Ибн Вахшия
Ибн Вахшия | |
---|---|
Ибн Вахшия | |
![]() Рукопись « Набатейского земледелия» | |
Умер | 930–1 г. н. э. (318 г. хиджры ) [1] |
Заметная работа | Набатейское сельское хозяйство |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Куфа (Ирак) |
Язык | арабский |
Основные интересы | Сельское хозяйство , ботаника , токсикология , алхимия и химия , магия. |
Ибн Вахшийя ( араб . ابن وحشية ) умер ок. 930 г. , был набатейцем ( говорящим на арамейском языке, сельским иракцем) земледельцем , токсикологом и алхимиком, родившимся в Кусине, недалеко от Куфы в Ираке . [2] Он является автором книги « Набатейское сельское хозяйство» ( Китаб аль-Филаха ан-Набатийя ), влиятельного арабского труда по сельскому хозяйству , астрологии и магии . [3]
Уже к концу X века ему ложно приписывали различные произведения. [4] Одно из этих поддельных сочинений, « Китаб Шаук аль-мустахам фи ма'рифат румуз аль-аклам» («Книга желания безумного любовника познать тайные писания», возможно, 1022–3 гг. Н. Э. ), [5] примечателен как раннее предложение о том, что некоторые египетские иероглифы можно читать фонетически , а не только логографически . [6]
Имя
[ редактировать ]Его полное имя было Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн [Кайс ибн] аль-Мухтар ибн Абд аль-Карим ибн Харатья ибн Баданья ибн Бартанья ибн Алатия аль-Касдауни . [7]
Так же, как полулегендарный Джабир ибн Хайян , он носил нисбу аль-Суфи, несмотря на то, что неизвестно, занимался ли он суфизмом или писал что-либо о нем . [8] Нисба — это аль-Касдани вариант аль-Калдани ( «Халдей» ), термина, относящегося к коренным жителям Месопотамии, который также использовался в греческом языке , но (учитывая известное изменение -shd-/-ld- в вавилонском языке ), возможно, основано на живой устной традиции, характерной для Ирака. [9]
Биография
[ редактировать ]Ибн Вахшия, вероятно, родился в Кусине (Ирак) и умер в 318 году по исламскому календарю ( = 930–1 н.э. ). О его жизни известно очень мало. Нашим основным источником информации являются собственные сочинения Ибн Вахшии, а также короткая запись в « Ибн ан-Надима (умер около 995 г. ) Фихристе» , где он прямо упоминается как один из «авторов, жизнь которых малоизвестна». . Сам Ибн Вахшия утверждал, что является потомком неоассирийского царя Сеннахирима ( годы правления 704–681 до н.э. ), которого сельское, говорящее на арамейском языке население южного Ирака (известное арабским авторам времен Ибн Вахшии как «набатейцы») почитало как их прославленный предок. Несмотря на то, что эти иракские «набатейцы» [а] Современная арабская элита обычно смотрела на них свысока как на простых крестьян, Ибн Вахшийа называл себя одним из них. Самоидентификация Ибн Вахшиеи как «набатейца» кажется правдоподобной, учитывая точное использование арамейских терминов в его работах. [10]
Работает
[ редактировать ]Работы Ибн Вахшии были записаны и отредактированы после его смерти его учеником и писцом Абу Талибом аз-Зайятом. [11] Их использовали не только более поздние земледельцы, но и авторы трудов по магии, такие как Маслама аль-Куртуби (умер в 964 году, автор книги « Гайят аль-Хаким », «Цель мудреца», латынь: Пикатрикс ), и философы. как Маймонид (1138–1204) в его « Далалат аль-Хаирин» («Путеводитель для растерянных», ок. 1190). [12]
Ибн ан-Надим в своем «Китаб аль-Фихрист» (ок. 987 г.) перечисляет около двадцати работ, приписываемых Ибн Вахшие. Однако большинство из них, вероятно, были написаны не самим Ибн Вахшией, а другими авторами десятого века, вдохновленными им. [13]
Набатейское сельское хозяйство
[ редактировать ]Главный труд Ибн Вахшии, « Набатейское сельское хозяйство» ( Китаб аль-Филаха ан-Набатийя , ок. 904 г.), утверждает, что был переведен с «древнего сирийского» оригинала, написанного ок. 20 000 лет назад древними жителями Месопотамии . [14] Во времена Ибн Вахшии считалось, что сирийский язык был изначальным языком, использовавшимся во время творения. [15] Хотя произведение действительно могло быть переведено с сирийского оригинала, [16] на самом деле сирийский язык возник только в первом веке. К девятому веку он стал носителем богатой литературы, в том числе многих произведений, переведенных с греческого . Превознесение в книге вавилонской цивилизации в сравнении с цивилизацией завоевателей арабов является частью более широкого движения ( движение Шуубия ) в ранний период Аббасидов (750-945 гг. н.э.), которое стало свидетелем освобождения неарабов от их прежнего статуса как мусульмане второго сорта. [17]
Другие работы
[ редактировать ]Книга стремления обезумевшего любовника к познанию тайных писаний
[ редактировать ]Одной из работ, приписываемых Ибн Вахшие, является « Китаб Шаук аль-мустахам фи ма'рифат румуз аль-аклам» («Книга желания безумного любовника познать тайные письмена»), работа, посвященная, среди прочего, египетским иероглифам. Его автор ссылается на свои обширные путешествия по Египту, но сам Ибн Вахшийа, похоже, никогда не посещал Египет, страну, о которой он даже не упоминает в своих подлинных трудах. По этой и другим причинам ученые считают эту работу фальшивой . [18] По мнению Яакко Хямина-Анттилы , автором, возможно, был Хасан ибн Фарадж, малоизвестный потомок харранского сабийского ученого Синана ибн Сабита ибн Курры ( ок. 880–943 ), который утверждал, что просто скопировал работу в 413 году хиджры. , что соответствует 1022–3 гг. н.э. [19]
Книга ядов
[ редактировать ]Другая работа, приписываемая Ибн Вахшие, — это трактат по токсикологии под названием « Книга ядов» , в котором сочетаются современные знания по фармакологии с магией и астрологией. [20]
Криптография
[ редактировать ]Работы, приписываемые Ибн Вахшиейе, содержат несколько шифралфавитов, которые использовались для шифрования магических формул. [21]
Позднее влияние
[ редактировать ]
» Псевдо -Ибн Вахшии «Китаб Шаук аль-мустахам фи ма'рифат румуз аль-аклам («Книга желания обезумевшего любовника познать тайные писания», возможно, 1022–3 гг. Н. Э. , см. Выше ), была утверждена египтологом Окашей. Эль-Дэли правильно определил фонетическое значение ряда египетских иероглифов . [23] Однако другие ученые весьма скептически отнеслись к заявлениям Эль-Дейли о точности этих отождествлений, которые свидетельствуют о живом интересе (а также некоторых базовых знаниях) к природе египетских иероглифов, но на самом деле по большей части неверны. . [24] Возможно, книга была известна немецкому ученому -иезуиту и эрудиту Афанасию Кирхеру (1602–1680). [25] и был переведен на английский язык Йозефом фон Хаммер-Пургшталем в 1806 году под названием «Объяснение древних алфавитов и иероглифических символов»; с отчетом о египетских священниках, их классах, посвящении и жертвоприношениях на арабском языке Ахмада бин Абубекра бин Вахишиха . [26]
См. также
[ редактировать ]- Алхимия
- Алхимия и химия в средневековом исламском мире
- Арабская сельскохозяйственная революция
- История сельского хозяйства
- Ибн Аби Усайбиа
- Наука в средневековом исламском мире
- Набатейское земледелие (основной труд Ибн Вахшиеи)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Этих иракских » не следует путать с древними набатейцами Петры « набатейцев , с которыми они не имеют ничего общего.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хямеен-Анттила 2018 .
- ^ Хямеен-Анттила 2018 . О Кусине см. Якут, Муджам аль-булдан , IV:350 (ссылается на Хямин-Анттила 2006 , стр. 93).
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 3.
- ^ Хямеен-Анттила 2018 .
- ↑ О ложном характере этой работы см. Hämeen-Anttila 2006 , стр. 21–22. См. также Торал-Нихофф и Сандермейер, 2018 .
- ^ Эль-Дейли 2005 , стр. 57–73. Стефан 2017 , с. 265 утверждает, что автор правильно расшифровал некоторые знаки и проявил некоторые знания о природе египетских иероглифов. Однако, по словам Стефана, Эль-Дейли «значительно переоценивает точность Ибн Вахшиеи». Характеристика Эль-Дэли интереса псевдо-Ибн Вахшии и других современных арабских авторов к расшифровке древних письменностей как представляющего собой скоординированную исследовательскую программу и лежащего в основе современной египтологии, была признана Коллой 2008 недостаточно обоснованной . О псевдо-Ибн Вахшие см. также Торал-Нихофф и Сандермейер, 2018 .
- ^ Хямеен-Анттила 2018 .
- ^ Хямеен-Анттила 2018 .
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 16, 43.
- ^ Хямеен-Анттила 2018 .
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 87.
- ^ Хямеен-Анттила 2018 . Об авторстве Гаят аль-Хакима см. Fierro 1996 , недавно подтверждено De Callataÿ & Moureau 2017 .
- ^ Хямеен-Анттила 2018 .
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 3.
- ^ Рубин 1998 , стр. 330–333.
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 10–33.
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 33–45.
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 21–22; Торал-Нихофф и Сандермейер, 2018 .
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 21, примечание 45.
- ^ Иовдиева и Бенко 2010 .
- ^ Уитмен 2010 , с. 351.
- ^ Эль-Дейли 2005 , стр. 71.
- ^ Эль-Дейли 2005 , стр. 57–73.
- ^ Стефан 2017 , с. 265. По словам Стефана, Эль-Дали «значительно переоценивает точность Ибн Вахшиеи». Характеристика Эль-Дэли интереса псевдо-Ибн Вахшии и других современных арабских авторов к расшифровке древних письменностей как представляющего собой скоординированную исследовательскую программу и лежащего в основе современной египтологии, была признана Коллой 2008 недостаточно обоснованной .
- ^ Эль-Дейли 2005 , стр. 58, 68.
- ^ Хаммер 1806 г. См. Эль-Дейли 2005 , стр. 68–69.
Библиография
[ редактировать ]- Колла, Эллиот (2008). «Обзор Эль-Дейли 2005». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 40 (1): 135–137. дои : 10.1017/S0020743807080142 . S2CID 162412180 .
- Де Каллатаи, Годфруа; Муро, Себастьян (2017). «Веха в истории андалузского батинизма: Рихла Маслама бен Касима аль-Куртуби на Востоке». Интеллектуальная история исламского мира . 5 (1): 86–117. дои : 10.1163/2212943X-00501004 .
- Эль-Дейли, Окаша (2005). Египтология: недостающее тысячелетие. Древний Египет в средневековых арабских письменах . Лондон: UCL Press.
- Фиерро, Марибель (1996). «Батинизм в Аль-Андалусе: Маслама бен Касим аль-Куртуби (ум. 353/964), автор Рутбат аль-Хаким и Гаят аль-Хаким (Пикатрикс)». Студия Исламика . 84 (84): 87–112. дои : 10.2307/1595996 . hdl : 10261/281028 . JSTOR 1595996 .
- Хямеен-Анттила, Джеймс (2006). Последние язычники Ирака: Ибн Вахшия и его набатейское земледелие Лейден: Брилл.
- Хямеен-Анттила, Джеймс (2018). «Ибн Вахшийя» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_32287 .
- Хаммер, Йозеф фон (1806). Объяснение древних алфавитов и иероглифических символов; с отчетом о египетских священниках, их классах, посвящении и жертвоприношениях на арабском языке Ахмада бин Абубекра бин Вахшиха . Лондон: Балмер.
- Йовдиева, А.; Бенко, В. (2010). «Потенциальный риск воздействия отдельных остатков ксенобиотиков и их судьба в пищевой цепи - часть I: классификация ксенобиотиков» (PDF) . Анналы сельскохозяйственной и экологической медицины . 17 (2): 183–92. ПМИД 21186759 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2012 года . Проверено 13 июня 2011 г.
- Рубин, Милка (1998). «Язык творения или исконный язык: случай культурной полемики в древности». Журнал еврейских исследований . 49 (2): 306–333. дои : 10.18647/2120/JJS-1998 .
- Стефан, Тара (2017). «Написание прошлого: Древний Египет через призму средневековой исламской мысли» . В Лоури, Джозеф Э.; Турава, Шаукат М. (ред.). Арабские гуманитарные науки, исламская мысль: очерки в честь Эверетта К. Роусона . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-34329-0 .
- Торал-Нихофф, Изабель; Сандермейер, Аннет (2018). «Становление египтянином в средневековой арабской культуре. Долгожданное знание оккультных алфавитов Псевдо-Ибн Вахшийей». В Эль-Бизри — Надер; Ортманн, Ева (ред.). Оккультные науки в досовременных исламских культурах . Вюрцбург: Эргон. стр. 249–263.
- Уитмен, Майкл (2010). Принципы информационной безопасности . Лондон: Курс технологии. ISBN 978-1-111-13821-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Кристофер (2016). Китаб Сидрат аль-мунтаха Псевдо-Ибн Вахшия. Введение, издание и перевод герметическо-аллегорического трактата по алхимии . Исламские исследования. Том 327. Берлин: Клаус Шварц. дои : 10.1515/9783112209202 . ISBN 978-3-11-220920-2 .
- Браун, Кристофер (2022). «Расшифрованная иероглифическая письменность? Арабский трактат о древних и оккультных алфавитах». В Брентжесе, Соня (ред.). Справочник Рутледжа по наукам в исламских обществах: практики со 2/8 по 13/19 века . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 194–207. дои : 10.4324/9781315170718-17 . ISBN 978-1-138-04759-4 . » псевдо-Ибн Вахшии (по мотивам «Шаук аль-Мустахама )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Китаб Шаук аль-Мустахам фи марифат румуз аль-аклам (1791 г.)
- Ибн-Вахсия, Ахмад Ибн-Али; Хаммер-Пургшталь, Йозеф фон (1806). Объяснение древних алфавитов и иероглифических символов: с рассказом о египетских жрецах, их классах, посвящениях и жертвоприношениях . Балмер. п. 52 . Проверено 12 июня 2011 г.
- Хамарне, Сами К. (2008) [1970–80]. «Ибн Вахшийа, Абу Бакр Ахмад Ибн Сали Ибн Аль-Мухтар» . Полный словарь научной биографии . Энциклопедия.com.