Jump to content

Бади аль-Заман аль-Хамадани

Бади аль-Заман аль-Хамадани
Рожденный 969
Хамадан , Иран
Умер 1007
Занятие Поэт, Литератор
Язык арабский
Национальность персидский
Жанры Макама (проза и поэзия)
Известные работы Макамат Бади аз-Заман аль-Хамадхани


Бади аз-Заман аль-Хамадани или аль-Хамадани ( персидский : Бади аз-Заман Хамадани ; арабский : Бади аз-Заман аль-Хамдани ат-Таглиби ; 969 г. в Хамадане , Иран - 1007 г.) был средневековым поэтом. и литератор . [ 1 ] [ 2 ] Он наиболее известен своей работой «Макамат Бади аз-Заман аль-Хамадхани» , сборником из 52 эпизодических историй о мошеннике Абу аль-Фатх аль-Искандари, рассказанных рассказчиком Исой б. Хишам. Его персидское имя Хамедани переводится как «из города Хамадан». Его арабское имя переводится как «Чудо века».

О ранней жизни Аль-Хамадани известно очень мало, а первоисточники очень ограничены. Основные биографические сведения взяты из Аль-Таалиби , и на его основе основано большинство более поздних биографий. [ 3 ] По словам самого аль-Хамадани, он был арабского происхождения, а его семья имела некоторое образование, но ученые оспаривают эти голые факты. [ 1 ] Вероятно, он родился и получил образование в Хамадане, Иран. [ 4 ]

О взрослой жизни Аль-Хамадани известно больше. В 380/990 году аль-Хамадхани, которому тогда было 22 года, покинул свой родной город и начал путешествовать по различным учебным центрам. В то время научные поездки были общепринятой практикой для молодых образованных арабских мужчин. Его первая остановка была в Райе , возможно, для встречи со своим бывшим наставником Ахмедом ибн Фарисом (ссылка: Прендергаст называет имя инструктора Абдул Хусейн ибн Фарис; см. https://archive.org/details/in.ernet.dli. 2015.50447/страница/n17 ). Там он попал под покровительство Диххуды Абу Аида Мухаммада ибн Мансура аль-Исмы (ум. 410/1019). Затем он отправился в Джурджан , где начал писать макамат и где его литературные таланты нашли восприимчивую аудиторию. [ 5 ]

В 383/992 году он отправился в Хорасан, Нишапур , которые тогда находились под властью Саманидов , и стали признанным центром литературы. Его впечатления от Хорасана были неоднозначными. Его несколько раз грабили разбойники, потеряв все свое имущество. Однако его литературная деятельность стала более плодотворной. Он конкурировал с аль-Хавризми и в конце концов поссорился с ним. В Нишапуре он добился большой известности, и его репутация распространилась по всему региону. [ 6 ]

После того, как Нишапур был завоеван Газневидами, он покинул этот регион и вернулся в свои путешествия. По дороге он остановился в Серахсе , Тусе и Марве . Некоторые ранние источники, такие как персидский ученый ат-Талиби, предполагают, что Аль-Хамадани также посетил Сиджистан и Газну . Однако о таких путешествиях известно очень мало, а достоверных свидетельств мало, что заставляет ученых предупреждать, что по мере роста славы аль-Хамадани такие визиты стали легендами. [ 7 ]

В 383/993 году он остановился в Зарандже , где был принят при дворе саффаридского правителя Абу Ахмада Халафа ибн Ахдмада . Намерениями аль-Хамадани было восхвалять правителя, за что он был хорошо вознагражден. [ 8 ]

Его передвижения после пребывания в Зарандже неясны. В конце концов он поселился в Бушани, недалеко от Герата, где женился на Абу-Али аль-Хусейне ибн Мухаммаде аль-Хушнами, местной дворянской семье, и провел свои последние годы. Его литературная деятельность снизилась во время его проживания в Герате. [ 9 ] После того, как он поселился в Герате , он попал под защиту Абуль-Хасана Исфараини , который был визирем Махмуда Газни , султана династии Газневидов . Он умер в Герате в возрасте сорока лет. Он славился замечательной памятью и беглостью речи, а также чистотой языка. [ 10 ]

Его письма были впервые опубликованы в Константинополе (1881 г.) и с комментариями в Бейруте (1890 г.); его макамы в Константинополе и с комментариями в Бейруте (1889 г.). Избранные письма были опубликованы в таких произведениях, как издание Сильвестра де Саси шести макам с французским переводом и примечаниями в его Chrestomathie Arabe, vol. iii. (2-е изд., Париж, 1827 г.). Образец переведенных писем можно найти у А. фон Кремера Culturgeschichte des Orients , ii. 470 кв.м (на немецком языке). [ 10 ]

Литературное творчество

[ редактировать ]

Аль-Хамадани писал стихи, и многие его письма сохранились. Его обычно считают создателем жанра, известного как «макама» (петь) или «макамат» (мн. ч.). [ 11 ] [ 12 ] В макаме аль-Хамадани использовались анекдоты, собранные в 9 веке более ранними авторами, такими как аль-Джахиз и ат-Танийхи, но рассказчик представил анекдот. [ 13 ]

Новаторством аль-Хамадани было применение саджа (витиеватой формы рифмованной прозы) к пересказу светских анекдотов. [ 14 ] До этого времени садж ограничивался религиозной и политической деятельностью. [ 15 ] [ 16 ] Впоследствии этой форме подражали другие арабские поэты и писатели. Столетие спустя писатель Аль-Харири из Басры возвел макамат в крупный вид литературного искусства. [ 17 ]

Аль-Хамадани В «Макаме» использовались анекдоты, собранные в 9 веке более ранними авторами, такими как аль-Джахиз и аль-Танийхи, но рассказчик представил анекдот. [ 18 ] Нововведение Аль-Хамадани заключалось в применении саджа к пересказу светских анекдотов. [ 14 ] До этого времени садж ограничивался религиозной и политической деятельностью. [ 19 ]

Всего в рукописях сохранилось 52 макамы аль-Хамадани. Каждая макама — это целая история, но макама часто представлены в коллекции, посвященной общей теме. В каждой истории есть два главных героя: рассказчик (обычно Иса ибн Хишам) и главный герой (обычно Абу И-Фатх из Александрии, мошенник и обманщик). В разных рассказах представлены и другие персонажи, часто исторические. Анекдоты, представленные в макамате аль-Хамадани, способствовали росту интереса к деятельности арабской бедноты, особенно нищих, обманщиков и преступников. [ 20 ]

Макама имеет свободную структуру, состоящую из семи частей, а именно: (1) Иснад, (2) общее введение, (3) ссылка, (4) эпизод (ядро повествования), (5) сцена узнавания, (6) посланник и ( 7) финал. [ 21 ]

Стилистически макама использует садж , тщательно продуманную прозу. Части повествования могут быть написаны в стихах, другие — нерифмованной литературной прозой. Большая часть стихов, использованных аль-Хамадхани, была заимствована у известных поэтов. [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр. 16–20.
  2. ^ Рагглс, Фэйрчайлд (2011). Исламское искусство и визуальная культура: Антология источников . п. 87.
  3. ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр.
  4. ^ Льюис, Б., изд. (1986). Энциклопедия ислама, том 3 (переиздание Photomechan.). Лейден [ua]: Брилл [ua] с. 106. ИСБН  9004081186 .
  5. ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр. 20-21; Прендергаст, У.Дж., Имена Бади Аль-Замана Аль-Хамадхани, (1915), 1973, стр. 3–4, https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.50447/page/n19 .
  6. ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр. 21-24; Прендергаст, У.Дж., Имена Бади аль-Замана аль-Хамадхани , (1915), 1973, стр. 5–6, https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.50447/page/n1
  7. ^ Яакко Хямеен-Анттила, Макама: история жанра, Отто Харрасовиц Верлаг, 2002, стр. 27-28.
  8. ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 28-29.
  9. ^ Джеймс Хемен-Анттила, Макама: история жанра, Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 29-30; ; Прендергаст, У.Дж., Макамат Бади аль-Заман аль-Хамадхани, (1915), 1973, стр. 6, https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.50447/page/n1
  10. ^ Jump up to: а б  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хамадхани ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 868–869.
  11. ^ Бистон, АФЛ (1971). «Генезис жанра макамата». Журнал арабской литературы . 2 : 1–12. JSTOR   4182866 .
  12. ^ Николсон, Р., Литературная история арабов , издание Project Gutenberg, 2011, стр. 329-30 https://www.gutenberg.org/files/37985/37985-h/37985-h.htm#Page_329
  13. ^ Одзаки, К., «Макама как судебная пьеса - замаскированный герой, обманутый судья», Orient, Vol. XVll 2007, с. 128
  14. ^ Jump up to: а б Роксбург, Дэвид Дж. (2013). «В погоне за тенями: Макамат Аль-Харири». Мукарнас . 30 : 171–212. JSTOR   42751920 .
  15. ^ Бистон, AFL, «Аль-Хамадхани, аль-Харири и жанр макамата» в: Джулия Аштиани, Джеральд Рекс Смит, Т.М. Джонстон, Джулия Брэй, Кембриджский университет, Дж. Д. Лэтэм, Р.Б. Серджант, Cambridge University Press, Мария Роза Менокаль , Раймонд П. Шейндлин и Майкл Селлс, Abbasid Belles Lettres , Cambridge University Press, 1990, стр. 126-127; Николсон Р., Литературная история арабов , издание Project Gutenberg, 2011 г., стр. 329–30 https://www.gutenberg.org/files/37985/37985-h/37985-h.htm#Page_329
  16. ^ Бистон, АФЛ (1971). «Генезис жанра макамата». Журнал арабской литературы . 2 : 1–12. JSTOR   4182866 .
  17. ^ Гамильтон, М., Представляя других в средневековой иберийской литературе , Springer, 2007, стр. 37
  18. ^ Одзаки, К., «Макама как судебная пьеса - замаскированный герой, обманутый судья», Orient , Vol. XVll 2007, с. 128
  19. ^ Бистон, AFL, «Аль-Хамадхани, аль-Харири и жанр макамата» в: Джулия Аштиани, Джеральд Рекс Смит, Т.М. Джонстон, Джулия Брэй, Кембриджский университет, Дж. Д. Лэтэм, Р.Б. Серджант, Cambridge University Press, Мария Роза Менокаль , Раймонд П. Шейндлин и Майкл Селлс, Abbasid Belles Lettres , Cambridge University Press, 1990, стр. 126-127
  20. ^ Прендергаст, WJ, Макамат Бади Аль Заман Аль-Хамадхани, (1915), 1973, стр. vii https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.50447/page/n9
  21. ^ Яакко Хямеен-Анттила, Макама: история жанра, Отто Харрассовиц Verlag, 2002, стр. 45-50
  22. ^ Яакко Хямеен-Анттила, Макама: история жанра, Отто Харрассовиц Verlag, 2002, стр. 54-55

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Хямеен-Анттила, Дж., «Макама: история жанра», Издательство Отто Харрасовица, 2002 г. (особенно см. стр. 15–65, где обсуждается «Макамат» аль-Хамадхани.)

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d86b062761149610cb931b9e81bbb50d__1724386260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/0d/d86b062761149610cb931b9e81bbb50d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Badi' al-Zaman al-Hamadani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)