Битва при Хаме
Битва при Хаме | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Аббасидский халифат Бану Шайбан Бану Тамим | Происмаилитские повстанцы «Фатимиды» | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Мухаммад ибн Сулейман аль-Катиб аль-Хусейн ибн Хамдан | Несколько | ||||||
Сила | |||||||
Неизвестный |
4900 кавалеристов 3000 пехоты | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный |
Очень тяжелый; много убитых Захвачено более 1100 лошадей. |
Битва при Хаме произошла примерно в 24 км (15 милях) от города Хама в Сирии 29 ноября 903 года между силами Аббасидского халифата и происмаилитскими бедуинами ( называемыми «Фатимидами» или « Карматами »). Аббасиды одержали победу, в результате чего руководство исмаилитов было схвачено и казнено. Это устранило присутствие исмаилитов на севере Сирии, а затем последовало подавление еще одного восстания в Ираке в 906 . году Сирия и Египет вошли в халифат Аббасидов.
Фон
[ редактировать ]Во второй половине IX века секта исмаилитов- шиитов начала создавать сеть агентов и сторонников по всему мусульманскому миру. Это было время милленаристских ожиданий, совпавших с глубоким кризисом Аббасидского халифата во время десятилетней анархии в Самарре , подъемом отколовшихся и автономных режимов в провинциях и крупномасштабным Занджским восстанием , лидер которого утверждал, от Алидов что он происходит . и провозгласил себя Махди . [1] В этой хаотичной атмосфере, когда Аббасиды были заняты подавлением восстания Занджа, миссионеры-исмаилиты нашли благодатную почву, чему способствовало недовольство среди приверженцев конкурирующей двенадцатой ветви шиитского ислама политическим квиетизмом их руководства и недавнее исчезновение собственного имама. [2] Миссионеры, такие как Хамдан Кармат и его зять Абу Мухаммад Абдан, в конце 870-х годов распространили свою сеть агентов на окрестности Куфы , а оттуда в Йемен ( Ибн Хавшаб , 882 г.), а оттуда в Индию (884 г.), Бахрейн ( Абу Саид аль-Джаннаби , 899 г.), Персия и Ифрикия ( Абу Абдаллах аш-Шии , 893 г.). [3] [4] В этот период движение исмаилитов базировалось в Саламие на западной окраине Сирийской пустыни , а его руководство взял на себя Саид ибн аль-Хусейн , будущий основатель Фатимидского халифата . Заявления Саида о том, что он является долгожданным Махди вместо Мухаммада ибн Исмаила , как предполагалось до сих пор, вызвали раскол в движении в 899 году. Хамдан осудил руководство Саламии, собрал иракских миссионеров и приказал им прекратить миссионерскую деятельность. усилие. Вскоре после того, как он исчез из своей штаб-квартиры, Абдан был убит по наущению Закаравайха ибн Михравая , который оставался верным Саламии. [5] [6] Эти события вызвали серьезный раскол в исмаилитском движении между теми, кто признавал притязания Саида на имамата, и теми, кто их отвергал. Последние обычно известны под термином « карматы », хотя это имя применялось и неисмаилитами в уничижительном смысле по отношению к сторонникам Фатимидов. [7]
После своей роли в убийстве Абдана Закаравайх ибн Михравайх бежал из Ирака и возобновил свою миссионерскую деятельность среди бедуинских племен восточной сирийской пустыни, но без особого успеха. [8] [9] Затем он послал своих сыновей, аль-Хусейна и Яхью , которые стали известны под именами Сахиб аль-Шама («Человек с кротом») и Сахиб ан-Нака («Хозяин верблюдицы»), чтобы они занимались прозелитизмом среди Крупная бедуинская племенная конфедерация Бану Кальб , между Пальмирой и рекой Евфрат . [10] [9] К ним стекалось множество бедуинов из Банул-Уллай и Банул-Асбаг. [11] таким образом приобретая мощную военную силу, хотя и с ограничениями: бедуины были больше озабочены извлечением добычи из оседлых общин и были плохо приспособлены к кампаниям по завоеванию и удержанию территорий. [12] Воодушевленные своим успехом, братья и их последователи приняли имя аль-Фатимиюн («Фатимиды») и подняли восстание в 902 году. [13] [14] Мотивы оставшихся в Ираке аль-Хусейна, Яхьи и их отца по-разному интерпретируются современными учеными. [14] Традиционно это движение считалось полностью «карматским» по своему характеру. [15] и был назван так правительством Аббасидов. [16] Однако в последние годы консенсус последовал за анализом Хайнца Хальма , который показал, что Закаравайх и его сыновья остались верны Саиду, и что их действия были направлены на обеспечение владения Сирией и спровоцирование всеобщего восстания против Аббасидов. [17] Тем не менее, это восстание, очевидно, произошло без ведома и разрешения Саида и в конечном итоге подвергло его смертельной опасности, поскольку оно предупредило власти о местонахождении истинного лидера исмаилитского движения, которому пришлось бежать в Рамлу . [18] [14]
Со своей базы в районе Пальмиры бедуины Фатимидов начали совершать набеги на провинции Аббасиды и Тулуниды в Сирии , что имело разрушительный эффект. [19] [15] В 902 году они разбили Тулунидов под командованием Тугджа ибн Джаффа возле Ракки и осаждали Дамаск в течение семи месяцев, с декабря 902 года по июль 903 года. Город успешно удерживался Тугджем, а сахиб ан-Нака был убит. [19] [15] [20] Руководство перешло к Сахиб аль-Шаме, который повел своих людей на опустошение Хомса , Хамы , Баальбека и Мааррат ан-Нумана . [19] [15] Обосновавшись в Саламии и ожидая, что явится его тайный хозяин, бедуины начали создавать институты государства: на монетном дворе Хомса чеканились монеты от имени Махди , а в пятничной проповеди имя Аббасидского халифа был отброшен в пользу пока еще неназванного «Преемника, правильно ведомого Наследника, Владыки века, Повелителя правоверных, Махди». [21] [17] Разбив лагерь в Саламии, бедуины тщетно ждали прибытия Саида с августа по ноябрь 903 года. Однако, несмотря на неоднократные просьбы аль-Хусейна в его переписке со своим хозяином, Саид отказался покинуть безопасную Рамлу. [17] [22]
Боевой
[ редактировать ]Ввиду очевидной неспособности режима Тулунидов остановить набеги бедуинов, сирийцы призвали правительство Аббасидов к прямому вмешательству, и 30 июля 903 года халиф аль-Муктафи приказал начать кампанию. [19] [15] [23] Кампанию номинально возглавил лично аль-Муктафи, который покинул Багдад и направился в Ракку. 9 августа [24] В середине августа бедуины под командованием некоего аль-Мутаввака застали врасплох армию Аббасидов численностью около 10 000 человек возле Алеппо , когда она отдыхала и рассеялась, при этом многие войска пытались спастись от сильной жары в местной реке; Войска Аббасидов были разгромлены, и лишь около тысячи человек сумели добраться до города, где под командованием Абу аль-Агарра отбили атаки бедуинов. [24] Однако примерно в то же время генерал Бадр аль-Хаммами нанес тяжелое поражение Сахиб аль-Шаме и его людям под Дамаском. Бедуины бежали в пустыню, и халиф аль-Муктафи послал людей под командованием аль-Хусейна ибн Хамдана преследовать их. [25] Пока аль-Муктафи оставался в Ракке, командование полевой армией было передано главе управления армии ( диван аль-джунд ) Мухаммаду ибн Сулейману аль-Катибу . Во вторник, 29 ноября 903 года, армия Аббасидов под командованием Мухаммеда встретила Фатимидов в месте примерно в 24 км от Хамы. [26] Ход битвы описан в победной депеше, отправленной Мухаммедом халифу впоследствии и включенной в « Историю пророков и царей ат -Табари» . [27]
По данным последнего, утром 29 ноября армия Аббасидов двинулась из Аль-Карваны в сторону Аль-Аляны (оба неустановленных места) в полном боевом порядке. Во время марша Мухаммад ибн Сулейман получил сообщение о том, что часть армии Фатимидов, состоящая из 3000 всадников и многих пехотинцев под командованием одного из главных исмаилитских миссионеров ан-Нумана, расположилась лагерем в местности примерно в 12 арабских милях ( примерно в 24 километрах (15 милях)) от Хамы, и что там к нему присоединились другие отряды бедуинской армии. [27] Мухаммед повел свою армию к лагерю бедуинов и обнаружил, что они выстроены в боевой порядок. [27] Согласно сообщению Мухаммеда, левое крыло бедуинов возглавляли Масрур аль-Улайми и другие, командуя 1500 всадниками. За левым крылом располагался резерв в 400 кавалеристов. Бедуинским центром командовал ан-Нуман аль-Уллайси и другие офицеры и он насчитывал 1400 кавалеристов и 3000 пехотинцев, тогда как правым крылом командовал Кулайб аль-Уллайси и другие и насчитывалось 1400 всадников с резервом в 200 человек. всадников больше. [28]
Когда две армии наступали друг на друга, левый бедуин двинулся вперед против правого Аббасида, которым командовал аль-Хусейн ибн Хамдан . Войска Ибн Хамдана отразили первую атаку бедуинов, а затем и вторую, убив 600 всадников. Бедуины слева сломались и обратились в бегство; Ибн Хамдан и его люди преследовали их и в серии боев убили всех, кроме 200 человек. Сообщается, что войска Ибн Хамдана также захватили 500 лошадей и 400 серебряных ожерелий. [29] Правое крыло бедуинов также атаковало левое крыло Аббасидов, удерживаемое аль-Касимом ибн Симой, Юмн аль-Хадимом и племенными союзниками Бану Шайбан и Бану Тамим . Пока два крыла сражались друг с другом, отряд Аббасидов под командованием Халифы ибн аль-Мубарака и Лу'лу атаковал бедуинов на их фланге и прорвал их позиции. Здесь бедуины также бежали, преследуемые правительственными войсками, которые захватили в качестве добычи около 600 лошадей и 200 ожерелий. [30] Несколько командиров Фатимидов, в том числе миссионер ан-Нуман, были убиты в бою. [30]
Сам Мухаммед противостоял бедуинскому центру вместе с несколькими другими офицерами: Хакан, Наср аль-Кушури и Мухаммад ибн Кумушджур возглавляли силы с правого фланга, Васф Мушгир, Мухаммад ибн Исхак ибн Кундаджик , Ахмад ибн Кайгалах и его брат Ибрагим, аль-Мубарак. аль-Кумми, Рабиа ибн Мухаммад, Мухаджир ибн Тулайк, аль-Музаффар ибн Хадж, Абдаллах ибн Хамдан (брат аль-Хусейна), Джинни Старший, Васиф аль-Буктамир, Бишр аль-Буктамири и Мухаммад ибн Каратуган. При поддержке войск правого крыла, которые после отражения бедуинов левого флангового их центра, Аббасиды одержали победу и здесь. Фатимиды сломались, и их преследовали на протяжении нескольких миль. Мухаммад ибн Сулейман, опасаясь, что его армия рассеется во время преследования или не оставит пехоту и обоз, охраняемые Исой ибн Мухаммад ан-Нушари , незащищенными от нападения бедуинов, остановил преследование своего отряда через полмили. Он разбил там лагерь на ночь и, используя копье халифа как точку сплочения, начал перегруппировку различных эскадронов. Несмотря на сокрушительную победу, Мухаммед и его офицеры всю ночь оставались на страже, опасаясь возможного нападения бедуинов. [31]
Последствия
[ редактировать ]Сахиб аш-Шама не принял участия в битве, оставшись в Саламии вместе с сокровищами, которые он накопил там от имени своего господина. [16] Разгневанный очевидным отказом предполагаемого имама, направляемого Богом, Сахиб аль-Шама обратился против него: его резиденция в Саламии была разрушена, а все члены семьи и слуги, встретившиеся там, казнены. [17] [32] Это злодеяние, наряду с провалом восстания, побудило более поздних историков Фатимидов попытаться исключить отношения Саида с сыновьями Закаравайха в том, что Хальм называет актом Damnatio Memoriae . [33] Сахиб аш-Шама пытался поднять вождей Банул-Уллай на сопротивление, но они отказались. [34] Не имея другого выхода, Сахиб аш-Шама вместе со своим двоюродным братом аль-Муддатиром, его соратником аль-Муттаваком и греческим пажом бежали через пустыню. [35] [36] К тому времени, когда они достигли населенного пункта ад-Далии на Евфратской дороге недалеко от ар-Рахбы , у них закончились припасы. Когда слугу послали за продуктами в поселение, он вызвал подозрения жителей деревни своей странной одеждой и манерами, так что они уведомили местного чиновника Абу Хубзу. Последний выехал с конвоем, а после допроса слуга отправился в лагерь карматов и взял их в плен. Они захватили Сахиб аль-Шаму и его товарищей, которых затем сопровождали Абу Хубза и местный губернатор Ахмад ибн Мухаммад ибн Кушмард к халифу аль-Муктафи в Ракке, куда они вошли 19 декабря. [37]
Аль-Муктафи вернулся в Багдад со старшими пленниками, брошенными в тюрьму. Мухаммад ибн Сулейман остался в Ракке, чтобы прочесать сельскую местность и собрать оставшихся повстанцев. Затем он тоже вернулся в Багдад, куда с триумфом вошел 2 февраля 904 года. Одиннадцать дней спустя, 13 февраля, Мухаммед и сахиб аль-шурта столицы Ахмад ибн Мухаммад аль-Ватики возглавили публичную казнь Лидеры Фатимидов и сторонники исмаилитов собрались из Куфы и Багдада. [38]
Победа Аббасидов под Хамой еще не полностью уничтожила угрозу исмаилитов. В 906 году Бану Кальб под предводительством Абу Ганима Насра поднял восстание, совершил набег на Хавран и Тверию и предпринял неудачную атаку на Дамаск. Затем они разграбили Тверию и разграбили Хит на Евфрате. Однако вскоре Наср был загнан в угол армией халифа и убит самими Бану Калб в обмен на помилование. В результате действия исмаилитов переместились на восток, к Евфрату, где Закаравайх ибн Михравейх (отец аль-Хусейна и Яхьи) также восстал в 906 году недалеко от Куфы. После безуспешного нападения на Куфу и ряда разрушительных набегов на караваны хаджа он также был убит в начале 907 года войсками халифа под командованием Васифа ибн Савартакина недалеко от Аль-Кадисии . После этих поражений исмаилитское движение практически прекратило свое существование в Сирийской пустыне, хотя их коллеги в Бахрейне оставались активной угрозой еще несколько десятилетий. [39] [40] [41]
Что еще более важно, поражение фатимидских бедуинов при Хаме открыло Аббасидам путь к возвращению провинций южной Сирии и Египта, удерживаемых Тулунидами. Режим Тулунидов ослаб из-за внутренних распрей, соперничества и бегства старших офицеров, а также недавних неудач в борьбе с бедуинами. В 904 году Мухаммад ибн Сулейман повел армию в Сирию. Кампания не встретила большого сопротивления; эмир Тулунидов Харун ибн Хумаравайх даже был убит своими дядями, после чего несколько старших командиров перешли на другую сторону. Аббасиды без боя вошли в столицу Египта Фустат в январе 905 года, завершив завоевание провинции. [41] [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бретт 2017 , с. 17.
- ^ Дафтари 2007 , с. 108.
- ^ Хальм 1991 , стр. 47.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 108–110.
- ^ Хальм 1991 , стр. 64–66, 68.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
- ^ Дафтари 2007 , с. 120.
- ^ Хальм 1991 , стр. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 122.
- ^ Хальм 1991 , стр. 68, 70.
- ^ Хальм 1991 , стр. 70.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 286–287.
- ^ Хальм 1991 , стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б с Дафтари 2007 , стр. 122–123.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кеннеди 2004 , с. 286.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д Листы 2007 , с. 123.
- ^ Хальм 1991 , стр. 68, 73–76.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бьянкис 1998 , с. 107.
- ^ Хальм 1991 , стр. 78–79.
- ^ Хальм 1991 , стр. 78–82.
- ^ Хальм 1991 , стр. 82.
- ^ Розенталь 1985 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б Розенталь 1985 , стр. 127–128.
- ^ Розенталь 1985 , с. 128.
- ^ Розенталь 1985 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с Розенталь 1985 , с. 136.
- ^ Розенталь 1985 , с. 137.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 137–138.
- ^ Перейти обратно: а б Розенталь 1985 , с. 138.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 138–140.
- ^ Хальм 1991 , стр. 83–84.
- ^ Хальм 1991 , стр. 72, 84.
- ^ Хальм 1991 , стр. 84.
- ^ Розенталь 1985 , с. 135.
- ^ Хальм 1991 , стр. 85.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 135, 141.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 141–144.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 158–168, 172–179.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 185, 286.
- ^ Перейти обратно: а б Бьянкис 1998 , с. 108.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 184–185.
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1998). «Автономный Египет от Ибн Тулуна до Кафура, 868–969» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 86–119. ISBN 0-521-47137-0 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов (на немецком языке Империя Махди ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Розенталь, Франц , изд. (1985). История ат-Табари, том XXXVIII: Возвращение халифата в Багдад: халифаты аль-Мутадида, аль-Муктафи и аль-Муктадира, 892–915 гг. Н.э./ 279–3 гг. хиджры Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-876-9 .