Jump to content

Джайнское искусство

Вырезанные в скале джайнские статуи в пещерах Сиддхачал внутри форта Гвалиор .

Джайнское искусство относится к религиозным произведениям искусства, связанным с джайнизмом . Хотя джайнизм распространился лишь в некоторых частях Индии, он внес значительный вклад в индийское искусство и архитектуру. [1]

В целом джайнское искусство в целом следует современному стилю индийского буддийского и индуистского искусства, хотя иконография и функциональная планировка храмовых зданий отражают конкретные потребности джайнов. Художники и мастера, производившие большую часть джайнского искусства, вероятно, сами не были джайнами, а работали в местных мастерских, которым покровительствовали все религии. Возможно, это не относится к иллюстрированным рукописям, многие из древнейших сохранившихся индийских рукописей являются джайнскими.

Джайны в основном изображают тиртханкара или других важных людей в сидячей или стоячей медитативной позе, иногда в очень большом масштабе. Якша и Яксини , сопутствующие духи, охраняющие тиртханкару . Вместе с ними обычно изображаются [2]

Иконография тиртханкаров

[ редактировать ]
Джина Супаршванатха в медитации, ок. 14 век

Тиртханкара ) , или Джина изображается либо сидящим в позе лотоса ( Падмасана либо стоящим в позе медитации Кхадгасана ( Кайотсарга ). [3] [4] Эту последнюю позу, похожую на стойку по стойке смирно , трудно удерживать в течение длительного периода времени, и она привлекает джайнов тем, что сводит к минимуму количество тела, соприкасающегося с землей, и, таким образом, представляет собой риск для разумных существ, живущих в нем или на нем. Если они сидят, их обычно изображают сидящими, скрестив ноги перед собой, пальцы одной ноги плотно прилегают к колену другой, а правая рука лежит поверх левой на коленях. [5]

Изображения тиртханакара не имеют отличительных черт лица, одежды или (в основном) причесок и различаются на основе символа или эмблемы ( ланчхана ), принадлежащего каждому тиртханакару, кроме Паршванатхи . Статуи Паршванатха имеют на голове змеиную корону. Первого Тиртханкара Ришабху можно узнать по прядям волос, падающим ему на плечи. Иногда Супаршванатха изображают с небольшим змеиным капюшоном. Символы нанесены в центре или в углу постамента статуи. Секты джайнизма Дигамбара и Шветамбара имеют разные изображения идолов. Изображения дигамбаров обнажены и не имеют каких-либо украшений, тогда как изображения шветамбаров могут быть одеты и во время поклонения могут быть украшены временными украшениями. [6] На изображениях часто изображены Шриватса на груди и Тилака на лбу. [7] Шриватса — один из аштамангала (благоприятных символов). Он может выглядеть как геральдическая лилия , бесконечный узел , цветок или символ в форме ромба. [8]

Тела статуй тиртханакара исключительно стабильны на протяжении более чем 2000-летней истории. Тело довольно худощавое, с очень широкими плечами и узкой талией. Даже в большей степени, чем это обычно бывает в индийской скульптуре, изображение относительно мало интересует точное изображение лежащей под ним мускулатуры и костей, но интересует моделирование внешних поверхностей в виде широких вздутий. Уши чрезвычайно удлинены, что указывает на тяжелые серьги, которые эти персонажи носили в молодости, до того, как они встали на путь просветления, когда большинство из них были богаты, если не царственными.

Скульптуры с четырьмя тиртханакарами или их головами, обращенными в четырех направлениях, нередки в ранней скульптуре, но в отличие от сопоставимых индуистских изображений они представляют собой четыре разных тиртханакара, а не четыре аспекта одного и того же божества. На изображениях тиртханакара избегают множества дополнительных рук, хотя они могут быть у их сопровождающих или опекунов. [9]

Архитектура

[ редактировать ]

участвовали в индийской скальной архитектуре Как и буддисты, джайны с самого начала . Остатки древних джайнских храмов и монастырских храмов можно найти по всей Индии, и большая часть ранней джайнской скульптуры представляет собой рельефы . Пещеры Эллора в Махараштре и джайнские храмы в Дилваре возле горы Абу, Раджастхан. Джайнская башня в Читторе , Раджастхан, является хорошим примером джайнской архитектуры. [10]

Современные и средневековые джайны построили множество джайнских храмов , особенно в западной Индии. комплекс из пяти храмов Дилвара 11-13 веков на горе Абу в Раджастхане В частности , очень посещаемой достопримечательностью является . Джайнское паломничество на холмы Шатрунджай недалеко от Патиланы в Гуджарате называют «Городом храмов». Оба этих комплекса используют стиль архитектуры Соланки или Мару-Гурджара , который развился в Западной Индии в 10 веке как в индуистских, так и в джайнских храмах, но стал особенно популярен среди джайнских покровителей, которые сохранили его в использовании и распространили его на некоторые другие части Индии. Его продолжают использовать в джайнских храмах по всему миру, а в последнее время его популярность возродилась в индуистских храмах.

Джайнский храм или Дерасар — место поклонения джайнов, последователей джайнизма . [11] Джайнская архитектура по существу ограничивается храмами и монастырями, а светские джайнские здания обычно отражают преобладающий стиль того места и времени, когда они были построены. Дерасар — слово, используемое для обозначения джайнского храма в Гуджарате и южном Раджастане. Басади — джайнская святыня или храм в Карнатаке. [12] Это слово обычно используется в Южной Индии . Его историческое использование в Северной Индии сохранилось в названиях Вимала Васахи и Луна Васахи храмов на горе Абу . Санскритское слово васати означает учреждение, включающее резиденции ученых, прикрепленных к святыне. [13]

Храмы могут быть разделены на джайнские храмы Шикар -бандхи, общественные храмовые здания, обычно с высокой надстройкой (обычно это североиндийская башня шихара над святыней) и храм Гарджайн , частный домашний храм джайнов. Джайнский храм, известный как центр паломничества, часто называют Тиртхой .

Главное изображение джайнского храма известно как мула наяк. [14] Манастамбха (колонна почета) — это колонна , которую часто возводят перед джайнскими храмами. В нем есть четыре «Морти», то есть каменные фигуры главного бога этого храма. По одному в каждом направлении: на север, восток, юг и запад. [15]

Самые ранние изображения джайнских божеств (3-2 вв. до н.э.)

[ редактировать ]
Джайнское изображение IV века до нашей эры, найденное во время раскопок Айодхьи.

В III-II веках до нашей эры, когда была принята каменная скульптура, существовала более древняя традиция использования глины или дерева для изображения джайнских божеств, которые из-за присущей им хрупкости не сохранились. [16]

Фигуры на различных печатях цивилизации долины Инда имеют сходство с изображениями джайнов , обнаженными и в медитативных позах. [2] Торс Лоханипура самое раннее известное изображение джайнизма (предположительно джайнское из-за наготы и позы), и сейчас оно находится в музее Патны . Это также одна из самых ранних индийских монументальных каменных скульптур человека, если датировка III веком до нашей эры верна; [2] это могло быть примерно II века нашей эры. Бронзовые изображения 23-го тиртханкара , Паршвы, можно увидеть в Музее принца Уэльского , Мумбаи , и в Музее Патны ; они датированы II веком до нашей эры.

Ранние пещеры Удаягири и Кхандагири представляют собой ряд пещер с тонкой и богато украшенной резьбой, построенных во 2-м веке до нашей эры и раскопанных королем Кхаравелой из династии Махамегавахана . [17] [18]

Ранние рельефы (I век до н.э.)

[ редактировать ]
Идол Чамукхи, искусство Матхуры , I век.
Джайнский бог родов Найгамеша , I век.

Памятники Читарала-джайна — самый ранний джайнский памятник в самой южной части Индии, датируемый первым веком до нашей эры. [19] Резной архитрав Канкали Тила с кентаврами , поклоняющимися джайнской ступе , представляет собой произведение искусства Матхуры , датируемое примерно 100 г. до н. э., демонстрирующее эллинистическое влияние. [20]

Клад Чауса — первый известный бронзовый клад, обнаруженный в долине Ганга, и состоит из набора из 18 джайнских бронзовых изделий. [21] Самые старые из таких бронзовых изделий, найденные в Индии, эксперты датируют их периодом между Шунгой и Гуптами ( со 2-го или, возможно, 1-го века до нашей эры до 6-го века нашей эры). [22]

Джайнское искусство при кушанах (2-3 века н.э.)

[ редактировать ]

Различные посвящения во имя кушанских царей , таких как Васудева I , с датами появляются на фрагментах джайнских скульптур, обнаруженных в Матхуре . [23] [24]

Джайнское искусство в Матхуре при Гуптах

[ редактировать ]
Храм Патаини , недалеко от Унчехары , V век.
Рельеф Паршванатха из колонны Кахаум , V век.

Храм Патаини был построен во времена правления империи Гуптов в V веке. [25] Согласно традиции, скульптура Махавиры из сандалового дерева была вырезана при его жизни. Позже от изготовления изображений из дерева отказались и заменили его другими материалами. [2] Бронзовые скульптуры были известны в этот период. Акотаские бронзы представляют собой редкий и важный набор из 68 джайнских изображений, датируемых V-XII веками нашей эры, которые были найдены в окрестностях Акота недалеко от Бароды в индийском штате Гуджарат . Клад включает два изображения Дживантасвами (изображение Махавиры , который еще был принцем), которые являются широко упоминаемыми образцами ранней западноиндийской школы искусства. Клад Васантгарх представляет собой набор из 240 бронзовых идолов, датируемых периодом от раннего средневековья до средневековья . [26] Идолы указывают на то, что на него влияют другие стили, такие как стили во время Харши и Майтраки Валабхи правления . [27] Идолы этого клада демонстрируют изображения тиртханкаров , сашандеватов ( якши и якши ) и джайнских божеств в иконографии Шветамбары . Эти глаза и украшения часто инкрустируются серебром и золотом. [28] [29]

Джайнское искусство V-IX веков.

[ редактировать ]
Резьба на храма Шантинатх стене

Канакагири-джайнский тертх был основан Ачрьей Пуджьяпадой в V веке во время правления династии Западная Ганга . [30] Храм получил покровительство со стороны Хойсалы , Виджаянагара , махараджи Майсура и династии Вадияров . [31] и Пещерные храмы Бадами построенные памятники Айхоле Джайн были построены правителями Чалукья в 7 веке. [32] и джайнские части пещер Эллора датируются примерно этим периодом. Были начаты самые ранние из большой группы джайнских храмов в Деогархе , и в целом раскопки новых высеченных в скалах мест в этот период прекратились, как и в двух других основных религиях. Вместо них были возведены каменные храмы.

Джайнские пещеры Эллоры были построены примерно в 8 веке. Архитектура Мару-Гурджара стала популярной в джайнских храмах. Джайнский храм Махавиры в Осиане — старейший сохранившийся джайнский храм в Западной Индии, построенный во время правления Махараджи Шри Ватсараджа из императорских Пратихара . [33] [34]

Клад Ханси содержал 58 бронзовых изображений джайна Тиртханкара внутри форта Асигарх, датируемых VIII-IX веками. Эти идолы принадлежат как дигамбару , так и секте шветамбара .

Средневековый период (8-16 века)

[ редактировать ]

Статуя Гомматешвары посвящена джайнскому деятелю Бахубали . Она была построена около 983 года нашей эры и является одной из крупнейших отдельно стоящих статуй в мире. [35] Махамастакабхишека означает абхишеку (помазание), которое проводится раз в 12 лет.

библиотеках хранятся украшенные рукописи В джайнских , содержащие диаграммы из джайнской космологии. [2] Большинство картин и иллюстраций изображают исторические события, известные как Панч Кальянака , из жизни тиртханкара . [36] Бронзовые изделия Алуары представляют собой редкий и важный набор бронзовых изображений, посвященных джайнским тиртханкарам , датируемый 11 веком. [37]

Аягапата и джайнская ступа

[ редактировать ]
Аягапата «Васу Шилапата» - вотивная мемориальная доска с джайнской ступой, I век н.э.

Аягапата — это тип вотивной плиты, связанной с поклонением в джайнизме . Многочисленные такие каменные таблички были обнаружены во время раскопок на древних джайнских стоянках, таких как Канкали Тила недалеко от Матхуры в Индии. Некоторые из них датируются I веком нашей эры. Эти плиты украшены предметами и узорами, имеющими центральное значение для джайнского поклонения, такими как ступа , дхармачакра и триратна . [38]

большое количество аягапат (табличек почтения), обетных табличек для подношений и поклонения тиртханкаре было найдено В Матхуре . [39] Таблетка Канкали Тила Содасы и Паршванатхи - одна из самых важных таблеток Содасы и Паршванатхи.

Джайнская ступа была разновидностью ступы, воздвигнутой джайнами в религиозных целях. Джайнская ступа, датируемая I веком до нашей эры — I веком нашей эры, была раскопана в Матхуре в XIX веке, в кургане Канкали Тила . [40] Джайнские легенды гласят, что самая ранняя джайнская ступа была построена в 8 веке до нашей эры, до времен Джина Паршванатхи . [41]

Скульптура

[ редактировать ]
Архитрав Канкали Тила с кентаврами, поклоняющимися джайнской ступе , искусство Матхуры , ок. 100 г. до н.э. [20]

Скульптура, похоже, была частью джайнской традиции с последних веков до нашей эры, но, вероятно, в основном была сделана из дерева, которое не сохранилось. Самыми ранними известными примерами джайнской скульптуры являются каменные архитравы I века до нашей эры, найденные в искусстве Матхуры , в частности, из джайнского кургана Канкали Тила . [42]

Пожалуй, самым известным произведением джайнского искусства является статуя Гомматешвары , монолитная 18-метровая статуя Бахубали , построенная министром и полководцем Ганги Чавундараей около 983 года. Она расположена на вершине холма в Шраванабелаголе в районе Хасан штата Карнатака . Эта статуя была признана первым из семи чудес Индии. [43]

Бронзовые изображения меньшего размера, вероятно, предназначались для домашних святынь. Было раскопано несколько средневековых коллекций, вероятно, хранившихся во время бегства населения от войн. К ним относятся клад Васантгарх (1956 г., 240 предметов), бронзы Акота (1951 г., 68 предметов, до 12 века), клад Ханси (1982 год, 58 штук, до 9 века) и клад Чауса (18 предметов, до 6 века). .

Каждый из двадцати четырех тиртханкар связан с отличительными эмблемами, которые перечислены в таких текстах, как Тилояпаннати , Кахаваали и Правачанасаародхара . [2]

Изображения Дживантасвами Махавиру представляют Господа ( а в некоторых случаях и других Тиртханкаров) как принца с короной и украшениями. Джина изображается стоящим в позе кайотсарга . [2] [44]

Монолитные статуи

[ редактировать ]

Монолитная манастамбха является стандартной особенностью джайнских храмов Мудабидри . На вершине находится статуя Брахмадевы как якши-хранителя. [45]

высотой 58 футов Монолитная джайнская статуя Бахубали расположена на холме Виндхьягири , в Шраванабелаголе построенная в 983 году нашей эры. [46] была самой большой отдельно стоящей монолитной статуей до 2016 года. Монолитный идол высотой 108 футов. Статуя Ахимсы (статуя первого джайнского тиртханкара, Ришабханатхи ) была возведена в Манги-тунги . [47]

Рождение Махавиры из Кальпа-сутры (ок.   1375–1400 гг. Н. Э.)
Картина Кунтанатха, Майсурский храм (ок.   1825 г. н.э.)

В джайнских храмах и монастырях были фрески, датированные по крайней мере 2000 лет назад, хотя досредневековые сохранившиеся редки. Кроме того, многие джайнские рукописи были иллюстрированы картинами, иногда весьма щедро. В обоих случаях джайнское искусство соответствует индуистскому искусству, но джайнские образцы более многочисленны среди самых ранних сохранившихся произведений. Рукописи начинаются примерно с 11 века, но в основном относятся к 13 веку и были созданы в регионе Гуджарат . К 15 веку они становились все более щедрыми и широко использовали золото. [48]

Наиболее часто иллюстрируемым рукописным текстом является Кальпа Сутра , содержащая биографии Тиртханкаров , особенно Паршванатхи и Махавиры . Иллюстрации представляют собой квадратные панели, вставленные в текст, с «жестким рисунком» и «блестящим, даже похожим на драгоценный камень цветом». Фигуры всегда видны в три четверти, с характерными «длинными заостренными носами и выпученными глазами». Существует соглашение, согласно которому более дальняя часть лица выступает вперед, так что видны оба глаза. [49]

Ришабха, первая тиртханкара , обычно изображается либо в позе лотоса , либо в кайотсарге , положении стоя. его отличают От других тиртханкаров длинные пряди волос, падающие ему на плечи. Изображения быка также присутствуют в его скульптурах. [50] события его жизни, такие как его свадьба и отметка Индрой На картинах изображены на своем лбу. На других картинах он преподносит своим последователям глиняную чашу; его также можно увидеть красящим дом, ткущим, и его навещает его мать Марудеви. [36]

Самавасарана

[ редактировать ]
Изображение Самавасараны внутри Сониджи Ки Насияна

Изображение Самавасараны, божественного проповеднического зала тиртханкары , является популярной темой в джайнском искусстве. [51] Самавасарана изображается круглой формы, а тиртханкара сидит на троне, не касаясь его (около двух дюймов над ним). [52] Вокруг тиртханкары сидят ганадхары (главные ученики), а все живые существа сидят в различных залах. [53]

Его можно изображать на картинах, а также изготавливать сложные модели, некоторые из которых занимают целую комнату.

Символ ахимсы в джайнизме.

Свастика . – важный джайнский символ Его четыре руки символизируют четыре сферы существования, в которых происходит возрождение согласно джайнизму: люди, небесные существа, адские существа и нечеловеческие существа (растения и животные). [54] [55] Концептуально это похоже на шесть сфер перерождения, представленных бхавачакрой в буддизме. [54] Обычно его изображают тремя точками вверху, которые представляют собой три драгоценности, упомянутые в древних текстах, таких как Таттвартха-сутра и Уттарадхьяяна-сутра : правильная вера, правильное понимание и правильное поведение. Эти драгоценности являются средством, которое, по мнению джайнизма, ведет человека к состоянию духовного совершенства, состоянию, которое символически представлено полумесяцем и одной точкой наверху, символизирующей освобожденную душу. [56]

Рука с колесом на ладони символизирует ахимсу в джайнизме с надписью ахимса посередине. Колесо представляет собой дхармачакру (Колесо Дхармы), которое означает решимость остановить сансару (блуждание) посредством неустанного стремления к ахимсе (состраданию). В джайнизме Ом считается сокращенной формой обозначения Панча-Парамешхи по их инициалам A+A+A+U+M ( o 3 m ). Согласно « Дравьясамграхе» Ачарьи Немичандры , АААУМ (или просто Ом ) — это односложная короткая форма инициалов пяти парамештисов: « Арихант , Ашири , Ачарья , Упаджжхайя , Муни ». [57] [58] Символ Ом также используется в древних джайнских писаниях для обозначения пяти строк Намокара- мантры . [ нужна ссылка ]

В 1974 году, к 2500-летию нирваны Махавиры, джайнская община выбрала одно изображение в качестве эмблемы, которая станет главным опознавательным символом джайнизма. [59] Общая форма изображает три локи (царства перерождения) джайнской космологии, то есть рай, человеческий мир и ад. Полукруглая верхняя часть символизирует Сиддхашилу , зону за пределами трёх миров. Джайнская свастика присутствует в верхней части, а символ Ахимсы - в нижней. Внизу эмблемы находится джайнская мантра Параспаропаграхо Дживанам . По словам Виласа Сангаве, мантра означает «вся жизнь связана взаимной поддержкой и взаимозависимостью». [60] Умасвати По словам Анны Валлели, эта мантра взята из сутры 5.21 «Таттвартха-сутры» и означает «души служат друг другу». [61]

Пять цветов джайнского флага представляют Панча-Парамешхи и пять обетов, как малых, так и великих: [62] Аштамангала это набор из восьми благоприятных символов, которые различаются в традициях дигамбара и шветамбара. [63] В традиции Дигамбара восемью благоприятными символами являются Чатра , Дхваджа , Калаша , Муха , Зеркало , Стул, Веер и Сосуд. В традиции Шветамбары это Свастика, Шриватса , Нандаварта , Вардхманака (сосуд для еды), Бхадрасана (сиденье), Калаша (горшок), Дарпан (зеркало) и пара рыб. [63]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кумар 2001 , с. 1.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Шах 1995 , с. 15.
  3. ^ Циммер 1953 , с. 209-210.
  4. ^ Шах 1987 , с. 79.
  5. ^ Определение Британника Тиртханкар , Британская энциклопедия
  6. ^ Корт 2010 .
  7. ^ «Фигура тиртханкары из красного песчаника» .
  8. ^ Джайн и Фишер 1978 , стр. 15–31.
  9. ^ Шринивасан 1997 , стр. 329–330.
  10. ^ Гурье 2005 , с. 62.
  11. ^ Бэбб, Лоуренс А. (1996). Отсутствующий господин: аскеты и короли в джайнской ритуальной культуре . Опубликовано издательством Калифорнийского университета . п. 66 .
  12. ^ «Басади» .
  13. ^ «Архитектура Индийского субконтинента - Глоссарий» .
  14. ^ Шах 1987 , с. 149.
  15. ^ «Очерки» . www.pluralism.org . Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года.
  16. ^ Ринг и др. 2010 , с. 574.
  17. ^ Кришан и Тадиконда 1996 , с. 23.
  18. ^ Бхаргава 2006 , с. 357.
  19. ^ ASI и памятники в Тамилнаде
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинтанилья 2007 , с. 22.
  21. ^ Создание джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов: рассказы ... Джон Корт, Oxford University Press, 2009, стр. 42
  22. ^ Pal 1986 , p. 151.
  23. ^ Берджесс, Джас (17 августа 1892 г.). Vol.-i. Epigraphia Indica п. 392.
  24. ^ Доусон, Дж.; Каннингем, А. (1871). «Древние надписи из Матхуры» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 5 (1): 194. ISSN   0035-869X . JSTOR   44012780 .
  25. ^ Каннингем, Александр (1879). Отчет о поездке по центральным губерниям в 1873-74 и 1874-75 годах . Археологическая служба Индии. Том. 9. Офис управляющего государственной типографией. п. 31.
  26. ^ Шах 1995 , с. 4.
  27. ^ Коллинз 1988 , с. 97.
  28. ^ Оуэн 2012 , с. 82.
  29. ^ «Западноиндийская бронза» . Британская энциклопедия .
  30. ^ Джайн 2018 , с. 18.
  31. ^ Джаганнатан 2014 .
  32. ^ Оуэн 2012 , с. 6.
  33. ^ «Древние храмы Осиана» . Outlook (индийский журнал) . Проверено 24 ноября 2021 г.
  34. ^ Палатка 1998 , стр. 112.
  35. ^ Циммер 1953 , с. 212.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайн и Фишер 1978 , с. 16.
  37. ^ Шах 1987 , с. 157.
  38. ^ «Аягапата » энциклопедия Британская Получено 18 апреля.
  39. ^ Джайн и Фишер 1978 , стр. 9–10.
  40. ^ Смит, Винсент Артур (1901). Джайнская ступа и другие древности Матхуры . Аллахабад: К.Фрэнк Люкер, суперинтендант правительственной прессы, Северо-Западные провинции и Ауд.
  41. ^ «Согласно одной легенде, самая ранняя джайнская ступа (погребальный курган или реликварий, обычно богато украшенный и окруженный перилами со сложными воротами) была построена до времен Джина Паршванатхи в восьмом веке до нашей эры» в Искусство Азии . 1994.
  42. ^ Корт 2010 , стр. 25–26.
  43. ^ «И 7 чудес Индии» . Таймс оф Индия . 5 августа 2007 г.
  44. ^ Шах 1987 , с. 35.
  45. ^ Сеттар 1971 , стр. 17–38.
  46. ^ Индуистская и Шравана Бехгоха .
  47. ^ NDTV и Джайн Тиртханкар высотой 108 футов .
  48. ^ Роуленд 1967 , стр. 341–343.
  49. ^ Роуленд 1967 , с. 343.
  50. ^ Шах 1995 , с. 23.
  51. ^ Уайли 2009 , с. 184.
  52. ^ Шах 1987 , с. 23.
  53. ^ Шах 1987 , с. 11.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корт 2001а , с. 17.
  55. ^ Jansma & Jain 2006 , с. 123.
  56. ^ Cort 2001a , стр. 17–18.
  57. ^ «Ом – значение в джайнизме, языках и письменности Индии, Университет штата Колорадо» , cs.colostate.edu
  58. ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 410–411.
  59. ^ Робинсон 2006 , с. 225.
  60. ^ Сангаве 2001 , с. 123.
  61. ^ Валлели 2013 , с. 358.
  62. ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. iv.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Титце 1998 , с. 234.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e38140fffa6d2ca69998cbe226ff9b97__1717333200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/97/e38140fffa6d2ca69998cbe226ff9b97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jain art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)