Аль-Мусабихи
Аль-Амир аль-Мухтар Изз аль-Мульк Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абил Касим Убайд Аллах ибн Ахмад ибн Исмаил ибн Абд аль-Азиз аль-Харрани аль-Мусаббихи аль-Катиб , широко известный как аль-Мусаббихи ( арабский : المصبحي ) (4 марта 977 г. - апрель / май 1030 г.) был историком Фатимидов , писателем и административным чиновником. Известно, что он является автором около 40 000 страниц рукописей, посвященных множеству тем, включая историю, психологию, право, грамматику, сексологию и кулинарию. «Ахбар Мишр» , современная хроника египетской истории и новостей, была среди известных работ аль-Мусаббихи. Однако, как и в случае с подавляющим большинством работ аль-Мусаббихи, лишь фрагменты «Ахбара Мишра» сохранились ; большинство его сочинений исчезло вскоре после его смерти.
Аль-Мусаббихи был набожным мусульманином-суннитом, родившимся в Фустате , где он прожил большую часть своей жизни и умер. Он был известен своей лояльностью правительству Фатимидов и поддерживал особенно тесные связи с халифом аль-Хакимом (годы правления 996–1021). В начале своей карьеры он служил в армии Фатимидов и был назначен губернатором провинции Верхний Египет, а затем стал ведущей фигурой в центральной администрации Фатимидов в Каире .
Жизнь
[ редактировать ]Аль-Мусаббихи родился мусульманином-суннитом в Фустате , Египет , 4 марта 977 года. [1] Его семья была родом из Харрана в Джазире (Верхняя Месопотамия). [1] , что было необычно для местного суннита Аль-Мусаббихи присоединился к армии Фатимидов . Он был назначен губернатором Аль-Кайса и Бахнасы (оба в Верхнем Египте ) и носил титул эмира (командующего). [1] Позже он был назначен главой дивана ат-тартиба , что эквивалентно должности генерального секретаря центральной администрации. [2] Он ежедневно ездил из Аль-Фустата на свой правительственный пост в Каире и почти каждый вечер останавливался у исторической мечети Амра ибн аль-Аса и общался со своими друзьями и друзьями своего отца, большинство из которых были сирийскими мусульманскими традиционалистами. [3] государству Фатимидов Хотя он был набожным мусульманином-суннитом, аль-Мусаббихи был верен исмаилитско-шиитскому и поддерживал особенно близкие отношения с эксцентричным халифом аль-Хакимом (годы правления 996–1021). [3] Последний, как известно, ладил с жителями Фустата. [3] Аль-Мусабихи умер в Фустате в апреле/мае 1030 года. [3]
Сочинения
[ редактировать ]Аль-Мусаббихи был плодовитым писателем, написавшим множество рукописей по самым разным темам, включая историю, практическую психологию, сексологию, право, грамматику и кулинарию. [3] Историки более позднего средневековья Ибн Халликан и Ибн Саид аль-Андалузи задокументировали в подробных списках все работы аль-Мусаббихи и количество страниц для каждой работы; Общий объем работы аль-Мусаббихи составил примерно 40 000 страниц, причем одни только работы насчитывают более тысячи страниц. [3] Однако большая часть его работ исчезла вскоре после его смерти. [3]
История Египта
[ редактировать ]Среди основных работ аль-Мусаббихи была хроника истории Египта объемом примерно 13 000 страниц, известная как «Ахбар Мишр» . [3] Как и другие работы аль-Мусаббихи, большая часть «Ахбара Мишра» была утрачена на раннем этапе, за исключением цитат из этой работы, которые были скопированы в сборниках других историков. [3] Единственная известная рукопись Ахбара Мишра сохранившаяся — это глава 40, которая находится в Эскориале в Испании . [3] В этом разделе работы аль-Мусаббихи задокументированы события, произошедшие в халифате между 1023/24 и 1024/25 годами, а также содержатся стихи и письма других писателей, которые были хорошо знакомы с аль-Мусаббихи. [3] По словам Тьерри Бьянки , эта рукопись «дает представление о современной литературной композиции в элегантной прозе и поэзии Египта и Ирака начала XI века». [3] Современный египетский историк Айман Фуад Сайид утверждает, что египетский историк XV века аль-Макризи имел в своем распоряжении главу 34 « Ахбар Миср» , в которой записаны события 1004/05 года. [3]
«Ахбар Миср» представлял собой современный труд, в котором аль-Мусаббихи записывал повседневные события в Фатимидском халифате, а в конце года записал некрологи известных людей. [3] Будучи административным чиновником в Каире, он также документировал часто ожесточенную борьбу за власть после смерти аль-Хакима, сосредоточенную вокруг различных военачальников и гражданских чиновников, которые использовали информаторов и подделывали документы, чтобы дискредитировать друг друга перед лицом аль-Хакима. ребенок-преемник аз-Захир (годы правления 1021–1036). [3] Он подозревал интриги окружения Ситт аль-Мулька с аз-Захиром. [3] По словам Бьянкиса, «возможно, что идеологический контроль [после смерти аль-Хакима] был установлен над официальной историографией и что определенное количество текстов, включая сочинения аль-Мусаббихи, были спонтанно уничтожены». [3] Аль-Мусаббихи также включил новости о восстании бедуинов против Фатимидов в Сирии в 1024/25 году, в результате которого к власти там пришли Мирдасиды и Джаррахиды . [3] Более того, Ахбар Мишр зафиксировал обычные аспекты жизни в Фустате, начиная от дорожно-транспортных происшествий и преступлений и заканчивая оптовыми и розничными ценами на товары в условиях голода и бродячими бегемотами по реке Нил . [4]
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1993). «Мусаббихи» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 650–652. ISBN 978-90-04-09419-2 .