Найгамеша
Найгамеша ( санскрит : नैगमेष , латинизированный : Найгамеша ), также известный как Харинегамеша , — божество с головой козла или оленя, связанное с детьми. Он также появляется в джайнских и индуистских традициях, связанных с богом войны Картикеей и деторождением .
Ассоциации
[ редактировать ]Найгамеша известен под разными именами: Харинегамешин, [ 2 ] Негамеша, Немеша, Найгамешин, Негамеши, Харинегамеши. Последнее переводится как «Негамеси, генерал Хари ( Индры )». Другая интерпретация гласит, что оно происходит от слов «харина» (олень) и «меша» ( баран ). [ 3 ]
Найгамеша — благодетель и защитник детей в джайнизме. В то время как греческий сатир Пан изображен с нижней частью тела козла, Найгамеша имеет козлиную голову; в обеих культурах коза означает плодородие. [ 4 ] Ему поклоняются, чтобы зачать детей. [ 3 ]
Литература
[ редактировать ]Джайнизм
[ редактировать ]Согласно «Кальпа-сутре» , Найгамеша по приказу царя богов Индры перенес эмбрион Тиртханкары Махавиры из чрева женщины -брамина (класса жреца) Девананды кшатрию ( правящей касте) Тришале , которая, наконец, родила Махавира. Согласно Шветамбары тексту Неминанатхачарита , который напоминает о жизни Тиртханкара Неминатхи , Кришна – двоюродный брат Неминатхи и обычно почитаемый как индуистское божество – поклоняется Найгамеше, чтобы зачать сына от его второй жены Сатьябхамы ; сын, равный своему первенцу Прадьюмне , от его первой жены Рукмини . В других текстах Сатьябхама изображается молящейся божеству. [ 3 ]
индуизм
[ редактировать ]В индуизме Найгамеша ассоциируется с Картикеей , богом войны, и часто упоминается как Найгамея. Найгамеша — это эпитет и форма Картикеи, где он обычно изображается с головой козла. В других случаях Найгамеша описывается как сын или брат бога войны. Индуистские тексты, такие как « Брахманы» , «Грихья-сутры» и медицинские тексты, упоминают подобное божество с барана . головой [ 3 ] Как грозного последователя Картикеи, Найгамешу боялись и ему поклонялись, чтобы отогнать зло. Позже он превратился в покровителя деторождения. [ 5 ]
Иконография
[ редактировать ]Изображения Найгамеши редки и обычно относятся к Северной Индии и эпохе до третьего века. Это множество изображений божества, найденных в окрестностях Матхуры и датируемых I–III веками. [ 6 ] [ 3 ] Также были обнаружены терракотовые фигурки Найгамеши, датированные II веком до нашей эры — IV веком нашей эры. [ 5 ]
На изображении I–III веков из Канкали Тила недалеко от Матхуры (в настоящее время находится в музее Матхуры ) Найгамеша изображен с козлиной головой и короткими, повернутыми назад рогами, длинной бородой ( бородкой ) и «опущенными» ушами. Другая скульптура X–XIII веков изображает его в компании индуистских божеств. Группа из семи индуистских богинь-матерей Саптаматрики , связанных с детьми, окружена своими обычными спутниками Шивой и Ганешей , а также Найгамешой. Черты козла отражают более раннее изображение. Кроме того, Найгамеша изображена с тремя детьми; один держится в левой руке, другой сидит возле левой ноги, а третий стоит возле правой ноги, что передает его связь с детьми. [ 7 ]
Помимо козлиной головы, Найгамеша также может быть изображен с головой оленя и может быть изображен переносящим эмбрион Махавиры на повествовательных панелях. Его также изображают сидящим на троне в окружении детей на коленях или плечах. Иногда бога сопровождают служанки или женщина с козлиной головой. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Найгамеса был популярным божеством в период Кушаны, и у нас есть по крайней мере восемь фигур этого бога из Матхуры, относящихся к 1-3 векам нашей эры (GMM., E. 1, 15.909, 15, 1001, 15. 1046, 15. 1115 , 34.2402, 34. 2547, СМЛ., J 626 и т.д.)» в Джоши, Нилаканта Пурушоттам (1986). Матрикас, «Матери в искусстве Кушаны» . Канакские публикации. п. 41.
- ^ Фемениас, Бленда; Радуча, Джоан (1984). Два лица южноазиатского искусства: текстиль и живопись . Университет Висконсина , Музей искусств Эльвехема . п. 74 . Проверено 03 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рошен Далал (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Букс Лимитед. п. 797. ИСБН 978-81-8475-277-9 .
- ^ Ван дер Гир, стр. 170–171
- ^ Jump up to: а б Сатиш Чандра Кала (1980). Терракоты в Аллахабадском музее . Публикации Абхинава. п. 65. ИСБН 978-0-391-02234-8 .
- ^ Ван дер Гир с. 173
- ^ Ван дер Гир, стр. 172–3, xxxii
Ссылки
[ редактировать ]- Александра Анна Энрика ван дер Гир (2008). Животные в камне: индийские млекопитающие, созданные сквозь время . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-16819-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Найгамешой, на Викискладе?