Джайнская ступа
Надпись гласит:
«Поклонение Архату Вардхамане. Дочь матроны (?) куртизанки Лонасобхики (Лаванасобхика), ученица аскетов, младшая (?) куртизанка Васу воздвигла святилище Архата, зал почитания (аягасабха), цистерна и каменная плита в святилище Ниргрантхи Архатов вместе с ее матерью, ее дочерью, ее сыном и всем ее домом в честь Архатов». [2]

Джайнская ступа была разновидностью ступы, воздвигнутой джайнами в религиозных целях. Джайнская ступа, датируемая I веком до нашей эры – I веком нашей эры, была раскопана в Матхуре в XIX веке, в кургане Канкали Тила . [3]
Джайнские легенды гласят, что самая ранняя джайнская ступа была построена в 8 веке до нашей эры, до времен Джина Паршванатхи . [4]
Возможно, джайны переняли поклонение ступам у буддистов, но это нерешенный вопрос. [5] Однако джайнская ступа имеет своеобразную цилиндрическую трехъярусную конструкцию, весьма напоминающую Самавасарану , которой она, видимо, в конечном итоге и была заменена как объект поклонения. [6] Название ступы, используемое в джайнских надписях, представляет собой стандартное слово «тупе» . [6]
Ступы Матхура Джайн
[ редактировать ]Джайнская ступа, датируемая I веком до нашей эры – I веком нашей эры, была раскопана в Матхуре в XIX веке, в кургане Канкали Тила . [3] Во время раскопок также были обнаружены многочисленные связанные с ними религиозные произведения искусства. [3] Многие из них представляют собой вотивные таблички, называемые аягапатами . [7] Их много, и некоторые из самых ранних из них датируются примерно 50-20 гг. до н.э. [8]
Согласно джайнским легендам, в Матхуре было построено пять джайнских ступ. [6]
Аягапатас
[ редактировать ]Джайнские религиозные рельефы, называемые Аягапатами , особенно посвященные Васу, показывают вероятный дизайн джайнской ступы. [6] Барабан ступы установлен на высокой платформе, к нему ведет лестница и богато украшенные ворота- тораны , очень похожие по стилю на тораны Санчи . [6] Перед площадкой можно увидеть ниши с изображениями. [6] Барабан ступы удлиненный, цилиндрический, состоит из трех наложенных друг на друга ярусов, разделенных перилами и украшенными лентами. [6] Лишь выше этих трех ярусов ступа начинает закругляться. [6] Платформа могла иметь квадратную форму с колоннами персеполитанского типа в каждом углу, подобными тем, которые можно увидеть в Васу Аягапате. [6] В Васу-аягапате один из персеполитанских столбов увенчан колесом Дхармачакры , а другой столб, вероятно, был увенчан животным, как это видно в других подобных аягапатах. [6]
Шиваяса аягапата ясно показывает два символа триратны на вершине тораны, а также центральную пламенную пальметту . [6]
Джайнские ступы в повествовательных рельефах
[ редактировать ]


К 100 г. до н.э. известен рельеф из Матхуры, архитрав Канкали Тила , изображающий кентавров, поклоняющихся джайнской ступе. [14] [15]
И здесь джайнская ступа в середине рельефа имеет цилиндрический тип, трехъярусную конструкцию, разделенную тремя горизонтальными перилами. [6]
Эти рельефы являются одними из первых известных примеров джайнской скульптуры. [16] Кентавры, появляющиеся на рельефах Матхуры, как и в других местах, таких как Бодх-Гая , обычно считаются западными заимствованиями. [17] Роберт Грейвс (опираясь на работы Жоржа Дюмезиля , [18] который выступал за происхождение кентавров от индийской Гандхарвы ), предположил, что кентавры были смутно памятным доэллинским братским земным культом, тотемом которого была лошадь . [19]

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2000). «Аягапаты: характеристики, символизм и хронология» Артибус Азия 60 (1):79–137 Рис.26. дои : 10.2307/3249941 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249941 .
- ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смит, Винсент Артур (1901). Джайнская ступа и другие древности Матхуры . Аллахабад: К.Фрэнк Люкер, суперинтендант правительственной прессы, Северо-Западные провинции и Ауд.
- ^ «Согласно одной легенде, самая ранняя джайнская ступа (погребальный курган или реликварий, обычно богато украшенный и окруженный перилами со сложными воротами) была построена до времен Джина Паршванатхи в восьмом веке до нашей эры» в Искусство Азии . 1994.
- ^ Сетия, Тара (2004). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 200. ИСБН 978-81-208-2036-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Шах, Умакант Премананд (1987). Джайна-рупа-мандана . Публикации Абхинава. стр. 15–17. ISBN 978-81-7017-208-6 .
- ^ Джайнская ступа и другие древности Матхуры Смита, Винсента Артура, пластина XIV.
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. п. 403, рис. 146. ISBN 9789004155374 .
- ^ "массивные колонны в персидском ахеменовском стиле" в Шах, Чиманлал Джайчанд (1932). Джайнизм на севере Индии, 800 г. до н. э. — 526 г. н. э . Лонгманс, Грин и компания.
- ^ «Аягапата, построенная Симхандикой до правления Канишки и относящаяся к периоду не позднее 1 года нашей эры, заслуживает внимания из-за типичных колонн в персидско-ахеменидском стиле» в Вестник музея и картинной галереи Бароды . Музей Барода. 1949. с. 18.
- ^ Кумар, Аджит (2014). «Скульптуры Бхархута и их несостоятельная ассоциация Сунга» . Наследие: журнал междисциплинарных исследований в области археологии . 2 : 223–241.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. Рис. 21 и 22. ISBN 9789004155374 .
- ^ Бронкхорст, Йоханнес (2016). Как победили брамины: от Александра до Гуптов . БРИЛЛ. п. 466. ИСБН 9789004315518 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 36–51. ISBN 9789004155374 .
- ^ Кумар, Радж (2003). Очерки индийского искусства и архитектуры . Издательство Дискавери. стр. 50–51. ISBN 9788171417155 .
- ^ Корт, Джон (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Издательство Оксфордского университета. стр. 25–26. ISBN 9780199739578 .
- ^ «Гиппокампы, тритоны, кентавры и другие странные существа, которые, несомненно, были заимствованы из западного искусства, встречаются в Гайе и других местах в скульптурах раннего периода. Более или менее похожие формы встречаются в Матхуре и Арнаравати». Банерджи, Гауранга Натх (1920). Эллинизм в древней Индии . Калькутта. п. 64 .
- ^ Дюмезиль, Le Issuee des Centaures (Париж, 1929) и Митра-Варуна: эссе о двух индоевропейских представлениях суверенитета (1948. tr. 1988).
- ^ Грейвс, Греческие мифы , 1960, § 81.4; § 102 «Кентавры»; § 126.3;.