Абу аль-Атахия
Абу Исхак Исмаил ибн аль-Касим Абу аль-Атахия | |
---|---|
Рожденный | в. 748 |
Умер | в. 828 |
Другие имена | Абу Исхак Исмаил б. аль-Касим б. Сладость б. Кайсан аль-Айн |
Академическая работа | |
Эра | Период Аббасидов ( эпоха аль-Махди ) и ( эпоха Харуна ар-Рашида ) |
Основные интересы | поэзия |
Известные работы | Диван |
Абу аль-Атахия ( араб . Абу Аль-Атахия ; 748–828), полное имя Абу Исхак Исмаил ибн аль-Касим ибн Сувайд Аль-Анзи ( Абу Исхак Исмаил бин Аль-Касим бин Сувейд Аль-Анзи ), [1] [2] [3] был одним из ведущих арабских поэтов ранней исламской эпохи, плодовитым мувалладом. [n 1] поэт аскетов, стоивший в одном ряду с Башшаром и Абу Нувасом , с которыми он познакомился. На время он отказался от поэзии по религиозным соображениям. [4]
Жизнь
[ редактировать ]Абу л-Атахия родился в Айн ат-Тамре в иракской пустыне, недалеко от Аль-Анбара . [n 2] В его родословной есть два высказывания: во-первых, он из племени Аназа , [5] [6] а во-вторых, Его семья была мавали из колена Аназа . [7] Его юность прошла в Куфе , где он некоторое время занимался продажей керамики. В то время, когда он занялся продажей керамики, он увидел собрание поэтов на конкурсе и принял в нем участие. Он составил панегирик правителю Табаристана эмиру Умару ибн аль-Ала (783-4/167 г.х.). [8] и с растущей репутацией его потянуло в Багдад , резиденцию суда Аббасидов, где он вскоре прославился своими стихами, особенно теми, которые были адресованы Утбе. [9] [10] [11] [n 3] , наложница аббасидского халифа аль -Махди . Его любовь была безответной, хотя аль-Махди , а после него халиф ар-Рашид за него заступались . Оскорбив халифа , он был на короткое время заключен в тюрьму. Он умер в 828 году во время правления халифа аль-Мамуна . [12] и Аль-Надим цитирует кади аль-Куфы ибн Камиля (ум. 961), что он умер в один день с грамматистом Амром ибн Аби Амром аль-Шайбани и придворным музыкантом Ибрагимом аль-Мавсили в 828-9 гг./ 213 г. хиджры. [13] Его могила находилась на берегу канала Иса. [n 4] напротив Кантарат аз-Зайатин («Мост нефтяников»). [14]
Наследие
[ редактировать ]Поэзия Абу ль-Атахийи отличается избеганием искусственности, почти повсеместно распространенной в его дни. Древней поэзии пустыни до сих пор постоянно подражали, хотя это было неестественно для городской жизни. Абу ль-Атахия был одним из первых, кто отказался от старой формы касыды ( элегии ). Он говорил очень бегло и использовал много метров . Он также считается одним из первых арабских поэтов-философов. Большая часть его поэзии посвящена наблюдению за повседневной жизнью и моралью и временами пессимистична. Таким образом, его сильно заподозрили в ереси . [12] Ибн Аби Тахир Тайфур (819/20 —893/94) опубликовал антологию стихов Абу аль-Атахии. [15] Он также был включен в незаконченную антологию Харуна ибн Али аль-Мунаджима «Традиции поэтов» вместе с современными поэтами Абу Нувасом , Башшаром и другими. [16] Визирь « Ибн 'Аммар ат-Сакафи (ум. 931/319 г.х.) написал Предания» об Абу аль-Атахии . [17]
Семья Абу аль-Атахии [18]
Абу аль-Атахия вырастил среди своих детей и внуков поэтов, каждый из которых написал по пятьдесят листов стихов:
- Мухаммад ибн Аби аль-Атахия по прозвищу Абу Абдаллах был отшельником по прозвищу аль-Атахия (Глупый).
- 'Абдаллах ибн Мухаммад ибн Аби аль-Атахия.
- Абу Сувайд Абд аль-Кави ибн Мухаммад ибн Аби аль-Атахия.
Из множества анекдотов, рассказанных об аль-Атахии, ан-Надим приводит один, приписываемый придворному музыканту Аббасидов Исхаку аль-Мавсили , что всякий раз, когда он, аль-Мавсили, видел трех мужчин, появлялись еще трое: «Где бы аль-Хайсам ибн 'Ади видели, Хишам аль-Кальби был там; если Аллавия был там, тогда появлялся Мухарик; Абу Нувас был рядом, если появился Абу аль-Атахия». [n 5] . [19] [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обратите внимание, джахили ( невежественный ), доисламская эпоха; мухадрам ( ветеран ) дораннего ислама; муваллад ( рождение ) Исламская эпоха.
- ^ Ибн Халликан говорит, что некоторые говорили, что Абу аль-Атахия родился в Айн ат-Тамре , в Хиджазе недалеко от Медины , другие говорили, что это было вдоль Евфрата недалеко от Анбара.
- ^ Халликан описывает Утбу как рабыню халифа аль-Махди, а Исбахани называет свою рабыню аль-Хайзурана, мать Харуна ар-Рашида. Исхак ан-Надим относит Абу аль-Атахию и Утбу к числу «страстных любовников», чьи истории стали романтизироваться в книжной форме.
- ^ Река Иса, или канал, текла из Евфрата в Тигр . См. Ибн Халликан Вафаят , (1843) I, стр.209, н.14.
- ^ Аль-Хайтам и аль-Кальби были знатоками традиций; 'Аллавия и Мухарик были певцами; Абу Нувас и Абу аль-Атахия были поэтами; все жили примерно во времена Харуна ар-Рашида или позже.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Халликан 1843 , с. 202, Вафаят, И.
- ^ Надим (ал) 1970 , стр. 151, 206, 315, 321, 325, 352, 355, 721, 965.
- ^ Исбахани 1888 , с. 122, Агани, III.
- ^ Халликан 1843 , с. 210, н. 19, III.
- ^ Абу аль-Фарадж аль-Исфахани , Китаб аль-Агани
- ^ Омар Фарук аль-Табба, Диван Абу аль-Атахии, стр.
- ^ Гийом 1986 , с. 107.
- ^ Халликан 1843 , с. 204, И.
- ^ Надим (ал) 1970 , с. 721.
- ^ Исбахани 1888 , стр. 151, 183, III.
- ^ Кахала 1977 , с. 245.
- ^ Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Абу-л-Атахия ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 79. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Надим (ал) 1970 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Халликан 1843 , с. 205, И.
- ^ Надим (ал) 1970 , с. 321.
- ^ Надим (ал) 1970 , с. 315.
- ^ Надим (ал) 1970 , с. 325.
- ^ Надим (ал) 1970 , с. 355.
- ^ Надим (ал) 1970 , с. 206, н.42.
Библиография
[ редактировать ]- Диван (1887, Бейрут: Jesuit Press; 2-е изд. 1888 г.)
- переведен и опубликован Артуром Вормхудтом как Диван Абу'л Атахия (1981) ISBN 0-916358-05-4
- Алвардт, Вильгельм (1861). Диван Абу Новаса . Грайфсвальд. стр. 21 и след.
- Багдади (ал-), Абу аль-Ала Саад аль-Хасан ар-Руб'а (1994). ат-Тази Сауд, 'Абд аль-Вахб (ред.). Китаб аль-Фушуш (на арабском языке). Том. 2.стр. 204–6 (§107).
- Гийом, А. (1986) [1960]. «Абу 'л-Атахия» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Т.; Босворт, CE ; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. Я (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . ISBN 9789004161214 .
- Хамави (ал-), Якут (1993). Иршад аль-Ариб ила Марифат аль-Адиб (на арабском языке). Том. I. Бейрут: Дар аль-Гарб аль-Исламия. стр. 1708, 2649.
- Исбахани, Абу аль-Фарадж (1888). Китаб аль-Агани (на арабском языке). Том III. Лейден: Брилл. стр. 122–176.
- Кахала, Омар Рида (1977). Алам ан-Ниса (на арабском языке). Том. III. Байрут : Муассат ар-Рисала. п. 245.
- Халликан, Ахмад ибн Мухаммад (1843 г.). Вафаят аль-Аян ва-Анба Абна аз-Заман (Некрологи выдающихся людей) . Том. I. Перевод МакГакина де Слейна , Уильям. Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии. стр. 202–210.
- Хатиб, Ахмад б. Али б. Сабит б. Ахмед (2001). Маруф, Башар А. (ред.). Тарих Мадинатис-Салам (на арабском языке). Том. 7. Бейрут: Дар аль-Гарб аль-Ислами. стр. 226–238 (§3241).
- Альфред фон Кремер , Culturgeschichte des Orients (1877, Вена) об. II, стр. 372 и далее.
- Мубаррад (ал-), Абу аль-Аббас М.б. Язид (1997). Абу аль-Фадл Ибрагим, Мухаммад (ред.). Аль-Камиль фи аль-Лугах (на арабском языке). Том. 3. Каир: Дар аль-Фикр аль-Арби. п. 4.
- Надим (ал), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Абу Якуб аль-Варрак (1970). Додж , Баярд (ред.). Фихрист ан-Надима; обзор мусульманской культуры десятого века . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета. стр. 100-1 151, 206, 315, 321, 325, 352, 355, 721, 965.
- Надим (ал-), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак (1872 г.). Флюгель, Густав (ред.). Китаб аль-Фихрист (на арабском языке). Лейпциг : FCW Фогель. п. 160 (489).
- Стефан Сперл, Маньеризм в арабской поэзии: структурный анализ избранных текстов (3 век хиджры/9 век нашей эры – 5 век хиджры/11 век нашей эры) (2005, Cambridge University Press) ISBN 0-521-52292-7
- Цветан Феофанов, «Абу-л-Атахия и философия». В: Т. Феофанов. Философия и искусство в исламском мире : материалы 18-го конгресса Европейского союза арабов и исламистов (1998), с. 41-55. ISBN 978-90-6831-977-4