Вайоб
Вайоб — это форма множественного числа пути (или уай ), слова майя с основным значением «сон(инг)», но в юкатекских майя это термин, специально обозначающий мезоамериканского нагваля , то есть человека, который может превращаться в животное во время сна с целью причинения вреда, или, в противном случае, сама трансформация животного. [ 1 ] Уже в классических верованиях майя . важную роль играли животные, обозначаемые особым иероглифом
В этнографии майя
[ редактировать ]В юкатекской этнографии трансформация животного обычно представляет собой обычное домашнее или одомашненное животное, но также может быть призраком или привидением, например, «существом с крыльями из соломенных циновок». [ 2 ] Более того, в 16 веке дикие животные, такие как ягуар и серая лисица, упоминаются как образы животных колдуна вместе с ах уай шибалба или «преобразователь подземного мира». [ 3 ] Кажется, подразумевается своего рода «пакт с дьяволом». Юкатека Путь имеет свои аналоги среди других групп майя. В этнографии цоциль ( путь здесь называемый вайихель или чанул [ 4 ] [ 5 ] ) чаще является животным-спутником и относится не только к домашним животным, но и к изверженным силам, таким как метеор и молния. В Целталь Канкук животное - нагваль считается «заклинателем болезней». [ 6 ] Другие найденные имена: lab , labil , wayixelal или vayijelal , путь и wayxel или wayjel . [ 7 ]
В классический период
[ редактировать ]
Классический иероглиф майя читается как путь ( ва-я Хьюстоном и Стюартом ). Эти авторы утверждают, что глиф, представляющий стилизованное фронтальное лицо Ахау ( Аджау ), наполовину покрытое шкурой ягуара, представляет собой путь , со слоговыми элементами ва и я , прикрепленными к основному знаку, разъясняющим его значение. [ 8 ] Многие ; животные отличаются (i) накидкой или шарфом, завязанными спереди (ii) пятна ягуара или другие характеристики ягуара; (iii) атрибут перевернутой «кувшина тьмы»; и (iv) элементы огня. [ 9 ]
Классический вайоб включает в себя гораздо более широкий набор форм, чем вайоб 20-го века с Юкатана (насколько о последних сообщалось), с конкретными названиями, присвоенными каждой из них. Среди них не только многие млекопитающие (особенно ягуары) и птицы, но также призраки и призраки: гибриды оленей и паукообразных обезьян, ходячие скелеты, самообезглавливающийся человек, юноша в огне и т. д. [ 10 ] Животные вайобы, скорее всего, представляют собой преобразующие формы людей, ходячие скелеты ( боги смерти майя ), в частности трансформеры ах уаай ксибальба .
Иногда за названием пути следует «символ-символ», обозначающий название конкретного королевства майя (или, возможно, его правящей семьи). [ 11 ] изображен скелет, на На оштукатуренной стене Тонина котором изображена отрубленная голова побежденного противника. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Словарь Cordemex Maya 1980 , стр. 916.
- ^ Редфилд и Вилла Рохас 1934 , стр. 178–180.
- ^ Ройс 1965 , стр. 166–171.
- ^ Кальвин 1997 , с. 870.
- ^ Питт-Риверс 1970 , с. 186.
- ^ Вилла Рохас 1947 , с. 584.
- ^ Многоязычный сванский словарь Bats'i K'opetik Twentieth Century, издательство Аргентина, SA, 2005, стр. 175.
- ^ Хьюстон и Стюарт 1989 .
- ↑ См. цифры в Robicsek & Hales 1981 , стр. 28–34.
- ^ Грубе и Нам 1994 .
- ^ Фрейдель, Шеле и Паркер 1993 , стр. 191–2.
- ^ Фрейдель, Шеле и Паркер 1993 , стр. 320–3.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Баррера Васкес, Альфредо; Бастаррачеа Мансано, Хуан Рамон; Брито Сансорес, Уильям, ред. (1980). Словарь майя Cordemex: майя-испанский, испанский-майя . при сотрудничестве Рефухио Вермонт Салас, Дэвида Дзула Гонгоры и Доминго Дзула Пута. Мерида, Мексика: Cordemex Editions. ОСЛК 7550928 . (на испанском и языках майя)
- Кальвин, Инга (1997). «Где живут вайобы: дальнейшее исследование классических сверхъестественных явлений майя». В Джастине Керре (ред.). Книга ваз майя: сборник фотографий ваз майя . Том. 5. Нью-Йорк: Kerr Associates. стр. 868–883.
- Фрейдель, Дэвид А .; Шеле, Линда ; Паркер, Джой (1993). Майя Космос: Три тысячи лет на пути шамана . Нью-Йорк: Уильяма Морроу и компании ISBN 0-688-10081-3 . ОСЛК 27430287 .
- Грубе, Николай; Нам, Вернер (1994). «Перепись Шибальбы». В Джастине Керре (ред.). Книга-ваза майя . Том. 4. Нью-Йорк: Kerr Associates.
- Хьюстон, Стивен ; Стюарт, Дэвид (1989). Символ пути : свидетельства «сосуществования» классических майя (онлайн-факсимиле PDF) . Серия «Отчеты об исследованиях письменности древних майя», вып. 30. Барнардсвилл, Северная Каролина: Центр исследований майя. OCLC 248784010 .
- Питт-Риверс, Джулиан (1970). «Духовная сила в Центральной Америке: нагвали Чьяпаса». В Мэри Дуглас (ред.). Признания и обвинения в колдовстве . стр. 183–206. Перепечатка, Лондон: Routledge, 2004.
- Редфилд, Роберт; Вилла Рохас, Альфонсо (1934) [1964]. Чан Ком, деревня майя . Издательство Чикагского университета . OCLC 634014054 .
- Робичек, Фрэнсис; Хейлз, Дональд М. (1981). Книга мертвых майя: Керамический кодекс . Художественный музей Университета Вирджинии. ОСЛК 9073379 .
- Ройс, Ральф Лавленд (1965). Ритуал Бакабов Университет Оклахомы Пресс . OCLC 492341 .
- Вилла Рохас, Альфонсо (декабрь 1947 г.). «Родство и нагуализм в общине Цельталь, юго-восточная Мексика». Американский антрополог . 49 (4): 578–587. дои : 10.1525/aa.1947.49.4.02a00050 . ISSN 0002-7294 . OCLC 481352036 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бринтон, Дэниел Гаррисон (1894). Нагуализм, исследование фольклора и истории коренных американцев . Филадельфия: МакКалла. OCLC 465085853 .
- Керр, Джастин (5 февраля 2007 г.). «Возможное происхождение формы глифа «Путь»» (онлайн-публикация в формате PDF с опубликованной статьей) . Журнал FAMSI древней Америки . Кристал-Ривер, Флорида: Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. Проверено 10 февраля 2010 г.
- Кёлер, Ульрих (1995). Чонбилал Чулелал, Душа продана. Фундаментальные элементы мезоамериканской космологии и религии в молитве майя-цоциль (на испанском языке). Мехико: Автономный университет Мексики, Институт антропологических исследований. OCLC 36295597 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .