Календарь майя
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
История |
Испанское завоевание майя |
Календарь майя — это система календарей, использовавшаяся в доколумбовой Мезоамерике и во многих современных общинах горной местности Гватемалы . [1] Веракрус , Оахака и Чьяпас , Мексика. [2]
Основы календаря майя основаны на системе, которая широко использовалась во всем регионе, начиная, по крайней мере, с V века до нашей эры. Он имеет много общего с календарями, использовавшимися другими более ранними мезоамериканскими цивилизациями, такими как сапотеки и ольмеки , а также с современными или более поздними календарями, такими как календари микстеков и ацтеков . [3]
Согласно мифологической традиции майя , задокументированной в отчетах колониального Юкатека и реконструированной по позднеклассическим и постклассическим надписям, божеству Ицамне часто приписывают то, что он принес знания о календарной системе предкам майя, а также письменность в целом и другие основополагающие аспекты майя. Культура Майя. [4]
Обзор
[ редактировать ]Календарь майя состоит из нескольких циклов или отсчетов разной длины. 260-дневный отсчет известен ученым как Цолькин или Цолькин . [5] Цолькин был объединен с 365-дневным неопределенным солнечным годом, известным как Хааб, чтобы сформировать синхронизированный цикл продолжительностью 52 Хааб, называемый Календарным Кругом . Календарный раунд до сих пор используется многими группами в горной местности Гватемалы. [6]
Другой календарь использовался для отслеживания более длительных периодов времени и для записи календарных дат (т. е. определения того, когда произошло одно событие по отношению к другим). Это Длинный счет . Это счет дней с момента мифологической отправной точки. [7] Согласно корреляции между Длинным счетом и западными календарями, принятой подавляющим большинством исследователей майя (известной как корреляция Гудмана-Мартинеса-Томпсона, или GMT), эта отправная точка эквивалентна 11 августа 3114 года до н.э. по григорианскому календарю или 6 сентября по юлианскому календарю (-3113 астрономических лет). Корреляция GMT была выбрана Джоном Эриком Сиднеем Томпсоном в 1935 году на основе более ранних корреляций Джозефа Гудмана в 1905 году (11 августа), Хуана Мартинеса Эрнандеса в 1926 году (12 августа) и самого Томпсона в 1927 году (13 августа). [8] Благодаря своей линейной природе Длинный счет мог быть расширен для обозначения любой даты в далеком прошлом или будущем. В этом календаре использовалась позиционная система обозначений , в которой каждая позиция обозначала увеличение, кратное количеству дней. Система счисления майя была по существу двадцатеричной (т.е. с основанием -20), и каждая единица данной позиции представляла в 20 раз больше единицы позиции, которая ей предшествовала. Важное исключение было сделано для значения места второго порядка, которое вместо этого представляло 18 × 20, или 360 дней, что более близко приближалось к солнечному году, чем 20 × 20 = 400 дней. Циклы Длинного Счета не зависят от солнечного года.
Многие надписи Майя Длинного Счета содержат дополнительную серию , в которой содержится информация о лунной фазе , номере текущей луны в серии из шести и о том, кто из девяти Повелителей Ночи правит.
Также отслеживались менее распространенные или плохо изученные циклы, комбинации и календарные прогрессии. Отсчет в 819 дней засвидетельствован в нескольких надписях. Повторяющиеся сеты по 9 дней (см. ниже «Девять повелителей ночи») [9] связанные с разными группами божеств известны также , животных и другие значимые понятия.
Цолькин
[ редактировать ]Цолькин ) — это майя (в современной орфографии ; также обычно пишется цолькин название, обычно используемое исследователями-майянами для Священного круга майя или 260-дневного календаря. Слово цолькин — это неологизм , придуманный юкатекскими майя и означающий «счет дней» (Coe 1992). Различные названия этого календаря, использовавшиеся доколумбовыми народами майя, до сих пор обсуждаются учеными. Эквивалент ацтекского календаря назывался Тональпохуалли на языке науатль .
Календарь цолькин объединяет названия двадцати дней с номерами тринадцати дней, образуя 260 уникальных дней. Его используют для определения времени религиозных и обрядовых мероприятий, а также для гадания. Каждый последующий день нумеруется от 1 до 13, а затем снова начинается с 1. Отдельно от этого каждому дню присваивается имя последовательно из списка из 20 названий дней:
Сек. Число. 1 | День Имя 2 | Глиф пример 3 | 16 век. Юкатек 4 | кухня | Реконструированный Классическая Майя 5 | Сек. Число. 1 | День Имя 2 | Глиф пример 3 | 16 век. Юкатек 4 | Киш | Реконструированный Классическая Майя 5 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
01 | Имикс | Имикс | Имокс | Имикс (?) / Ха (?) | 11 | Чувэнь | Чуэн | Б'ац' | (неизвестный) | |||
02 | Я' | я | Iq' | Я' | 12 | Эб | Эб | Э' | (неизвестный) | |||
03 | Акбал | Акбал | Акабаль | Акбал (?) | 13 | Бен | Бен | Да | К'клаб [ нужны разъяснения ] | |||
04 | Против | Может | К'ат | Немного (?) | 14 | IX | IX | Ях, Балам | Хикс (?) | |||
05 | Курица | Читян | Может | (неизвестный) | 15 | Мужчины | Мужчины | с Цикиным | Мужчины (?) [10] | |||
06 | Нравиться | Чими | Мясо | Чам (?) | 16 | Киб | Сиб | Заморозить | (неизвестный) | |||
07 | Маник' | Шарик | Kej | Манич (?) | 17 | Все | Жаловаться | Но'дж | левый (?) | |||
08 | раскол | раскол | Канил | Экъ (?) | 18 | Эцнаб | Эцнаб | Тихакс | (неизвестный) | |||
09 | Грандиозный | Мулюк | Toj | (неизвестный) | 19 | Ребята | Кауак | Кавок | (неизвестный) | |||
10 | Хорошо | Ок | Цзи | (неизвестный) | 20 | Ну давай же | Мне | Айпу | Ну давай же | |||
ПРИМЕЧАНИЯ:
|
В некоторых системах отсчет начинался с 1 Имикс, за которым следовали 2 Ик'ал, 3 Акбал и т. д. до 13 Бэн. Затем номера дней начинаются снова с 1, а последовательность названных дней продолжается дальше, поэтому следующими днями в последовательности являются 1 Ix, 2 Men, 3 Kibʼ, 4 Kabʼan, 5 Etznab, 6 Kawak и 7 Ajaw. Когда были использованы все двадцать названных дней, они теперь начали повторять цикл, пока продолжается числовая последовательность, поэтому следующий день после 7 Аджау - это 8 Имикс. Таким образом, повторение этих взаимосвязанных 13- и 20-дневных циклов занимает 260 дней (то есть, чтобы каждая возможная комбинация числа и названного дня произошла один раз).
Самая ранняя известная надпись с цолькином - это ольмекская ушная раковина с 2 Ахау 3 Цех - 6.3.10.9.0, 2 сентября -678 (по юлианскому астрономическому календарю). [12]
Хааб'
[ редактировать ]Сек. Число. | Юкатек имя | Иероглифы | Классический период глиф знак | Значение глифа [14] | Реконструированный классический майя |
---|---|---|---|---|---|
1 | Поп | Канджалав | |||
2 | Ух ты | я в | |||
3 | Глоток | чакат | |||
4 | Соц | один | вот так | ||
5 | Сек | Касью | |||
6 | Выбирать | курица | |||
7 | Почти | якшин | |||
8 | Мол | моль | |||
9 | Чэнь | черный [15] | Я сихо | ||
10 | Да | зеленый [15] | яксихо я | ||
11 | Вещь | белый [15] | Саксихо я | ||
12 | Ках | красный [15] | Чаксихо я | ||
13 | Мама | мама | |||
14 | Маленький | унив | |||
15 | Муван | Мне жаль | |||
16 | Пакс | паксил | |||
17 | Каяб | канасий | |||
18 | Кумку | ох | |||
19 | Он был | пять неудачных дней | ух ты |
Хааб состоял из восемнадцати месяцев по двадцать дней каждый плюс период в пять дней («безымянные дни») в конце года, известного как Вайеб (или Уайеб в орфографии 16-го века). Считалось, что пять дней Вайеба были опасным временем. Фостер (2002) пишет: «Во время Вайеба порталы между царством смертных и Подземным миром растворились. Никакие границы не мешали злонамеренным божествам вызывать бедствия». Чтобы отогнать этих злых духов, у майя были обычаи и ритуалы, которые они практиковали во время Вайеба. Например, люди избегали выходить из дома, мыться или расчесываться. Брикер (1982) подсчитал, что Хааб впервые был использован около 550 г. до н. э., в качестве отправной точки зимнего солнцестояния . [16]
Названия месяцев Хааб известны сегодня под соответствующими названиями в юкатекских майя колониальной эпохи , как они записаны в источниках 16-го века (в частности, Диего де Ланда и таких книгах, как « Чилам Балам » Чумаэля). Фонематический анализ названий глифов Хааб в доколумбовых надписях майя показал, что названия этих двадцатидневных периодов значительно различались от региона к региону и от периода к периоду, отражая различия в базовом языке (языках) и использовании в классической и Постклассические эпохи, предшествовавшие их записи в испанских источниках. [17]
Каждый день в календаре Хааб обозначался номером дня месяца, за которым следовало название месяца. Номера дней начинались с глифа, который переводился как «место нахождения» названного месяца, который обычно считается нулевым днем этого месяца, хотя меньшинство считает его 20-м днем месяца, предшествующего названному месяцу. В последнем случае место Попа приходится на пятый день Вайеба. Для большинства первый день года был 0 Поп (сидение Попа). За этим последовали 1 Pop, 2 Pop, вплоть до 19 Pop, затем 0 Wo, 1 Wo и так далее.
Поскольку в Хаабе было 365 дней, а тропический год составлял 365,2422 дня, дни Хааба не совпадали с тропическим годом.
Календарь раунда
[ редактировать ]Дата календарного раунда — это дата, которая дает как Цолькин, так и Хааб. Эта дата повторится через 52 года Хааба или 18 980 дней календарного цикла. Например, нынешнее творение началось 4 Ахау 8 Кумку. Когда эта дата повторяется, это называется завершением календарного раунда.
Арифметически продолжительность Календарного раунда равна наименьшему общему кратному 260 и 365; 18 980 — это 73 × 260 дней Цолькин и 52 × 365 дней Хааб. [18]
Не все возможные комбинации Цолькин и Хааб могут произойти. Для дней Цолькин Имикс, Кими, Чувен и Киб день Хааб может быть только 4, 9, 14 или 19; для Ик, Маник, Эб и Кабан день Хааб может быть только 0, 5, 10 или 15; для Акбала, Ламата, Бена и Эцнаба день Хааб может быть только 1, 6, 11 или 16; для Кана, Мулука, Икса и Кавака день Хааб может быть только 2, 7, 12 или 17; а для Чикчана, Ок, Мена и Аджау день Хааб может быть только 3, 8, 13 или 18. [19]
Годоносец
[ редактировать ]«Носитель года» — это название дня Цолькин , которое происходит в 0 поп, первый день Хааб . Поскольку существует 20 названий дней Цолькин, 365 дней в Хаабе, а остаток от 365, разделенный на 20, равен 5 ( 365 = 18×20 + 5 ), название дня Цолькин для каждого последующего 0 Попа будет равно 5 позже в цикле. названий дней Цолькин. Аналогично, поскольку существует 13 номеров дней Цолькин, а остаток от 365, разделенный на 13, равен 1 ( 365 = 28×13 + 1 ), номер дня Цолькин для каждого последующего 0 Попа будет на 1 больше, чем раньше. Таким образом, последовательность дат Цолькин, соответствующая дате Хааба 0 Pop, следующая:
- 1 Ик
- 2 Маник
- 3 Эб
- 4 Кабан
- 5 Ик
- ...
- 12 Кабан
- 13 я'
- 1 бусина'
- ...
Таким образом, Несущие Года — это четыре названия дней Цолькоина, которые появляются в этой последовательности: Ик', Маник', Эб' и Каб'ан.
«Носитель года» буквально переводит концепцию майя. [20] Его важность заключается в двух фактах. Во-первых, четыре года, возглавляемые Носителями Года, названы в их честь и разделяют их характеристики; поэтому и у них есть свои предсказания и божества-покровители. [21] Более того, поскольку Несущие Год географически идентифицируются с пограничными знаками или горами, они помогают определить местное сообщество. [22]
Описанная выше классическая система Несущих Год встречается в Тикале и в Дрезденском Кодексе . В период поздней классики в Кампече использовался другой набор Годоносцев. В этой системе Несущими Год были Цолькин , который совпадал с 1 Попом. Это были Акбал, Ламат, Бен и Эдзнаб. В постклассический период на Юкатане использовалась третья система. В этой системе Носителями Года были дни, совпадавшие с двумя Попами: Каном, Мулуком, Иксом и Каваком. Эта система встречается в Хрониках Ошкуцкаба. Кроме того, незадолго до испанского завоевания Майяпана майя начали нумеровать дни Хааба от 1 до 20. В этой системе Несущие Годы такие же, как и в системе 1 Поп – Кампече. Система Classic Year Bearer до сих пор используется в высокогорьях Гватемалы. [23] и в Веракрусе, Оахаке и Чьяпасе, Мексика. [24]
Длинный счет
[ редактировать ]Поскольку даты календарного раунда повторяются каждые 18 980 дней, примерно 52 солнечных года, цикл повторяется примерно один раз за всю жизнь, поэтому для точной записи истории требовался более совершенный метод датировки. Чтобы указать даты в течение периодов продолжительностью более 52 лет, мезоамериканцы использовали календарь длинного счета.
Майя называли день кин . Двадцать из этих кинов известны как винал или уинал . Восемнадцать побед составляют один тун . Двадцать тунов известны как катан . Двадцать катунов составляют бактун .
Календарь длинного счета определяет дату путем подсчета количества дней от даты создания майя 4 Ахау, 8 Кумку (11 августа 3114 г. до н.э. по пролептическому григорианскому календарю или 6 сентября по юлианскому календарю - 3113 астрономических дат). Но вместо использования десятичной ( десятичной ) схемы дни длинного счета подсчитывались по модифицированной двадцатеричной схеме. Таким образом, 0.0.0.1.5 равно 25, а 0.0.0.2.0 равно 40. Поскольку окончательная единица измерения сбрасывается только после досчёта до 18, длинный счёт постоянно использует систему счисления по основанию 20, только если тун считается основной единицей измерения. измерение, а не кин; где кин и победные единицы обозначают количество дней в туне. Длинный счет 0.0.1.0.0 представляет 360 дней, а не 400 в чисто двадцатиричной ( двумерной ) системе счисления.
Есть также четыре редко используемых цикла высшего порядка: пиктун , калабтун , кинчилтун и алаутун .
Поскольку даты Длинного счета однозначны, Длинный счет особенно хорошо подходил для использования на памятниках. Монументальные надписи будут включать не только 5 цифр длинного счета, но также два символа цолькин, за которыми следуют два символа хааб.
Неправильная интерпретация мезоамериканского календаря длинного счета легла в основу распространенного мнения о том, что катаклизм произойдет 21 декабря 2012 года . 21 декабря 2012 года был просто днем, когда календарь перешел к следующему бактуну , при длинном счете 13.0.0.0.0. Дата начала следующего бактуна (Длинный счет 14.0.0.0.0) — 26 марта 2407 года. Дата начала следующего пиктуна (полная серия из 20 бактунов), при Длинном счете 1.0 .0.0.0.0 — 13 октября 4772 года.
Длинный счет единица | Длинный счет период | Дни | Приблизительный Солнечные годы |
---|---|---|---|
1 Кин | 1 | ||
1 победа | 20 Кин | 20 | |
1 Также | 18 побед | 360 | 1 |
1 карта | 20 снова | 7,200 | 20 |
1 Бактун | 20 карт | 144,000 | 394 |
1 Пиктун | 20 Бактун | 2,880,000 | 7,885 |
1 Калабтун | 20 Пиктун | 57,600,000 | 157,704 |
1 Кинчилтун | 20 Калабтун | 1,152,000,000 | 3,154,071 |
1 я начинаю | 20 Кинчилтун | 23,040,000,000 | 63,081,429 |
Дополнительная серия
[ редактировать ]Многие надписи классического периода включают серию глифов, известную как Дополнительная серия. Действие этой серии во многом было разработано Джоном Э. Типлом . Дополнительная серия чаще всего состоит из следующих элементов:
Повелители ночи
[ редактировать ]Каждую ночь правил один из девяти повелителей подземного мира. Этот девятидневный цикл обычно записывался в виде двух символов: символ, обозначающий Девять Лордов как группу, за которым следовал символ лорда, который будет править следующей ночью.
Лунная серия
[ редактировать ]Лунная серия обычно записывается в виде пяти символов, которые предоставляют информацию о текущей лунации , номере луны в серии из шести, текущем правящем лунном божестве и продолжительности текущей лунации.
Возраст Луны
[ редактировать ]Майя подсчитывали количество дней текущего лунного периода. Они использовали две системы для определения нулевой даты лунного цикла: либо в первую ночь, когда можно было увидеть тонкий серп луны, либо в первое утро, когда они не могли видеть убывающую луну. [25] Возраст Луны изображался набором символов, которые майянисты придумали глифами D и E:
- Символ новой луны использовался для обозначения нулевого дня лунного цикла.
- Символы D использовались для обозначения лунного возраста с 1 по 19 дни, а также количества дней, прошедших после новолуния.
- Для лунного возраста от 20 до 30 лет использовался глиф E с количеством дней от 20.
Граф лунаций
[ редактировать ]Майя считали лунные месяцы. Этот цикл появляется в лунном ряду как два символа, которые современные ученые называют символами «C» и «X». Перед символом C может стоять цифра, обозначающая лунацию. Никакое префиксное число не означало единицу, тогда как числа со второго по шестой обозначали другие лунации. [26] [27] Была также часть глифа C, которая указывала на то, где это произошло в более крупном цикле из 18 луний. Символ C сопровождал символ «X», показывающий аналогичную схему из 18 лунаций. [28] [29]
Длина лунации
[ редактировать ]Лунный синодический период современной эры составляет около 29,5305877 средних солнечных дней или около 29 дней 12 часов 44 минут и 2+. 7 / 9 секунд. В целом число дней в одной лунации будет составлять либо 29, либо 30 дней, при этом 30-дневные интервалы обязательно будут происходить несколько чаще, чем 29-дневные. Майя писали, длился ли лунный месяц 29 или 30 дней, в виде двух символов: символа длины луны, за которым следовал либо глиф, состоящий из глифа луны над связкой с суффиксом 9 для 29-дневной лунности, либо глиф луны. с суффиксом 10 для 30-дневной лунации. Поскольку майя не использовали дроби, лунные числа аппроксимировались по формуле, согласно которой за 4400 дней было совершено 149 лунаций, что давало довольно короткий средний месяц, равный ровно 4400 / 149 = 29+ 79 / 149 дней = 29 дней 12 часов 43 минуты и 29+ 59 / 149 секунд, или около 29,5302 дня. [30]
819 дней
[ редактировать ]Некоторые памятники майя включают глифы, в начальной серии которых записано 819 дней. Их также можно найти в Дрезденском кодексе . [31] Это описано у Томпсона. [32] Дополнительные примеры этого можно найти у Келли. [33] Каждая группа из 819 дней была связана с одним из четырех цветов и кардинальным направлением, с которым она была связана: черный соответствовал западу, красный — востоку, белый — северу и желтый — югу.
Отсчет 819 дней можно описать несколькими способами: в большинстве из них используется символ «Y» и число. У многих также есть символ Кавилла – бога с дымящимся зеркалом в голове. Было высказано предположение, что Кавилл имеет связь с Юпитером. [34] В альманахе Дрезденского кодекса 59 есть Чааки четырех цветов. Сопроводительные тексты начинаются с значка направления и глагола, обозначающего фразы на 819 дней. Андерсон [35] содержит подробное описание 819-дневного отсчета.
Синодические периоды классических планет
[ редактировать ]Moon: 1 x 819 + 8 days = 28 (synodic 29.53 d) "28 months" Moon: 4 x 819 + 2 days = 111 (synodic 29.53 d) "111 months" Moon: 15 x 819 + 0.3 days = 416 (synodic 29.53 d) "416 months"
Draconic: 31 x 819 days = 933 (draconic 27.21 d) "nodal months"
Mercury: 1 x 819 + 8 days = 7 (synodic 115.88 d) Mercury: 15 x 819 + 2 days = 106 (synodic 115.88 d)
Venus: 5 x 819 + 8 days = 7 (synodic 583.9 d)
Sun: 4 x 819 + 11 days = 9 (synodic 365.24 d) "9 years" Sun: 33 x 819 + 1 days = 74 (synodic 365.24 d) "74 years"
Mars: 20 x 819 + 2 days = 21 (synodic 779.9 d)
Jupiter: 1 x 819 + 21 days = 2 (synodic 398.88 d) Jupiter: 19 x 819 + 5 days = 39 (synodic 398.88 d)
Saturn: 6 x 819 - 1 days = 13 (synod 378.09 d)
Короткий счет
[ редактировать ]В поздний классический период майя начали использовать сокращенный короткий счет вместо длинного счета. Пример этого можно найти на алтаре 14 в Тикале. [37] В королевствах постклассического Юкатана вместо длинного счета использовался краткий счет. Циклический краткий счет представляет собой счет из 13 катанов (или 260 тунов), в котором каждый катаун был назван в честь его заключительного дня, Ахау («Господь»). 1 Имикс был выбран в качестве повторяющегося «первого дня» цикла, что соответствует 1 Ципактли в ацтекском счете дней. Цикл считался от 11 катуна Ахау до 13 катуна Ахау. Поскольку катун имеет длину 20×360 = 7200 дней, а остаток от 7200, разделенный на 13, равен 11 ( 7200 = 553×13 + 11 ), то номер дня заключительного дня каждого последующего катуна на 9 больше, чем раньше (обертка около 13, поскольку используются только 13-дневные номера). То есть, начиная с катуна, начинающегося с 1 Имикс, последовательность номеров завершающих дней 11, 9, 7, 5, 3, 1, 12, 10, 8, 6, 4, 2, 13, 11,.. ., все по имени Ахау. За заключительным 13-м днем Ahau последовал повторный первый день 1 Imix. Эту систему можно найти в колониальных Книгах Чилам Балам . В типичной мезоамериканской манере эти книги проецируют цикл на ландшафт с 13 Ахауоб «Светства», разделяющие землю Юкатана на 13 «королевств». [38]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тедлок, Барбара, Время и Хайленд Майя Пересмотренное издание (1992 г., стр. 1) «Множество коренных гватемальских общин, в основном говорящих на языках майя, известных как иксил, мам, покомчи и киче, сохраняют 260-дневный цикл и (во многих случаях) и древний солнечный цикл (глава 4)».
- ^ Майлз, Сюзанна В., «Анализ современных среднеамериканских календарей: исследование по сохранению». В Аккультурации в Америке. Под редакцией Sol Tax, стр. 273. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1952.
- ^ «Происхождение календаря майя: памятники, мифология и материализация времени» .
- ^ См. статью об Ицамне в Miller and Taube (1993), стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Академия языков майя Гватемалы (1988 г.). Языки майя Гватемалы: Справочный документ по произношению новых официальных алфавитов . Гватемала-Сити: Национальный институт коренных народов. Подробную информацию и примечания об усыновлении среди сообщества майя см. в Kettunen & Helmke (2020), стр. 7.
- ^ Тедлок (1992), с. 1
- ^ «Мифологический» в том смысле, что когда Длинный счет был впервые изобретен где-то в середине-позднем доклассическом периоде, намного позже этой даты; см., например, Миллер и Таубе (1993, стр. 50).
- ^ Восс (2006, стр. 138)
- ^ См. отдельную краткую статью в Википедии «Повелители ночи».
- ^ Стюарт, Дэвид (19 апреля 2024 г.). «Заметки о знаках дня: Мужчины / Цикин» . Расшифровка Майя . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Реконструкции классической эпохи приведены Кеттуненом и Хельмке (2020), стр. 56–57.
- ^ Эдмонсон, Манро С. (1988). Книга года СРЕДНЕАМЕРИКАНСКИЕ КАЛЕНДРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. п. 20. ISBN 0-87480-288-1 .
- ^ Кеттунен и Хельмке (2020), стр. 58–59
- ^ Эти названия взяты из описания календаря де Ланды и обычно используются майянистами, но классические майя не использовали эти настоящие названия для знаков дня. Оригинальные имена неизвестны. Видеть Коу, Майкл Д .; Марк Л. Ван Стоун (2005). Чтение символов майя . Лондон: Темза и Гудзон. п. 43 . ISBN 978-0-500-28553-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Коу, Майкл Д .; Марк Л. Ван Стоун (2005). Чтение символов майя . Лондон: Темза и Гудзон. п. 43 . ISBN 978-0-500-28553-4 .
- ^ Zero Pop фактически выпал на тот же день, что и солнцестояние: 27.12/−575, 27.12/−574, 27.12/−573 и 26.12/−572 ( нумерация астрономического года по всемирному времени ), если вы не учитываете тот факт, что регион майя находится примерно в часовом поясе UT-6. См. сезоны IMCCE . Архивировано 23 августа 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Бут (2002), стр. 111–114.
- ^ Более подробную информацию см. Thompson 1966: 123–124.
- ^ Кеттунен и Хельмке (2020), стр. 51.
- ^ Томпсон 1966: 124.
- ^ Подробное описание Несущих Год см. в Tedlock 1992: 89–90; 99–104 и Томпсон 1966 г.
- ^ См. Коу, 1965 г.
- ^ Тедлок 1992: 92.
- ^ Майлз, Сюзанна В., «Анализ современных среднеамериканских календарей: исследование по сохранению». В Аккультурации в Америке. Под редакцией Sol Tax, стр. 273–84. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1952.
- ^ Томпсон, Дж. Эрик С. Иероглифическое письмо майя, 1950, стр. 236
- ^ Типл 1931:53
- ^ Иероглифическое письмо Томпсона Майя 1950: 240
- ^ Линден 1996: 343–356.
- ^ Шеле, Грубе, Фасен 1992.
- ^ Типл 1931:67
- ↑ Грофе, Майкл Джон, 2007 Серия «Змея: Прецессия в Дрезденском кодексе Майя», стр. 55 стр. 206
- ^ Иероглифическое письмо майя, 1971, стр. 212–217.
- ↑ Расшифровка сценария майя, Дэвид Келли, 1973, стр. 56–57.
- ^ Звездные боги майя Сьюзен Милбрат 1999, University of Texas Press
- ^ «Ллойд Б. Андерсон. Счет 819 дней майя и глиф «Y»: вероятная связь с Юпитером» . Домашняя страница традиционных высоких культур. Архивировано из оригинала 6 мая 2015 года . Проверено 30 марта 2015 г.
- ^ 2023, Джон Х. Линден, Виктория Р. Брикер, 819-дневный отсчет майя и планетарная астрономия https://doi.org/10.1017/S0956536122000323
- ^ Коу, Уильям Р. «ТИКАЛ, справочник по древним руинам майя» Университетский музей Пенсильванского университета, Филадельфия, Пенсильвания, 1967, стр. 1967. 114
- ^ Ройс 1967: 132, 184–185.
Ссылки
[ редактировать ]- Авени, Энтони Ф. (2001). Наблюдатели за небом (первоначально опубликовано как: «Наблюдатели за небом Древней Мексики » [1980], исправленное и обновленное издание). Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-70504-2 . OCLC 45195586 .
- Бут, Эрик (2002). Предварительный классический английский майя/англо-классический словарь иероглифических чтений майя (PDF) . Месовеб . Проверено 10 ноября 2006 г.
- Брикер, Виктория Р. (февраль 1982 г.). «Происхождение солнечного календаря майя». Современная антропология . 23 (1). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета , спонсируемое Фондом антропологических исследований Веннера-Грена : 101–103. дои : 10.1086/202782 . ISSN 0011-3204 . OCLC 62217742 . S2CID 143962107 .
- Чемберс, Дэвид Уэйд (1965). «Знали ли майя Метонический цикл». Исида . 56 (3): 348–351. дои : 10.1086/350004 . S2CID 145711182 .
- Коу, Майкл Д. (1965). «Модель структуры древнего сообщества майя в низменностях майя». Юго-западный журнал антропологии . 21 . дои : 10.1086/soutjanth.21.2.3629386 . S2CID 130245359 .
- Коу, Майкл Д. (1987). Майя (4-е исправленное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27455-Х . OCLC 15895415 .
- Коу, Майкл Д. (1992). Нарушение Кодекса Майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05061-9 . ОСЛК 26605966 .
- Фостер, Линн В. (2002). Справочник по жизни в мире древних майя . с предисловием Питера Мэтьюза. Нью-Йорк: факты в архиве . ISBN 0-8160-4148-2 . OCLC 50676955 .
- Иванов, Пьер (1971). Загадка Майя: В поисках утраченной цивилизации . Элейн П. Гальперин (пер.) (перевод Découvertes chez les Mayas , английское изд.). Нью-Йорк: Делакорте Пресс. ISBN 0-440-05528-8 . ОСЛК 150172 .
- Джонс, Кристофер (1984). Расшифровка иероглифов майя . Карл П. Битц (иллюстрация) (подготовлено к семинару выходного дня 7 и 8 апреля 1984 г., 2-е изд.). Филадельфия: Университетский музей Пенсильванского университета . ОСЛК 11641566 .
- Кеттунен, Гарри; Кристофер Хельмке (2020). Введение в иероглифы майя: 17-е издание (PDF) . Кувен, Бельгия: Wire . Проверено 0 октября 2020 г.
- Линден, Джон Х. (1996). Варианты глифа C с головой божества . Круглый стол восьми Паленке, 1993. стр. 343–356.
- Макдональд, Дж. Джеффри (27 марта 2007 г.). «Предсказывает ли календарь майя апокалипсис 2012 года?» . США сегодня . Маклин, Вирджиния: Компания Gannett . ISSN 0734-7456 . Архивировано из оригинала 16 марта 2008 г. Проверено 28 мая 2009 г.
- Милбрат, Сьюзен (1999). Звездные боги майя: астрономия в искусстве, фольклоре и календарях . Серия Линды Шеле о майя и доколумбовых исследованиях. Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-75225-3 . OCLC 40848420 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .
- Райс, Пруденс М., Происхождение календаря майя: памятники, мифы и материализация времени (Остин, Техас: University of Texas Press, 2007).
- Робинсон, Эндрю (2000). История письменности: алфавиты, иероглифы и пиктограммы . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28156-4 . OCLC 59432784 .
- Ройс, Ральф Л. (1967). Книга Чилам Балам из Чумаэля . Норман: Университет Оклахомы Пресс .
- Шеле, Линда ; Дэвид Фрейдель (1992). Лес королей: нерассказанная история древних майя (первоначально опубликовано в Нью-Йорке: Морроу, 1990, переиздание PBK). Нью-Йорк: Харпер Многолетник . ISBN 0-688-11204-8 . OCLC 145324300 .
- Шеле, Линда; Николай Грубе; Федерико Фасен (октябрь 1992 г.). «Лунная серия в классических надписях майя: новые наблюдения и интерпретации». Техасские заметки о доколумбовом искусстве, письменности и культуре (29).
- Тауб, Бен (19 апреля 2023 г.). «Наконец-то мы знаем, как календарь майя совпадает с планетами» . IFLНаука .
- Тедлок, Барбара (1992). Время и горные майя (ред.). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN 0-8263-0577-6 . OCLC 7653289 .
- Типл, Джон Э. (ноябрь 1931 г.). «Астрономия майя» (PDF) . Вклад в американскую археологию . Том. Я (Публ. 403 изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги. стр. 29–116.
- Тедлок, Деннис , изд. (1985). Пополь Вух: Полное издание Книги майя о заре жизни и славе богов и королей . Перевод Тедлока, Денниса. с комментариями, основанными на древних знаниях современных майя-киче. Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 0-671-45241-Х . OCLC 11467786 .
- Томас, Сайрус (1897). «Дневные символы года майя» . В Дж. У. Пауэлле (ред.). Шестнадцатый ежегодный отчет Бюро американской этнологии секретарю Смитсоновского института, 1894–1895 гг. (Интернет-воспроизведение электронной книги). Вашингтон, округ Колумбия: Бюро американской этнологии , Смитсоновский институт ; Типография правительства США . стр. 199–266. OCLC 14963920 . Архивировано из оригинала 22 января 2007 года — через Project Gutenberg .
- Томпсон, Дж. Эрик С. (1971). Иероглифическое письмо майя: Введение, 3-е издание . Серия «Цивилизация американских индейцев», № 56 (3-е изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-0447-3 . ОСЛК 275252 .
- Тоззер, Альфред М. , изд. (1941). Отношение Ланды к вещам Юкатана: перевод . Документы Музея американской археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, том. 18. Перевод Тоззера, Альфреда М. Чарльза П. Боудича и Ральфа Л. Ройса (дополнительный перевод) (перевод Диего де Ланды « Отношение к вещам Юкатана» [оригинал около 1566 г.], с примечаниями, комментариями и приложения, включающие переведенные отрывки из произведений Гаспара Антонио Чи , Томаса Лопеса Меделя, Франсиско Сервантеса де Салазара и Антонио де Эррера-и-Тордесильяса (английское изд.). Кембридж, Массачусетс: Музей археологии и этнологии Пибоди . OCLC 625693 .
- Восс, Александр (2006). «Астрономия и математика». У Николая Грубе (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса . Ева Эггебрехт и Маттиас Зайдель (помощник редактора). Кёльн, Германия: Кенеманн. стр. 130–143. ISBN 978-3-8331-1957-6 . OCLC 71165439 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Символы дня года майя в проекте «Гутенберг 1897», текст Сайруса Томаса
- конвертер дат в FAMSI. Этот конвертер использует юлианский/григорианский календарь и включает 819-дневный цикл и лунный возраст.
- Интерактивные календари Майя