Бади аль-Заман аль-Хамадани
Бади аль-Заман аль-Хамадани | |
---|---|
Рожденный | 969 Хамадан , Иран |
Умер | 1007 |
Занятие | Поэт, Литератор |
Язык | арабский |
Национальность | персидский |
Жанры | Макама (проза и поэзия) |
Известные работы | Макамат Бади аз-Заман аль-Хамадхани |
Бади аз-Заман аль-Хамадани или аль-Хамадани ( персидский : Бади аз-Заман Хамадани ; арабский : Бади аз-Заман аль-Хамдани ат-Таглиби ; 969 г. в Хамадане , Иран - 1007 г.) был средневековым поэтом. и литератор . [ 1 ] [ 2 ] Он наиболее известен своей работой «Макамат Бади аз-Заман аль-Хамадхани» , сборником из 52 эпизодических историй о мошеннике Абу аль-Фатх аль-Искандари, рассказанных рассказчиком Исой б. Хишам. Его персидское имя Хамедани переводится как «из города Хамадан». Его арабское имя переводится как «Чудо века».
Жизнь
[ редактировать ]О ранней жизни Аль-Хамадани известно очень мало, а первоисточники очень ограничены. Основные биографические сведения взяты из Аль-Таалиби , и на его основе основано большинство более поздних биографий. [ 3 ] По словам самого аль-Хамадани, он был арабского происхождения, а его семья имела некоторое образование, но ученые оспаривают эти голые факты. [ 1 ] Вероятно, он родился и получил образование в Хамадане, Иран. [ 4 ]
О взрослой жизни Аль-Хамадани известно больше. В 380/990 году аль-Хамадхани, которому тогда было 22 года, покинул свой родной город и начал путешествовать по различным учебным центрам. В то время научные поездки были общепринятой практикой для молодых образованных арабских мужчин. Его первая остановка была в Райе , возможно, для встречи со своим бывшим наставником Ахмедом ибн Фарисом (ссылка: Прендергаст называет имя инструктора Абдул Хусейн ибн Фарис; см. https://archive.org/details/in.ernet.dli. 2015.50447/страница/n17 ). Там он попал под покровительство Диххуды Абу Аида Мухаммада ибн Мансура аль-Исмы (ум. 410/1019). Затем он отправился в Джурджан , где начал писать макамат и где его литературные таланты нашли восприимчивую аудиторию. [ 5 ]
В 383/992 году он отправился в Хорасан, Нишапур , которые тогда находились под властью Саманидов , и стали признанным центром литературы. Его впечатления от Хорасана были неоднозначными. Его несколько раз грабили разбойники, потеряв все свое имущество. Однако его литературная деятельность стала более плодотворной. Он конкурировал с аль-Хавризми и в конце концов поссорился с ним. В Нишапуре он добился большой известности, и его репутация распространилась по всему региону. [ 6 ]
После того, как Нишапур был завоеван Газневидами, он покинул этот регион и вернулся в свои путешествия. По дороге он остановился в Серахсе , Тусе и Марве . Некоторые ранние источники, такие как персидский ученый ат-Талиби, предполагают, что Аль-Хамадани также посетил Сиджистан и Газну . Однако о таких путешествиях известно очень мало, а достоверных свидетельств мало, что заставляет ученых предупреждать, что по мере роста славы аль-Хамадани такие визиты стали легендами. [ 7 ]
В 383/993 году он остановился в Зарандже , где был принят при дворе саффаридского правителя Абу Ахмада Халафа ибн Ахдмада . Намерениями аль-Хамадани было восхвалять правителя, за что он был хорошо вознагражден. [ 8 ]
Его передвижения после пребывания в Зарандже неясны. В конце концов он поселился в Бушани, недалеко от Герата, где женился на Абу-Али аль-Хусейне ибн Мухаммаде аль-Хушнами, местной дворянской семье, и провел свои последние годы. Его литературная деятельность снизилась во время его проживания в Герате. [ 9 ] После того, как он поселился в Герате , он попал под защиту Абуль-Хасана Исфараини , который был визирем Махмуда Газни , султана династии Газневидов . Он умер в Герате в возрасте сорока лет. Он славился замечательной памятью и беглостью речи, а также чистотой языка. [ 10 ]
Его письма были впервые опубликованы в Константинополе (1881 г.) и с комментариями в Бейруте (1890 г.); его макамы в Константинополе и с комментариями в Бейруте (1889 г.). Избранные письма были опубликованы в таких произведениях, как издание Сильвестра де Саси шести макам с французским переводом и примечаниями в его Chrestomathie Arabe, vol. iii. (2-е изд., Париж, 1827 г.). Образец переведенных писем можно найти у А. фон Кремера Culturgeschichte des Orients , ii. 470 кв.м (на немецком языке). [ 10 ]
Литературное творчество
[ редактировать ]Аль-Хамадани писал стихи, и многие его письма сохранились. Его обычно считают создателем жанра, известного как «макама» (петь) или «макамат» (мн. ч.). [ 11 ] [ 12 ] В макаме аль-Хамадани использовались анекдоты, собранные в 9 веке более ранними авторами, такими как аль-Джахиз и ат-Танийхи, но рассказчик представил анекдот. [ 13 ]
Новаторством аль-Хамадани было применение саджа (витиеватой формы рифмованной прозы) к пересказу светских анекдотов. [ 14 ] До этого времени садж ограничивался религиозной и политической деятельностью. [ 15 ] [ 16 ] Впоследствии этой форме подражали другие арабские поэты и писатели. Столетие спустя писатель Аль-Харири из Басры возвел макамат в крупный вид литературного искусства. [ 17 ]
Аль-Хамадани В «Макаме» использовались анекдоты, собранные в 9 веке более ранними авторами, такими как аль-Джахиз и аль-Танийхи, но рассказчик представил анекдот. [ 18 ] Нововведение Аль-Хамадани заключалось в применении саджа к пересказу светских анекдотов. [ 14 ] До этого времени садж ограничивался религиозной и политической деятельностью. [ 19 ]
Всего в рукописях сохранилось 52 макамы аль-Хамадани. Каждая макама — это целая история, но макама часто представлены в коллекции, посвященной общей теме. В каждой истории есть два главных героя: рассказчик (обычно Иса ибн Хишам) и главный герой (обычно Абу И-Фатх из Александрии, мошенник и обманщик). В разных рассказах представлены и другие персонажи, часто исторические. Анекдоты, представленные в макамате аль-Хамадани, способствовали росту интереса к деятельности арабской бедноты, особенно нищих, обманщиков и преступников. [ 20 ]
Макама имеет свободную структуру, состоящую из семи частей, а именно: (1) Иснад, (2) общее введение, (3) ссылка, (4) эпизод (ядро повествования), (5) сцена узнавания, (6) посланник и ( 7) финал. [ 21 ]
Стилистически макама использует садж , тщательно продуманную прозу. Части повествования могут быть написаны в стихах, другие — нерифмованной литературной прозой. Большая часть стихов, использованных аль-Хамадхани, была заимствована у известных поэтов. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр. 16–20.
- ^ Рагглс, Фэйрчайлд (2011). Исламское искусство и визуальная культура: Антология источников . п. 87.
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр.
- ^ Льюис, Б., изд. (1986). Энциклопедия ислама, том 3 (переиздание Photomechan.). Лейден [ua]: Брилл [ua] с. 106. ИСБН 9004081186 .
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр. 20-21; Прендергаст, У.Дж., Имена Бади Аль-Замана Аль-Хамадхани, (1915), 1973, стр. 3–4, https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.50447/page/n19 .
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр. 21-24; Прендергаст, У.Дж., Имена Бади аль-Замана аль-Хамадхани , (1915), 1973, стр. 5–6, https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.50447/page/n1
- ^ Яакко Хямеен-Анттила, Макама: история жанра, Отто Харрасовиц Верлаг, 2002, стр. 27-28.
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра, Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 28-29.
- ^ Джеймс Хемен-Анттила, Макама: история жанра, Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 29-30; ; Прендергаст, У.Дж., Макамат Бади аль-Заман аль-Хамадхани, (1915), 1973, стр. 6, https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.50447/page/n1
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хамадхани ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 868–869. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Бистон, АФЛ (1971). «Генезис жанра макамата». Журнал арабской литературы . 2 : 1–12. JSTOR 4182866 .
- ^ Николсон, Р., Литературная история арабов , издание Project Gutenberg, 2011, стр. 329-30 https://www.gutenberg.org/files/37985/37985-h/37985-h.htm#Page_329
- ^ Одзаки, К., «Макама как судебная пьеса - замаскированный герой, обманутый судья», Orient, Vol. XVll 2007, с. 128
- ^ Jump up to: а б Роксбург, Дэвид Дж. (2013). «В погоне за тенями: Макамат Аль-Харири». Мукарнас . 30 : 171–212. JSTOR 42751920 .
- ^ Бистон, AFL, «Аль-Хамадхани, аль-Харири и жанр макамата» в: Джулия Аштиани, Джеральд Рекс Смит, Т.М. Джонстон, Джулия Брэй, Кембриджский университет, Дж. Д. Лэтэм, Р.Б. Серджант, Cambridge University Press, Мария Роза Менокаль , Раймонд П. Шейндлин и Майкл Селлс, Abbasid Belles Lettres , Cambridge University Press, 1990, стр. 126-127; Николсон Р., Литературная история арабов , издание Project Gutenberg, 2011 г., стр. 329–30 https://www.gutenberg.org/files/37985/37985-h/37985-h.htm#Page_329
- ^ Бистон, АФЛ (1971). «Генезис жанра макамата». Журнал арабской литературы . 2 : 1–12. JSTOR 4182866 .
- ^ Гамильтон, М., Представляя других в средневековой иберийской литературе , Springer, 2007, стр. 37
- ^ Одзаки, К., «Макама как судебная пьеса - замаскированный герой, обманутый судья», Orient , Vol. XVll 2007, с. 128
- ^ Бистон, AFL, «Аль-Хамадхани, аль-Харири и жанр макамата» в: Джулия Аштиани, Джеральд Рекс Смит, Т.М. Джонстон, Джулия Брэй, Кембриджский университет, Дж. Д. Лэтэм, Р.Б. Серджант, Cambridge University Press, Мария Роза Менокаль , Раймонд П. Шейндлин и Майкл Селлс, Abbasid Belles Lettres , Cambridge University Press, 1990, стр. 126-127
- ^ Прендергаст, WJ, Макамат Бади Аль Заман Аль-Хамадхани, (1915), 1973, стр. vii https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.50447/page/n9
- ^ Яакко Хямеен-Анттила, Макама: история жанра, Отто Харрассовиц Verlag, 2002, стр. 45-50
- ^ Яакко Хямеен-Анттила, Макама: история жанра, Отто Харрассовиц Verlag, 2002, стр. 54-55
Источники
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Макамат Бади аз-Замана аль-Хамадхани. Английский перевод на сайте Holy-texts.com.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Хямеен-Анттила, Дж., «Макама: история жанра», Издательство Отто Харрасовица, 2002 г. (особенно см. стр. 15–65, где обсуждается «Макамат» аль-Хамадхани.)