найти танцы на дизайне. Было обнаружено, что на фотографиях танцующие люди стоят неподвижно или с поднятой ногой и едва касаются земли. Физическое местоположение изображения подсказывает его причину. Символы вокруг и на изображении также дают полезные подсказки для расшифровки изображения. Некоторые изображения танцев представлены в виде истории вокруг храмов, например, «40 дней после воцарения Птичьего Ягуара IV», которая охватывает множество панелей и включает несколько разных храмов. [1]
Техника
[ редактировать ]Танец древних майя часто характеризуется превращением людей в сверхъестественные (богоподобные) существа посредством визионерского транса . Некоторые думают, что галлюциногенные препараты или лекарства использовались для того, чтобы привести исполнителя в измененное состояние ума. Оказавшись в этом состоянии ума, участники превратились в своих вейобов или товарищей по душе. Эти спутники души изображались через маски и костюмы, которые люди носили в танце. Некоторые сцены нарисованы на керамике , например, сцены из множества ритуальных трапез классических фестивалей. На этих сосудах изображены люди, как короли, так и дворяне, одетые в костюмы. Их человеческие лица показаны в разрезе внутри костюмов фантастических существ, которыми они стали в результате трансформации в танце. В некоторых из этих ваяобов можно узнать животных, таких как ягуары и хищные птицы , но другие выглядят просто как странные монстры.
Для майя танец был очень общественным делом. Это вызывало визионерский транс, когда отдельные люди или группы входили в измененное состояние ума, которое позволяло им общаться с потусторонним миром. Те, кто был достаточно силен, чтобы путешествовать туда, рассказывали истории о том, как в этом мире на земле были такие вещи, как реки и деревья. Некоторые из великих лордов изображали себя танцующими над пропастью , ведущей в потусторонний мир.
Различие между людьми и сверхъестественными существами никогда не проводилось резко. Через танец люди становились богами , а боги становились людьми, пусть даже на мгновение. Это были нечто большее, чем просто акты гражданской гордости или благочестия . Считалось, что они являются прямыми связями с потусторонним миром.
В письменной форме танцевальные позы играют большую роль в том, как они описывают и изображают танец. Жест удерживания двуглавой змеи можно описать как жест концентрации, спокойствия и умиротворения. Было обнаружено, что танцевальная поза представляет собой поднятую пятку, все еще касающуюся земли. Это было обнаружено в 1911 году, но не подвергалось сомнению до 1981 года Вирджинией Миллер, которая определила позу. Эта поза появилась в раннем классическом периоде в небольших масштабах, а в восьмом веке начала появляться в крупномасштабных изображениях. На этих фотографиях изображена поднятая одна пятка, очень редко обе, руки в динамичной позе, тело смотрит наружу. [1]
Написание танца
[ редактировать ]Поза «шага» также тесно связана с танцем. Эта поза представляет собой профиль человека, правая нога которого стоит на земле, а левая согнута с мячом, если ступня стоит на земле. Эта поза использует много контекста, чтобы раскрыть смысл. Эту позу можно было использовать и для ходьбы, но наличие инструментов и танцевальных костюмов отличает их друг от друга. [1]
Ноги — не единственная часть тела, которая имеет значение, когда дело касается танцевальных поз. Использовались рука и локоть, тогда как кисть и пальцы не всегда показаны, хотя почти все люди изображены с руками. Одно танцевальное положение рук — руки вытянуты по направлению к лицу человека или рядом с ним, а другое — рука за голову, а другая — на бедро. Руки использовались, потому что художник не хотел поднимать пятку человека, сохраняя при этом символ танца. Использование только рук в качестве формы танца используется, чтобы показать танец человека, который обычно не является танцором, например ребенка или бога . [1]
Во всех вещах бывают ситуации, которые нарушают закономерность. Если позы для танца используются без определенного контекста, значения этих поз меняются. Поднятый каблук без инструментов и танцевальных костюмов мог использоваться для описания опьянения . Воины и сражения также используют эту позу как знак захвата врагов, а также как сигнал о броске копья. [1]
Смыслы в танцах
[ редактировать ]Змеиный танец также праздновали лорды Паленке . На этот раз в танце участвовали мужчина, у которого в одной руке топор, а в другой — змея, и женщина, схватившая нижнюю часть тела змеи. Эти танцоры носили костюмы Первого отца и Первой Матери , божеств, действия которых способствовали окончательному созданию и рождению всех богов. Считается, что это изображение указывает на роль танца в истории Творения.
Самый важный инструмент музыки майя — дождевая палка.
История Пополь Вух демонстрирует примеры этой идеи. После того, как герои-близнецы убиты, они возвращаются к жизни в образе бродяг и быстро очаровывают жителей Шибальбы своими танцами и магией. Близнецы танцевали такие танцы, как Танец бедняги , Ласки и Броненосца , и они способны возвращать вещи к жизни. Вся эта слава привлекла внимание Повелителей Смерти , которые приказали Близнецам выступить. Во время выступления близнецов Лорды поражаются их силам и, наконец, просят Близнецов принести их в жертву. Близнецы это делают, но на этот раз они не возвращают их к жизни, навсегда ограничивая власть Шибальбана над людьми.
Танцоры очень четко определяют, где они проводят свои ритуалы. Некоторые танцы более приватны, в то время как другие являются публичными мероприятиями, заполняющими стадионы. Один испанский исследователь описывает представление, которое он наблюдал, когда восемьсот тяжелых воинов танцевали на гигантском стадионе. Ни один из воинов не остался в стороне, поскольку они танцевали весь день, а во время танца им приносили еду и питье. Диего Гарсиа де Паласио сравнил двор, окруженный лестницами в Копане, с Колизеем в Риме. Танцы в основном представляли собой публичные ритуалы, демонстрирующие общность людей на сцене, принадлежащих к разным социальным классам. Эти сцены обычно представляли собой большие центры, общественные зоны или дворцовые комплексы, которые элита использовала чаще. [1]
Большая часть церемониальной архитектуры майя содержит произведения искусства, изображающие фигуры, исполняющие ритуальные танцы. Архитектор этого здания хранит данные о том, для чего обычно используются помещения. На некоторых лестницах есть фотографии спускающихся по ним пленников, что позволяет предположить, что эти комнаты использовались для хранения заключенных. Считается, что Восточный двор Акрополя в Копане использовался для танцевальных ритуалов. Комната использовалась словарем колониальной эпохи Юкатека, описывающим акрополь как общественный дом, где учились обсуждать общественные интересы, а также учились танцевать. [1]
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Лупер, Мэтью Г. (2009). Быть похожими на Богов . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70988-1 . OCLC 690595806 .
- Кристал, Мэтью. (2012) Танцы коренных народов и танцующие индейцы: спорное представительство в глобальную эпоху. Университетское издательство Колорадо.