Джайнское искусство
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Джайнское искусство относится к религиозным произведениям искусства, связанным с джайнизмом . Хотя джайнизм распространился лишь в некоторых частях Индии, он внес значительный вклад в индийское искусство и архитектуру. [1]
В целом джайнское искусство в целом следует современному стилю индийского буддийского и индуистского искусства, хотя иконография и функциональная планировка храмовых зданий отражают конкретные потребности джайнов. Художники и мастера, производившие большую часть джайнского искусства, вероятно, сами не были джайнами, а работали в местных мастерских, которым покровительствовали все религии. Возможно, это не относится к иллюстрированным рукописям, многие из древнейших сохранившихся индийских рукописей являются джайнскими.
Джайны в основном изображают тиртханкара или других важных людей в сидячей или стоячей медитативной позе, иногда в очень большом масштабе. Якша и Яксини , сопутствующие духи, охраняющие тиртханкару . Вместе с ними обычно изображаются [2]
Иконография тиртханкаров
[ редактировать ]Тиртханкара ) , или Джина изображается либо сидящим в позе лотоса ( Падмасана либо стоящим в позе медитации Кхадгасана ( Кайотсарга ). [3] [4] Эту последнюю позу, похожую на стойку по стойке смирно , трудно удерживать в течение длительного периода времени, и она привлекает джайнов тем, что сводит к минимуму количество тела, соприкасающегося с землей, и, таким образом, представляет собой риск для разумных существ, живущих в нем или на нем. Если они сидят, их обычно изображают сидящими, скрестив ноги перед собой, пальцы одной ноги плотно прилегают к колену другой, а правая рука лежит поверх левой на коленях. [5]
Изображения тиртханакара не имеют отличительных черт лица, одежды или (в основном) причесок и различаются на основе символа или эмблемы ( ланчхана ), принадлежащего каждому тиртханакару, кроме Паршванатхи . Статуи Паршванатха имеют на голове змеиную корону. Первого Тиртханкара Ришабху можно узнать по прядям волос, падающим ему на плечи. Иногда Супаршванатха изображают с небольшим змеиным капюшоном. Символы нанесены в центре или в углу постамента статуи. Секты джайнизма Дигамбара и Шветамбара имеют разные изображения идолов. Изображения дигамбаров обнажены и не имеют каких-либо украшений, тогда как изображения шветамбаров могут быть одеты и во время поклонения могут быть украшены временными украшениями. [6] На изображениях часто изображены Шриватса на груди и Тилака на лбу. [7] Шриватса — один из аштамангала (благоприятных символов). Он может выглядеть как геральдическая лилия , бесконечный узел , цветок или символ в форме ромба. [8]
Тела статуй тиртханакара исключительно стабильны на протяжении более чем 2000-летней истории. Тело довольно худощавое, с очень широкими плечами и узкой талией. Даже в большей степени, чем это обычно бывает в индийской скульптуре, изображение относительно мало интересует точное изображение лежащей под ним мускулатуры и костей, но интересует моделирование внешних поверхностей в виде широких вздутий. Уши чрезвычайно удлинены, что указывает на тяжелые серьги, которые эти персонажи носили в молодости, до того, как они встали на путь просветления, когда большинство из них были богаты, если не царственными.
Скульптуры с четырьмя тиртханакарами или их головами, обращенными в четырех направлениях, нередки в ранней скульптуре, но в отличие от сопоставимых индуистских изображений они представляют собой четыре разных тиртханакара, а не четыре аспекта одного и того же божества. На изображениях тиртханакара избегают множества дополнительных рук, хотя они могут быть у их сопровождающих или опекунов. [9]
Архитектура
[ редактировать ]участвовали в индийской скальной архитектуре Как и буддисты, джайны с самого начала . Остатки древних джайнских храмов и монастырских храмов можно найти по всей Индии, и большая часть ранней джайнской скульптуры представляет собой рельефы . Пещеры Эллора в Махараштре и джайнские храмы в Дилваре возле горы Абу, Раджастхан. Джайнская башня в Читторе , Раджастхан, является хорошим примером джайнской архитектуры. [10]
Современные и средневековые джайны построили множество джайнских храмов , особенно в западной Индии. комплекс из пяти храмов Дилвара 11-13 веков на горе Абу в Раджастхане В частности , очень посещаемой достопримечательностью является . Джайнское паломничество на холмы Шатрунджай недалеко от Патиланы в Гуджарате называют «Городом храмов». Оба этих комплекса используют стиль архитектуры Соланки или Мару-Гурджара , который развился в Западной Индии в 10 веке как в индуистских, так и в джайнских храмах, но стал особенно популярен среди джайнских покровителей, которые сохранили его в использовании и распространили его на некоторые другие части Индии. Его продолжают использовать в джайнских храмах по всему миру, а в последнее время его популярность возродилась в индуистских храмах.
Джайнский храм или Дерасар — место поклонения джайнов, последователей джайнизма . [11] Джайнская архитектура по существу ограничивается храмами и монастырями, а светские джайнские здания обычно отражают преобладающий стиль того места и времени, когда они были построены. Дерасар — слово, используемое для обозначения джайнского храма в Гуджарате и южном Раджастане. Басади — джайнская святыня или храм в Карнатаке. [12] Это слово обычно используется в Южной Индии . Его историческое использование в Северной Индии сохранилось в названиях Вимала Васахи и Луна Васахи храмов на горе Абу . Санскритское слово васати означает учреждение, включающее резиденции ученых, прикрепленных к святыне. [13]
Храмы могут быть разделены на джайнские храмы Шикар -бандхи, общественные храмовые здания, обычно с высокой надстройкой (обычно это североиндийская башня шихара над святыней) и храм Гарджайн , частный домашний храм джайнов. Джайнский храм, известный как центр паломничества, часто называют Тиртхой .
Главное изображение джайнского храма известно как мула наяк. [14] Манастамбха (колонна почета) — это колонна , которую часто возводят перед джайнскими храмами. В нем есть четыре «Морти», то есть каменные фигуры главного бога этого храма. По одному в каждом направлении: на север, восток, юг и запад. [15]
История
[ редактировать ]Самые ранние изображения джайнских божеств (3-2 вв. до н.э.)
[ редактировать ]В III-II веках до нашей эры, когда была принята каменная скульптура, существовала более древняя традиция использования глины или дерева для изображения джайнских божеств, которые из-за присущей им хрупкости не сохранились. [16]
Фигуры на различных печатях цивилизации долины Инда имеют сходство с изображениями джайнов , обнаженными и в медитативных позах. [2] — Торс Лоханипура самое раннее известное изображение джайнизма (предположительно джайнское из-за наготы и позы), и сейчас оно находится в музее Патны . Это также одна из самых ранних индийских монументальных каменных скульптур человека, если датировка III веком до нашей эры верна; [2] это могло быть примерно II века нашей эры. Бронзовые изображения 23-го тиртханкара , Паршвы, можно увидеть в Музее принца Уэльского , Мумбаи , и в Музее Патны ; они датированы II веком до нашей эры.
Ранние пещеры Удаягири и Кхандагири представляют собой ряд пещер с тонкой и богато украшенной резьбой, построенных во 2-м веке до нашей эры и раскопанных королем Кхаравелой из династии Махамегавахана . [17] [18]
Ранние рельефы (I век до н.э.)
[ редактировать ]Памятники Читарала-джайна — самый ранний джайнский памятник в самой южной части Индии, датируемый первым веком до нашей эры. [19] Резной архитрав Канкали Тила с кентаврами , поклоняющимися джайнской ступе , представляет собой произведение искусства Матхуры , датируемое примерно 100 г. до н. э., демонстрирующее эллинистическое влияние. [20]
Клад Чауса — первый известный бронзовый клад, обнаруженный в долине Ганга, и состоит из набора из 18 джайнских бронзовых изделий. [21] Самые старые из таких бронзовых изделий, найденные в Индии, эксперты датируют их периодом между Шунгой и Гуптами ( со 2-го или, возможно, 1-го века до нашей эры до 6-го века нашей эры). [22]
Джайнское искусство при кушанах (2-3 века н.э.)
[ редактировать ]Различные посвящения во имя кушанских царей , таких как Васудева I , с датами появляются на фрагментах джайнских скульптур, обнаруженных в Матхуре . [23] [24]
Джайнское искусство в Матхуре при Гуптах
[ редактировать ]Храм Патаини был построен во времена правления империи Гуптов в V веке. [25] Согласно традиции, скульптура Махавиры из сандалового дерева была вырезана при его жизни. Позже от изготовления изображений из дерева отказались и заменили его другими материалами. [2] Бронзовые скульптуры были известны в этот период. Акотаские бронзы представляют собой редкий и важный набор из 68 джайнских изображений, датируемых V-XII веками нашей эры, которые были найдены в окрестностях Акота недалеко от Бароды в индийском штате Гуджарат . Клад включает два изображения Дживантасвами (изображение Махавиры , который еще был принцем), которые являются широко упоминаемыми образцами ранней западноиндийской школы искусства. Клад Васантгарх представляет собой набор из 240 бронзовых идолов, датируемых периодом от раннего средневековья до средневековья . [26] Идолы указывают на то, что на него влияют другие стили, такие как стили во время Харши и Майтраки Валабхи правления . [27] Идолы этого клада демонстрируют изображения тиртханкаров , сашандеватов ( якши и якши ) и джайнских божеств в иконографии Шветамбары . Эти глаза и украшения часто инкрустируются серебром и золотом. [28] [29]
Джайнское искусство V-IX веков.
[ редактировать ]Канакагири-джайнский тертх был основан Ачрьей Пуджьяпадой в V веке во время правления династии Западная Ганга . [30] Храм получил покровительство со стороны Хойсалы , Виджаянагара , махараджи Майсура и династии Вадияров . [31] и Пещерные храмы Бадами построенные памятники Айхоле Джайн были построены правителями Чалукья в 7 веке. [32] и джайнские части пещер Эллора датируются примерно этим периодом. Были начаты самые ранние из большой группы джайнских храмов в Деогархе , и в целом раскопки новых высеченных в скалах мест в этот период прекратились, как и в двух других основных религиях. Вместо них были возведены каменные храмы.
Джайнские пещеры Эллоры были построены примерно в 8 веке. Архитектура Мару-Гурджара стала популярной в джайнских храмах. Джайнский храм Махавиры в Осиане — старейший сохранившийся джайнский храм в Западной Индии, построенный во время правления Махараджи Шри Ватсараджа из императорских Пратихара . [33] [34]
Клад Ханси содержал 58 бронзовых изображений джайна Тиртханкара внутри форта Асигарх, датируемых VIII-IX веками. Эти идолы принадлежат как дигамбару , так и секте шветамбара .
Средневековый период (8-16 века)
[ редактировать ]Статуя Гомматешвары посвящена джайнскому деятелю Бахубали . Она была построена около 983 года нашей эры и является одной из крупнейших отдельно стоящих статуй в мире. [35] Махамастакабхишека означает абхишеку (помазание), которое проводится раз в 12 лет.
библиотеках хранятся украшенные рукописи В джайнских , содержащие диаграммы из джайнской космологии. [2] Большинство картин и иллюстраций изображают исторические события, известные как Панч Кальянака , из жизни тиртханкара . [36] Бронзовые изделия Алуары представляют собой редкий и важный набор бронзовых изображений, посвященных джайнским тиртханкарам , датируемый 11 веком. [37]
Аягапата и джайнская ступа
[ редактировать ]Аягапата — это тип вотивной плиты, связанной с поклонением в джайнизме . Многочисленные такие каменные таблички были обнаружены во время раскопок на древних джайнских стоянках, таких как Канкали Тила недалеко от Матхуры в Индии. Некоторые из них датируются I веком нашей эры. Эти плиты украшены предметами и узорами, имеющими центральное значение для джайнского поклонения, такими как ступа , дхармачакра и триратна . [38]
большое количество аягапат (табличек почтения), обетных табличек для подношений и поклонения тиртханкаре было найдено В Матхуре . [39] Таблетка Канкали Тила Содасы и Паршванатхи - одна из самых важных таблеток Содасы и Паршванатхи.
Джайнская ступа была разновидностью ступы, воздвигнутой джайнами в религиозных целях. Джайнская ступа, датируемая I веком до нашей эры — I веком нашей эры, была раскопана в Матхуре в XIX веке, в кургане Канкали Тила . [40] Джайнские легенды гласят, что самая ранняя джайнская ступа была построена в 8 веке до нашей эры, до времен Джина Паршванатхи . [41]
Скульптура
[ редактировать ]Скульптура, похоже, была частью джайнской традиции с последних веков до нашей эры, но, вероятно, в основном была сделана из дерева, которое не сохранилось. Самыми ранними известными примерами джайнской скульптуры являются каменные архитравы I века до нашей эры, найденные в искусстве Матхуры , в частности, из джайнского кургана Канкали Тила . [42]
Пожалуй, самым известным произведением джайнского искусства является статуя Гомматешвары , монолитная 18-метровая статуя Бахубали , построенная министром и полководцем Ганги Чавундараей около 983 года. Она расположена на вершине холма в Шраванабелаголе в районе Хасан штата Карнатака . Эта статуя была признана первым из семи чудес Индии. [43]
Бронзовые изображения меньшего размера, вероятно, предназначались для домашних святынь. Было раскопано несколько средневековых коллекций, вероятно, хранившихся во время бегства населения от войн. К ним относятся клад Васантгарх (1956 г., 240 предметов), бронзы Акота (1951 г., 68 предметов, до 12 века), клад Ханси (1982 год, 58 штук, до 9 века) и клад Чауса (18 предметов, до 6 века). .
Каждый из двадцати четырех тиртханкар связан с отличительными эмблемами, которые перечислены в таких текстах, как Тилояпаннати , Кахаваали и Правачанасаародхара . [2]
Изображения Дживантасвами Махавиру представляют Господа ( а в некоторых случаях и других Тиртханкаров) как принца с короной и украшениями. Джина изображается стоящим в позе кайотсарга . [2] [44]
- Идол Чаумукха , четыре Джина, VI век. ЛАКМА
- Ришабханатха , Музей Матхуры , VI век.
- Паршванатха , Центральная Индия, 10 или 11 век.
Монолитные статуи
[ редактировать ]Монолитная манастамбха является стандартной особенностью джайнских храмов Мудабидри . На вершине находится статуя Брахмадевы как якши-хранителя. [45]
высотой 58 футов Монолитная джайнская статуя Бахубали расположена на холме Виндхьягири , в Шраванабелаголе построенная в 983 году нашей эры. [46] была самой большой отдельно стоящей монолитной статуей до 2016 года. Монолитный идол высотой 108 футов. Статуя Ахимсы (статуя первого джайнского тиртханкара, Ришабханатхи ) была возведена в Манги-тунги . [47]
- Статуя Гомматешвары , 18 метров (59 футов), построенная в 983 году нашей эры.
- Статуя Ахимсы , 33 метра (108 футов), построена в 2016 году.
- Бавангаджа , 26 метров (85 футов), 15 век.
- Колоссальные скульптуры высотой 17,8 метра (58 футов) в пещерах Сиддхачал.
- Идол высотой 45 футов (14 м), высеченный в скале, в Чандери , 13 век.
Картины
[ редактировать ]В джайнских храмах и монастырях были фрески, датированные по крайней мере 2000 лет назад, хотя досредневековые сохранившиеся редки. Кроме того, многие джайнские рукописи были иллюстрированы картинами, иногда весьма щедро. В обоих случаях джайнское искусство соответствует индуистскому искусству, но джайнские образцы более многочисленны среди самых ранних сохранившихся произведений. Рукописи начинаются примерно с 11 века, но в основном относятся к 13 веку и были созданы в регионе Гуджарат . К 15 веку они становились все более щедрыми и широко использовали золото. [48]
Наиболее часто иллюстрируемым рукописным текстом является Кальпа Сутра , содержащая биографии Тиртханкаров , особенно Паршванатхи и Махавиры . Иллюстрации представляют собой квадратные панели, вставленные в текст, с «жестким рисунком» и «блестящим, даже похожим на драгоценный камень цветом». Фигуры всегда видны в три четверти, с характерными «длинными заостренными носами и выпученными глазами». Существует соглашение, согласно которому более дальняя часть лица выступает вперед, так что видны оба глаза. [49]
Ришабха, первая тиртханкара , обычно изображается либо в позе лотоса , либо в кайотсарге , положении стоя. его отличают От других тиртханкаров длинные пряди волос, падающие ему на плечи. Изображения быка также присутствуют в его скульптурах. [50] события его жизни, такие как его свадьба и отметка Индрой На картинах изображены на своем лбу. На других картинах он преподносит своим последователям глиняную чашу; его также можно увидеть красящим дом, ткущим, и его навещает его мать Марудеви. [36]
Самавасарана
[ редактировать ]Изображение Самавасараны, божественного проповеднического зала тиртханкары , является популярной темой в джайнском искусстве. [51] Самавасарана изображается круглой формы, а тиртханкара сидит на троне, не касаясь его (около двух дюймов над ним). [52] Вокруг тиртханкары сидят ганадхары (главные ученики), а все живые существа сидят в различных залах. [53]
Его можно изображать на картинах, а также изготавливать сложные модели, некоторые из которых занимают целую комнату.
Символы
[ редактировать ]Свастика . – важный джайнский символ Его четыре руки символизируют четыре сферы существования, в которых происходит возрождение согласно джайнизму: люди, небесные существа, адские существа и нечеловеческие существа (растения и животные). [54] [55] Концептуально это похоже на шесть сфер перерождения, представленных бхавачакрой в буддизме. [54] Обычно его изображают тремя точками вверху, которые представляют собой три драгоценности, упомянутые в древних текстах, таких как Таттвартха-сутра и Уттарадхьяяна-сутра : правильная вера, правильное понимание и правильное поведение. Эти драгоценности являются средством, которое, по мнению джайнизма, ведет человека к состоянию духовного совершенства, состоянию, которое символически представлено полумесяцем и одной точкой наверху, символизирующей освобожденную душу. [56]
Рука с колесом на ладони символизирует ахимсу в джайнизме с надписью ахимса посередине. Колесо представляет собой дхармачакру (Колесо Дхармы), которое означает решимость остановить сансару (блуждание) посредством неустанного стремления к ахимсе (состраданию). В джайнизме Ом считается сокращенной формой обозначения Панча-Парамешхи по их инициалам A+A+A+U+M ( o 3 m ). Согласно « Дравьясамграхе» Ачарьи Немичандры , АААУМ (или просто Ом ) — это односложная короткая форма инициалов пяти парамештисов: « Арихант , Ашири , Ачарья , Упаджжхайя , Муни ». [57] [58] Символ Ом также используется в древних джайнских писаниях для обозначения пяти строк Намокара- мантры . [ нужна ссылка ]
В 1974 году, к 2500-летию нирваны Махавиры, джайнская община выбрала одно изображение в качестве эмблемы, которая станет главным опознавательным символом джайнизма. [59] Общая форма изображает три локи (царства перерождения) джайнской космологии, то есть рай, человеческий мир и ад. Полукруглая верхняя часть символизирует Сиддхашилу , зону за пределами трёх миров. Джайнская свастика присутствует в верхней части, а символ Ахимсы - в нижней. Внизу эмблемы находится джайнская мантра Параспаропаграхо Дживанам . По словам Виласа Сангаве, мантра означает «вся жизнь связана взаимной поддержкой и взаимозависимостью». [60] Умасвати По словам Анны Валлели, эта мантра взята из сутры 5.21 «Таттвартха-сутры» и означает «души служат друг другу». [61]
Пять цветов джайнского флага представляют Панча-Парамешхи и пять обетов, как малых, так и великих: [62] Аштамангала — это набор из восьми благоприятных символов, которые различаются в традициях дигамбара и шветамбара. [63] В традиции Дигамбара восемью благоприятными символами являются Чатра , Дхваджа , Калаша , Муха , Зеркало , Стул, Веер и Сосуд. В традиции Шветамбары это Свастика, Шриватса , Нандаварта , Вардхманака (сосуд для еды), Бхадрасана (сиденье), Калаша (горшок), Дарпан (зеркало) и пара рыб. [63]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кумар 2001 , с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Шах 1995 , с. 15.
- ^ Циммер 1953 , с. 209-210.
- ^ Шах 1987 , с. 79.
- ^ Определение Британника Тиртханкар , Британская энциклопедия
- ^ Корт 2010 .
- ^ «Фигура тиртханкары из красного песчаника» .
- ^ Джайн и Фишер 1978 , стр. 15–31.
- ^ Шринивасан 1997 , стр. 329–330.
- ^ Гурье 2005 , с. 62.
- ^ Бэбб, Лоуренс А. (1996). Отсутствующий господин: аскеты и короли в джайнской ритуальной культуре . Опубликовано издательством Калифорнийского университета . п. 66 .
- ^ «Басади» .
- ^ «Архитектура Индийского субконтинента - Глоссарий» .
- ^ Шах 1987 , с. 149.
- ^ «Очерки» . www.pluralism.org . Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года.
- ^ Ринг и др. 2010 , с. 574.
- ^ Кришан и Тадиконда 1996 , с. 23.
- ^ Бхаргава 2006 , с. 357.
- ^ ASI и памятники в Тамилнаде
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинтанилья 2007 , с. 22.
- ^ Создание джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов: рассказы ... Джон Корт, Oxford University Press, 2009, стр. 42
- ^ Pal 1986 , p. 151.
- ^ Берджесс, Джас (17 августа 1892 г.). Vol.-i. Epigraphia Indica п. 392.
- ^ Доусон, Дж.; Каннингем, А. (1871). «Древние надписи из Матхуры» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 5 (1): 194. ISSN 0035-869X . JSTOR 44012780 .
- ^ Каннингем, Александр (1879). Отчет о поездке по центральным губерниям в 1873-74 и 1874-75 годах . Археологическая служба Индии. Том. 9. Офис управляющего государственной типографией. п. 31.
- ^ Шах 1995 , с. 4.
- ^ Коллинз 1988 , с. 97.
- ^ Оуэн 2012 , с. 82.
- ^ «Западноиндийская бронза» . Британская энциклопедия .
- ^ Джайн 2018 , с. 18.
- ^ Джаганнатан 2014 .
- ^ Оуэн 2012 , с. 6.
- ^ «Древние храмы Осиана» . Outlook (индийский журнал) . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Палатка 1998 , стр. 112.
- ^ Циммер 1953 , с. 212.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайн и Фишер 1978 , с. 16.
- ^ Шах 1987 , с. 157.
- ^ «Аягапата » энциклопедия Британская Получено 18 апреля.
- ^ Джайн и Фишер 1978 , стр. 9–10.
- ^ Смит, Винсент Артур (1901). Джайнская ступа и другие древности Матхуры . Аллахабад: К.Фрэнк Люкер, суперинтендант правительственной прессы, Северо-Западные провинции и Ауд.
- ^ «Согласно одной легенде, самая ранняя джайнская ступа (погребальный курган или реликварий, обычно богато украшенный и окруженный перилами со сложными воротами) была построена до времен Джина Паршванатхи в восьмом веке до нашей эры» в Искусство Азии . 1994.
- ^ Корт 2010 , стр. 25–26.
- ^ «И 7 чудес Индии» . Таймс оф Индия . 5 августа 2007 г.
- ^ Шах 1987 , с. 35.
- ^ Сеттар 1971 , стр. 17–38.
- ^ Индуистская и Шравана Бехгоха .
- ^ NDTV и Джайн Тиртханкар высотой 108 футов .
- ^ Роуленд 1967 , стр. 341–343.
- ^ Роуленд 1967 , с. 343.
- ^ Шах 1995 , с. 23.
- ^ Уайли 2009 , с. 184.
- ^ Шах 1987 , с. 23.
- ^ Шах 1987 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корт 2001а , с. 17.
- ^ Jansma & Jain 2006 , с. 123.
- ^ Cort 2001a , стр. 17–18.
- ^ «Ом – значение в джайнизме, языках и письменности Индии, Университет штата Колорадо» , cs.colostate.edu
- ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 410–411.
- ^ Робинсон 2006 , с. 225.
- ^ Сангаве 2001 , с. 123.
- ^ Валлели 2013 , с. 358.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. iv.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Титце 1998 , с. 234.
Ссылки
[ редактировать ]- Корт, Джон Э. (1998), Открытые границы: джайнские сообщества и культуры в истории Индии , SUNY Press, ISBN 9780791437865
- Корт, Джон Э. (2001a), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-513234-2
- Гай, Джон (январь 2012 г.), Джайнская рукописная живопись , Хронология истории искусств Хайльбрунна. Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Харл, JC (1994), Искусство и архитектура Индийского субконтинента (2-е изд.), Издательство Йельского университета , ISBN 0300062176 Все URL
- Джайн, Виджай К. (2018), «Таттвартхасутра» Ачарьи Умасвами - с пояснениями на английском языке из «Сарвартхасиддхи» Ачарьи Пуджьяпады , Vikalp Printers, ISBN 978-819327262-6
- Джаганатан, Риджута (21 октября 2014 г.). «Джайнское наследие в Канакагири» . Декан Вестник . Проверено 30 июля 2017 г.
- Янсма, Руди; Джайн, Снех Рани (2006), Введение в джайнизм , Джайпур: Академия Пракрита Бхарти, ISBN 978-81-89698-09-6
- Джайн, Виджай К. (2012), Пурушартха Сиддхьюпая Ачарьи Амритчандры: реализация чистого «я», с хинди и английским переводом , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-4-5
- Кумар, Сехдев (2001), Джайнские храмы Раджастана , Abhinav Publications, ISBN 978-81-7017-348-9
- Перейра, Хосе 1977), гены , Монолитные ISBN ( 978-81-208-2397-6
- Кинтанилья, Соня Ри (2000), «Аягапаты: характеристики, символизм и хронология», Asiae , 60 (1): 79–137, doi : 10.2307/324994 , JSTOR Artibus
- Робинсон, Томас Артур (2006), Мировые религии , Hymns Ancient and Modern Ltd, ISBN 978-0-334-04014-9
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Грани джайнологии: избранные исследовательские статьи о джайнском обществе, религии и культуре , Мумбаи: Популярный Пракашан, ISBN 978-81-7154-839-2
- Сеттар, С. (1971), «Столпы Брахмадевы. Исследование происхождения и природы поклонения Брахмадеве среди дигамбарских джайнов», Artibus Asiae , 33 (1/2): 17–38, doi : 10.2307/3249787 , JSTOR 3249787
- Титце, Курт (1998), Джайнизм: иллюстрированный путеводитель по религии ненасилия (2-е изд.), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1534-6
- Валлели, Энн (2013), Булливант, Стивен; Рьюз, Майкл (ред.), Оксфордский справочник по атеизму , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-166739-8
- фон Глазенапп, Хельмут (1925), спасения , Джайнизм: индийская религия Шридхар Б. Шротри (пер.), Дели: Мотилал Банарсидасс (Перепечатка: 1999), ISBN 978-81-208-1376-2
- Роуленд, Бенджамин (1967), Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны (3-е изд.), пеликана История искусства , Пингвин, ISBN 0140561021
- Гурье, GS (2005), Раджпутская архитектура , Популярный Пракашан, ISBN 9788171544462
- Кинтанилья, Соня Ри (2007), История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. — 100 г. н.э. , BRILL, стр. Рис. 21 и 22, ISBN. 9789004155374
- Кольцо, Труди; Салкин, Роберт М.; Шеллингер, Пол Э.; Уотсон, Ноэль (2010) [1996]. Международный словарь исторических мест: Азия и Океания . Том. 5. Рутледж . ISBN 978-1-884-96404-6 .
- Корт, Джон Э. (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-538502-1
- Коллинз, Чарльз Диллард (1988), Иконография и ритуал Шивы в Элефанте: о жизни, просветлении и бытии , SUNY Press , ISBN 9780887067730
- Бхаргава, Гопал К. (2006). Земля и народ индийских штатов и союзных территорий: В 36 томах. Орисса, Том 21 . Издательство Гян. ISBN 9788178353777 .
- Кришан, Юврадж; Тадиконда, Калпана К. (1996), Образ Будды: его происхождение и развитие , Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 9788121505659
- Арора, Удай Пракаш (2007), Удаяна , Anamika Pub & Distributors, ISBN 9788179751688
- Циммер, Генрих (1953) [апрель 1952], Кэмпбелл, Джозеф (редактор), Philosophies Of India , Лондон : Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-81-208-0739-6
- Оуэн, Лиза (2012), «Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре» , BRILL Academic, ISBN 978-90-04-20630-4
- Шах, Умакант Премананд (1995), Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов в честь доктора У.П. Шаха , Abhinav Publications, ISBN 9788170173168
- Шах, Умакант Премананд (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 978-81-7017-208-6
- Джайн, Джьотиндра ; Фишер, Эберхард (1978), Иконография Джайны , том. 12, БРИЛЛ , ISBN 9789004052598
- Шринивасан, Дорис (1997), Множество голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве , BRILL, ISBN 9789004107588
- Уайли, Кристи Л. (2009), Джайнизм от А до Я , Scarecrow Press, ISBN 9780810868212
- Пал, Пратападитья (1986). Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. Индийская скульптура: каталог коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес. Том. 1. Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520059917 .
- «Храм Багавати (Читрал)» . Круг Триссура, Археологическая служба Индии . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 23 марта 2017 г.
- «Идол Джайн Тиртханкар высотой 108 футов вошел в Книгу рекордов Гиннесса » . НДТВ . 6 марта 2016 г.
- «Делегаты наслаждаются кусочком истории в Шравана Бехгоха» . Индус . Ченнаи . Штатный корреспондент. 1 января 2006 г.