Индуизм и джайнизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2015 г. ) |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Джайнизм и индуизм — две древние индийские религии. Между двумя религиями есть некоторые сходства и различия. [1] Храмы, боги, ритуалы, посты и другие религиозные компоненты джайнизма отличаются от таковых в индуизме. [2]
«Джайн» происходит от слова « Джина» , обозначающего человека, который победил все внутренние страсти (такие как гнев, привязанность, жадность и гордость) и обладает кевала-джняной (чистым бесконечным знанием). Последователи пути, указанного джинами, называются джайнами. [3] [4] Последователей индуизма называют индуистами. [5]
Философские сходства и различия
[ редактировать ]Джайнизм и индуизм имеют много схожих характерных черт, включая концепции сансары , кармы и мокши . Однако они расходятся во мнениях относительно точной природы и значения этих понятий. Доктрина ньяя-вайшешики и школа санкхьи имели незначительное сходство с джайнской философией. Доктрина джайнов учит атомизму, который также принят в системе вайшешики, и атеизму, который встречается в санкхье. [6] В доктрине джайнизма существует множество метафизических концепций, неизвестных в индуизме, некоторые из которых — это дхарма и адхарма-таттва (которые рассматриваются как субстанции в джайнской метафизической системе), гунастаны и лесьяс . [6] Эпистемологические концепции Анекантавады и Сьядвады не встречаются в индуистской системе. В прошлом, вероятно, предпринимались попытки объединить концепции индуистских богов и Тиртханкару джайнизма. Космография индусов напоминает космографию джайнов, и в этих системах есть схожие имена небесных богов. [7]
В Упанишадах также встречаются первые утверждения точки зрения, господствующей в джайнистских учениях и других источниках, о том, что перерождение нежелательно и что можно, контролируя или прекращая свои действия, положить ему конец и достичь состояния освобождения (мокша). ), что лежит за пределами действия. [8]
Мокша (освобождение)
[ редактировать ]В индуизме мокша означает слияние души с универсальной душой или вечным существом и выход из цикла рождений и смертей; в джайнизме это блаженное существование с бесконечным знанием. В ведической философии спасение — это отказ от чувства деятеля и осознание того, что «Я» — это то же самое, что Вселенная и Бог. [9] В джайнизме спасение может быть достигнуто только собственными усилиями и считается правом человека. [10]
один определенный путь достижения освобождения ( мокши В джайнизме предписан ). Предписанный тройной путь состоит из трёх драгоценностей джайнизма (Правильное восприятие, Правильное знание, Правильное поведение). В индуизме не известен один определенный путь к спасению. [10]
Вселенная
[ редактировать ]Согласно джайнской космологии , первичная структура Вселенной вечна: она не создается и не может быть разрушена, но претерпевает внутри непрерывные естественные преобразования. В индуизме Брахман — это неизменная высшая реальность и единое связующее единство, стоящее за разнообразием всего, что существует во вселенной.
Карма
[ редактировать ]Карма — это невидимая сила в индуизме, тогда как в джайнизме это форма твердых частиц, которые могут прилипать к душе. [10] Согласно джайнизму , последствия кармы возникают в результате естественной нирджары частиц кармы из души. Индусы отвергли эту концепцию и верят, что Бог или создатель этой вселенной является кармапхалдатой и награждает плодами прошлых действий каждого человека. [11]
Поклонение
[ редактировать ]В индуизме богам поклоняются разными способами и по нескольким причинам, таким как знание, мир, мудрость, здоровье, а также считается обязанностью молиться богу, поскольку Бог считается нашим создателем (поскольку мы произошли от них и являемся пребывание в них и, наконец, сольется с ними), для мокши, а также в знак уважения предлагается еда и т. д. [10] [12] В джайнизме просветленные совершенные мастера или сиддхи представляют истинную цель всех людей. [13] и их качествам поклоняются джайны. [14]
Самооборона и военная служба
[ редактировать ]Джайны и индуисты считают, что насилие в целях самообороны может быть оправдано. [15] и они согласны с тем, что солдат, убивающий врагов в бою, выполняет законный долг. [16] Джайнские общины согласились использовать военную силу для своей защиты, были джайнские монархи, военачальники и солдаты. [17]
Женщины
[ редактировать ]Религия джайнов включала женщин в свою четверную сангху ; религиозный орден джайнских мирян, мирянок, монахов и монахинь. [18] Между ранним индуизмом и аскетическими движениями, такими как джайнизм, существовали разногласия по поводу библейского доступа к женщинам. [18] Однако ранние писания шветамбары запрещали беременным женщинам, молодым женщинам или тем, у кого есть маленький ребенок, вступать в ряды монахинь. [19] Тем не менее, количество монахинь, указанное в этих текстах, всегда вдвое превышало количество монахов. Паршванатха и Махавира , два исторических тиртханкара, имели большое количество женщин-преданных и аскетов. [19] Махавире и другим джайнским монахам приписывают повышение статуса женщин . [20]
Религиозные тексты
[ редактировать ]Индусы не принимают никаких джайнских текстов, а джайны не признают никаких индуистских писаний. [21] [22]
Веды
[ редактировать ]Священные писания, известные как Веды, рассматриваются индуистами как одна из основ индуизма . По словам Манусмрити, тех, кто отвергал Веды как основной источник религиозных знаний, называли « настиками ». [23] Как следствие, джайнизм и буддизм были отнесены к категории настика даршана . [23]
Ортодоксальные школы индуизма, такие как Веданта , Мимамса и Самкхья , заявляют, что у Шрути нет автора и, следовательно, они являются высшими по сравнению с другими религиозными писаниями. На эту позицию возразили джайны, заявившие, что утверждение об отсутствии автора Вед равносильно утверждению, что анонимные стихи никем не написаны. Джайны , напротив, считали, что они имеют человеческое происхождение, переданы через всеведущих учителей и, следовательно, претендуют на большую ценность. [24] По мнению джайнов, происхождение Вед связано с Маричи , сыном Бхараты Чакраварти , который был сыном первого Тиртханкара Ришабхи. Джайны утверждают, что позже эти писания были изменены. [25] [7] Джайны указывали, что индуисты не знают своих собственных писаний, поскольку им не известны имена тиртханкаров, присутствующих в Ведах. [24]
У джайнов были давние дебаты со Мимамса школой индуизма . Кумарила Бхатта , сторонник школы Мимамса, утверждал, что Веды являются источником всех знаний, и именно через них люди могут различать добро и зло. Джайнские монахи, такие как Харибхадра , считали, что люди уже обладают всеми знаниями, которые нужно только осветить или раскрыть, чтобы обрести статус всеведения. [26]
Ведические жертвоприношения
[ редактировать ]Джайны выступали против практики ведических жертвоприношений животных. [21] Ачарья Хемчандра , джайнский монах, цитирует отрывки из Манусмрити , одного из сводов законов индуистов, чтобы продемонстрировать, как в свете ложных писаний индуисты прибегают к насилию. Акаланка , другой джайнский монах, саркастически сказал, что если убийство может привести к просветлению, следует стать охотником или рыбаком. [24]
Индуистские эпосы и джайнские эпосы
[ редактировать ]Неприятие джайнских эпосов и писаний доминировало в индуизме с самых ранних времен. [21] С другой стороны, центральные индуистские писания и эпос, такие как Веды, Махабхарата и Рамаяна, в Нанди-сутре отнесены к категории ненадежных писаний. [27] [ нужна проверка ] [28] одна из канонических литератур шветамбары. Позже джайны адаптировали различные индуистские эпосы в соответствии со своей системой. [29] [7] В форме этих эпосов происходили споры между джайнами и индуистами. [30]
Джайнские божества и индуистские тексты
[ редактировать ]В доктрине джайнизма тиртханкара имеет высший статус. Хемачандра Ачарья говорит, что Джиндева — это тот, кто победил свои внутренние желания и страсти. Это требование, по его словам, выполнил только тиртханкара. отвергают их путь к духовному возвышению и спасению Следовательно, джайны .
Некоторые персонажи, упомянутые в Ведах и джайнских писаниях, считаются одними и теми же. Есть упоминание о Ришабхе , отождествляемом с первым тиртханкарой, Ришабханатхой , в Ригведе и Вишну-пуране . В Ригведе, X. 12. 166 говорится: [31]
О Рудраподобная Божественность! ты произведешь среди нас, высокородного, Великого Бога, подобного Ришабхе Деве, став Арханом, что является эпитетом первого Мирового Учителя; пусть Он станет разрушителем врагов!
Вишну-пурана также называет Ришабху:
- Бхарата будет быком Марудеви.
- От Бхараты пришел год Индии, а от Бхараты пришел Сумати.
- Ришабха родился у Марудеви, Бхарата родился у Ришабхи,
- Бхаратаварша (Индия) возникла из Бхараты, а Сумати возникла из Бхараты.
- — Вишну Пурана (2,1,31)
В «Сканда-пуране » (глава 37) говорится, что «Ришабха был сыном Набхираджи , а у Ришабхи был сын по имени Бхарата, и по имени этого Бхараты эта страна известна как Бхарата-варша». [32]
В разделе «Брахмоттара-чандам» Брахма-пураны рассказчик Сута описывает многие вопросы, относящиеся к шиваизму, а в 16-й части есть история о том, как Бхадрабаху получил наставления в мантре от йогина по имени Ришабха. [33]
В «Линга-пуране» говорится, что в каждую Кали-югу Шива воплощается на земле, и что в одну Кали-югу он был Йогешварой (одним из его 28 воплощений) по имени Ришабха. [34]
В « Шива-пуране» , чтобы помочь дэвам противостоять тирании братьев Трипурасуры , Вишну стремился обратить асуров от их преданности Шиве и ведическим практикам к верованиям, которые подразумеваются как джайнизм. [35] Он создал человека по имени Арихат , поручив ему использовать свою майю (иллюзорную силу) для создания обманчивого священного писания, которое противоречит текстам шрути и смрити , а также системам варны и ашрама . Этот человек и его последователи посвятили братьев Трипурасура в их религию, отказавшись от поклонения индуистским богам и традиционных обрядов. Это дает Шиве предлог разрушить три города асуров, ранее поклонявшихся ему, и восстановить порядок. [36]
История
[ редактировать ]Джайнизм считается отличным от ведической религии и возник из шрамана или архата традиции . [37]
Древний
[ редактировать ]Джайны и индуисты сосуществовали в стране тамилов, по крайней мере, со второго века до нашей эры. [38]
Средневековый
[ редактировать ]Соревнование между джайнами и ведическими брахманами , между джайнами и индуистскими шиваитами является частым мотивом всех средневековых западно-индийских повествований, но эти две общины по большей части сосуществовали и процветали. [39] Цари-шиваиты покровительствовали джайнским нищим, а джайнские чиновники покровительствовали поэтам-брахманам. [39]
Упадок джайнизма
[ редактировать ]Примерно в 8 веке нашей эры индуистский философ Ади Шанкарачарья пытался восстановить ведическую религию. Шанкарачарья выдвинул учение Адвайты. Вайшнавизм и Шиваизм также начали расти. Особенно это наблюдалось в южных штатах Индии. [40]
Согласно шиваитской легенде, король Пандьи Кун Пандиян приказал убить 8000 джайнских монахов. Это событие графически изображено на стенах Тиватура в Северном Аркоте . [41] Однако эта легенда не встречается ни в одном джайнском тексте и считается выдумкой, придуманной шиваитами, чтобы доказать свое господство. [42] [43]
Джайны и индуистское общество
[ редактировать ]![]() |
Джайнские ученые и некоторые монахи в целом допускали своего рода осторожную интеграцию с индуистским обществом. [ нужна ссылка ] На сегодняшний день в социальной и культурной жизни индуистов и джайнов имеется немало общих моментов. Отличить мирского джайна от мирского индуиста довольно сложно. [44] Кодекс поведения джайнов очень похож на тот, который можно найти в индуистских Дхармасаштре, Манусмрити и других книгах законов брахманов. [45] [45] [46] Разница в ритуалах практиков двух религий будет заключаться в том, что джайны не придают никакого значения омовению в святой воде. [45] По словам религиоведа М. Уитни Келтинга, некоторые «имена и повествования» из индуистского списка сати также встречаются в джайнской традиции. [47] В индуистском контексте сати — это добродетельная жена, которая защищает своего мужа и его семью и имеет «намерение умереть раньше или вместе» со своим мужем. [47] Келтинг отмечает, что те сати, которые умирают на погребальном костре своего мужа или которые «намеревались умереть», но были предотвращены от смерти, могут достичь статуса, называемого сатимата. [47] [48] Келтинг говорит, что джайнская традиция, в силу принципа ненасилия и невозмутимости, не допускает самосожжения. [49] [47] Вместо этого они считают высшим идеалом джайнского сати отречение, а не самопожертвование. [47] Индуисты думают, что джайнизм — это просто еще одна ветвь индуизма. [45] Джайнские историки, такие как Чампат Рай Джайн , считали, что индуисты — это джайнские аллегористы , которые аллегоризировали джайнские учения. [50] [7]
Индуистское возрождение и индийская идентичность
[ редактировать ]С наступлением британского колониализма отдельные группы индийцев разработали реакцию на британское доминирование и британскую критику индуизма. [51] В этом контексте возникли различные реакции на джайнизм. [52]
Даянанд Сарасвати и Арья Самадж
[ редактировать ]Арья Самадж была основана Даянандом Сарасвати (1824–1883), который «был единственным поборником ведического авторитета и непогрешимости». [51] Свами Даянанд Сарасвати является автором Сатьярта Пракаша. [53] книга, содержащая основные учения Сарасвати и Арья Самадж. [54] Он содержит «резкую критику Даянанды основных неведических религий индийского происхождения». [55] В « Сатьярт Пракаше » он пишет, что считал джайнизм «самой ужасной религией». [56] и что джайны «обладают дефектным и детским пониманием». [56] [примечание 1]
Отношения
[ редактировать ]Во время правления Субхатвармана (1194–1209 гг. н. э.), правителя Пармары в центральной Индии, джайнизм столкнулся с трудностями из-за враждебности правителя к этой религии. [58] Субхатаварман напал на Гуджарат и разграбил большое количество джайнских храмов в Дабхое и Камбае в 11 веке. [59] Субхатаварман во время своих походов на Лату разрушил многочисленные джайнские храмы. На протяжении веков на Юге также были периоды враждебности, затрагивающие как буддизм, так и джайнизм. [58] Надписи из района Срисайлам в Андхра-Прадеше свидетельствуют о гордости, которую вожди Вирашаива обезглавливали шветамбар-джайнов. [60]
См. также
[ редактировать ]- Правовой статус джайнизма как отдельной религии в Индии
- Религиозная гармония в Индии
- История джайнизма
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эльст, Коенраад (2002). Кто такой индуист?: Взгляды индуистских возрожденцев на анимизм, буддизм, сикхизм и другие ответвления индуизма . Голос Индии. ISBN 9788185990743 . ( Гл. 7 )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэниелс цитирует Даянанда в своем исследовании утверждения о том, что «индуизм - самая толерантная из всех религий, а индуистская толерантность - лучший ответ в укреплении мира и гармонии в многоконфессиональном обществе», [57] принимая в качестве примера Свами Вивекананду, Свами Даянанду и Махатаму Ганди. [57] Он задает вопрос: «Почему Даянанда так агрессивно и негативно относился к другим религиям?». [57] Паникер также упоминает, что взгляды Даянанда «крайне осуждающие, преимущественно негативные, позитивно нетерпимые и агрессивные». [55]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сангаве 2001 , с. 135-136.
- ^ Сангаве 2001 , с. 138.
- ^ Сангаве 2001 , с. 15.
- ^ Сангаве 2001 , с. 164.
- ^ «Индуизм» . Британская энциклопедия . 6 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Глазенапп 1999 , стр. 496.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Глазенапп 1999 , стр. 497.
- ^ Дандас 2002 , с. 15.
- ^ Каджария, Виш (13 февраля 2019 г.). Мокша: Самоосвобождение через самопознание . Независимо опубликовано. ISBN 978-1-09-791542-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сангаве 2001 , с. 137.
- ^ Котари, Пухрадж Аджай (2000). «Концепция божественности в джайнизме» .
- ^ Циммер 1953 , с. 181.
- ^ Циммер 1953 , с. 182.
- ^ Джайн, Арун Кумар (2009). Вера и философия джайнизма . Издательство Гян. ISBN 9788178357232 .
- ^ Ниситхабхасья (в Ниситхасутре ) 289; Джинадатта Сури: Упадешарасаяна 26; Дандас стр. 162–163; Тяхтинен п. 31.
- ^ Джиндал стр. 89–90; Лейдлоу стр. 154–155; Джайни, Падманаб С.: Ахимса и «справедливая война» в джайнизме , в: Ахимса, Анеканта и джайнизм , изд. Тара Сетия, Нью-Дели, 2004 г., с. 52–60; Тяхтинен п. 31.
- ^ Харисена, Брихаткатхакоша 124 (10 век); Джиндал стр. 90–91; Сангаве р. 259.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бальбир 1994 , с. 121.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бальбир 1994 , с. 122.
- ^ Сангаве 2001 , с. 147-148.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордж 2008 , с. 318.
- ^ Сангаве 2001 , с. 136.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Николсон 2010 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , с. 234.
- ^ Фейнс 1998 , с. XXIV.
- ^ Кварнстрем 2006 , стр. 91.
- ^ Дандас 2002 , с. 237.
- ^ Айенгар 2005 , с. 62.
- ^ Шубринг 2000 , с. 17.
- ^ Вайдья, Чинтаман Винаяк (2001). Эпическая Индия, или Индия, описанная в Махабхарате и Рамаяне . Азиатские образовательные услуги. ISBN 978-81-206-1564-9 .
- ^ Джайн 1929 , с. 74.
- ^ Сангаве 2001 , с. 106.
- ^ стр. 88, Мадрасский журнал литературы и науки , том 11. Автор: Мадрасское литературное общество и вспомогательная организация Королевского азиатского общества.
- ^ Стр. 16 Линга Пурана Виная. Список по порядку: Швета, Сутара, Мадана, Сухотра, Канчана, Локакши, Джагишавья, Дадхивахана, Ришабха, Муни, Угра, Атри, Вали, Гаутама, Ведашрира, Гокарна, Гухаваси, Шикандабхрити, Джатамали, Аттахаса, Дарука, Лангали. , Махакая, Шули, Мундишвара, Сахишну, Сомашарма и Джагадгуру.
- ^ Кришна, Нандита (16 октября 2007 г.). Книга Демонов . Пингвин Великобритания. п. 152. ИСБН 978-93-5118-144-6 .
- ^ Шастри, Дж.Л. (1 января 2000 г.). Шива-пурана, часть 2: древние индийские традиции и мифология, том 2 . Мотилал Банарсидасс. стр. 820–830. ISBN 978-81-208-3869-7 .
- ^ Джордж 2008 , с. 317-318.
- ^ Джон Э. Корт 1998 , с. 187.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Э. Корт 1998 , с. 87.
- ^ Глазенапп 1999 , стр. 70.
- ^ Глазенапп 1999 , стр. 70–71.
- ^ Ашим Кумар Рой (1984). «9. История дигамбаров» . История джайнов . Гитанджали . Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ К. А. Нилаканта Шастри (1976). История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Издательство Оксфордского университета. п. 424. ИСБН 978-0-19-560686-7 . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ Глазенапп 1999 , стр. 493.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Глазенапп 1999 , стр. 494.
- ^ Бэбб 1996 , стр. 3–4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Келтинг 2006 , с. 183.
- ^ Келтинг 2009 , с. 22.
- ^ Келтинг 2009 , с. 21.
- ^ Джайн 1929 , с. 154.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамбачан 1994 , с. 38.
- ^ Додсон, Майкл С.; Хэтчер, Брайан А. (28 февраля 2013 г.). Трансколониальная современность в Южной Азии . Рутледж. ISBN 978-1-136-48445-2 .
- ^ Паникер 2006 , с. 38.
- ^ Паникер 2006 , с. 38-39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паникер 2006 , с. 39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэниел 2000 , с. 92.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Восточная книжная компания, О книге: Индуистский ответ религиозному плюрализму (П. С. Дэниэлс (2000))» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 3 декабря 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б РЕДДИ, профессор д-р ПЕДАРАПУ ЧЕННА (24 февраля 2022 г.). Нагабхарана: последние тенденции в исследованиях джайнизма . Издательство Blue Rose. п. 36. ISBN 978-93-5611-446-3 .
- ^ Мишра, Винай Чандра; Сингх, Пармананд (1991). «Рам Джанмабхуми, Бабри Масджид: исторические документы, юридические заключения и решения» .
- ^ Тапар, Ромила (1994). Культурные взаимодействия и ранняя Индия: традиции и покровительство . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-563364-1 .
Источники
[ редактировать ]- Джордж, Венсус А. (2008), Пути к божественному: древние и индийские , том. XII, Совет по исследованию ценностей и философии , ISBN 978-1-56518-248-6
- Спрингер (2012), Международный журнал индуистских исследований, Том. 16, № 3, декабрь 2012 г.
- Николсон, Эндрю Дж. (2010), Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии , издательство Колумбийского университета
- Келтинг, М. Уитни (2009), Ритуалы героических жен, истории и достоинства джайнской женственности , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-973679-9
- Локард, Крейг А. (2007), Общества, сети и переходы. Том I: до 1500 , Cengage Learning, ISBN 978-0618386123
- Келтинг, Уитни (2006), «Коллективные размышления о Джайне Сатисе: использование списков имен Джайна Сати» , в Питере Флюгеле (ред.), Исследования по истории и культуре джайнов: споры и диалоги , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-203-00853-9
- Паникер, П.Л. Джон (2006), Ганди о плюрализме и коммунализме , ISPCK, ISBN 9788172149055
- Кварнстрем, Олле (2006), Питер, Флюгель (редактор), «Дебаты джайнов и мимамсы о всеведении» , Исследования по истории и культуре джайнов: споры и диалоги : 89–106, doi : 10.4324/9780203008539-6 , ISBN 9780203008539
- Айенгар, Кодаганаллур Рамасвами Шриниваса (2005), Азиатские вариации Рамаяны , Сахитья Академи, ISBN 978-81-260-1809-3
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Аспекты джайнской религии (3-е изд.), Бхаратия Джнанпитх, ISBN 978-81-263-0626-8
- Корт, Джон Э. (2001), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-803037-9
- Кинг, Ричард (2001), Ориентализм и религия: постколониальная теория, Индия и «Мистический Восток» , Электронная библиотека Тейлора и Фрэнсиса
- Шубринг, Вальтер (2000), Доктрина джайнов: описанная по старым источникам , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0933-8
- Дэниел, PS (2000), Индуистский ответ на религиозный плюрализм , Kant Publications, ISBN 978-8186218105 , архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года , получено 3 декабря 2013 года.
- Джайни, Падманаб С. (2000a), «Джайна Пурана: контрпураническая традиция» , Сборник статей по джайнским исследованиям , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1691-6
- Джайни, Падманабх С. (2000b), «Джина Ришабха как аватара Вишну» , Сборник статей по джайнским исследованиям , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1691-6
- Глазенапп, Хельмут фон (1999), Джайнизм: индийская религия спасения , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1376-2
- Фейнс, RCC (1998), Жизнь старейшин джайнов , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-283227-6
- Джайни, Падманаб С. (1998), Путь очищения джайнов , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1578-0
- Джон Э. Корт , изд. (1998), Открытые границы: джайнские сообщества и культуры в истории Индии , SUNY Press , ISBN 978-0-7914-3785-8
- Бэбб, Лоуренс А. (1996). Отсутствующий Господь: аскеты и короли в джайнской ритуальной культуре . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-91708-8 .
- Рамбачан, Анатананд (1994), Границы Священного Писания: новая интерпретация Вед Вивеканандой , University of Hawaii Press
- Бальбир, Налини (1994), «Женщины в джайнизме», в Шарме, Арвинд (редактор), «Религия и женщины» , SUNY Press, стр. 121, ISBN 978-0-7914-1690-7
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Routledge , ISBN 978-0-415-26605-5
- Рамануджан, AK (1991), «Триста Рамаяны: пять примеров и три мысли о переводе» , в Пауле Ричман (редактор), « Многие Рамаяны: разнообразие повествовательной традиции в Южной Азии» , University of California Press, ISBN 978-0-520-07589-4
- Циммер, Генрих (1989), Философия Индии , Princeton University Press
- Эмбри, Эйнсли Т. (1988), Источники индийской традиции. Второе издание. том первый. С начала до 1800 года , издательство Колумбийского университета.
- Циммер, Генрих (1953), Джозеф Кэмпбелл (редактор), Philosophies Of India , Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-8120807396
- Джайн, Чампат Рай (1929), Рисабха Дева - основатель джайнизма , Аллахабад : The Indian Press Limited,
авторские права не защищены.