Муфарридж ибн Дагфаль ибн аль-Джаррах
Муфарридж ибн Дагфал ибн аль-Джаррах аль-Тайи ( ок. 977–1013 ), в некоторых источниках ошибочно называемый Дагфалом ибн Муфарриджем , был эмиром семьи Джаррахид и лидером племени Тай . Муфарридж неоднократно участвовал в восстаниях против Фатимидского халифата контролировал южную Сирию , который в то время . Хотя он несколько раз терпел поражение и был вынужден покинуть страну, к 990-м годам Муфарридж сумел утвердиться и свое племя как де-факто автономные хозяева большей части Палестины вокруг Рамлы (район Джунд Филастин ) при молчаливом согласии Фатимидов. В 1011 году еще одно восстание против власти Фатимидов оказалось более успешным, и в Палестине было создано недолговечное бедуинское государство под руководством Джаррахида с центром в Рамле. Бедуины даже провозгласили соперником халифа Фатимида аль-Хакима в лице Алида Абу'л -Футуха аль-Хасана ибн Джафара . Независимость бедуинов просуществовала до 1013 года, когда Фатимиды начали контрнаступление. Их воля к сопротивлению была ослаблена взятками Фатимидов, и бедуины были быстро побеждены. В то же время Муфарридж умер, возможно, был отравлен, и его сыновья быстро пришли к соглашению с Фатимидами. Среди них, Хасану ибн Муфарриджу аль-Джарре удалось занять должность своего отца и стать крупным игроком в политике региона в течение следующих десятилетий.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]
Муфарридж был сыном Дагфала ибн аль-Джарраха, члена Бану Тайй , который первым из семьи Джаррахидов стал известен как союзник карматов в их войнах с Фатимидами в начале 970-х годов. [ 1 ] В это время появились Джаррахиды, которые возглавили оппозицию Бану Тайй первым попыткам Фатимидов, только что захвативших Египет , установить свой контроль над Палестиной. [ 2 ]
Муфарридж впервые появляется после битвы при Рамле в 977 году, где турецкий правитель потерпел поражение Дамаска Альптекин от сил фатимидского халифа аль-Азиза . Альптекин сбежал с поля боя и чуть не умер от жажды в пустыне, пока его не нашел Муфарридж, который раньше подружился с ним. Муфарридж спас Альптекина и привел его к себе домой, но пока его гость отдыхал, он отправился в аль-Азиз и предал Альптакина в обмен на 100 000 золотых динаров, обещанных халифом в качестве награды за его поимку. [ 3 ] [ 4 ]
В следующий раз Муфарридж появляется в 979 году, когда Хамданидов эмир Абу Таглиб прибыл в Палестину, спасаясь от завоевания Буидами его владений в Джазире , и оказался втянутым в сложную борьбу за власть между правительством Фатимидов и местной элитой. [ 5 ] [ 6 ] Абу Таглиб со своими последователями обосновался в Джавлане и попытался добиться признания Фатимидов в качестве губернатора Дамаска, но мятежный генерал аль-Кассам, удерживавший город, дал ему отпор. Под нападением дамасцев и когда члены его семьи начали покидать его, Абу Таглиб двинулся дальше на юг, в район Тивериадского озера . Надеясь посеять раздор среди арабских племен и ослабить их власть в пользу Фатимидов, местный фатимидский генерал аль-Фадл ибн Салих пообещал Рамлу Абу Таглибу, хотя сам ранее передал Муфарриджу документ от аль-Азиза, в котором говорилось, что город Джаррахидам. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Когда Абу Таглиб, к которому присоединились соперники Муфарриджа, Бану Укайл , напали на Рамлу, Муфарридж призвал аль-Фадла на помощь. Аль-Фадл согласился, и в последовавшем сражении 29 августа Абу Таглиб потерпел поражение и был взят в плен Муфарриджем. Проведя его через Рамлу привязанным к верблюду, Муфарридж собственными руками убил своего пленника, чтобы Фатимиды не использовали его против него в будущем. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Этот эпизод закрепил контроль Муфарриджа над Рамлой и ознаменовал восхождение его и его племени к влиятельным позициям в местных делах. , после поражения своих соперников, тайи теперь стали «главной бедуинской державой в этом районе» По словам Хью Кеннеди и продолжали доставлять неприятности Фатимидам, поскольку, хотя они и признавали власть Фатимидов, на практике Муфарридж и его последователи действовали как независимые агенты. [ 8 ]
Восстания против Фатимидов и изгнание
[ редактировать ]Соглашение между Муфарриджем и аль-Фадлом вскоре закончилось, и генерал Фатимидов обратился против Джаррахидов, но дипломатическими средствами Муфарриджу удалось заставить аль-Азиза приказать своему генералу прекратить нападения на него. [ 7 ] Тем не менее, Муфарридж и его люди продолжили это разрушительными набегами на Палестину в 980 году. 7 июля 981 года, когда армия Фатимидов осаждала Кассам в Дамаске, Муфарридж открыто восстал против Фатимидов, и к нему присоединился Бишара, губернатор Тиберия , который присоединился к бедуинам вместе со многими его людьми, в основном бывшими солдатами Хамданидов. [ 7 ] [ 10 ] Фатимиды ответили отправкой еще одной армии во главе с Рашиком аль-Азизи, которая быстро разгромила Джаррахидов. Последние бежали на юг, в Хиджаз , где они напали на караван паломников хаджа , возвращавшихся из Мекки в июне 982 года, прежде чем, в свою очередь, уничтожить преследующую армию Фатимидов под командованием Муфлиха аль-Вахбани в Айле . [ 7 ] [ 10 ]
После этого успеха Муфарридж и его люди вернулись в Палестину, где они столкнулись с Рашиком, но снова потерпели поражение и были вынуждены бежать через пустыню в Хомс , где Бакджур , местный губернатор от имени хамданидского Алеппо эмира Саада ад-Даулы. , принял их и обслуживал, вероятно, зимой 982 года. Несмотря на это гостеприимство, тайи теперь отправились на север и стремились поступить на службу Византийской империи . Император Василий II их просьбу, и несколько месяцев спустя, осенью 983 года, тайи сражались плечом к плечу с византийцами под предводительством антиохийского Варды дуа принял Фоки , когда он отправился освобождать Алеппо от нападения Бакджура, восставшего против Са' д ад-Даула. [ 7 ] [ 10 ]
Вскоре после этого Муфарридж, по-видимому, добился помилования ( амана ) для себя и своих последователей от аль-Азиза. [ 11 ] хотя, когда он вернулся во владения Фатимидов в конце 983 или начале 984 года, он объединился с Бакджуром, который теперь был фатимидским губернатором Дамаска, против визиря Фатимидов Ибн Киллиса . В конце концов, в 988 году Ибн Киллис уговорил аль-Азиза вытеснить Бакджура, и против союзников была отправлена армия. Командующий Фатимидов Мунис взял Рамлу, но Джаррахиды отошли на север, в сторону Дамаска. Мунис завербовал в свои ряды другие арабские племена, соперники Тайя, и в битве при Дарии, недалеко от Дамаска, его войска разгромили войска Бакджура и Муфарриджа. Это вынудило Бакджура оставить свой пост 29 октября и отступить со своими сторонниками на север, в Ракку на Евфрате . [ 7 ] [ 12 ] Муфарридж и его люди последовали за Бакджуром, и в 989 году зафиксировано нападение на еще один караван хаджа в Северной Аравии. [ 7 ]
Вернуться в Палестину
[ редактировать ]«О повелитель правоверных , сохраняй мир с византийцами до тех пор, пока они поддерживают мир с тобой. Будь удовлетворен, если Хамданиды [ Алеппо] признают тебя на монетном дворе и в [пятничной] речи . Не жалей Муфарриджа ибн Дагфаля ибн Джарраха , [однако], если ты схватишь его».
Совет Якуба ибн Киллиса аль -Азизу на смертном одре. [ 13 ]
Только после смерти Ибн Киллиса в 991 году Муфарридж смог вернуться в Палестину; визирь оставался непримиримым противником Муфарриджа, которого он считал опасным человеком, и на смертном одре убеждал аль-Азиза казнить Муфарриджа, если тот будет схвачен. Тем не менее халиф помиловал Джаррахида. [ 7 ] В 992 году аль-Азиз пригласил Муфарриджа участвовать в кампании против Алеппо под командованием турецкого генерала Манджутакина , но неясно, участвовал ли Муфарридж в этой или последующих кампаниях. [ 7 ]
Аль-Азиз умер в октябре 996 года, и ему наследовал его несовершеннолетний сын аль-Хаким , после чего разгорелась ожесточенная фракционная борьба между турецкими войсками во главе с Манджутакином, с одной стороны, и кутамскими берберами , которые под руководством аль- Хасан ибн 'Аммар попытался захватить контроль над правительством халифа. Муфарридж встал на сторону Манджутакина и сражался вместе с ним в битве под Аскалоном берберский генерал Сулейман ибн Джафар ибн Фаллах . , но победу одержал [ 7 ] [ 14 ] Однако Муфарриджу снова удалось выйти невредимым. Как пишет востоковед Мариус Канард , «следуя своей обычной тактике», он «без колебаний дезертировал [Манджутакина] и переправился в лагерь Сулеймана», а его сын Али преследовал и взял Манджутакина в плен. [ 7 ]
В 997 году Муфарридж пытался захватить Рамлу и опустошил окрестные земли, но был атакован новым правителем Дамаска Джайшем ибн Самсамой и вынужден вновь бежать на земли своего соплеменника Тайя в горах северного Хиджаза. Там, как говорит Канард, «незадолго до того, как его схватили, он принял участие в небольшой комедии, отправив старух своего племени просить амана и помилования, которые были ему предоставлены». [ 7 ] [ 15 ] В 1005/6 году Муфарридж послал своих сыновей Али, Хасана и Махмуда возглавить армию бедуинов, чтобы помочь армии Фатимидов, посланной для подавления восстания Абу Риквы. [ 7 ] Однако в следующем году его снова находят задерживающим один из караванов паломников из Багдада , когда тот пересекал территорию Тайя, и заставляющим их платить ему дань. [ 7 ]
Возобновление восстания и автономное правление
[ редактировать ]
В 1011 году Абу'л-Касим аль-Хусейн , сын казненного Абу'л-Хасана Али ибн аль-Хусейна аль-Магриби , бежал в Палестину, где нашел убежище в лагере Хасана ибн Муфарриджа. В ответ аль-Хаким поручил турецкому губернатору Рамлы Яруху собрать армию, чтобы подчинить Абу'л-Касима и его защитников из Джаррахида. Двое других сыновей Муфарриджа, Махмуд и Али, находились в то время в Египте и, узнав о приготовлениях халифа, бросились к отцу, чтобы предупредить его. Вместе Абу'л-Касим и младшие Джаррахиды убедили Муфарриджа в опасности, которую представляет Ярух, и в необходимости противостоять ему, прежде чем он достигнет Рамлы. [ 7 ] [ 16 ] Следовательно, Джаррахиды приготовились атаковать армию Фатимидов в Газе . Ярух был проинформирован об этом, и он планировал застать устроивших засаду врасплох, нанеся им удар в тыл из 1000 кавалеристов из гарнизона Рамлы вместе со своими собственными войсками. Однако в этом случае посланник, которого он отправил в Рамлу, чтобы сообщить гарнизону, был захвачен Джаррахидами, и Хасану удалось устроить засаду на Яруха и захватить его и его семью недалеко от Рафии . [ 7 ] [ 17 ] По предложению Абу'л-Касима Джаррахиды теперь подняли всех соплеменников Джунд Филастин, чтобы открыть восстание, и завербовали их для нападения на Рамлу, столицу провинции. Рамла пал и был разграблен бедуинами, которым была предложена «общая лицензия на грабежи и грабежи» (М. Гиль). [ 7 ] [ 18 ]
Узнав об этих событиях, аль-Хаким написал Муфарриджу и упрекнул его, потребовав благополучного возвращения Яруха в Египет, одновременно предложив сумму в 50 000 динаров, если Джаррахиды снова подчинятся. Абу'л-Касим, опасавшийся, что Муфарридж будет склонен принять предложение, убедил Хасана казнить Яруха. антихалифа в лице Алида Шарифа Мекки . Абу'л-Футуха аль-Хасана ибн Джафара Джаррахиды последовали за этим открытым актом восстания, признав в июле 1012 года Сам Абу'л-Касим отправился в Мекку. , где он убедил Абу'л-Футуха согласиться на эту роль. Последний, приняв титул ар-Рашид би'лла («Праведник перед Богом»), сумел добиться признания священных городов Мекки и Медины и отправился в Рамлу. По прибытии туда в сентябре его с ликованием встретили бедуины, а местный проповедник прочитал пятничную молитву от его имени. [ 7 ] [ 19 ]
Муфарридж также пытался заручиться поддержкой христиан и, возможно, заслужить расположение Византийской империи , спонсируя восстановление Храма Гроба Господня в Иерусалиме , который недавно был снесен по приказу аль-Хакима, и организация повторного назначения патриарха Феофила I на вакантную кафедру . [ 7 ] [ 20 ] Джаррахиды, похоже, имели тесные отношения с христианами и поддерживали контакты с Византией, и этот факт сыграет роль в последующих событиях. [ 21 ]
Этот период ознаменовал собой апогей власти бедуинов в Палестине: как пишет современный историк Яхья Антиохийский , вся внутренняя часть земли, «от аль-Фарамы до Тивериады », находилась под их контролем, и только прибрежные города сопротивлялись осаде. попытки, и от имени Абу'л-Футуха были отчеканены монеты. [ 20 ] [ 22 ] Этот период недолговечного господства бедуинов оказал значительное негативное влияние на регион. Кеннеди отмечает, что «это было отмечено разрушением и запустением многих оседлых общин, а также, как и везде в Плодородном полумесяце в этот период, расширением территорий, контролируемых кочевниками, за счет городских и сельскохозяйственных территорий». [ 20 ]
Несмотря на очевидный успех, власть бедуинов была хрупкой, поскольку Джаррахиды оказались подвержены взяточничеству. Аль-Хаким отправил Муфарриджу и его сыновьям большие суммы и подарки, а Хасан в ответ отправил обратно на казнь внуков Джаухара ас-Сикилли , которые были вверены его заботе. [ 7 ] [ 22 ] Абу'л-Футух начал сомневаться, поскольку Джаррахиды все чаще обращались с ним неуважительно после того, как закончились деньги, которые он принес с собой. В конце концов он вернулся в Мекку и стал преданным Фатимиду. Абу'л-Касим тоже опасался сближения Джаррахидов с Фатимидами и бежал в Ирак , в конечном итоге став визирем Марванидов и Укайлидов , правителей Джазиры. [ 20 ] [ 22 ] Наконец, в июле/августе 1013 года аль-Хаким послал 24-тысячную армию под командованием Али ибн Джафара ибн Фаллаха против бедуинов, которые потерпели тяжелое поражение и потеряли контроль над Рамлой. Муфарридж умер, возможно, отравленный агентами халифа, и в то же время сдались два его сына Али и Махмуд. После этого Хасан тоже добился помилования и сумел сохранить за собой земли своего отца в Палестине. [ 23 ] [ 24 ] Хотя изначально он был верен Фатимидам, он тоже стремился управлять Палестиной как автономный правитель. С 1024 года он начал серию восстаний в союзе с христианами Палестины и Византии. Его успех, как и успех его отца, был недолгим. [ 25 ] [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Канард 1965 , с. 482.
- ^ Гил 1997 , стр. 336.
- ^ Дак 1965 , стр. 482–483.
- ^ Гил 1997 , стр. 351.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Гил 1997 , стр. 354–355.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Канард 1965 , с. 483.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004 , с. 323.
- ^ Гил 1997 , стр. 355.
- ^ Jump up to: а б с Гил 1997 , стр. 358.
- ^ Гил 1997 , стр. 358–359.
- ^ Гил 1997 , стр. 365–366.
- ^ Кросс 1977 , с. 93.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 327–328.
- ^ Гил 1997 , стр. 370.
- ^ Гил 1997 , стр. 381.
- ^ Гил 1997 , стр. 381–382.
- ^ Гил 1997 , стр. 382.
- ^ Гил 1997 , стр. 382–383.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004 , с. 333.
- ^ Гил 1997 , стр. 385.
- ^ Jump up to: а б с Гил 1997 , стр. 383.
- ^ Канард 1965 , стр. 483–484.
- ^ Гил 1997 , стр. 383–384.
- ^ Канард 1965 , с. 484.
- ^ Гил 1997 , стр. 385 и далее..
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1986). Дамаск и Сирия под властью Фатимидов (359–468/969–1076): очерк интерпретации средневековых арабских хроник. Первый том (на французском языке). Дамаск: Французский институт Дамаска. ISBN 978-2-35159130-7 .
- Канард, Мариус (1965). «Дджааррахиды» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 482–485. OCLC 495469475 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Салиби, Камаль С. (1977). Сирия под исламом: Империя под судом, 634–1097, Том 1 . Дельмар: Книги Каравана. ISBN 9780882060132 .