Jump to content

Брахмачарья

(Перенаправлено с Брахмачарьи )

Брахмачарья ( / ˌ b r ɑː m ə ˈ ɑːr j ə / ; деванагари : ब्रह्मचर्य ) — это концепция в индийских религиях , которая буквально означает «поведение, соответствующее Брахме » или «на пути Брахмы ». [1] Брахмачарья, дисциплина контроля чувств, рассматривается как путь к освобождению. Хотя сексуальное ограничение является частью брахмачарьи, брахмачарья охватывает все стремление к бесстрастному состоянию. [2]

В каком-то контексте брахмачарья — это первый из четырех ашрамов (возрастных стадий) человеческой жизни. Этап жизни брахмачарьи ( бакалавриата ) – с детства до двадцати пяти лет – был ориентирован на образование и включал практику безбрачия . [3] В этом контексте оно означает целомудрие на студенческом этапе жизни с целью обучения у гуру (учителя), а также на более поздних этапах жизни с целью достижения духовного освобождения (санскрит: мокша ). [4] [5]

В индуистских, джайнских и буддийских монашеских традициях брахмачарья подразумевает, среди прочего, обязательный отказ от секса и брака. [6] Это считается необходимым для духовной практики монаха. [7] Западные представления о религиозной жизни, практикуемой в монастырях, отражают эти характеристики.

Этимология

[ редактировать ]

Слово брахмачарья происходит от двух санскритских корней:

  1. Брахман (Деванагари: ब्रह्म ), означающий собственное Я в недвойственных школах или отдельную сущность в дуалистических школах, высшую неизменную реальность, абсолютное сознание, много обсуждаемое в Упанишадах . [8]
  2. Чарья ( चर्य ), что означает деятельность, поведение, поведение. [9]

Следовательно, брахмачарья примерно означает «оставаться верным себе или своей Атме » или «на пути Брахмы » . [1]

В древних и средневековых индийских текстах термин брахмачарья представляет собой концепцию с более сложным значением, обозначающую образ жизни, способствующий поиску священных знаний и духовному освобождению. [10] Брахмачарья – это средство, а не цель. Обычно оно включает в себя чистоту, ахимсу , простой образ жизни, учебу, медитацию и добровольное ограничение употребления определенных продуктов (употребление только саттвической пищи ), одурманивающих веществ и сексуального поведения (как секса, так и мастурбации, в некоторых школах мысли). [10]

Того, кто практикует брахмачарью, называют брахмачари или брахмачарини. Различные ашрамы ( आश्रम , перевод « эрмитаж» ) и матхи ( मठ , перевод « колледж аскетов ») индуизма также называют своих посвященных этими терминами. [11] [12]

В индуизме

[ редактировать ]

Брахмачарья представляет собой высший уровень самоконтроля, интенсивную умственную и духовную дисциплину контроля над чувствами для достижения освобождения. Оно включает в себя отказ от желаний временных мирских удовольствий и сосредоточение себя на религиозных целях. [2]

Веды обсуждают брахмачарью как в контексте образа жизни, так и как этап жизни. Ригведа , например, в Мандале 10, Сукте 136, упоминает искателей знания как тех кесин (длинноволосых) и в одежде почвенного цвета (желтого, оранжевого, шафранового), занимающихся делами мананата (ума, медитации). [13] Риг Веда , однако, называет этих людей Муни и Вати . Атхарваведа , содержит более подробное , завершенная примерно в 1000 г. до н.э. обсуждение брахмачарьи в Книге XI, Главе 5. [14] В этой главе Атхарва Веды описывается брахмачарья как то, что ведет к второму рождению (ум, Самосознание), а Гимн 11.5.3 рисует символическую картину того, что, когда учитель принимает брахмачари , ученик становится его эмбрионом. [14]

Концепция и практика брахмачарьи широко распространены среди старых слоев Мукхья -упанишад в индуизме. 8-го века до нашей эры Текст Чандогья Упанишада описывает в Книге 8 деятельность и образ жизни, которые являются брахмачарьей : [15]

То, что люди называют ягьей (жертвоприношением), на самом деле является брахмачарьей , поскольку только посредством брахмачарьи познающий достигает этого мира (Брахмана). И то, что люди называют иштой (поклонением), на самом деле является брахмачарьей , поскольку только поклоняясь посредством брахмачарьи , человек достигает Атмана (освобожденного Я). То, что люди называют Саттраяной (сеансом жертвоприношения), на самом деле является брахмачарьей , поскольку только посредством брахмачарьи человек может получить спасение от Сат (Существа). И то, что люди называют Мауной (обетом молчания), на самом деле является брахмачарьей , поскольку только через брахмачарью можно понять Атман и затем медитировать. То, что люди называют Анасакаяной (обетом поста), на самом деле является брахмачарьей , поскольку никогда не исчезает тот Атман, которого достигают посредством брахмачарьи . И то, что люди называют Араньяяной (жизнью отшельника), на самом деле является брахмачарьей , поскольку мир Брахмана принадлежит тем, кто посредством брахмачарьи достигает морей Ара и Нья в мире Брахмана. Для них есть свобода во всех мирах.

- Чандогья Упанишада, VIII.5.1 – VIII.5.4 [15] [16]

В гимне другой ранней Упанишады, Мундака Упанишады в Книге 3, Главе 1, аналогичным образом говорится:

Эту душу можно достичь правдивостью, аскезами, совершенным знанием и постоянным воздержанием.

Путем постоянного стремления к сатье (правдивости), тапасу (настойчивости, аскезе), самьягьяне (правильному знанию) и брахмачарье человек достигает Атмана (Самости).

- Мундака Упанишада, III.1.5 [17]

Веды и ранние индуистские тексты Упанишад при обсуждении брахмачарьи не упоминают о возрасте ученика в начале брахмачарьи . [18] ни каких-либо ограничений сексуальной активности. (таких как Манусмрити) существует четкое общее мнение о Однако как в конкретных, так и в различных Упанишадах (таких как Шандилья Упанишада), а также в индуистских смрити том, что «ученик» мужского пола, называемый « Брахмачари[н] », должен воздерживаться от «выпускания семени». Это правило может применяться, а может и не применяться к гуру. В стихах 11.5.4.16 и 11.5.4.17 « Сатпатха-Брахмана» представлены две разные точки зрения на сексуальную активность гуру во время ашрама Брахмачарья , то есть учителя «ученика -брахмачари[н] », одна против, другая как выбор. [19] Подобным образом, в стихе 11.5.4.18 Сатапатха-брахман представляет противоположные точки зрения на ограничение в еде (в отношении меда) для ученика -брахмачари . [19]

Как добродетель

[ редактировать ]

Брахмачарья традиционно считается одной из пяти ям в йоге Патанджали , как заявлено в стихе 2.30 «Йога-сутр» . [20] Это форма самоограничения, рассматриваемая как добродетель, и ее соблюдение рекомендуется в зависимости от контекста человека. Для женатого практикующего это означает супружескую верность (не измену супругу); для одинокого человека это означает безбрачие. [21] Патанджали в стихе 2.38. [22] утверждает, что добродетель брахмачарьи приводит к прибыли вирьи ( वीर्य ). [23] Это санскритское слово вирья по-разному переводилось как мужественность, а Вьяса – как сила и способность. Вьяса объясняет, что эта добродетель способствует развитию других хороших качеств. [23]

Шандилья- упанишада включает брахмачарью как одну из десяти ям в главе 1, определяя ее как «воздержание от половых сношений во всех местах и ​​во всех состояниях ума, речи или тела». [24] в то время как Линга Пурана в главе 1.8 утверждает, что в случае домохозяев потворство половым сношениям со своими женами и воздержание от них с другими женщинами умственно, физически и устно также следует понимать как брахмачарью. [25] [26]

Другие древние и средневековые тексты индуизма описывают плоды этой добродетели по-другому. Например, Пада Чандрика, Раджа Марттанда, Сутрартха Бодхини, Мани Прабха и Йога Судхакара утверждают, что брахмачарью следует понимать как добровольное ограничение власти. [23] Чандогья Упанишада в стихах главы 8.5 превозносит брахмачарью как таинство и жертвоприношение, которое, однажды достигнув совершенства, приводит к реализации Самости ( Атмана ), а затем становится привычкой испытывать Самость в других и во всем. [23] [27] Таттва Вайшаради и Йога Сарасанграха утверждают, что брахмачарья приводит к увеличению гьяна-шакти (силы знания) и крия-шакти (силы действия). [23]

Великий эпос Махабхарата описывает цель брахмачарьи как познание Брахмана (Книга пятая, Удьога Парва , Книга Усилий). [28] Брахмачарья ведет человека к союзу с Высшим Я (глава 43). Подавив желание, практика самоограничения позволяет ученику учиться, обращать внимание в мыслях, словах и делах на гуру (учителя) и открывать истину, воплощенную в Ведах и Упанишадах. Согласно эпосу, практика изучения и обучения требует «помощи времени», а также личных усилий, способностей, обсуждений и практики, и все это достигается благодаря брахмачарье . [28] Брахмачари дакшины должен выполнять полезную работу, а полученные им доходы следует отдавать в качестве ( «гонорар», «дар благодарности») гуру. Эпос заявляет, что брахмачарья — это одна из двенадцати добродетелей, существенная часть анг в йоге и путь совершенствования настойчивости и стремления к знанию. [28]

В джайнизме

[ редактировать ]
Фотография джайнского флага
Зеленый цвет джайнского флага означает брахмачарью. [29]

Брахмачарья — один из пяти основных обетов, предписанных шравакам ( мирянам) и аскетам в джайнизме . От тех джайнов, которые встают на путь монахов, ожидается воздержание в действиях, словах и мыслях. Для женатых джайнов-мирян добродетель брахмачарьи требует сохранения сексуальной верности выбранному партнеру. [30] Для джайнов-мирян, не состоящих в браке, целомудренная жизнь требует от джайнов избегать секса до брака. [31] Уттам брахмачарья (Высшее безбрачие) — одно из десяти достоинств джайнского монаха . [32] Брахмачарья упоминается как одна из дас дхармы (десяти добродетелей) в древних джайнских текстах, таких как Таттвартха Сутра , Сарвартхасиддхи и Пурушартхасиддхьюпайя . [33]

Среди шраманских традиций

[ редактировать ]

Среди шраманских традиций ( буддизм , джайнизм , адживика и чарвака) школы [ нужна ссылка ] Брахмачарья — это термин , используемый для обозначения добровольной практики безбрачия, которая обычно считается предпосылкой для духовной практики . Четвертым из пяти великих обетов джайнских монахов , например, является обет безбрачия, который в данном случае означает полное воздержание от чувственных удовольствий всех пяти чувств, включая избегание сексуальных мыслей и желаний. [30] [34] , йогин твердо укоренившийся в добродетели брахмачарьи, обретает огромную жизненную силу. Говорят, что [35]

Как этап жизни Ашрама

[ редактировать ]

Брахмачарья в индуизме буквально означает «поведение, соответствующее Брахману » или «на пути Брахмана». [1]

Исторически брахмачарья относилась к стадии жизни ( ашраму ) в ведической системе ашрама . Древняя индуистская культура разделяла продолжительность жизни человека на четыре стадии: брахмачарья , грихастха , ванапрастха и саньяса . Брахамачарья ашрам занимает первые 20–25 лет жизни, что примерно соответствует подростковому возрасту. [36] [37] ребенка По упанаянам , [38] молодой человек начнет учебную жизнь в Гурукуле (доме Гуру ) , посвященную изучению всех аспектов дхармы , то есть «принципов праведной жизни». Дхарма включала личную ответственность перед собой, семьей, обществом, человечеством и Богом, включая окружающую среду, землю и природу. Этот образовательный период начинался, когда ребенку было от пяти до восьми лет, и продолжался до возраста от 14 до 20 лет. [39] На этом этапе жизни традиционные ведические науки и различные шастры [40] изучаются наряду с религиозными текстами, содержащимися в Ведах и Упанишадах . [41] Этот этап жизни характеризовался практикой безбрачия . Цель брахмачарьи на этом этапе — избавиться от страстей, мешающих обучению. [2]

На этом этапе жизни целомудрие предназначено для обучения у гуру (учителя), а на более поздних этапах жизни — для достижения духовного освобождения. (санскрит: мокша ). [42]

Брахмачарья для девочек.

Веды и Упанишады не ограничивают студенческую жизнь только мужчинами. [43] Атхарваведа , например, утверждает: [43] [44]

Через безбрачие девушка находит молодого мужа

Юная Канья ( कन्या , девушка), окончившая брахмачарью , обретает подходящего мужа.

Нет возрастных ограничений

Гонда [45] утверждает, что в древней Индии не было возрастных ограничений для начала брахмачарьи . Не только юноши, но и люди старшего возраста прибегали к студенческому этапу жизни и искали авторитетных в определенных предметах учителей. [45] Чандогья - упанишада в разделе 5.11 описывает, как «богатые и образованные домохозяева» становятся брахмачари (учениками) у Риши Кайкеи, чтобы получить знания об Атмане ( внутреннем Я ) и Брахмане (Высшей Реальности). [46]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лохтефельд, Джеймс, изд. (13 августа 2023 г.). «Брахмачарья». Иллюстрированная энциклопедия индуизма . Том. 1: А–М. Розен Паблишинг. п. 120 . ISBN  9780823931798 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ховард, Вина Р. (2013). Аскетический активизм Ганди: отречение и социальное действие . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 88–94.
  3. ^ Шарма, Раджендра К. (2004). Индийское общество, институты и изменения . Atlantic Publishers & Dist. п. 28. ISBN  978-81-7156-665-5 .
  4. ^ Георг Фейерштейн , Энциклопедия йоги и тантры , Публикации Шамбалы, ISBN   978-1590308790 , 2011, стр. 76, Цитата – «Брахмачарья, по сути, символизирует идеал целомудрия».
  5. ^ У. Дж. Джонсон (2009), «Целомудренное и целомудренное состояние изучающего Веды » , Оксфордский словарь индуизма, Oxford University Press, ISBN   978-2713223273 , стр. 62.
  6. ^ Карл Олсон (2007), Целибат и религиозные традиции, Oxford University Press, ISBN   978-0195306323 , страницы 227-233.
  7. ^ Д-р Паттанаик (1998), Святой отказ, MELUS, Vol. 23, № 2, 113–127.
  8. ^
  9. ^ "Ура" . Словарь LearnSanskrit.cc .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хандельвал, М. (2001). «Сексуальные жидкости, эмоции, мораль - заметки о гендерной принадлежности брахмачарьи». В Собо, Элиза Джанин; Белл, Сандра (ред.). Целибат, культура и общество: антропология сексуального воздержания . Университет Висконсина Пресс. стр. 157–174. ISBN  978-0-299-17164-3 .
  11. ^
  12. ^ Печилис, Карен (2004). Изящный гуру: индуистские женщины-гуру в Индии и США . Издательство Оксфордского университета. стр. 74–101. ISBN  978-0-19-514537-3 .
  13. ^
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б
    • Для источника на санскрите: «Атхарва Веда ». Викиресурс Гимны 11.5[7].1 – 11.5[7].26. Целибат ходит и по небесам, и боги с ним в гармонии / Он держит землю и небеса и он пьет учителя аскезами // Целибат следует за отцами и богами отдельно / За ним следуют гандхарвы и тридцать -триста шесть тысяч следуют за ним te беременность внутри / Ночь носит его в своем чреве три дня, и боги жаждут увидеть его рождение
    • Для английского перевода: Источники индийской традиции . Перевод Хэя, Стивена Н.; Де Бари, Уильям Теодор. Мотилал Банарсидасс. 1988. стр. 18–19. ISBN  978-8120804678 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б
    • Перевод: Чандогья Упанишада . Перевод Свахананды, S. Vedanta Press. 2010. Книга VIII, глава 5, стихи 1–4. ISBN  978-8171203307 .
    • Оригинал: Атха йадьяджна итйачакшате брахмачарья мева тадбрахмачариена | Ибо знающий находит, и тогда оно называется желаемым. Тот, кто поклоняется Верховной Личности Бога, соблюдая целомудрие, достигает совершенства в Верховной Личности Бога. 1 ॥ Тогда то, что называется Саттраяной, — это воздержание от воздержания. Ибо истинное Я находит оружие, которое называется молчанием. Соблюдая целомудрие , человек осознает, что он самореализован. 2 ॥ Тогда то, что называется разрушительным телом, — это безбрачие. Ибо личность не уничтожается, чего безбрачием. тогда достигают То, что называется лес- целибатом. яна, также является Нья и океан в третьем мире Брахмы, отсюда до небес, затем Мое озеро — дерево ашваттха, а лунное жертвоприношение — непобедимое. Золотая фигура Господа бывшего Брахмана. 3 ॥ Это лучший из этих двух океанов в мире Брахмы. Они достигают целибата , и это для них Брахмалока. Во всех мирах можно жить по своему желанию. 4 ॥
  16. ^ Г. Джа (1942), Чандогьопанишад: Трактат о философии Веданты, Агентство восточной книги, Архив Калифорнийского университета, ОСЛК   7733219
  17. ^ Пандит, Мадхав Пундалик (1969). «Мундака Упанишада 3.1.5». Крупицы из Упанишад . Пондичерри: Публикации Дипти. стр. 11–12. OCLC   81579 .
  18. ^ В некоторых недавних Упанишадах есть, например, Нарадапаривраджака Упанишада, упомянутая ниже.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мюллер, Ф. Макс, изд. (1900). Сатапатха-брахман, часть V. Священные книги Востока. Том. 44. Перевод Эггелинга, Юлиуса. Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 90 .
  20. ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани Пуне: Анандашрам. п. 102 . Ненасилие, правдивость, воровство, целомудрие и брак — это Ямы.
  21. ^
    • «Брахмачарьям Пативратьям ча – Целибат и верность» . Гималайская академия . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года.
    • Тейлор, Луиза (2001). Женская книга йоги . Издательство Таттл. п. 3. ISBN  978-0-8048-1829-2 .
    • Лонг, Джеффри Д. (2009). Джайнизм: Введение . ИБ Таурис. п. 109. ИСБН  978-1-84511-626-2 . Четвертый обет – брахмачарья – означает для мирян супружескую верность и добрачное целомудрие; для подвижников оно означает абсолютное безбрачие ; Джон Корт объясняет: «Брахмачарья предполагает занятия сексом только с супругом, а также избегание пылких взглядов или непристойных жестов…» — Цитируется Лонгом, там же , стр. 101
  22. ^ «Йога-сутра, стихи 2.35–2.39» (на немецком языке). 24 января 2013. Получение спермы при установлении безбрачия.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Приложение I». Йога-сутры Патанджали: с объяснением Вьясы, Мотилала Банарсидаса . Перевод Бхарти, С.В., 2001. стр. 536–539. ISBN  978-8120818255 .
  24. ^ «Сандилья-Упанишада». Тридцать малых упанишад . Перевод Айяра К. Нараянасвами. Мадрас: Васанта Пресс. 1914. с. 173 .
  25. ^ Дж.Л.Шастри (1951). Линга Пурана — английский перевод — часть 1 из 2 . Мотилал Банарсидасс. п. 28.
  26. ^ www.wisdomlib.org (25 мая 2023 г.). «Йогические зоны (аштангайога-нирупана) [Глава 8]» . www.wisdomlib.org . Проверено 29 декабря 2023 г.
  27. ^ «Исследование природы Брахмана». Чандогьопанишад . Перевод Джа, Ганганатхи. Пуна: Агентство восточной книги. 1942. С. 434–440 .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Удьога Парва». Махабхарата Кришна-Двайпаяна Вьясы . Перевод Гангули, Кисари Мохан. Бхарата Пресс. 1886. стр. 150 –153.
  29. ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. iv.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шах, Правин К. (2009). «Пять великих обетов (маха-врат) джайнизма» . Литературный центр джайнизма . Архивировано из оригинала 2 июня 2011 года.
  31. ^ «Брахмачарья» , BBC Religion , BBC , 11 сентября 2009 г.
  32. ^ Чампат Рай Джайн 1926 , с. 64.
  33. ^ Виджей К. Джайн, 2012 , стр. 145–147.
  34. ^ Колб, Роберт В., изд. (2008). Энциклопедия деловой этики и общества . МУДРЕЦ. стр. 1207–1208. ISBN  978-1-4129-1652-3 . [ нужна проверка ]
  35. ^ Фейерштейн, Георг (2000). Энциклопедия йоги Шамбалы . Шамбала. п. 61. ИСБН  978-1-57062-555-8 .
  36. ^ Манусмрити предполагает, что ашрам Брахмачарьи продлится около 25 лет, что составляет одну четверть нормальной жизни человека, которая, по его оценкам, составляет 100 лет. Видеть: Шарма, Раджендра К. (2004). Индийское общество, институты и изменения . Atlantic Publishers & Dist. п. 28. ISBN  978-81-7156-665-5 .
  37. ^ Вейлансвами, Бодхинатха (2007). Что такое индуизм? . Публикации Гималайской академии. п. 372. ИСБН  978-1-934145-00-5 .
  38. ^ Вивекдживандас, Садху (2011). Индуизм: Введение . Ахмадабад: Сваминараян Акшарпит. п. 113. ИСБН  978-81-7526-434-2 .
  39. ^ Роше, Людо (2003). «Дхармашасты». Во «Наводнении», Гэвин (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Оксфорд: Уайли-Блэквелл. п. 103. ИСБН  0-631-21535-2 .
  40. ^ Крамриш, Стелла (июль – сентябрь 1958 г.). «Традиции индийского мастера». Журнал американского фольклора — Традиционная Индия: структура и изменения . 71 (281): 224–230.
  41. ^
    • Паркер, Сэмюэл (1987). «Художественная практика и образование в Индии: исторический обзор». Журнал эстетического воспитания . 21 (4): 123–141. дои : 10.2307/3332836 . JSTOR   3332836 .
    • Мисра, Р.Н. (2011). «Сильпис в Древней Индии: за пределами приписываемого им локуса в древнем обществе». Социолог . 39 (7/8): 43–54.
  42. ^
    • Фейерштейн, Георг (2011). Энциклопедия йоги и тантры . Публикации Шамбалы. п. 76. ИСБН  978-1590308790 . Брахмачарья, по сути, означает идеал целомудрия.
    • Джонсон, WJ (12 февраля 2009 г.). «брахмачарья». Словарь индуизма . Издательство Оксфордского университета. п. 62 . ISBN  978-0-19-861025-0 .
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайн, С. (2003). «Право на планирование семьи». В Магуайре, Дэниел К. (ред.). Священные права: аргументы в пользу контрацепции и абортов в мировых религиях . Издательство Оксфордского университета по запросу. п. 134. ИСБН  978-0-19-516001-7 . Атхарва Веда подтверждает… у брахмачарини больше шансов выйти замуж, чем у необразованной девушки». «Ведический период… девочки, как и мальчики, также должны пройти через брахмачарью…
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гонда, Ян (1965). Изменение и преемственность в индийской религии . Гаага: Мутон. стр. 284–285. ОСЛК   817902 .
  46. ^
    • Ранние Упанишады . Перевод Оливель, Патрик . Издательство Оксфордского университета. 1996. стр. 143–144. ISBN  978-0-19-512435-4 .
    • «Десятая Канда». Сатапатха-Брахман . Том. IV. Перевод Эггелинга, Юлиуса. Оксфорд: Кларендон Пресс. 1897. С. 393–394 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хайх, Элизабет (1982). Сексуальная энергия и йога . Аврора Пресс. ISBN  978-0-943358-03-1 .
  • Нараянанда, Свами (2001) [1945]. Путь к миру, власти и долгой жизни . Дания: NU Yoga Trust.
  • Нараянанда, Свами (2001) [1960]. Брахмачарья, ее необходимость и практика для мальчиков и девочек . Дания: NU Yoga Trust.
  • Олсон, Карл (2008). Целибат и религиозные традиции . ОУП США. ISBN  978-0-19-530632-3 .
  • Совацкий, Стюарт (1999). Эрос, сознание и Кундалини: тантрическое целибат и тайны Эроса . Рочестер, Вер.: Внутренние традиции.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f5437fd009664332f0d8c71b0efc086__1720454400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/86/5f5437fd009664332f0d8c71b0efc086.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brahmacharya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)