Jump to content

Хтабай

Хтабай ( Испанское произношение: [la iʃ.taˈβaj] ) — сказка юкатекских майя фольклорная о демонической роковой женщине , которая охотится на мужчин на полуострове Юкатан . [1] Говорят, что она живет в лесу, чтобы заманивать мужчин на смерть своей несравненной красотой. [2] Ее описывают как обладательницу красивых блестящих черных волос, ниспадающих до лодыжек, и одетую в белое платье. [3] Одна из наиболее распространенных версий мифа взята из книги «Диес Лейендас Майас» (1998), написанной Хесусом Аскоррой Алехосом. [4]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «Хтаб» использовался для обозначения древней богини майя Икстаб , богини самоубийства через повешение или виселицу. [5] Согласно «Лексикону языка майя» Переса , «Икс» — это женский префикс, а «таб», «тааб» и «табил» переводятся как «веревка, предназначенная для какого-то исключительного использования». [5] Икстаб считалась доброжелательной богиней, которая действовала как психопомп для повесившихся, ведя их в рай, поскольку самоубийство считалось почетным способом смерти. [5] [6]

Легенда о Хтабае

[ редактировать ]
Расположение полуострова Юкатан

Две одинаково красивые женщины, Шкебан и Утц-Колель, жили в деревне или пуэбло на полуострове Юкатан . [7] Иногда женщин называют сестрами. [8] Сообщество плохо обращалось с Шкебан за ее беспорядочное поведение, в то время как Уц-Колель считалась добродетельной за то, что она сохраняла целомудрие. [7] Жители деревни планировали изгнать Ккебан, но решили позволить ей остаться, чтобы еще больше унизить ее. Несмотря на жестокое обращение, Шкебан заботилась о бедных, больных и нуждающихся животных. В отличие от Шкебана, Утц-Колель была бессердечной и считала, что превосходит окружающих, особенно тех, кто находится ниже нее в социальном отношении. [4] Горожане обожали Уц-колель за ее целомудрие и не обращали внимания на ее жестокость. [4] [7]

Xtabentun (ароматная ипомея вида Ipomoea corymbosa )

Через несколько дней после смерти Шкебан горожане обнаружили ее тело, охраняемое животными и окруженное ароматными цветами. [7] Бездомные и бедняки, которым Шкебан помогала при ее жизни, устроили ей похороны, и вскоре после этого вокруг ее могилы вырос таинственный, сладко пахнущий цветок, поскольку Шкебан превратился в разновидность ипомеи, называемую у майя язык, хтабентун , ( Ipomoea corymbosa ( Convolvulaceae )). Штабентун — это вялая, карабкающаяся лоза, которая раскинулась среди живой изгороди, наполняя воздух гирляндами нежных белых труб, и говорят, что причина, по которой она ищет такого убежища, заключается в том, что она беззащитна (у нее нет шипов) — точно так же, как Шкебан чувствовала себя беззащитной, когда была человеком. [7] Этот цветок используется для ликера . одноименного [9] Ипомея щитковидная также была одним из самых знаменитых энтеогенов ацтеков , которые знали это растение под на языке науатль названием коаксиуитль , а его психоактивные семена - как ололиуки («круглые вещи»), и по сей день семена до сих пор используются для наведения исцеляющего транса. в лечебных ритуалах, проводимых сапотеками . [10]

Кактус Цакам ( Mammillaria heyderi ) с дурно пахнущими цветками.

Уц-колел высокомерно полагал, что ее труп будет пахнуть лучше, чем труп Шкебана, из-за ее чистоты, однако ее труп имел невыносимый запах. [7] На ее похороны собрались все индейцы, и вокруг ее могилы возложили цветы, которые исчезли на следующий день. Уц-колель стал дурно пахнущим цветком кактуса Цакам ( Mammillaria columbiana ssp. yucatanensis или Mammillaria heyderi ssp. gaumeri ). [7] Уц-колель молилась злым духам, которые исполнили ее желание снова стать женщиной, чтобы она тоже могла после смерти стать прекрасным цветком, но, неспособная к любви и движимая только ревностью и гневом, она вместо этого стала демоном Хтабай, внешне красивая женщина, но внутренне жестокая и хищная сердцем. [7]

Современная легенда

[ редактировать ]

Говорят, что Хтабай носит белое платье, у нее большие черные глаза и длинные черные волосы до лодыжек, которые она использует, чтобы привлечь мужчин, которые выходят поздно ночью. [11] Она ждет за деревом сейба (священным деревом в культуре майя) и, как говорят, расчесывает волосы шипами кактуса Цакам. [4] Она заманивает мужчин глубоко в лес, заставляя их теряться и дезориентироваться, прежде чем заняться с ними сексом. [11] После того, как они занялись сексом, Хтабай превращается в ядовитую змею и пожирает их. [2] В других версиях мифа Штабай может появляться в любой форме и в любом поле по своему выбору, чтобы заманить человека на верную гибель. Хтабай будет подстерегать под деревом, чтобы соблазнить свою жертву, прежде чем бросить ее со скалы и, наконец, вырвать ей сердце. [2]

Альтернативная версия легенды, особенно в Кинтана-Роо , гласит, что Штабай — каратель пьяниц, воров и жестоких преступников. [12]

Мораль легенды

[ редактировать ]

Несмотря на свой беспорядочный характер и связанное с этим жестокое обращение со стороны сообщества, Шкебан помогала окружающим, что в конечном итоге сделало ее достойной превращения в цветок хтабентун. Напротив, Уц-колел считала себя добродетельной из-за своей сексуальной чистоты и доброго обращения со стороны общества, но также была надменной и недоброй по отношению к угнетенным. Мораль легенды заключается в том, что безбрачие и внешняя добродетель могут привести неосторожного человека к греху гордыни и мало что значат, если им не руководит доброе сердце (внутренняя красота), способное сострадать тем, кто менее удачлив, чем он сам. [7]

Символизм

[ редактировать ]

Тема смерти присутствует во всех версиях мифа о Хтабае. [11] Страх смерти в мифе основан на способности мертвых причинять вред живым и вере в то, что мертвые имеют враждебные намерения. [11]

Сердце и любовь

[ редактировать ]

В «Ла-Хтабае » символизм человеческого сердца часто повторяется на протяжении всего мифа, поскольку личности Шкебана и Уц-колеля описываются в зависимости от типа «сердца», которым они обладали. [4] У Шкебана было горячее сердце, тогда как у Уц-Колеля было холодное сердце. [4] Даже после смерти, когда Уц-Колель захотела снова испытать жизнь, она не смогла преодолеть свою зависть и лишенное любви сердце. [4]

Дерево сейба

[ редактировать ]
Говорят, что Хтабай слоняется у подножия священного дерева сейба, чтобы заманить людей на гибель.

Дерево сейба является священным деревом народа майя, поскольку считалось, что добродетельный человек может стать деревом сейба после смерти. [4] Дерево сейба считается воплощением оси мира , соединяющей небо , землю и подземный мир . [4] Штабай подрывает традиционное значение дерева сейба, поскольку она прячется за ним, чтобы заманить своих жертв на смерть. [7] В легенде говорится, что корни сейбы — это место, куда уходят все люди, которых Хтабай забрал с земли, и что ни один из них никогда не возвращался из них. [7] Было высказано предположение, что христианские колонизаторы исказили первоначальную легенду, изменив значение дерева сейба из священного дерева в опасное место. [8]

Длинные черные волосы

[ редактировать ]

Хтабай известна своими длинными черными волосами, ниспадающими ей на плечи, которые она расчесывает шипами кактуса цакам. [4] В культуре майя большое значение придается поддержанию длинных и здоровых волос, однако влажная погода и долгие рабочие дни затрудняют эту задачу, поэтому волосы работающих женщин обычно убирают назад от лица. [4] Волосы Хтабай контрастируют с типичной прической женщин майя, но представляют собой идеал красоты культуры. [4]

Сексуальность

[ редактировать ]

Уц-Колель была известна своей чистотой, поскольку воздерживалась от сексуальных отношений. [7] В культуре майя женщинам рекомендуется быть скромными и воздерживаться от половых контактов до замужества. [4] Женщины символизируют чистоту, и их учат не разговаривать с мужчинами наедине. [4] Если женщина майя не следует этим культурным ожиданиям, ее могут осудить за свои действия. [4] Шкебан была опозорена и унижена своим сообществом, потому что она не следовала традиционным ожиданиям в отношении женского поведения. [7] Хтабай соблазняет мужчин, что противоречит традиционной культуре майя. [4]

Наследие

[ редактировать ]

Легенда о Хтабае является частью современной культуры майя , поскольку мифы влияют на современные верования. [4] На полуострове Юкатан слово Хтабай иллюстрирует нежелательное поведение женщин и мужчин, и эта легенда используется матерями и бабушками, чтобы привить детям хорошее поведение. [3] Миф также служит предостережением об опасностях супружеской неверности в современном мире: жертвами Хтабая обычно становятся мужья, которые рискнули выйти из дома ночью, чтобы выпить спиртного и привлечь внимание других женщин. [4] Этот миф используется как родителями, так и бабушками и дедушками, чтобы с раннего возраста внушить детям необходимость противостоять искушениям, с которыми они столкнутся во взрослой жизни, пойти выпить по ночам и изменить своим партнерам. [4]

Легенда о Хтабае повлияла на музыку. [13] Альбом Леса Бакстера Voice of the Xtabay перуанского сопрано Имы Сумак изображает приманку xtabay в ее музыке. [13]

Сходство с другими сказками

[ редактировать ]

Хтабай сравнивают с Чурелом из индийского фольклора. [14]

Есть много общего с легендой о Ла Льороне , призраке, который, как говорят, бродит по Мексике в поисках своих детей и уводит всех живых детей, которых она встречает. [11] Варианты легенды о Льороне рассказывают по всей Мексике, и из-за фигуры Льороны можно одновременно и жалеть, и бояться. [15] Во всех версиях фигура Льороны известна как «белая леди», потому что она носит белое. [15] Легенды, подобные Ла Льороне, включают Ла Малинче и Ла Штабай. [11] [15] Говорят, что у Ла Малинш было три сына от трех разных мужчин, и она утопила троих своих любовников, но теперь проклята искать их по рекам и бесконечно взывать к ним. [11] У людей, которые смотрят на Ла Малинш, шея застревает в том же положении, в котором они смотрели на нее, и их должен вылечить курандеро ( целитель). [11]

  1. ^ Ромеро, Роландо (14 мая 2014 г.). Феминизм, нация и миф: Ла Малинш . Паблик Арт Пресс. п. 135. ИСБН  9781611920420 .
  2. ^ Jump up to: а б с Старр, Фредерик (1904). «Заметки по этнографии южной Мексики: экспедиция 1901 года» . Труды Давенпортской академии наук . 9 : 63–172.
  3. ^ Jump up to: а б Пройсс, Мэри Х. (1985). «Пережитки прошлого: роль бабушки в современной юкатекской литературе». Обзор Wíčazo Ša . 1 (2): 1–10. дои : 10.2307/1409116 . JSTOR   1409116 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Римляне, Дороти Дженнифер (2013). Сирена сизигии: текстовое герменевтическое исследование объятий анимы/анимуса в культуре юкатекских майя, как видно через миф о Ла Хтабай (Тезис). стр. 6, 11, 43–47, 60. ПроКвест   1461758952 .
  5. ^ Jump up to: а б с Шеллхас, Пол (1910). Изображение божеств в рукописях майя . Музей. п. 15 . ixtab.
  6. ^ Игонне, Маргарет (1985). «Самоубийство: представления женского начала в девятнадцатом веке». Поэтика сегодня . 6 (1/2): 103–118. дои : 10.2307/1772124 . JSTOR   1772124 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Лампи, Леона (1 января 1950 г.). «Влияние некоторых мексиканских фольклора и верований на мексиканскую жизнь» . Диссертации, диссертации и профессиональные статьи аспирантов .
  8. ^ Jump up to: а б Стрикленд, Аманда (01 мая 2018 г.). «Легенда о Хтабае» . Юкатан сегодня . Проверено 25 июня 2020 г.
  9. ^ Кантарелл, Виолета Х. (12 октября 2015 г.). «Xtabay: Легенда с ароматом» . Юкатан сегодня . Проверено 25 июня 2020 г.
  10. ^ Шультес, Ричард Эванс; Хофманн, Альберт (1979). Ботаника и химия галлюциногенов (2-е изд.). Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз К. Томас.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Миллер, Элейн К. (2014). Мексиканское народное повествование из района Лос-Анджелеса: введение, примечания и классификация . Издательство Техасского университета. ISBN  978-1-4773-0141-8 . [ нужна страница ]
  12. ^ Грин, Джоанна (25 марта 2011 г.). «Хтабай, легендарная соблазнительница майя» . Королевские курорты . Проверено 25 июня 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б Слоан, Хизер (2009). «Музыка другого мира: перкуссия как поставщик культурных элементов в экзотической лаунж-музыке». Музыкальный симпозиум колледжа . 49/50: 409–426. JSTOR   41225268 .
  14. ^ Крук, Уильям (1903). «Обзор физических особенностей индейцев Южной Мексики профессора Ф. Старра и заметки по этнографии Южной Мексики» . Фольклор . 14 :203 . Проверено 20 мая 2022 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Киртли, Бэсил Ф. (1960). « «Ла Йорона» и смежные темы». Западный фольклор . 19 (3): 155–168. дои : 10.2307/1496370 . JSTOR   1496370 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Киртли, Бэсил Ф. (июль 1960 г.). « «Ла Йорона» и смежные темы». Западный фольклор . 19 (3): 155–168. дои : 10.2307/1496370 . JSTOR   1496370 .
  • Миллер, Элейн К. (1973). Мексиканское народное повествование из района Лос-Анджелеса: введение, примечания и классификация . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-74143-0 .
  • Ромеро, Роландо; Харрис, Аманда Нолачеа (2014). Феминизм, нация и миф: Ла Малинш . Паблик Арт Пресс. ISBN  978-1-61192-042-0 . OCLC   1039712483 .
  • Слоан, Хизер (2009). «Музыка другого мира: перкуссия как поставщик культурных элементов в экзотической лаунж-музыке». Музыкальный симпозиум колледжа . 49/50: 409–426. JSTOR   41225268 .
  • Старр, Фредерик (1904). Заметки по этнографии Южной Мексики . OCLC   254978548 .
  • Пройсс, Мэри (2005). Юкатекские истории майя: от Чен-Джа до Милпы . Лабиринтос. ISBN  978-0-91143-7577 . OCLC   894928070 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0405ba267e5d1ddd1d69366b86448931__1722530880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/31/0405ba267e5d1ddd1d69366b86448931.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xtabay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)