Ягуары в мезоамериканских культурах

Изображение ягуаров в мезоамериканских культурах имеет долгую историю: иконографические примеры относятся, по крайней мере, к середине формирующего периода мезоамериканской хронологии . [1]
Ягуар ( Panthera onca ) — животное, широко встречающееся и появляющееся в культурах и системах верований доколумбовых мезоамериканских обществ в Новом Свете , похожее на льва ( Panthera leo ) и тигра ( Panthera tigris ) в Старом Свете. . [2] Быстрый, ловкий и достаточно сильный, чтобы справиться с самой крупной добычей в джунглях, ягуар — самое большое животное из семейства кошачьих в Центральной и Южной Америке . [3] и один из самых эффективных и агрессивных хищников. Обладающий пятнистой шерстью и хорошо приспособленный к жизни в джунглях , охотящийся как на деревьях, так и в воде, что делает его одним из немногих кошачьих, терпимых к воде, ягуар был и остается почитаемым среди коренных американцев , живущих в его ареале.
Во всех основных мезоамериканских цивилизациях широко присутствовал бог-ягуар, и для многих, таких как ольмеки , ягуар был важной частью религиозной практики. [4] Тем, кто проживал в тропических джунглях или вблизи них, ягуар был хорошо известен и стал неотъемлемой частью жизни жителей. Огромные размеры ягуара, его репутация хищника и развитая способность выживать в джунглях сделали его животным, достойным уважения. Ольмеки и майя стали свидетелями повадок этого животного, приняв ягуара как авторитетный и военный символ, и включили это животное в свою мифологию. Ягуар сегодня, как и в прошлом, является важным символом в жизни тех, кто сосуществует с этим кошачьим.
Ягуары и майя
[ редактировать ]
Интеграция ягуара в священные и светские сферы народов майя доказана археологическими данными. Майя, территория которых простиралась от полуострова Юкатан до тихоокеанского побережья Гватемалы , были грамотным обществом, оставившим документацию о своей жизни (в основном жизни аристократии) и систему верований в виде книг и барельефных скульптур. на храмах, стелах и керамике. На этих артефактах часто изображаются боги, которых почитали майя, и неслучайно эти боги часто имеют атрибуты ягуара. Как говорилось ранее, ягуар обладает способностью перемещаться между мирами, а для майя дневное и ночное время представляли собой два разных мира. Живое и земля связаны с днем, а духовный мир и предки – с ночью. Поскольку в ночное время ягуар чувствует себя как дома, считается, что ягуар является частью подземного мира; таким образом, «боги майя с атрибутами или одеждами ягуаров являются богами подземного мира» (Бенсон 1998:64). Одним из таких богов является Шбаланке , один из близнецов-героев майя, спустившихся в подземный мир, все тело которого покрыто участками кожи ягуара. Другой — Бог Л. , который является «главным повелителем подземного мира» и часто изображается с ухом ягуара или в одежде ягуара и на троне ягуара (Benson 1998: 64-65). Подземный мир не только связан с предками, но также понимается как место происхождения растений. Кроме того, источником пресной воды майя являются подземные бассейны в пористом известняке, составляющем Юкатан, называемые сенотами . Эти ассоциации с водой и растениями еще больше укрепляют представление о ягуаре как о боге плодородия .
Ягуар также ассоциируется у майя с растительностью и плодородием с так называемым кувшинковым ягуаром, который изображается с кувшинками, растущими из его головы (Benson 1998:64-67).

Без сомнения, блестящая шерсть ягуара делала его весьма желанным, однако не всем было разрешено носить шкуру ягуара, поскольку она стала для майя признаком правящего класса. Короли майя не только носили шкуры ягуара, но и использовали ягуара как часть своего правящего имени, как символ своей мощи и власти. Одна из таких правящих семей, включивших в свое имя ягуара, известна как Лапа Ягуара, которая правила городом майя Тикаль в четвертом веке. Ягуар Лапа I был изгнан центральными мексиканцами из Теотиуакана , и только в конце пятого века семья Ягуара По вернулась к власти (Coe 1999: 90). Другие правители майя, включившие имя ягуара, включают Свиткового Ягуара, Птичьего Ягуара и Лунного Ягуара, и это лишь некоторые из них (Coe 1999: 247-48). Помимо правящего класса, ягуар также ассоциировался с воинами и охотниками. Те, кто преуспел в охоте и военном деле, часто украшали себя шкурами, зубами или когтями ягуара и «считались обладателями кошачьей души» (Saunders 1998: 26).
Археологи нашли в Гватемале кувшин, приписываемый майя поздней классической эпохи (600-900 гг. н. э.), на котором изображен музыкальный инструмент, который воспроизводился и на котором играли. Этот инструмент удивителен, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, это единственный струнный инструмент, известный в Америке до появления европейских музыкальных инструментов. Во-вторых, при воспроизведении он издает звук, практически идентичный рычанию ягуара. Образец этого звука доступен на сайте Принстонского художественного музея .
Ягуары и Теотиуакан
[ редактировать ]В городе-государстве Теотиуакан кости ягуара были найдены в тайниках с драгоценными или важными предметами, включая обсидиан и зеленый камень, как в Пирамиде Солнца , так и в Пирамиде Луны . Эти тайники были помещены в пирамиды во время их строительства, вероятно, как часть церемонии посвящения пирамид. Анализ костей животных показал, что, хотя некоторые ягуары незадолго до захоронения были дикими, многие из них долгое время жили в неволе, прежде чем их поместили в посвященный тайник. [5]
Ягуары и ольмеки
[ редактировать ]
Цивилизация ольмеков была впервые определена как особый художественный стиль на рубеже девятнадцатого века. Различные скульптуры, статуэтки и кельты из того места, которое сейчас признано центром ольмеков на южном побережье Мексиканского залива , показывают, что эти люди хорошо знали своих товарищей по джунглям и включили их в свою мифологию.
В сохранившихся археологических записях ольмеков ягуары редко изображаются в натуралистическом виде, а скорее с сочетанием кошачьих и человеческих характеристик. Эти кошачьи антропоморфные фигурки могут варьироваться от человеческой фигуры с легкими характеристиками ягуара до изображений фигур в так называемой трансформирующей позе, стоящих на коленях с руками на коленях, до фигур, которые почти полностью кошачьи.
Одним из самых выдающихся, самобытных и загадочных изображений ольмеков, появившихся в археологических записях, был « ягуар -оборотень». Этот мотив можно увидеть не только на статуэтках, его также можно найти вырезанным на нефритовых «вотивных топорах» и кельтах, выгравированным на различных переносных нефритовых статуэтках и изображенном на нескольких «алтарях», например, в Ла Венте . Детёнышей-оборотней-ягуаров часто держит на руках стоический сидящий взрослый самец.
Фигура ягуара-оборотня характеризуется характерным загнутым вниз ртом с мясистыми губами, миндалевидными глазами и расщелиной головой, похожей, как говорят, на голову ягуара-самца, у которого есть расщелина, идущая вертикально по всей длине головы. .
Неизвестно, что олицетворял ягуар-оборотень для ольмеков, и вполне возможно, что в разное время он олицетворял разные вещи.
Другие экземпляры ягуара в мезоамериканских культурах
[ редактировать ]Текуанес танцует в современной Мексике.
[ редактировать ]Текуани (и его варианты tekuani, tekuane, tecuane) на языке науатль означает «ягуар» . На юге и в центре Мексики «данса де лос текуанес» исполняется как минимум в 96 общинах. В этом регионе очень популярны танцы ягуаров. Существует множество вариантов танцев ягуара. Одними из самых популярных являются «танцы текуанес», «танцы тлакололеро» и «танцы тламинкес». [6]

Ягуары и нагвали
[ редактировать ]Ягуар важен для некоторых религиозных авторитетов во многих мезоамериканских культурах, которые часто связывают ягуара с духом-спутником или нагуалем , который будет защищать религиозных деятелей от злых духов и во время их перемещения между землей и царством духов. Для того, чтобы религиозные авторитеты могли бороться с любыми злыми силами, которые могут им угрожать, или для тех, кто полагается на защиту религиозных авторитетов, некоторым религиозным авторитетам необходимо трансформироваться и перейти в духовный мир. Ягуар часто становится нагвалем из-за своей силы, поскольку необходимо, чтобы религиозные авторитеты «доминировали над духами точно так же, как хищник доминирует над своей добычей» (Saunders 1998:30). Говорят, что ягуар обладает кратковременной способностью перемещаться между мирами благодаря тому, что ему комфортно как на деревьях, так и в воде, способности охотиться как днем, так и ночью, а также привычке спать в пещерах, местах, которые часто ассоциируются с с умершими предками. Концепция трансформации религиозного авторитета хорошо документирована в Мезоамерике и Южной Америке и, в частности, продемонстрирована на примере различных ольмекских ягуаров. фигуры трансформации (Диль, стр. 106).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сондерс, Николас Дж. (1994). «Хищники культуры: символизм ягуаров и мезоамериканские элиты» . Мировая археология . 26 (1): 104–117. дои : 10.1080/00438243.1994.9980264 . ISSN 0043-8243 . JSTOR 124867 .
- ^ Джон Хэмпден Портер (1894). «Ягуар» . Дикие звери; изучение характеров и повадок слона, льва, леопарда, пантеры, ягуара, тигра, пумы, волка и медведя гризли . Нью-Йорк, сыновья К. Скрибнера. стр. 174–195 . Проверено 19 января 2014 г.
- ^ Родриго Нуанаес; Брайан Миллер; Фред Линдзи (2000). «Пищевые привычки ягуаров и пум в Халиско, Мексика» . Журнал зоологии . 252 (3): 373–379. дои : 10.1111/j.1469-7998.2000.tb00632.x . Проверено 8 августа 2006 г.
- ^ Миллер и Таубе, с. 103.
- ^ Сугияма, Нава; Сомервилл, Эндрю Д.; Шёнингер, Маргарет Дж. (2 сентября 2015 г.). «Стабильные изотопы и зооархеология в Теотиуакане, Мексика, раскрывают самые ранние свидетельства управления дикими хищниками в Мезоамерике» . ПЛОС ОДИН . 10 (9): e0135635. Бибкод : 2015PLoSO..1035635S . дои : 10.1371/journal.pone.0135635 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4557940 . ПМИД 26332042 .
- ^ Булле-Гойри, Алехандро Ортис (15 декабря 2005 г.). «Подходы к Лос-Текуанесу, танцевальной драме науатльского происхождения из штата Герреро» . America sin Nombre (на испанском языке) (8): 93–99. дои : 10.14198/AMESN2006.8.12 . hdl : 10045/5702 . ISSN 1989-9831 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бенсон, EP (1998) «Господь, Правитель: символизм ягуара в Америке». В Нью-Джерси Сондерс (редактор), «Иконы власти: кошачий символизм в Америке» . Лондон: Рутледж: 53–76.
- Коу, доктор медицины (1972) «Ольмекские ягуары и короли ольмеков». В EP Benson (редактор), Культ кошачьих. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс : 1-12.
- Коу, доктор медицины (1999) Майя . Лондон: Темза и Гудзон: 90, 247–48.
- Коу, доктор медицины (2002) Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон: 64, 75–76.
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-02119-8 . OCLC 56746987 .
- Дэвис, Уитни . 1978. « Так называемые сцены совокупления ягуара и человека в искусстве ольмеков ». Американская древность 43 (3): 453–457.
- Ферст, Питер Т. 1981. «Детеныш-ягуар или мать-жаба: новый взгляд на старую проблему в иконографии ольмеков», в книге «Ольмеки и их соседи» под редакцией Э.П. Бенсона, Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс : стр. 149–162.
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .
- Мерди, Карсон Н. 1981. «Врожденные уродства и мотив ольмеков-оборотней-ягуаров», American Antiquity 46 (4): 861-871.
- Тейт, Кэролайн Э. 1999. «Покровители шаманской силы: сверхъестественные сущности Ла Венты в свете верований мише», Ancient Mesoamerica , 10: 169-188.
- Сондерс, Нью-Джерси (1998) «Архитектура символизма: образ кошки». В Нью-Джерси Сондерс (редактор), «Иконы власти: кошачий символизм в Америке» . Лондон: Рутледж: 12–52.