Закаравайх ибн Михравайх
Закаравайх ибн Михравайх , [ а ] ( араб . Зикравайх бин Мехрове ) в современных источниках часто пишется с ошибкой как Зикравайх , [ 1 ] был исмаилитов и карматов лидером в Ираке , который возглавил серию восстаний против халифата Аббасидов в 900-х годах, вплоть до своего поражения и смерти в январе 907 года.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Он родился в деревне аль-Майсания, недалеко от города Савар в районе Куфы , прилегающем к каналу Хадд. [ 2 ] Его отец был одним из первых последователей исмаилитского миссионера ( даи ) Абу Мухаммада Абдана . [ 2 ] Уже в юности Закаравайх был назначен даи своего родного района Сайлахин. Там он действовал среди Бану Тамим , бедуинского племени, жившего между плодородными землями Евфрата и Сирийской пустыней . [ 1 ] [ 2 ]
В 899 году в исмаилитском движении произошел крупный раскол, когда Абу Мухаммад Абдан и его зять Хамдан Кармат осудили тайное руководство движением в Саламие , которое взял на себя Саид ибн аль-Хусейн , будущий основатель Фатимидского халифата . Вскоре после этого Хамдан Кармат исчез, а Абу Мухаммад был убит в том же году по наущению Закаравайха, очевидно, по указанию Саламии. [ 1 ] [ 3 ] После исчезновения Хамдана термин «карматы» сохранили все исмаилиты, которые отказались признать притязания Саида, а впоследствии и династии Фатимидов. [ 4 ] Последователи Хамдана и Абу Мухаммеда угрожали убить Закаравайха, который был вынужден скрываться. [ 1 ] [ 5 ]
Восстание сыновей Закаравайха в Сирии
[ редактировать ]
С 900 года из своего убежища в Саваре он возобновил свою миссионерскую работу среди бедуинских племен Сирийской пустыни Асада , Тайя и Тамима . [ 1 ] Его усилия там были менее чем успешными, [ 2 ] поэтому в 901 году он отправил своего сына аль-Хусейна , которого называли Сахиб аль-Шама («Человек с кротом»), в западную сирийскую пустыню для миссионерской работы среди большой племенной группы Бану Калб . Хусейну удалось обратить в свою веру клан Кальби из Банул-Улай и некоторых из Банул-Асбаг, утверждая, что проповедует от имени имама, потомка Мухаммада ибн Исмаила . Успех был таков, что Закаравайх послал племянника, а затем еще одного сына, Яхью , который был известен как Сахиб ан-нака («Хозяин верблюдицы») и который взял на себя руководство движением. Последователи братьев приняли имя аль-Фатимийюн («Фатимиды»). [ 2 ] [ 4 ] [ 6 ] Успешное обращение беспокойных бедуинов предоставило им мощную военную силу, но с ограничениями: бедуины были больше озабочены извлечением добычи из оседлых общин и были плохо приспособлены для кампаний по завоеванию и удержанию территорий. [ 7 ] Братья совершали набеги на провинции Аббасидов и Тулунидов в Леванте , даже осадив Дамаск с декабря 902 по июль 903 года, где Сахиб ан-Нака был убит. Затем власть взял на себя Сахиб аш-Шама , пока он не потерпел поражение и не был взят в плен в битве при Хаме в ноябре 903 года. [ 1 ] [ 8 ]
Мотивы Закаравайха и его сыновей по-разному интерпретируются современными учеными. [ 9 ] Традиционно это движение рассматривалось как полностью карматское по своему характеру и представляющее угрозу для Саида, что побудило последнего бежать из Саламии; туда . Источник Фатимидов сообщает, что Сахиб аш-Шама устроил резню жителей Саламии и разрушил резиденцию Саида, когда он прибыл [ 8 ] [ 4 ] аргумент Хайнца Хальма : Однако в последние годы возобладал [ 6 ] согласно которому Закаравайх и его сыновья остались верны Саиду, а их действия были направлены на то, чтобы закрепить за собой владение Сирией и спровоцировать всеобщее восстание против Аббасидов. [ 1 ] По интерпретации Хальма, Саид считал восстание преждевременным и чувствовал, что оно ставит под угрозу его собственную безопасность, поскольку братья призвали своих сторонников посетить предположительно «скрытого» лидера в Саламии. Не только не присоединился к братьям, но и покинул Саламию со своим сыном и несколькими близкими сторонниками сначала в Рамле в Палестине , а затем в Египте и Магрибе, где в 909 году он основал Фатимидский халифат. его сыновья полностью отвергаются более поздними источниками Фатимидов, это произошло из-за его неудачи; Хальм даже говорит о проклятии против них. [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] Разрушение Саламии было актом мести разочарованного и разгневанного Сахиб аш-Шама после смерти своего брата. [ 6 ] В результате после бегства Саида и разгрома бедуинов при Хаме движение, возглавляемое Закаравайхом, «приобрело черты диссидентского карматизма». [ 6 ]
Восстание Закаравайха в Ираке
[ редактировать ]
Не испугавшись, в 906 году Закаравайх послал в Бану Калб еще одного своего последователя, Абу Ганима Насра. Под его руководством бедуины разграбили Босру , Даръа , Тверию и регион Хавран , а также напали на Дамаск и Хит . Эта деятельность продолжалась до тех пор, пока Наср не был убит некоторыми бедуинами, которые надеялись добиться амнистии со стороны властей Аббасидов, в июле 906 года. [ 2 ] [ 10 ] [ 11 ]
Закаравайх послал другого своего даи , аль-Касима ибн Ахмада, чтобы возглавить оставшихся верными бедуинам, пообещав, что день его собственного появления и их окончательной победы приближается. Вдохновленные таким образом, бедуины двинулись в сельские окрестности ( савад ) Куфы, и там к ним присоединились сторонники Закаравайха. 2 октября 906 г. около 800 всадников-исмаилитов напали на население города, которое только что отпраздновало Курбан -байрам за его стенами; они разграбили куфанов, но их попытка взять город не увенчалась успехом. [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ]
Карматы отошли в окрестности Аль-Кадисии ; в Саваре их встретил сам Закаравайх, который теперь вышел из своего укрытия, чтобы открыто возглавить своих последователей. В середине октября они разгромили посланную им навстречу армию Аббасидов и начали совершать набеги на караваны паломников, совершающих хадж, возвращающихся из Мекки . [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ] В ноябре 906 года Закаравай и его люди разграбили один из караванов персидских и хорасанских паломников в Аль-Акабе (на современной иракско-саудовской границе), убив при этом большинство из них. Однако 10 января войска Аббасидов под командованием Васифа разгромили и рассеяли его людей в двухдневной битве у Вади-Дхи-Кар, недалеко от «руин Ирама». Сам Закаравайх был ранен и через несколько дней умер в плену от ран. [ 1 ] [ 13 ] Многие из его последователей также пали в этой битве, а другие были схвачены и казнены. [ 12 ] [ 13 ] Их допрос Мухаммадом ибн Даудом аль-Джаррой захваченного зятя Закаравайха предоставил правительственным властям Аббасидов «первую достоверную информацию о тайной организации исмаилитского да'ва » и составил ядро современного историка. Доклад ат-Табари о происхождении карматского движения в Ираке. [ 2 ] [ 14 ]
Некоторые из последователей Закаравайха в саваде отказались принять его смерть и верили в его возвращение, но его смерть положила великим карматским восстаниям в Машрике конец , хотя карматское движение, известное как Баклия , выжило в саваде . [ 12 ] [ 13 ] Как пишет Дафтари, причин неудачи Закаравайха было несколько: его движение атаковало как суннитов, так и другие шиитские фракции и вызвало недовольство как горожан, так и крестьян; его военный компонент основывался на ненадежных бедуинах, которым не хватало постоянства в целях; и действовал недалеко от центра Аббасидского халифата, что обрекло многие предыдущие шиитские восстания. [ 13 ]
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хальм 2002 , с. 405.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Соломка 2015 .
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1978 , с. 660.
- ^ Дафтари 2007 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и Листы 2007 , с. 123.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 286–287.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 286.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 122–123.
- ^ Маделунг 1978 , с. 660–661.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 123–124.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1978 , с. 661.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Листы 2007 , с. 124.
- ^ Дафтари 2007 , с. 99.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. стр. 66–73, 169–176. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Хальм, Хайнц (2002). «Закаравай б. Михравайх» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 405. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8092 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Хальм, Хайнц (2015). «ЗЕКРАВАЙ Б. МЕХРАВАЙ» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Маделунг, Уилферд (1978). «Хармати» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 660–665. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0451 . OCLC 758278456 .