Арабская сельскохозяйственная революция
Арабская сельскохозяйственная революция — это трансформация сельского хозяйства в Старом Свете во время Золотого века ислама (8-13 века). Агрономическая аль литература того времени, включая основные книги Ибн Бассала и Абу ль-Хайра аль-Ишбили , демонстрирует широкое распространение полезных растений в средневековой Испании ( -Андалус ) и рост исламских научных знаний в области сельского хозяйства и садоводства . Средневековые арабские историки и географы описывали Аль-Андалус как плодородный и процветающий регион с обильной водой, полным фруктов с таких деревьев, как оливковые и гранатовые . Археологические данные демонстрируют улучшения в животноводстве и ирригации , например, с помощью водяного колеса сакия . Эти изменения сделали сельское хозяйство гораздо более продуктивным, поддерживая рост населения, урбанизацию и усиление расслоения общества.
Революцию впервые описал историк Антонио Гарсиа Масейра в 1876 году. [1] Имя [а] был придуман историком Эндрю Уотсоном в влиятельном [6] [8] но в то время спорная статья 1974 года. Однако к 2014 году оно оказалось полезным для историков и было подтверждено открытиями в области археологии и археоботаники . [8]
Средневековая история
[ редактировать ]Исламская агрономия
[ редактировать ]Первой арабской книгой по агрономии , дошедшей до Аль-Андалуса в X веке, была книга Ибн Вахшии « Аль-Филаха ан-Набатийя» ( «Набатейское сельское хозяйство») из Ирака; за ним последовали тексты, написанные в Аль-Андалусе, такие как « Мухтасар китаб аль-филаха» («Сокращенная книга о сельском хозяйстве») Аль-Захрави (Абулкасиса) из Кордовы около 1000 года нашей эры. [9]
Агроном одиннадцатого века Ибн Бассал из Толедо описал 177 видов в своем «Диван аль-филаха» («Сельскохозяйственный суд»). Ибн Басал много путешествовал по исламскому миру и вернулся с подробными знаниями в области агрономии. В его практической и систематической книге даются подробные описания полезных растений, включая листовые и корнеплоды, травы, специи и деревья, а также объясняется, как их размножать и ухаживать за ними. [10]
Агроном двенадцатого века Абу ль-Хайр аль-Ишбили из Севильи подробно описал в своем «Китаб аль-Филаха » («Трактат о сельском хозяйстве»), как оливковые следует выращивать, прививать деревья (с описанием своих собственных экспериментов), лечить от болезней и собранных урожаях, и предоставил аналогичную подробную информацию о таких культурах, как хлопок. [11]
в том числе Ибн Бассал и Абу ль-Хайр, описали ведения сельского хозяйства и садоводства, в том числе способы размножения оливок и финиковой пальмы , севооборот льна Средневековые исламские агрономы , с пшеницей или ячменем , а также сопутствующую посадку винограда методы и оливок. [9] Эти книги демонстрируют важность сельского хозяйства как как традиционной практики, так и как научной науки. [9] В Аль-Андалусе есть свидетельства того, что альманахи и руководства по агрономии способствовали переменам, побуждая ученых искать новые виды овощей и фруктов и проводить эксперименты в ботанике; в свою очередь, это помогло улучшить реальную практику в сельском хозяйстве региона. [12] в XI веке Во времена династии Аббадидов в Севилье султан проявил личный интерес к производству фруктов, узнав от крестьянина о методе, который он использовал для выращивания некоторых исключительно крупных дынь : срывая все бутоны, кроме десяти, и используя деревянные подпорки для удержания. стебли отрываются от земли. [12]
Исламское животноводство
[ редактировать ]Археологические данные, полученные в результате измерения костей ( остеометрия ), показывают, что овцы на юге Португалии увеличились в размерах в исламский период, а крупный рогатый скот увеличился, когда эта территория стала христианской после ее завоевания . Археолог Саймон Дэвис предполагает, что изменение размера означает улучшение животноводства , в то время как, по его мнению, выбор овец легко объясняется любовью ислама к баранине . [13]
Исламское орошение
[ редактировать ]В этот период орошаемое земледелие развивалось благодаря растущему использованию энергии животных , энергии воды и энергии ветра . [14] [15] Ветровые насосы использовались для перекачки воды, по крайней мере, с 9-го века на территории современного Афганистана , Ирана и Пакистана . [16]
Исламский период в Файюмской депрессии в Среднем Египте, как и в средневековой исламской Испании (Аль-Андалус), характеризовался чрезвычайно крупномасштабными ирригационными системами , как с подачей воды по самотечным каналам , так и с управлением водой под местным контролем. племенной контроль. [17] В исламский период в Аль-Андалусе, сельские районы которого были в равной степени племенными, [17] сеть оросительных каналов была значительно расширена. [18] Аналогичным образом, в Файюме в этот период были основаны новые деревни, а также построены новые зависящие от воды сады и сахарные плантации. [17]
Сакия [б] или ирригационное колесо с приводом от животных, вероятно, было введено в исламскую Испанию в ранние времена Омейядов (в 8 веке). Его усовершенствования описали испано-арабские агрономы XI и XII веков. Оттуда орошение сакии распространилось дальше по Испании и Марокко. [19] Наблюдатель XIII века утверждал, что вдоль Гвадалквивира в исламской Испании было «5000» водяных колес; даже если допустить средневековое преувеличение, [20] в то время в регионе были развиты ирригационные системы. Запасов воды было достаточно как для городов, так и для сельского хозяйства: римская сеть акведуков, ведущая в город Кордова, была отремонтирована в период Омейядов и расширена. [20] [21]
Ранние отчеты об исламской Испании
[ редактировать ]Средневековые андалузские историки, такие как Ибн Басам , Ибн Хайян и Ибн Хазм , а также географы, такие как аль-Бакри , [22] [23] аль-Идриси , [24] и аль-Зухри описали исламскую Испанию как счастливое государство. [25] [26] Действительно, еврейский писец X века Менахем Бен Сарук писал хазарскому царю: «Название нашей земли, на которой мы живем… на языке арабов, жителей земли Аль-Андалус … земли богата, изобилует реками, источниками и акведуками; земля кукурузы , масла и вина , фруктов и всевозможных деликатесов; здесь есть сады и фруктовые сады, плодоносные деревья всех видов, включая ... [ белая шелковица ], которой питается тутовый шелкопряд ». [26] аль-Маккари девятого века , цитируя Ахмада ибн Мухаммада ибн Мусу ар-Рази , описывает Аль-Андалус как богатую землю «с хорошей, пахотной почвой, плодородными поселениями, обильными реками и свежими источниками». [26] Аль-Андалус ассоциировался с культивируемыми деревьями, такими как олива и гранат . После христианской реконкисты земледелие часто прекращалось, а земли превращались в пастбища, хотя некоторые фермеры пытались перенять исламскую агрономию. [27] Западные историки задавались вопросом, можно ли доверять средневековым арабским историкам, учитывая, что у них был мотив подчеркнуть великолепие Аль-Андалуса, но данные археологии в целом подтверждают их утверждения. [28] [1]
Научные дебаты
[ редактировать ]В 1876 году историк Антония Гарсиа Масейра утверждала, что, хотя римляне, а затем и готы, занимавшиеся сельским хозяйством в Испании, приложили мало усилий для улучшения своих урожаев или импорта видов из других регионов, под властью «арабов» произошла сельскохозяйственная «революция» в Аль-Андалус, вызванное «реализацией знаний, которые они приобрели в результате наблюдений во время своих странствий, [с] и результатом стало обширное сельскохозяйственное поселение». [1]
В 1974 году историк Эндрю Уотсон опубликовал статью. [2] предлагая расширение гипотезы Гарсиа Масейры о сельскохозяйственной революции в Аль-Андалусе. [29] [д] Уотсон утверждал, что экономика, созданная арабскими и другими мусульманскими торговцами в Старом Свете, позволила распространить многие культуры и методы ведения сельского хозяйства по всему исламскому миру, а также адаптировать культуры и методы из регионов за его пределами. Культуры из Африки, такие как сорго , из Китая, такие как цитрусовые , и из Индии, такие как манго , рис , хлопок и сахарный тростник , были распространены по исламским землям, которые, как он считал, раньше не выращивали эти растения. [2] Он перечислил восемнадцать таких культур. [30] [и] Уотсон предположил, что эти внедрения, наряду с усилением механизации сельского хозяйства и ирригации , привели к серьезным изменениям в экономике, распределении населения , растительном покрове, [31] сельскохозяйственное производство и доходы, население, рост городов , распределение рабочей силы, отрасли, связанные с сельским хозяйством, кулинарией, диетой и одеждой в исламском мире. [2]
В 1997 году историк науки Говард Р. Тернер написал, что исламское изучение почвы, климата, времен года и экологии «способствовало чрезвычайно развитому садоводству и сельскому хозяйству. Полученные в результате знания, переданные в Европу после одиннадцатого века, помогли улучшить методы ведения сельского хозяйства. расширить разнообразие сельскохозяйственных культур и повысить урожайность сельскохозяйственных угодий континента. Кроме того, огромное разнообразие сельскохозяйственных культур было завезено на Запад из мусульманских земель или через них». [32]
В 2006 году Джеймс Э. Макклеллан III и Гарольд Дорн заявили в своей книге «Наука и технологии в мировой истории» , что ислам зависел как от своих фермеров, так и от своих солдат, и что фермеры помогли создать «научную цивилизацию»: «в что было равносильно сельскохозяйственной революции, они адаптировали новые и более разнообразные продовольственные культуры к экосистеме Средиземноморья: рис, сахарный тростник, хлопок, дыни, цитрусовые и другие продукты. Благодаря перестройке и расширению систем орошения исламское сельское хозяйство продлило вегетационный период и увеличило урожайность. повышение производительности». [33] Далее они заявили, что о важности этих усилий свидетельствует «непрерывная серия» книг по сельскому хозяйству и ирригации; Еще одно указание было предоставлено многими книгами об определенных животных, важных для исламского сельского хозяйства и правительства, включая лошадей и пчел. Они приписывали рост населения, урбанизацию, социальное расслоение, централизацию политики и контролируемую государством науку повышению производительности сельского хозяйства. [33]
К 2008 году археозоолог Саймон Дэвис мог без оговорок написать, что на Пиренейском полуострове «сельское хозяйство процветало: мусульмане внедрили новые методы орошения и новые растения, такие как сахарный тростник, рис, хлопок, шпинат, гранаты и цитрусовые деревья, и это лишь некоторые из них. ... Севилья стала Меккой для агрономов, а ее внутренние районы, или Альхарафе , - их лабораторией». [13]
В 2011 году арабистка Паулина Б. Левика писала, что в средневековом Египте за арабской сельскохозяйственной революцией последовала «торговая революция», поскольку Фатимиды (у власти в 909–1171 годах) сделали Египет крупным торговым центром Средиземноморья и Индийский океан, и в результате этого в более космополитичном и утонченном обществе произошла «кулинарная революция», которая изменила египетскую кухню . [34]
Ранний скептицизм
[ редактировать ]Работа Уотсона была встречена с некоторым скептицизмом на раннем этапе, например, со стороны историка Джереми Джонса в 1984 году. Джонс утверждал, что выбор Уотсона из 18 растений был «своеобразным», поскольку банан , кокос , манго и ирга не имели значения в исламском регионе в то время. , отвлекая от обсуждения основных сельскохозяйственных культур. Джонс далее отметил, что доказательства распространения сельскохозяйственных культур были несовершенны, что Уотсон допустил «слишком много мелких оговорок и более крупных ошибок», таких как неправильные даты или утверждение, что документ 1439 года был нормандским , и не смог наилучшим образом использовать доказательства того, что было доступно, например, об упадке классического сельского хозяйства или даже об изменении геоморфологии . Однако Джонс пришел к выводу, что «гипотеза аграрной революции Аббасидов сложна и вполне может оказаться полезной». [35] [36]
Историк Элияху Аштор писал в 1976 году, что сельскохозяйственное производство сократилось в период сразу после арабского завоевания территорий Месопотамии и Египта из-за ограниченных данных о налогах, собранных с обрабатываемых площадей. [37] В статье 2012 года, посвященной району Савад в Ираке, Микеле Кампопиано пришел к выводу, что сельскохозяйственное производство Ирака сократилось в VII-X веках; он объяснил это снижение «конкуренцией различных правящих групп за доступ к излишкам земли». [38]
Распространение, а не революция
[ редактировать ]В 2009 году историк Майкл Декер [41] [г] заявил, что широкое выращивание и потребление четырех основных продуктов питания, а именно твердой пшеницы , азиатского риса , сорго и хлопка, уже было обычным явлением во времена Римской империи и империи Сасанидов , за столетия до исламского периода. [41] Он предположил, что их реальная роль в исламском сельском хозяйстве была преувеличена, утверждая, что сельскохозяйственная практика мусульманских земледельцев принципиально не отличалась от таковой в доисламские времена, а развилась из гидравлических ноу-хау и «корзины» сельскохозяйственных растений, унаследованных от их римские и персидские предшественники. [42] Что касается хлопка, который римляне выращивали в основном в Египте, то в классический исламский период это растение оставалось второстепенной культурой: основным волокном был лен, как и в римские времена. [43] Декер далее утверждал, что развитое состояние древних ирригационных практик «опровергает значительную часть тезиса Уотсона», поскольку, например, в Испании археологические работы показали, что исламская ирригационная система была разработана на основе существующей римской сети, а не заменила ее. [44] Декер согласился, что «мусульмане внесли важный вклад в мировое сельское хозяйство посредством распространения некоторых сельскохозяйственных культур на запад», но что внедрение «агрономических методов и материалов» было менее распространенным и менее последовательным, чем предполагал Уотсон. [41] Кроме того, имеются явные доказательства того, что сельскохозяйственные устройства, такие как водяные мельницы и водяные колеса , шадуфы , нории , сакии , водяные винты и водяные насосы , были широко известны и применялись в греко - римском сельском хозяйстве задолго до мусульманских завоеваний. [45] [46]
Революция, движимая социальными институтами
[ редактировать ]Основная торговля [Севильи] ведется [оливковым] маслом, которое экспортируется на восток и запад по суше и по морю. Эти масла происходят из района под названием аль-Шараф, который простирается на 40 миль и полностью засажен оливками и инжиром. Он простирается от Севильи до Ньеблы и имеет ширину более 12 миллиметров. Говорят, что он включает в себя восемь тысяч процветающих деревень с множеством бань и красивых домов. — Мухаммад аль-Идриси , 12 век. [24] |
Д. Фэйрчайлд Рагглз отверг точку зрения о том, что средневековые арабские историки ошибались, утверждая, что сельское хозяйство подверглось революции, и что вместо этого оно просто было восстановлено до состояния, подобного тому, которое было до распада Римской империи . Она утверждала, что, хотя средневековые арабские историки, возможно, до своего времени не имели достоверной картины сельскохозяйственных знаний, они говорили правду о драматических изменениях в ландшафте исламской Испании. Совершенно новая «система севооборота, внесения удобрений, пересадки, прививки и орошения» была быстро и систематически введена в действие в соответствии с новой правовой базой владения и аренды земли. Таким образом, по ее мнению, в Аль-Андалусе действительно произошла сельскохозяйственная революция, но она состояла главным образом из новых социальных институтов, а не из новых агрономических методов. [1] Рагглс заявил, что эта «резкая экономическая, научная и социальная трансформация» началась в Аль-Андалусе и к 10 веку распространилась по всему исламскому Средиземноморью. [12]
Историография
[ редактировать ]Оглядываясь назад на более чем 40 лет исследований, прошедших со времени появления теории Уотсона, историк землепользования Паоло Скватрити [час] писал в 2014 году, что диссертация широко использовалась и цитировалась историками и археологами, работающими в разных областях. Он «доказал свою применимость в научных дебатах о распространении технологий в доиндустриальных обществах, «упадке» исламской цивилизации, отношениях между элитными и крестьянскими культурными системами, историческом зондервеге Европы во втором тысячелетии нашей эры, истоках глобализации, [и] природа Средиземноморья». Скватрити отметил, что Уотсон изначально изучал экономику и применил этот интерес к своим историческим исследованиям. Скуатрити охарактеризовал статью Уотсона как краткую и элегантную и популярную из-за ее полезности для поддержки тезисов множества различных историков. Он заметил, что тезис Уотсона основывался не на утверждениях о новых интродукциях растений в какой-либо регион, а на их «распространении и нормализации», т. е. на их широком и повсеместном использовании, даже если они были известны со времен Римской империи. Назвав «филологический» подход Уотсона «старомодным» и учитывая, что Уотсон работал «практически без археологии», Скватрини выразил удивление по поводу недавних исследований в области археологии. археоботанике не удалось «решительно подорвать» тезис Уотсона. [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Арабская сельскохозяйственная революция [2] также по-разному называли средневековой зеленой революцией. [3] [4] мусульманская сельскохозяйственная революция, [5] Исламская сельскохозяйственная революция [6] и Исламская зеленая революция. [7]
- ↑ Глик использует термин нория , но утверждает, что он приводится в движение животными. [19] для которого сакия - более обычное имя.
- ^ Однако «мифический» [1] По поводу идеи странствующего араба Ибн Бассаль действительно много путешествовал и писал на основе собственных наблюдений. [10]
- ↑ По мнению Паоло Скватрити, диссертация Уотсона также напомнила точку зрения бельгийского историка-экономиста Анри Пиренна , высказанную в 1939 году, о том, как исламская морская держава седьмого века в Средиземноморье не позволяла Европе торговать там. [8]
- ↑ Декер писал: «В поддержку своего тезиса Уотсон наметил распространение семнадцати продовольственных культур и одной культуры волокна, которые стали важными на большой территории Средиземноморского мира в течение первых четырех столетий исламского правления (примерно с седьмого по одиннадцатый века нашей эры). )" [30] Продовольственными культурами, названными Уотсоном, были рис , сорго , твердая пшеница , сахарный тростник , арбуз , баклажаны , шпинат , артишок , таро , кислый апельсин , лимон , лайм , банан , подорожник , манго и кокос ; волокно было хлопковое .
- ↑ На веб-сайте «Алькасар христианских монархов» поясняется: «Наиболее правдоподобная гипотеза указывает на постройку Альморавидов в 1136–1137 годах. Позднее в период Альмохадов это сооружение повторно использовалось для снабжения водой нижней части Алькасабы. Водяная мельница была эксплуатировался до конца пятнадцатого века, когда, согласно традиции, королева Изабелла Католическая приказала снести его, потому что производимый им шум мешал ей спать». [40]
- ↑ Декер написал: «Однако не было написано ничего, что нападало бы на центральную основу тезиса Уотсона, а именно на «корзину» растений, которая неразрывно связана со всеми другими элементами его анализа. Таким образом, в этой работе будут оценены место и важность четырех культур. «Исламской сельскохозяйственной революции», в пользу которой имеются значительные доисламские свидетельства в средиземноморском мире». [41]
- ^ Скватрити известен своими работами о средневековом землепользовании, такими как «Пейзаж и изменения в раннесредневековой Италии» , Cambridge University Press, 2013.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рагглз, 2000 , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Уотсон 1974 , стр. 8–35.
- ^ Уотсон 1981 .
- ^ Глик 1977 , стр. 644–650.
- ^ Идриси 2005 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Декер 2009 .
- ^ Берк 2009 , с. 174.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Скватрити 2014 , стр. 1205–1220.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рагглз, 2008 г. , стр. 32–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ибн Басаль: Диван аль-филаха / Китаб аль-кашд ва'ль-баян» . Проект «Тексты Филаха»: арабские книги по земледелию . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ «Ибн аль-Аввам | Китаб аль-филаха» . Проект «Тексты Филаха» . Проверено 8 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рагглс 2008 , с. 36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис 2008 , стр. 991–1010.
- ^ Мазойер и Рудар 2006 , с. 147.
- ^ Глик 1996 .
- ^ Лукас 2006 , с. 65.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рапопорт и Шахар 2012 , стр. 1–31.
- ^ Джайюси 1994 , стр. 974–986.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глик 1977 , стр. 644–50.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рагглз 2007 .
- ^ Боленс 1972 .
- ^ Леви-Провансаль 2012 .
- ^ Мери 2006 , с. 96.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Описание Альджарафе, Аль-Андалус, в середине XII века, сделанное географом Абу Абд Аллахом Мухаммедом аль-Идриси» . Проект «Тексты Филаха» | Арабские книги по земледелию . Проверено 6 февраля 2018 года .
- ^ Весы 1993 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Декабрь 2007 г. , стр. 20–21, 35.
- ^ Декабрь 2007 г. , с. 35.
- ^ Шильдген 2016 , с. 84.
- ^ Ruggles 2000 , стр. 15–34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Декер 2009 , стр. 187–188.
- ^ Уотсон 2008 .
- ^ Тернер 1997 , с. 173.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макклеллан и Дорн 2006 , с. 102.
- ^ Левица 2011 , стр. 72–74.
- ^ Джонс 1984 , стр. 343–344.
- ^ Каэн 1986 , с. 217.
- ^ Аштор 1976 , стр. 58–63.
- ^ Кампопиано 2012 , стр. 1–37.
- ^ Бреббия 2017 , с. 341.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Альболафия» . Алькасар христианских монархов . 2011 . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Декер 2009 , с. 191.
- ^ Декер 2009 , с. 187.
- ^ Декер 2009 , с. 205.
- ^ Декер 2009 , с. 190.
- ^ Олесон 2000 , стр. 183–216.
- ^ Викандер 2000 , стр. 371–400.
Источники
[ редактировать ]- Аштор, Э. (1976). Социальная и экономическая история Ближнего Востока в средние века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Боленс, Л. (декабрь 1972 г.). «Вода и орошение по андалузским трактатам по агрономии в средние века (11-12 вв.)». Средиземноморские варианты (на французском языке). 16 :65–77.
- Бреббиа, Калифорния (2017). «Реки Тахо, Харама и Гвадалквивир (Испания): суд и город — рекреационные и промышленные аспекты течения рек» . Вода и общество IV . ВИТ Пресс. стр. 335–346. ISBN 978-1-78466-185-4 .
- Берк, Эдмунд (июнь 2009 г.). «Ислам в центре: технологические комплексы и корни современности». Журнал всемирной истории . 20 (2). Издательство Гавайского университета : 165–86. дои : 10.1353/jwh.0.0045 . S2CID 143484233 .
- Каэн, К. (1986). «Обзор сельскохозяйственных инноваций в раннем исламском мире, Эндрю Уотсон». Журнал социальной и экономической истории Востока . 29 (2): 217–218. дои : 10.2307/3631792 . JSTOR 3631792 .
- Кампопиано, Микеле (2012). «Государственный, земельный налог и сельское хозяйство в Ираке от арабского завоевания до кризиса халифата Аббасидов (седьмой-десятый века)» (PDF) . Студия Исламика . 107 (1): 1–37. дои : 10.1163/19585705-12341234 .
- Дэвис, Саймон Дж. М. (2008). «Зооархеологические свидетельства мусульманских и христианских улучшений овец и крупного рогатого скота в Португалии». Журнал археологической науки . 35 (4): 991–1010. Бибкод : 2008JArSc..35..991D . дои : 10.1016/j.jas.2007.07.001 .
- Декер, Майкл (2009). «Растения и прогресс: переосмысление исламской сельскохозяйственной революции». Журнал всемирной истории . 20 (2): 187–206. дои : 10.1353/jwh.0.0058 . S2CID 144282174 .
- Дектер, Джонатан П. (2007). Иберийская еврейская литература: между Аль-Андалусом и христианской Европой . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-11695-6 .
- Глик, Томас Ф. (октябрь 1977 г.). «Нория Потс в Испании». Технологии и культура . 18 (4): 644–650. дои : 10.2307/3103590 . JSTOR 3103590 .
- Глик, Томас (1996). Ирригация и гидравлические технологии: средневековая Испания и ее наследие . Варориум. ISBN 978-0-860-78540-8 .
- Идриси, Зохор (июнь 2005 г.), Мусульманская сельскохозяйственная революция и ее влияние на Европу (PDF) , Фонд научных технологий и цивилизации
- Джайюси, Сальма (1994). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09954-8 .
- Джонс, Дж. (1984). «Зеленая революция?». Журнал африканской истории . 25 (3): 343–368. дои : 10.1017/S0021853700028218 . S2CID 155524750 .
- Леви-Провансаль, Э. (2012). «Абу Убайд аль-Бакри». Энциклопедия ислама . Справочник BrillOnline (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0265 . Проверено 7 февраля 2017 г.
- Левицка, Паулина (2011). Еда и способы питания средневековых кайренцев: аспекты жизни в исламском мегаполисе Восточного Средиземноморья . Брилл. ISBN 978-9004206465 .
- Лукас, Адам (2006). Ветер, вода, работа: древние и средневековые технологии фрезерования . Издательство «Брилл». ISBN 90-04-14649-0 .
- Мазойер, Марсель; Рудар, Лоуренс (2006). История мирового сельского хозяйства: от эпохи неолита до современного кризиса . Издательство Нью-Йоркского университета . п. 147. ИСБН 9781583671214 .
- Макклеллан, Джеймс Э.; Дорн, Гарольд (2006). Наука и технологии в мировой истории (2-е изд.). Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 102. ИСБН 978-0-8018-8360-6 .
- Мери, Йозеф В. (2006). Средневековая исламская цивилизация: АК, индекс . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-96691-7 .
- Олесон, Джон Питер (2000). «Орошение». В Викандере, Орджан (ред.). Справочник по древней водной технологии . Технологии и изменения в истории. Том. 2. Лейден: Брилл. стр. 183–216. ISBN 90-04-11123-9 .
- Рапопорт, Йосеф; Шахар, Идо (2012). «Ирригация в средневековом исламском Фаюме: местное управление в крупномасштабной гидравлической системе» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 55 (1): 1–31. дои : 10.1163/156852012X628482 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2000). Сады, пейзаж и вид во дворцах исламской Испании . Пенн Стейт Пресс. п. 31. ISBN 0-271-04272-9 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2007). «Великая мечеть Кордовы: плодоносящие деревья и фонтаны для омовения» (подкаст и краткое содержание) . Доха: Симпозиум Хамада бен Халифы по исламскому искусству.
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2008). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0812240252 .
- Весы, Питер К. (1993). Падение Кордовского халифата: берберы и андалузцы в конфликте . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-09868-2 .
- Шильдген, Б. (2016). Наследие или ересь: сохранение и уничтожение религиозного искусства и архитектуры в Европе . Спрингер. ISBN 978-0-230-61315-7 .
- Скватрити, Паоло (2014). «О семенах, временах года и морях: средневековая аграрная революция Эндрю Уотсона сорок лет спустя». Журнал экономической истории . 74 (4): 1205–1220. дои : 10.1017/S0022050714000904 . S2CID 154969169 .
- Тернер, Ховард Р. (1997). Наука в средневековом исламе . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70469-0 .
- Уотсон, Эндрю М. (1974). «Арабская сельскохозяйственная революция и ее распространение, 700–1100». Журнал экономической истории . 34 (1): 8–35. дои : 10.1017/S0022050700079602 . JSTOR 2116954 . S2CID 154359726 .
- Уотсон, Эндрю М. (1981). «Средневековая зеленая революция: новые культуры и методы ведения сельского хозяйства в раннем исламском мире». В Аврааме Л. Удовиче (ред.). Исламский Ближний Восток, 700–1900: Исследования по экономической и социальной истории . Дарвин Пресс. ISBN 978-0-87850-030-7 .
- Уотсон, Эндрю (2008) [1983]. Сельскохозяйственные инновации в раннем исламском мире: распространение сельскохозяйственных культур и методов ведения сельского хозяйства 700-1100 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-06883-3 .
- Викандер, Орджан (2000). «Водяная мельница». В Викандере, Орджан (ред.). Справочник по древней водной технологии . Технологии и изменения в истории. Том. 2. Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11123-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Введение , Проект «Тексты Филаха»
- Распространение сельскохозяйственных культур в раннем исламском мире