Макамат аль-Харири
Макамат аль-Харири (араб. مقامات الحريري) представляет собой сборник из пятидесяти сказок или макаматов, написанных в конце 11 или начале 12 века аль-Харири из Басры (1054–1122), поэтом и государственным чиновником. империи Сельджуков . [3] Текст представляет собой серию рассказов о приключениях вымышленного персонажа Абу Зайда из Саруджа, который путешествует и обманывает окружающих своим знанием арабского языка, чтобы заработать награды. [4] Хотя «Макамат аль-Харири», вероятно, менее творческий, чем работа его предшественника, Макамата аль-Хамадхани автор которого жил в 968–1008 гг. н.э.), он ( стал чрезвычайно популярен: сообщалось, что аль-Харири при его жизни выпустил семьсот экземпляров. [5]
Первые известные рукописи датируются 13 веком, и к этому периоду известно восемь иллюстрированных рукописей. К наиболее известным рукописям относятся одна 1237 года в Багдаде (ныне находится в Национальной библиотеке Франции ) и одна 1334 года в Египте или Сирии (ныне находится в Национальной библиотеке Австрии ). [6]
Всего известно более сотни рукописей произведения, но иллюстрировано только тринадцать. В основном они производились в течение около 150 лет. [7] Первый этап состоит из рукописей, созданных между 1200 и 1256 годами на территории между Сирией и Ираком. За этой фазой следует 50-летний перерыв, соответствующий монгольским нашествиям ( вторжение в Персию и Месопотамию с осадой Багдада в 1258 году и вторжение в Левант ). Вторая фаза длится примерно с 1300 по 1337 год, в период правления египетских мамлюков , при этом производство, вероятно, сосредоточено вокруг Каира . [8]
Рукописи Макамата аль-Харири относятся к категории «светских арабских рукописей», в отличие от религиозных произведений, таких как иллюстрированные Кораны . [9]
Список историй
[ редактировать ]После предисловия самого аль-Харири всего имеется 50 рассказов, обычно озаглавленных в формате «Встреча в…», с названием отдельного города для каждого рассказа. Главы идут по порядку: [10]
1-10 «Встреча в Сане », Холуан , Кайла , Дамиетта , Куфа , Марага (или «Разнообразный»), Баркаид , [11] Маарра , Александрия , Ар-Рахба
11-20 «Встреча в Саве », Дамаск , Багдад , Мекка , «Встреча под названием «Законный»», «Встреча под названием «Запад», «Встреча под названием «Перевернутый»», Синджар , Насибин , Майяфарикин
21-30 «Встреча в Рай аль-Махдия », Евфрат , «Встреча с округом», «Встреча под названием «Часть»», Кередж , «Встреча с адресом», «Встреча с палаточными жителями» , Самарканд , Васит , Сур
31-40 «Встреча в Рамле », Тайле , Тифлисе , Забиде , Ширазе , Мальтии , Сааде , Мерве , Омане , Тебризе
41-50 «Встреча у Таниса », Наджран , Аль-Бакрия , [12] «Встреча под названием «Зимняя»», Рамла , Алеппо , Хаджр , Хармамия , Сасан , Басра . [10]
Рукописи
[ редактировать ]Ранние, неиллюстрированные копии
[ редактировать ]Известно несколько ранних неиллюстрированных изданий « Макамата аль-Харири» , начиная с жизни самого аль-Харири (1054–1122 гг.), когда ему было около 56 лет. Самая ранняя известная рукопись — Каир, Национальная библиотека Египта , MS Adab 105, датированная 504/1110–11 гг. На основании иджаза сертификата подлинности , выданного самим аль-Харири. Это, безусловно, самая ранняя из известных рукописей, и она была скопирована в том же году, когда аль-Харири завершил свою работу. [15]
Известны и другие ранние рукописи, такие как Лондон, Британская библиотека, Ор. 2790 г. (557 г. хиджры / 1161–62 гг. Н. Э.); Ватикан, Апостольская библиотека Ватиканы, Сбат 265 (583 г. хиджры/1187 г. н.э.); Париж, Национальная библиотека Франции, арабский 3924 г. (584 г.х./1188 г. н.э.); Париж, Национальная библиотека Франции, арабский 3926 г. (611 г.х./1214 г. н.э.); и Париж, Национальная библиотека Франции, арабский 3927 г. (611 г. хиджры / 1214 г. н.э.).
После этой начальной неиллюстративной фазы начали появляться иллюстрированные рукописи Макамата , что соответствует более широкому «взрыву фигурального искусства» в исламском мире с XII по XIII века, несмотря на религиозные осуждения изображения живых существ, «поскольку это подразумевает подобие творческой деятельности Божией». [16]
Живописная традиция
[ редактировать ]Истоки изобразительной традиции арабских иллюстрированных рукописей неясны. Первыми известными украшенными рукописями являются некоторые Кораны 9 века нашей эры. [17] Они не иллюстрировались, а «иллюминировались» украшениями фронтисписов или заголовков. [17] Традиция иллюстрированных рукописей началась с греко-арабского переводческого движения и создания научно-технических трактатов, часто основанных на греческих научных знаниях, таких как арабские версии «Книги неподвижных звезд» (965 г. н.э.), «De materia medica» или «Книги неподвижных звезд». Десять трактатов глаза . [18] Переводчиками чаще всего были арабские сирийские христиане , такие как Хунейн ибн Исхак или Яхья ибн Ади , а их работа, как известно, спонсировалась местными правителями, такими как Артукиды . [19]
Экспозиция художественного мастерства в области иллюстрации рукописей произошла в XII и XIII веках. [18] На протяжении XIII века на территории Сирии и Ирака существует много общего стилистически между христианскими сирийскими иллюстрированными рукописями, такими как сирийские Евангелия (Британская библиотека, Add. 7170) , и арабскими иллюстрированными рукописями, такими как Макамат аль-Харири. . [20] Этот синтез, кажется, указывает на общую изобразительную традицию, существовавшую примерно с 1180 года н.э. в регионе и находившуюся под сильным влиянием византийского искусства . [20] [21]
Париж, Национальная библиотека Франции, арабский 3929 (1200×1210)
[ редактировать ]арабский 3929 [22] вероятно, был произведен в Амиде, современный Диярбакыр , Турция, ок. 1200×1210. [23] [24] Эта рукопись, вероятно, принадлежит школе Артукидов . живописной [25] вместе с ранним изданием 1206 года « Автоматов Ибн ар-Раззаза аль-Джазари» , посвященным изображению механических устройств ( Ахмет III 3472 , Библиотека Топкапы Сарайи , надежно датированное 1206 годом и демонстрирующее множество сходств в дизайне). [26] [27]
Эта иллюстрированная рукопись считается самым древним известным иллюстрированным макаматом . Иллюстрации довольно просты и буквальны, что позволяет большинству специалистов относить ее к началу XIII или даже концу XII века. [28]
Первые страницы утеряны: рукопись начинается со второго рассказа (второй макамы ). [29]
- Макама 06: Абу Зайд удовлетворен губернатором Мараги . Арабский 3929, 7в
- Макама 30: Брачное шествие. Арабе 3929, 117р
- Макама 06: губернатор Мараги в Иране
Париж, Национальная библиотека Франции, арабский 6094 (1222)
[ редактировать ]арабский 6094 [33] был создан в районе Джазиры и является самым ранним достоверно датированным иллюстрированным макаматом аль-Харири. [34] Стиль и многочисленные византийские мотивы в иллюстрациях. [35] предполагают, что он мог быть нарисован в районе Дамаска в Сирии, под властью Айюбидов . [36] Дата появляется в нескольких местах (на корпусе лодки на листе 68 или на табличке школьника на листе 167 в формате «сделано в 619 году» (т.е. 1222 г. н.э.). [36]
- Мкама 01: Абу Зайд и слушатели в Сане . Фолио 6р
- Макама 10: Абу Зайд и его сын перед губернатором Раббы . 1222, лист 31р
Париж, Национальная библиотека Франции, арабский 5847 (1237)
[ редактировать ]арабский 5847 , [39] также известный как Шефер Харири , [40] представляет собой копию, созданную Яхьей ибн Махмудом аль-Васити , и, вероятно, является самой хвалебной копией Макамата . [41] Согласно колофону , рукопись была скопирована в 634 году хиджры (1237 г. н. э.). [42] [43] Возможно, оно было создано в Багдаде , основываясь на некоторых стилистических параллелях с « Китаб аль-байтара» , надежно исходившим из этого города. [44] и то, что имя аббасидского халифа аль-Мустансира фигурирует на одной из картин ( 15-я макама, л. 164в ); [45] но эта атрибуция остается весьма предположительной. Национальная библиотека Франции , владелец рукописи, просто представляет ее как «месопотамскую». [46]
На двух фронтисписах изображен один человек в арабской одежде, который может быть самим автором, и величественный правитель в тюркской военной одежде сельджукского типа (длинные косы, меховая шапка, сапоги, облегающее пальто), который может быть властителем, которому была посвящена рукопись. к. [3] [47] [48] Этот властитель выглядит как тюркский эмир и может быть одним из атабегов , правивших в регионе, в частности Бадр ад-Дин Лу'лу , который правил в регионе Мосула и Верхней Месопотамии с одобрения халифа Аббасидов в то время. . [49]
Книга написана красными и черными чернилами и дополнена 99 миниатюрами. [42] На этих миниатюрах изображены самые разнообразные сцены из макамата и повседневной жизни. Большинство украшено золотом. [44]
- Левый фронтиспис (1 об. ): правитель в тюркском платье (длинные косы, меховая шапка Шарбуш , сапоги, облегающее пальто) в Макамате аль-Харири, 1237 г. н.э., возможно, Багдад. [3] [47] [48]
- Правый фронтиспис (2 справа ): возможное изображение самого автора аль-Харири в Макамате аль-Харири, 1237 г. н.э., возможно, Багдад. [3] [40]
- Тюркские воины в пальто акбия туркийя , нарукавных повязках тираз, сапогах и шапке шарбуш . (Вторая деталь фронтисписа)
- Макама 39: Корабль, направляющийся в Оман . [50]
Стамбул, Библиотека Сулеймание, Эсад Эфенди 2961 (1242×1258)
[ редактировать ]Эта рукопись сильно повреждена, все лица стерты. [56] На его колофоне есть посвящение Аббасидскому халифу Аль-Мустасиму (1243–1258), но место его изготовления неизвестно. [56] [45]
- Библиотека Сулеймание, Эсад Эфенди, 2916 г.
- Библиотека Сулеймание, Эсад Эфенди, 2916 г.
- Библиотека Сулеймание, Эсад Эфенди, 2916 г.
- Библиотека Сулеймание, Эсад Эфенди, 2916 г.
Лондон, Британская библиотека, г-жа Ор. 1200 (1256)
[ редактировать ]Эта рукопись имеет колофон, в котором указана дата ее изготовления — 1256 год. [56] Его выполнил художник по имени Умар ибн Али ибн аль-Мубарак аль-Маусили («из Мосула »). [56] Рукопись сильно повреждена, миниатюры часто неуклюже перекрашивались. [56]
- Британская библиотека, г-жа Ор. 1200
- Британская библиотека, г-жа Ор. 1200
- Британская библиотека, г-жа Ор. 1200
- Абу Зайд в детской школе. Британская библиотека, г-жа Ор. 1200
Лондон, Британская библиотека, г-жа Ор. 9718 (конец 13 века)
[ редактировать ]Рукопись сильно повреждена, многие миниатюры были перекрашены сравнительно недавно. [57] Первоначальный художник был родом из Дамаска (на листе 53r упоминается «Работа Гази ибн Абд ар-Рахмана ад-Димашки », который, как известно, родился в 1232–1233 годах и умер в 1310 году в возрасте 80 лет и, очевидно, жил в Дамаск всю свою жизнь). [57] [58]
- Два всадника на верблюдах в костюмах арабских бедуинов. Макамат, Сирия, конец XIII века, Британская библиотека, г-жа Ор. 9718.
- Абу Зайд в детской школе. Британская библиотека, г-жа Ор. 9718.
Санкт-Петербург, РАН, г-жа С.23 (13 век)
[ редактировать ]Эта рукопись (иногда называемая «Мисс С-23»), хотя и находится в довольно плохом состоянии, содержит множество тщательно продуманных иллюстраций. [59] Он не датирован, и место происхождения неизвестно. [44]
- Абу Зайд перед губернатором Мерва (Макама 28). Санкт-Петербург г-жа С.23.
- Корабль, направляющийся в Оман (Макама 39). Санкт-Петербург, РАН, г-жа С.23.
- Сборка
- Путешественники
Лондон, Британская библиотека, г-жа Ор. Добавлять. 22114 (начало 14 века)
[ редактировать ]Эта рукопись, возможно, была изготовлена в Сирии в начале XIV века. [60] [57] Первая и последняя страницы потеряны. [57] Многие миниатюры хорошо сохранились, но они скучны и повторяются, что позволяет предположить, что это копия без особой выдумки. [57] появляется фигура губернатора, одетая в типично сельджукский или тюркский костюм, особенно в головном уборе шарбуш , и очень похожая на фигуру Бадр ад-Дина Лу'лу в других рукописях. На некоторых листах (например, в макаме 21 ) [61]
- МС Или. Добавлять. 22114, лист 96р
- МС Или. Добавлять. 22114, лист 94
- Британская библиотека, г-жа Ор. Добавлять. 22114
Лондон, Британская библиотека, г-жа Ор. 7293 (1323)
[ редактировать ]Эта рукопись имеет колофон, в котором указана дата ее изготовления — 1323 год. [62] Он прекрасно сделан и наводит на мысль о роскошном экземпляре. [62] Тем не менее, многие миниатюры остались незаполненными и так и не были завершены. [62] Возможно, она была скопирована из Парижа, Bibliothèque Nationale de France, Arabe 5847. [62] рукопись была приобретена сборщиком податей в Дамаске в 1375–1376 годах. Судя по надписи на первой странице, [62]
- Макамат, Британская библиотека, г-жа Ор. Добавлять. 7293
- Макамат, Британская библиотека, г-жа Ор. Добавлять. 7293 (фрагмент). Абу Зайд и его аудитория ( макама 3)
Вена, Национальная библиотека Австрии, AF9 (1334 г.)
[ редактировать ]Этот экземпляр датируется эпохой египетских мамлюков и был изготовлен в Египте или Сирии, скорее всего, в Каире . [63] На фронтисписе изображен восседающий на троне принц при своем дворе. Стиль тюркский: «В картинах явно отражен облик этих [правящих] тюрков, а также особая мода и снаряжение, которые они предпочитали». [64] Правителем может стать мамлюкский султан Ан-Насир Мухаммад . [65] [66]
- Фронтиспис со сценой суда мамлюков. Вероятно, Египет, датируется 1334 годом. Макамат Аль-Харири . [67]
- Макамат аль-Харири , Венская рукопись AF 9, 1334 г. CE, фолио 42v
- Макамат Аль-Харири , 1334 г.
- Абу Зайд выступает перед кади Маарры Австрийская , Макамат аль-Харири , (1334 г.), национальная библиотека
Оксфорд, Бодлианская библиотека, MS Marsh 458 (1337)
[ редактировать ]От этой рукописи осталось всего несколько страниц. [63] В колофоне указано, что он был изготовлен в 1337 году для чиновника при дворе мамлюков, эмира мамлюков Насира ад-Дина Мухаммада, сына Хусама ад-Дина Тарантая Силахдара, в Каире , Египет. [63] [68]
- Мисс Марш 458, Фронтиспис
- РС. Марш 458, лист 7б
- Г-жа Марш 458, лист 29b
- Г-жа Марш 458, лист 77b
Фигуры местных властителей
[ редактировать ]Фигуры кади , шейхов , принцев или правителей периодически появляются в различных рукописях Макамата аль-Харири , от миниатюр Северной Джазиры XIII века до миниатюр периода мамлюков. [61] Они характерны для фигур княжеского цикла и придворной жизни в раннем исламском искусстве. Эти фигуры в целом похожи на сельджуков изображения власти : они одеты в типичные сельджукские или тюркские костюмы, особенно в головном уборе шарбуш , с характерными чертами лица и сидят на троне, скрестив ноги, положив одну руку на колено и подняв одну руку. [61] Эти фигуры также аналогичны фигурам на фронтисписах Китаб аль-Агани и Китаб ад-Дирьяк середины XIII века. Во всех рукописях эти фигуры власти и власти в сельджукском стиле сильно отличаются от вездесущих фигур в арабском стиле с их длинными одеждами и тюрбанами. [61] [3] Снелдерс резюмирует ситуацию в социально-политических терминах:
тринадцатого века ... рукописи Макамата аль-Харири , в которых можно найти аналогичную иконографическую дифференциацию. В ряде этих рукописей проводится тщательное различие между королевскими и некоролевскими фигурами как с точки зрения внешнего вида, так и с точки зрения одежды. В то время как князья и правители обычно изображаются с одинаковыми «азиатскими» или «восточными» чертами лица и одеты в турецкое военное одеяние, такое как шапки с меховой отделкой ( шарбуш ) и короткие облегающие туники, большинство других фигур изображаются с «арабскими» чертами лица. или «семитские» черты лица, одеты в длинные одежды и тюрбаны. Очевидно, в соответствии с современной политической и социальной структурой региона, в котором были созданы эти рукописи, было проведено визуальное различие по этническому и социальному признаку между неарабской турецкой правящей элитой и коренной арабской буржуазией.
— Идентичность Снелдерса и христианско-мусульманское взаимодействие: средневековое искусство сирийских православных из района Мосула . [69]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хилленбранд 2010 , с. 118.
- ^ Харири аль-Басри, Мухаммад аль-Касим ибн Али аль- (1054–1122); текст, Аль-КАСИМ ибн Али аль-Харири (Абу Мухаммад), автор (1201–1300). «Макамат Абу Мухаммеда аль-Касима ибн Али аль-Харири» .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Наводнение, Финбарр Бэрри (2017). «Турок в духанге? Сравнительные взгляды на элитную одежду в средневековом Ладакхе и на Кавказе» . Взаимодействие в Гималаях и Центральной Азии . Издательство Австрийской академии наук: 232.
- ^ «Аль-Макамат: прекрасно иллюстрированная арабская литературная традиция - 1001 изобретение» . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Джордж, Ален (февраль 2012 г.). «Устность, письмо и изображение в макамате: арабские иллюстрированные книги в контексте». История искусств . 35 (1): 10–37. дои : 10.1111/j.1467-8365.2011.00881.x .
Оригинальность и реализм явно не входили в число целей их автора, что побудило некоторых современных ученых оценить его работы как уступающие работам основателя жанра аль-Хамадхани (968–1008 гг. Н. Э.). Однако это восприятие не разделялось арабоязычной аудиторией, начиная с XII века, среди которой «Макамат» аль-Харири почти сразу стал классикой, вскоре затмив более ранние произведения того же жанра и породив подражание на иврите, сирийском и персидском языках. Их популярность была настолько значительна, что, согласно анекдоту, приведенному Якутом ар-Руми (ок. 1179–1229), аль-Харири за свою жизнь санкционировал семьсот копий текста.
- ^ Хилленбранд 2010 , с. 119.
- ^ Запись 1984 г. , с. 7.
- ^ Запись 1984 г. , с. 17.
- ^ Снелдерс 2010 , с. 2, ... «современные иллюстрированные исламские рукописи, которые часто также называют «светскими арабскими рукописями», когда из уравнения исключаются религиозные произведения, такие как иллюстрированный Коран».
- ^ Jump up to: а б Шах 1980 .
- ^ Стрек, М. (24 апреля 2012 г.). «Баркаид» . Энциклопедия ислама, первое издание (1913–1936) . Брилл.
- ^ Jump up to: а б Фотография из Макамата 43 «Встреча в Аль-Бакрие» [1] . «Аль-Бакрия» = Дияр Бакр согласно Эгер, А. Аса (18 ноября 2014 г.). Исламско-византийская граница: взаимодействие и обмен между мусульманскими и христианскими общинами . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85772-685-8 .
- ^ Джордж, Ален (февраль 2012 г.). «Устность, письмо и изображение в макамате: арабские иллюстрированные книги в контексте». История искусств . 35 (1): 10–37. дои : 10.1111/j.1467-8365.2011.00881.x .
- ^ Маккей, Пьер А. (1971). «Свидетельства о передаче рукописи макамата Харири (MS. Каир, Адаб 105)» . Труды Американского философского общества . 61 (4): 1–81. дои : 10.2307/1006055 . ISSN 0065-9746 . JSTOR 1006055 .
- ^ Маккей, Пьер А. (1971). «Свидетельства о передаче рукописи макамата Харири (MS. Каир, Адаб 105)» . Труды Американского философского общества . 61 (4): 6. дои : 10.2307/1006055 . ISSN 0065-9746 . JSTOR 1006055 .
- ^ Джордж, Ален (февраль 2012 г.). «Устность, письмо и изображение в макамате: арабские иллюстрированные книги в контексте». История искусств . 35 (1): 10–37. дои : 10.1111/j.1467-8365.2011.00881.x .
В двенадцатом-тринадцатом веках исламский мир стал свидетелем расцвета фигурального искусства. (...) Изготовление его запрещено ни при каких обстоятельствах, потому что оно предполагает подобие творческой деятельности Бога.
- ^ Jump up to: а б Снелдерс 2010 , с. 3, примечание 14.
- ^ Jump up to: а б Снелдерс 2010 , с. 3.
- ^ Снелдерс 2010 , с. Глава 4, 4-я страница.
- ^ Jump up to: а б Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Метрополитен-музей. 1997. стр. 384–385. ISBN 978-0-87099-777-8 .
- ^ Снелдерс 2010 , стр. 1–2.
- ^ «Консультация» . archivesetmanuscrits.bnf.fr .
- ^ Балафрей, Ламия (19 декабря 2022 г.). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . Исследования по ст . История: 766 г., рис.11. дои : 10.11588/xxi.2022.4.91685 .
- ^ «Консультация арабе 3929» . archivesetmanuscrits.bnf.fr .
- ^ Фермеры 2012 , с. 120, рис. 45.
- ^ Балафрей, Ламия (19 декабря 2022 г.). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . Исследования по ст . История: 739–741 гг. дои : 10.11588/xxi.2022.4.91685 .
- ^ Уорд, Рэйчел (1 января 1985 г.). «Свидетельства о школе живописи при дворе Артукидов» . Оксфодские исследования исламского искусства, Том. 1, стр. 69–83 : 76–77.
- ^ Саккал, Ая (25 августа 2014 г.). «Представление героев Макамата д'аль-Харири в трех премьер-министрах-иллюстраторах» . Исламологические Анналы (на французском языке). 48 (1): 79–102. дои : 10.4000/anisl.3080 . ISSN 0570-1716 .
Большинство иллюстраций просты и на первый взгляд вполне буквальны, и по этой причине большинство ученых относят рукопись к началу тринадцатого века или даже к концу двенадцатого. Более детальное обсуждение Райсом одной группы иллюстраций привело его к дате примерно 1240 года (Грабарь, Иллюстрации Макамата, стр. 8).
- ^ Запись 1984 г. , с. 8.
- ^ Шах 1980 , стр. 212–220.
- ^ Шах 1980 , стр. 74–77.
- ^ Балафрей, Ламия (19 декабря 2022 г.). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . Исследования по ст . История: 767–768 гг. дои : 10.11588/xxi.2022.4.91685 .
На свадьбе в Синджаре (Ирак) Абу Зайд рассказывает историю о том, как он потерял свою порабощенную наложницу (джарию). План состоял в том, чтобы держать ее в строгом уединении, но однажды, находясь под воздействием алкоголя, он совершил ошибку и рассказал о ее существовании соседу. Слухи разошлись; в конце концов Абу Зайд был вынужден продать наложницу губернатору.
- ^ «Макамат де Харири 6094» . 1222.
- ^ Саккал, Ая (25 августа 2014 г.). «Изображение героя Макамата аль-Харири в первых трех иллюстрированных рукописях» . Исламологические анналы (на французском языке). 48 (1): 79–102. дои : 10.4000/anisl.3080 . ISSN 0570-1716 .
- ^ Jump up to: а б Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Метрополитен-музей. 1997. стр. 428–429. ISBN 978-0-87099-777-8 .
- ^ Jump up to: а б Запись 1984 года , с. 9.
- ^ Керестей, Ката (14 декабря 2018 г.). Художественная живопись: средневековая арабская традиция . п. 351.
- ^ Стиллман, Норман (8 июня 2022 г.). Арабская одежда. Краткая история: от зари ислама до наших дней . БРИЛЛ. п. 68, примечание 12. ISBN 978-90-04-49162-5 .
- ^ «БНФ арабский 5847» . archivesetmanuscrits.bnf.fr . Национальная библиотека Франции.
- ^ Jump up to: а б Хилленбранд 2010 .
- ^ Хилленбранд 2010 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Эттингхаузен 1977 , с. 104.
- ^ Могильщик .
- ^ Jump up to: а б с Запись 1984 года , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Фермеры 2012 , с. 155.
- ^ «Консультация» . archivesetmanuscrits.bnf.fr .
- ^ Jump up to: а б Хилленбранд 2010 , с. 126 и примечание 40.
- ^ Jump up to: а б с Контадини 2012 , с. 126–127: «Официальные» турецкие деятели носят стандартную комбинацию шарбуша, халата длиной в три четверти и ботинок. У арабских фигур, напротив, другой головной убор (обычно тюрбан), халат либо в полный рост, либо, если длина составляет три четверти, с мешковатыми брюками внизу, и они обычно носят туфли на плоской подошве или (...) ходят босиком. (...) P.127: Уже упоминалось сочетание сапог и шарбуша как маркеров официального статуса (...) сочетание является стандартным, даже отражено в коптских картинах тринадцатого века, и служит для различения , в формулировке Грабаря, мир турецкого правителя и мир араба. (...) Тип, который носили официальные лица в Макамате 1237 года, изображенный, например, на л. 59r,67 состоит из золотой шапки, увенчанной небольшой круглой вершиной и меховой отделкой, образующей треугольную область спереди, которая либо показывает золотую шапку, либо представляет собой отдельную бляшку. Особенно впечатляющим примером в этой рукописи является массивный шарбуш с гораздо большим количеством меха, чем обычно, который носит княжеский чиновник на правом фронтисписе на л. 1в."
- ^ О'Кейн, Бернард (2012). «Текст и рисунки в Аль-Васити «Макамат» » . Арс Ориенталис . 42:43 . ISSN 0571-1371 .
- ^ Шах 1980 , стр. 193–198, Макама 39, «Встреча в Омане».
- ^ Шах 1980 , с. 193.
- ^ Фермеры 2012 , с. 143.
- ^ Шах 1980 , с. 86.
- ^ Хилленбранд 2010 , с. 118, примечание 10.
- ^ Шах 1980 , стр. 84–88, Макама 21, «Встреча в Рай аль-Махдие».
- ^ Jump up to: а б с д и Запись 1984 года , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и Запись 1984 года , с. 13.
- ^ Максвини, Анна. «Макамат аль-Харири. Две иллюстрированные мамлюкские рукописи из Британской библиотеки MS Or.9718 и Ms.Add.22114.pdf (Магистерская диссертация, SOAS)» . Департамент SOAS искусства и археологии : 4.
- ^ Запись 1984 г. , с. 11.
- ^ Фонтана, М.В. (1 января 2020 г.). Ислам и Запад. Арабские надписи и псевдонадписи. Мантова: Universitas Studiorum. ISBN 9788833690735 . Издательство Universitas Studiorum. п. 126, примечание 34.
- ^ Jump up to: а б с д и Максвини, Анна. «Макамат аль-Харири. Две иллюстрированные мамлюкские рукописи из Британской библиотеки MS Or.9718 и Ms.Add.22114.pdf (Магистерская диссертация, SOAS)» . Отделение искусства и археологии SOAS : 29–30.
- ^ Jump up to: а б с д и Запись 1984 года , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Запись 1984 года , с. 15.
- ^ Эттингхаузен 1977b , с. 162.
- ^ «Аль-Харири, Макамат («Ассамблеи») - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org .
Султан, который, возможно, заказал рукопись и который, возможно, изображен на титульном листе-посвящении, - это Ан-Насир Мухаммад б. Калаун, который находился у власти в третий раз с 709 г. хиджры / 1309-10 гг. н.э. по 741 г.х. / 1340-41 гг. н.э.
- ^ Йедида Калфон Стиллман, Норман А. Стиллман (2003). Арабская одежда: краткая история: от зари ислама до наших дней . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. Рис.22. ISBN 9789004113732 .
Рис. 22. Фронтиспис сцены суда из рукописи Макамата, вероятно, из Египта, датированной 1334 годом. Восседающий на троне принц носит парчовый кабли-мафтул с надписью Тираз нарукавные повязки поверх кабли-тюрки, застегнутой на талии хиясой из золота. медали (бавликир). Оба музыканта в правом нижнем углу носят тюркские шубы и шапки с перьями, у одной из которых поля загнуты вверх. Перья закреплены на передней металлической пластине («амуд») (Национальная библиотека, Вена, ms AF 9, л. 1).
- ^ Эттингхаузен 1977b , с. 148.
- ^ Джордж, Ален (февраль 2012 г.). «Устность, письмо и изображение в макамате: арабские иллюстрированные книги в контексте». История искусств . 35 (1): 10–37. дои : 10.1111/j.1467-8365.2011.00881.x .
Только один иллюстрированный экземпляр Макамата (Оксфорд Марш, 458 г.) был посвящен указанному лицу, мамлюкскому амиру Насиру ад-Дину Мухаммаду, сыну Хусама ад-Дина Тарантая Силахдара, для которого он был завершен в 1337 году.
- ^ Снелдерс 2010 , Параграф 4.7.
Источники
[ редактировать ]- Контадини, Анна (1 января 2012 г.). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу . Брилл. дои : 10.1163/9789004222656_005 .
- Эттингхаузен, Ричард (1977). La Peinture Arabe (на французском языке). Женева: Скира. стр. 104–124.
- Переведено как Эттингхаузен, Ричард (1977b). Арабская живопись . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 978-0-8478-0081-0 .
- Грабарь, Олег (1984). Иллюстрации Макамата (PDF) . Издательство Чикагского университета. п. 7.
- Грабарь, Олег. «Макамат аль-Харири: иллюстрированная арабская рукопись XIII века» . Проверено 24 января 2023 г.
- Хилленбранд, Роберт (1 января 2010 г.). «Шефер Харири: исследование исламского дизайна фронтисписа» . Арабская живопись : 117–134. дои : 10.1163/9789004236615_011 . ISBN 978-90-04-23661-5 .
- Шах, Амина (1980). Собрания аль-Харири: пятьдесят встреч с шейхом Абу Зайдом из Серуджа . Лондон: Октагон Пресс. ISBN 978-0-900860-86-7 .
- Снелдерс, Б. (2010). Идентичность и христианско-мусульманское взаимодействие: средневековое искусство сирийских православных из района Мосула . Петерс, Левен.
- Аль-Макамат: прекрасно иллюстрированная арабская литературная традиция – 1001 изобретение
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Макаматом аль-Харири, на Викискладе?
- Слова Харири; Образец рисунков, созданных Яхьей ибн Махмудом ибн Яхьей ибн Абул-Хасаном ибн Куваррихой аль-Васити. , онлайн-оцифровка рукописи БНФ
- Подробный список иллюстрированных макамов и их иллюстраций с подписями.