Амелия
![]() | |
Расположение | Посчитай это |
---|---|
Область | Департамент Петен , ![]() |
Координаты | 16 ° 31'35 "N 90 ° 25'22" W / 16,52639 ° N 90,42278 ° W |
История | |
Заброшенный | середина 9 века нашей эры |
Периоды | Поздняя классика |
Культуры | Майя |
События | Завоеван: Две батареи |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1937, 1984–1986, 1997 |
Археологи | Эдвин Шук, Антония Фойас |
Архитектура | |
Архитектурные стили | Классическая Майя |
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Ла-Амелия — доколумбовой эпохи майя археологический памятник недалеко от Ицана , в нижнем реки Пасион районе департамента Петен в Гватемале . Он сформировал государство в эпоху поздней классики (600–830 гг. Н.э.) и участвовал в войне между Тикалем и Калакмулем , за которой в 650 году последовал захват Ла Амелии Дос Пиласом . Последовали два столетия периодических войн, пока население этого района не сократилось примерно на 830 человек, что это считается началом заброшенности классических памятников в регионе.
Расположение
[ редактировать ]Ла-Амелия расположена на ряде невысоких холмов в муниципалитете Саякше , в 4 км (2,5 мили) к югу от Ла-Флориды и реки Пасион . Участок расположен на высоте от 150 до 160 метров (от 490 до 520 футов) над средним уровнем моря . Низкие территории вокруг холмов подвержены наводнениям. [1] Основная территория территории представляет собой лесопарк в соседней деревне Сан-Франциско Эль-Тумбо. Более 90 процентов курганов на этом месте разграблены. [2]
История
[ редактировать ]Ла-Амелия была подчиненным местом в королевстве Муталь Петексбатуна классического периода , которым сначала управлял Дос-Пилас , а затем Агуатека . [3] Это место расположено к северо-западу от Дос-Пиласа и, возможно, первоначально называлось Бахлам. [4] Быстро расширяющееся королевство Дос Пилас завоевало Ла Амелию в начале 8 века. [5] Профессиональная история Ла Амелии, похоже, была краткой и ограничивалась поздней классикой. [6]
В 802 году нашей эры последний известный правитель королевства Тан Те'Кинич руководил ритуалом, проводимым правителем Ла Амелии Лаханом Кавиилом Аджав Ботом , что является последним упоминанием Тан Те'Кинич. [7] Лачан Кавиил Аджав Бот, местный король Ла Амелии, изображен на панели 2 Ла Амелии, датированной 804 годом нашей эры, и продолжал возводить на этом месте памятники, последний из которых, который можно датировать, был установлен в 807 году и содержит последний ссылка на королевство Петексбатун Мутал. [8] Бот Лахан Кавиил Аджав также упоминается на Панели 1 и Иероглифической лестнице 1 на этом месте. Известно, что он родился 25 июня 760 года и был возведен на престол 1 мая 802 года. [9]
Ла Амелия была заброшена где-то в середине 9 века нашей эры. [10]
Современная история
[ редактировать ]Институт Карнеги провел исследования на этом месте в 1937 году. В рамках этого проекта было задокументировано несколько резных каменных памятников и создана частичная карта места, которая была опубликована Сильванусом Морли в его книге 1938 года «Надписи Петена» . [11] Йельский университет проводил дальнейшие исследования с 1984 по 1986 год. [12]
В 1997 году археологический проект Ла Амелия провел на этом месте картографирование и проект раскопок. Руководил этой работой доктор Антония Фойас из колледжа Уильямс . Летом 1997 года археологический проект Ла-Амелия завершил картографирование центральной территории и раскопал несколько тестовых объектов. [13]
Сайт
[ редактировать ]Ла Амелия — это небольшой участок площадью около 0,74 квадратных километров (0,29 квадратных миль). Территория разделена на четыре группы, две из которых имеют монументальную архитектуру, а еще 13 небольших жилых групп. [14] В ходе картографического проекта 1997 года на этом месте было зафиксировано в общей сложности 71 строение. [15] Центральная площадь, судя по всему, была сосредоточена вокруг «Группы трех пирамид» в южной части памятника. В эту группу вошли три пирамиды высотой от 3 до 8 метров (от 9,8 до 26,2 футов), все из которых были серьезно повреждены траншеями грабителей. [16]
«Группа иероглифических лестниц» расположена в 0,5 км (0,31 мили) к северу от главной площади, в северо-западном квадранте территории, и была построена в основном путем террасирования и выравнивания вершины естественного холма. [17] В этой группе представлены три фронтальные террасы и внутренний двор на вершине, окруженный шестью узкими постройками. Доступ к самой нижней террасе осуществляется по пятиступенчатой монолитной лестнице из известняковых блоков, вырезанных глифами и сценами. Две резные панели (называемые поочередно Стела 1 и Панель 2 ) первоначально украшали фасад сооружения по обе стороны от лестницы. [18]
Памятники
[ редактировать ]
Когда Эдвин М. Шук из Института Карнеги впервые задокументировал местонахождение Ла Амелии в 1937 году, он отметил наличие шести иероглифических блоков, которые выполняли функцию подступенков на самом верхнем уровне монолитной лестницы. [19] Это побудило его идентифицировать иероглифическую лестницу на этом месте и соответствующим образом назвать соответствующую архитектурную группу. Седьмой резной блок был обнаружен в 1997 году в тестовом блоке, раскопанном на площади непосредственно к юго-западу от лестницы. [20]
Три резных камня Иероглифической лестницы были полностью иероглифическими, а на четырех оставшихся камнях (включая тот, который был обнаружен в 1997 году) изображены лежащие мужские фигуры и короткие тексты. [21] Стивен Хьюстон задокументировал один из трех глифических камней, хотя о двух других не существует никаких записей. [22] Шук набросал увиденные им три ступеньки с изображением человеческих фигур, но не включил никаких подробностей, касающихся глифических текстов на этих камнях. [23] К 1997 году ни одна из шести ступеней, зафиксированных Шуком, не осталась на месте , и их окончательное расположение неизвестно. [24]
На четырех резных ступенях с человеческими фигурами Иероглифической лестницы в Ла-Амелии изображены просто одетые мужчины, которые, вероятно, были предками правителя этого места. [25] Все четыре фигуры держат головы или маски К. Бога Панель, обнаруженная в 1997 году, включала дату календарного раунда 2 Кабана 2 Муана и связанный с ней текст, описывающий ритуал с участием Бога К, который имел место в этот день. Эмблемой для фигуры на этой панели может быть символ Тамариндито . [26]
Резные панели, которые первоначально обрамляли Иероглифическую лестницу в Ла-Амелии, изображают танцующих правителей в полных церемониальных костюмах, а также глифические тексты. В нижнем регистре каждого памятника изображен лежащий ягуар , смотрящий вверх на танцующего правителя. [27] На панели 2 указана дата 804 года нашей эры, и на ней изображен правитель Лахан Кавиил Аджав Бот, одетый как игрок в мяч. [28] Панель 2 сейчас находится перед зданием мэра в Саяшче. Стела 1 первоначально располагалась к западу от Иероглифической лестницы и датируется 807 годом нашей эры. [29] Стела 1 сейчас находится в Национальном музее антропологии и этнологии в Гватемале .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ортис де Леон 2004
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 409.
- ^ Гюнтер, стр.21
- ^ Демарест и др. 1991, стр.229.
- ^ Ортис де Леон 2004, стр.21.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 409.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 65
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 65
- ^ Ортис де Леон 2004, стр. 21–22.
- ^ Морли 1938 г.
- ^ Ортис де Леон 2004, стр.21.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Ортис де Леон 2004, стр.21.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Морли 1937 г.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Хьюстон, 1993 г.
- ^ Морли 1937 г.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Фояс 1997 г.
- ^ Морли 1938; Хьюстон, 1993 г.
- ^ Мартин и Грубе 2000; Передатчик 2004 г.
- ^ Туртелло и Гонсалес 2005
Ссылки
[ редактировать ]- Демарест, Артур А .; Стивен Хьюстон; Кевин Джонстон (1991). Ж. П. Лапорт; С. Вильягран; Х. Эскобедо; Д. де Гонсалес; Х. Вальдес (ред.). «Археологический проект Петексбатун: новые взгляды на военную систему и крах майя» (PDF) . II Симпозиум по археологическим исследованиям в Гватемале, 1988 г. (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 226–231. Архивировано из оригинала (цифровая версия) 14 сентября 2011 года . Проверено 18 ноября 2009 г.
- Демарест, Артур А .; Эктор Л. Эскобедо (1998). «События, процессы и перемещения населения в Терминальной классике и коллапсе майя» (PDF) . XI Симпозиум археологических исследований в Гватемале, 1997 г. (под редакцией Дж. П. Лапорта и Х. Эскобедо) (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 812–826. Архивировано из оригинала (цифровая версия) 14 сентября 2011 года . Проверено 18 ноября 2009 г.
- Фойас, Антония Э. (1997). Археологический проект Ла Амелия, итоговый отчет: полевой сезон 1997 г. Уильямстаун. Массачусетс: Колледж Уильямс.
- Гюнтер, Стэнли Пол. «Надписи Дос Пиласа, связанные с Баджлай Чан Кавиилом» (PDF) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: исследование мезоамериканских культур . Проверено 25 января 2009 г.
- Хьюстон, Стивен Д. (1993). Иероглифы и история в Дос-Пиласе: династическая политика классических майя . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-73855-2 .
- Мартин, Саймон ; Николай Грубе (2000). Хроники королей и королев майя: расшифровка династий древних майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05103-8 . OCLC 47358325 .
- Морли, Сильванус Грисволд (1938). Надписи Петена . Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги . OCLC 551558 .
- Ортис де Леон, Хорхе Марио (сентябрь 2004 г.). «Исследование развития традиции: иероглифические лестницы региона Петексбатун и Усумасинта» (PDF) (на испанском языке). Город Гватемала: Университет Сан-Карлос-де-Гватемала, исторический факультет . Проверено 18 ноября 2009 г.
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Токовинин, Александр (2002). «Божественные покровители игры майя в мяч» (PDF) . Статьи Mesoweb . Месовеб . Проверено 1 ноября 2007 г.
- Туртелло, Гейр; Джейсон Дж. Гонсалес (2005). «Последнее ура: преемственность и трансформация в Сейбале» . У Артура А. Демареста ; Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Терминальная классика в низменностях майя: коллапс, переход и трансформация . Боулдер: Университетское издательство Колорадо . стр. 60–82 . ISBN 0-87081-822-8 . OCLC 61719499 .
- Зендер, Марк (весна 2004 г.). «Глифы для «размаха руки» и «удара» в классических текстах майя для игр с мячом» (PDF) . Журнал ПАРИ . IV (4). Сан-Франциско, Калифорния: Институт исследований доколумбового искусства : 1–9. ISSN 1531-5398 . OCLC 44780248 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2011 года.