Мокша (джайнизм)

Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Санскритская мокша или пракритская мокка относится к освобождению или спасению души от сансары , цикла рождения и смерти. Это блаженное состояние существования души, достигаемое после разрушения всех кармических связей . Говорят, что освобожденная душа достигла своей истинной и первозданной природы бесконечного блаженства, бесконечного знания и бесконечного восприятия. Такая душа называется сиддхой и почитается в джайнизме .
В джайнизме . мокша — это высшая и благороднейшая цель, к которой должна стремиться душа Фактически, это единственная цель, которую должен иметь человек; другие цели противоречат истинной природе души. При правильном воззрении, знании и усилиях все души могут достичь этого состояния. Вот почему джайнизм также известен как мокшамарга , или «путь к освобождению».
Согласно священному джайнскому тексту «Таттвартха-сутра» :
Благодаря отсутствию причины рабства и действию разделения карм уничтожение всех карм является освобождением.
- Таттвартсутра (10-2) [1]
Бхавьята
[ редактировать ]С точки зрения потенциальности мокши , джайнские тексты делят души на две категории: бхавья и абхавья . Души- бхавья – это те души, которые верят в мокшу и поэтому предпримут некоторые усилия для достижения освобождения. [2] Эта потенциальность или качество называется бхавьята . [2] Однако сама по себе бхавьята не гарантирует мокшу , поскольку для ее достижения душе необходимо приложить необходимые усилия. С другой стороны, души- абхавья — это те души, которые не могут достичь освобождения, поскольку они не верят в мокшу и, следовательно, никогда не прилагают никаких усилий для ее достижения. [2]
Путь к освобождению
[ редактировать ]Согласно джайнизму, очищения души и освобождения можно достичь путем трех драгоценностей: [3] [4] [5] Самьяк даршана (Правильный взгляд), что означает веру, принятие истины души ( дживы ); [6] Самьяк-джняна (Правильное Знание), что означает несомненное знание таттв ; [7] и Самьяк чаритра (Правильное поведение), что означает поведение, соответствующее Пяти обетам. [7] Джайнские тексты часто добавляют самьяк тап (правильный аскетизм) в качестве четвертой драгоценности, подчеркивая веру в аскетические практики как средство к освобождению (мокша). [8] Четыре драгоценности называются мокша марг . [4] Согласно джайнским текстам, освобожденная чистая душа ( Сиддха ) поднимается на вершину вселенной ( Сиддхашила ) и пребывает там в вечном блаженстве. [9]
Согласно джайнизму, Ратнатрайя или «три драгоценности», самьягдаршана (правильное восприятие), самьягьяна (правильное знание) и самьякчаритра (правильное поведение) вместе составляют мокшамаргу или путь к освобождению. [10] Согласно Ачарьи КундаКунды » « Самаясаре :
Вера в девять субстанций как они есть – это правильная вера (самьягдаршана). Знание этих субстанций без сомнений, заблуждений или заблуждений является правильным знанием (самьягьяна). Быть свободным от привязанностей и т. д. – это правильное поведение (самьякчаритра). Эти три вместе составляют путь к освобождению. [11]
Самьяк Даршан или рациональное восприятие – это рациональная вера в истинную природу каждой субстанции вселенной. [12] [ нужна страница ]
Самьяк-чаритра , или разумное поведение, — это естественное поведение (души) живого существа. Оно заключается в соблюдении аскезы, правильной деятельности и соблюдении обетов, осторожности и контроле. [13] Как только душа обретает самьяктву , мокша обеспечивается в течение нескольких жизней.Четырнадцать стадий на пути к освобождению называются Гунастхана . Это: [14]
Гунастхана (этапы пути) | Значение |
---|---|
1. Митхятва | Стадия неверного верующего (полное невежество) |
2. Проклятие | Отступление от правильной веры |
3. Misradrsti | Смешанное правильное и неправильное убеждение |
4. Авирата Самьягдришти | Безмолвное правильное убеждение |
5. Дешавирата | Стадия частичного самоконтроля |
6. Праматтасамьята | Немного несовершенные клятвы |
7. Апраматта Самьята | Совершенные обеты ( Махавраты ) |
8. Апурвакарана | Новая мыслительная деятельность |
9. Аниваттибадара-сампарая | Развитая мыслительная деятельность (Страсти продолжаются) |
10. Сукшма Сампарая | Малейшее заблуждение |
11. Упасанта-касая | Утихло заблуждение |
12. Ксина касая | Разрушенное заблуждение |
13. Сайога кевали | Всеведение с вибрацией (уничтожение всех враждебных карм) |
14. Айога кевали | Стадия всеведения без всякой деятельности |
Те, кто прошел последнюю стадию, называются сиддхами и полностью утвердились в правильной вере, правильном знании и правильном поведении. [15]
Нирвана
[ редактировать ]Нирвана означает окончательное освобождение от кармического рабства. Когда просветленный человек, такой как Арихант или Тиртханкара , гасит оставшуюся у него агатия-карму и таким образом прекращает свое мирское существование, это называется нирваной . Технически смерть архата называется их нирваной, поскольку он завершил свое мирское существование и достиг освобождения. Мокша (освобождение) следует за нирваной. термины мокша и нирвана часто используются как синонимы Однако в джайнских текстах . [16] [17] Архат становится сиддхом, освобожденным после достижения нирваны.
В ту ночь, когда умер достопочтенный аскет Махавира, освободившись от всех болей, восемнадцать объединившихся царей Каши и Косалы, девять Маллаки и девять Личчави, в день новолуния установили иллюминацию в Пошадху, которая представляла собой пост. день; ибо они сказали: «Поскольку свет разума исчез, давайте сделаем освещение материальной материи!» (128) [18]
Освобожденная душа
[ редактировать ]Освобожденная душа обитает в Сиддхашиле с бесконечной верой, бесконечным знанием, бесконечным восприятием и бесконечным совершенством. Согласно джайнскому тексту Пурушартхасиддхьюпайя :
Достигнув конечной цели, познав все, что необходимо познать, и наслаждаясь вечным и высшим блаженством, Всеведущая, Сияющая Душа постоянно пребывает в Высшем Состоянии (освобождения).
- Пурушартхасиддхьюпайя (224) [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Виджей К. Джайн 2011 , с. 146.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джайни 2000 , с. 95.
- ^ Виджей К. Джайн 2011 , с. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корт 2001a , стр. 6–7.
- ^ Фор 2015 , стр. 9–10, 37.
- ^ Джайни 1998 , стр. 141–147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайни 1998 , стр. 148, 200.
- ^ Корт 2001a , с. 7.
- ^ SA Jain 1992 , с. 282–283.
- ^ Кун, Герман (2001). Карма, Механизм: Создай свою судьбу . Вунсторф, Германия: Издательство Crosswind. ISBN 3-9806211-4-6 .
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 165.
- ^ Джайни 1998 .
- ^ * Варни, Джинендра (1993). Проф. Сагармал Джайн, судья по переводу Т.К. Тукол и доктор. К.К. Диксит (ред.). Саман Суттам . Нью-Дели: Мемориальный комитет Бхагвана Махавира. Стих 262-4
- ^ Виджей К. Джайн, 2014 , с. 14.
- ^ Чампат Рай Джайн (1917), «Практический путь» , Издательство Central Jaina, стр. 121
- ^ Джайни 2000 , с. 168.
- ^ Майкл Кэрритерс, Кэролайн Хамфри (1991) Ассамблея слушателей: джайны в обществе Cambridge University Press. ISBN 0521365058 : «Нирвана: синоним освобождения, освобождения, мокши». стр.297
- ^ Якоби, Герман; Эд. Ф. Макс Мюллер (1884). Кальпа-сутра, Джайнские сутры, часть I, Священные книги Востока, Том. 22 . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 178.
Источники
[ редактировать ]- Корт, Джон Э. (2001a), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-513234-2
- Фор, Шерри (2015), Джайнизм: Путеводитель для растерянных , Bloomsbury Publishing, ISBN 978-1-4742-2756-8
- Джайн, С.А. (1992) [Первое издание 1960 г.], Реальность (английский перевод Сарвартхасиддхи Шримата Пуджьяпадачарьи) (второе издание), Jwalamalini Trust ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Виджай К. (2011), Таттвартсутра Ачарьи Умасвами (1-е изд.), Уттаракханд : Vikalp Printers , ISBN 978-81-903639-2-1 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Виджай К. (2012), Пурушартха Сиддхьюпая Ачарьи Амритчандры: реализация чистого «я», с хинди и английским переводом , Vikalp Printers , ISBN 978-81-903639-4-5 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Виджай К. (26 марта 2014 г.), «Истопадеша» Ачарьи Пуджьяпады – золотой дискурс , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-6-9 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5
- Джайни, Падманаб С. , изд. (2000), Сборник статей по джайнским исследованиям (первое издание), Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1691-9