Династия Мирдасидов
Династия Мирдасидов Мардасион | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1024–1080 | |||||||||
Капитал | Алеппо | ||||||||
Общие языки | арабский | ||||||||
Религия | Шиитский ислам | ||||||||
Правительство | Эмират | ||||||||
Эмир | |||||||||
• 1024–1029 | Салих ибн Мирдас | ||||||||
• 1029–1038 | Шибл ад-Даула Наср | ||||||||
• 1042–1062 | Муизз ад-Даула Тимал | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1024 | ||||||||
• Упразднено | 1080 | ||||||||
Валюта | Дирхам , динар | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Сирия Ливан |
Исторические арабские государства и династии |
---|
Династия Мирдасидов ( араб . المرداسيون , латинизированная : аль-Мирдасийин ), также называемая Бану Мирдас , была арабской шиитской мусульманской управляла базирующимся в Алеппо эмиратом на севере Сирии и в западной Джазире ( Верхняя Месопотамия династией, которая более или менее непрерывно ). С 1024 по 1080.
История
[ редактировать ]Господство Килаба на севере Сирии
[ редактировать ]Мирдасиды — семья бедуинского ( кочевого арабского) племени Бану Килаб . Родиной килабов была центральная Аравия , и ее соплеменникивпервые обосновались в северной Сирии и западной Джазире (Верхняя Месопотамия) в годы после мусульманского завоевания 630-х годов . [1] Вторая крупная волна племени Килаби мигрировала в северную Сирию из Аравии в 9 веке. [2] Политический вакуум и частые восстания по всему региону в тот период проложили путь Килабу к усилению своего влияния. [3] они стали преобладающим племенем в регионе к северу от Пальмирской степи и к западу от реки Евфрат . К началу-середине X века [4]
Третья крупная волна мигрантов из Килаби, в основном из ветви Абу Бакра племени, из которого произошли Мирдасиды, вторглась в северную Сирию в 932 году. [5] Эта миграция из Килаби поощрялась или напрямую поддерживалась карматским движением. [6] радикальная секта милленаристских шиитов- исмаилитов , распространившаяся из южного Ирака во второй половине 9 века. [7] Примерно в это же время в бедуинских племенах Сирии и Месопотамии наблюдался заметный рост населения, который совпал с ростом цен на зерно. [8] Это, по словам историка Тьерри Бьянки , сделало племена «восприимчивыми к карматской [sic] пропаганде, осуждающей богатство городского суннитского населения». [8] Килаб и другие ветви Бану Амир , такие как Укайл , Кушайр и Нумайр , составляли основную часть военного персонала карматов. [9] Карматские кампании «привели к фундаментальным изменениям в распределении и относительной силе бедуинских племен в сирийских и Аравийских пустынях» и были самым важным из подобных преобразований арабских племен до 18 века. [10]
Господство Килаба помешало Мухаммаду ибн Тугдж аль-Ихшиду ( годы правления 935–946 ), правителю Египта и южной Сирии, осуществлять власть в северной Сирии, которую он завоевал в конце 930-х годов. [6] Он заключил союз с частью племени, назначив одного из его вождей Ахмада ибн Саида. [8] на посту губернатора Алеппо в 939 году. [8] Через несколько месяцев силы аль-Ихшида были изгнаны из северной Сирии Аббасидами. Между 941 и 944 годами политическая ситуация там была нестабильной, и в какой-то момент аль-Ихшид вновь оккупировал регион. [6] Он назначил Ахмада ибн Саида губернатором Антиохии , а брата последнего Усмана — губернатором Алеппо. [8] Их назначения вызвали зависть у других вождей Килаби. [8] Стремясь заменить своих сородичей, они пригласили Хамданидов Мосула . вторгнуться в Алеппо с их помощью [6] Историк XIII века Ибн аль-Адим утверждает, что внутренние разногласия среди Килаба позволили Хамданиду Сайфу ад-Дауле основать свой эмират в Алеппо. [2] Из-за непрекращающихся набегов бедуинов на своих подданных Сайф ад-Даула изгнал большинство племен северной Сирии в Джазиру, за исключением Килаба, который был единственным бедуинским племенем, которому было разрешено населять этот район. [8]
По словам Бьянкиса, на протяжении X и XI веков Килаб «представлял собой организованную военную силу с мощной кавалерией, обученной фехтованию на конях и не боящейся противостоять правительственной армии на поле битвы». [8] Салиби отмечает, что главными военными преимуществами северного сирийского Килаба были его «бедуинская быстрота передвижения» и резервуар родственных племен в Джазире. [11] По словам историка Сухайла Заккара, Килаб «обслуживал тех, кто платил больше всего, и часто во время кризиса продавал своего работодателя тому, кто больше заплатил». [12] Племена Килаби участвовали в каждой борьбе Хамданидов с Византийской империей , которая управляла регионами к северу от Сирии, в каждом восстании против Хамданидов и во внутридинастических конфликтах из-за эмирата Алеппо. [9] [8] Между 1009 и 1012 годами Килаб участвовал в борьбе за контроль над Алеппо между правителем эмирата Мансуром ибн Лу'лу и его бывшими правителями Хамданидами и их региональными сторонниками. [13] Дважды Килаб предавал Хамданидов и их союзников, а взамен требовал от Мансура многочисленных деревень снабжать их зерном, пастбищами для разведения своих стад и боевыми конями. [13] Вместо этого Мансур, который считал Килаба помехой своему правлению, [14] стремились устранить их, заманив соплеменников в ловушку. [13] С этой целью в мае 1012 года он пригласил их на пир, где его гильманы (солдаты-рабы или пажи; пение гулам ) напали на них. [15] Несколько человек были убиты, а остальные были заключены в тюрьму в цитадели Алеппо . [13]
Возвышение эмирата Мирдасидов
[ редактировать ]Среди вождей Килаби, заключенных Мансуром в тюрьму, был Салих ибн Мирдас , основатель династии Мирдасидов, чья семья проживала в районе Киннасрина . [16] Салих захватил город-крепость Ар-Рахба , расположенный вдоль реки Евфрат , на стратегическом перекрестке между Ираком и Сирией, в 1008 году, повысив свой престиж среди Килаба и, вероятно, поощряя его более широкие территориальные амбиции. [17] Салих избежал заключения в 1014 году и заручился поддержкой своих соплеменников в Мардж-Дабике , в окрестностях Алеппо. Под его руководством они разгромили и захватили Мансура, добившись серьезных уступок в последующих переговорах по его освобождению. Они включали выделение половины доходов эмирата Алеппо Килабу и признание Салиха верховным эмиром Килаба с формальной властью над своими соплеменниками. [18] В последующие годы Салих укрепил свою власть над Килабом и расширил свой эмират, включив в него важные города-крепости на Евфрате Манбидж и Балис . [18]
Базирующийся в Египте Фатимидский халифат в конечном итоге получил власть над Алеппо, назначив Азиза ад-Давлу своим губернатором в 1017 году. [13] Салих поддерживал с ним дружеские отношения, [19] одновременно он укрепил свой Джазиранский эмират с центром в ар-Рахбе, где он сформировал администрацию и возглавил племенной суд. [20] К 1022 году он расширил это царство, включив в него города-близнецы Евфрата — Ракку и ар-Рафику. [13] Азиз ад-Даула был убит в том же году, и последовал период хаоса, но Фатимиды удержали город. [21] В 1023 году Салих заключил беспрецедентный военный союз Килаба и двух других сильнейших арабских племен в Сирии, Бану Кальб из Дамаска и Джаррахидом возглавляемого Бану Тай из Трансиордании , в результате чего три племени согласились поддержать друг друга в захвате над Алеппо, Дамаском и Палестиной соответственно от Фатимидов. [22] Поддержав в этих усилиях Тайя и Кальба, Салих двинулся на Алеппо. [23] захват города Мааррат-Мисрин в сельской местности у Фатимидов. [24]
В конце 1024 года войска Салиха осадили Алеппо, захватив город и его цитадель у Фатимидов в начале 1025 года, что, по словам Бианкиса, «привело к успеху план, которым руководствовались предки [Килаби Салиха] на протяжении столетия». [25] К тому времени он также захватил ряд городов и крепостей в центральной Сирии, в том числе Сидон на Средиземном море, Баальбек и Хомс , предоставив своему новому эмирату, базирующемуся в Алеппо, выход к морю и контроль над торговым путем в Дамаск. [26] [25] Несмотря на конфликт с Фатимидами, он формально присягнул на верность фатимидскому халифу аз-Захиру ( годы правления 1021–1036 ), который, в свою очередь, признал его эмиром Алеппо. [27] После того, как арабский племенной союз Салиха распался из-за перехода Бану Кальб к Фатимидам в 1028 году, генерал Фатимидов Ануштакин ад-Дизбари начал нападение на Тайи в Палестине. Салих пришел на помощь своему союзнику, но был убит в бою в 1029 году. Вскоре после этого Фатимиды возобновили контроль над центральными сирийскими владениями Салиха. [28]
Царствование Насра и Тимала
[ редактировать ]Салиху наследовали его сыновья Шибл ад-Даула Наср и Муизз ад-Давла Тимал , которые сосредоточили свои силы в северной Сирии и западной Джазире после наступления Фатимидов. [25] Вскоре после своего преемства они столкнулись с наступлением Византийской империи , которая контролировала Антиохию и регион Анатолии к северу от их владений. к византийскому императору Роману III Дипломатическое обращение их двоюродного брата Мукаллида ибн Камиля ибн Мирдаса было отклонено, и император лично возглавил нападение на молодых эмиров Мирдасидов летом 1030 года. В то время как Тимал стратегически отступил вместе с основной частью Мирдасидов. силы из Алеппо, Наср и его воины-бедуины из Килаба и Нумайра противостояли Роману и разгромили его войска в битве при Азазе . [29] Впоследствии Наср стал единственным мирдасидским правителем Алеппо при поддержке византийцев, в то время как власть Тимала была сосредоточена в ар-Рахбе, где его поддерживала большая часть Килаба.
Правление Насра подошло к концу в 1038 году, когда он был убит в бою, отражая наступление под предводительством Ануштакина, который возражал против выделения Насру Хомса правительством Фатимидов в Каире. [30] Тимал ненадолго взял под свой контроль Алеппо, но вскоре после этого отступил в ар-Рахбу, в то время как Ануштакин летом 1038 года захватил контроль над Алеппо у его заместителей Тимала, его двоюродного брата Мукаллида и Халифы ибн Джабира аль-Килаби. [31] В дальнейшем Тимал потерял Балис и Манбидж из-за Ануштакина, но сохранил контроль над ар-Рахбой. Мирдасиды также с тех пор утратили контроль над Раккой и ар-Рафикой в пользу Нумайридов , но Тимал женился на принцессе Нумайридов ас-Сайиде аль-Алавийе и практически унаследовал контроль над городами-побратимами после смерти их правителя, брата ас-Сайиды. Шабиб ибн Ватхаб, в 1039 или 1040 году. Впоследствии он сделал Ракку своей столицей, чтобы расположиться ближе к Алеппо. В конце 1041 года правительство Фатимидов назначило Тимала губернатором Алеппо, но Ануштакин отказался покинуть город. [30] Он умер естественной смертью в 1042 году, но Тималу все же пришлось силой захватить город у войск Ануштакина, который он захватил к концу года. [32]
Первоначально оставаясь в хороших отношениях с фатимидским халифом аль-Мустансиром ( р. ), Тимал также просил защиты у Византии и стал вассалом империи. Он успешно отбил две имперские кампании Фатимидов между 1048 и 1050 годами, первую из которых возглавил отпрыск из Хамданидов — Насир ад-Даула ибн Хамдан , а второй — евнух Рифк . [33] [30] Впоследствии между Тималем и халифом был достигнут мир, во многом благодаря успешной дипломатической миссии в Каир под руководством ас-Сайиды аль-Алавийи. [34] [35] Следующие семь лет были отмечены стабильностью и процветанием, и в этот период в Алеппо произошел крупный строительный бум. [35] Тем не менее, Тимал освободил свое место в Алеппо из-за неспособности удовлетворить финансовые потребности своей племенной базы Килаби и растущего конфликта с его живущим в Балисе братом Атийей , которого поддерживала значительная часть их племени. Фатимиды назначили своего собственного губернатора Ибн Мулхима , компенсируя Тималу владениями на центральном сирийском побережье. [36] Когда племянник Тимала, сын Насра Рашид ад-Давла Махмуд , захватил Алеппо в 1060 году, Фатимиды лишили Тимала его прибрежных владений, что побудило Тимала вернуться в Алеппо. Ему не удалось свергнуть Махмуда силой, но вожди Килаби заключили соглашение, предоставив Тималу контроль над Алеппо в 1061 году в обмен на финансовые уступки.
Упадок и падение
[ редактировать ]После смерти Тимала между Махмудом и братом Тимала Атией возник спор о престолонаследии, что привело к расколу владений Мирдасидов. Махмуд контролировал западную половину, а Атийя контролировал восток. Чтобы получить преимущество над Махмудом, Атийя набрал группу турок, но позже они перешли на сторону Махмуда, вынудив Атию отказаться от Алеппо в 1065 году.
Турки начали перемещаться в северную Сирию в больших количествах, вынудив Махмуда принять суннитский ислам и стать вассалом сельджукского султана. Смерть Махмуда в 1075 году, за которой последовала смерть его сына и преемника Насра ибн Махмуда в 1076 году, привела к тому, что брат Насра Сабик ибн Махмуд стал эмиром. Конфликты между ним и членами его семьи, а также несколькими различными турецкими группами, привели к опустошению владений Мирдасидов, и в 1080 году, по инициативе Сабика, эмир Мосула Шараф укайлидский ад-Давла Муслим захватил Алеппо. Мирдасиды сохранили определенный уровень влияния в регионе после потери Алеппо и попытались остановить продвижение Первого крестового похода .
Список эмиров Мирдасидов
[ редактировать ]Королевский титул | Имя | Начало правления | Конец правления | Примечания |
---|---|---|---|---|
Асад ад-Даула | Салих ибн Мирдас | 18 января 1025 г. [25] | 12 мая 1029 г. [25] |
|
Шибл ад-Даула | Наср ибн Салих | май 1029 г. [25] | май 1038 г. [30] | |
Муизз ад-Даула | Тималь ибн Салих | февраль 1042 г. [30] | 1057 [35] | |
Рашид ад-Даула | Махмуд ибн Наср | Июль/август 1060 г. | апрель 1061 г. |
|
Муизз ад-Даула | Тималь ибн Салих | апрель 1061 г. [37] | 1062 [37] | |
Асад ад-Даула | Атия ибн Салих | 1062 [37] | август 1065 г. [37] |
|
Рашид ад-Даула | Махмуд ибн Наср | август 1065 г. | 1074/75 | |
Джалал ад-Даула | Наср ибн Махмуд | 1074/75 [38] | 1075 [38] | |
Сабик ибн Махмуд | 1075/1076 [38] | июнь 1080 г. [38] |
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Династия Мирдасидов |
---|
Курдское ответвление
[ редактировать ]Согласно Шарафнаме , [39] Курдская династия Мирдаси, правившая Эгилем , Палу и Чермиком , получила свое название от Мирдасидов. Часть Мирдасидов бежала в этот регион после того, как Салих ибн Мирдас был убит в 1029 году. Правящая династия предположительно зародилась в начале 11 века, когда мистик по имени Пир Мансур отправился из Хаккари в деревню Пиран , недалеко от крепость Эгиля. Он приобрел широкую известность среди местных курдов и мирдасидов, а его сын Пир Бедир силой взял крепость Эгиль и положил начало правлению династии над регионом. [40]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Заккар 1971 , стр. 67, 74–75.
- ^ Jump up to: а б Десятина 1971 , с. 75.
- ^ Линтаси 1977 , с. 46.
- ^ Линтаси 1977 , с. 47.
- ^ Заккар 1971 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б с д Линтаси 1977 , с. 58.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 96–98, 107–124.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бьянкис 1993 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Десятина 1971 , с. 70.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 285.
- ^ Линтаси 1977 , с. 85.
- ^ Десятина 1971 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бьянкис 1993 , с. 116.
- ^ Десятина 1971 , с. 51.
- ^ Десятина 1971 , с. 50.
- ^ Десятина 1971 , с. 84.
- ^ Заккар 1971 , стр. 87–90.
- ^ Jump up to: а б Десятина 1971 , с. 53.
- ^ Десятина 1971 , с. 60.
- ^ Заккар 1971 , стр. 53–54, 90–91.
- ^ Заккар 1971 , стр. 61–65.
- ^ Заккар 1971 , стр. 91–92.
- ^ Заккар 1971 , стр. 91, 96.
- ^ Амабе 2016 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бьянкис 1993 , с. 117.
- ^ Заккар 1971 , стр. 97, 101.
- ^ Десятина 1971 , с. 99.
- ^ Заккар 1971 , стр. 100–101.
- ^ Заккар 1971 , стр. 112–116.
- ^ Jump up to: а б с д и Бьянкис 1993 , с. 118.
- ^ Заккар 1971 , стр. 131–132.
- ^ Десятина 1971 , с. 139.
- ^ Десятина 1971 , с. 141.
- ^ Десятина 1971 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с Бьянкис 1993 , с. 119.
- ^ Амабе 2016 , с. 68 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бьянкис 1993 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бьянкис 1993 , с. 121.
- ^ Бедлиси, Шерефхан (2014). Название: История Курдистана . Перевод Авчи, З. Вираншехира: Азад. ISBN 978-605-64041-8-4 .
- ^ Минорский, Владимир (1978). Тюрки, Иран и Кавказ в средние века . Лондон: Отпечатки Вариорума. ISBN 0-86078-028-7 .
Источники
[ редактировать ]- Амабе, Фукузо (2016). Городская автономия в средневековом исламе: Дамаск, Алеппо, Кордова, Толедо, Валенсия и Тунис . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-31598-3 .
- Бьянки, Тьерри (1993). «Мирдас, Бану или Мирдасиды» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 115–123. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5220 . ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Кеннеди, Хью (2023). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (2-е изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-36690-2 .
- Салиби, Камаль С. (1977). Сирия под исламом: Империя под судом, 634–1097, Том 1 . Дельмар: Книги Каравана. ISBN 978-0882060132 .
- Заккар, Сухайл (1971). Эмират Алеппо: 1004–1094 гг . Бейрут: Дар аль-Амана. OCLC 759803726 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хайдеманн, Стефан (2002). Возрождение городов Северной Сирии и Северной Месопотамии: городское развитие и экономические условия в Ар-Ракке и Харране от периода господства бедуинов до сельджуков . Исламская история и цивилизация. Исследования и тексты (на немецком языке). Том 40. Лейден: Брилл. ISBN 90-04-12274-5 .