Икстаб
Икстаб | |
---|---|
![]() Изображение из Дрезденского кодекса , которое может быть изображением Икстаба. |
Во время испанского завоевания Юкатана (1527–1546) Икс Таб или Икстаб ([iʃˈtaɓ]; «Веревочная женщина», «Вешалка») была коренной майя богиней самоубийства через повешение . Играя роль психопомпа , она сопровождала таких самоубийц на небеса .
Источники
[ редактировать ]Единственное описание богини встречается в Сообщении испанского инквизитора XVI века Диего де Ланды : [1]
Они также говорили и считали совершенно несомненным, что те, кто повесился, попадали в это их небо; и по этой причине было много людей, которые по незначительным поводам печалей, неприятностей или болезней повесились, чтобы избежать этих вещей и пойти и отдохнуть на своих небесах [ gloria ], где, по их словам, богиня виселицы [ la diosa de la horca ], которого они называли Икс Таб, привел бы их. [2]
Помимо этого описания, есть лишь очень краткое и несколько неясное упоминание об Икс Табе в Книге Чилам Балам из Тизимина и в Кодексе Переса, в контексте хаоса, страданий и повешений: «Они подвесили Икс Таба из своих рук или, как вариант, «Икс Таб подвесила их из рук». [3]
Сравнения
[ редактировать ]Ix Tab — женская форма слова ah tab , «палач». [4] Функция Икс Таб как доброжелательной «палачицы» могла проистекать из базовой ассоциации с ловушками. [5] Ланда (Тоззер 1941: 155) упоминает охотничье божество [ Ах ] Табай («Ловитель» или «Обманщик»), возможно, покровитель охоты с силками, в том числе такими, которые поднимают добычу в воздух. Животные, пойманные в такие ловушки, изображены в Дрезденском и Мадридском кодексах, Мадридский кодекс (MC45c) олицетворяет одну из этих ловушек мужским охотничьим божеством. Икс Таб можно понимать как специализированную женскую форму такого божества, заманивающую человеческую добычу на висящую веревку, олицетворяемую ею. Тогда можно было увидеть, как самоубийцы, свободно помещающие голову в эту «ловушку» (возможно, подсказанные сном), посвящали себя ей. С другой стороны, Хтабай современного фольклора - это соблазнительная женщина-демон, «заманивающая» или «обманывающая» своих человеческих жертв-мужчин, чтобы свести их с ума и уничтожить. [6]
Дрезденский кодекс
[ редактировать ]Изображение Дрезденского кодекса (DC53b), изображающее мертвую женщину с веревкой на шее, подвешенную на небесной перекладине, часто (без дополнительных доказательств) принимается за изображение Ix Tab. Однако, поскольку фотография встречается в разделе, посвященном затмениям Солнца и Луны, [7] скорее, оно могло использоваться для обозначения лунного затмения и его ужасных последствий для женщин, которые были тесно связаны с богиней Луны.
Как возможное изготовление
[ редактировать ]Утверждалось, что у доиспанских майя не было богини-самоубийцы или значимого повествования о самоубийстве через повешение. [8] Первоначально Икс Таб могла быть только богиней охоты (см. выше, Сравнения ). [9] Сегодня популярные юкатекские СМИ, по-видимому, используют сенсационную идею «культа Икс Таб», чтобы представить самоубийства как проблему коренных народов, учитывая, что уровень самоубийств на Юкатане более чем в два раза превышает аналогичный показатель в Мексике в целом. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тоззер 1941: 132, слегка адаптировано.
- ↑ Ланда: «los venía a llevar», Тоззер: «пришёл за ними».
- ^ Рейес-Фостер и Кангас 2016: 9
- ^ Сьюдад-Реаль 2001: 55
- ^ см . Рейес-Фостер и Кангас 2016: 19-20
- ^ Томпсон 1970: 309.
- ^ Томпсон 1972: 71-77.
- ^ Рейес-Фостер и Кангас, 2016 г.
- ^ Рейес-Фостер и Кангас 2016: 19
- ^ Рейес-Фостер и Кангас 2020: 5-6
Библиография
[ редактировать ]- Сьюдад-Реаль, Антонио де, Калепино Майя де Мотюль . Под редакцией Рене Акунья. Плаза и Вальдес 2001.
- Рейес-Фостер, Беатрис М. и Рэйчел Кангас, «Разгадка вкладки IX: возвращение к «богине-самоубийце» в археологии майя». Этноистория 63-1 (2016): 1-27.
- Дж. Э. Томпсон, История и религия майя . Университет Оклахомы Пресс, Норман, 1970.
- Дж. Э. Томпсон, Комментарий к Дрезденскому кодексу . Американское философское общество, Филадельфия, 1972.
- Альфред М. Тоззер , Отношение Ланды к вещам Юкатана. Перевод . Музей Пибоди, Кембридж, Массачусетс, 1941 год.