Бану Калб
Бану Калб | |
---|---|
Кудаа | |
Нисба | На языке |
Расположение | Северный Хиджаз , Аль-Джавф , Вади-Сирхан , южная часть Сирийской пустыни , Пальмира , район Дамаска , Хомс , Голанские высоты и северная часть долины реки Иордан. |
Происходил от | Кальб ибн Вабара |
Филиалы |
|
Религия | Миафизитское христианство (до конца VII века) Ислам (после 630-х гг.) |
Бану Кальб ( араб . بنو كلب , латинизированный : Banū Kalb ) — арабское племя, которое в основном проживало в пустынях и степях северо-западной Аравии и центральной Сирии . Он был вовлечен в племенную политику на Византийской империи , восточных границах возможно, уже в IV веке. К VI веку калбы в значительной степени приняли христианство и перешли под власть Гасанидов , лидеров арабских союзников Византии. При жизни исламского пророка Мухаммеда некоторые из его близких соратников были кальбитами, в первую очередь Зайд ибн Харита и Дихья , но основная часть племени оставалась христианской на момент смерти Мухаммеда в 632 году. мусульмане добились значительных успехов в завоевании Византийской Сирии , в которой калбы оставались нейтральными. Калбы, как крупное кочевое племя со значительным военным опытом, считались ключевым союзником мусульманского государства. Ведущие кланы Калба установили брачные связи с семьей Омейядов. и это племя стало военной основой базирующегося в халифата Сирии Омейядов (661–750) от правления Муавии I ( годы правления 661–680 ) до начала правления Абд аль-Малика ( годы правления 685–705) . ).
Во время Второй мусульманской гражданской войны калбы разгромили своего главного соперника Кайса в битве при Мардж-Рахите в 684 году, положив начало длительной кровной мести , в которой Кайсы в конечном итоге получили преимущество. В результате племенной фракционности , которая стала доминировать в политике Омейядов, Калб стал ведущим компонентом фракции Ямана , выступающей против Кайсов. Калб потерял свое политическое влияние при прокайситском халифе Марване II ( годы правления 744–750 ), ситуация, которая продолжалась и при базирующемся в Ираке халифате Аббасидов (750–1258). Со своих плацдармов в оазисах Гута и Пальмира племя несколько раз восставало против Аббасидов в VIII–X веках, сначала в поддержку претендентов Омейядов на халифат, а затем в качестве ключевых войск карматов , подавление которых способствовало Политическая изоляция Калба. Калбы оставались одними из трех крупнейших племен Сирии в начале правления Фатимидов в конце 10 века, но из-за растущего оседлости они оказались в невыгодном положении по сравнению с более многочисленными и кочевыми племенами. Племена тайи и килаб . Относительная слабость Калба способствовала его тесному союзу с Фатимидами в течение следующего столетия. Время от времени это прерывалось, особенно когда калбы присоединились к тайям и килабам в восстании с целью раскола Сирии между собой в 1024–1025 годах, во время которого калбам не удалось захватить Дамаск . Калбы продолжали переход к оседлому существованию до XII века, после чего это племя больше не фигурирует в исторических записях.
До ислама кальбы доминировали в регионах Аль-Джавф и Вади-Сирхан , а также в Самаве, огромной пустынной территории между Сирией и Ираком. После мусульманского завоевания племя расширило свое присутствие на территорию самой Сирии, заняв доминирующее положение на Голанских высотах , в северной долине реки Иордан , в районе Дамаска, а также в Хомсе и Пальмире и вокруг них. По мере развития правления Фатимидов в 11 веке основная концентрация племени между Дамаском и Пальмирой переместилась в населенные районы между Дамаском, Хаураном и Антиливанскими горами .
Локации
[ редактировать ]Калб — бедуинское (кочевое) племя, известное выращиванием верблюдов. [ 1 ] До прихода ислама в VII веке пастбища племени находились на северо-западе Аравии. [ 2 ] Его самое раннее известное место обитания в византийскую эпоху (4–7 вв. н. э.) находилось во впадине аль-Джавф , включая оазис Думат аль-Джандал . Племя было в основном сосредоточено в этом регионе, находившемся на восточных границах Византийской империи. [ 3 ] Они сезонно мигрировали оттуда вглубь обширной пустынной степи между Сирией и Месопотамией . [ 1 ] [ 3 ] который в арабских источниках назывался Самава [ 4 ] или Самават Калб , по имени племени, [ 1 ] особенно юго-западная часть этого региона. К западу от аль-Джауфа ветвь племени Бану Амир аль-Акбар кочевала между оазисом Тайма на юге и колодцами Куракир в северной низменности Вади-Сирхан . Калбы начали расширять свои пастбища на восток, в сторону реки Евфрат , после отступления племени таглиб в ок. 570 . [ 5 ] Территория племени Калб граничила на севере с могущественным племенем Тайи , близким союзником Калба. На западе, юго-востоке и востоке располагались племена Балкан , Гатафан и Аназа соответственно. [ 6 ]
Доминирование калба над Вади-Сирханом и аль-Джавфом создало для его соплеменников хорошую позицию для миграции на север, в Сирию. [ 1 ] С приходом ислама в 630-х годах калбы начали массово проникать в Сирию, сначала обосновавшись на Голанских высотах , в северной долине реки Иордан , а также в Дамаске и его окрестностях . Его соплеменники в конечном итоге стали крупными землевладельцами в садах Гуты , окружающих Дамаск, а также вели полукочевой образ жизни на пастбищах Мардж на окраине Гуты. Они также обосновались в Хомсе и Пальмире и их окрестностях . Незначительная часть племени в тот же период обосновалась в гарнизонном городе и административном центре Куфа в Ираке, в то время как многие представители племени кальбит обосновались в мусульманской Испании в составе сирийских экспедиционных сил, отправленных туда в VIII веке. [ 5 ]
времена географа середины X века Ибн Хаукаля дияры Во (племенные территории) Калба простирались от района Сиффин возле Ракки , у западного берега Евфрата, до Таймы. Это пространство исключало территорию ар-Рахбы и в значительной степени охватывало южный сирийский и северный Хиджази дияр племени Фазара , ветви Гатафана. [ 7 ] [ 8 ] Из-за своей склонности к оседлому образу жизни на протяжении X века калбы постепенно уступили свое доминирующее положение в регионах Думат-эль-Джандал и Вади-Сирхан своим союзникам-тайям, в то время как те, кто оставался кочевниками, либо мигрировали, чтобы присоединиться к своим родственникам в центральной Сирии, либо оставались низкий статус в своих традиционных жилищах. [ 9 ] Военное давление также вынудило кальбов отступить из района Хомса в середине X века, после чего его территория стала ограничиваться окрестностями Пальмиры и Дамаска. [ 10 ]
Кочевые части калбов продолжали населять пустыню к востоку от Пальмиры до конца 11 века. [ 5 ] После этого даже эти кочевые группы перешли к оседлому образу жизни, и основная зона концентрации кальбов сместилась с участка между Дамаском и Пальмирой на юго-запад к населенным пунктам между Дамаском, Антиливанскими горами и Хаураном , особенно в последнем регионе. меньшие группы калбов двинулись к северу от Хомса и дельты Нила в Нижнем Египте . Примерно в это же время [ 8 ]
Генеалогия
[ редактировать ]В арабской генеалогической традиции прародителя племени звали Калб, что в переводе с арабского означает «собака» . [ 11 ] Отцом Калба был Вабара, а его мать, Асма бинт Дурайм ибн аль-Кайн ибн Ахвад из Бахры , была известна как Умм аль-Асбу ( букв. « мать диких животных » ), потому что всех ее детей назвали в честь диких животных. [ 1 ] [ а ] Калб был частью племенной конфедерации Кудаа , присутствие которой охватывало север Хиджаза и северную сирийскую степь. Кальб был самым крупным компонентом в северной половине территорий кочевья Кудаа. [ 5 ] Происхождение Кудаа неясно, а утверждения арабских специалистов по генеалогии противоречивы. Некоторые источники утверждали, что Кудаа был сыном Маадда , что делало племя северных арабов или потомком Химьяра , полулегендарного патриарха южных арабов. [ 13 ]
За исключением трех небольших кланов, все ветви кальбов произошли от линии Руфайды ибн Саура ибн Кальба. Самой известной ветвью Калба была Бану Абдаллах ибн Кинана, особенно ее самая крупная ветвь, Бану Джанаб, которая предоставила Калбу своих вождей. [ 14 ] От Джанаба произошла аристократическая семья Калба VI и VII веков, Бану Харита ибн Джанаб, [ 15 ] а также другие известные линии, а именно Бану Улайм и Бану Улайс. [ 16 ] Среди других основных ветвей Кальба был Кинана ибн Ауф. От его ветви, Бану Ауф ибн Кинана, произошли Бану Абд Вадд и Бану Амир аль-Агдар. Последний, возможно, изначально был семьей некалбитских священников идола Калба , домонотеистического Вадда , который был включен в Калб после того, как культ Вадда распространился на Думат аль-Джандал. Четыре выдающихся кальбитских учёных Куфы VIII века — Мухаммад ибн Саиб аль-Кальби, его сын Хишам ибн аль-Калби , аль-Шарки аль-Кутами и Авана ибн аль-Хакам — все произошли от Бану Абд Вадд. , и их работы являются основными источниками генеалогии калбов. [ 17 ] Другой крупной ветвью была Бану Амир ибн Ауф ибн Бакр, более известная как «Бану Амир аль-Акбар», чтобы отличать ее от кланов Калба с аналогичным названием. [ 18 ]
Сокращенная генеаологическая карта выдающихся ветвей Калба. [ 3 ] [ 19 ] |
---|
Доисламская эпоха
[ редактировать ]Отношения с византийцами
[ редактировать ]Племя кальбитов, возможно, прибыло в Сирию к IV веку , хотя точные сведения о племени в то время недоступны. [ 20 ] Историк Ирфан Шахид предполагает, что Мавийя , королева-воин арабских племен на юге Сирии, вероятно, принадлежала к калбу. [ 21 ] Это указывает на то, что Калб был союзником основной силы Мавийи, Танухидов . [ 20 ] Последние, как и калбы, также ведут свое происхождение от племенной конфедерации Кудаа . [ 22 ]
Территория Калба на Византийской империи с арабским лаймом границе располагалась на востоке , собирательном термине для восточных провинций империи. По словам Шахида , калбы, возможно, были неназванным племенем, которое начало массовое вторжение в удерживаемые Византией Сирию , Финикию , Палестину и Египет в 410 году. что вторжение было связано с падением союзников Калба-танухидов и заменой последних в качестве главных федератов Византии Салихидами Он утверждает , . [ 23 ] который также происходил из Кудаа. [ 24 ] В последние годы V в. [ 25 ] Напряженность между калбами и салихидами достигла кульминации в битве, в которой филарх Салихидов Давуд был убит Талабой ибн Амиром из калба и его союзником Муавией ибн Худжайром из Намира, племени брата кальба, на Голанах. . [ 26 ] Неясно, был ли конфликт между Талабой ибн Амиром и Даудом личной враждой или частью племенного конфликта между калбами и Салихидами. [ 27 ]
Хотя роль калбов в арабской племенной политике V века в Византийской империи очевидна, современные источники не указывают, как рано калбы вступили в контакт с византийцами. [ 28 ] К началу VI века Салихиды были вытеснены Гасанидами в качестве верховных филархов арабских племен на территории Византии. Как и Гасаниды, калбы приняли монофизитское христианство . [ 1 ] [ 29 ] Калб был поставлен под власть Гасанидов и, как и другие союзные племена, ему было поручено охранять восточную границу Византии от Сасанидской Персии и ее арабских вассалов в аль-Хире , Лахмидов . в результате их прочного включения в византийскую систему федератов калбы «привыкли к военной дисциплине, а также к закону и порядку» . По словам историка Иоганна Фюка , [ 1 ]
Деятельность в Аравии
[ редактировать ]О деятельности калба в так называемой литературе айям , сборниках доисламских стихов, служащих источником истории племен доисламской Аравии , особенно о битвах и набегах, в которых они участвовали, сохранилось мало. Исключением является День Урайра, когда вождь кальбитов Масад ибн Хисн ибн Масад был убит Бану Абс . Кальбитская историческая традиция, сформулированная в Куфе 9-го века, упоминает пять доисламских столкновений с участием калбов. Тремя главными из них были День Нухада, битва между Абдаллой ибн Кинаной и Кинаной ибн Ауфом около 570 года, День Кахатина и День Сияифа между Калбами и союзным сасанидами Таглибом примерно во время битвы при Ди-Кар между сасанидами и коалицией арабских племен. Двумя незначительными столкновениями были День Улахи против Таглиба и День Рахбы против племени Асад . [ 16 ]
Самым известным доисламским вождем кальбов был Зухайр ибн Джанаб , который пользовался значительным влиянием среди бедуинов Северной Аравии. [ 1 ] От имени Абрахи в середине VI века правителя Южной Аравии , Зухайр возглавил экспедицию против североаравийских племен Таглиба и Бакра. , аксумского [ 1 ] В середине VI века калбы под предводительством Зухайра боролись с племенем Гатафан из-за строительства последним харама (священного места) в месте под названием «Бусс»; Гатафана Харам подражал Каабе в Мекке , широко почитаемому в то время сооружению, содержащему языческих арабских идолов, которое оскорбляло могущественные племена этого региона, включая калбов. Зухайр решительно разгромил Гатафан и разрушил их харам . [ 30 ]
Исламская эпоха
[ редактировать ]Взаимодействие с Мухаммедом
[ редактировать ]Хотя Гасаниды были выдающейся арабской племенной группой в Византийской Сирии и руководили арабскими племенами-конфедератами Византии в сирийской степи на протяжении VI века, их влияние начало ослабевать в 580-х годах. Они потеряли свое мощное положение и большую часть своего престижа, когда сасанидские персы завоевали Византийскую Сирию в 613–614 годах. Византийцы отбили регион в 628 году, но Гасаниды остались ослабленными, разделенными на несколько подгрупп, каждую из которых возглавлял отдельный вождь. Калбы, хотя и были в союзе с Гасанидами, начали вторгаться на их территорию в пределах границ Византийской империи в годы ослабления влияния Гасанидов. Со времен исламского пророка Мухаммеда , в 620-х годах, мусульмане пытались вступить в союз с Гасанидами, но безуспешно. По словам историка Халила Атамины, «поэтому мусульмане были вынуждены искать другого союзника в этом районе», Калба, «значение которого росло». [ 31 ]
Несколько отдельных представителей кальбитского племени в Мекке обратились в ислам, в том числе Зайд ибн Харита и Дихья аль-Калби , предполагаемый эмиссар Мухаммеда к византийскому императору Ираклию . [ 1 ] По словам историка Фреда Доннера , хотя среди калбов были заметные новообращенные, подробностей о контактах между Мухаммедом и калбами в целом мало. [ 32 ] Будучи византийскими федератами , калбы боролись против наступления мусульман в северной Аравии и Сирии. Первым столкновением стала экспедиция 627/628 года против Думат аль-Джандаля , в ходе которой выдающемуся соратнику Мухаммеда Абд ар-Рахману ибн Ауфу удалось обратить в ислам христианского вождя местных калбов аль-Асбаха ибн Амра . Пакт между, по крайней мере, частью Калба под руководством аль-Асбага и Мухаммедом стал первым важным шагом в будущем союзе между племенем и мусульманским государством. [ 33 ] Пакт был скреплен браком Абд ар-Рахмана с дочерью аль-Асбаха, Тумадиром, что представляло собой первую супружескую связь между калбами и курайшитами , племенем Мухаммеда и Абд ар-Рахмана. [ 34 ] [ б ]
Большая часть калбов, вероятно, осталась христианской, несмотря на пакт с аль-Асбахом. [ 5 ] Часть племени перешла под контроль мусульманского агента, сына аль-Асбаха Имру аль-Кайса, во время кампании против провизантийских арабских племен в Дхат аль-Саласиле на северо-западе Аравии. [ 36 ] После того, как Зайд ибн Харита был убит во время кампании против византийцев и их арабских союзников в битве при Муте в 629 году, Мухаммед назначил сына Зайда, Усаму , возглавить карательную экспедицию в Сирию, которая началась лишь вскоре после смерти Мухаммеда. в 632 г. Усама, возможно, был выбран для участия в кампании из-за своего калбитского происхождения. [ 37 ] На момент смерти Мухаммеда большая часть калбов оставалась вне власти формирующегося мусульманского государства. [ 36 ] Хотя аль-Асбах оставался верным мусульманскому государству, базирующемуся в Медине, во время последующих войн Ридда , [ 33 ] когда большинство арабских племен отказались от своей верности, другая фракция калбов в Думат-эль-Джандале под руководством вождя Вадиа восстала, [ 38 ] но было подавлено. [ 39 ]
Нейтралитет в мусульманском завоевании Сирии
[ редактировать ]Войны Ридда были в основном завершены к 633 году, и халиф (преемник Мухаммеда как лидера мусульман) Абу Бакр начал мусульманское завоевание византийской Сирии в конце 633 или начале 634 года. Несмотря на свои исторические связи с Византией, кальбитские племена оставались в основном нейтральными во время войны. завоевание. [ 33 ] По крайней мере, некоторые кальбиты сражались в рядах арабских христианских племен против мусульманских войск под предводительством Халида ибн аль-Валида в Зизе в Трансиордании в 634 году. [ 40 ] [ 41 ] Хотя Фюк отмечает, что отдельные мусульмане-кальбиты не участвовали в завоевании, [ 1 ] Атамина считает, что «есть явные намеки на то, что одна или несколько групп» калбитских племен сражались в рядах мусульман на начальных этапах вторжения. [ 33 ] Кальбиту Алкаме ибн Ваилю было поручено распределить трофеи, полученные в результате решающей победы мусульман над византийцами и их союзниками Гасанидами в битве при Ярмуке . Ставки были особенно высокими из-за того, что мусульманская армия состояла из разнообразных и конкурирующих группировок. арабских племен. [ 33 ] Большая часть калба не участвовала в этом сражении, то ли во избежание переплетения с какой-либо из сторон, то ли из-за удаленности его территории от места сражения, в северной части долины реки Иордан. Обращение большей части племени в ислам, вероятно, произошло после этой битвы. [ 5 ] который разбил византийскую армию в Сирии и способствовал завоеванию региона мусульманами. [ 42 ]
Завоевание в основном завершилось к 638 году; к тому времени калбы доминировали в степях вокруг Хомса и Пальмиры и были ведущим и самым могущественным компонентом племенной конфедерации Кудаа. [ 43 ] По мнению Атамины, потребность мусульманского государства в создании оборонительной сети из опытных в военном отношении арабских племен Сирии, ранее союзных Византии, побудила его укрепить связи с калбами, а также с давними Иудхам и Лахм племенами в Сирии. южная сирийская степь. Эта необходимость была острой для мусульман, поскольку у них не было постоянной армии, а их племенные силы из Аравии приходилось перебрасывать на разные фронты. В середине-конце 630-х годов халиф Умар уволил верховного главнокомандующего мусульман в Сирии Халида ибн аль-Валида и перебросил свои силы, состоящие в основном из племенных групп Мудар и Рабиа в Аравии, на Сасанидский фронт в Ирак . Атамина объясняет это решение вероятным сопротивлением калба значительному числу солдат из других племен и членов их семей в армии Халида, что калб и его соседи по племени считали угрозой своим социально-экономическим интересам и власти в Сирии. [ 44 ]
Пик могущества при Омейядах
[ редактировать ]Суфьянидский период
[ редактировать ]В 639 году Умар назначил Муавию ибн Аби Суфьяна , члена могущественного клана Омейядов курайшитов, губернаторами округов Дамаска и Иордании , которые в совокупности соответствовали центральной Сирии. С самого начала своего правления Муавия наладил тесные связи с Калбом. [ 45 ] один из основных источников военной мощи в Сирии. [ 43 ] Во время правления его родственника из Омейядов, халифа Усмана ( годы правления 644–656 ), губернаторство Муавии постепенно расширялось, включив в него остальную часть Сирии. С этого времени калбы установили брачные связи с Омейядами. [ 46 ] Усман женился на калбитской дворянке Наиле бинт аль-Фурафиса . [ 43 ] двоюродный брат по отцовской линии Тумадира бинт аль-Асбаха. Сестра Наилы, Хинд, была замужем за родственником Усмана из Омейядов, губернатором Саидом ибн аль-Асом . [ 47 ] Муавия женился на двух калбитских дворянках, в том числе на Майсун , дочери Бахдала ибн Унайфа , выдающегося вождя калба. [ 43 ] который оставался христианином до своей смерти где-то до 657 года. [ 48 ] Брачные связи Калба с Омейядами стали основным источником их значительного политического влияния. [ 5 ]
Во время конфликта между Муавией и халифом Али ( годы правления 656–661 ) Калб оказал Муавии решающую поддержку. [ 46 ] Сыновья и внуки Бахдала служили командирами против партизан Али во время битвы при Сиффине 657 года , которая закончилась тупиком. [ 43 ] Али был убит в 661 году, а несколько месяцев спустя Муавия стал халифом. Он продолжал полагаться на Калба, чтобы сохранить свой плацдарм в Сирии. [ 46 ] Бахдал обеспечил Калбу и его союзникам в Кудаа значительные привилегии от Муавии, включая консультации по всем важным решениям халифа, право предлагать меры и накладывать вето, а также значительные ежегодные наследственные стипендии для 2000 дворян Калба и Кудаа. [ 49 ] Благодаря этому калбы стали самым влиятельным племенем в период Суфьянидов (661–684) Омейядского халифата . [ 46 ] Муавия старался держать калбов в составе, следя за тем, чтобы племена, прибывшие в Сирию из групп Кайс и Мудар, не селились на территориях калбов в центральной и южной частях региона, по крайней мере, в небольших количествах. [ 45 ]
Сын и преемник Муавии, Язид I ( годы правления 680–683 ), родившийся у Майсуна, также женился на калбитке, [ 46 ] и сохранил привилегии, предоставленные Кудаа его отцом. [ 49 ] Муавия выбрал Язида вместо своего старшего сына от курайшитки. [ 50 ] указание на решающую роль Калба как основы власти Суфьянидов. [ 51 ] Воцарение на престол сына Язида Муавии II ( годы правления 683–684 ), рожденного от жены Язида калбитки, во многом произошло благодаря махинациям внука Бахдала, Хасана ибн Малика ибн Бахдала , который был широко известен как «Ибн Бахдал». [ 52 ]
Марванидский период
[ редактировать ]Муавия II умер через несколько недель после начала своего правления, оставив халифат в беспорядке. Ибн Бахдал выступал за избрание преемником одного из других, младших сыновей Язида, в то время как влиятельный свергнутый губернатор Ирака Убайд Аллах ибн Зияд отдавал предпочтение Омейаду из другой ветви правящей семьи, Марвану ибн аль-Хакаму . [ 52 ] Последний наладил связи с семьей аль-Асбаха, женившись на своей внучке Лейле бинт Заббан, от которой у него родился сын Абд аль-Азиз - семья аль-Асбаха представляла выдающийся клан Калбов в Северной Аравии, в то время как Бахдал руководил калбами сирийской степи. [ 53 ] Третьим претендентом Омейядов на престол был сын Саида ибн аль-Аса, Амр аль-Ашдак , который также наладил брачные связи с ведущей кальбитской семьей. [ 54 ] По словам историка Эндрю Маршама, браки между разными семьями Омейядов и Калб «[отражали] конкуренцию как внутри Калба, так и внутри родственной группы Омейядов». [ 55 ] На фоне кризиса преемственности Омейядов конкурирующий претендент на халифат Ибн аз-Зубайр из Мекки бросил вызов руководству Омейядов и заручился поддержкой в Сирии. Ибн Бахдал, полный решимости сохранить политические и экономические привилегии, полученные Калбом при Суфьянидах, [ 52 ] выразил свою преданность Марвану в обмен на сохранение этих привилегий и приоритета при дворе Марвана. [ 46 ]
Бывший главный помощник Суфьянидов ад-Даххак ибн Кайс аль-Фихри и основные племенные соперники Калба, Кайсы, оба поддерживали Ибн аз-Зубайра. Ибн Бахдал мобилизовал кальбов и их племенных союзников и разгромил ад-Даххака и Кайсов в битве при Мардж-Рахите в августе 684 года. [ с ] После битвы вражда Кайс-Калб усилилась , в то время как Марван стал полностью зависеть от Калба и его союзников в поддержании своего правления. [ 57 ] Сирийские племена, завидовавшие привилегиям Кудаа, либо выступали против него, либо стремились присоединиться к нему. Палестинские иудеи и южноаравийские племена, проживавшие в районе Хомса, перешли на сторону Кудаа после Мардж Рахита, образовав коалицию Яман в оппозиции Кайсам. [ 58 ] Кайсы под командованием Зуфара ибн аль-Хариса аль-Килаби и недовольного командира Омейядов Умайра ибн аль-Хубаба аль-Сулами , которые базировались в Джазире (Верхняя Месопотамия), вступили в бой с кальбами под предводительством брата Ибн Бахдала, Хумейда ибн Хурайта , в серия набегов и контрнабегов ( айям ) в течение 686–689 гг. Калбы часто подвергались нападениям со стороны кайев в местах их проживания в Самаве, и, несмотря на совершение ответных набегов, кальбиты были вынуждены покинуть Самаву и отправиться в долину реки Иордан . Хумайд напал на Кайсов в Джазире около 690 года, но Кайсы нанесли тяжелый удар кальбитам в месте под названием Банат-Кайн между 692 и 694 годами, за что халиф, сын Марвана Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 ) Калбы в отместку казнили виновных вождей кайситов. Это событие стало последним из сражений Кайс-Калб. [ 59 ]
Калб оставался основой армии Омейядов на протяжении начала правления Абд аль-Малика. [ 60 ] После примирения Абд аль-Малика с Зуфаром в 691 году, против которого протестовали кальбы, кайситы были реинтегрированы в армию, положив конец монополии калба на власть там и начав политику халифов по балансированию интересов кайситов и калбитов/яманитов. [ 60 ] [ 61 ] Более того, у Абд аль-Малика не было родственных или брачных связей с калбами, его жены были либо курайшитками, либо дочерьми вождей племен кайситов. После смерти в 704 году могущественного правителя Египта Абд аль-Азиза, который должен был стать преемником своего брата Абд аль-Малика, Маршам отмечает, что «тесная родственная связь калба с халифатом была разорвана». [ 54 ] [ д ] Тем не менее, несколько членов племени играли ключевые роли при Абд аль-Малике и его преемниках. Наиболее заметными были Суфьян ибн аль-Абрад , руководивший подавлением восстаний в Ираке в 690-х годах, братья Ханзала ибн Сафван и Бишр ибн Сафван , частые правители Ифрикии и Египта в 720–740-х годах, аль-Хакам ибн Авана , губернатор Синда в 731–740 годах, Саид ибн аль-Абраш , советник халифа Хишама ( годы правления 724–743 ), Абу аль-Хаттар , губернатор мусульманской Испании в 743–745 годах, и Мансур ибн Джумхур , крупный игрок во внутридинастической Третьей мусульманской гражданской войне в 743–750 гг. [ 62 ]
Положение Калба в государстве Омейядов начало ухудшаться при прокайситском халифе аль-Валиде II ( годы правления 743–744 ). [ 5 ] и рухнул при халифе Марване II ( годы правления 744–750 ), который почти полностью полагался на Кайса в военной и административной поддержке в ущерб интересам яманитов. [ 46 ] В июне 745 года вождь кальбитов Пальмиры аль-Асбах ибн Зуала возглавил восстание против Марвана II в Хомсе, но калбы и их яманитские союзники потерпели поражение. [ 63 ] Впоследствии калб примирился с халифом в 746 году. [ 64 ] Однако с началом революции Аббасидов в 749–750 годах калбы, вероятно, осознали, что правление Омейядов было близко к краху. Таким образом, когда Марван II отправил 2000 калбитских солдат для подкрепления омейядского губернатора Басры , они вместо этого перешли на сторону Аббасидов . [ 46 ]
Семейные связи между княжеским домом Калбов, Бану Джанаб, и Омейядами. |
---|
Восстания против Аббасидов
[ редактировать ]Роль Калба в Сирии снизилась при Аббасидах, базирующихся в Ираке. Яманы, включая калбов, быстро разочаровались в правлении Аббасидов в Сирии и присоединились к восстанию омейядского принца Абу Мухаммада ас-Суфьяни и кайситского генерала Абу аль-Варда в 750–751 годах. [ 46 ] Абу Мухаммад был потомком бывшего покровителя Калба, Муавии I, и он представлял себя как мессианская фигура, известная как «Суфьяни», которая, как верили многие жители Хомса, восстановит халифат Омейядов. [ 72 ] Абу аль-Вард был убит армией Аббасидов, в то время как Абу Мухаммад и Калб забаррикадировались в Пальмире. [ 73 ] после чего восстание утихло. [ 74 ]
Яманиты под предводительством Калба были главными сторонниками другого претендента Омейядов на халифат, Абу аль-Умайтира ас-Суфьяни , который пришел к власти в Дамаске в 811 году в разгар Великой гражданской войны Аббасидов . Из-за партизанских действий в пользу Ямана племена Кайса выступили против Абу аль-Умайтира и их лидера Ибн Байхаса аль-Килаби , поддержали другого контрхалифа Омейядов, Масламу ибн Якуба, и вместе победили Абу аль-Умейтира. К 813 году Ибн Байхас вернулся к Аббасидам, что побудило двух претендентов Омейядов на халифат укрыться у Калба в деревнях Гуты Меззе , Дарайя и Бейт Лихья до своей естественной смерти. [ 75 ] [ 76 ]
В 860-х годах центральный контроль Аббасидов в провинциях, включая Сирию, ослаб. В 864 году кальб под предводительством Утайфа ибн Нимы возглавил восстание против Аббасидов в Хомсе, в ходе которого был убит губернатор города аль-Фадл ибн Карин. Калб впоследствии потерпел поражение от аббасидского генерала Мусы ибн Буги , но вскоре соединился с повстанческим вождем танухидов на севере Сирии Юсуфом ибн Ибрагимом аль-Фусайсом. В 866 году Утайф отказался признать нового халифа Аббасидов, был схвачен и казнен генералом Ахмадом ибн аль-Мувалладом, но калбы сельской местности Хомса продолжали сопротивляться. Аль-Фусайс отказался от своего союза с калбами и напал на племя. [ 77 ] Хотя Аббасиды примирились с аль-Фусайсами, судьба кальбитских племен сельской местности Хомса неизвестна. [ 78 ] Позже племя объединилось с Исой ибн аль-Шейхом аль-Шайбани , арабским правителем Палестины в ок. 866 –871. [ 79 ]
Союз с карматами
[ редактировать ]В X веке Кальб был одной из трех крупнейших арабских конфедераций Сирии, в основном сосредоточенных в центральных частях региона; двумя другими конфедерациями были Тайй на юге Сирии и Килаб на севере Сирии. В отличие от тайев и килабов, которые были относительными пришельцами, большинство давно обосновавшихся соплеменников калбов были оседлыми крестьянами, утратившими к этому времени свою традиционную кочевническую мобильность. [ 80 ] На тот момент Кальб экономически зависел от пошлин, взимаемых с караванов, следовавших между Ар-Рахбой, Хомсом и Дамаском, а также налогов на сельскохозяйственную продукцию из оазиса Пальмира и Антиливанских гор. [ 81 ]
Кочевые кланы калбов, контролировавшие Пальмиру и Самаву, нашли сильного покровителя в лице карматского движения. [ 46 ] и стали пропагандистами этой милленаристской секты исмаилитов-шиитов . [ 82 ] Карматы под руководством их лидера Закаравайха не смогли завоевать популярность среди бедуинских племен вокруг Куфы, но Бану Уллай и некоторые из ветвей Бану аль-Асбах в Калбе приняли сына Закаравайха, аль-Хусейна , в 902 году. [ 83 ] Позже в том же году калбитские новообращенные под командованием брата аль-Хусейна, Яхьи , победили и убили командира аббасидского гарнизона Русафы Сабука ад-Дайлами, затем штурмовали город, разграбили его и сожгли мечеть. Калб под командованием Яхьи двинулся к Дамаску, по пути грабя деревни, а затем начал неудавшуюся семимесячную осаду города. Осаждающие были рассеяны, а Яхья убит армией, посланной Тулунидами , правившими Египтом номинально от имени Аббасидов. Затем калбы бежали из Дамаска вместе с аль-Хусейном. [ 84 ] Армия последнего, в которой доминировали калбы, во главе с даи и вождем Уллаев ан-Ну'маном, была опустошена силами аббасидского халифа аль-Муктафи ( годы правления 902–908 ) в битве при Хаме в ноябре. 903. [ 85 ]
Попытки карматских лидеров пробудить побежденных вождей Уллаев были отвергнуты, и они подчинились Аббасидам в ар-Рахбе в 904 году. Тем не менее, в течение короткого периода времени Уллаи вернулись на сторону карматов и пережили разрушительную кампанию Аббасидов. . Другой заместитель Закаравайха, Абу Ганим, обратился к калбу Пальмиры. [ 86 ] В то время как большинство калбитов выступали против карматской миссии, Абу Ганим победил остатки Уллаев, многие из которых были среди аль-Асбага, и разбойников из других кланов калбов, таких как Бану Зияд. [ 46 ] [ 87 ] В 906 году они разграбили Босру , Адриат и Тверию , убили заместителя губернатора Иорданского округа. [ 46 ] [ 87 ] В ответ аль-Муктафи направил карательную экспедицию под руководством Хусейна ибн Хамдана против Кальба, но Калб и Асад победили Ибн Хамдана, вынудив его бежать в Алеппо. Позже в том же году Ибн Хамдан победил Калба и его союзников Тайя. Затем калбы совершили набег на Самаву и напали на Хит . Аль-Муктафи ответил армией во главе с Мухаммадом ибн Исхаком ибн Кундаджем , которая вынудила калба предать карматов и убить Насра, избежав тем самым карательных действий со стороны властей. [ 46 ] , «окончательное отступление [карматов]» из Сирии после их поражения в 970 году оставило Калб «политически изолированным» По словам историка Камаля Салиби . [ 80 ]
Отношения с Хамданидами
[ редактировать ]В 944–945 годах Хамданидов эмир Сайф ад-Даула эмират, основал в Алеппо охватывающий большую часть северной Сирии, причем южные части контролировались базирующимися в Египте Икшидидами . В своей попытке захватить Дамаск у его наместника Ихшидидов в 947 году он сплотил калбов и другие бедуинские племена, но потерпел поражение. [ 88 ] Калб также участвовал по крайней мере в одной из кампаний Сайфа ад-Даулы против византийцев. [ 7 ] Время от времени Сайф ад-Даула проводил кампанию по защите калбов Хомса, а иногда противостоял им, чтобы восстановить свою власть в своих владениях, - ситуация, которая повторялась с другими арабскими племенами. Эти племена подняли против него в 955 году массовое восстание, которое он решительно подавил, вынудив калбов покинуть Хомс. [ 10 ] В 958 году кальбы и тайи начали нападение на хамданидского губернатора Хомса Абу Ваиля Таглиба ибн Дауда. [ 7 ]
Отношения с Фатимидами
[ редактировать ]Калб был значительно ослаблен в 10 веке в результате растущего оседлости племени, отсутствия у него контроля над городскими поселениями, с которых бедуинские племена обычно взимали дань, его сильно децентрализованной структуры и поражения карматов. [ 9 ] [ 89 ] Когда исмаилитский Фатимидский халифат под командованием генерала Джафара ибн Фалаха вторгся в Сирию в 970 году, эмир клана Бану Ади, базирующегося в Кальбе в Пальмире, Ибн Улайян захватил проаббасидского вождя дамасской ахдат (городской милиции) во время его попытка побега в Пальмиру. Эмир калбитов отправил его к Джафару за крупную награду, тем самым положив начало столетним, в основном сотрудничеству, отношениям между калбами и Фатимидами. [ 82 ] Численность и могущество калбов снизились по сравнению с историческими максимумами в предыдущие столетия, и, обладая уважением к порядку, калбы стали одними из первых племен, вступивших в союз с Фатимидами, и племенем, которое Фатимиды чаще всего использовали в Сирии. [ 90 ]
Брат Ибн Улайяна, Синан ибн Улайян , был эмиром Кальба в 992 году, когда он участвовал в борьбе между конкурирующими фатимидскими военными группировками турок под командованием Манджутакина и берберов под предводительством аль-Хасана ибн Аммара , последний сам был потомком правящая семья Кальбитов на Сицилии . На протяжении XI века Фатимиды несколько раз использовали Кальб против Килаба на севере Сирии, возглавляемого Мирдасидами . [ 91 ] Поскольку контроль Фатимидов в Сирии ослабел после исчезновения халифа аль-Хакима в 1021 году, Синан и вожди традиционного союзника Калба, Тайя под руководством Джаррахида эмира Хасана ибн аль-Муфарриджа , и его традиционных соперников, Килаба под руководством эмира Мирдасидов Салих ибн Мирдас сформировал беспрецедентный союз бедуинов, чтобы разделить Сирию между собой. Три вождя начали войну в 1025 году, захватив большую часть Сирии. Бьянкис предполагает, что серьезное экономическое давление на Калба, вероятно, вызванное многолетней засухой и снижением урожайности в Антиливанской и Пальмирской степи, высокими ценами на зерно и низким уровнем караванного движения, вынудило Калба разорвать отношения с Фатимидами. Однако, хотя Тайи и Килаб взяли под свой контроль Палестину и северную Сирию соответственно, Калбу не удалось захватить Дамаск. [ 92 ] Смерть Синана в 1028 году и переход его преемника Рафи ибн Абил-Лейла на сторону Фатимидов разрушили союз, который распался после убийства Салиха воинами Рафи в армии Фатимидов в битве при аль-Укхуване в 1029 году. [ 93 ]
К 1031 году Рафи, разочаровавшись в том, что Фатимиды не смогли передать ему иктас Синана , возобновил союз Калба с Хасаном и Тайем, которых Фатимиды вытеснили в Пальмиренскую степь. И Калб, и Тайй затем перебрались на византийскую территорию недалеко от Антиохии после союза с Византией после победы Мирдасидов над византийцами в битве при Азазе . [ 94 ] Тем не менее, к 1038 году Рафи и калбы возобновили свою верность Фатимидам, сыграв ключевую роль в армии Ануштакина ад-Дизбари , фатимидского губернатора Сирии, во время его успешной кампании против мирдасидского эмира Алеппо Шибл ад-Давлы. Наср , недалеко от Хомса. [ 95 ] После смерти Ануштакина и возвращения правления Мирдасидов в Алеппо в 1042 году Калб участвовал в неудавшихся кампаниях Фатимидов против эмира Мирдасидов Муизз ад-Даула Тимал в 1048 и 1050 годах. [ 96 ] [ 97 ] Калбы снова были посланы Фатимидами против Мирдасидов в 1060 году, на этот раз в ар-Рахбе. [ 98 ]
В 1065 году калб вступил в конфликт против фатимидского губернатора Дамаска Бадра аль-Джамали и разгромил отправленные против него войска Фатимидов, убив и взяв в плен несколько солдат и командиров. Среди пленников был сановник Ибн Манзу, который согласился заплатить существенный выкуп и стал ключевым клиентом Кальба в Дамаске. [ 99 ] Во время восстания дамаскинцев против гарнизона Фатимидов, верного Бадру, в 1068 году Ибн Манзу организовал калб, к тому времени возглавляемый сыном Синана Мисмаром и Хазимом ибн Набханом аль-Кармати, чтобы поддержать дамасцев. Калб не смог прорвать оборону города, но остался за его стенами. Войска Фатимидов получили преимущество, и Мисмар договорился о крупной взятке за свой нейтралитет, но она не была выплачена, и Фатимиды использовали передышку, чтобы победить дамасцев, что побудило калбов отступить в Гуту. [ 100 ] По словам историка Вернера Каскеля , это событие представляет собой последнюю известную военную деятельность калбов. [ 5 ] Сын Мисмара, Хусейн, основал или перестроил крепость Салхад в Хауране в 1073 году, о чем ему сообщается в надписи. [ 8 ]
Последние выступления при Сельджуках
[ редактировать ]После середины XI века возрождающаяся мощь бедуинских племен Сирии и Ирака рассеялась. [ 89 ] спровоцировано вторжением Турецкой империи Сельджуков и ее филиалов. За исключением тайев из потомков Джаррахидов и мазьядидов аль -Хиллы , бедуинские племена исчезают с политической карты региона к концу 11 века. С тех пор различные племена время от времени упоминаются в летописях как союзники турецких атабегов или как налетчики на караваны. [ 101 ] В 1084 году Калб, включая его ветвь Бану Улайм, присоединился к бедуинской коалиции, собранной укайлидским правителем Алеппо Муслимом ибн Курайшем , чтобы укрепить свои позиции против своих повелителей-сельджуков; два года спустя он был убит, и Алеппо перешел под прямое турецкое управление. [ 102 ]
Калбы продолжили переход к оседлому образу жизни и в XII веке, особенно в Хауране. Кальб записан в 1131 году как захвативший в плен мазьядидского эмира Дубайса ибн Садаку на пути в Салхад. Затем Калб передал Дубайса под опеку турецкого атабега Дамаска Тадж аль-Мулька Бури . [ 46 ] [ 103 ] Семья калбитов из ветви Кинана, Бану Мункид , основавшая эмират в долине Оронта в 1020-х годах, продолжала действовать под сюзеренитетом сирийских турецких атабегов до своей кончины в 1157 году. [ 104 ] [ г ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имена сыновей Вабары и Умм аль-Асбу были следующими: Калб («собака»), Асад («лев»), Фахд («гепард»), Намир («леопард»), Дхиб («волк»). ), Талаб («лиса»), Фахд («рысь»), Дабу («гиена»), Дабб («медведь»), Сид («волк») и Сирхан («волк»). [ 12 ]
- ↑ Тумадир, возможно, также женился на халифе Усмане ( годы правления 644–656 курайшитов ), члене семьи на короткое время Омейядов. Через потомков ее сына Абу Саламы поддерживались супружеские и другие семейные связи с Омейядами. [ 35 ]
- ↑ Кальбитский поэт аль-Джаввас ибн Каталь хвастался силой своего племени в этом противостоянии, сравнивая мобилизацию ветвей Джанаб и Ауф ибн Кинана со сближением «одной массы камней». [ 56 ]
- ^ Семейные связи Калба с халифатом были позже восстановлены во время относительно короткого правления сына Абд аль-Азиза, Умара II ( годы правления 717–720 ), чья бабушка Лейла бинт Заббан и жена Умм Шуайб бинт Шу' Айб ибн Заббан, оба были кальбитами. [ 54 ]
- ^ Аль-Ахвас ибн Амр ибн Талаба был вождем Бану Джанаб и возглавлял Калб в столкновениях при Яуме Кахатине и Яуме Сияифе, которые произошли примерно в первом десятилетии VII века. [ 69 ]
- ↑ Аль-Фурафиса ибн аль-Ахвас был главой клана Бану Хисн ибн Дамдам и умер христианином во время исламского правления. [ 70 ]
- ^ Два современных племени, заявляющие о своем происхождении от калбов, - это сирхан и шарарат. [ 9 ] [ 105 ] Первые мигрировали из Хаурана и взяли под свой контроль Вади Сирхан, названный в честь племени, около 1650 года. К началу 18 века Сирханы были изгнаны могущественными племенами Аназа и переселились в Балку в Трансиордании . Сирханы присоединились к племенному союзу Ахль аль-Шималь («Люди Севера»), чтобы противостоять Аназа. [ 106 ] Шарарат также стал частью этого союза. [ 107 ] В своих устных традициях Шарарат долгое время заявлял о своем «благородном» происхождении от калба, а его лидеры считают, что это племя представляет собой последний остаток калба. Современные исследователи разделились во мнениях: одни отрицают происхождение калбитов, а другие поддерживают его. На заре правления Саудовской Аравии в 1920-х годах Шарарат, хотя и был слабым и подчинялся более крупным племенам, контролировал пространство в 400 километров (250 миль) между Кафом и Думат-эль-Джандалем. Вероятно, из-за своей слабости по отношению к другим племенам, оно с энтузиазмом поддерживало саудовцев и по-прежнему считается в стране «лоялистским» племенем. [ 105 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Черт, 1978 , с. 492.
- ^ Шахид 1986 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с Каскель 1966г .
- ^ Шахид 1986 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Каскел 1966 , с. 369.
- ^ Судайри 1995 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1986 , с. 47, примечание 1.
- ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1989 , с. 641
- ^ Перейти обратно: а б с Судайри 1995 , с. 80
- ^ Перейти обратно: а б Бьянкис 1997 , с. 106.
- ^ Болтливая 2018 , с. 846.
- ^ Каскел 1966 , с. 196.
- ^ Кистер 1986 , стр. 315.
- ^ Каскел 1966 , стр. 77, 257.
- ^ Ламменс 1960 , стр. 919–920.
- ^ Перейти обратно: а б Каскел 1966 , с. 77.
- ^ Каскел 1966 , стр. 78–79.
- ^ Каскел 1966 , с. 78.
- ^ Кистер 1986b , стр. 33–57.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид 1986 , с. 388.
- ^ Шахид 1986 , с. 196.
- ^ Босворт 1999 , с. 20.
- ^ Шахид 1986 , с. 24.
- ^ Шахид 1986 , с. 235.
- ^ Шахид 1986 , с. 86.
- ^ Шахид 1986 , стр. 258–259.
- ^ Шахид 1986 , с. 260.
- ^ Шахид 1986 , с. 272.
- ^ Шахид 1986 , с. 314.
- ^ Мунт 2014 , стр. 38–39.
- ^ Атамина 1994 , с. 263.
- ^ Доннер 1981 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Атамина 1994 , с. 264.
- ^ Ахмед 2010 , стр. 59–60.
- ^ Ахмед 2010 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Доннер 1981 , с. 107.
- ^ Атамина 1994 , стр. 263–264.
- ^ Валььери 1965 , с. 265.
- ^ Доннер 1981 , с. 187.
- ^ Шахид 1986 , с. 304.
- ^ Бланкиншип 1993 , с. 76.
- ^ Каэги 2002 , с. 291.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маршам 2013 , с. 104.
- ^ Атамина 1994 , стр. 262, 265, 267.
- ^ Перейти обратно: а б Атамина 1994 , с. 268
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Диксон 1978 , стр. 493–494.
- ^ Ахмед 2010 , с. 131.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Кроун 1994 , с. 44.
- ^ Хоутинг 2002 , с. 309.
- ^ Хиндс 1993 , с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди 2004 , с. 78.
- ^ Демихелис 2021 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Маршам 2022 , с. 18.
- ^ Маршам 2022 , стр. 17–18.
- ^ Кистер 1986b , стр. 56.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 79.
- ^ Кроун 1994 , стр. 44–48.
- ^ Диксон 1971 , стр. 97–98.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, 2004 г. , стр. 99–100.
- ^ Диксон 1971 , с. 94.
- ^ Каскел 1966 , с. 79.
- ^ Уильямс 1985 , стр. 4–5.
- ^ Уильямс 1985 , с. 8.
- ^ Каскел 1966 , с. 241.
- ^ Каскел 1966 , с. 471.
- ^ Каскел 1966 , с. 231.
- ^ Каскел 1966 , с. 572.
- ^ Каскел 1966 , с. 147.
- ^ Каскел 1966 , с. 247.
- ^ Каскел 1966 , с. 598.
- ^ Кобб 2001 , с. 47.
- ^ Уильямс 1985 , с. 178.
- ^ Кобб 2001 , с. 48.
- ^ Маделунг 2000 , стр. 334, 339–341.
- ^ Кобб 2001 , стр. 58, 60–62.
- ^ Кобб 2001 , с. 100.
- ^ Кобб 2001 , с. 101.
- ^ Кобб 2001 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Салиби 1977 , с. 85.
- ^ Бьянкис 1989 , с. 440
- ^ Перейти обратно: а б Бьянкис 1986 , с. 47.
- ^ Хальм 1996 , стр. 68–69.
- ^ Хальм 1996 , стр. 70–71, 78.
- ^ Хальм 1996 , стр. 84.
- ^ Хальм 1996 , стр. 184–185.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1996 , стр. 185.
- ^ Бьянкис 1997 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , с. 305.
- ^ Бианкис 1989 , стр. 440, 641.
- ^ Заккар 1971 , стр. 68–69.
- ^ Бианкис 1989 , стр. 440–441.
- ^ Заккар 1971 , стр. 93–96, 100.
- ^ Бианкис 1989 , стр. 490–491, 501.
- ^ Заккар 1971 , стр. 123–124.
- ^ Десятина 1971 , с. 141.
- ^ Бьянкис 1993 , с. 119
- ^ Десятина 1971 .
- ^ Бьянкис 1989 , с. 632
- ^ Бьянкис 1989 , с. 642.
- ^ Хияри 1975 , стр. 511–512.
- ^ Бьянкис 1989 , с. 603.
- ^ Ричардс 2006 , с. 287.
- ^ Хамфрис 1993 , стр. 577–578.
- ^ Перейти обратно: а б Болтливая 2018 , стр. 846–847.
- ^ Вопрос 1969 года , с. 215.
- ^ Ингхэм 2009 , с. 100, примечание 3.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед, Асад К. (2010). Религиозная элита раннего исламского Хиджаза: пять просопографических тематических исследований . Отделение просопографических исследований колледжа Линакр Оксфордского университета. ISBN 978-1-900934-13-8 .
- Атамина, Халил (1994). «Назначение и увольнение Халида бен аль-Валида от Верховного командования: исследование политической стратегии первых мусульманских халифов в Сирии». Арабика . 41 (2): 253–272. дои : 10.1163/157005894X00191 . JSTOR 4057449 .
- Бьянки, Тьерри (1993). «Мирдас, Бану или Мирдасиды» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 115–123. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Бьянки, Тьерри (1986). Дамаск и Сирия под властью Фатимидов (359–468/969–1076): очерк интерпретации средневековых арабских хроник. Первый том (на французском языке). Дамаск: Французский институт Дамаска. ISBN 978-2-35159-130-7 .
- Бьянки, Тьерри (1989). Дамаск и Сирия под властью Фатимидов (359–468/969–1076): очерк интерпретации средневековых арабских хроник. Второй том (на французском языке). Дамаск: Французский институт Дамаска. ISBN 978-2-35159-131-4 .
- Бьянки, Тьерри (1997). «Сайф ад-Даула» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 103–110. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Бланкиншип, Халид Яхья , изд. (1993). История ат-Табари, Том XI: Вызов империям . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0851-3 .
- Босворт, CE , изд. (1999). История ат-Табари, Том V: Сасаниды, византийцы, Лахмиды и Йемен . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4355-2 .
- Каскель, Вернер (1966). Гамхарат ан-Насаб: Генеалогический труд Хисама ибн Мухаммада аль-Калби, Том II (на немецком языке). Лейден: Брилл. OCLC 490272940 .
- Четти, Дон (2018). Кочевые общества на Ближнем Востоке и в Северной Африке: вступление в 21 век . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-14792-8 .
- Кобб, Пол М. (2001). Белые знамена: раздор в Аббасидской Сирии, 750–880 гг . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4880-9 .
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен в период Омейядов политическими партиями?». Дер Ислам . 71 (1). Уолтер де Грюйтер и компания: 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . ISSN 0021-1818 . S2CID 154370527 .
- Демикелис, Марко (2021). Насилие в раннем исламе: религиозные повествования, арабские завоевания и канонизация джихада . Лондон, Нью-Йорк и Дублин: IB Tauris. ISBN 978-0-7556-3799-7 .
- Диксон, Абд аль-Амир (1971). Халифат Омейядов, 65–86/684–705: (Политическое исследование) . Лондон: Лузак. ISBN 978-0-7189-0149-3 .
- Диксон, А.А. (1978). «Калб бен Вабара — исламский период» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 493–494. OCLC 758278456 .
- Доннер, Фред МакГроу (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-4787-7 .
- Черт, JW (1978). «Калб б. Вабара – доисламский период» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 492. OCLC 758278456 .
- Хияри, Мустафа А. (1975). «Происхождение и развитие Амирата арабов в седьмом/тринадцатом и восьмом/четырнадцатом веках». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 38 (3): 509–524. дои : 10.1017/s0041977x00048060 . JSTOR 613705 . S2CID 178868071 .
- Кеннеди, Хью Н. (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Pearson Education Limited. ISBN 0-582-40525-4 .
- Хальм, Хайнц (1996). Империя Махди: Возвышение Фатимидов . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10056-3 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2002). «Язид (I) б. Муавия» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 309–311. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Хиндс, Мартин (1993). «Муавия иб. Аби Суфьян» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 263–268. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Хамфрис, Р. Стивен (1993). «Мункид» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 577–580. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Ибн аль-Асир (2006). Хроники Ибн аль-Асира периода крестовых походов из аль-Камиля фил-Тахриха, Часть 1 . Перевод Д.С. Ричардса. Олдершот и Берлингтон: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-4077-6 .
- Ингхэм, Брюс (2009). «Диалект бедуинов Евфрата, окраинный месопотамский диалект». В Аль-Вере – Энам; Де Йонг, Рудольф (ред.). Арабская диалектология: в честь Клайва Хоулса по случаю его шестидесятилетия . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 99–108. ISBN 978-90-04-172128 .
- Каеги, Уолтер Э. (2002). «Ярмук» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 289–292. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Кистер, MJ (1986b). «Мекка и племена Аравии: некоторые заметки об их отношениях». В Шароне, М. (ред.). Исследования по исламской истории и цивилизации в честь профессора Давида Аялона . Кана и Лейден: Брилл. стр. 33–57.
- Кистер, MJ (1986). «Кудаа» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 315–318. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Ламменс, Генри (1960). "К сожалению" . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 919–920. OCLC 495469456 .
- Маделунг, Уилферд (2000). «Абул-Амайтар ас-Суфьяни». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 24 : 327–341.
- Маршам, Эндрю (2013). «Архитектура верности в раннем исламе и поздней античности: воцарение Муавии в Иерусалиме, около 661 г. н.э.». В Байхаммере, Александр; Константину, Ставрула; Парани, Мария (ред.). Придворные церемонии и ритуалы власти в Византии и средневековом Средиземноморье . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 87–114. ISBN 978-90-04-25686-6 .
- Маршам, Эндрю (2022). «Родство, династия и Омейяды». Историк ислама в действии: очерки в честь Хью Н. Кеннеди . Лейден: Брилл. стр. 12–45. ISBN 978-90-04-52523-8 .
- Мунт, Гарри (2014). Священный город Медина: священное пространство в ранней исламской Аравии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-1070-4213-1 .
- Патай, Рафаэль (1969) [1962]. От Золотой реки до Золотой дороги: общество, культура и изменения на Ближнем Востоке (Третье, расширенное издание). Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-7289-5 .
- Салиби, Камаль С. (1977). Сирия под исламом: Империя под судом, 634–1097, Том 1 . Дельмар: Книги Каравана. ISBN 978-0-88206-013-2 .
- Шахид, Ирфан (1986). Византия и арабы в четвертом веке . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-116-5 .
- Судайри, Абд ар-Рахман ибн Ахмад ибн Мухаммад (1995). Граница пустыни Аравии: Аль-Джавф на протяжении веков . Лондон: Стейси Интернэшнл. ISBN 978-0-9057-4386-8 .
- Уильямс, Джон Олден, изд. (1985). История ат-Табари, том XXVII: Революция Аббасидов, 743–750 гг. Н. Э. / 126–132 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-884-4 .
- Валььери, Л.В. (1965). «Думат аль-Джандал » В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 624–626. OCLC 495469475 .
- Заккар, Сухайль (1971). Эмират Алеппо: 1004–1001 гг. Бейрут: Дар аль-Амана. OCLC 759803726 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хоутинг, GR , изд. (1989). История ат-Табари, том XX: Крах власти Суфьянидов и приход Марванидов: халифаты Муавии II и Марвана I и начало халифата Абд аль-Малика, 683–685 гг. Н.э./64 г. хиджры 66 . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-855-3 .
- Ландау-Тассерон, Элла, изд. (1998). История ат-Табари, том XXXIX: Биографии сподвижников Пророка и их преемников: Дополнение ат-Табари к его истории . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2819-1 .
- Шахид, Ирфан (1989). Византия и арабы в V веке . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-152-1 .
- Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в шестом веке, Том 1, Часть 1: Политическая и военная история . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-214-5 .