аль-Азиз Биллах
аль-Азиз Биллах О, Боже | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имам – халиф Фатимидского халифата | |||||
Царствование | 18 декабря 975 г. - 13 октября 996 г. | ||||
Предшественник | аль-Муизз ли-Дин Аллах | ||||
Преемник | аль-Хаким би-Амр Аллах | ||||
Рожденный | 10 мая 955 г. | ||||
Умер | 13 октября 996 г. | (41 год)||||
Проблема | |||||
| |||||
Династия | Фатимид | ||||
Отец | аль-Муизз ли-Дин Аллах | ||||
Мать | Дурзан аль-Муизия | ||||
Религия | Исмаилитский шиитский ислам |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
Абу Мансур Низар ( арабский : أبو منصور نزار , латинизированный : Абу Мансур Низар ; 10 мая 955 - 14 октября 996 ), известный под своим царственным именем аль -Азиз Биллах ( арабский : العزيز بالله , латинизированный : аль -Азиз биллах , букв. «Могущественный через Бога»), был пятым халифом династии Фатимидов с 975 года до своей смерти в 996 году. Его правление ознаменовалось захватом Дамаска и экспансией Фатимидов в Левант , что привело аль-Азиза к конфликту с Византийский император Василий II установил контроль над Алеппо . В ходе этой экспансии аль-Азиз взял на свою службу большое количество тюркских и дайламитских солдат-рабов, тем самым нарушив почти монополию на военную мощь Фатимидов, которой до сих пор владели Кутама берберы .
Биография
[ редактировать ]Низар, будущий аль-Азиз Биллах, родился 10 мая 955 года и был третьим сыном четвертого фатимидского халифа аль -Муизза ли-Дина Аллаха ( годы правления 953–975 ). [ 1 ] [ 2 ] Его мать, Дурзан, обычно известная как ас-Сайида аль-Муиззия («Леди аль-Муизза»), была главной наложницей аль-Муиза и, вероятно, имела бедуинское происхождение. Она была известна своим прекрасным певческим голосом, за что получила прозвище Тагрид («Твиттер»). [ 3 ] Она также считается первой женщиной-покровительницей архитектуры Фатимидов. [ 4 ] Она умерла в 995 году. [ 5 ]
В 974 году его старший брат Абдаллах ибн аль-Муиз, который был назначен наследником, а не старшим из сыновей аль-Муиза, Тамимом, умер, и Низар оказался назначенным преемником своего отца ( вали аль-Хад ). [ 6 ] Преемственность не подтверждена [ а ] однако перед членами династии и двора до дня до смерти аль-Муиза 18 декабря 975 года. [ 1 ] Его официальное провозглашение халифом было отложено до 9 августа 976 года. [ 1 ]
Управление и экономика
[ редактировать ]Согласно источникам, аль-Азиз Биллах был «высоким, с рыжими волосами и голубыми глазами, щедрым, храбрым, любил лошадей и охоту, очень гуманным и терпимым по характеру». [ 1 ] Он был известен своим умением администратора, реформированием финансов государства Фатимидов, стандартизацией и оптимизацией оплаты труда чиновников, а также принятием мер для обеспечения их честности. [ 1 ] В то же время он был известен своим экстравагантным образом жизни и одержимостью драгоценными предметами и материалами, редкими животными и деликатесами; Говорят, что однажды он попросил почтовых голубей принести ему вишню из Баальбека . [ 8 ] Египетская экономика также развивалась, и налоговые поступления, таким образом, увеличивались за счет расширения улиц и каналов и установления стабильной валюты. Общее экономическое благополучие также проявлялось в тщательно продуманной программе строительства.
Самым влиятельным чиновником на протяжении большей части его правления был Якуб ибн Киллис , который первым в истории Фатимидов был назначен « визирем » в 979 году. За исключением двух коротких периодов, когда Ибн Киллис впал в немилость, в 979 и 984 годах. , он оставался главным министром аль-Азиза до своей смерти в 991 году. [ 1 ] Так же, как и его хозяин, Ибн Киллис жил в большой роскоши, чему способствовало жалование в 100 000 золотых динаров . [ 9 ] Ибн Киллису приписывают умелое управление государственными финансами, которое обеспечивало полную казну, несмотря на огромные суммы, потраченные любящим роскошь халифом. [ 10 ] но также и за его роль покровителя литераторов и автора книги, в которой систематизировались законы Фатимидов. [ 1 ] Напротив, его преемники недолго оставались на своем посту. В последующие пять лет пост визиря занимали шесть человек: Али ибн Умар аль-Аддас , Абу'л-Фадль Джафар ибн аль-Фурат , аль-Хусейн ибн аль-Хасан аль-Базияр , Абу Мухаммад ибн аль -Фурат. Аммар , аль-Фадл ибн Салих и Иса ибн Настур ибн Сурус . [ 1 ]
Военные реформы
[ редактировать ]Аль-Азиз также провел крупные военные реформы. Берберы , и особенно племя Кутама , традиционно были опорой армий Фатимидов и сыграли главную роль в захвате Ифрикии и завоевании Египта и южного Леванта при предшественниках аль-Азиза. [ 11 ] До 970-х годов Кутама обеспечивала кавалерию с пехотой, состоящей из славянских ( Сакалиба ), греческих ( Рум ) и чернокожих африканских ( Судан или Шабид ) рабов. [ 12 ] [ 13 ]
Однако набеги на Левант выявили недостатки армии, основанной в основном на кутамах, и с 978 года аль-Азиз начал вводить наёмников с исламского Востока, особенно тюркских и дайламитских солдат-рабов ( гильман ). Принятие системы гильманов имело далеко идущие последствия, поскольку тюркские гильманы быстро заняли руководящие должности в государстве и начали соперничать с Кутамой за влияние, особенно после того, как поток новобранцев с родины Кутамы пошел на убыль после ок. 987/88 . [ 14 ] [ 15 ] Следовательно, между двумя группами, названными Магариба («Жители Запада») и Машарика («Жители Востока»), возник жестокий антагонизм соответственно, который после смерти аль-Азиза перерос в открытую войну. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Религиозная политика
[ редактировать ]Назначение христианина Ибн Нестура, как и еврея Манашши, на должность секретаря по Сирии было ярким примером терпимости Фатимидов в религиозных вопросах, которую при аль-Азизе еще больше поощряла его жена-христианка- мелькитка . Двое ее братьев, Орест , были назначены Патриархом Иерусалимским и митрополитом Каирским и Арсений соответственно. [ 1 ] Христиане -копты также извлекли выгоду из благосклонности халифа: например, позволив им восстановить церковь Святого Меркурия, несмотря на сопротивление мусульман, или отказавшись наказать мусульманина, принявшего христианство. [ 1 ] Эта снисходительность, увенчавшаяся назначением на высокий пост Ибн Нестура и Манашши, вызвала возмущение мусульманского населения, возмущенного циркулировавшими среди него враждебными брошюрами. Халифу пришлось на короткое время свергнуть двух своих министров и заключить их в тюрьму, но вскоре их несомненное мастерство обеспечило их освобождение и восстановление в должности. [ 1 ] Антихристианская враждебность наиболее очевидна в 996 году, когда купцов из Амальфи заподозрили в ответственности за пожар, уничтоживший арсенал в Каире; в ходе общегородского антихристианского погрома амальфитяне были убиты, а церкви разграблены. [ 1 ]
Однако эта терпимость не распространялась на мусульманское население-суннит , поскольку аль-Азиз горячо следовал исмаилитской программе: он установил надписи, осуждающие сподвижников Пророка , отменил молитвы Таравих в 982 году и инициировал празднование Ашура фестиваля . в Каире. В 991 году был казнен человек, у которого был обнаружен суннитский юридический трактат Муватта Имам Малик . [ 1 ]
Правление Аль-Азиза также имело культурное значение. Ибн Киллис основал Университет аль-Азхар в Каире (988 г.), который впоследствии стал важнейшим центром обучения в исламском мире . Аналогичным образом в Каире была построена библиотека объемом 200 000 томов.
По словам профессора Сами С. Суэйда, миссионеры Фатимидов делали свой призыв в Китае во время правления аль-Азиза. [ 19 ]
Экспансия в Сирию
[ редактировать ]Во внешней политике аль-Азиз сконцентрировался на расширении контроля Фатимидов над Сирией. [ 9 ] завоевание которого началось сразу после завоевания Египта Фатимидами в 969 году. [ 20 ] [ 21 ]
Фон
[ редактировать ]Владение Сирией, и особенно Палестиной, было постоянной целью внешней политики для многих правителей Египта как до, так и после Фатимидов, чтобы исключить наиболее вероятный путь вторжения в страну империй Западной Азии . [ 22 ] В случае с Фатимидами этому стремлению придали дополнительный импульс их амбиции возглавить весь исламский мир и свергнуть халифат Аббасидов путем завоевания Ирака и восточных исламских земель, что было возможно только через Сирию. [ 9 ] [ 23 ] В то же время баланс сил в регионе был изменен с одновременной экспансией Византийской империи на север Сирии против эмирата Хамданидов в Алеппо , кульминацией которой стал в 969 захват Антиохии году. Фатимиды использовали византийское наступление как крупный пункт в их пропаганде, заявляя, что является единственной силой, способной защитить джихад против угрозы « неверных ». [ 24 ] Однако в политике Фатимидов в отношении Сирии в начале правления аль-Азиза доминировал визирь Ибн Киллис, который, по словам историка Хью Н. Кеннеди , «считал, что Фатимиды должны сконцентрироваться на контроле над Палестиной и южной Сирией, в то время как оставив север Хамданидам и их преемникам сформировать буферное государство против византийцев, с которым халиф должен стараться поддерживать хорошие отношения». [ 23 ]
Несмотря на первоначальные успехи, первое вторжение Фатимидов в Сирию под командованием генерала Кутамы Джафара ибн Фаллаха быстро остановилось из-за сочетания восстаний граждан Дамаска и бедуинских племен Сирийской пустыни . [ 25 ] [ 26 ] В августе 971 года Фатимиды потерпели поражение в битве против бедуинов и их карматских союзников, что привело к почти полному краху контроля Фатимидов на юге Сирии и Палестине и даже к вторжению карматов в Египет в 971 году и снова в 974 году . [ 20 ] [ 27 ] [ 28 ]
Когда аль-Азиз пришел к власти, Дамаском правил турок Алптакин , который вместе с 300 своими соотечественниками-турками пришел к власти, воспользовавшись непопулярностью войск Фатимидов Кутамы, заручился поддержкой народа, восстановив порядок в городе, и удерживал это против Фатимидов, признавая сюзеренитет Аббасидов. [ 9 ] [ 23 ] Южнее Палестина находилась под контролем Фатимидов, но могущественный бедуинов вождь Бану Тай племени Муфарридж ибн Дагфал ибн аль-Джаррах выступил против них и удерживал столицу провинции Рамлу . [ 9 ]
Отвоевание Дамаска
[ редактировать ]«О повелитель правоверных , сохраняй мир с византийцами , пока они поддерживают мир с тобой. Будь доволен, если Хамданиды [ Алеппо] признают тебя на монетном дворе и в [пятничной] речи . Не жалей Муфарриджа ибн Дагфаля ибн Джарраха , [однако], если ты схватишь его».
Совет Якуба ибн Киллиса аль-Азизу на смертном одре. [ 29 ]
В 975 году аль-Азиз взял под свой контроль Банияс , пытаясь подавить антифатимидскую агитацию суннита Мухаммада ибн Ахмада ан-Наблуси и его последователей. [ 30 ]
В 976 году фатимидский полководец Джаухар , завоеватель Египта, выступил в поход против Дамаска, но после двухмесячных столкновений перед городом ему пришлось отступить из-за прибытия карматских союзников Алптакина. [ 9 ] Вслед за войсками Алптакина Джаухар был отброшен к Тверии , Рамле и, наконец, к Аскалону , где он был осаждён. [ 9 ] Осада длилась семнадцать месяцев и закончилась в начале 978 года соглашением, по которому вся территория от Аскалона до Дамаска и Алптакина была оставлена без внимания. Только Газа оставалась под прямым контролем Фатимидов, хотя Алптакин был готов признать номинальный сюзеренитет аль-Азиза над территориями, которыми он управлял. Джаухару и его людям также пришлось пережить унижение, пройдя под мечом и копьем в знак своего поражения при отъезде из Аскалона в Египет. [ 9 ] [ 31 ]
Суд Фатимидов не смог принять это унизительное соглашение, которое не только сделало Египет уязвимым для нападения, но и лишило высокопоставленных членов элиты Фатимидов, включая самого Ибн Киллиса, важной собственности вокруг Дамаска. [ 32 ] В результате аль-Азиз лично вышел на поле боя и во главе огромной армии разгромил и захватил Алптакина в августе 978 года. [ 9 ] [ 32 ] Карматы были подкуплены обещаниями ежегодной выплаты дани за отступление в Бахрейн , что положило конец их вторжениям в Сирию. [ 9 ] [ 32 ] События предыдущих лет также продемонстрировали Ибн Киллису, насколько опасно продолжать полагаться на Кутаму. В результате халиф неожиданно проявил милосердие к Алптакину, взяв его и его турецких последователей на службу Фатимидам. [ 9 ] [ 32 ] Самого Алптакина доставили в Каир, где халиф оказал ему щедрые почести, вызвав зависть Ибн Киллиса, отравившего Алптакина. [ 9 ] Тем не менее, как отмечалось ранее, это событие имело огромное значение и ознаменовало собой серьезный отход от предыдущей практики Фатимидов; особенно в Сирии, турецкие гильманы оставались влиятельными, и люди из их рядов часто занимали должности губернатора Дамаска. [ 15 ]
Сам Дамаск был захвачен одним из помощников Алптакина, Кассамом, при поддержке местного населения и городской милиции ( ахдат ), которые хотели избежать возобновления берберской оккупации. [ 9 ] [ 32 ] Фатимидский генерал аль-Фадл ибн Салих, протеже Ибн Килиса, был отправлен с берберской армией против Кассама, но кроме демонстрации силы против прибрежных городов ничего не добился и отступил в Палестину. [ 9 ] [ 33 ] Ситуация осложнилась с прибытием Абу Таглиба , свергнутого хамданидского правителя Мосула, который связался с аль-Азизом с предложением захватить город, если они поддержат его войсками. Против этого выступил Ибн аль-Джарра, чтобы Хамданиды и его последователи из племени Бану Укайл , соперники Тайя, не угрожали его собственному положению, особенно его владению Рамлой и пастбищами его племени. Аль-Фадл, очевидно, вел двуличную игру, поощряя Абу Таглиба в его замыслах относительно Рамлы в попытке посеять раздор среди арабских племен и укрепить власть Фатимидов; однако в августе 979 года, когда Ибн аль-Джарра напал на Абу Таглиба и его людей в Рамле, аль-Фадл пришел ему на помощь со своими войсками. Абу Таглиб был взят в плен и казнен. [ 9 ] [ 34 ] [ 35 ] Эта битва сделала Ибн аль-Джарру и его Тайя крупными игроками в силовой политике региона: несмотря на признание сюзеренитета Фатимидов, вождь Тайя был практически независимым правителем и оставался постоянной помехой для правительства Фатимидов на протяжении десятилетий. [ 33 ]
Дамаск продолжал сопротивляться попыткам Фатимидов захватить его, особенно при вожде Кутамы Сулеймане ибн Джафаре ибн Фаллахе в 979/80 году. [ 9 ] [ 33 ] В то же время, несмотря на попытки аль-Фадла использовать Укайль для их сдерживания, тайи и их бесконтрольные грабежи стали представлять угрозу для населенных и сельскохозяйственных районов южной Сирии: Рамла «превратился в город-призрак» в по словам Кеннеди, а равнина Гута вокруг Дамаска и регион Хавран были настолько опустошены, что Дамаску грозил голод, который можно было облегчить только за счет припасов, отправленных из Хомса , которым правил тюрк Бакджур для Хамданидов Алеппо. [ 33 ] В результате последовательных неудач берберских полководцев захватить Дамаск и навести порядок в провинции, фатимидский двор назначил турка Балтакина , бывшего последователя Алптакина, командиром очередной экспедиции в Сирию. Балтакин победил Ибн аль-Джарраха, который бежал на север, в Антиохию и под защиту византийцев, в то время как Кассам был наконец вынужден сдать Дамаск в начале 983 года, хотя и на щедрых условиях, которые позволили ему сохранить контроль под руководством губернатора, назначенного Фатимидами. [ 9 ] [ 33 ]
Борьба за Алеппо
[ редактировать ]Закрепив власть Фатимидов в центральной и южной Сирии, халиф аль-Азиз также намеревался захватить Алеппо, но при жизни его сдерживал Ибн Киллис. [ 9 ] Вопрос об Алеппо был сложным, поскольку рисковал спровоцировать прямую конфронтацию с Византией. [ 36 ] С 969 года эмират Хамданидов был данником византийцев. Его правитель Саад ад-Даула ( годы правления 967–991 ) возмущался этой зависимостью, но был вынужден с ней согласиться, чтобы предотвратить прямое завоевание Фатимидов. В результате его политика колебалась между двумя державами. [ 37 ] [ 38 ] Тем не менее, Фатимиды извлекли выгоду из слабости Хамданидов, поскольку многие сторонники Хамданидов начали поступать на службу Фатимидам. Например, Раджа ас-Сиклаби дезертировал с 300 своими людьми и был назначен губернатором Акры и Кесарии . [ 13 ]
Самым важным из таких дезертирств было бегство хамданидского губернатора Хомса Бакджура в 983 году. Бакджур напрямую связался с аль-Азизом и предложил поступить на службу Фатимидам против Алеппо в обмен на пост губернатора Дамаска. [ 9 ] [ 13 ] Привлеченный возможностью захвата не только Хомса, но, возможно, и Алеппо, аль-Азиз согласился на предложение Бакджура, несмотря на яростное сопротивление Ибн Киллиса, который был на короткое время свергнут и заключен в тюрьму в связи с неурожаем, который привел к голоду в столице. . [ 13 ] Халиф предоставил Бакджуру армию, с которой тот в сентябре напал на Алеппо. Саад ад-Даула был вынужден обратиться за помощью к византийскому императору Василию II ( годы правления 976–1025 ), который послал своего полководца Бардаса Фоку Младшего на помощь Алеппо . Предупрежденный о приближении византийцев изгнанным Ибн аль-Джаррой, Бакджур снял осаду и бежал на территорию Фатимидов. В октябре византийцы приступили к разграблению Хомса и вернули город под контроль Хамданидов. [ 9 ] [ 39 ] В 987/88 году с византийцами было заключено семилетнее перемирие. Он предусматривал обмен пленными , признание византийского императора защитником христиан под властью Фатимидов и халифа Фатимидов защитником мусульман под контролем Византии, а также замену имени халифа Аббасидов на имя халифа Фатимидов в Пятничная молитва в мечети Константинополя . [ 40 ]
Несмотря на свою неудачу, аль-Азиз назначил Бакджура губернатором Дамаска, и к нему присоединился Ибн аль-Джарра. Ибн Киллис, который был освобожден и восстановлен в своей должности всего через два месяца, немедленно начал работать против этих двоих. визиря Бакджур постепенно стал непопулярным среди дамасцев из-за своей жестокости, и после нескольких неудачных попыток в 989 году Ибн Киллис наконец убедил аль-Азиза заменить Бакджура одним из личных гильманов , Якубом ас-Сиклаби . Бакджур бежал в Ракку , откуда продолжил свои безуспешные атаки на Алеппо. [ 9 ] [ 13 ] В то же время Балтакина послали для усмирения бедуинских племен, совершавших набеги на караваны хаджа , что привело к созданию гарнизона Фатимидов в Вади-эль-Куре , к северу от Медины . [ 13 ]
Смерть Ибн Киллиса в 991 году позволила аль-Азизу занять более агрессивную позицию в вопросе Алеппо. Он немедленно уволил протеже Ибн Киллиса и назначил турка Манджутакина . губернатором Дамаска [ 9 ] [ 41 ] Использование Манджутакиным Дамаска в качестве своей базы во время последующих кампаний свидетельствует о консолидации контроля Фатимидов в этом районе, а также, как отмечает Хью Кеннеди, об изменениях, которые это привнесло в «политическую и экономическую географию Сирии»: учитывая сохраняющуюся нестабильность безопасности Сирии. Из-за наземных маршрутов из-за грабежей бедуинов Фатимиды снабжали свои войска в Сирии морским путем, особенно через Триполи , и в результате значение главных прибрежных городов возросло как центры контроля и управления Фатимидов, а также торговли, испытывая возрождение, которое продолжалось в 12 веке. [ 42 ]
Манджутакин вторгся в эмират Хамданидов, разгромил византийские войска под командованием ду из Антиохии Михаила Бурца в июне 992 года и осадил Алеппо. Однако ему не удалось энергично продолжить осаду, и город легко смог сопротивляться, пока весной 993 года, после тринадцати месяцев кампании, Манджутакин не был вынужден вернуться в Дамаск из-за нехватки припасов. [ 43 ] Весной 994 года Манджутакин начал новое вторжение, снова разбил Бурца в битве при Оронте в сентябре и снова осадил Алеппо. На этот раз блокада была гораздо более эффективной и вскоре вызвала острую нехватку продовольствия, но защитники города продержались до внезапного прибытия византийского императора Василия II в апреле 995 года. лично [ 43 ] Василий пересек Малую Азию всего за шестнадцать дней во главе армии; его внезапное прибытие и преувеличенная численность его армии вызвали панику в армии Фатимидов. Манджутакин сжег свой лагерь и, не дав боя, отступил к Дамаску. [ 43 ]
Византийцы осадили Триполи , но не смогли его захватить; тем не менее, Фатимиды потеряли контроль над городом, который стал независимым под своим кади . [ 40 ] Затем византийский император занял и укрепил Тартус . [ 40 ] Сам Аль-Азиз теперь готовился выступить против византийцев, начав крупномасштабную подготовку в Каире. [ 44 ] [ 45 ] Посольства Византии и Хамданидов с предложениями о перемирии были приняты в сентябре 995 года, но отклонены. [ 44 ] Подготовка аль-Азиза была прервана, когда готовившийся в Каире флот был уничтожен пожаром, который спровоцировал антихристианский погром в городе. [ 46 ] Манджутакину было приказано отбить Тартус, но его армянский гарнизон смог отразить его атаки; а флот Фатимидов, посланный для помощи в осаде, был потерян во время шторма у побережья. [ 40 ] [ 46 ] Аль-Азиз умер 14 октября 996 года, прежде чем отправиться в свою кампанию. [ 47 ] Византийско-фатимидский конфликт продолжался при его преемнике до заключения десятилетнего перемирия в 1000 году. [ 48 ]
Экспансия в Аравию и уход из Северной Африки
[ редактировать ]Наряду с Сирией аль-Азиз руководил расширением влияния Фатимидов на Аравийском полуострове . Хадж – или, по крайней мере, те караваны, отправлявшиеся из Каира с паломниками западного исламского мира – находился под контролем и защитой Фатимидов, несмотря на значительные затраты, которые он повлек за собой. [ 49 ] Эмиры Мекки , хотя де-факто автономны, признали сюзеренитет Фатимидов со времени завоевания Египта, в знак чего Фатимиды пользовались престижной привилегией ежегодно обставлять новую крышку Каабы ( кисву ) и возводить церемониальный храм. корона, шамса перед Каабой. [ 50 ] [ 49 ] Смерть аль-Муиза в 975 году была использована Шарифом Мекки в качестве предлога (весьма вероятно, при поддержке карматов) для отказа от сюзеренитета Фатимидов, но отправка армии, которая перерезала город снабжению, быстро восстановила контроль Фатимидов. . [ 51 ]
Наконец, в 992 году Фатимиды были признаны халифами Йемена . [ 49 ] и даже их старые враги, карматы Бахрейна, признали их притязания. [ 49 ] По мнению Кеннеди, эти дипломатические победы были результатом более энергичной внешней политики, проводимой аль-Азизом, особенно после смерти Ибн Киллиса, который укрепил его полномочия, продемонстрировав «его способность и готовность взять на себя две основные государственные обязанности халифа, чтобы охранять хадж и вести мусульман против неверных византийцев». [ 49 ]
С другой стороны, Северная Африка , включая бывший центр Фатимидов Ифрикию, по большей части игнорировалась. [ 9 ] Действенная власть там перешла к зиридскому наместнику Ифрикии Булуггину ибн Зири ( годы правления 972–984 ), который был утвержден в должности аль-Азизом, как и его сын аль-Мансур ( годы правления 984–996 ). [ 9 ] В 992 году аль-Азиз даже утвердил сына аль-Мансура Бадиса в качестве наследника, тем самым укрепив притязания Зиридов на династическую преемственность. [ 49 ] Действительно, как отмечает Кеннеди, «нет ничего более поразительного, чем скорость, с которой [Фатимиды] были готовы позволить Северной Африке идти своим путем». [ 49 ] Помимо дипломатического обмена подарками, [ 49 ] Зириды управляли своими владениями все более независимо от двора Фатимидов, вплоть до войны с Кутамой, бывшей опорой режима Фатимидов. [ 9 ] Аналогичным образом аль-Азиз боролся за признание преемственности кальбидских эмиров Сицилии после этого события. [ 9 ] Известно , что губернатор Барки ( Киренаики ) ближе к Египту привозил подарки ко двору Каира, но в остальном нет никаких признаков того, что Фатимиды осуществляли над ним какой-либо контроль. [ 49 ]
Аль-Азиз умер 13 октября 996 года. Его сын Аль-Хаким би-Амр Аллах (996–1021) сменил его на посту халифа.
Семья
[ редактировать ]Информация о супругах аль-Азиза неясна. [ 5 ] Его старшим выжившим ребенком была дочь Ситт аль-Мульк , родившаяся в 970 году. Ее мать в источниках обозначена как умм валад , что указывает на то, что в какой-то момент она также родила аль-Азизу сына, который, по-видимому, умер в младенчестве. Ее обычно отождествляют с Сайидой аль-Азизией («Леди Азиза»), которая часто упоминается в источниках и умерла в 995 году. [ 5 ] В 979 году аль-Азиз женился на своей кузине (точное родство неизвестно). [ 5 ] У него также была третья жена, византийская греческая христианка, которая была матерью его преемника аль-Хакима. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Концепция назначения преемника ( наш ) занимает центральное место в ранней шиитской, и особенно исмаилитской, концепции имамата , но она также представляет сложности: поскольку имам обладал непогрешимостью Бога ( ишма ), он мог Вероятно, он не ошибся, особенно в таком важном вопросе, как выбор наследника. Таким образом, назначение наследников, умерших раньше своих отцов, было источником значительного затруднения. Таким образом, возник обычай, согласно которому, хотя наследник мог явно пользоваться преимуществом во время правления его отца, насш часто удерживался незадолго до смерти правящего имама, провозглашался в завещании последнего или оставлялся в качестве завещания третьему лицу. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Канард 1960 , с. 823.
- ^ Дафтари 2007 , с. 173.
- ^ Хальм 2015 , с. 99.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хальм 2015 , с. 100.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 172–173.
- ^ Уокер 1995 , стр. 240–242.
- ^ Канард 1960 , стр. 823–824.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Канард 1960 , с. 824.
- ^ Канард 1960 , стр. 823, 824.
- ^ Лев 1987 , стр. 344, 345.
- ^ Лев 1987 , стр. 338–340.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кеннеди 2004 , с. 324.
- ^ Лев 1987 , стр. 344, 345–346.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , стр. 322, 324.
- ^ Лев 1987 , стр. 344–346.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 178–179.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 327–328.
- ^ Сами С. Суэйд (2006). Исторический словарь друзов . Том. 3 Исторических словаря народов и культур (иллюстрированное изд.). Пугало Пресс. п. хli. ISBN 0810853329 . Проверено 4 апреля 2012 г.
Пятый халиф аль-Азиз би-Аллах (годы правления 975-996). . . В его время «Призыв» или «Миссия» (Да'ва) Фатими достиг даже Индии и северного Китая.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 318.
- ^ Бретт 2001 , стр. 311–312.
- ^ Бахарах 1975 , стр. 596–597.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004 , с. 321.
- ^ Бретт 2001 , стр. 295–308.
- ^ Бретт 2001 , стр. 312–313.
- ^ Гил 1997 , стр. 336–338.
- ^ Бретт 2001 , стр. 313–315.
- ^ Гил 1997 , стр. 339 и далее..
- ^ Кросс 1977 , с. 93.
- ^ Уилсон, Джон Фрэнсис. (2004) там же, стр. 122
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 321–322.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2004 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2004 , с. 323.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 322–323.
- ^ Гил 1997 , стр. 354–356.
- ^ Лев 1995 , стр. 201.
- ^ Стивенсон 1926 , с. 250.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 280–281.
- ^ Стивенсон 1926 , стр. 249, 250.
- ^ Jump up to: а б с д Живой 1995 , с.202.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 324–325.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 325–326.
- ^ Jump up to: а б с Стивенсон 1926 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Живой 1995 , с.203.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 325, 327.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 325.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 327.
- ^ Лев 1995 , стр. 203–205.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кеннеди 2004 , с. 326.
- ^ Хальм 2003 , стр. 113–116.
- ^ Хальм 2003 , стр. 147.
Источники
[ редактировать ]- Бахарах, Джер Л. (1975). «Карьера Мухаммада ибн Тугджа аль-Ихшида, губернатора Египта десятого века». Зеркало . 50 (4): 586–612. дои : 10.2307/2855469 . ISSN 0038-7134 . JSTOR 2855469 . S2CID 161166177 .
- Бьянки, Тьерри (1986). Дамаск и Сирия под властью Фатимидов (359–468/969–1076): очерк интерпретации средневековых арабских хроник. Первый том (на французском языке). Дамаск: Французский институт Дамаска. ISBN 978-2-35159130-7 .
- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-11741-9 .
- Канард, Мариус (1960). «Аль-Азиз Билла» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж.Х .; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 823–825. OCLC 495469456 .
- Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1733-7 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Хальм, Хайнц (2003). в Египте, 973–1074 гг. (на немецком языке Халифы Каира: Фатимиды ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Хальм, Хайнц (2015). «Принцы, принцессы, наложницы и евнухи при дворе Фатимидов». В Померанце, Морис А.; Шахин, Арам А. (ред.). Наследие арабо-исламского обучения. Исследования, представленные Вададу Кади (на немецком языке). Лейден и Бостон: Брилл. стр. 91–110. ISBN 978-90-04-30590-8 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Лев, Яаков (1987). «Армия, режим и общество в Фатимидском Египте, 358–487 / 968–1094». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 19 (3): 337–365. дои : 10.1017/S0020743800056762 . JSTOR 163658 . S2CID 162310414 .
- Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-09344-3 .
- Лев, Яаков (1995). «Фатимиды и Византия, 10–12 века». Греко-Арабика . 6 : 190–208. OCLC 183390203 .
- Салиби, Камаль С. (1977). Сирия под исламом: Империя под судом, 634–1097, Том 1 . Дельмар: Книги Каравана. ISBN 9780882060132 .
- Стивенсон, Уильям Б. (1926). «Глава VI. Ислам в Сирии и Египте (750–1100)» . В Бери, Джон Багнелл (ред.). Кембриджская история средневековья, том V: Борьба империи и папства . Нью-Йорк: Компания Macmillan. стр. 242–264.
- Уокер, Пол Э. (1995). «Наследование власти в шиитском халифате». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 32 : 239–264. дои : 10.2307/40000841 . JSTOR 40000841 .
- Уокер, Пол Э. (2009). «Аль-Азиз би-Ллах» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фарак, Весам (январь 1990 г.). «Вопрос Алеппо: конфликт интересов Византии и Фатимидов в Северной Сирии в конце десятого века нашей эры». Византийские и новогреческие исследования . 14 (1). Бирмингем: Бирмингемский университет: 44–60. дои : 10.1179/byz.1990.14.1.44 . S2CID 161098454 .
- Джива, Шаинул (2008). «Аль-Азиз билла» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .