Рудракша
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
Портал индуизма |
Рудракша ( IAST : rudrāksha ) относится к высушенным камням или семенам рода Elaeocarpus , в частности, Elaeocarpus ganitrus . [1] Эти камни служат четками для индуистов (особенно шиваитов ) и буддистов . Созревшие камни рудракши покрываются несъедобными синими плодами, поэтому их иногда называют «черничными бусинами». [2]
Камни связаны с индуистским божеством Шивой , и их обычно носят для защиты и для пения мантр, таких как Ом Намах Шивая ( санскрит : ॐ नमः शिवाय ; Ом Намах Шивая ). В основном их поставляют из Индии , Индонезии и Непала для изготовления ювелирных украшений и мал ( гирлянд ) и ценят так же, как и полудрагоценные камни. [1] Рудракша может иметь до двадцати одной «грани» ( санскрит : मुख , латинизировано : мукха , букв. « лицо » ) или локул — естественно укоренившихся продольных линий, которые делят камень на сегменты. Каждое лицо представляет определенное божество. [3] [4]
Этимология
[ редактировать ]Рудракша — это составное санскритское слово, состоящее из « Рудра » ( санскрит : रुद्र ), относящегося к Шиве, и « акша » ( санскрит : अक्ष ), означающего «глаз». [5] [а] [6] Санскритские словари переводят акша ( санскрит : अक्ष ) как глаза, [7] как и многие выдающиеся индуисты, такие как Шивая Субрамуниясвами и Камал Нараян Сита; соответственно, рудракша может интерпретироваться как означающая «Глаз Рудры». [8] [ нужна страница ] [9]
Описание
[ редактировать ]Дерево Рудракша
[ редактировать ]Из 300 видов Elaeocarpus 35 встречаются в Индии. Основным видом этого рода является Elaeocarpus ganitrus , имеющий общее название « дерево рудракша », и встречается от Гангской равнины в предгорьях Гималаев до Непала , Южной и Юго-Восточной Азии , некоторых частей Австралии , Гуама и Гавайских островов. . [10]
Эти виды деревьев, обычно встречающиеся на больших высотах, в основном в Гималайском регионе, стали редкими в Индии из-за того, что раньше они использовались для изготовления железнодорожных шпал. Семена высочайшего качества происходят с определенных высот в Гималаях, где почва, атмосфера и факторы окружающей среды способствуют их уникальной вибрации. [11]
Elaeocarpus ganitrus Деревья вырастают до 60–80 футов (18–24 м). Это вечнозеленые деревья, которые быстро растут, и по мере взросления их корни образуют опоры, поднимающиеся вверх возле ствола и расходящиеся по поверхности земли. [ нужна ссылка ]
Фрукты
[ редактировать ]Дерево рудракши начинает приносить костянки (плоды) через три-четыре года после прорастания. Ежегодно он дает от 1000 до 2000 плодов. Эти плоды обычно называют « плодами рудракши », но также известны как амритапхала (плоды амброзии ). [ нужна ссылка ]
Пирена гнездами «камнем», обычно разделена на несколько сегментов семенными плода, обычно называемая «косточкой» или . Когда плод полностью созревает, косточки покрываются синей внешней мясистой оболочкой несъедобных плодов. Синий цвет обусловлен не пигментом, а структурной окраской . [12] Бусины Рудракши иногда называют «черничными бусинами» из-за синего цвета плодов.
Химический состав
[ редактировать ]рудракши Плоды содержат алкалоиды , флавоноиды , дубильные вещества , стероиды , тритерпены , углеводы и сердечные гликозиды . Они также содержат рудракин, [13] [14] алкалоид, обнаруженный в плодах рудракши в 1979 году. [15]
Виды рудракши камней
[ редактировать ]Камни Рудракши описываются как имеющие несколько граней или «лиц» ( мукхи ), которые разделены линией или расщелиной вдоль камня. Обычно эти камни имеют от 1 до 21 грани, хотя экземпляры Рудракши имеют до 26-27 граней. о лицах сообщалось, хотя и редко. Однолицые ( экмухи ) — самые редкие. [3] [17] Рудрашку с одиннадцатью лицами носят отшельники, женатые носят двуликий камень, а пятигранный камень представляет Ханумана. [18] Рудракши из Непала имеют размер от 20 до 35 мм (0,79 и 1,38 дюйма), а из Индонезии - от 5 до 25 мм (0,20 и 0,98 дюйма). Камни Рудракши чаще всего коричневые, хотя также встречаются белые, красные, желтые или черные камни. [ нужна ссылка ]
Описаны многие виды камня. Гаури Шанкар — это два камня, которые естественным образом соединены между собой. Савары – это гаури шанкары , в которых один из сросшихся камней имеет только одну грань. Ганеша — это камни, имеющие на теле выступы в виде хобота. Триджути — это три камня, которые естественным образом соединены между собой. Другие редкие типы включают веду (4 соединенных савара ) и двайту (2 соединенных савара ). [19]
Использование
[ редактировать ]Религиозное использование в религиях индийского происхождения
[ редактировать ]Рудракша священна для преданных Шивы и ее часто носят. [3]
Камни Рудракши можно связать вместе в виде бус на гирлянду ( мала ), которую можно носить на шее. Бусы обычно нанизываются на шелк или на черную или красную хлопчатобумажную нить. Реже ювелиры используют медную, серебряную или золотую проволоку. Бусины рудракши . могут повредиться, если нанизать их слишком туго « Деви-Бхагавата-пурана» описывает приготовление гирлянд из рудракши . [21]
Индусы часто используют рудракши гирлянды для молитвы и медитации , а также для освящения ума, тела и души , так же, как христиане используют четки и четки для подсчета повторений молитвы. [22] [ необходимы дополнительные ссылки ] , существует давняя традиция носить 108 четок из рудракши из В Индии, особенно в шиваизме -за их связи с Шивой, который носит гирлянды из рудракши . Большинство гирлянд содержат 108 бусин плюс одну , потому что 108 считаются священными и подходят для повторения короткой мантры достаточное количество раз. Дополнительная бусина, называемая «меру», бинду или «бусина гуру», помогает отметить начало и конец цикла из 108 и имеет символическое значение как «основная» бусина. Гирлянды Рудракши обычно содержат бусины в комбинациях 27+1, 54+1 или 108+1. Мантру Ом Намах Шивая , связанную с Шивой, часто выбирают для повторений ( джапы ) с использованием четок из рудракши . [23]
Обслуживание
[ редактировать ]Условьте новую Рудракшу
[ редактировать ]Начните с погружения бусинок в топленое масло (топленое масло) на 24 часа, а затем замочите их в жирном молоке еще на 24 часа. Промойте бусины водой и аккуратно вытрите насухо чистой тканью. Не используйте мыло или другие чистящие средства. Цвет Рудракши во время этого процесса может слегка измениться, это нормально, так как это натуральные бусины. Кроме того, во время кондиционирования часть нити может поблекнуть, что также является нормальным явлением. Рекомендуется кондиционировать бусины каждые шесть месяцев, следуя одной и той же процедуре. [24]
История
[ редактировать ]В индуистских религиозных текстах
[ редактировать ]Этот раздел содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( август 2021 г. ) |
Упанишады
[ редактировать ]позднего средневековья В нескольких Упанишадах описывается изготовление, ношение и использование рудракши гирлянд , а также их мифологическое происхождение как слез Рудры .
Гуха ответил ему: Коралл, жемчуг, хрусталь, раковина, серебро, восемь футов, сандал, сын, средства к существованию, лотос, Рудракша. Адикшантамурти — осторожное существо. Золото, серебро и медь следует добавить в устье хвоста и хвост в хвост в порядке вращения между ними. [25]
Мудрец Гуха ответил: (Он сделан из любого из следующих 10 материалов): Коралл, Жемчуг, Кристалл, Раковина, Серебро, Золото, Сандал, Путра-Дживика, Лотос или Рудракша. Каждая голова должна быть посвящена и считаться управляемой божествами от Акары до Кшакары. Золотая нить должна провязать бусины через отверстия. Справа у него серебро (колпачки), а слева медь. Лицо бусины должно быть лицом, лицо другой головы и хвостик, хвостиком. Таким образом, необходимо создать круговое образование. [26]
— Акшамалика Упанишад
Тогда Санаткумара спросил Господа Калагни Рудру, как носить Рудракшу. Он сказал: «Они известны в мире как Рудракши, рожденные из глаз Рудры. Тот, кто ест эту Рудракшу, свет пепла, касается этой Рудракши своей рукой и просто. держа его, он награждается даром в две тысячи коров. В этой Рудракше он становится одиннадцатым Рудрой. Эта Рудракша, которую носят на голове, является плодом, полученным от крора коров. [27]
Мудрец Санаткумара подошел к Господу Калагни Рудре и попросил его: «Господь, пожалуйста, объясни мне метод ношения Рудракши». Он сказал ему следующее: «Рудракша прославился под этим именем, потому что изначально оно было создано из глаз Рудры. Во время разрушения и после акта разрушения, когда Рудра закрыл свое око разрушения, Рудракша была создана из этого Это свойство Рудракши, просто прикасаясь к этой Рудракше и нося ее, человек получает тот же эффект, что и раздача тысячи коров». [28]
На корнях туласи, париджата, деревьев шри и других местах. Гирлянда из лотоса, тюльпана, дерева и рудракши. [29]
Ему следует считать, используя четки (мала), четки которых сделаны либо из растения тулси , либо из рудракши. [30]
Сердце – это серьги, а пепел – видение Рудракши. Сущность звезд — это великое изречение пяти Брахма-агнихотр. [31]
Простершись ниц перед знаменитой формой Шри Махадева-Рудры в своем сердце, поклоняясь священным Бхасме и Рудракше и мысленно повторяя великую Махавакья-мантру Тарасару, мудрец Шука спросил своего отца Гита мудреца Вьясу . [32]
— Рудрахридая Упанишада
Тогда Бхусунда, огонь времени, спросил его, как появилась Рудракша. Каков результат его проведения? Господь Рудра, огонь времени, обратился к нему. Я закрыл глаза, чтобы убить три мира, и когда я закрыл глаза, капли воды упали из них на землю, и они стали Рудракшей. Я не могу сказать выше, что плод от дарения десяти коров путем простого повторения их имен ради всякой благодати вдвое плодотворнее, чем от того, чтобы увидеть и прикоснуться к ним. [33]
Мудрец Бхусунда спросил Господа Калагни-Рудру: «Каково начало четок Рудракши?» Какая польза от их ношения на теле? Господь Калагни-Рудра ответил ему так: «Я закрыл глаза ради уничтожения Трипурасуры » . Из моих закрытых глаз капли воды падали на землю. Эти капли слез превратились в Рудракши. Просто произнеся имя «Рудракша», человек получает выгоду от раздачи десяти коров в качестве благотворительности. Увидев и прикоснувшись к нему, можно получить двойную пользу. Я больше не могу его хвалить. [34]
Рудракшаджабала Упанишада
Тирумурай
[ редактировать ]Как и Упанишады, Тирумурай описывает ношение гирлянд рудракши и их использование в качестве четок для пения мантр . Соответственно, Тирумурай считает ношение пары гирлянд из рудракши признаком благочестия .
Те, кто идут путями-близнецами Чарьи и Крии, всегда прославляют двойные стопы Господа. Они носят священные символы — двойные кольца в мочках ушей, двойную гирлянду из рудракши на шее — и принимают двойные мудры, и все это с дружелюбным постоянством.
- Тирумантирам 1423. TM [35]
Думая о Нем, великая любовь переполняет их сердца, и если они перебирают четки рудракши, это принесет им славу Богов. Повторяйте имя нашего обнаженного Господа. Скажите: « Намах Шивая !»
Выращивание
[ редактировать ]Травяные и священные рощи
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2021 г. ) |
Ч. Деви Лал Рудракша Ватика — это 184 акра (0,74 км2). 2 ) роща, посвященная рудракше , в которой также растет более 400 находящихся под угрозой исчезновения аюрведических лекарственных трав , в районе Ямунанагар штата Харьяна в Индии . [37]
Рудракшу в основном выращивают в предгорьях Гималаев , главным образом в Непале и Индии. [38] Самые популярные разновидности рудракши встречаются в регионах Катманду , в регионе долины Арун в Непале и Кулу , а также в Рамешвараме в Индии. Есть несколько естественных деревьев рудракши в альпийских лесах Дхауладхара и нижних хребтах Шивалик в Гималаях . [ нужна ссылка ]
Рощи в основном встречаются в штате Уттаракханд в Индии. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]Дерево
[ редактировать ]- Рудракша Листья дерева
- Дерево Рудракша с цветами
- Рудракши Цветы
- Страны, в которых Elaeocarpus ganitrus является родным.
Фрукты
[ редактировать ]Камни
[ редактировать ]- Горсть рудракши камней
- Красный пятигранный рудракша . камень
- Разрез семигранного рудракши. камня
- Рентгеновский снимок десятигранного камня рудракши показывает 10 камер для хранения семян ( локул ) и одну центральную камеру.
См. также
[ редактировать ]- Подобные религиозно значимые природные объекты
- Сопутствующие мантры
- Четки
- Гирлянды и вышивка бисером
Примечания
[ редактировать ]- ^ Статли (1985) , с. 119: «Рудраглазый». Название темных ягод Elaeocarpus ganitrus , используемых для изготовления шиваитских четок ( mālā ) или ожерелий. Ягоды имеют пять частей, символизирующих пять лиц Шивы ( pañcānana )».
Значение ношения четок из рудракши
[ редактировать ]Ношение четок Рудракши выходит за рамки простого украшения; это духовная практика, глубоко уходящая корнями в древние традиции. Независимо от того, носят ли эти бусины ради духовной, медицинской или астрологической пользы, эти бусины продолжают привлекать внимание людей, ищущих более глубокую связь с собой и божественным. Бусина Рудракша, символ духовной связи, находит отклик в различных культурах, каждая из которых охватывает ее с уникальное почитание и практики. Эта бусина ткет нить единства среди различных духовных традиций, иллюстрируя ее глобальное значение за пределами ее происхождения. [39] Непреходящая привлекательность бусин Рудракши отражает их вневременное значение в сфере духовности и целостного благополучия.
Бусы Рудракша, полученные из семян дерева Рудракша, имеют глубокое духовное значение в индуизме и других культурах. Традиция ношения этих бус насчитывает тысячи лет, а их популярность вышла за культурные и географические границы. В этой статье мы углубимся в причины, по которым люди предпочитают носить четки Рудракши, а также в связанные с ними духовные и медицинские преимущества.
Духовное значение: четки Рудракши почитаются в индуизме как священные символы Господа Шивы. Легенда гласит, что эти бусы произошли из слез Господа Шивы, и поэтому считается, что их ношение связывает владельца с божественной энергией. Многие люди носят четки Рудракши, чтобы улучшить свои духовные практики, медитацию и молитвы.
Позитивная энергия и защита. Считается, что уникальные вибрации и энергии, связанные с 11 бусинами Мухи Рудракша, создают защитный щит вокруг владельца. Говорят, что эти четки Мухи Рудракши 14 поглощают негативную энергию, способствуя ощущению мира и спокойствия. Считается, что ношение 15 бусин Мухи Рудракша защищает от негативных влияний и способствует созданию положительной ауры.
Помощь для медитации: Текстура и энергия 17 бусин Мухи Рудракша делают их популярными среди тех, кто практикует медитацию. [40] Считается, что 12 бусин Мухи Рудракша помогают людям сосредоточить свой ум, повышают концентрацию и способствуют более глубокому медитативному опыту. Многие практикующие медитацию носят 19 четок Мухи Рудракши как средство выравнивания своих духовных энергий и достижения повышенного состояния осознания.
Польза для здоровья: Аюрведа, древняя индийская система медицины, признает лечебные свойства бусин Рудракши. Некоторые считают, что ношение 20 бусин Мухи Рудракша может оказать положительное влияние на сердечно-сосудистую систему и общее самочувствие. Считается, что 13 бусин Мухи Рудракша оказывают охлаждающее действие на тело, способствуя чувству баланса и гармонии.
Астрологическое значение: В ведической астрологии 18 бусин Мухи Рудракша связаны с определенными планетарными влияниями. Считается, что разные бусины Мухи (лица) Рудракши резонируют с разными планетами, принося владельцу астрологическую пользу. Многие люди консультируются с астрологами, чтобы определить наиболее подходящие бусины Рудракши на основе их карты рождения.
Заявление о культуре и моде: Помимо своей духовной пользы и пользы для здоровья, бусины Рудракши стали культурным и модным символом. Многие люди носят 21 ожерелье или браслет Мухи Рудракша как часть своего повседневного наряда, сочетая традиции с современной модой. Такое сочетание культурного значения и стиля способствовало широкой популярности бусин Рудракши.
Виды бусин из рудракши
[ редактировать ]Бусины Рудракши классифицируются в зависимости от количества граней, которые они имеют, от 1 до 21, причем в редких случаях бусины имеют до 26-27 граней. [41] уникальные типы, такие как Гауришанкар (две соединенные бусины), Триджути (три соединенные бусины), Веда (4 соединенные бусины ) и Двайта (2 соединенные бусины Кроме того, среди разнообразия доступных бусин Рудракши также встречаются ).
Некоторые лица или мухи являются эксклюзивными или самыми редкими на земле , поэтому их сложно найти. Эти редкие бусины Рудракши имеют огромное значение и, как полагают, обладают мощной энергией и благословениями, что делает их очень востребованными как среди духовных практиков, так и среди коллекционеров. Каждый Мухи обладает уникальной вибрацией, направляя искателей в их духовном путешествии к внутреннему пробуждению и просветлению. Повторяя мантры Бидж, соответствующие каждой Рудракша Мукхи, практикующие могут использовать внутреннюю силу этих священных четок, способствуя более глубокой связи с божественным и раскрывая скрытые потенциалы внутри себя. [42]
Одна Мухи Рудракша: Известна как самая редкая и самая мощная бусина. Эта 1 бусина Мухи Рудракша символизирует бесформенную, абсолютную реальность – душу. Дарует концентрацию, сосредоточенность и духовный рост.
Две Мухи Рудракши: представляют Ардханаришвару , объединенную форму Шивы и Шакти. 2 Мухи Рудракша гармонизирует отношения и укрепляет единство. Идеально подходит для пар, ищущих семейного счастья.
Три Мухи Рудракши: связаны с троицей Брахмы , Вишну и Шивы. Ношение 3 Мухи Рудракши приносит мир, спокойствие и духовное развитие. Идеально подходит для медитации и самопознания.
Четыре Мухи Рудракши: символизируют четыре Веды . Улучшает знания, творческие способности и общение. 4 Мухи Рудракша полезна для студентов и специалистов.
Пять Мухи Рудракша: представляет пять элементов и пять чувств. Ношение 5 Мухи Рудракши способствует хорошему здоровью, психической стабильности и духовному росту. Обычно используется для ежедневных молитв и медитации.
Шесть Мухи Рудракши: Связаны с Картикеей , сыном Шивы. 6 Мухи Рудракша усиливает силу воли, концентрацию и интеллект. Полезно для профессионалов, стремящихся к карьерному успеху.
Семь Мухи Рудракша: представляет Богиню Махалакшми . Ношение 7 Мухи Рудракши дарует богатство, процветание и успех в бизнесе. Облегчает финансовые заботы.
Восьмёрка Мухи Рудракша: Связанная с Господом Ганешей , 8 Мухи Рудракша устраняет препятствия, приносит успех и усиливает лидерские качества. Носится для преодоления жизненных трудностей.
Девятка Мухи Рудракша: Связанная с богиней Дургой , девятка Мухи Рудракша обеспечивает силу, мужество и защиту. Защищает от негативной энергии.
Десять Мухи Рудракша: представляет Господа Вишну , 10 Мухи Рудракша дарует божественную защиту и усиливает позитив. Идеально подходит для тех, кто ищет духовного пробуждения.
Одиннадцать Мухи Рудракша: Связанная с Господом Хануманом , 11 Мухи Рудракша вселяет силу, мужество и преданность. Он помогает преодолевать препятствия и трудности, способствует успеху и победе в начинаниях.
Двенадцать Мухи Рудракши: символизируя двенадцать Адитьев , 12 Мухи Рудракша наделяют жизненной силой, харизмой и лидерскими качествами. Это повышает креативность и способность принимать решения, способствуя успеху и признанию.
Тринадцатая Мухи Рудракша: Связанная с Господом Камадевой , 13-я Мухи Рудракша усиливает обаяние, привлекательность и магнетизм. Он способствует любви, романтике и гармоничным отношениям, способствуя эмоциональному благополучию и удовлетворению потребностей.
Четырнадцатая Мухи Рудракша: Связанная с милостью и защитой Господа Шивы , 14-я Мухи Рудракша усиливает духовное осознание, обеспечивает защиту от негативных энергий и облегчает медитацию. Он способствует исцелению, балансу и гармонии в жизни.
Пятнадцать Мухи Рудракши: символизируя Господа Пашупатинатха , 15 Мухи Рудракша даруют божественную милость, благословения и духовное просветление. Он усиливает интуицию, мудрость и экстрасенсорные способности, способствуя духовному росту и трансформации.
Шестнадцатилетняя Мухи Рудракша: Связанная с Господом Рамой , 16-я Мухи Рудракша усиливает мужество, праведность и внутреннюю силу. Он способствует самодисциплине, решительности и победе над невзгодами, способствуя успеху и процветанию.
Семнадцатая Мухи Рудракша: символизирующая богиню Катьяяни , 17-я Мухи Рудракша дарует божественные благословения, защиту и силу. Он повышает рождаемость, материнство и воспитательные качества, способствуя семейной гармонии и благополучию.
Восемнадцатая Мухи Рудракша: Связанная с Бхуми Деви , 18-я Мухи Рудракша усиливает заземление, стабильность и изобилие. Он способствует процветанию, росту и успеху в начинаниях, способствуя материальному и духовному богатству.
Девятнадцатая Мухи Рудракша: Связанная с Господом Нараяной , 19-я Мухи Рудракша дарует божественные благословения, защиту и исполнение желаний. Это усиливает преданность, веру и духовную связь, способствуя божественной благодати и благословениям.
Двадцать Мухи Рудракши: Символизируя Вишвасу Садху и Васуки , 20 Мухи Рудракша усиливают интуицию, экстрасенсорные способности и духовное просветление. Он способствует божественному знанию, мудрости и внутреннему миру, способствуя духовному росту и освобождению.
Двадцать одна Мухи Рудракша: Связанная с Господом Кубером и Эк Алакхом Ниранджаном , 21-я Мухи Рудракша дарует божественные благословения, процветание и изобилие. Он увеличивает материальный достаток, успех в начинаниях и исполнение желаний, способствует финансовой стабильности и процветанию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, Бхарати (2 октября 2015 г.). Золотая зелень: удивительный мир растений . Институт энергетики и ресурсов (ТЕРИ). стр. 21–25. ISBN 978-81-7993-441-8 .
- ^ Сингх, Б; Чопра, А; Ишар, депутат; Шарма, А; Радж, Т (2010). «Фармакогностические и противогрибковые исследования Elaeocarpus ganitrus (Рудракаша)» . Индийская фармацевтическая наука . 72 (2): 261–5. дои : 10.4103/0250-474X.65021 . ПМЦ 2929793 . ПМИД 20838538 .
- ^ Jump up to: а б с Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Розен. п. 576. ИСБН 978-0-8239-3180-4 .
- ^ «Официальный сайт Садхгуру, Фонда Иша | Индия» . isha.sadhguru.org . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Статли, М. (1985). Иллюстрированный словарь индуистской иконографии . Нью-Дели, Индия: Издательство Munshiram Manoharlal. стр. 98, 119. ISBN. 978-81-215-1087-5 .
- ^ Сингх, Ишар Б. (2015). «Фитохимические и биологические аспекты Рудракши, каменного эндокарпа Elaeocarpus ganitrus» . Израильский журнал наук о растениях . 62 (4): 265–276. doi : 10.1080/07929978.2015.1020659 – через Brill.
- ^ «Акса: английский перевод санскритского слова: Акса — Санскритский словарь» .
- ^ Субрамуниясвами, Шивая (1997). Танец с Шивой . США. Найдите на странице «Рудракша». ISBN 9780945497974 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Цигенбальг, Варфоломей (1869). Генеалогия южно-индийских богов: Руководство по мифологии и религии народов Южной Индии, включая описание популярного индуизма . Хиггинботам. п. 27.
- ^ Коул, МК (13 мая 2001 г.). «Связывание с бусами» . Спектр . Индия: Трибьюн.
- ^ «Официальный сайт Садхгуру, Фонда Иша | Индия» . isha.sadhguru.org . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Ли, Д.В. (1991). «Ультраструктурная основа и функция радужной синей окраски плодов Elaeocarpus ». Природа . 349 (6306): 260–262. Бибкод : 1991Natur.349..260L . дои : 10.1038/349260a0 . S2CID 13332325 .
- ^ «Рудракин химикат» . Исследовательские ворота .
- ^ Джавла, Сунил; Рай, Д.В. (08 июня 2016 г.). «QSAR-дескрипторы молекулы рудракина рудракши (Elaeocarpus ganitrus) с использованием вычислительных серверов» . Немецкий журнал фармации и наук о жизни (GJPLS) . 1 (1).
- ^ Рэй, AB; Чанд, Лал; Пандей, В.Б. (январь 1979 г.). «Рудракин, новый алкалоид Elaeocarpus ganitrus». Фитохимия . 18 (4): 700–701. Бибкод : 1979PChem..18..700R . дои : 10.1016/S0031-9422(00)84309-5 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Знакомьтесь, Ведик (19.01.2024). «20 причин, почему вам нужен Панч Мухи Рудракш в 2024 году» . Ведическая встреча . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 1668–1669. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Блэкман, Уинифред С. (1918). «Розарий магии и религии» . Фольклор . 29 (4): 255–280. дои : 10.1080/0015587X.1918.9719067 . JSTOR 1255280 – через JSTOR.
- ^ Сита, Камаль Нараян (2005). Сила рудракши . Индия. стр. 15, 20 и 21. ISBN 9788179929810 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ О пятичастном типе, обозначающем пять лиц Шивы, и терминологии панчанана , см.: Stutley, p. 119.
- ^ Сита, Камаль Нараян (2008). Сила Рудракши (4-е изд.). Мумбаи, Индия: Издательство Jaico. стр. 64–65. ISBN 978-81-7992-844-8 .
- ^ Лаатч, М. (2010). Рудракша. Четки шиваитского молитвенного шнура в древних и современных источниках . Мюнхен: Академическая издательская ассоциация Мюнхена. ISBN 978-3-89975-411-7 .
- ^ «Танец с Шивой» . www.himalayanacademy.com . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «Путеводитель по Рудракше» . ИшаЛайф ЕС . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «АкШамалика Упанишад на санскрите» (PDF) .
- ^ «АкШамалика Упанишад на английском языке» .
- ^ «Брихат-Джабала Упанишада на санскрите» .
- ^ «Брихад Джабала Упанишада на английском языке» .
- ^ «Шрирамахарасья упанишад на санскрите» .
- ^ «Рама Рахасья Упанишада на английском языке» .
- ^ «Рудрахридая Упанишада на санскрите» .
- ^ «Рудра Хридая Упанишада на английском языке» .
- ^ «рудракшаджабала санскрит» (PDF) .
- ^ «Рудракша Джабала Упанишада на английском языке» .
- ^ Танец с Шивой . Гималайская академия. 1997. ISBN 9788120832657 .
- ^ Танец с Шивой . Гималайская академия. 1997. ISBN 9780945497479 .
- ^ Бюро новостей Премьер-министра. «Травяной парк в Хисаре» . old.projectsmonitor.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2014 года . Проверено 23 октября 2014 г.
- ^ «Разорвать порочный круг бедности с помощью образования в самых отдаленных уголках мира» . Независимый . 01.05.2021 . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Царство, Рудракша (15 апреля 2024 г.). «Рудракша для начинающих: выбор первой бусины для духовного пробуждения» . Царство Рудракши .
- ^ Атмо, Вивек (29 марта 2024 г.). «Польза непальской 17 Мухи Рудракши» .
- ^ «Непальская Рудракша» . Непальская Рудракша . 14 июня 2024 г.
- ^ Кунвар, Амит (4 апреля 2024 г.). «Бидж-мантры для каждого Мухи Рудракши» .