Ануштакин ад-Дизбари
Шараф аль-Маали [а] Абу Мансур Ануштакин ад-Дизбари | |
---|---|
Фатимиды, губернатор Алеппо | |
В офисе 1038–1041 | |
Назначен | Аль-Мустансир |
Лейтенант | Банютекин |
Предшественник | Наср ибн Салих |
Преемник | Тималь ибн Салих |
Фатимид, правитель Дамаска | |
В офисе 1029–1041 | |
Назначен | Аз-Захир |
Фатимидский военный губернатор Палестины | |
В офисе 1023–1026 | |
Назначен | Аз-Захир |
Фатимиды, губернатор Баальбека | |
В офисе 1017–1022 | |
Назначен | Аль-Хаким |
Личные данные | |
Рожденный | Неизвестный Хуттал , Трансоксиана |
Умер | Январь 1042 г. Цитадель Алеппо |
Шараф аль-Маали Абу Мансур Ануштакин ад-Дизбари [а] (умер в январе 1042 г.) был фатимидским государственным деятелем и генералом, ставшим самым могущественным фатимидским правителем Сирии . Под его администрацией в Дамаске вся Сирия была объединена под единой властью Фатимидов. Историки-современники, в том числе Ибн аль-Каланиси из Дамаска и Ибн аль-Адим из Алеппо, отмечали богатство Ануштакина, справедливое правление и справедливое обращение с населением, среди которого он пользовался популярностью.
Этнический турок , Ануштакин был порабощен на своей родине в Трансоксиане и продан в Дамаске в 1009 году Дизбару ибн Авниму, фатимидскому офицеру- дайламиту . После работы охранником владений Дизбара Ануштакин стал гуламом (солдатом-рабом) при халифа аль-Хакима дворе в Каире , а в 1014/15 году стал офицером. Между 1017 и 1023 годами Ануштакин разбогател, приобрел местную известность и развил глубокое понимание сирийских дел во время своего правления Баальбеком и Кесарией . После этого он был назначен в Рамлу в качестве военного губернатора Палестины и противостоял могущественным Джаррахидам , ведущей семье бедуинов Бану Тай , которая часто угрожала жителям Палестины. Он потерпел значительные поражения на поле боя, был отозван и заключен в тюрьму в Каире в 1026 году, но вскоре был освобожден. Два года спустя визирь Али аль-Джарджараи отправил его с армией против племен тайй и килаб в Сирии, которых Ануштакин разгромил у Тивериадского озера в 1029 году.
Ануштакин укрепил свою власть над Сирией, заключив союзы с местной знатью, особенно с Рафи ибн Аби'л Лейлом из племени Калб , обуздав набеги бедуинов, примирившись с Джаррахидами и приобретя многочисленных гильманов . В середине 1030-х годов между Ануштакиным и аль-Джарджари возникла напряженность, поскольку последний опасался растущих политических амбиций Ануштакина. Аль-Джарджараи разжег конфликт между Ануштакиным и мирдасидским эмиром Алеппо . Шибл ад-Даула Насром , который закончился, когда Ануштакин победил и убил Насра в 1037 году. В следующем году Ануштакин без особого сопротивления захватил Алеппо, что стало первым и последним разом всей Сирией управлял один правитель Фатимидов. Правление Ануштакина в Дамаске подошло к концу после того, как армейский мятеж, спровоцированный аль-Джарджараи, вынудил его бежать в цитадель Алеппо ; он умер там на фоне обвинений в предательстве халифа аль-Мустансира . Пятнадцать лет спустя последний почтил Ануштакина, перенеся его могилу в Иерусалим .
Источники
[ редактировать ]Наиболее полную современную биографию Ануштакина написал дамасский историк Ибн аль-Каланиси (ум. 1160). [3] По словам современного историка Яакова Льва, «богатство подробностей», которое Ибн аль-Каланиси сообщил об Ануштакине, было «необычным» в то время для биографий военных рабов. [4] Ибн аль-Адим (1193–1262) был основным источником информации о губернаторстве Ануштакина в Алеппо, а аль-Макризи (1364–1442) задокументировал несколько историй о карьере Ануштакина в Каире. [4] Лев утверждает, что все трое вышеупомянутых средневековых историков подчеркивали «справедливое правление Ануштакина и справедливое обращение с населением в городах, которыми он управлял как губернатор». [4]
Биография
[ редактировать ]Происхождение и военное рабство
[ редактировать ]Ануштакин был этническим турком , родившимся в Хуттале . [б] горное княжество в Трансоксиане ; оттуда он был схвачен и продан в рабство в Кашгар . [6] [7] Он бежал в Бухару , но снова был схвачен и порабощен. [7] Затем его доставили в Аббасидов столицу Багдад . [7] его перевели в Фатимидами удерживаемый Дамаск . После этого в 1009/10 году [6] где его купил и нанял Дизбири ибн Авним [7] (также известный как Дизбар), фатимидский офицер дайламитского происхождения, ранее служивший Хамданидам . [6] Ануштакин получил нисбу (фамилию) «ад-Дизбари» от своего хозяина; [6] его турецкое имя «Анайтекин», что означает «взрослый принц», обычно транскрибировалось по- арабски как «Ануштакин» или «Анаштаджин». [8] В течение следующих трех лет Ануштакин успешно защищал собственность Дизбири в качестве своего управляющего. [1]
В 1012 году [5] Дизбири уступил желанию Ануштакина служить халифу аль-Хакиму (годы правления 996–1021) в Каире . [7] где он стал гуламом (солдатом-рабом; мн. гилман ) в худжре (тренировочной казарме). [9] Во время тренировок он продемонстрировал боевые таланты. [6] сведений мало О пребывании Ануштакина в худжре , хотя известно, что он пренебрежительно относился к своим более молодым и менее опытным коллегам, которых оскорблял насмешливыми прозвищами. [7] [9] Он завершил обучение относительно быстро к 1014/15 году. [6] после чего он был освобожден из рабства. [10]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Ануштакин получил должность при дворе Фатимидов и привлек внимание аль-Хакима, который сделал его армейским офицером. [6] [9] Отслужив год при дворе аль-Хакима, Ануштакин был направлен в Дамаск в свиту фатимидского генерала. [9] Он проживал в доме некоего Хайюса в квартале Зукак-Аттаф , где подружился с сыном Хайюса и поэтом Мухаммадом ибн Хайюсом ; [5] последний позже посвятил несколько панегириков . Ануштакину [5] Находясь в городе, Ануштакин выследил и встретил Дизбири, чтобы отдать дань уважения своему старому хозяину. [6] [7]
Хотя современные источники не указывают, когда Ануштакин выучил арабский язык и принял ислам , Лев предполагает, что это произошло во время его пребывания в Дамаске. [11] Неясно, какой традиции ислама придерживался Ануштакин. [12] Однако аль-Макризи указывал, что Ануштакин придерживался исмаилитского шиитского ислама , религии государства Фатимидов, но к концу жизни отклонился от исмаилитского мазхаба (школы мысли), который редко практиковался в Дамаск, возможно, в суннитский ислам . [12] Лев сомневается, что Ануштакин когда-либо отступал от государственной религии, [13] и утверждает, что в любом случае Ануштакин твердо отказался от своего языческого прошлого в пользу мусульманской системы взглядов. [14]
Пребывание Ануштакина в Дамаске прервалось, когда его отозвали в Каир. [5] К 1017 году [8] он был назначен вали (губернатором) Баальбека . [15] Он занимал этот пост около четырех лет. [15] во время которого он заработал положительную репутацию среди жителей. [6] По словам историка Сухайля Заккара, именно в Баальбеке Ануштакин приобрел своего собственного гильмана , и благодаря им он приобрел значительное богатство и знания о региональных делах, которые оказались решающими для его будущей политической карьеры в Сирии. [15] В это время он также попал под покровительство фатимидского армянского губернатора Алеппо Фатика Азиза ад-Давлы . [6]
Губернатор Палестины
[ редактировать ]После службы в Баальбеке Ануштакин на короткое время был назначен вали Кесарии ( Кайсарии), портового города на севере Палестины . [6] [15] современные источники утверждают, что он правил хорошо. [16] В 1023 году его снова повысили до мутавали Харба (военного губернатора) Джунда Филастина (провинция Палестины). [6] [17] В том же году он издал указ, запрещающий кому-либо причинять вред -францисканцам Иерусалима монахам . [16]
На момент назначения Ануштакина во внутренней Палестине доминировали Джаррахиды , правящий клан бедуинского племени Тайй , который часто грабил поселения региона. [6] В августе 1024 года Ануштакин выступил против Джаррахидов. [18] «силу которого он сильно просчитался», по словам Льва. [19] Он послал войска для сбора налогов Бейт-Джибрина , иктаха (феодального владения) Джаррахидов и вождя Тайя Хасана ибн Муфарриджа , но Джаррахиды убили сборщиков. [18] Ануштакин в ответ заключил в тюрьму двух старших помощников Хасана в Аскалоне и получил разрешение от халифа аз-Захира (1021–1036) напасть на Хасана, пока тот был выведен из строя из-за болезни. [18] Ануштакин возглавил экспедицию в горы вокруг Наблуса, чтобы задержать Хасана. [18] Однако последний с тех пор оправился и с 3000 своих всадников отбил Ануштакина, отступившего к Рамле , [16] столица Палестины. [18]
Джаррахиды отомстили Ануштакину, осадив его Рамлу, а также разграбив и уничтожив жителей Тверии . [16] Позиции Ануштакина укрепились с бегством брата Хасана Сабита в его лагерь. [16] но это длилось недолго, поскольку Сабит предал Ануштакина, и конфедерации бедуинов Тайй, Калб и Килаб сформировали против него союз. [19] [20] [с] Тем временем Фатимиды не смогли выполнить просьбу Ануштакина о 2000 подкреплениях кавалерии и пехоты, и под покровом ночи [20] он бежал из Рамлы в Кесарию с десятью своими гильманами . [21] Впоследствии Хасан освободил своих помощников, уволил Рамлу и назначил в городе своего губернатора. [20] Несмотря на его значительные поражения, [19] 26 ноября, [22] Ануштакин был назван амиром аль-умара (командиром военачальников) и стал первым человеком, получившим этот титул от Фатимидов. [19] Отчаянно пытаясь отвоевать позиции у Джаррахидов, Ануштакин двинулся, чтобы вернуть Рамлу, которую он ненадолго удерживал, прежде чем его отбросили обратно в Аскалон. [23] Затем он заручился поддержкой губернатора Иерусалима Мубарака ад-Даула Фатха и губернатора Тверии и возглавил набег на лагерь Тайи, убив его жителей. [24] О непосредственных последствиях наступления Ануштакина ничего не известно, но в 1026 году Хасан убедил визиря отозвать аль-Хасана ар-Рудбари Ануштакина в Каир. [6]
Губернатор Сирии
[ редактировать ]Ануштакин был арестован в Аскалоне, затем заключен в тюрьму в Каире. [25] Его увольнение оставило альянс бедуинов фактически под контролем Сирии . [25] Ануштакин был в конечном итоге освобожден после вмешательства Саида аль-Суады, старшего евнуха аз-Захира. [25] Несмотря на свою отдаленность от событий, Ануштакин оставался в курсе событий в Палестине и Сирии. [6] Аль-Рудбари был заменен на посту визиря Али аль-Джарджараи в декабре 1027 г./январе 1028 г., а в ноябре 1028 г. он поручил Ануштакину возглавить военную экспедицию против тайев в Палестине; [26] к тому времени Калб перешел на сторону аз-Захира, ослабив союз бедуинов и дав Фатимидам возможность восстановить свою власть в Сирии. [26]
Во главе 7000 пехоты, кавалерии и вспомогательных бедуинских отрядов Ануштакин последовательно двинулся к Рамле и Иерусалиму, собирая при этом дополнительные войска. [6] [26] Альянс бедуинов мобилизовался: Хасан возглавил Тайя, а Салих ибн Мирдас , мирдасидский эмир Алеппо, командовал Килабом. [6] В мае 1029 года Ануштакин и вождь кальбов Рафи ибн Аби-Лайял разгромили тайев и килабов в битве при аль-Укхуване возле Тивериадского озера . [6] [26] Битва закончилась, когда Салих был убит. [26] после чего многие его товарищи были убиты при бегстве на юг, в Хиджаз . [27] Победа Ануштакина проложила путь к завоеванию Сирии Фатимидами, когда губернаторы Салиха бежали из прибрежной крепости Сидон и внутренних крепостей Баальбек, Хомс и Хисн Аккар между Дамаском и столицей Мирдасидов в Алеппо. [26] Салиха Тем временем Ануштакин приобрел турецкий гильман и основал штаб-квартиру в Дамаске. [26] По словам Льва, после этого Ануштакин «укрепил свои позиции в качестве самого могущественного фатимидского правителя Сирии». [12]
Хотя Ануштакин находился в Дамаске, он продолжал руководить делами в Палестине. [28] Он укрепил свой союз с калбами, женившись на дочери Рафи в 1035 году. [29] К 1030 году калбы и тайи примирились, и в следующем году оба племени, тогда объединившиеся с византийцами, переместили свои лагеря возле удерживаемой византийцами Антиохии. Ануштакин начал нападения на тайев в Кастуне , Инабе и аль-Арвадже. [30] Во время фатимидско-византийских мирных переговоров в 1033 году тайи попытались заключить сепаратный мир с Ануштакиным, чтобы вернуть свой иктаат в Палестине. [31] Через несколько лет Ануштакин заручился поддержкой Тайя благодаря союзу с сыном Хасана Алланом. [29] Ануштакин также заручился поддержкой фракции Килаб, племени, к которому принадлежали Мирдасиды. [29]
Завоевание Алеппо
[ редактировать ]Аль-Джарджари стал опасаться амбиций Ануштакина и его фактической независимости и стремился ограничить его влияние в Сирии. [32] В то же время халиф аль-Мунстансир (годы правления 1036–1094) и сын Салиха и мирдасидский эмир Алеппо Шибл ад-Даула Наср примирили свои разногласия. [33] В результате этих политических условий Фатимиды передали Насру губернаторство Хомса. [32] затем находился под юрисдикцией заместителя Ануштакина Джафара ибн Кулайда аль-Кутами. [34] Ануштакин был возмущен тем, что он считал заговором против него. [32] Аль-Джарджари, тем временем, считал, что лишение Ануштакина Хомса неизбежно приведет к его конфликту с Насром, тем самым ослабив и его самого, и Мирдасидов, и тем самым усилив рычаги влияния центрального правительства в Сирии. [34] Действительно, вражда между Ануштакиным и Насром, возникшая после убийства Ануштакиным отца Насра в 1029 году, возобновилась. [34] Джафар далее подстрекал Ануштакина против угрозы Мирдасидов, и Ануштакин готовился к войне против Алеппо. [35]
Прежде чем начать военные действия против Насра, Ануштакин заключил соглашение с Византийской империей, мнимым защитником Насра; [29] Византийско-фатимидское перемирие 1035 года запретило любую агрессию Фатимидов против Мирдасида Алеппо, «поскольку это был город, подлежащий [византийской] дани». [36] Таким образом, Ануштакин испросил разрешения у византийского императора Михаила IV «спасти Алеппо от Насра», пообещав продолжить ежегодную дань Мирдасидов византийцам. [36] Получив благословение византийцев, Ануштакин подтвердил свой союз с бедуинскими племенами вокруг Алеппо, а именно с калбами, тайями и частью килаба. [36] В 1038 году он мобилизовал свои войска Фатимидов и бедуинов и двинулся на север, против царства Мирдасидов. [29] Тем временем Наср узнал о мобилизации Ануштакина и двинулся на юг со своей армией и союзниками из Килаба. [29] Обе стороны сражались к западу от Саламии , и Ануштакин вынудил Насра отступить и перегруппироваться. [29] Ануштакин приступил к разграблению удерживаемой Мирдасидами Хамы и продолжил путь на север. [29] Обе стороны снова встретились 22 мая 1038 года в Телль-аль-Фасе , холме недалеко от Латимина , к северо-западу от Хамы. [29] В разгар боевых действий брат и соперник Насра, Муизз ад-Давла Тимал , покинул лагерь Насра и направился в Алеппо, чтобы захватить город для себя. [37] Это уменьшило силы Насра, и он потерпел поражение и был убит. Голову Насра доставили Ануштакину, а тело повесили на воротах цитадели Хамы . [38]
Узнав о смерти Насра, Тимал почувствовал себя уязвимым в Алеппо и отправился в Верхнюю Месопотамию, чтобы собрать подкрепление. [39] Его двоюродный брат Мукаллид ибн Камиль остался ответственным за цитадель Алеппо , а город перешел под управление их родственника Халифы ибн Джабира аль-Килаби. [39] Дивизия войск Ануштакина осадила город, и через несколько дней Халифа с благословения жителей Алеппо 19 июня открыл ворота города для армии Фатимидов. [39] Ануштакин прибыл в Алеппо 22 июня и в течение нескольких дней договорился о сдаче Мукаллидом цитадели. [39] После этого он изгнал из города все войска и чиновников Мирдасидов. [40] После этого все губернаторы городов и провинций Сирии подчинялись Ануштакину в Дамаске. [41] Мирдасиды продолжали удерживать свои владения в Верхней Месопотамии, а именно районы Ракка , Балис и ар-Рахба . [42] Завоевание Ануштакиным Алеппо стало первым и последним случаем, когда вся Сирия находилась под контролем одного губернатора Фатимидов. [43] Аль-Джарджараи воспринимал завоевание Ануштакиным Алеппо, против которого он выступал, не как восстановление прямого правления Фатимидов, а скорее как начало полной потери Фатимидами Сирии. [42] Тем не менее, центральное правительство в Каире уступило Ануштакину, и халиф аль-Мустансир предоставил ему пост губернатора Алеппо. [42]
Спустя годы и падение
[ редактировать ]
После трехмесячного пребывания Ануштакин уехал из Алеппо в Дамаск, оставив цитадель в руках своего гильмана , Сабуктекина и Фатика, а город – под властью другого гулама по имени Банджутекин. [42] Ануштакин установил порядок и безопасность по всей стране, во многом для того, чтобы обеспечить поддержку его правления сирийским населением; [41] Никакой современной информации о внутренних условиях в Алеппо, особенно во время губернаторства Ануштакина, не имеется, но, по словам Заккара, он, очевидно, пользовался популярностью среди жителей Алеппо. [44] Более того, Ануштакин укрепил свои политические связи с арабскими племенами северной Сирии и Анатолии посредством брака; он женился на дочери эмира Килаба Мансура ибн Зугайба и предложил женить своего сына на дочери марванидского эмира Майяфарикина Насра Давлы ад- . [41] Ануштакин также укрепил свою военную мощь, наняв значительное количество турецких гильманов и захватив реке Евфрат на крепость Калат-Даусар в 1040/41 году. [41] [45]
Масштабная вербовка гильмана раздражала войска Фатимидов Ануштакина в Дамаске, что побудило некоторых из них подать жалобу аль-Джарджараи. [41] Последний искал предлога для смещения Ануштакина и воспользовался несогласием дамасских войск для заговора против него. [41] Аль-Джарджараи сообщил войскам о своем неодобрении Ануштакина и поручил им дождаться уведомления о том, как действовать, одновременно призывая их незаметно заручиться поддержкой среди своих товарищей в Сирии. [41] Вскоре после этого аль-Джарджараи тайно приказал всем фатимидским местным и провинциальным губернаторам в Сирии обойти власть Ануштакина и отчитаться непосредственно в Каире. [41] Затем он направил Тималу письмо о восстановлении его поста губернатора Алеппо, который он призвал Тималя захватить силой. [46] Ануштакин не знал о интригах против него, [44] а в конце 1041 года аль-Джарджари намеренно спровоцировал Ануштакина, потребовав увольнения и передачи его главного писца ( катиба ) Абу Саида. [44] Разгневанный Ануштакин вызвал представителя визиря в Дамаске и приказал его избить и унизить. [44] Заккар утверждает, что этим действием Ануштакин «фактически провозгласил свою независимость». [44]
В последующие дни Ануштакин прекратил выплаты своим войскам Фатимидов, за исключением тех, кто был верен ему, а не халифу. [44] Это привело к мятежу в Дамаске среди офицеров Фатимидов, вступивших в сговор с аль-Джарджараи. [44] Беспорядки распространились по городу, дворец Ануштакина подвергся нападению и разграблению. [12] [44] побудив Ануштакина бежать с 300 своими гилманами и искать убежища в Баальбеке. [44] [47] Ему было отказано во въезде в последнее, и он направился на север, в Хаму, но ему снова было отказано в убежище. [44] Однако эмир Бану Мункид из Кафартаба (к северо-западу от Хамы) предложил ему защиту и благополучно сопроводил его в Алеппо. [44] где он укрылся в цитадели. [48] После этого аль-Джарджари заклеймил Ануштакина предателем, заслуживающим сурового наказания за предательство аль-Мустансира. [44] Согласно современным источникам, Ануштакин страдал от сильной усталости и был глубоко разочарован обвинениями в предательстве. [49] В результате своего болезненного состояния он потерял сознание и умер в цитадели в январе 1042 года. [48] Месяц спустя Тимал восстановил правление Мирдасидов в городе, и Дамаск был назначен губернатором, тем самым положив конец административному единству Сирии. [48]
По неясным причинам в 1057 году аль-Мустансир почтил Ануштакина, перенеся его тело из Алеппо в Иерусалим для захоронения; [12] [50] из-за своей религиозной святости Иерусалим служил церемониальным местом захоронения правителей Сирии и Египта начиная с периода Тулунидов (9 век). [50] [51] По этому случаю была организована государственная похоронная процессия, и чиновникам Фатимидов было приказано воздать почести Ануштакину, когда его гроб проезжал через их города по пути в Иерусалим. [12]
Патронат и местные отношения
[ редактировать ]За свою карьеру Ануштакин накопил значительное состояние из ряда источников. [14] Среди них были его приносящая доход собственность в Палестине и Дамаске, налоговые фермы в Египте, деловые сделки с богатыми дамасскими купцами, участие в сирийской морской торговле с использованием принадлежащих ему кораблей и военные трофеи, полученные от завоевания Алеппо. [14] Его богатство позволило ему купить и обучить большое количество турецких гильманов . [47] Через уроженца Бухары Ханафитского кади Алеппо он потратил значительные суммы на финансирование создания колледжей исламского права , мечетей и мостов в мусульманских землях Трансоксианы. [14] Это указывало на интерес Ануштакина к своей прародине и, по мнению аль-Макризи, отчасти было призвано публично продемонстрировать его переход от раба из Средней Азии к грозному правителю Сирии. [14] В подтверждение своего состояния Ибн аль-Каланиси утверждал, что к моменту смерти Ануштакина он оставил 600 000 золотых динаров и зерна на 200 000 динаров. в цитадели Алеппо [14]
На протяжении всей своей карьеры Ануштакин установил тесные связи с вулат ал-атраф (вождями окраин). [52] то есть многочисленные неортодоксальные мусульманские кланы, жившие в горных районах к западу от Дамаска, Тверии и Алеппо. [52] [53] По мнению историка Камаля Салиби , вполне вероятно, что хорошие отношения Ануштакина с горскими вождями «проложили путь к распространению особого культа аль-Хакима среди племенных крестьян этих областей», то есть друзов . [52] По словам Ибн аль-Каланиси, Ануштакин «вызвал расположение знатных людей и простых людей, проявляя к ним привязанность и уважение всеми возможными способами». [52] Он проводил политику укрепления отношений с бедуинскими племенами посредством брака. [36] С этой целью он женился на дочерях Рафи ибн Абил Лейла из Калба, Вахба ибн Хасана из Тайя и Мансура ибн Зугейба из Килаба. Его брачные связи с другими представителями знати Сирии включали некоего Хусама ад-Даулу аль-Баджнаки, на дочери которого женился Ануштакин, и некоего Сарима ад-Даула Зу'л Фадилатайини, чей сын женился на дочери Ануштакина. [54] У него был сын от жены Джаррахида и четыре дочери от других браков. [54] У Ануштакина также были дочери от наложниц из двора Фатимидов. [54]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ануштакину также были присвоены следующие почетные титулы : аль-амир аль-музаффар (полководец, увенчанный победой); амир аль-Джуюш (командующий армиями); уддат аль-имам (сокровище имама, т.е. халифа); сайф аль-хилафа (меч Халифата); адуд ад-давла (поддержка государства); и мустафа аль-мульк (выбор королевства). [1] [2]
- ↑ Год рождения Ануштакина современными летописцами не указан. [5]
- ↑ Альянс предусматривал, что Тайи под руководством Джаррахида будут контролировать Палестину до границ Египта, Килаб под руководством Мирдасида будет контролировать территорию между Алеппо и Аной , а Калб будет контролировать регион Дамаска . [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Десятина 1971, с. 129.
- ^ Гил 1997, стр. 387.
- ^ Стерн, Самуэль Миклош (1964). Указы Фатимидов: оригинальные документы из канцелярии Фатимидов . Фабер и Фабер. п. 30.
- ^ Jump up to: а б с Живой 2003, стр. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и Десятина 1971, с. 130.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кеннеди 2004, с. 289.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Живой 1991, с.
- ^ Jump up to: а б с Кросс 1977, с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д Живой 2003, стр. 45.
- ^ Лев 2003, стр. 58–59.
- ^ Лев 2003, стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Живой 2003, стр. 54.
- ^ Лев 2003, стр. 54–55.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Живой 2003, стр. 56.
- ^ Jump up to: а б с д Десятина 1971, с. 131.
- ^ Jump up to: а б с д и Гил 1997, стр. 388.
- ^ Лев 2003, стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с д и Живой 2003, стр. 48.
- ^ Jump up to: а б с д Живой 2003, стр. 49.
- ^ Jump up to: а б с Гил 1997, стр. 389.
- ^ Лев 2003, стр. 48–49.
- ^ Гил 1997, стр. 390.
- ^ Лев 2003, стр. 49–50.
- ^ Живой 2003, стр. 50.
- ^ Jump up to: а б с Живой 2003, стр. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Живой 2003, стр. 52.
- ^ Растоу 2008, с. 191.
- ^ Гил 1997, стр. 398.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Десятина 1971, с. 124.
- ^ Канард, Мариус (1991) [1965]. «Дджааррахиды». В Льюисе, Б.; Пеллат, Ч.; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. II: C – G (новая ред.). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. п. 484. ИСБН 90-04-07026-5 .
- ^ Каппель, Эндрю Дж. (1994). «Византийский ответ арабам (10–11 века)». В Дайке, Эндрю Рой; Такач, Саролта А. (ред.). Присутствие Византии: исследования, представленные Милтону В. Анастосу в честь его восьмидесятипятилетия . А. Хаккерт. стр. 125–126. ISBN 9789025610722 .
- ^ Jump up to: а б с Десятина 1971, с. 122.
- ^ Заккар 1971, стр. 121–122.
- ^ Jump up to: а б с Десятина 1971, с. 123.
- ^ Заккар 1971, стр. 123–124.
- ^ Jump up to: а б с д Смур 1985, с. 198.
- ^ Заккар 1971, стр. 124–125.
- ^ Десятина 1971, с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д Десятина 1971, с. 132.
- ^ Десятина 1971, с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Десятина 1971, с. 135.
- ^ Jump up to: а б с д Десятина 1971, с. 134.
- ^ Заккар 1971, стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Десятина 1971, с. 136.
- ^ Хайдеманн, Стефан (2006). «Цитадель Ракки и укрепления в районе Среднего Евфрата» . В Кеннеди, Хью (ред.). Мусульманская военная архитектура в Великой Сирии: от прихода ислама до османского периода . Лейден: Брилл. п. 132. ИСБН 90-04-14713-6 .
- ^ Заккар 1971, стр. 135–136.
- ^ Jump up to: а б Живой 2003, стр. 58.
- ^ Jump up to: а б с Десятина 1971, с. 137.
- ^ Заккар 1971, стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б Бьянки, Тьерри (1998). «Автономный Египет от Ибн Тулуна до Кафура, 868-969» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1 . Издательство Кембриджского университета. п. 103. ИСБН 9780521068857 .
- ^ Бернс, Росс (2005). Дамаск: История . Рутледж. п. 139. ИСБН 9781134488506 .
- ^ Jump up to: а б с д Салиби 1977, стр. 100–101.
- ^ Салиби 1977, стр. 85–86.
- ^ Jump up to: а б с Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 65. ИСБН 9780748617333 .
Библиография
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1989). Дамаск и Сирия под властью Фатимидов (359–468/969–1076): очерк интерпретации средневековых арабских хроник. Второй том (на французском языке). Дамаск: Французский институт Дамаска. ISBN 978-2-35159131-4 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-09344-3 .
- Лев, Яаков (2003). «Турки в политической и военной жизни Египта и Сирии одиннадцатого века» . В Хидемицу, Куроки (ред.). Влияние человеческой мобильности в мусульманских обществах . Кеган Пол. ISBN 0710308027 .
- Обейд, Анис И. (2006). Друзы и их вера в Таухид . Издательство Сиракузского университета. ISBN 0815630972 .
- Рустоу, Марина (2008). Ересь и политика сообщества: евреи Фатимидского халифата . Издательство Корнельского университета. п. 228 . ISBN 978-0-8014-4582-8 .
- Салиби, Камаль С. (1977). Сирия под исламом: Империя на суде, 634–1097, Том 1 . Дельмар: Книги Каравана. ISBN 9780882060132 .
- Смур, Питер (1985). Короли и бедуины во дворце Алеппо в отражении в произведениях Маарри . Университет Манчестера. ISBN 9780950788555 .
- Заккар, Сухайл (1971). Эмират Алеппо: 1004–1094 гг . Алеппо: Дар аль-Амана.
- 1042 смерти
- Люди XI века из Фатимидского халифата
- Дипломаты 11 века
- Генералы Фатимидского халифата
- Фатимидские правители Алеппо
- Фатимидские правители Дамаска
- Фатимиды арабо-византийских войн
- Фатимид Гилман
- История Алеппо
- История Рамлы
- Палестина под властью Фатимидского халифата
- Люди из Хатлонской области