Индуистский календарь
Индуистский календарь , также называемый Панчанга ( санскрит : पञ्चाङ्ग ), является одним из различных лунно-солнечных календарей , которые традиционно используются на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии , с дальнейшими региональными вариациями для социальных и индуистских религиозных целей. Они принимают аналогичную базовую концепцию хронометража, основанную на сидерическом году для солнечного цикла и корректировке лунных циклов каждые три года, но различаются относительным акцентом на лунный или солнечный цикл, а также названиями месяцев и тем, когда они считают Новый год. начать. [1] Из различных региональных календарей наиболее изученными и известными индуистскими календарями являются Шаливахана Шака (основанный на короле Шаливахане , также индийский национальный календарь ), найденный в регионе Декан на юге Индии, и Викрам Самват (Бикрами), найденный в Непале и Северный и Центральный регионы Индии – оба подчеркивают лунный цикл. Их новый год начинается весной. В таких регионах, как Тамил Наду и Керала, особое внимание уделяется солнечному циклу, который называется тамильским календарем (хотя тамильский календарь использует названия месяцев, как в индуистском календаре) и календарем малаялам , и они возникли во второй половине первого тысячелетия нашей эры. [1] [2] Индуистский календарь иногда называют Панчангамом (पञ्चाङ्गम्), который в Восточной Индии также известен как Панджика . [3]
Концептуальный дизайн древнего индуистского календаря также встречается в еврейском календаре , китайском календаре и вавилонском календаре , но отличается от григорианского календаря. [4] В отличие от григорианского календаря, который добавляет к месяцу дополнительные дни, чтобы скорректировать несоответствие двенадцати лунных циклов (354 лунных дня). [5] и примерно 365 солнечных дней, индуистский календарь сохраняет целостность лунного месяца, но добавляет дополнительный полный месяц раз в 32–33 месяца, чтобы гарантировать, что фестивали и ритуалы, связанные с урожаем, приходятся на соответствующее время года. [4] [2]
Индуистские календари использовались на Индийском субконтиненте со времен Вед и до сих пор используются индусами во всем мире, особенно для определения дат индуистских праздников. Ранние буддийские общины Индии приняли древний ведический календарь, позже календарь Викрами, а затем местные буддийские календари . Буддийские фестивали по-прежнему проводятся по лунной системе. [6] Буддийский календарь и традиционные лунно-солнечные календари Камбоджи , Лаоса , Мьянмы , Шри-Ланки и Таиланда также основаны на более старой версии индуистского календаря. Точно так же древние джайнские традиции следовали той же лунно-солнечной системе, что и индуистский календарь фестивалей, текстов и надписей. Однако буддийские и джайнские системы хронометража пытались использовать в качестве ориентиров время жизни Будды и Махавиры. [7] [8] [9]
Индуистский календарь также важен для практики индуистской астрологии и системы зодиака. Он также используется для соблюдения благоприятных дней божеств и случаев поста, таких как Экадаши . [10]
Происхождение
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
Учет времени
[Текущий год] минус один,
умножить на двенадцать,
умноженный на два,
добавлено к истекшим [полумесяцам текущего года],
увеличивается на два на каждые шестьдесят [на солнце],
количество полумесяцев ( сизигий ).
- Ригведа Джйотиша-веданга 4
Переводчик: Ким Плофкер [11]
Ведическая культура разработала сложную методологию учета времени и календари для ведических ритуалов. [12] и хронометраж, а также природа движения Солнца и Луны упоминаются в ведических текстах. [13] Например, в главе 19.3 Каушитаки Брахмана упоминается о смещении относительного положения Солнца к северу на 6 месяцев и к югу на 6 месяцев. [14] [15]
Сохранение времени было важно для ведических ритуалов, а Джйотиша была областью ведической эпохи отслеживания и предсказания движений астрономических тел, чтобы сохранять время, чтобы фиксировать день и время этих ритуалов. [16] [17] [18] Это исследование является одним из шести древних Веданг , или вспомогательной науки, связанной с Ведами – писаниями ведического санатана-санскрити. [16] [17]
Юкио Охаси утверждает, что это поле Веданги возникло в результате реальных астрономических исследований древнего Ведического периода. [19] [20] Тексты ведических наук Джйотиши были переведены на китайский язык во 2-м и 3-м веках нашей эры, а ригведические отрывки по астрономии встречаются в трудах Чжу Цзянъяня и Чжи Цяня . [21] По мнению Субхаша Кака , начало индуистского календаря было гораздо раньше. Он цитирует греческих историков, описывающих царей Маурьев, ссылаясь на календарь, возникший в 6676 году до нашей эры и известный как календарь Саптариси . [22]
Календарь Викрами назван в честь царя Викрамадитьи и начинается в 57 г. до н.э. [23]
Тексты
[ редактировать ]Индуистские учёные следили за точным временем, наблюдая и рассчитывая циклы Сурьи (Солнца), Луны и планет. Эти расчеты о Солнце появляются в различных астрономических текстах на санскрите V века Арьябхаты , таких как « Арьябхатия » VI века , « Ромака» Латадевы и «Панча Сиддхантика» VII века Варахамихиры, «Кхандакхадьяка» Брахмагупты и «Шишьядхиврддида» VIII века Лалла. [24] Эти тексты представляют Сурью и различные планеты и оценивают характеристики движения соответствующих планет. [24] Другие тексты, такие как «Сурья Сиддханта», датированные завершением где-то между V и X веками, представляют свои главы о различных обожествленных планетах с историями, стоящими за ними. [24]
Рукописи этих текстов существуют в несколько разных вариантах. Они представляют Сурью, планетарные расчеты и относительное движение Сурьи относительно Земли. Данные у них различаются, что позволяет предположить, что текст был открытым и пересматривался на протяжении всей их жизни. [25] [26] [27] Например, индуистские учёные 1-го тысячелетия нашей эры на основе своих астрономических исследований рассчитали сидерическую длину года следующим образом, получив несколько разные результаты: [28]
Индуистский текст | Предполагаемая продолжительность звездного года [28] |
Сурья Сиддханта | 365 дней, 6 часов, 12 минут, 36,56 секунды. |
Паулика Сиддханта | 365 дней, 6 часов, 12 минут, 36 секунд |
Парачара Сиддханта | 365 дней, 6 часов, 12 минут, 31,50 секунды. |
Арья Сиддханта | 365 дней, 6 часов, 12 минут, 30,84 секунды. |
Лагху Арья Сиддханта | 365 дней, 6 часов, 12 минут, 30 секунд |
Сиддханта Широмани | 365 дней, 6 часов, 12 минут, 9 секунд |
В индуистских текстах лунный цикл использовался для установки месяцев и дней, а солнечный цикл — для установки полного года. Эта система похожа на древние еврейский и вавилонский календари, создавая ту же проблему, связанную с объяснением несоответствия между почти 354 лунными днями в двенадцати месяцах и более чем 365 солнечными днями в году. [4] [29] Они отслеживали солнечный год, наблюдая за входом и уходом Сурьи (солнца при восходе и закате) в созвездии, образованном звездами на небе, которое они разделили на 12 интервалов по 30 градусов каждый. [30] Как и в других древних человеческих культурах, индуисты ввели ряд систем, в которых наиболее часто стали использоваться вставные месяцы, то есть в среднем каждые 32,5 месяца добавляется еще один месяц. [29] По мере того как их ведение календаря и астрономические наблюдения становились все более изощренными, индуистский календарь стал более сложным, со сложными правилами и большей точностью. [29] [31] [30]
По словам Скотта Монтгомери, традиция Сиддханты, лежащая в основе индуистских календарей, возникла еще до христианской эпохи и когда-то имела 18 текстов, из которых только 5 дожили до наших дней. [29] Эти тексты предоставляют конкретную информацию и формулы о движении Солнца, Луны и планет для прогнозирования их будущего относительного положения, равноденствий, восхода и захода с поправками на прямое и ретроградное движение, а также параллакс. Эти древние ученые пытались рассчитать свое время с точностью до трути (29,63 микросекунды). Стремясь точно отслеживать относительные движения небесных тел для своего календаря, они вычислили средний диаметр Земли, который был очень близок к фактическим 12 742 км (7 918 миль). [29] [30]
Индуистские календари были усовершенствованы во время эпохи Гуптов астрономии Арьябхатой и Варахамихирой в V-VI веках. Они, в свою очередь, были основаны на астрономической традиции Веданга Джьотиша , которая в предыдущие столетия была стандартизирована в ряде (несуществующих) работ, известных как Сурья Сиддханта . Региональная диверсификация произошла в средневековый период. Астрономические основы получили дальнейшее развитие в средневековый период, особенно Бхаскара II (12 век). [ нужна ссылка ]
Астрология
[ редактировать ]Позже термин Джйотиша развился и стал включать индуистскую астрологию . Астрологическое применение индуистского календаря было областью, которая, вероятно, развивалась спустя столетия после появления греческой астрологии при Александре Великом . [20] [32] [33] потому что их знаки зодиака почти идентичны. [17] [34]
Древние индуистские тексты о Джйотише обсуждают только хронометраж и никогда не упоминают астрологию или пророчества. [35] Эти древние тексты преимущественно посвящены астрономии, но на элементарном уровне. [18] Тексты более позднего средневековья, такие как Явана-джатака и тексты Сиддханты, больше связаны с астрологией. [36]
Балийский индуистский календарь
[ редактировать ]Индуизм и буддизм были выдающимися религиями Юго-Восточной Азии в I тысячелетии нашей эры, до исламского завоевания, начавшегося в 14 веке. Индусы преобладали на Бали, Индонезия, и у них есть два типа индуистского календаря. Один из них представляет собой 210-дневный календарь Павукон , который, вероятно, является доиндуистской системой, а другой похож на лунно-солнечную календарную систему, найденную в Южной Индии, и называется балийским календарем саков , в котором используется индуистская методология. [37] Названия месяцев и фестивалей у балийских индусов по большей части разные, хотя значения и легенды имеют некоторое совпадение. [37]
Астрономическая основа
[ редактировать ]Индуистский календарь основан на геоцентрической модели Солнечной системы . Большая часть этого календаря определяется на основе движения Солнца и Луны вокруг Земли (саура мана и чандра мана соответственно). Кроме того, он включает синодические , сидерические и тропические элементы. Многие варианты индуистского календаря были созданы путем включения и исключения этих элементов (солнечного, лунного, лунно-солнечного и т. д.) и используются в разных частях Индии.
синодические элементы | звездные элементы | тропические элементы | |
---|---|---|---|
Саура Мана | раши , саурамаса , варша | уттараяна , дакшинайана, деваяна, питрьяна, риту | |
чандра мана | титхи , пакша , чандрамаса , варша | ||
накшатра для него | дина , гхатика (он же нади), вигхатика (он же винади), прана (он же асу) | ||
ученый трюк | неблагородный |
Год: Самват
[ редактировать ]Самват относится к эпохе нескольких индуистских календарных систем в Непале и Индии , аналогично христианской эпохе . В исторических буддийских, индуистских и джайнских текстах и эпиграфике можно найти несколько самватов , из которых наиболее значимы три: эпоха Викрама, эпоха Старой Шаки и эпоха Шака 78 г. н.э. [38]
- Викрам Самват (Бикрам Самбат): североиндийский альманах, который начался в 57 г. до н.э. и также называется Эрой Викрамы . Он связан с календарем Бикрами и апокрифически связан с Викрамадитьей. Год начинается с месяца Байшах/ Вайшаха . Эта система распространена в эпиграфических свидетельствах северного, западного, центрального и восточного Индийского субконтинента, особенно после первых веков I тысячелетия нашей эры. [38]
- Шака Самват : В науке используются две системы эпохи Шака, одна называется « Эра Старой Шака» , эпоха которой неизвестна, вероятно, где-то в 1-м тысячелетии до нашей эры, поскольку она используется в древних буддийских, джайнских и индуистских надписях и текстах. Однако отправная точка эпохи Старого Шака является предметом споров среди ученых. Вторая система называется Эрой Сака 78 г. н. э. , или просто Эрой Сака , системой, которая распространена в эпиграфических свидетельствах южной Индии. [38]
- Эпоха саков в Юго-Восточной Азии : Индуистская календарная система в Индонезии связана с легендой об индусах, прибывших с мудрецом Аджи Сакой на Яву I века в марте 78 года нашей эры. [41] [42] Этот год используется во многих древних и средневековых текстах и надписях, найденных на индонезийских островах. [43] [44] В материковой Юго-Восточной Азии самое раннее поддающееся проверке использование методологии индуистских саков в надписях отмечено как Сака 533 в Анкор Борее , что соответствует 611 году нашей эры, тогда как надпись Кедукан Букит на Суматре, содержащая три даты в Сака 604 (682 год нашей эры), является самое раннее известное использование эпохи Шака на индонезийских островах. [44] Однако эти надписи лишь послужили основой для использования эпохи Шака в этих местах, а индуистский календарь, вероятно, существовал в Юго-Восточной Азии до того, как эти даты использовались в важных памятниках. Кроме того, индуистская календарная система оставалась популярной среди индусов до 15 века, а затем и на Бали. [44]
- Индийский национальный календарь (современный): объединяет множество индуистских календарей в один официальный стандартизированный, но старые продолжают использоваться. [45]
Месяцы
[ редактировать ]Солнечный месяц и времена года
[ редактировать ]Индуистский календарь делит зодиак на двенадцать частей, называемых раши . Время, необходимое Солнцу для прохождения через раши, представляет собой солнечный месяц, название которого идентично названию раши. На практике солнечные месяцы чаще всего называют раши (а не месяцами).
В разных региональных календарях солнечные месяцы называются по-разному. В то время как календарь малаялам в целом сохраняет фонетические санскритские названия, бенгальский и тамильский календари перепрофилируют санскритские названия лунных месяцев (Чайтра, Вайшака и т. д.) следующим образом:
- Тамильский календарь заменяет Мешу, Вришу и т. д. с Читираем, Вайгаси и т. д.
- Бенгальский календарь похож на тамильский календарь, за исключением того, что год начинается с Бойшаха (вместо Чойтро), за которым следует Джйойсто и т. д. Календари Ассама и Одиа также структурированы таким же образом.
Солнечные месяцы ( раши ) вместе с их эквивалентными названиями в бангальском, малаяламском и тамильском календарях приведены ниже:
# | Викрами (солнечный) | Ассамский | Бенгальский | малаялам | Одия | тамильский | Доход | григорианский |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Мина | Сёт | Чойтро | Минам | Чайтра | Пангуни | Сугги | Март – апрель |
2 | Меша | Бёхаг | Бойшах | Овен (Медам) | Байшакха | Ситтираи | Паггу | апрель – май |
3 | Вриша | Джет (Зет) | Джойсто | Идавам | Джьештха | Вайгаси | Бешья | май – июнь |
4 | Мертвые тела | Ахар (Ахар) | Асад | Митхунам | Ашадха | Ани (Ани) | Карточная ад | июнь–июль |
5 | Не | Ксаун | Слушание (Шрабон) | Карккатакам | Шрабана | Ади | Реакция | июль – август |
6 | Синха | भाद (Бхадо) | Бхадро | Лев (Чиннам) | Бхадраба или Бхадра | Авани | Сона | август – сентябрь |
7 | Канье | Ахин | Ашвин (Ашшин) | Канни | Ашвина | Пураттаси | Нирнал | сентябрь – октябрь |
8 | В Туле | Кати | Картик | Весы (Тулам) | Карттика | Аиппаси | Бонтель | Октябрь – ноябрь |
9 | Врисчика | Агюн | Аграхайана (Огрохайон) | Скорпион (Вришчикам) | Маргашира | Карттигай | Йерде | ноябрь – декабрь |
10 | Дханус | Пух | Пуш | Дхану | Пауша | Маргахи | Перарде | декабрь – январь |
11 | Макара | Маг | Маг | Макарам | Магха | тайский (этот) | Пуинтель | Январь – февраль |
12 | Кумбха | Фагун | Пхалгун | Кумбхам | Пхалгуна или Пхагуна | маси (Медсестры) | Мертвый | февраль – март |
Солнечные месяцы ( раши ) вместе с приблизительным соответствием индуистским временам года и григорианским месяцам: [30]
Показывать | Звездные знаки | григорианский месяцы [31] | Рту (сезон) | Рту в деванагари письме | Бенгальское имя Рту | Гуджаратское название Рту | Каннада имя Рту | Кашмирское название Рту | Малаяламское имя Рту | Одиа имя для Рту | Тамильское имя Рту | Телугу имя Рту | Тибетское имя Рту | Калачакра-тантра (тибетское название Рту) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мина | ♓ ♈ | Середина марта– Середина мая | Васанта ( Весна ) | Весна | Весна (Босонто) | Весенний сезон (Васанта рату) | Васанта Рту | Сын [со:т] | Васантам | Басанта | Илавенил (илавенил) | Весенний сезон (Васамта Ртуву) | Весна и середина весны (Шид Рава, Тханг, Шид Варма) | དཔྱིད་ཀ (включено) |
Вришабха | ♉ ♊ | Середина мая– Середина июля | Гришма ( Лето ) | лето | Лето (Гришшо) | Гришмариту | Гришма Рту | Гришим [greʃim] | Гришмам | лето (Гришма) | мудхувенил | Гришма Ртуву | Поздняя весна и лето (шид дама, тханг, радуга) | зуб (зуб) |
Карката | ♋ ♌ | Середина июля– Середина сентября | Варша ( муссон ) | Дождь | Муссон (Борша) | Варшарату | Варша Рту (Варша Рту) | Урат [wəhraːtʰ] | Год (Варшам) | дождь (Барша) | машина (каар) | Сезон дождей (Варша Ртуву) | середина лета и конец лета (ярварма, тханг, ярдама) | Лето (ярка) |
Канье | ♍ ♎ | Середина сентября– Середина ноября | Шарад ( Осень ) | осень | Шорот | Осенний сезон (Śarad r̥tu) | Шарадриту | сердце [филиалы] | Сарат | Осень (Сарата) | холодный (кулир) | Осень (Шарадритуву) | Стон Раба и Стон Барма (Стон Рава, Тханг, Стон Варма) | སྟོན་ཁ (стебель) |
Вршчика | ♏ ♐ | Середина ноября– Середина января | Хеманта ( предзимний ) | Хемант | Хемонто | Хемамта рату | Хемамта Рту | И мы позвонили [палочка] | Хемантам | Хеманта | мунпани | Хеманта Риту (Hēmaṃta Ṛtuvu) | Поздняя осень и зимний дождь (стон да ма, тханг, дгун дождь) | зима (дгун стод) |
Макара | ♑ ♒ | Середина января– Середина марта | Шишира ( Зима ) | Шишир | Лист | Шишира руту | Шишира Рту | Шшур [ʃiʃur] | Шиширам | Зима (Шита/Шишира) | пинпани | Шишира Ртуву | Середина и конец зимы (дгун варма, тханг, дама) | Дгун Смад (Дгун Смад) |
Названия солнечных месяцев используются также в дарианском календаре планеты Марс .
Лунные месяцы
[ редактировать ]Лунные месяцы определяются на основе лунных циклов, то есть регулярного возникновения новолуния и полнолуния, а также промежуточных фаз растущей и убывающей луны.
Пакша
[ редактировать ]Лунный месяц состоит из двух недель, называемых пакша (पक्ष, буквально «сторона»). [2] Две недели — это яркая, растущая половина, когда размер луны увеличивается и заканчивается полнолунием. Это называется «Гаура Пакша» или Шукла Пакша . [46] Другая половина — это темнеющие, убывающие две недели, которые заканчиваются новолунием. Это называется «Вадхья Пакша» или Кришна Пакша . [2] Индуистские фестивали обычно проводятся либо в ночь полнолуния, либо в самую темную ночь или на следующий день после нее ( амавасья , अमावास्या), за исключением некоторых, связанных с Кришной , Дургой или Рамой . В лунные месяцы жаркого лета и в напряженную часть сезона дождей, связанную с урожаем, обычно не проводятся крупные фестивали. [47]
Системы Аманта и Пурниманта
[ редактировать ]На Индийском субконтиненте соблюдаются две традиции в отношении лунных месяцев: традиция аманта, которая завершает лунный месяц в день новолуния (аналогично исламскому календарю ), и традиция пурниманта, которая завершает его в день полнолуния . [48] Как следствие, в традиции аманты Шукла пакша предшествует Кришна пакше в каждом лунном месяце, тогда как в традиции пурниманта Кришна пакша предшествует Шукла пакше в каждом лунном месяце. В результате Шукла-пакша всегда будет принадлежать одному и тому же месяцу в обеих традициях, тогда как Кришна-пакша всегда будет ассоциироваться с разными (но последующими) месяцами в каждой традиции.
Кришна Пакша | Шукла Пакша | Кришна Пакша | |
---|---|---|---|
Аманда | Пхалгуна | Чайтра | |
Пурниманта | Чайтра | Вайшакха |
Традиции аманты (также известной как Амавасьанта или Мукхьямана) следуют в большинстве индийских штатов, имеющих полуостровную береговую линию (за исключением Ассама , Западной Бенгалии , Одиши , Тамил Наду и Кералы , которые используют свои собственные солнечные календари ). Это штаты Гуджарат , Махараштра , Гоа , Карнатака , Андхра-Прадеш и Телангана . Непал и большинство индийских штатов к северу от гор Виндхья следуют традиции пурниманта (или Гаунамана).
Традиции пурниманта соблюдались и в ведическую эпоху . Она была заменена традицией аманты в качестве индуистской календарной системы до I века до нашей эры, но традиция Пурниманта была восстановлена в 57 году до нашей эры Викрамадитьей , который хотел вернуться к ведическим корням. [48] Наличие этой системы является одним из факторов, учитываемых при датировке древнеиндийских рукописей и эпиграфических свидетельств, дошедших до наших дней. [48] [49]
Две традиции систем Аманта и Пурниманта привели к альтернативным способам датировки любого фестиваля или события, которое происходит в Кришна-пакше в исторической индуистской, буддийской или джайнской литературе, а также в современной региональной литературе или календарях фестивалей. Например, индуистский праздник Маха Шиваратри приходится на четырнадцатый лунный день Кришна-пакши Магхи в системе Аманта, в то время как тот же самый день считается четырнадцатым лунным днем Кришна-пакши Пхалгуны в системе Пурниманта. [50] Обе системы лунно-солнечного календаря являются эквивалентными способами обозначения одной и той же даты, и они продолжают использоваться в разных регионах, хотя система Пурниманта теперь обычно считается подразумеваемой в современной литературе по индологии, если не указано иное. [31] [30]
Список лунных месяцев
[ редактировать ]Названия индуистских месяцев различаются в зависимости от региона. Индуистские календари, основанные на лунном цикле, обычно являются фонетическими вариантами друг друга, в то время как солнечные циклы, как правило, также являются вариантами друг друга, что позволяет предположить, что в древние времена знания о хронометражах широко распространялись по Индийскому субконтиненту. [1] [30]
В течение каждого лунного месяца Солнце переходит в знак зодикака ( санкранти ). Лунный месяц, в котором Солнце проходит через Мешу, называется Чайтра и обозначается как первый месяц лунного года.
Ниже приведены несколько основных календарей:
Викрами (лунный) [31] | Санкрант | Бходжпури | Неа | Маратхи | Каннада | Кашмири | Майтхили | Мэйтей | непальский | панджаби | Синдхи | телугу | Доход | тибетский | григорианский |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Меша | 𑂒𑂶𑂞 , чаит | Чайт/Чайтра | Чайтра | Чайтра | tsitʰɨr ] | 𑒔𑒻𑒞𑒱 (чайт) | Ламта , чамта | чаит | Чет , чет | Муравей , чету | Чайтраму | Суги | Черная Луна | Март – апрель | |
Вриша | 𑂥𑂶𑂮𑂰𑂎 , страшно | Байсах / Байсах | апрель | Вайсакха | وَہؠکھ вахджак или Бесах [beːsaːkʰ] | 𑒥𑒻𑒮𑒰𑒐 (байшах) | Саджибу , Саджибу | байшах | Васах , васах | ويساكُ , круче или Ваха , вихау | Вайшакхаму | паггу | Сага Мун | апрель – май | |
трупы | 𑂔𑂵𑂘 , джех | Джет/Старший | Старший | Джйешта | Зет [zeːʈʰ] | 𑒖𑒹𑒚 (Джет) | Кален , Кален | Джет | Джет }} | Типа , джетху | джьештхаму | беша | снрон месяц | май – июнь | |
не | 𑂄𑂮𑂰𑂜 , асарх | Асад / Асад | надеяться | ашада | ожерелье [хаːр] | 𑒁𑒮𑒰𑒜𑓃 (асад) | ꯏꯉꯥ , энга | асар | Корень , харх | акхару , акхару или Ахахаху , ахару | ашадхаму | карта | Чутод Мун | июнь–июль | |
элементы | 𑂮𑂰𑂫𑂢 , саван | Саван/Шраван | Шраван | шравана | [ равун ] | 𑒮𑒰𑒍𑒢 (так) | Энген , энген | сауна | ਸਾਓਣ, саон | سانوَڻُ, санвану | шраванаму (шраванаму) | аати | луна похожа на пшеницу | июль – август | |
ему | 𑂦𑂰𑂠𑂷 , бхадо | Бхадон/Бхадрапада | Бхадрапада | бхадрапада | بٲدٕرِ٠ث [bəːdɨrpjatʰ] | 𑒦𑒰𑒠𑒼 (бхадо) | тыван , тыван | Бхадау | ਭਾਦੋਂ, бхадон | Бадо , Бадо или бадро , бадро | Бхадрападаму | конец | месяц суда | август – сентябрь | |
поэзия | 𑂄𑂮𑂱𑂢 , поклонник | Асин/Эшвин | Эшвин | ашаюджа | Эшед [əːʃid] | 𑒂𑒮𑒱𑒢 (осел) | ꯂꯥꯡꯕꯟ , лангбан | Асой | Ассу , Ассу | Асу , асу | ашваяджаму (ашваяджаму) | он/нирнал | звезды и луна | сентябрь – октябрь | |
врищика | 𑂍𑂰𑂞𑂱𑂍 , как | Картик | Картик | Картика | Картих [kaːrtikʰ] | 𑒏𑒰𑒞𑒱𑒏 (катик) | ꯃꯦꯔꯥ , подробнее | каттик | Каттак , каттак | Кати , Кати | Картикаму | бонтель | месяц приема наркотиков | Октябрь – ноябрь | |
дханус | 𑂃𑂏𑂯𑂢 , завтрак | Аган/Аграхайана, Мангсир/Маргаширса | начало маршрута | Маргасира | مَنٛجۆر [мандгохор] | 𑒁𑒑𑒯𑒢 (завтрак) | Хиангкей , хеянкей | Мангсир | Маггар , маггар | Нари , Нари или Мангиру , мангиру | Маргашираму | лошадь | месяц | ноябрь – декабрь | |
Макара | 𑂣𑂴𑂮 , удар | какать / какать | Шикарный | Пушья | пох [поːh] или пɔh [pɔh] | 𑒣𑒴𑒮 (поза) | погну , поину | толкать (толкать) | Пох , пох | знания , граната | Пушьяму | перард | луна | декабрь – январь | |
кумбха | 𑂧𑂰𑂐 , мод | январь | январь | магха | Мэг [маг] | 𑒧𑒰𑒒 (маг) | Пробуждение , просыпание | माघ (маг) | Маг , маг | Мангу , мангу | магхаму | Пуйинтел | Губная луна | Январь – февраль | |
мой | 𑂤𑂰𑂏𑂳𑂢 , педик | фа(л)пистолет | Пхалгун | пхалгуна | Фагун [pʰaːlong] | 𑒤𑒰𑒑𑒳𑒢 (фагун) | ꯐꯥꯢꯔꯦꯜ , файрел | фагун | Пхагган , пхагган | ڦاڳوڻو , phaguṇu | пхалгунаму | дом | месяц | февраль–март |
Поправки между лунными и солнечными месяцами
[ редактировать ]Двенадцать индуистских мас (маса, лунный месяц) равны примерно 354 дням, а продолжительность сидерического (солнечного) года составляет около 365 дней. Это создает разницу примерно в одиннадцать дней, которая компенсируется каждые (29,53/10,63) = 2,71 года, или примерно каждые 32,5 месяца. [29] Пурушоттам Маас или Адхик Маас — это дополнительный месяц, который вставляется для выравнивания лунного и солнечного календарей. Двенадцать месяцев подразделяются на шесть лунных сезонов, связанных с сельскохозяйственными циклами, цветением живых цветов, опадением листьев и погодой. Чтобы объяснить несоответствие между лунным и солнечным календарем, индуистские ученые использовали вставные месяцы, в которых определенный месяц просто повторялся. Выбор этого месяца был не случайным, а приуроченным к синхронизации двух календарей с циклом сельского хозяйства и природы. [29] [30]
Повторение месяцев создавало проблему планирования фестивалей, свадеб и других общественных мероприятий без повторений и путаницы. Это было решено путем объявления одного месяца Шудхой (чистым, чистым, регулярным, правильным, также называемым месяцем Дэва ), а другой Малой или Адхика (дополнительным, нечистым и неблагоприятным, также называемым Асура Маса ). [51]
Индуистские математики, которые рассчитали лучший способ корректировки двух лет в течение длительных периодов юги (эпоха, таблицы, рассчитанные на 1000 лет), они определили, что лучший способ вставить месяцы — это рассчитать вставные месяцы по 19-й шкале. годовой цикл, аналогичный циклу Метона, используемому в еврейском календаре . Эта вставка обычно применяется на 3, 5, 8, 11, 14, 16 и 19-м году этого цикла. Кроме того, сложные правила исключают повторение лунных месяцев Маргасирша (также называемого Аграхайана ), Пауша и Маагха . Исторические индуистские тексты не соответствуют этим правилам, поскольку в индуистской культуре процветают конкурирующие идеи. [52]
Редкие исправления
[ редактировать ]Индуистский календарь вносит дальнейшие редкие корректировки в течение векового цикла, где определенный месяц считается кшая (исключенным). Это происходит из-за сложности относительных движений Луны, Солнца и Земли. Андерхилл (1991) описывает эту часть теории индуистского календаря: «Когда солнце находится в перигее, а лунный месяц самый длинный, если новолуние непосредственно предшествует самкранти , тогда первый из двух лунных месяцев удаляется (так называемый ниджа или кшая )». Это, например, произошло в 1 году до н.э., когда между Макара-самкранти и Кумбха-самкранти не было новолуния, а месяц Пауша был исключен. [53]
День
[ редактировать ]Как и месяцы, в индуистском календаре есть две меры суток: одна основана на движении Луны, а другая — на солнечной. Солнечный ( саура ) или гражданский день, называемый диваса ( दिवस ), традиционно используется большинством индусов, его легко и эмпирически наблюдать, с часами или без них, и он определяется как период от одного восхода солнца до другого. Лунный день называется титхи ( तिथि ), и он основан на сложных измерениях лунного движения. Лунный день или титхи может, например, начинаться в середине дня и заканчиваться на следующий день. [54] Оба этих дня не соответствуют напрямую математической мере дня, например, равной 24 часам солнечного года, факт, который знали исследователи индуистского календаря, но система диваса была удобна для населения в целом. Титхи - были основой для ритуалов и фестивалей, а диваса для повседневного использования. Индуистские календари корректируют несоответствие дивас и титхи , используя методологию, аналогичную солнечному и лунному месяцам. [55]
Технически титхи Джон определяется в ведических текстах, как утверждает Э. Корт , как «время, необходимое совместным движениям Солнца и Луны для увеличения (в светлые две недели) или уменьшения (в тёмные две недели) их относительного расстояния на двенадцать». градусов зодиака. [56] Эти движения измеряются с использованием фиксированной карты небесного зодиака в качестве эталона, а с учетом эллиптических орбит продолжительность титхи варьируется от 21,5 до 26 часов, утверждает Корт. [56] Однако в индийской традиции население в целом считало титхи солнечным днем между восходом солнца и следующим. [56]
В лунном месяце 30 титхи . Технический стандарт требует, чтобы каждый титхи содержал разное количество часов, но способствует общей целостности календаря. Учитывая изменение продолжительности солнечного дня в зависимости от сезона и относительное движение Луны, время начала и окончания титхи меняется в зависимости от сезона и года, а титхи периодически корректируются для синхронизации с дивасой с интеркаляцией. [57]
Будний день/Васара
[ редактировать ]Васара на санскрите означает будние дни. [58] Также называется Вара и используется как суффикс. [45] Соответствие названий недель в индуистском и других индоевропейских календарях точное. Такое выравнивание имен, вероятно, произошло где-то в III веке нашей эры. [59] [60] День недели в индуистском календаре симметрично разделен на 60 гхатик , каждая гхатика (24 минуты) разделена на 60 пал , каждая пала (24 секунды) разделена на 60 випал и так далее. [59]
Нет. | санскрит [59] [60] | Латинский будний день | Небесный объект | Ассамский | Бенгальский | Бходжпури | Гуджарати | Неа | Каннада | Кашмири | Конкани | малаялам | Майтхили | Маратхи | Мэйтей (Манипури) | непальский | Одия | панджаби (индусы и сикхи) [примечание 1] | Синдхи | Силхети | тамильский | телугу | Урду | Балийский | Чам |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Рави лето воскресенье или Сурья Васара Адитья Васар | Воскресенье / умирает Солис | Рави, Адитья = Солнце | Деубар/Робибар Воскресенье/воскресенье | Робибар воскресенье | Этвар 𑂉𑂞𑂫𑂰𑂩 | Равивар воскресенье | Равивар воскресенье | Бханувара Воскресенье | [aːtʰwaːr] Атвар | эфир 𑂉𑂞𑂫𑂰𑂩 | Нджаайар Воскресенье | Равид 𑒩𑒫𑒱𑒠𑒱𑒢 | Равивара воскресенье | Нонгмайцзин воскресенье | Айтабар воскресенье | Рабибар Воскресенье | Открыть воскресенье | Ачару Ахер или Вторник | Ройбар ꠞꠁꠛꠣꠞ | Напиши это воскресенье | Адиварам Воскресенье | Итвар Воскресенье | Повторить ᬋᬤᬶᬢᭂ | Адит |
2 | Сома лето понедельник или Индское лето Инду Васар | Понедельник / умирает Лунэ | Сома (божество) , Чандра = Луна | Хумбар понедельник | Шомбар понедельник | Сомар 𑂮𑂷𑂧𑂰𑂩 | Сомавар Понедельник | Сомавар понедельник | Сомавара Понедельник | [t͡səndrɨwaːr] Дверь | Просто так понедельник | Мыслительный понедельник | Сомдин 𑒮𑒼𑒧𑒠𑒱𑒢 | Сомавара понедельник | Нинтхукаба понедельник | Сомбар понедельник | Сомбар Понедельник | Сомавар понедельник | Сумару Шумер | Шомбар ꠡꠝꠛꠣꠞ | Тингал понедельник | Сомаварам Понедельник | Сомвар Понедельник или Пир | Сома ᬲᭀᬫ | Том |
3 | Мангала лето Мангалвасар или Бхаумавасара भौम वासर | Вторник / умирает Мартис | Мангала = Марс | Монолбар/Монголбар Вторник/вторник | Монголбар вторник | Манар 𑂧𑂑𑂩 | Манганавар Вторник | Мангалавар Вторник | Мамганавара Вторник | [боːмваːр] Помуар или Бхайвар | Мангахар Марс | Човва вторник | Мангалдин 𑒧𑓀𑒑𑒪𑒠𑒱𑒢 | Манганавара вторник | Булочка Липакпокпо | Вторник вторник | Манганабара Вторник | Мангалавар вторник | Мангалу Марс или Инваро | Монголбар ꠝꠋꠉꠟꠛꠣꠞ | Чеввай вторник | Мамгашаварам Вторник | Мангал Вторник | Бюджет ᬳᬂᬕᬭ | Angar |
4 | Будда Васара Среда или Саумья васара Сумья Васар | Wednesday/dies среда | Будха = Меркурий | Будбар Среда | Будбар в среду | Будда 𑂥𑂳𑂡 | Будхавар Среда | Будхав на открытом воздухе Среда | Будхав на открытом воздухе Среда | [бодвар] по очереди | Будхавар Среда | Будда Среда | Будда 𑒥𑒳𑒡𑒠𑒱𑒢 | Будхав на открытом воздухе Среда | Юмсакеиса Среда | Будхабар Среда | Будхаб Ара Среда | Буддхавар Среда | Будхару Глухой или четыре | Будбар ꠛꠥꠗꠛꠣꠞ | Будда Среда | Будхав Арам в среду | Будда Среда | Буда ᬩᬸᬤ | Но |
5 | Гуру Лето Гурувасар или Брихаспати Васара Брихаспативасар | Четверг / умирает Иовис / Юпитер | Дева-Гуру Брихаспати = Юпитер | Брихоспотибар Четверг | Брихоспотибар Четверг | Бипхе/Бияфе 𑂥𑂱𑂤𑂵 / 𑂥𑂱𑂨𑂤𑂵 | Гуру вышел Четверг | Гуру вышел Четверг или | Гурув на открытом воздухе Четверг | [брасвар] езда или [brʲaswaːr] верхом | Мэр Берестра | Vyaazham Четверг | Брихаспатидин 𑒥𑒵𑒯𑒮𑓂𑒣𑒞𑒲𑒠𑒱𑒢 | Гурув на открытом воздухе Четверг | Сагольсен Суббота | Четверг четверг | Гуруб на открытом воздухе Четверг | варить четверг | Випатия Виспат или Четверг | Вчера вечером ꠛꠤꠡꠔꠛꠣꠞ | Vyazhan Четверг | Гуруварам, Брихаспативарам Четверг, четверг, Лакшми | Гурувар Гроувер или Джуме'рат | Вреспати ᬯ᭄ᬭᭂᬲ᭄ᬧᬢᬶ | Юбка |
6 | Шукра лето Шукравасар | Friday/dies Пятница | Шукра = Венера | Хукурбар/Хукробар Пятница/Пятница | Шукробар Пятница | отстой 𑂮𑂴𑂍 | Шукравар Пятница | Шукравар Пятница | Шукравара Пятница | [окурвар] благодарение или Пятница | Шукрар пятница | поле серебро | Шукрадин 𑒬𑒳𑒏𑓂𑒩𑒠𑒱𑒢 | Шукравара Пятница | Нет Ираг | Сукрабар Пятница | Сахарный батончик Пятница | Шуккаравар пятница | Шукру Спасибо или Соберите их вместе | Шукурбар ꠡꠥꠇꠥꠞꠛꠣꠞ | поле Пятница | Шукраварам Пятница | Шукарвар Спасибо или Джумаа | Шукра ᬲᬸᬓ᭄ᬭ | Сук |
7 | Шани лето суббота ИлиШанишчаравасара Суббота | Суббота / умирает Сатурнис | Шани = Сатурн | Ксонибар Суббота | Шинибар суббота | Саныччар 𑂮𑂢𑂱𑂒𑂹𑂒𑂩 | Шанивар Суббота | Шанивар Суббота | Шанивара Суббота | [baʈɨwaːr] Частично | Шенвар Суббота | Шани Суббота | Шанидин 𑒬𑒢𑒲𑒠𑒱𑒢 | Шанивара Суббота | Танджа Суббота | Санибар Суббота | Санибар Суббота | Шанивар суббота или или или | Чанчару Суббота или Шаншер | Шинибар ꠡꠘꠤꠛꠣꠞ | Шани Суббота | Шаниварам Суббота | Саничар Суббота или Хафта | Санискара ᬲᬦᬶᬲ᭄ᬘᬭ | Танчар |
Термин -васара часто понимается как вара или ваар в языках, происходящих из санскрита и находящихся под его влиянием. Существует множество вариантов названий на региональных языках, в основном с использованием альтернативных названий задействованных небесных тел.
Пять частей времени
[ редактировать ]Полные ведические календари содержат пять анг или частей информации: лунный день (титхи), солнечный день (дивас), астеризм (накшатра), соединение планет (йога) и астрономический период (каранам). Эта структура дает календарю название Панчангам . [45] Первые два рассмотрены выше.
Йога
[ редактировать ]- См. основную статью о йоге .
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2010 г. ) |
Санскритское слово « йога» означает «союз, соединение, привязанность», но в астрономическом контексте это слово означает широтную и продольную информацию. Долгота Солнца и долгота Луны складываются и нормализуются до значения в диапазоне от 0 ° до 360 ° (если больше 360, вычитается 360). Эта сумма разделена на 27 частей. Каждая часть теперь будет равна 800' (где ' - символ угловой минуты , что означает 1/60 градуса). Эти части называются йогами . Они имеют маркировку:
Опять же, могут существовать незначительные вариации. Йога , которая активна во время восхода солнца, является преобладающей йогой дня.
Карана
[ редактировать ]Карана – это половина титхи . Если быть точным, карана — это время, необходимое для увеличения углового расстояния между Солнцем и Луной с шагом в 6°, начиная с 0°. (Сравните с определением титхи.)
Поскольку титхи 30, а 1 титхи = 2 каранам, то логически можно было бы ожидать, что каран будет 60. Но таких каран всего 11, которые заполняют эти места, чтобы вместить эти 30 титхи. На самом деле существует 4 «фиксированных» (стхира) караны и 7 «повторяющихся» (чара) каран.
Четыре «фиксированных» караны:
- Сакуни (Шакуни)
- Чатушпада (Чатушпада)
- Нага (नाग)
- Кистугна (Кинстугна)
Семь «повторяющихся» каран: [62]
- Вава или Бава (बव)
- Валава или Балава (Балава)
- Каулава
- Таитила или Тайтула
- Гара или Гараджа
- Вания
- Вишти ( Бхадра ) (Бхадра)
- Первая половина 1-го титхи (Шукла Пакши) всегда является Киттугхна карана . Следовательно, эта карана «фиксирована».
- Далее 7-повторяющиеся караны повторяются восемь раз, чтобы покрыть следующие 56 полудесяти . Таким образом, это «повторяющиеся» (чара) караны.
- 3 оставшихся полудесятины по порядку составляют оставшиеся «фиксированные» караны. Таким образом, они также «фиксированы» (стхира).
- Таким образом, человек получает 60 каран из этих 11 заранее установленных каран.
Ведический день начинается с восходом солнца. Карана на восходе солнца определенного дня должна быть преобладающей караной на весь день.(нужна ссылка)
Накшатра
[ редактировать ]Накшатры — это подразделения эклиптики, каждое по 13°20’, начиная с 0° Овна.
Календарь фестивалей: солнечные и лунные даты
[ редактировать ]Многие праздники в индуистских, буддийских и джайнских традициях основаны на лунных циклах лунно-солнечного времени с учетом индуистской календарной системы. Однако некоторые праздники основаны на солнечном цикле, например, Вайсакхи , Понгал и праздники, связанные с Санкранти . [63] Даты фестивалей, основанных на лунном цикле, значительно различаются по григорианскому календарю и иногда на несколько недель. Древние индуистские фестивали, основанные на солнечном цикле, почти всегда приходятся на одну и ту же дату по григорианскому календарю каждый год, и если они различаются в исключительный год, то это примерно на один день. [64]
Региональные варианты
[ редактировать ]Комитет по реформе индуистского календаря, назначенный в 1952 году, выявил более тридцати хорошо разработанных календарей, используемых в разных частях Индии.
Варианты включают лунный календарь с акцентом на Викраму , календари Шаливахана , а также солнечный с акцентом тамильский календарь и календарь малаялам . Два календаря, наиболее широко используемые сегодня, - это календарь Викрама , которому следуют в западной и северной Индии и Непале , календарь Шаливахана Шака , которому следуют в индийском регионе Декан (включает современные индийские штаты Телангана , Андхра-Прадеш , Карнатака). Махараштра ) и Гоа . [65]
Лунный
[ редактировать ]Календари, основанные на лунном цикле (лунные месяцы солнечного года, лунная фаза религиозных дат и новый год):
- Викрам Самват
- Эра Викрами - Северная и Центральная Индия (Лунная)
- Гуджарати Самват - Гуджарат, Раджастан
- Синдхи самват – Синдхи
- Календарь Шаливахана (эпоха Шака) - используется в Декан региона штатах Махараштра , Гоа , Карнатака , Андхра-Прадеш , Телангана.
- Календарь эпохи Саптариши - Кашмирские пандиты
- Календарь каннада - Карнатака
- Кашмирский календарь - Кашмир
- Календарь Майтхили
- Календарь Мэйтей – Манипур
- Непальский календарь - Непал, Сикхим
- Пенджабский календарь - Пенджаб
- Синдский календарь - Синд
- Календарь на телугу - Андхра-Прадеш, Телангана
- Тибетский календарь - Тибет
Солнечная
[ редактировать ]Календари, основанные на солнечном цикле (солнечные месяцы в солнечном году, лунная фаза для религиозных дат, но новый год, который приходится на солнечную дату – солнечный Новый год в Южной и Юго-Восточной Азии ):
- Ассамский календарь - Ассам
- Бенгальский календарь - Западная Бенгалия
- Календарь Одиа – Одиша
- Тирхута Панчанг – Майтхилис
- Календарь Трипури – Трипура
- Календарь малаялам - Керала
- Тамильский календарь – Тамил Наду
- Календарь Тулу – Тулус
- Календарь Викрам Самват - Непал
- Vi – Северная и Центральная Индия (солнечная энергия)
- Бикрам Самбат – Непал, Сикким
Другие похожие календари в Индии и Азии.
[ редактировать ]- Индийский национальный календарь - используется правительством Индии (гражданский календарь, основанный на солнечных месяцах).
- Вира Нирвана Самват (Лунный) – Джайн
- Буддийский календарь (Лунный) – буддийский
- Тибетский календарь (лунный) – Тибет, Ладакх, Сикким, Аруначал-Прадеш.
- Календарь Павукон - Бали
- Балийский календарь саков (лунный) – Бали
- Чамский календарь (лунный) – Чамс
- Чула Сакарат (Лунный) – Мьянма
- Тайский солнечный календарь – Таиланд
- Тайский лунный календарь – Таиланд
- Кхмерский календарь (лунный и солнечный) - Камбоджа
См. также
[ редактировать ]- индуизм
- Панджика
- Санкранти
- Экадаши
- Панчангам
- Коллам твой
- Индуистская астрология
- Индуистские единицы времени
- Календарь малаялам
- Список индуистских фестивалей
- Индуистские единицы измерения
- Список индуистских империй и династий
- Астрономическая основа индуистского календаря
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Б. Ричмонд (1956). Измерение времени и построение календаря . Архив Брилла. стр. 80–82 . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кристофер Джон Фуллер (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 109–110. ISBN 978-0-69112-04-85 .
- ^ Клаус К. Клостермайер (2007). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 490. ИСБН 978-0-7914-7082-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 122–123. ISBN 978-0-19-874557-0 .
- ^ Орацио Маручки (2011). Христианская эпиграфика: элементарный трактат с собранием древних христианских надписей преимущественно римского происхождения . Издательство Кембриджского университета. п. 289. ИСБН 978-0-521-23594-5 . , Цитата: "Лунный год состоит из 354 дней".
- ^ Анита Ганери (2003). Буддийские фестивали в течение года . БРБ. стр. 11–12. ISBN 978-1-58340-375-4 .
- ^ Джеффри Д. Лонг (2013). Джайнизм: Введение . ИБТаурис. стр. 6–7. ISBN 978-0-85771-392-6 .
- ^ Джон Э. Корт (2001). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 142–146. ISBN 978-0-19-513234-2 .
- ^ Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 156. ИСБН 978-1-4008-4805-8 .
- ^ «Экадаши: Почему Экадаши празднуется в индуизме? - Доктор Бхарти Райзада» . НовостиГрэм . 22 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ким Плофкер 2009 , с. 36.
- ^ Ким Плофкер 2009 , стр. 10, 35–36, 67.
- ^ Юкио Охаси 1993 , стр. 185–251.
- ^ Юкио Охаси 1999 , стр. 720.
- ^ Ким Плофкер 2009 , стр. 35–42.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 353.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), «Джйотиша» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 326–327.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридрих Макс Мюллер (1860). История древней санскритской литературы . Уильямс и Норгейт. стр. 210–215 .
- ^ Юкио Охаси 1999 , стр. 719.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юкио Охаси 1999 , стр. 719–721.
- ^ Пингри 1973 , с. 2.
- ^ Как, Субхаш (2015). «Махабхарата и традиция Синдху-Сарасвати» (PDF) . Санскритский журнал . п. 2 . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 122, 142. ISBN. 978-0-19-874557-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 100-1 vii–xi. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Лайонел Д. Барнетт (1994). Древности Индии: отчет об истории и культуре Древнего Индостана . Азиатские образовательные услуги. стр. 190–192. ISBN 978-81-206-0530-5 .
- ^ Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 100-1 ix–xi, XXIX. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Дж. Флит (1911). «Арбхатия» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества: 794–799.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 26–27. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Скотт Л. Монтгомери; Алок Кумар (2015). История науки в мировых культурах: голоса знаний . Рутледж. стр. 103–106. ISBN 978-1-317-43906-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Нахум Дершовиц; Эдвард М. Рейнгольд (2008). Календарные расчеты . Издательство Кембриджского университета. стр. 123–133 , 275–311. ISBN 978-0-521-88540-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кристофер Джон Фуллер (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 291–293. ISBN 978-0-69112-04-85 .
- ^ Пингри 1973 , стр. 2–3.
- ^ Эрик Грегерсен (2011). Британский путеводитель по истории математики . Издательская группа Розен. п. 187. ИСБН 978-1-61530-127-0 .
- ^ Николас Кэмпион (2012). Астрология и космология в мировых религиях . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 110–111. ISBN 978-0-8147-0842-2 .
- ^ СК Раджу (2007). Культурные основы математики . Пирсон. п. 205. ИСБН 978-81-317-0871-2 .
- ^ Ким Плофкер 2009 , стр. 116–120, 259–261.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нахум Дершовиц; Эдвард М. Рейнгольд (2008). Календарные расчеты . Издательство Кембриджского университета. стр. 123–133, 153–161, 275–311. ISBN 978-0-521-88540-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 181–183. ISBN 978-0-19-535666-3 .
- ^ Колетт Кайлат; Дж. Г. де Каспарис (1991). Среднеиндоарийские и джайнистские исследования . БРИЛЛ. п. 36. ISBN 90-04-09426-1 .
- ^ Андреа Акри (2016). Эзотерический буддизм в средневековой морской Азии: сети мастеров, тексты, иконы . ISEAS-Институт Юсофа Исхака. стр. 256–258. ISBN 978-981-4695-08-4 .
- ^ Дункан Грэм (2004). Люди по соседству: понимание Индонезии . Издательство Университета Западной Австралии. стр. 16–17. ISBN 978-1-920694-09-8 .
- ^ Дж. Гордон Мелтон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. стр. 652–653. ISBN 978-1-59884-205-0 .
- ^ MC Риклефс; П. Вурхув; Аннабель Тех Галлоп (2014). Индонезийские рукописи в Великобритании: Каталог рукописей на индонезийских языках в британских публичных коллекциях . Яясан Пустака Обор Индонезия. стр. 49, 69–73, 81. ISBN. 978-979-461-883-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дж. Г. Де Каспарис (1978). Индонезийская хронология . БРИЛЛ Академик. стр. 15–24. ISBN 90-04-05752-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Клаус К. Клостермайер (2007). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 490–492. ISBN 978-0-7914-7082-4 .
- ^ «Что такое Шукла Пакша и Кришна Пакша | Фазы Луны» . 22 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2020 г. . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Кристофер Джон Фуллер (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 109–110, 291–293. ISBN 978-0-69112-04-85 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с В. Р. Рамачандра Дикшитар (1993). Государство Гуптов . Мотилал Банарсидасс. стр. 24–35. ISBN 978-81-208-1024-2 .
- ^ Округ Колумбия Сиркар (1965). Индийская эпиграфика . Мотилал Банарсидасс. стр. 304–305 со сносками. ISBN 978-81-208-1166-9 .
- ^ «Свидание Маха Шиваратри» . drikpanchang.com .
- ^ Мюриэл Мэрион Андерхилл (1991). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги. стр. 20, 32, примечание 5. ISBN. 978-81-206-0523-7 .
- ^ Роберт Сьюэлл; Шанкара Балакришна Дикшита (1896). Индийский календарь . С. Саншайн. стр. 29–34 , 48–56.
- ^ Андерхилл, Мюриэл Мэрион (1991). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги. стр. 20–21. ISBN 978-81-206-0523-7 .
- ^ Мюриэл Мэрион Андерхилл (1991). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги. стр. 23, 26–27. ISBN 978-81-206-0523-7 .
- ^ Мюриэл Мэрион Андерхилл (1991). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги. стр. 27–28. ISBN 978-81-206-0523-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джон Э. Корт (2001). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 228 примечание 2. ISBN 978-0-19-513234-2 .
- ^ Мюриэл Мэрион Андерхилл (1991). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги. стр. 23–28. ISBN 978-81-206-0523-7 .
- ^ Монье Монье-Уильямс , वासर , Санскритско-английский словарь, Oxford University Press, страница 948
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мюриэл Мэрион Андерхилл (1991). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги. стр. 24–25. ISBN 978-81-206-0523-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. п. 89. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Тедж Бхатия (2013). Пенджаби . Рутледж. стр. 208–209. ISBN 978-1-136-89460-2 .
- ^ Эбенезер Берджесс (1989). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс. стр. 107–. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Питер Дж. Клаус; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис. стр. 91–93. ISBN 978-0-415-93919-5 .
- ^ Роберт Сьюэлл; Шанкара Балакришна Дикшита (1896). Индийский календарь: с таблицами для преобразования индуистских и мусульманских дат в даты нашей эры и наоборот . С. Зонненшайн. стр. 9–12 .
- ^ Календарь Шаливахан Шака соответствует системе Амант. Год начинается в первый день светлой половины месяца Чайтра. Мюриэл Мэрион Андерхилл (1921). Индуистский религиозный год . Ассоциация Пресс. п. 15 .
Библиография
[ редактировать ]- Ким Плофкер (2009). Математика в Индии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12067-6 .
- Пингри, Дэвид (1973). «Месопотамское происхождение ранней индийской математической астрономии». Журнал истории астрономии . 4 (1). МУДРЕЦ: 1–12. Бибкод : 1973JHA.....4....1P . дои : 10.1177/002182867300400102 . S2CID 125228353 .
- Пингри, Дэвид (1981). Джьотихшастра: астральная и математическая литература Отто Харрасовиц. ISBN 978-3447021654 .
- Юкио Охаси (1999). Йоханнес Андерсен (ред.). Основные моменты астрономии, том 11B . Спрингер Наука. ISBN 978-0-7923-5556-4 .
- Юкио Охаси (1993). «Развитие астрономических наблюдений в ведической и постведической Индии». Индийский журнал истории науки . 28 (3).
- Морис Винтерниц (1963). История индийской литературы, Том 1 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0056-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейнгольд и Дершовиц, «Календарные вычисления», издание Millennium , Cambridge University Press , последнее 2-е издание, 3-е издание, выпущенное в ноябре 2004 г. ISBN 0-521-77752-6
- С. Балачандра Рао, Индийская астрономия: введение , Universities Press, Хайдарабад, 2000.
- Рай Бахадур Пандит Гауришанкар Хирачанд Оджа, Палеография Индии , 2-е изд., Аджмер, 1918 г., переиздано издательством Manshuram Manoharlal, 1993 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ахаргана - Астрономия индуистского календаря. Объясняет различные календарные элементы индуистского календаря с помощью астрономического моделирования, созданного с помощью Stellarium.
- Конвертер: григорианский и нормализованный индийский календарь 1957 года ,
- Как формируется индуистский календарь согласно ведической астрологии . Объясняет полную связь между планетами, накшатрами, титхи и другими аспектами ведических астрологических открытий, связанных с астрономией.
Индуистский календарь Шаливахана, Великобритания