Даршан (индийские религии)

В индийских религиях ( даршана санскрит : दर्शन, IAST : даршан ; букв. «показ, появление, [ 1 ] взгляд, зрелище») или даршанам – это благоприятный вид божества или святого человека. [ 2 ]
Этот термин также относится к любой из шести традиционных школ индуистской философии и их литературе по духовности и сотериологии . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово даршана , также в формах даршана или даршанам , происходит от санскритского корня दर्शन dṛś «смотреть», «видеть», видение , видение или проблеск. [ 1 ]
Определение
[ редактировать ]Даршан описывается как «благоприятное зрелище» святого человека, наделяющее зрителя заслугами. [ 2 ]
Чаще всего оно используется для обозначения теофании , что означает проявление или видение божественного. [ 4 ]
В индуизме
[ редактировать ]В индуистском богослужении это означает видение божества (особенно в форме изображения), очень святого человека или артефакта. можно получить Даршан или проблеск божества в храме или от великого святого человека, например великого гуру . [ 4 ] Можно также получить даршан в таких священных местах, как Каши , Ямуна или гора Кайлас . [ 5 ]
В индуистской практике приверженцы часто называют посещение храма получением даршана , а не просто поклонением. Даршана, часто переводимая как «благоприятное зрелище» божества, предполагает видение образа божества ( мурти ). Этот визуальный опыт имеет религиозное значение, поскольку считается, что божество присутствует в изображении, позволяя прихожанам получать божественные благословения своим взглядом. [ 6 ]
Термин даршана также относится к шести системам мысли, называемым даршанам , которые составляют классическую индуистскую философию . [ 7 ] [ 8 ] Этот термин подразумевает, как каждая из этих шести систем по-своему смотрит на вещи и писания в индийской философии. [ 8 ] [ 4 ] Шесть индуистских даршанов — это ньяя , вайшешика , санкхья , йога , миманса и веданта . Буддизм и джайнизм являются примерами неиндуистской философии. [ 4 ]
Махаяна Буддизм
[ редактировать ]О значении даршана в махаянской мысли Пол Харрисон пишет: «Ко второму столетию нашей эры... видение Будды ( будда -даршана ) и сопровождающее его слушание Дхармы ( дхарма -шравана ) представляются как опыт трансформации. имеет решающее значение для практикующих, будь то те, кто отказался от (мирской жизни) «аскетов» или домохозяев». [ 9 ]
В Абхидхарме , сборнике систематических изложений сутр , упоминается Даршана- читта , то есть видения . [ 10 ]
Индийские философы Махаяны Васубандху и Асанга признавали пять путей к освобождению , третий из которых — даршана-марга , «путь видения». [ 11 ]
Нагарджуна , выдающийся философ школы Мадхьямака буддизма Махаяны, писал, что мудрый человек воспринимает таттва -даршану, истинную реальность. [ 12 ] [ 13 ]
Другие значения
[ редактировать ]Даршана иногда имеет и более приземленное значение. Например, Шивананда Сарасвати писал в своей книге «Практика брахмачарьи» , что один из восьми аспектов брахмачарьи ( целомудрия ) — не смотреть на женщин с вожделением: «Вам следует тщательно избегать… даршана или взгляда на женщин со страстной решимостью». [ 14 ]
Религиовед Ричард Х. Дэвис сказал, что даршана (точка зрения, философская школа) - это один из трех терминов в классическом индийском дискурсе, который можно считать примерно аналогичным тому, что сегодняшние англоговорящие люди понимают под «религией». Два других термина — это дхарма (долг, мораль, кодекс правильного поведения) и марга (марга, духовный путь). По мнению Дэвиса, «большинство индуистских текстов признавали, что религиозные пути ( марга ) соотносятся с точками зрения ( даршана ) и моральными обязанностями ( дхарма ) практикующих, чьи индивидуальные обстоятельства могут сделать тот или иной образ действий более подходящим в их конкретных обстоятельствах». ситуации». [ 15 ]
Поэт Гэри Снайдер придал натуралистический смысл даршану :
Это подарок; как будто наступает момент, когда вещь готова позволить вам ее увидеть. В Индии это называется даршан . Даршан означает получение вида, и если облака улетят, как это произошло однажды со мной, и вы увидите Гималаи с предгорий, индиец скажет: «Ах, Гималаи дают вам свой даршан»; они позволяют вам высказать свое мнение. Этот удобный и по-настоящему глубокий способ ощутить что-то требует времени. Это не сразу вам покажется. Даже не обязательно знать названия вещей, как это сделал бы ботаник. Гораздо важнее осознавать « таковость » вещи; это реальность. Это также источник определенного рода вдохновения для творчества. Я вижу это в работах Джорджии О'Киф ...» [ 16 ]
Даршан также является частью названия индийской общественной телекомпании Doordarshan, объединяя слово दूर dūra «далеко», что в целом дает दूरदर्शन dūrdarśan « телевидение ». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Монье-Вильямс, Монье (1981). «दर्श дарша » . Санскритско-английский словарь . Дели, Варанаси, Патна: Мотилал Банарсидасс. стр. 470–1.
- ^ Jump up to: а б Наводнение 2011 , с. 194.
- ^ Клостермайер 2008 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д «Даршан – Индуизм» . Британская энциклопедия . 2015. Архивировано из оригинала 26 августа 2015 года . Проверено 12 февраля 2013 г. - через britannica.com.
- ^ Рэй, Химаншу Прабха; Кулшрешта, Салила; Сувратхан, Утара (13 октября 2022 г.). Справочник Рутледжа по индуистским храмам: материальность, социальная история и практика . Тейлор и Фрэнсис.
- ^ Эк, Диана Л. (1998). Даршан: видение божественного образа в Индии . Переводы азиатской классики (3-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Колумбийский университет. Нажимать. п. 3. ISBN 978-0-231-11265-9 .
- ^ Николсон 2013 , стр. 2–5.
- ^ Jump up to: а б Перретт 2000 , стр. 88, 284.
- ^ Харрисон 1992 , с. 223.
- ^ Гьяцо 1992 , с. 288.
- ^ Гетин 1998 , с. 194.
- ^ «Глава 26». Муламадхьямакакарика [ Основные стихи о Срединном пути ]. стих 10.
- ^ Унно 1993 , с. 347.
- ^ Шивананда 1988 , с. 24.
- ^ Дэвис 2008 , стр. 363–364.
- ^ Уайт 1994 , с. 148.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дэвис, Ричард Х. (2008). «Толерантность и иерархия: сочетание нескольких религиозных путей в индуизме». В Нойснере, Джейкоб ; Чилтон, Брюс (ред.). Религиозная толерантность в мировых религиях . Вест-Коншохокен, Пенсильвания: Издательство Templeton Foundation Press. стр. 360–376. ISBN 978-1599471365 . OCLC 174500978 .
- Флуд, Гэвин Д. (2011). «Чудеса в индуизме». В Twelftree, Грэм Х. (ред.). Кембриджский спутник чудес . Издательство Кембриджского университета.
- Гетин, Руперт (1998). Основы буддизма . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0192892231 . OCLC 38392391 .
- Гьяцо, Джанет, изд. (1992). В зеркале памяти: размышления об осознанности и воспоминании в индийском и тибетском буддизме . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0791410773 . OCLC 24068984 .
- Харрисон, Пол (1992). «Памятование и идентификация в Буддханусмрити». В Гьяцо, Джанет (ред.). В зеркале памяти: размышления об осознанности и воспоминании в индийском и тибетском буддизме . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0791410773 . OCLC 24068984 .
- Клостермайер, Клаус К. (2008). Индуизм: Руководство для начинающих . Публикации Oneworld. ISBN 978-1851685387 .
- Николсон, Эндрю (2013). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231149877 .
- Перретт, Рой (2000). Индийская философия . Рутледж. ISBN 978-1135703226 .
- Шивананда, Шри Свами (1988) [1934]. Практика брахмачарьи (1-е изд.). Шивананданагар, Уттар-Прадеш: Общество Божественной Жизни . ISBN 8170520673 .
- Унно, Тайтэцу (1993). «Сань-лунь, Тянь Тай и Хуа-янь». В Такеучи, Ёсинори; Брагт, Ян ван (ред.). Буддийская духовность: Индия, Юго-Восточная Азия, Тибет и ранний Китай . Мировая духовность. Нью-Йорк: Перекресток. стр. 343–365. ISBN 0824512774 . ОСЛК 27432658 .
- Уайт, Джонатан, изд. (1994). Разговоры на воде: разговоры о природе и творчестве . Сан-Франциско: Книги Сьерра-клуба. ISBN 0871565153 . ОСЛК 27640603 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Курлавала, Уттара Аша (весна 1996 г.). «Даршан и абхиная: альтернатива мужскому взгляду» (PDF) . Журнал танцевальных исследований . 28 (1): 19–27. дои : 10.2307/1478103 . JSTOR 1478103 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 апреля 2015 года.
- Дасс, Рам (2010). «Даршан» . Будь любовью сейчас: путь сердца . Нью-Йорк: HarperOne. стр. 62–84 . ISBN 978-0061961373 . OCLC 526084249 .
- ДюПертюи, Люси (1986). «Как люди распознают харизму: случай даршана у Радхасоами и Миссии Божественного Света». Социология религии . 47 (2): 111–124. дои : 10.2307/3711456 . JSTOR 3711456 .
- Эк, Диана Л. (1998) [1981]. Даршан: видение божественного образа в Индии (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0231112653 . OCLC 40295673 .
- Граймс, Джон А. (2004). «Даршана». В Миттале, Сушил; Терсби, Джин Р. (ред.). Индуистский мир . Миры Рутледжа. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 531–552. ISBN 0415215277 . OCLC 54103829 .
- Пурдом, CB, изд. (1955). Бог человеку и человек Богу: беседы Мехера Бабы . Лондон: Виктор Голланц.
- Санзаро, Фрэнсис (осень 2007 г.). «Даршан как способ и критика восприятия: освободительная модель визуальности в индуизме» (PDF) . Ось Мунди : 1–24.