Jump to content

Индуизм и джайнизм

(Перенаправлено с «Джайнизм и индуизм» )

Джайнизм и индуизм — две древние индийские религии. Между двумя религиями есть некоторые сходства и различия. [1] Храмы, боги, ритуалы, посты и другие религиозные компоненты джайнизма отличаются от таковых в индуизме. [2]

«Джайн» происходит от слова « Джина» , обозначающего человека, который победил все внутренние страсти (такие как гнев, привязанность, жадность и гордость) и обладает кевала-джняной (чистым бесконечным знанием). Последователи пути, указанного джинами, называются джайнами. [3] [4] Последователей индуизма называют индуистами. [5]

Философские сходства и различия

[ редактировать ]

Джайнизм и индуизм имеют много схожих характерных черт, включая концепции сансары , кармы и мокши . Однако они расходятся во мнениях относительно точной природы и значения этих понятий. Доктрина ньяя-вайшешики и школа санкхьи имели незначительное сходство с джайнской философией. Доктрина джайнов учит атомизму, который также принят в системе вайшешики, и атеизму, который встречается в санкхье. [6] В доктрине джайнизма существует множество метафизических концепций, неизвестных в индуизме, некоторые из которых — это дхарма и адхарма-таттва (которые рассматриваются как субстанции в джайнской метафизической системе), гунастаны и лесьяс . [6] Эпистемологические концепции Анекантавады и Сьядвады не встречаются в индуистской системе. В прошлом, вероятно, предпринимались попытки объединить концепции индуистских богов и Тиртханкару джайнизма. Космография индусов напоминает космографию джайнов, и в этих системах есть схожие имена небесных богов. [7]

В Упанишадах также встречаются первые утверждения точки зрения, господствующей в джайнистских учениях и других источниках, о том, что перерождение нежелательно и что можно, контролируя или прекращая свои действия, положить ему конец и достичь состояния освобождения (мокша). ), что лежит за пределами действия. [8]

Мокша (освобождение)

[ редактировать ]

В индуизме мокша означает слияние души с универсальной душой или вечным существом и выход из цикла рождений и смертей; в джайнизме это блаженное существование с бесконечным знанием. В ведической философии спасение — это отказ от чувства деятеля и осознание того, что «Я» — это то же самое, что Вселенная и Бог. [9] В джайнизме спасение может быть достигнуто только собственными усилиями и считается правом человека. [10]

один определенный путь достижения освобождения ( мокши В джайнизме предписан ). Предписанный тройной путь состоит из трёх драгоценностей джайнизма (Правильное восприятие, Правильное знание, Правильное поведение). В индуизме не известен один определенный путь к спасению. [10]

Вселенная

[ редактировать ]

Согласно джайнской космологии , первичная структура Вселенной вечна: она не создается и не может быть разрушена, но претерпевает внутри непрерывные естественные преобразования. В индуизме Брахман — это неизменная высшая реальность и единое связующее единство, стоящее за разнообразием всего, что существует во вселенной.

Карма — это невидимая сила в индуизме, тогда как в джайнизме это форма твердых частиц, которые могут прилипать к душе. [10] Согласно джайнизму , последствия кармы возникают в результате естественной нирджары частиц кармы из души. Индусы отвергли эту концепцию и верят, что Бог или создатель этой вселенной является кармапхалдатой и награждает плодами прошлых действий каждого человека. [11]

Поклонение

[ редактировать ]

В индуизме богам поклоняются разными способами и по нескольким причинам, таким как знание, мир, мудрость, здоровье, а также считается обязанностью молиться богу, поскольку Бог считается нашим создателем (поскольку мы произошли от них и являемся пребывание в них и, наконец, сольется с ними), для мокши, а также в знак уважения предлагается еда и т. д. [10] [12] В джайнизме просветленные совершенные мастера или сиддхи представляют истинную цель всех людей. [13] и их качествам поклоняются джайны. [14]

Самооборона и военная служба

[ редактировать ]

Джайны и индуисты считают, что насилие в целях самообороны может быть оправдано. [15] и они согласны с тем, что солдат, убивающий врагов в бою, выполняет законный долг. [16] Джайнские общины согласились использовать военную силу для своей защиты, были джайнские монархи, военачальники и солдаты. [17]

Религия джайнов включала женщин в свою четверную сангху ; религиозный орден джайнских мирян, мирянок, монахов и монахинь. [18] Между ранним индуизмом и аскетическими движениями, такими как джайнизм, существовали разногласия по поводу библейского доступа к женщинам. [18] Однако ранние писания шветамбары запрещали беременным женщинам, молодым женщинам или тем, у кого есть маленький ребенок, вступать в ряды монахинь. [19] Тем не менее, количество монахинь, указанное в этих текстах, всегда вдвое превышало количество монахов. Паршванатха и Махавира , два исторических тиртханкара, имели большое количество женщин-преданных и аскетов. [19] Махавире и другим джайнским монахам приписывают повышение статуса женщин . [20]

Религиозные тексты

[ редактировать ]

Индусы не принимают никаких джайнских текстов, а джайны не признают никаких индуистских писаний. [21] [22]

Священные писания, известные как Веды, рассматриваются индуистами как одна из основ индуизма . По словам Манусмрити, тех, кто отвергал Веды как основной источник религиозных знаний, называли « настиками ». [23] Как следствие, джайнизм и буддизм были отнесены к категории настика даршана . [23]

Ортодоксальные школы индуизма, такие как Веданта , Мимамса и Самкхья , заявляют, что у Шрути нет автора и, следовательно, они являются высшими по сравнению с другими религиозными писаниями. На эту позицию возразили джайны, заявившие, что утверждение об отсутствии автора Вед равносильно утверждению, что анонимные стихи никем не написаны. Джайны , напротив, считали, что они имеют человеческое происхождение, переданы через всеведущих учителей и, следовательно, претендуют на большую ценность. [24] По мнению джайнов, происхождение Вед связано с Маричи , сыном Бхараты Чакраварти , который был сыном первого Тиртханкара Ришабхи. Джайны утверждают, что позже эти писания были изменены. [25] [7] Джайны указывали, что индуисты не знают своих собственных писаний, поскольку им не известны имена тиртханкаров, присутствующих в Ведах. [24]

У джайнов были давние дебаты со Мимамса школой индуизма . Кумарила Бхатта , сторонник школы Мимамса, утверждал, что Веды являются источником всех знаний, и именно через них люди могут различать добро и зло. Джайнские монахи, такие как Харибхадра , считали, что люди уже обладают всеми знаниями, которые нужно только осветить или раскрыть, чтобы обрести статус всеведения. [26]

Ведические жертвоприношения

[ редактировать ]

Джайны выступали против практики ведических жертвоприношений животных. [21] Ачарья Хемчандра , джайнский монах, цитирует отрывки из Манусмрити , одного из сводов законов индуистов, чтобы продемонстрировать, как в свете ложных писаний индуисты прибегают к насилию. Акаланка , другой джайнский монах, саркастически сказал, что если убийство может привести к просветлению, следует стать охотником или рыбаком. [24]

Индуистские эпосы и джайнские эпосы

[ редактировать ]

Неприятие джайнских эпосов и писаний доминировало в индуизме с самых ранних времен. [21] С другой стороны, центральные индуистские писания и эпос, такие как Веды, Махабхарата и Рамаяна, в Нанди-сутре отнесены к категории ненадежных писаний. [27] [ нужна проверка ] [28] одна из канонических литератур шветамбары. Позже джайны адаптировали различные индуистские эпосы в соответствии со своей системой. [29] [7] В форме этих эпосов происходили споры между джайнами и индуистами. [30]

Джайнские божества и индуистские тексты

[ редактировать ]

В доктрине джайнизма тиртханкара имеет высший статус. Хемачандра Ачарья говорит, что Джиндева — это тот, кто победил свои внутренние желания и страсти. Это требование, по его словам, выполнил только тиртханкара. отвергают их путь к духовному возвышению и спасению Следовательно, джайны .

Некоторые персонажи, упомянутые в Ведах и джайнских писаниях, считаются одними и теми же. Есть упоминание о Ришабхе , отождествляемом с первым тиртханкарой, Ришабханатхой , в Ригведе и Вишну-пуране . В Ригведе, X. 12. 166 говорится: [31]

О Рудраподобная Божественность! ты произведешь среди нас, высокородного, Великого Бога, подобного Ришабхе Деве, став Арханом, что является эпитетом первого Мирового Учителя; пусть Он станет разрушителем врагов!

Вишну-пурана также называет Ришабху:

Бхарата будет быком Марудеви.
От Бхараты пришел год Индии, а от Бхараты пришел Сумати.
Ришабха родился у Марудеви, Бхарата родился у Ришабхи,
Бхаратаварша (Индия) возникла из Бхараты, а Сумати возникла из Бхараты.
— Вишну Пурана (2,1,31)

В «Сканда-пуране » (глава 37) говорится, что «Ришабха был сыном Набхираджи , а у Ришабхи был сын по имени Бхарата, и по имени этого Бхараты эта страна известна как Бхарата-варша». [32]

В разделе «Брахмоттара-чандам» Брахма-пураны рассказчик Сута описывает многие вопросы, относящиеся к шиваизму, а в 16-й части есть история о том, как Бхадрабаху получил наставления в мантре от йогина по имени Ришабха. [33]

В «Линга-пуране» говорится, что в каждую Кали-югу Шива воплощается на земле, и что в одну Кали-югу он был Йогешварой (одним из его 28 воплощений) по имени Ришабха. [34]

В « Шива-пуране» , чтобы помочь дэвам противостоять тирании братьев Трипурасуры , Вишну стремился обратить асуров от их преданности Шиве и ведическим практикам к верованиям, которые подразумеваются как джайнизм. [35] Он создал человека по имени Арихат , поручив ему использовать свою майю (иллюзорную силу) для создания обманчивого священного писания, которое противоречит текстам шрути и смрити , а также системам варны и ашрама . Этот человек и его последователи посвятили братьев Трипурасура в их религию, отказавшись от поклонения индуистским богам и традиционных обрядов. Это дает Шиве предлог разрушить три города асуров, ранее поклонявшихся ему, и восстановить порядок. [36]

Джайнизм считается отличным от ведической религии и возник из шрамана или архата традиции . [37]

Джайны и индуисты сосуществовали в стране тамилов, по крайней мере, со второго века до нашей эры. [38]

Средневековый

[ редактировать ]

Соревнование между джайнами и ведическими брахманами , между джайнами и индуистскими шиваитами является частым мотивом всех средневековых западно-индийских повествований, но эти две общины по большей части сосуществовали и процветали. [39] Цари-шиваиты покровительствовали джайнским нищим, а джайнские чиновники покровительствовали поэтам-брахманам. [39]

Упадок джайнизма

[ редактировать ]

Примерно в 8 веке нашей эры индуистский философ Ади Шанкарачарья пытался восстановить ведическую религию. Шанкарачарья выдвинул учение Адвайты. Вайшнавизм и Шиваизм также начали расти. Особенно это наблюдалось в южных штатах Индии. [40]

Согласно шиваитской легенде, король Пандьи Кун Пандиян приказал убить 8000 джайнских монахов. Это событие графически изображено на стенах Тиватура в Северном Аркоте . [41] Однако эта легенда не встречается ни в одном джайнском тексте и считается выдумкой, придуманной шиваитами, чтобы доказать свое господство. [42] [43]

Джайны и индуистское общество

[ редактировать ]

Джайнские ученые и некоторые монахи в целом допускали своего рода осторожную интеграцию с индуистским обществом. [ нужна ссылка ] На сегодняшний день в социальной и культурной жизни индуистов и джайнов имеется немало общих моментов. Отличить мирского джайна от мирского индуиста довольно сложно. [44] Кодекс поведения джайнов очень похож на тот, который можно найти в индуистских Дхармасаштре, Манусмрити и других книгах законов брахманов. [45] [45] [46] Разница в ритуалах практиков двух религий будет заключаться в том, что джайны не придают никакого значения омовению в святой воде. [45] По словам религиоведа М. Уитни Келтинга, некоторые «имена и повествования» из индуистского списка сати также встречаются в джайнской традиции. [47] В индуистском контексте сати — это добродетельная жена, которая защищает своего мужа и его семью и имеет «намерение умереть раньше или вместе» со своим мужем. [47] Келтинг отмечает, что те сати, которые умирают на погребальном костре своего мужа или которые «намеревались умереть», но были предотвращены от смерти, могут достичь статуса, называемого сатимата. [47] [48] Келтинг говорит, что джайнская традиция, в силу принципа ненасилия и невозмутимости, не допускает самосожжения. [49] [47] Вместо этого они считают высшим идеалом джайнского сати отречение, а не самопожертвование. [47] Индуисты думают, что джайнизм — это просто еще одна ветвь индуизма. [45] Джайнские историки, такие как Чампат Рай Джайн , считали, что индуисты — это джайнские аллегористы , которые аллегоризировали джайнские учения. [50] [7]

Индуистское возрождение и индийская идентичность

[ редактировать ]

С наступлением британского колониализма отдельные группы индийцев разработали реакцию на британское доминирование и британскую критику индуизма. [51] В этом контексте возникли различные реакции на джайнизм. [52]

Даянанд Сарасвати и Арья Самадж

[ редактировать ]

Арья Самадж была основана Даянандом Сарасвати (1824–1883), который «был единственным поборником ведического авторитета и непогрешимости». [51] Свами Даянанд Сарасвати является автором Сатьярта Пракаша. [53] книга, содержащая основные учения Сарасвати и Арья Самадж. [54] Он содержит «резкую критику Даянанды основных неведических религий индийского происхождения». [55] В « Сатьярт Пракаше » он пишет, что считал джайнизм «самой ужасной религией». [56] и что джайны «обладают дефектным и детским пониманием». [56] [примечание 1]

Отношения

[ редактировать ]

Во время правления Субхатвармана (1194–1209 гг. н. э.), правителя Пармары в центральной Индии, джайнизм столкнулся с трудностями из-за враждебности правителя к этой религии. [58] Субхатаварман напал на Гуджарат и разграбил большое количество джайнских храмов в Дабхое и Камбае в 11 веке. [59] Субхатаварман во время своих походов на Лату разрушил многочисленные джайнские храмы. На протяжении веков на Юге также были периоды враждебности, затрагивающие как буддизм, так и джайнизм. [58] Надписи из района Срисайлам в Андхра-Прадеше свидетельствуют о гордости, которую вожди Вирашаива обезглавливали шветамбар-джайнов. [60]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эльст, Коенраад (2002). Кто такой индуист?: Взгляды индуистских возрожденцев на анимизм, буддизм, сикхизм и другие ответвления индуизма . Голос Индии. ISBN  9788185990743 . ( Гл. 7 )

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дэниелс цитирует Даянанда в своем исследовании утверждения о том, что «индуизм - самая толерантная из всех религий, а индуистская толерантность - лучший ответ в укреплении мира и гармонии в многоконфессиональном обществе», [57] принимая в качестве примера Свами Вивекананду, Свами Даянанду и Махатаму Ганди. [57] Он задает вопрос: «Почему Даянанда так агрессивно и негативно относился к другим религиям?». [57] Паникер также упоминает, что взгляды Даянанда «крайне осуждающие, преимущественно негативные, позитивно нетерпимые и агрессивные». [55]
  1. ^ Сангаве 2001 , с. 135-136.
  2. ^ Сангаве 2001 , с. 138.
  3. ^ Сангаве 2001 , с. 15.
  4. ^ Сангаве 2001 , с. 164.
  5. ^ «Индуизм» . Британская энциклопедия . 6 августа 2023 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Глазенапп 1999 , стр. 496.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Глазенапп 1999 , стр. 497.
  8. ^ Дандас 2002 , с. 15.
  9. ^ Каджария, Виш (13 февраля 2019 г.). Мокша: Самоосвобождение через самопознание . Независимо опубликовано. ISBN  978-1-09-791542-2 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сангаве 2001 , с. 137.
  11. ^ Котари, Пухрадж Аджай (2000). «Концепция божественности в джайнизме» .
  12. ^ Циммер 1953 , с. 181.
  13. ^ Циммер 1953 , с. 182.
  14. ^ Джайн, Арун Кумар (2009). Вера и философия джайнизма . Издательство Гян. ISBN  9788178357232 .
  15. ^ Ниситхабхасья Ниситхасутре ) 289; Джинадатта Сури: Упадешарасаяна 26; Дандас стр. 162–163; Тяхтинен п. 31.
  16. ^ Джиндал стр. 89–90; Лейдлоу стр. 154–155; Джайни, Падманаб С.: Ахимса и «справедливая война» в джайнизме , в: Ахимса, Анеканта и джайнизм , изд. Тара Сетия, Нью-Дели, 2004 г., с. 52–60; Тяхтинен п. 31.
  17. ^ Харисена, Брихаткатхакоша 124 (10 век); Джиндал стр. 90–91; Сангаве р. 259.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бальбир 1994 , с. 121.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бальбир 1994 , с. 122.
  20. ^ Сангаве 2001 , с. 147-148.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордж 2008 , с. 318.
  22. ^ Сангаве 2001 , с. 136.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Николсон 2010 .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , с. 234.
  25. ^ Фейнс 1998 , с. XXIV.
  26. ^ Кварнстрем 2006 , стр. 91.
  27. ^ Дандас 2002 , с. 237.
  28. ^ Айенгар 2005 , с. 62.
  29. ^ Шубринг 2000 , с. 17.
  30. ^ Вайдья, Чинтаман Винаяк (2001). Эпическая Индия, или Индия, описанная в Махабхарате и Рамаяне . Азиатские образовательные услуги. ISBN  978-81-206-1564-9 .
  31. ^ Джайн 1929 , с. 74.
  32. ^ Сангаве 2001 , с. 106.
  33. ^ стр. 88, Мадрасский журнал литературы и науки , том 11. Автор: Мадрасское литературное общество и вспомогательная организация Королевского азиатского общества.
  34. ^ Стр. 16 Линга Пурана Виная. Список по порядку: Швета, Сутара, Мадана, Сухотра, Канчана, Локакши, Джагишавья, Дадхивахана, Ришабха, Муни, Угра, Атри, Вали, Гаутама, Ведашрира, Гокарна, Гухаваси, Шикандабхрити, Джатамали, Аттахаса, Дарука, Лангали. , Махакая, Шули, Мундишвара, Сахишну, Сомашарма и Джагадгуру.
  35. ^ Кришна, Нандита (16 октября 2007 г.). Книга Демонов . Пингвин Великобритания. п. 152. ИСБН  978-93-5118-144-6 .
  36. ^ Шастри, Дж.Л. (1 января 2000 г.). Шива-пурана, часть 2: древние индийские традиции и мифология, том 2 . Мотилал Банарсидасс. стр. 820–830. ISBN  978-81-208-3869-7 .
  37. ^ Джордж 2008 , с. 317-318.
  38. ^ Джон Э. Корт 1998 , с. 187.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Э. Корт 1998 , с. 87.
  40. ^ Глазенапп 1999 , стр. 70.
  41. ^ Глазенапп 1999 , стр. 70–71.
  42. ^ Ашим Кумар Рой (1984). «9. История дигамбаров» . История джайнов . Гитанджали . Проверено 22 мая 2013 г.
  43. ^ К. А. Нилаканта Шастри (1976). История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Издательство Оксфордского университета. п. 424. ИСБН  978-0-19-560686-7 . Проверено 23 мая 2013 г.
  44. ^ Глазенапп 1999 , стр. 493.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Глазенапп 1999 , стр. 494.
  46. ^ Бэбб 1996 , стр. 3–4.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Келтинг 2006 , с. 183.
  48. ^ Келтинг 2009 , с. 22.
  49. ^ Келтинг 2009 , с. 21.
  50. ^ Джайн 1929 , с. 154.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамбачан 1994 , с. 38.
  52. ^ Додсон, Майкл С.; Хэтчер, Брайан А. (28 февраля 2013 г.). Трансколониальная современность в Южной Азии . Рутледж. ISBN  978-1-136-48445-2 .
  53. ^ Паникер 2006 , с. 38.
  54. ^ Паникер 2006 , с. 38-39.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паникер 2006 , с. 39.
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэниел 2000 , с. 92.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Восточная книжная компания, О книге: Индуистский ответ религиозному плюрализму (П. С. Дэниэлс (2000))» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 3 декабря 2013 г.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б РЕДДИ, профессор д-р ПЕДАРАПУ ЧЕННА (24 февраля 2022 г.). Нагабхарана: последние тенденции в исследованиях джайнизма . Издательство Blue Rose. п. 36. ISBN  978-93-5611-446-3 .
  59. ^ Мишра, Винай Чандра; Сингх, Пармананд (1991). «Рам Джанмабхуми, Бабри Масджид: исторические документы, юридические заключения и решения» .
  60. ^ Тапар, Ромила (1994). Культурные взаимодействия и ранняя Индия: традиции и покровительство . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-563364-1 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4241a5f178827809e682c01982071716__1717553640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/16/4241a5f178827809e682c01982071716.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hinduism and Jainism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)