Пророк (индуизм)
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Март 2017 г. ) |
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
Портал индуизма |
Каула , также известная как Кула , Куламарга («путь Кулы») и Каулачара («традиция Каулы»), представляет собой тантрическую традицию, которая характеризуется отличительными ритуалами и символизмом, связанными с поклонением Шакти и Шиве. [1] это связано со скептизмом мест кремации или склепов , встречающимся в шактизме и шиваизме . [2]
Каула сохраняет некоторые отличительные черты традиции Капалика , из которой она произошла. [3] Он разделен на четыре подкатегории текстов, основанных на богинях Кулешвари, Кубджике, Кали и Трипурасундари соответственно. [4] Тексты Трики тесно связаны с текстами Кулешвари и могут рассматриваться как часть Куламарги. [1] [5] Эти подкатегории возникли как культы с широким спектром практик: некоторые с мягкими практиками, включающими поклонение Шиве или Садашиве как божеству-домохозяину, тогда как другие включали поклонение свирепым богиням с использованием крови, алкоголя и эротических подношений. [6]
В более поздней хатха-йоге каула-визуализация кундалини , поднимающейся через систему чакр, накладывается на более раннюю систему, ориентированную на бинду . [7] Кроме того, М. П. Пандит, выдающийся эксперт по Трике, однажды написал интересную заметку об освобождении посредством кашмирского шиваизма: «Есть четыре способа достижения этого освобождения: Каула Марга, когда человек занимается йогическими практиками; Шакти Марга, главным образом, через пробуждение и подъем Силы Кундалини Марги, достижение недвойственности Шивы посредством действия Ананда Марги, мгновенное самопознание, приводящее к вечному блаженству;
Пророк и школа
[ редактировать ]Перевод термина кула на английский язык считается трудным и вызвал некоторые проблемы у исследователей. [8] Основное значение — «семья», «группа» или «автономная единица». [9] объясняет это Гэвин Флад ссылаясь на свиты второстепенных богинь, изображенных в школьной литературе. [10]
Считается, что с философской точки зрения этот термин представляет собой объединяющую связь между различными объектами, процессами и живыми существами этого мира, которую можно отождествить с этими богинями как с аспектами верховного божества, в некоторых регионах — бога Шивы, в других — богини. [11] Другое значение, которое иногда придают термину каула, — это «группа людей», вместе занимающихся практикой духовной дисциплины.
Практики Каулы основаны на тантре . [1] тесно связаны с традицией сиддхов и шактизмом (если эти сиддхи относятся к потокам дивья или манава, можно легко найти их тексты; если сиддхи принадлежат к собственно потоку сиддхов, который относится к даитьям и данавам, любопытному уму еще предстоит найти что-то текстуальное в этом). Секты каулы известны своими крайними сторонниками, которые рекомендуют игнорирование табу и социальных нравов как средство освобождения. Позже такие практики часто смягчались, чтобы привлечь обычных домохозяев, как, например, в кашмирском шиваизме . [12] Существует также представление о смотрящем вниз, шестом лике Махашакти (Адхомукхи). Тантралока называет ее Паталаамной, где обитают асуры и наги. Адхарамная – это также его название. В других местах она называется Баудхамная и связана с Ваджрайогини, которую тибетцы приравнивают к Хатакешвари. Здесь параллель с индуизмом очевидна, поскольку индуистское божество Хатакешвара со своей супругой правит Виталой, вторым царством асуров в Патале. Конечно, среди куласов и каул преобладают гораздо более популярные команды дайвик и манушья, хотя они до сих пор окутаны тайной – к лучшему.
Фундаментальные понятия
[ редактировать ]Понятия чистоты, жертвенности, свободы, духовного учителя ( гуру ) и сердца являются основными концепциями традиции Каулы.
Чистота и нечистота
[ редактировать ]В этом жертвоприношении мудрец должен использовать тот самый ингредиент, который запрещен в ряде Священных Писаний. Оно погружено в нектар левой руки. ( Тантралока ) [13]
Действия или объекты сами по себе не кажутся нечистыми, скорее отношение является определяющим фактором. Духовное невежество — единственная нечистота, а знание чисто. [14] Пока человек отождествлен с высшим сознанием, в нем нет ничего нечистого. [15] На адепт не влияет никакая внешняя нечистота. [15] и использует то, что предосудительно, для достижения трансцендентности. [14] Здесь возникает антиномический и асоциальный характер Каулы и левосторонние формы тантры.
Жертва
[ редактировать ]Каула- жертвоприношение ( ягья ) определяется прежде всего как внутреннее действие. Любое действие, совершаемое с целью пробудить высшую реальность, называется жертвоприношением. [16] Однако если бы жертвоприношение совершалось только внутри, то не было бы внешнего, а значит, ограничения и двойственности. [17] Вот почему адепты Каулы также совершают символические внешние жертвоприношения, используя священное место и различные ритуалы.
Существует шесть основных видов жертвоприношений по «шести опорам»; внешняя реальность, пара, тело, центральный канал тонкого дыхания ( сушумна ), ум и Шакти . [18]
Свобода
[ редактировать ]Каула подчеркивает язык самодостаточности, освобождения и свободы. [8] В социальном отношении Каулу можно рассматривать как альтернативное общество, целостное само по себе, которое поддерживает свободу верующего от внутренних умственных и эгоистических ограничений, а также от внешних социальных и культурных предубеждений.
На социальном уровне освобождение от обусловленности осуществляется путем отделения от традиционных ограничений относительно того, что считается чистым и нечистым, и путем принятия духовной семьи гуру. На ментальном уровне свобода достигается пробуждением Кундалини посредством асан , пранаямы , мудр или мантр , усиления и сублимации жизненной и ментальной энергии и возвышения сознания. Кульминацией этого процесса является духовное просветление.
Абсолютную свободу можно найти только в раскрытии единства духа с Богом, состояния, описываемого как Атма-вьяпти , или повторное погружение в истинное Я ( атман ), или Шива-вьяпти : повторное погружение в высшее сознание Шива. [19] Быть свободным — значит освободиться от необходимости перерождения, обусловленного кармическими ограничениями. Сознание расширяется до чистой реальности , уровня, который, как считается, существует вне времени и пространства, где силы знания и действия ничем не ограничены, нет никаких обусловливающих желаний или потребностей, которые необходимо удовлетворить, и блаженство непосредственно присутствует в сознании. [20]
Основной метод Каулы – это опыт свободы сознания. [21] в сердце, в конечном итоге отражаясь в центре существа как Кхечари Мудра . Эта мудра (отношение) означает «способность сознания свободно перемещаться ( чарати ) в пространстве ( кха ) сердца». [22] Ученик учится распознавать Шиву как высшую реальность. Практики, относящиеся к сознанию, объясняются в таких текстах, как Виджняна Бхайрава Тантра , Спанда Карикас и Шива Сутры .
Кашмирский шиваизм описывает свободу как сватантрию – свободу создавать, поддерживать и разрушать вселенную, принадлежащую самому Шиве. Считается, что Шива, несмотря на любые ограничения и обусловленности, творит вселенную по своей свободной воле как игривое выражение своего духа ( лила ). Здесь каулы отличаются от Адвайты и Веды , где существует концепция, согласно которой майя (космическая иллюзия) накладывается на брахман (абсолют), вызывая своего рода иллюзорное творение. Здесь творчество считается реальным, а воля к творчеству – свободной и неограниченной. Сватантрия идентична Ананде (блаженству) и вимарше (рефлексивному сознанию/автосознанию).
Учитель
[ редактировать ]«Гуру — это путь» ( гурур упайах ). [23] Это утверждение из самого почитаемого священного текста кашмирского шиваизма, Шива-сутры , обобщает концепцию школы об отношениях гуру-ученик. Каула функционирует как форма гуру-йоги , где единственной существенной практикой ученика является подчинение себя своему гуру, принимая духовный импульс, дарованный ему его учителем. Ученики, в высшей степени открытые духовному влиянию своего гуру, называются духовными сыновьями и считаются познавшими высшее состояние сознания. [24] благодаря их прямой связи с просветленным сердцем своего гуру. [25]
Считается, что гуру образует единое «Я» (атман) со своими учениками. Таким образом, он своим собственным сознанием ведет учеников к открытию их собственного Атмана , возведенного в высшее состояние. [26]
Сердце
[ редактировать ]Ахам , сердце или «субъективное Я», является центральной концепцией идеологии Каулы , воспринимаемой как самая священная реальность, дом сознания ( Чит ) и блаженства ( Ананда ), место союза космической пары Шивы и Шакти . Термин Ахам относится к той же реальности, что и другие термины, такие как ануттара (непревзойденный), Акула (вне группы), Шива (Господь), Чит (высшее сознание), а также «женские» аспекты, такие как Ананда и Шакти . Каждый термин приносит определенную точку зрения, но ни один из них не может полностью описать Высшую Реальность.
На индивидуальном уровне сердце является связующей силой всех сознательных переживаний – индивидуальное существо считается Кулой , состоящей из восьми элементов: пяти чувств, эго ( ахамкар ), ума и интеллекта. Эти восемь процессов не являются разрозненными, несвязанными процессами, а представляют собой единую, взаимосвязанную семью («каула»), основанную на сознании как общем субстрате. [8] Каула предписывает практики, которые реинтегрируют восемь «лучей» души в высшее сознание.
На космическом уровне «Сердце Господа» ( ахам ) является основой семейства из 36 элементов, образующих все проявления. Концепция «Духовного сердца» настолько важна, что даже высшая реализация в кашмирском шиваизме описывается в связи с ней. Кхечари Мудра — это позиция, описываемая как «способность сознания свободно перемещаться ( чарати ) в пространстве ( кха ) сердца». [27] («кха» + «чарати» образует «кечари»)
Практики
[ редактировать ]Подобно другим тантрическим школам, Каула выбирает позитивный (утвердительный) подход: вместо того, чтобы предписывать самоограничения и осуждать различные действия, она воспринимает такие действия в духовном свете. [28] Таким образом, сексуальность, любовь, общественная жизнь и творческие занятия считаются векторами духовной эволюции. Основное внимание в Кауле уделяется практическим методам достижения освобождения . [29] вместо участия в сложных философских дебатах. Все приятное и позитивное можно интегрировать в свою практику.
Основными средствами, используемыми в практике Каулы , являются духовная семья, практика ритуалов инициации, пара (сексуальные ритуалы, такие как майтхуна ), тело (духовная алхимия внутри собственного тела), энергия (шакти) (контролируемая, в частности, через использование мантр и мистических фонем) и сознание (рассматриваемое как воплощение всего существа человека и самой вселенной). [30] [31]
Первая фаза развития связана с достижением состояния недвойственности, описываемого как «погружение в духовное сердце», нирвикальпа самадхи или переживание « нетварного света » сознания ( пракаша ). [32] (прочитайте ряд субъективных отчетов об этом опыте).
Групповая практика
[ редактировать ]Групповые практики, которые доступны только членам каулы ( семьи), [33] включают ритуалы, праздники, посвящения и тайный тантрический сексуальный союз. [26] Цели этой практики – посвящение новичков, расширение сознания. [26] и выражение уже достигнутого блаженства по мере того, как участники становятся все более и более продвинутыми. [34]
Залогом эффективности групповой практики считается гармония умов и сердец участников. [35] Когда создается совместимая духовная группа, она может значительно ускорить духовную эволюцию ее членов. Абхинавагупта заявляет, что такая группа может без усилий войти в состояние единства и универсального сознания. [36] Он объясняет это понятием отражения ( пратибимба ), процесса объединения, легкого перелива духовной энергии. [33]
Связь между частями каулы реализуется посредством взаимного отражения. Отражение ( пратибимба ) используется здесь в смысле «содержания внутри изображения других объектов», концепция, аналогичная концепции голограммы. Число возможных взаимодействий и отражений между членами каулы намного больше, чем количество содержащихся в ней элементов. [37] Кашмирский шиваизм заявляет, что каждая часть на самом деле по своей сути является Акулой (Шивой); [38] таким образом, существует связь между частями через их общий субстрат Акула . Поскольку каждая часть содержит Акулу , по своей сути она автоматически содержит всё, [8] Говорят, что именно так реализуется взаимное отражение.
Почти половина Тантралоки посвящена ритуалам, обычно вызывающим союз дополняющих друг друга совокупностей, таких как мужчина и женщина, способность и ее объект или вдох и выдох. [39] Практика ритуала может включать в себя построение мандалы . [40] визуализация богини или группы богинь ( Шакти ), [40] декламация ( джапа ), выполняемая в состоянии «отдыха внутри творческого осознания» ( чаматкара ), [41] жертвоприношение огню и его интериоризированный вариант – сожжение предметов и средств познания в «огне» недвойственного сознания ( парамарша ). [42]
Сила ритуала заключается в его повторении. Чистый ученик достигнет высшего состояния, даже просто оставаясь на короткое время в присутствии гуру без каких-либо наставлений, но менее подготовленные нуждаются в подкреплении и постепенном накоплении.
Физические практики
[ редактировать ]Каула уделяет особое внимание физическому телу в духовной практике. [8] «как сосуд Всевышнего» и, как таковой, не помеха истязаемым в аскетических практиках. [21] Предполагается, что повторное погружение в состояние недвойственности вызывает вторичные воздействия на физическое тело вследствие активности духовной энергии ( шакти ) и может быть названо тантрической алхимией тела (см. внутренняя алхимия ). Начиная с расширенного сознания себя ( атмана ), тело (а в конечном итоге и внешняя реальность) наполняется опытом недвойственности. [21]
Недвойственное, первоначально переживаемое только в сознании, распространяется на все тело. Адепт каулы откроет каулику – силу ( сиддхи ) отождествления с Вселенским Сознанием, испытываемую в физическом теле, [43] генерируется спонтанно, без каких-либо усилий (формальная медитация, позы – асаны , концентрация дхараны и другие формы напряжения в йоге). [44] Этот процесс описывается как нисхождение энергии недвойственного сознания в физическое. [21] Тогда сознание проявляется как свободная сила, проникающая в чувства и вызывающая экстравертное самадхи . В этот момент сознание, разум, чувства и физическое тело «растворяются» в единстве, расширяются в духовный свет сознания.
Как следствие, любое восприятие внешней реальности становится недвойственным. Становится возможным жить в постоянном состоянии единения с Шивой, даже выполняя обычные повседневные дела. Эта форма экстравертного, всеобъемлющего самадхи является вершиной духовной эволюции, бхайрави мудры , джагадананды или бхава самадхи . Йог воспринимает все как чистый свет и экстаз ( чит-ананда ) и больше не чувствует никакой разницы между внутренним и внешним. [21]
Ямала – тантрическая пара
[ редактировать ]Абхинавагупта: «Пара ( ямала ) — это само сознание, объединяющее излучение и стабильная обитель. Это абсолют, благородное космическое блаженство, состоящее как из Шивы, так и из Шакти. Это высшая тайна Кулы ; ни неподвижная, ни возникающая, она — это струящаяся купель как покоя, так и возникновения». (Тантралока) [45]
Сексуальные практики школ Каула , также известные как «тайный ритуал», выполняются с «внешней Шакти» (сексуальным партнером). [46] в отличие от чисто медитативных практик, которые задействуют только собственные духовные энергии («внутреннюю Шакти»). Роль сексуального ритуала Каулы состоит в том, чтобы объединить пару, йогини (посвященную женщину) и сиддха (посвященного мужчину), и вызвать друг в друге состояние постоянного пробуждения. [47] Это достижение стало возможным благодаря силе их любви. [48]
В своем возвышенном состоянии они оба погружаются в сознание Самости. Соединяясь на всех уровнях: физическом, астральном, ментальном и даже в своем сознании, они воссоздают высшую пару Шивы и Шакти. [49]
Жертвоприношение Каулы предназначено для немногих, элиты, которая может поддерживать состояние Бхайравы (духовного просветления) в сексуальном союзе. [50] Другие пары, даже если они воспроизводят ритуал в буквальном смысле (как это воспринимается со стороны), если они не достигают сознания Бхайравы , просто участвуют в половом акте.
«Посвящение устами йогини ( йогини-вактра )» — метод, с помощью которого адепт соединяется с очищенной йогиней и получает уникальный опыт просветленного сознания. [51] Он должен видеть в ней и свою возлюбленную, и гуру.
Энергия, генерируемая во время тантрического полового акта, считается формой «тонкого излучения», а акт эякуляции — формой физического излучения. [52] В кашмирском шиваизме энергия излучения ( висарга шакти ) считается формой ананды (блаженства).
В зависимости от ориентации сознания, интровертной или экстравертной, излучение может быть двух видов: отдохнувшее и приподнятое. В Шанте , спокойной форме излучения, фокус сосредоточен только на собственном Я в акте трансценденции. [53] В Удите , воскресшей форме, фокус проецируется на Самость ( атман ) возлюбленного – состояние, связанное с имманентностью. [53]
Сантодита (помимо удиты и шанта ) — это объединяющая форма, причина излучений как шанты , так и удиты . Сантодита описывается как всеобщее блаженство ( чидананда ), неделимое сознание, [54] каула (группа двоих как один) [55] и «истечение пульсации Шивы и Шакти». [56] Этот вид перевода от физического действия к ментальному и самому сознанию является характеристикой тантрического мировоззрения.
Мантровая практика
[ редактировать ]Мантрическая медитация — наиболее распространенная форма тантрической практики. В системе Каула эта практика связана особенно с группой фонем . [26] [51] 50 фонем ( варна ) санскритского алфавита используются как «семенные» мантры, обозначающие различные аспекты сознания ( чит ) и энергии ( шакти ). Группа ( кула ) санскритских фонем образует полное описание реальности, от низшего («земля») до высшего (сознание Шивы) уровня. [57]
Ритуальное «изложение» фонем имитирует эманацию космоса из высшего Я-сознания Шивы. [58] В другом ритуале фонемы идентифицируются с определенными зонами тела посредством практики ньясы , наполняя тело духовной энергией. Это мистическое состояние достигает кульминации в кауле тела (совершенстве совокупности органов, чувств и ума), и такое существо известно как сиддха (совершенный). [39] Адепт достигает формы телесного просветления, когда посредством силы мантр он приходит к познанию божеств внутри тела. [21]
Посвящение в мантрическую практику основано на передаче силы и связи (линии) сердца. Слово или фонема сами по себе бесполезны, поскольку они не имеют эффективности, если ученик не получил посвящение от подлинного мастера. [59]
Применение термина
[ редактировать ]В то время как проявленная реальность описывается как Кула (вариант формы термина Каула ), объединяющий фактор, Божество, называется Акулой . [8] «А» означает «за пределами» или «не», таким образом, «Акула» означает «за пределами кулы». Поскольку основой всех проявлений является Акула , такова и основа любой Кулы . Итак, семьи Кула объединены общим субстратом — трансцендентной Акулой .
В каждом из своих случаев, на различных уровнях вселенной, Кула представляет собой сжатие ( самкоча ) целостности, [8] таким образом, в каждой Куле существует сжатая форма вселенной, сжатая форма самого Шивы ( Акулы ). Такое утверждение было популяризировано под такими лозунгами, как «Сознание – это все» в некоторых недавних публикациях для общественности, посвященных кашмирскому шиваизму. [60]
Часто на высшем уровне реальности Шива и Шакти образуют высшую пару или высшую Кулу (семью). [61] Шива, под разными именами ( ануттара — абсолютный, пракаша — нетварный свет, чит — высшее сознание, Акула — за пределами групп проявления) и Шакти , под подобным множеством или именами ( Вимарса — отражение в сознании, Висарга — творческая энергия, излучающая Вселенная, Кундалини — фундаментальная энергия тела, спанда — вневременная вибрация, Каулики — то, что «подпрыгивает» в Куле ). Эти двое всегда находятся в неразрывном союзе в состоянии совершенного блаженства. В конечном счете нет никакой разницы между Шивой и Шакти, это разные аспекты одной и той же реальности. Высшая «семья» по определению охватывает как проявление, так и трансцендентность.
В кашмирском шиваизме Высшее Сознание ( Чит , идентичное Акуле Субстратом проявления считается ). Сознание — это высший принцип, монада вселенной, всегда присутствующая в качестве субстрата в каждом внешнем объекте, будь то грубый (физический), тонкий (ментальный) или тончайший (относящийся к каузальному телу или душе). Таким образом, внешний мир, тело, разум и душа считаются родственными частями целого, конкретизацией высшего сознания . [62] С этой точки зрения Кула — это совокупность проявлений в грубой, тонкой и высшей форме. [44] Даже если Чит не участвует непосредственно в процессе проявления (так как говорят, что она непроявлена), [63] оно всегда присутствует во всех возможных аспектах проявления. [64] Таким образом, говорят, что оно является субстанциальной причиной проявления (проявление состоит из Cit , «подобно горшкам, сделанным из глины»), а также действующей причиной («подобно тому, как гончар является действующей причиной в деятельности по созданию горшков»). . [65]
Близкое к этому понятие – Каулика , связывающая сила Кулы . Этот термин буквально означает «выросший в Куле ». [44] Каулика — другое имя Шакти , духовной энергии. Шакти , как описано в Кашмирском Шиваизме, совершает парадоксальную вещь – она создает вселенную во всем ее многообразии и в то же время остается идентичной Шиве, абсолютно трансцендентному. Таким образом, Каулика — это энергия и духа, и материи. Объединяя их, Каулика создает путь эволюции сознания от эго к духу.
Проявление Каулики исходит из абсолюта ( ануттара ) в процессе космического творения ( махасришти ). [66] Таким образом, Каулику следует рассматривать не просто как энергию или просто связь между материей и духом, но также как идентичную Абсолюту. Даже если она является динамическим аспектом Абсолюта, она не стоит ниже Шивы, своего божественного супруга.
Тексты
[ редактировать ]Кашмирская школа Каулы
Хотя каула представляет собой преимущественно устную традицию и не придает большого значения созданию текстов, есть некоторые тексты, связанные с этой традицией. Мюллер-Ортега, вслед за Панди, резюмирует литературу кашмирской школы следующим образом: [67]
- Сиддха-йогешвари-мата-тантра
- Рудра-ямала-тантра
- Куларнава-тантра
- Джнянарнава
- Нитья-шодашика-арнава
- Сваччанда Тантра
- Нетра-тантра
- Тантрараджа-тантра
- Чаликула
См. также
[ редактировать ]- Путь левой руки и путь правой руки – дихотомия между двумя противоположными подходами к магии
- Вамачара - санскритский термин, обозначающий неортодоксальные практики.
Ссылки
[ редактировать ]В этой статье нечеткий стиль цитирования . Причина такова: встроенные источники необходимо переместить в цитируемые работы и заменить короткими цитатами. ( Август 2023 г. ) |
- ^ Jump up to: а б с Дюпюш 2020
- ^ «Традиция Каула или Кула развивалась в контексте аскетизма на местах кремации Капалика». ( Наводнение 1996 :166)
- ^ Сандерсон 2012–2013 , стр. 4–5, 11, 57.
- ^ Сандерсон 2012–2013 , стр. 57–65.
- ^ Сандерсон 2012–2013 , стр. 59–60, 68.
- ^ Наводнение 1996 , с. 166
- ^ Мэллинсон 2011 , стр. 770, 774
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мюллер-Ортега 1989 , с. 59
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 100
- ^ Наводнение 1996 г.
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 102
- ^ Наводнение 1996 , с. 166
- ^ Тантралока, Глава 29, SL. 10
- ^ Jump up to: а б Дюпюш 2003 , с. 87
- ^ Jump up to: а б Дюпюш 2003 , с. 84
- ^ Дюпюш 2003 , с. 182
- ^ Дюпюш 2003 , с. 104
- ^ Дюпюш 2003 , с. 183
- ^ Силберн 1988
- ^ Лакшман Джу 1988 , с. 3, 9
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мюллер-Ортега 1989 , с. 60
- ^ Кхе чарати ити кечар [ii], Пара-тришика Виварана , Джайдева Сингх, стр. 5
- ↑ Шива-сутры Васугупты, глава II, стих 5.
- ^ Дюпюш 2003 , с. 157
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 166
- ^ Jump up to: а б с д Мюллер-Ортега 1989 , с. 62
- ^ Кхе чарати ити кечар[ii], Сингх 2005 , стр. 5
- ↑ Тронутый огнем, Продолжающееся путешествие духовного искателя, Пандит Раджмани Тигунайт, Пандит Раджмани Тигунайт, доктор философии, Раджмани Тигунайт, стр. 188
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 14
- ^ Силберн 1988 , стр. 177-178.
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , стр. 58, 61.
- ^ Культурное наследие Индии, Харидас Бхаттачарья , Институт культуры Миссии Рамакришны, стр. 521
- ^ Jump up to: а б Мюллер-Ортега 1989 , с. 61
- ^ Дюпюш 2003 , с. 127
- ^ Свет Тантр: Тантралока, Абхинавагупта, перевод Раньеро Гноли
- ^ Тантралока Абхинавагупты Cap28.v373–v380
- ^ Лакшман Джу 1988 , с. 29
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 97
- ^ Jump up to: а б Дюпюш 2003 , с. 117
- ^ Jump up to: а б Дюпюш 2003 , с. 119
- ^ Дюпюш 2003 , с. 120
- ^ Дюпюш 2003 , с. 123
- ^ Сингх 2005 , с. 6
- ^ Jump up to: а б с Сингх 2005 , с. 34
- ^ Тантралока Абхинавагупты Кап. 29 Стих. 116-117а
- ^ Дюпюш 2003 , с. 114
- ^ Силберн 1988 , с. 160
- ^ Сингх 2005 , с. 45
- ^ Дюпюш 2003 , с. 136
- ^ Дюпюш 2003 , с. 102
- ^ Jump up to: а б Дюпюш 2003 , с. 82
- ^ См. Сексуальную сублимацию , Оджас и Висарга.
- ^ Jump up to: а б Дюпюш 2003 , с. 263
- ^ Дюпюш 2003 , с. 261 263
- ^ Силберн 1988 , с. 187
- ^ Дюпюш 2003 , с. 268
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 63
- ^ Дюпюш 2003 , с. 81
- ^ Дюпюш 2003 , с. 80
- ^ Йога кашмирского шиваизма, Сознание - это все, Свами Шанкарананда
- ^ Пандит 2003 , с. 109
- ^ Сингх 2005 , с. 5, 31
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 137
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 78
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , с. 72
- ^ Сингх 2005 , с. 77
- ^ Мюллер-Ортега 1989 , стр. 57-58.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дюпуш, Джон Р. (2003), Абхинавагупта: Ритуал Кула, подробно описанный в главе 29 Тантралоки , Motilal Banarsidass Publishers, ISBN 81-208-1979-9 .
- - (2020), «Духовность удовольствия: «Тысячелетнее» общение Шивы и Шакти», в Эппле, Николь Мишель; Шайнинг, Фил (ред.), Исследование сексуальности и духовности: введение в междисциплинарную область , На стыке/Исследование границ, том. 132, Лейден и Бостон : Brill Publishers , стр. 131–162, doi : 10.1163/9789004437869_005 , ISBN. 978-90-04-43079-2 , ISSN 1570-7113 , LCCN 2020028860 , S2CID 242423110
- Флуд, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43878-0 .
- Лакшман Джу , Свами (1988), Кашмирский шиваизм: Высшая тайна , SUNY Press, ISBN 0-88706-575-9 .
- Мэллинсон, Джеймс (2011), «Йога: хорошая йога» , в Басу, Хелен; Якобсен, Кнут А.; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.), Энциклопедия индуизма Брилла , том. 3, Лейден : Brill Publishers , стр. 770–781, номер домена : 10.1163/2212-5019_BEH_COM_000354 , ISBN 978-90-04-17641-6 , ISSN 2212-5019 – через Academia.edu
- Мюллер-Ортега, Пол (1989), Триадное сердце Шивы , Олбани: State University of New York Press, ISBN 0-88706-787-5 .
- Пандит, Моти Лал (2003), Трика Шиваизм Кашмира , Нью-Дели: Мунширам Манохарлал, ISBN 81-215-1082-1 .
- Сандерсон, Алексис (2012–2013 гг.), «Шайвская литература» (PDF) , Журнал индологических исследований (24 и 25), заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- Силберн, Лилиан (1988), Кундалини: Энергия глубин , State University of New York Press, ISBN 978-0887068003 .
- Сингх, Джайдева; Свами Лакшман Джу ; Беттина Баумер (2005), Паратришика Виварана Абхинавагупты: Секрет тантрического мистицизма , Motilal Banarsidass Publishers (Pvt. Ltd), ISBN 81-208-0472-4 .