Абуль-Касим аль-Хусейн ибн Али аль-Магриби
Абуль-Касим аль-Хусейн ибн Али аль-Магриби | |
---|---|
Рожденный | май 981 г. Алеппо , Эмират Хамданид |
Умер | 1027 Майяфарикин , Эмират Марванид |
Занятие | Поэт, Государственный деятель |
Язык | арабский |
Национальность | Омейядский араб |
Известные работы | Различные трактаты, в том числе «Зеркало для князей». |
Абу'л-Касим аль-Хусейн ибн Али аль-Магриби ( араб . أبو القاسم المغربي ; Алеппо , май 981 г. - Майяфарикин , 1027 г.), также известный как аль-Вазир аль-Магриби (« Западный визирь ») и по фамилии аль-Камиль Зуль-Визаратейн («Совершенный обладатель»). двух визирей"), [ 1 ] был последним членом Банул-Магриби, семьи государственных деятелей, служивших при нескольких мусульманских судах Ближнего Востока в 10 и начале 11 веков. Сам Абуль-Касим родился в Хамданидском Алеппо, а затем бежал со своим отцом в Фатимидский Египет , где занялся бюрократией. После казни отца он бежал в Палестину , где поднял местного бедуинов вождя Муфарриджа ибн Дагфаля на восстание против Фатимидов (1011–1013). Когда восстание начало давать сбои, он бежал в Ирак , где поступил на службу к буидским эмирам Багдада . Вскоре после этого он переехал в Джазиру , где поступил на службу к и , Укайлидам Мосула наконец, к Марванидам Майяфарикина. Он также был поэтом и автором ряда трактатов, в том числе « Зеркала для князей ».
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера при дворе Фатимидов
[ редактировать ]Абу'л-Касим аль-Хусейн был сыном Абу'л-Хусейна Али ибн аль-Хусейна аль-Магриби , который сам был внуком основателя семьи Абу'л-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Магриби , персидского чиновника, который первоначально служил при дворе Аббасидов в Багдаде в качестве главы дивана аль-Магриба , «Бюро Запада», откуда семейный нисбах « аль-Магриби ». [ 2 ] В конце 940-х годов дед Абу'л-Касима поступил на службу в эмират Хамданидов в Алеппо , занимая должность секретаря ( катиб ) при эмире Сайфе ад-Давле (годы правления 946–967), на эту должность за ним последовали Отец Абуль-Касима Али. [ 3 ]
По словам алеппского историка XIII века Ибн аль-Адима , Абуль-Касим родился в мае 981 года в Алеппо. Более поздний египетский историк аль-Макризи сообщает, что вместо этого он родился в Египте, но это, по всей вероятности, неверно. [ 1 ] 989/90 году Абу'л-Касим был вынужден бежать из владений Хамданидов, когда его отец Али встал на сторону мятежного губернатора Хомса Бакджура в В его попытке захватить Алеппо у сына и наследника Сайфа ад-Давлы Саада аль-Даулы. -Давла (годы правления 967–991). Али перешел в лагерь повстанцев, но атака Бакджура провалилась, и Банул-Магриби были вынуждены бежать в Египет и на «роскошные пастбища двора Фатимидов », по словам Хью Н. Кеннеди . [ 1 ] [ 4 ] В Египте Али дослужился до высоких постов в халифской администрации, Абу'л-Касим получил образование катиба , а в начале правления халифа аль-Хакима би-Амра Аллаха (годы правления 996–1021) приобрел влиятельное влияние. должность в Диван аль-Савад (фискальном бюро, ответственном за земельный налог ). [ 1 ] [ 5 ]
Бегство из Египта и восстание Джаррахидов
[ редактировать ]Однако вскоре Банул-Магриби оказался вовлечен в интриги между различными фракциями при дворе Фатимидов, и в 1009/10 году могущественный христианский визирь Мансур ибн Абдун убедил аль-Хакима, чтобы все члены семьи казнен. [ 1 ] По мнению поэта Ибн аль-Кариха , который был наставником Бану'л-Магриби до резни, Абу'л-Касим был во многом ответственен за такой поворот событий: в полемическом тексте ( хиджа ), написанном против него, Ибн аль-Касим аль-Карих обвинил его в том, что он «был косвенным подстрекателем разорения своей семьи посредством собственных интриг» (П. Смур). Это вызвало реакцию известного сирийского поэта Абу'л-Ала аль-Маарри , который был в контакте с Абу'л-Касимом и позже написал элегию о смерти последнего; тем не менее, в последовавшем за этим обмене письмами сам аль-Маарри признал, что интриги Абуль-Касима сыграли свою роль, хотя и пытался преуменьшить это, приписывая их «юношеским амбициям и неопытности, а их ужасный результат заключался в том, что конечный эффект сокрушения Судьбы». [ 6 ]
Абу'л-Касим был единственным из своей семьи, кому удалось избежать смерти, и он бежал к Джаррахидам в Палестине в 1011 году. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Движимый пылким желанием отомстить халифу, он убедил эмира Джаррахидов Муфарриджа ибн Дагфаля ибн аль-Джарраха поднять бедуинов на открытое восстание против аль-Хакима. Восстание быстро распространилось по всей территории Палестины. Даже столица провинции Рамла пала перед бедуинами, а прибрежные города были осаждены, но не взяты. Абу'л-Касим дошел до того, что организовал провозглашение антихалифа, Алида Шарифа Мекки , Абу'л-Футуха аль-Хасана ибн Джафара , в июле 1012 года. Несмотря на первоначальный успех восстания, Джаррахиды были подвержен взяточничеству со стороны халифа и не внушал доверия своим союзникам: встревожен отсутствием проявленного к нему уважения под руководством Джаррахидов Абу-л-Футух отказался от восстания и вернулся в Мекку , а сам Абу-л-Касим бежал в Ирак . [ 1 ] [ 9 ] [ 10 ]
Более поздняя карьера в Ираке и Джазире.
[ редактировать ]В Ираке Абуль-Касим пытался найти убежище у администрации Аббасидов (тогда находившейся под контролем Буидов ). Ибн аль-Адим сообщает, что халиф Аббасидов аль-Кадир (годы правления 991–1031) изначально с подозрением относился к намерениям Абу'л-Касима из-за его нисбы , что подразумевало симпатии к Фатимиду, и Абу'л-Касим был вынужден остаться в Васите , пока не удалось объяснить истинное происхождение его фамилии. [ 1 ]
От багдадского двора он перешел на службу к правителю Мосула Кирвашу укайлидскому ибн аль-Мукалладу в качестве его визиря. [ 1 ] [ 11 ] перед входом во двор Насра ад-Даулы ибн Ахмада , марванидского правителя Майяфарикина . Затем он ненадолго вернулся в Багдад, чтобы служить визирем при аль-Кадире, но вскоре поссорился с халифом из-за его поддержки проалидских фракций в Куфе , и был вынужден вернуться на службу к Насру ад-Дауле, где он остался в качестве визиря до своей смерти в 1027 году. [ 12 ] [ 4 ] В соответствии с его завещанием он был похоронен в Кербеле . [ 13 ]
Сочинения
[ редактировать ]Абу'л-Касим также был известным писателем и поэтом. Его наиболее важными работами были компиляция Ибн ас-Сиккита , работа по арабской племенной номенклатуре, и краткое руководство по государственному управлению, или « зеркало для принцев », Китаб фил-сийаса , вероятно, написанное для его покровителя, Наср ад-Даула ибн Ахмад. [ 6 ] [ 14 ] В своей работе аль-Маари описывает наличие у аль-Магриби драгоценной библиотеки. Он сохранился еще долгое время после его смерти в Майяфарикине, где Ибн Шаддад сообщил, что он все еще существует два столетия спустя. [ 6 ] [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Предполагаемые беседы Абу'л-Касима с несторианским архиепископом Илией Нисибисским легли в основу «Книги сеансов» этого священнослужителя ( араб . Китаб аль-Маджалис ), охватывающей религиозные, литературные и лингвистические темы. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Смур 1986 , с. 1211.
- ^ Смур 1986 , стр. 1210.
- ^ Смур 1986 , стр. 1210–1211.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 262.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 202, 262.
- ^ Jump up to: а б с Смур 1986 , с. 1212.
- ^ Гил 1997 , стр. 381.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 332.
- ^ Гил 1997 , стр. 381–384.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 333.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 262, 299.
- ^ Смур 1986 , стр. 1211–1212.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 227–228.
- ^ Jump up to: а б Босворт 1998 , с. 488.
- ^ Бертайна, Дэвид (2011), «Наука, синтаксис и превосходство в христианско-мусульманской дискуссии одиннадцатого века: Илия Нисибисский об арабском и сирийском языках», Ислам и христианско-мусульманские отношения, Vol. 22, № 2 , стр. 197–207 .
Библиография
[ редактировать ]- Босворт, CE (1998). «аль-Магриби, аль-Хусейн ибн Али» . В Мейсами, Джули Скотт; Старки, Пол (ред.). Энциклопедия арабской литературы, том 2: L – Z, хронологические таблицы, указатель . Рутледж. п. 488. ИСБН 0-415-18572-6 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Смур, Питер (1986). «аль-Магриби» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1210–1212. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_4768 . ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Н. Селезнев, Книга бесед Мара Элиаса (Илия), митрополита Нисибиса, с Вазиром Абу ль-Касимом аль-Хусайном ибн Али аль-Магриби и Послание митрополита Илии (Илия) к Вазиру Абу ль-Касиму