Нейдан
Часть серии о |
даосизм |
---|
Нейдан |
---|
Нэйдан , или внутренняя алхимия ( традиционный китайский : 內丹術 ; упрощенный китайский : 內丹术 ; пиньинь : нэйдан сю ), представляет собой набор эзотерических доктрин и физических, умственных и духовных практик, которые даосские инициаторы используют для продления жизни и создания бессмертное духовное тело, которое выживет после смерти. [ 1 ] Внутренняя алхимия, также известная как Цзиньдань ( 金丹 , сочетает в себе теории, полученные на основе внешней алхимии ( вайдан 外丹 ), корреляционной космологии (включая пять фаз ), эмблем Ицзин «золотой эликсир» ) и медицинской теории с техниками даосских учений . медитация , гимнастика даоинь и сексуальная гигиена . [ 2 ]
В нэйдань человеческое тело становится котлом (или «динь» , в котором культивируются Три Сокровища Цзин ) («Сущность»), Ци («Дыхание») и Шэнь («Дух») с целью улучшения физического, эмоциональное и психическое здоровье и в конечном итоге возвращение к изначальному единству Дао , т. е. достижение даосского Бессмертия . Считается, что Сючжэнь Ту является такой картой совершенствования. В Китае это важная форма практики для большинства школ даосизма .
Терминология
[ редактировать ]Китайское сложное слово nèidān объединяет общее слово nèi 內, означающее «внутри; внутренний; внутренний», с dān 丹 «киноварь; киноварь; эликсир; алхимия». Антонимом «внутренний эликсир / алхимия nèi « является wài 外 снаружи; внешний; внешний», а nèidān » был придуман из более раннего дополнительного термина wàidān 外丹 «внешний эликсир / алхимия».
Традиционные китайские медицинские алхимические тексты и источники обычно называют нэйдан «цзиндан дао 金丹道» или «Путь Золотого Эликсира». В современном стандартном китайском использовании термин нэйдан сю 內丹術 (с 術 «искусство; умение; техника; метод») обычно относится к внутренним алхимическим практикам, направленным на долголетие путем поддержания хорошего здоровья и предотвращения боли и страданий. [ 3 ]
Дата самого раннего использования термина нэйдан неизвестна. 內丹 или нэйдан были упомянуты в 灵剑子 Сюй Сюнем 许逊 во времена династии Цзинь (266–420) , но, с другой стороны, Артур Уэйли предположил, что это было первое записано в обете, данном в 559 году Тяньтай буддийским патриархом Наньюэ Хуиси, молящимся об успешном изготовлении эликсира, который сохранит ему жизнь до прихода Майтрейи . [ 4 ] Многие ученые согласились, в том числе Джозеф Нидэм и Лу Гвей-джен, которые перевели обет Хуиси жить аскетом в горах:
Я ищу долголетия для того, чтобы защищать Веру, а не для того, чтобы наслаждаться мирским счастьем. Я молюсь, чтобы все святые и мудрецы пришли мне на помощь, чтобы я мог получить несколько хороших волшебных грибов [ чжи 芝 ] и божественных эликсиров [ шендан 神丹 ], которые позволят мне вылечить все болезни и остановить голод и жажду. . Таким образом, я смогу постоянно практиковать путь Сутр и заниматься различными формами медитации. Я надеюсь найти мирное жилище в глубине гор, где будет достаточно сверхъестественных эликсиров и лекарств для осуществления моих планов. Таким образом, с помощью внешних эликсиров [ вайдан ] я смогу культивировать эликсир внутри [ нэйдан ]. [ 5 ]
Другие полагали, что нэйдан впервые появился в биографиях Дэн Ючжи 鄧郁之 (ок. 483–493) и Су Юаньмина 蘇元明 (ок г. . 600 ). Однако подлинность соответствующих отрывков, упомянутых выше, сомнительна. [ 6 ]
Термин нэйдань редко использовался в период поздней династии Тан (618–907) и пяти династий (907–960) и получил широкое распространение только в начале периода династии Сун (960–1279), когда нэйдань превратился в чрезвычайно сложная система как в теоретическом, так и в практическом аспектах. [ 7 ] В текстах Тан описывались внутренние алхимические практики словами fúyào 服藥 «принимать лекарства/лекарства» и chángshēng 長生 «долгая жизнь, долголетие; (даосизм) вечная жизнь». [ 8 ] Лю Сиюэ Мастера в Дао» Тайсюань Ланжань В «Стихах о продвижении содержится самое раннее датируемое упоминание терминов нэйдань и вайдань . [ 9 ] c . 1019 В даосской антологии Юньцзи Цицянь упоминается термин нэйдань . [ 10 ]
Ранние тексты, в которых упоминается нэйдан, определяют его как синоним или сходство с некоторыми техниками циркуляции ци : Культивирование и трансмутация ( сюлянь практика ), Эмбриональное дыхание ( тайси дыхание плода ), Циклический эликсир ( хуандань Хуандань ), Золотой эликсир цзиньданьцзиньдан ( ), Великий Эликсир ( дадан 大дан ), внутренние и внешние лекарства ( нэй/вайяо внутренняя и внешняя медицина ), внутренние и внешние аналоги ( нэй/вайсян внутренние и внешние образы ), а также эликсир Инь и эликсир Ян ( иньдан 近丹 и яндань). 阳Дэн ). [ 11 ]
Основываясь на текстовых свидетельствах, Фарзин Балдриан-Хусейн приходит к выводу, что в ранних текстах нейдан относится к определенной технике, а во время правления императора Сун Чжэньцзуна (997–1022 гг.) этот термин обозначает группу техник, выраженных на определенном алхимическом языке. . [ 12 ]
его транслитерируют с использованием более старой системы Уэйда-Джайлза как Нейтан . Иногда в литературе по западной алхимии [ 13 ]
История и развитие
[ редактировать ]Нэйдань была разделена на внутреннюю и внешнюю ( Вайдань является частью китайской алхимической медитативной традиции, которая, как говорят , в какой-то момент во времена династии Тан ) . « Кантун ци» ( «Родство трех» ) — самая ранняя известная книга по теоретической алхимии в Китае; оно было написано алхимиком Вэй Бояном в 142 году нашей эры. Этот текст повлиял на формирование нэйдана , самые ранние из существующих текстов которого датируются первой половиной VIII века. Авторы нескольких статей о нэйдане называют свое учение Путем Золотого Эликсира ( цзиндан чжи дао ). Большинство китайских алхимических источников можно найти в Даоцанге ( Даосском каноне ), крупнейшем собрании даосских текстов. [ 14 ]
Нэйдань разделяет значительную часть своих понятий и методов с классической китайской медициной, фанши и другими практиками, такими как медитация и методы «питания жизни» ( яншэн ). Что отличает алхимию от этих родственных традиций, так это ее уникальный взгляд на эликсир как материальную или нематериальную сущность, которая представляет собой первоначальное состояние бытия и достижение этого состояния. Традиция нэйдан внутренней алхимии практикуется путем работы с энергиями, которые уже присутствовали в человеческом теле, в отличие от использования натуральных веществ, лекарств или эликсиров извне тела. Школа даосизма Шанцин сыграла важную роль в возникновении алхимии нэйдань , использовав Вайдань главным образом как медитативную практику и, следовательно, превратив ее из внешнего искусства во внутреннее.
Три сокровища
[ редактировать ]Внутренняя алхимия фокусируется на преобразовании телесных санбао «трех сокровищ», которые являются основными энергиями, поддерживающими человеческую жизнь:
- Цзин 精 «питательная сущность, сущность; очищенный, усовершенствованный; экстракт; душа, тьма, животные инстинкты, демон; сперма, яйцеклетка, семя, генетика»
- Ци 氣 «приобретенная энергия воздух пища вода жизненная энергия, серый цвет, сила; воздух, пар; дыхание; энергия; отношение»
- Шэнь 神 «дух; разум, сияние, яркость; бог, божество; жизненная сила, сверхъестественные способности, высшие намерения, сверхъестественное существо»
XIII века Согласно «Книге баланса и гармонии» :
- Совершенствуя свою сущность, можно сохранить тело. Для этого сначала держите тело в покое и убедитесь, что нет никаких желаний. Таким образом, энергия может быть сделана полной.
- Дополняя свою энергию, можно питать ум. Для этого сначала сохраняйте ум чистым и следите за тем, чтобы в нем не было мыслей. Тем самым дух может стать целостным.
- Сделав свой дух целостным, можно восстановить пустоту. Для этого сначала сохраняйте искренность воли и убедитесь, что тело и разум едины. Тем самым дух можно вернуть в пустоту. ... Для достижения бессмертия нет ничего иного, как утончение этих трех сокровищ: сущности, энергии и духа». [ 15 ]
Когда внутренне поддерживаются «три сокровища», а также баланс инь и ян, можно достичь здорового тела и долголетия , которые являются основными целями внутренней алхимии (Чинг 1996, 395).
Цзин
[ редактировать ]Цзин «сущность», относящаяся к изначальным энергиям физического тела. Основываясь на идее о том, что смерть и болезнь вызваны чрезмерным напряжением ума и тела, что приводит к истощению цзин , даосская внутренняя алхимия утверждает, что сохранение цзин позволяет человеку прожить долгую, здоровую и счастливую жизнь, что классически известно как долголетие в китайской мысли, если не бессмертие . [ 16 ]
Ци
[ редактировать ]Ци или ци определяется как «природная энергия Вселенной» и проявляется во всех и вся. [ 17 ] С помощью внутренней алхимии даосы стремятся поддерживать положительный свободный поток ци через тело по путям или меридианам, идущим к каждому отдельному органу. [ 18 ] поскольку застой ци является основной или коренной причиной многих заболеваний в традиционном китайском мышлении. [ 19 ]
Считается, что такие лечебные практики, как иглоукалывание , туйна , баночные процедуры и лечение травами, открывают ци меридианы по всему телу, чтобы ци могла течь свободно. Поддержание баланса ци и ее течение по всему телу способствует здоровью; дисбаланс может привести к болезни.
Шен
[ редактировать ]Шен — изначальный дух тела. Иметь хороший Шэнь — значит выглядеть живым и сияющим на поверхности кожи, а в глазах — блеск и искра. Это оттенок листа дерева. Даосы пытаются осознать шэнь посредством созерцательных практик, включая медитацию. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Даоинь
- Бигу (избегая зерновых)
- Лю Имин (1734–1821)
- Нэйгун
- Нейцзя
- Нейцзин Ту
- Цигун
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Балдриан-Хусейн, Фарзин (1989). «Внутренняя алхимия: заметки о происхождении и использовании термина Нейдан ». Cahiers d'Extreme-Asie . 5 : 163–190. дои : 10.3406/asie.1989.947 .
- Балдриан-Хусейн, Фарзин (2008). Нейдан . В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 762–66 . ISBN 978-0-7007-1200-7 . .
- Кэрролл, Роберт Тодд (2008). «Ци (Ци или Ци) «Ци.». Словарь Скептика .
- Чинг, Джулия (1996). «Религии Восточной Азии». В Окстоби, Уиллард Г. (ред.). Мировые религии, восточные традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 346–467.
- Кон, Ливия (1956). Даосизм и китайская культура . Кембридж, Массачусетс: Three Pines Press. стр. 145–149.
- Литтлтон, Скотт К. (1999). Священный Восток . Издательство Дункана Бэрда.
- Нидхэм, Джозеф и Лу Гвей-джен (1983). «Спагирические открытия и изобретения: физиологическая алхимия». Наука и цивилизация в Китае . Том. Химия и химическая технология. Издательство Кембриджского университета.
- Шиппер, Кристофер (1993). Даосское тело . Перевод Дюваля, Карен С. Беркли, Калифорния: University of California Press.
- Скар, Лоуэлл; Прегадио, Фабрицио (2000). «Внутренняя алхимия ( Нейдан )». В Коне, Ливия (ред.). Справочник по даосизму . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 464–97. ISBN 9004112081 .
- Смит, Хьюстон (1986). Религии мира . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins.
- Томпсон, Лоуренс (1989). Китайская религия: Введение . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
- Уэйли, Артур (1930). «Заметки о китайской алхимии (дополнение к книге Джонсона « Исследование китайской алхимии »)». Вестник Школы востоковедения . 6 (1): 1–24. дои : 10.1017/S0041977X00090911 . S2CID 191324421 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скар, Лоуэлл; Прегадио, Фабрицио (2000). Справочник по даосизму . Брилл. стр. 464–497. ISBN 9004112081 .
- ^ (Валериан-Хусейн 2008, 762)
- ^ Дечар, Лори (2006). Алхимическая акупунктура пяти духов для психологического и духовного исцеления . Книги фонарей. ISBN 9781590563274 .
- ^ (Уэйли 1930: 14)
- ^ (Нидхэм и Лу, 1983: 140)
- ^ (Балдриан-Хусейн 1989: 164–171 «псевдоисторические источники»)
- ^ (Валериан-Хусейн 2008: 763)
- ^ (Валериан-Хусейн 1989: 170)
- ^ (Валериан-Хусейн 1989: 174, 178, 180)
- ^ (Валериан-Хусейн 1989: 178)
- ^ (Валериан-Хусейн 1989: 179–186)
- ^ (Валериан-Хусейн 1989: 187)
- ^ Нозедар, Адель. (2010). Справочник по иллюстрированным знакам и символам: сборник более 1000 дизайнов от А до Я. Стерлинг Паблишинг Компани, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-4351-6181-8 . OCLC 960951107 .
- ^ «Классика алхимии IV: Основы пути к великому достижению Лю Хуа Яна» . Фиолетовое облако . 25 августа 2020 г. Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ (тр. Кон 1956, 146)
- ^ (Шиппер 1993, 154)
- ^ (Кэрролл, 2008)
- ^ (Смит 1986, 201)
- ^ Чжу, Бин (2010). Диагностика традиционной китайской медицины . Великобритания: Издательство Джессики Кингсли. ISBN 9781848190368 .
- ^ (Смит 1986, 202)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Даосская алхимия на Западе: Эзотерические парадигмы , Ли Ирвин
- «Даосская алхимия» , Фабрицио Прегадио.
- Путь золотого эликсира: Введение в даосскую алхимию , Фабрицио Прегадио (PDF, скачать бесплатно)
- Тайна золотого цветка , Уолтер Пикка
- Ан Шигао и ранние китайские техники медитации , Пхра Киаттисак Киттипаньо, Журнал DIRI 1: 98–118.