Ибн Хавшаб
Абу'л-Касим аль-Хасан ибн Фарадж ибн Хавшаб ибн Задан ан-Наджар аль-Куфи ( араб . Абу аль-Касим аль-Хасан ибн Фарадж ибн Хушб Зазан аль-Куфи ; умер 31 декабря 914 г.), более известный просто как Ибн Хавшаб , или по его почетному титулу Мансур аль-Яман ( араб . منصور اليمن , букв. «Завоеватель Йемена»), был старшим исмаилитским миссионером ( даи ) из окрестностей Куфы . В сотрудничестве с Али ибн аль-Фадлом аль-Джайшани он установил исмаилитское вероучение в и большую часть этой страны в 890-х Йемене завоевал и 900-х годах, когда время еще скрывалось. После того, как аль-Махди публично провозгласил себя в Ифрикии в 909 году и основал Фатимидский халифат , Ибн аль-Фадл восстал против него и заставил Ибн Хавшаба занять подчиненное положение. Жизнь Ибн Хавшаба известна из написанной им автобиографии, а более поздняя исмаилитская традиция приписывает ему два богословских трактата.
Происхождение и обращение в исмаилизм
[ редактировать ]Ибн Хавшаб родился в деревне недалеко от канала Нахр-Нарс , в окрестностях Куфы на юге Ирака . [1] [2] Его происхождение неизвестно, хотя более поздняя исмаилитская традиция считала, что он был потомком Муслима ибн Акила ибн Аби Талиба (племянника Али ибн Аби Талиба ). [1]
Источники расходятся во мнениях о его профессии, изображая его ткачом или плотником. [2] Он происходил из семьи, которая была приверженцами двунадесятного шиизма . По его собственному сообщению, он переживал кризис веры после смерти одиннадцатого Хасана имама аль-Аскари в 874 году, по-видимому, не имея потомства мужского пола. [2] В конце концов, двунадесятники уверовали в маленького сына аль-Аскари как в двенадцатого и скрытого имама (отсюда и название «двунадесятники»). [3] который однажды вернется в качестве Махди , мессианской фигуры исламской эсхатологии , который, согласно легенде, свергнет узурпировавших халифов Аббасидов и разрушит их столицу Багдад , восстановит единство мусульман, завоюет Константинополь , обеспечит окончательное торжество ислама и установит Царство мира и справедливости. [4] Однако в первые годы после смерти Хасана аль-Аскари эта вера еще не утвердилась твердо. Как и Ибн Хавшаб, многие шииты сомневались в утверждениях о двенадцатом имаме и были еще больше деморализованы политическим бессилием и квиетизмом руководства двунадесятников. [5] [6] В этом климате милленаризм исмаилитов, проповедовавших скорое возвращение махди и начало новой мессианской эры справедливости и откровения истинной религии, был очень привлекателен для недовольных двунадесятников. [7]
По его собственным словам, Ибн Хавшаб был обращен в конкурирующую исмаилитскую ветвь шиизма стариком, который пришел к нему, когда он изучал Коран на берегу Евфрата . [8] Сторонники Фатимидов утверждают, что агентом ( даи ), о котором идет речь, был Фируз. [1] который был главой даи в штаб-квартире движения в Саламие и главным доверенным лицом ( баб , «ворота») скрытого исмаилитского имама , [9] тогда как антифатимидская карматская традиция утверждает, что это был Ибн Абил-Фаварис, лейтенант Абдана, главного даи Ирака. [1]
Вскоре после этого Ибн Хавшаб утверждает, что он встретил исмаилитского имама, тайно жившего тогда в Саламие. [10] После того, как его обучение было завершено, ему было поручено распространить веру исмаилитов в Йемене . К нему присоединился недавно обращенный уроженец Йемена Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани , и он отправился в путь в конце мая или начале июня 881 года. [1] [10]
Миссия в Йемен
[ редактировать ]Два миссионера направились в Куфу , где присоединились к караванам паломников , толпы которых, собранные со всех уголков исламского мира, позволили им путешествовать анонимно. Завершив ритуалы паломничества в Мекке , двое мужчин прибыли в северный Йемен в августе 881 года. [10] Йемен в то время был неспокойной провинцией империи Аббасидов. Власть халифа традиционно была слабой и в основном ограничивалась столицей Саной , в то время как в остальной части страны сохранялись межплеменные конфликты, иногда относящиеся к доисламским временам. [11] На момент прибытия Ибн Хавшаба и Ибн аль-Фадла страна была политически раздробленной и лишь частично находилась под сюзеренитетом Аббасидов. [12] Большая часть внутренних территорий принадлежала династии Юфиридов , которая как сунниты признавала Аббасидов. После захвата Саны в 861 году их власть простиралась от Саады на севере до аль-Джанада (к северо-востоку от Таиза ) на юге и Хадрамаута на востоке. [13] Соперничающая династия Зиядиды , также номинально лояльная Аббасидам, владела Забидом на западной прибрежной равнине и временами осуществляла значительный контроль над обширными частями страны. [14] Семья Манахи правила южными горными районами вокруг Таиза, в то время как в северных частях страны фактически доминировали враждующие племена, никому не подчинявшиеся. [14] Отсутствие политического единства, удаленность провинции и ее труднодоступная местность, а также глубоко укоренившиеся шиитские симпатии среди местного населения сделали Йемен «явно плодородной территорией для любого харизматического лидера, обладающего упорством и политической проницательностью для реализации своих амбиций». ". [15]
Пройдя через Сану и Аль-Джанад, Ибн Хавшаб некоторое время оставался в Адене , где выдавал себя за торговца хлопком. [1] [16] Ибн Хавшаб, очевидно, был старшим из них двоих. [17] [18] но в какой-то момент Али ибн аль-Фадл покинул его, переехав в свой родной город Джайшан (недалеко от современной Катабы ), где самостоятельно начал свою миссию в горах Джебель Яфии. [19] [20] Ибн Хавшаб, похоже, не добился большого успеха в привлечении новообращенных в Адене. Когда он встретил некоторых прошиитских членов северного клана Бану Муса , которые были открыты для его учения и пригласили его присоединиться к ним на их родине, он покинул Аден и поселился в деревне Адан Лаа, к западу от Саны. 'а. [21] Там Ибн Хавшаб поселился в доме шиитского партизана, погибшего в застенках Юфиридов, женился на его осиротевшей дочери, [19] а в 883/4 году начал свою общественную миссию ( дава ), провозгласив скорое появление Махди . [1]

Как и в других регионах исламского мира, этот призыв вскоре привлек множество последователей. Широко распространенные милленаристские ожидания того периода совпали с глубоким кризисом Аббасидского халифата (анархия в Самарре , за которым последовало Занджское восстание ), а также с недовольством среди многих приверженцев Двенадцати, что усилило привлекательность революционного исмаилитского послания. [22] [6] Ибн Хавшаб быстро принял множество новообращенных, среди которых прежде всего была семья его жены: один из ее двоюродных братьев, аль-Хайсам, был отправлен даи в Синд , положив начало долгой истории присутствия исмаилитов на Индийском субконтиненте. [19] Кроме того, Абдаллах ибн аль-Аббас аль-Шавири был отправлен в Египет ; Абу Закария аль-Тамами в Бахрейн ; и другие в Ямаму и некоторые части Индии (скорее всего, в Гуджарат ). [20] Самым влиятельным среди даи , обученных и посланных Ибн Хавшабом, был Абу Абдаллах аш-Шии , уроженец Саны. По указанию Ибн Хавшаба в 893 году он уехал в Магриб , где начал прозелитизм среди кутамских берберов . Его миссия оказалась чрезвычайно успешной. При поддержке Кутамы в 903 году он смог поднять восстание против аглабидских эмиров Ифрикии , кульминацией которого стало их свержение и создание Фатимидского халифата в 909 году. [23] [24]
К 885 году исмаилитский даав был достаточно силен, чтобы Ибн Хавшаб запросил и получил разрешение от Саламии собрать войска и открыто участвовать в военной борьбе за власть. [25] В 885/6 году, после отражения атаки местных войск Юфиридов, Ибн Хавшаб и его последователи построили укрепленную крепость в Абр Мухарраме у подножия гор Джебель-Масвар (или Мисвар). [1] к северо-западу от Саны. [26] Говорят, что 500 человек работали над постройкой форта за семь дней, и Ибн Хавшаб и пятьдесят наиболее выдающихся его последователей поселились там. [27] Несколько дней спустя он повел своих последователей заселить гору Джабаль аль-Джумайма. [27]
From this base, his forces took Bayt Fa'iz at Jabal Tukhla. [1] Это была крепость, господствовавшая над массивом Масвар, которая пала, когда Ибн Хавшабу удалось подкупить часть гарнизона. [27] Крепость Байт-Райб, расположенная примерно в километре и защищенная со всех сторон отвесными скалами, была захвачена с третьей попытки. [27] Вскоре он стал резиденцией и главным оплотом Ибн Хавшаба, который назвал его дар аль-хиджра , букв. ' место убежища ' . [1] [28] Этот термин намеренно перекликался с изгнанием Мухаммеда и его первых последователей из Мекки в поисках защиты в Медине ; косвенно, те, кто присоединился к Ибн Хавшабу, должны были оставить позади коррумпированный мир, чтобы воссоздать более чистую веру, подражая первым мусульманам. [28]

Эти три недоступные крепости представляли собой основную территорию, с которой Ибн Хавшаб затем начал распространять свой контроль на близлежащие долины и горы. [29] После захвата горы Джебель-Тайс он назначил даи Абул-Малахима губернатором. Также были захвачены населенные пункты Билад-Шавир, Айян и Хумлан. [1] Первая атака Ибн Хавшаба на столицу юфиридов Шибам провалилась, но вскоре он смог захватить ее благодаря измене внутри стен, но через месяц был вынужден покинуть ее. [30] [31] Точные даты этих операций неизвестны, за исключением общего terminus ante quem в 903 году, но к 892/3 году его положение прочно утвердилось, что в конечном итоге принесло ему почетный эпитет ( лакаб ) Мансур аль-Яман («Завоеватель Йемена»). ') или просто аль-Мансур . [20]
Расширение и столкновение с Ибн аль-Фадлом
[ редактировать ]Тем временем товарищ-миссионер Ибн Хавшаба, Али ибн аль-Фадл, заручился поддержкой местного правителя аль-Мудхайхиры . С его помощью он расширил свой контроль над горной местностью к северу от Адена. [31] В то же время, в 897 году, в Йемен вошел еще один шиитский лидер: аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , представитель конкурирующей секты зайдитов , который основал государство, базирующееся в Сааде, с самим собой в качестве имама . [12]
В первоначальной доктрине исмаилитов ожидаемым махди был Мухаммад ибн Исмаил . [32] Однако в 899 году исмаилитский даав раскололся, когда карматы отказались от тайного руководства движением в Саламии, когда будущий основатель Фатимидского халифата Абдаллах аль-Махди отказался от идеи возвращения Мухаммада ибн Исмаила и провозгласил себя Махди . [33] [34] И Ибн Хавшаб, и Ибн аль-Фадл остались верны аль-Махди. [31] Абдаллах аль-Махди вскоре был вынужден бежать из Саламии, и в 905 году он колебался между переездом в Йемен или Магриб, оба из которых принимали успешные миссии исмаилитов. [31] Учитывая более поздние события, Вилферд Маделунг предполагает, что сомнения в лояльности Ибн аль-Фадла, возможно, сыграли роль в его окончательном решении выбрать Магриб. [20]
25 января 905 года Ибн аль-Фадл изгнал своего бывшего союзника из аль-Мудхайхиры. [35] Два исмаилитских лидера теперь воспользовались политическим расколом страны для расширения своих владений: в ноябре 905 года Ибн аль-Фадл захватил Сану, что позволило Ибн Хавшабу, в свою очередь, захватить Шибам. [31] [20] За исключением удерживаемого Зайдитами Саады на севере, управляемого Зиядидом Забида на западном побережье и Адена на юге, весь Йемен теперь находился под контролем исмаилитов. [35] В конце 905 года, впервые после прибытия в Йемен 25 лет назад, эти двое мужчин встретились в Шибаме. [31] Маделунг пишет, что встреча «была явно непростой», поскольку Ибн Хавшаб предостерег Ибн аль-Фадла от чрезмерного растягивания своих сил, что последний проигнорировал. [20] Из этих двоих Ибн аль-Фадл был наиболее активным в последующие годы, проводя кампанию по всей стране против тех, кто все еще выступал против да'ва ; [36] но когда он совершил набег на аль-Баяд , Ибн Хавшабу пришлось его поддержать. [20]
И Сана, и Шибам были ненадолго потеряны зайдитским имамом аль-Хади в 906 году, но Шибам был возвращен до конца года, а Сана - в апреле 907 года. [20] [37] В июне/июле 910 года, после того как зайдиты снова заняли Сану, а затем отступили, люди Ибн Хавшаба ненадолго заняли город, но не смогли удержать его из-за своей малочисленности. [20] Вместо этого город пал под властью Юфирида Асада ибн Ибрагима , а затем снова был захвачен Ибн аль-Фадлом в августе 911 года. [20]

В этот момент Ибн аль-Фадл публично отказался от верности Абдалле аль-Махди. [а] который проявил себя после успехов Абу Абдаллы аль-Шии и создания Фатимидского халифата в 909 году. [20] [37] Действительно, теперь Ибн аль-Фадл объявил себя долгожданным махди . [18] [17]
Когда Ибн Хавшаб отверг требования своего коллеги присоединиться к нему и раскритиковал его действия, Ибн аль-Фадл выступил против Ибн Хавшаба. Шибам и Джебель-Зухар были взяты в плен, а после нескольких боев Ибн Хавшаб был блокирован в Джебель-Масваре. После восьми месяцев осады, в апреле 912 года, Ибн Хавшаб добился условий и передал своего сына Джафара в заложники. Джафара вернули через год с золотым ожерельем в подарок. [20] [42]
Смерть и последствия
[ редактировать ]Ибн Хавшаб умер 31 декабря 914 г. [20] [42] за ним в октябре 915 года последовал Ибн аль-Фадл. Обоим мужчинам наследовали их сыновья, но их власть быстро пришла в упадок, и владения Ибн аль-Фадла вскоре были разрушены Юфиридами. [18] [42] На протяжении более века, до прихода к власти династии Сулайхидов , исмаилизм оставался в Йемене в основном подпольным движением с небольшим количеством политических покровителей. [26] [43] Трое сыновей Ибн Хавшаба были отстранены от руководства даи Шавири, и один из них, Джафар, бежал ко двору Фатимидов в Ифрикии, взяв с собой труды своего отца и сам став выдающимся автором раннего периода Фатимидов. [44] [45] Тем не менее, северная йеменская община, основанная Ибн Хавшабом, выжила и стала ядром дальнейшего существования исмаилизма в Йемене до наших дней. [18] [42]
Сочинения
[ редактировать ]Жизнь Ибн Хавшаба подробно известна из квазиагиографического « Жизнеописания » ( Сира ), написанного либо им самим, либо его сыном Джафаром. [44] [46] Сейчас он утерян, но известен благодаря обширным цитатам более поздних авторов и, по словам историка Хайнца Хальма , «один из наиболее важных источников по истории дава ». [2]
Более поздняя исмаилитская традиция приписала ему два самых ранних известных исмаилитских богословских трактата. [20] Первая из них, Книга праведности и истинного руководства ( Китаб ар-Рушд валь-хидая ), сохранилась только во фрагментах, которые были опубликованы (включая английский перевод) Владимиром Ивановым . Эта работа представляет собой толкование Корана и является одной из самых ранних сохранившихся исмаилитских работ, поскольку в ней до сих пор упоминается Мухаммед ибн Исмаил как ожидаемый махди . [47] Вторую, « Книгу мудреца и ученика» ( Китаб аль-Алим ва'л-гулам ), чаще приписывают его сыну Джафару. Он состоит из серии встреч между новичком и его духовным наставником ( даи ), который постепенно раскрывает скрытое эзотерическое знание ( батин ) своему ученику. [48] Подлинность обеих атрибуций сомнительна. [20] XII века Йеменский даи Ибрагим аль-Хамиди, кроме того, цитирует в своей работе послание ( рисала ), приписываемое Ибн Хавшабу. [20]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Точная причина осуждения Ибн аль-Фадла неизвестна; возможно, это были личные амбиции, вызванные его многочисленными успехами, [26] или разочарование в аль-Махди, особенно после того, как он отправил явно поддельную генеалогию общине йеменских исмаилитов, и его заявление о том, что, хотя он действительно был махди , его приход не должен был возвещать последние дни , как обычно предполагалось, а просто возобновите ислам и восстановите истинную линию имамов на их законном месте. [38] [39] Майкл Бретт предполагает, что история о совместной миссии Ибн Хавшаба и Ибн аль-Фадла могла быть выдумкой, хотя он подчеркивает, что рассматриваемые доктринальные вопросы неясны. [40] Фархад Дафтари называет Ибн аль-Фадла «карматом», что указывает на его несогласие с утверждениями аль-Махди, как и с первоначальными карматами в 899 году. [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Маделунг 1991 , с. 438.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 1991 , стр. 38.
- ^ Дафтари 2007 , с. 89.
- ^ Хальм 1991 , стр. 28–29.
- ^ Хальм 1991 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Дафтари 2007 , стр. 107–108.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 108, 132–133.
- ^ Хальм 1991 , стр. 39–40.
- ^ Хальм 1991 , стр. 61.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 1991 , стр. 42.
- ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 419–421.
- ^ Jump up to: а б Ландау-Тассерон 2010 , с. 424.
- ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 422.
- ^ Jump up to: а б Ландау-Тассерон 2010 , стр. 421, 424.
- ^ Орел 1994 , стр. 111, 114.
- ^ Хальм 1991 , стр. 42, 55.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 1991 , стр. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Маделунг 1991 , с. 439.
- ^ Хальм 1991 , стр. 42, 44.
- ^ Бретт 2017 , с. 17.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 125–128.
- ^ Хальм 1991 , стр. 44–47, 99–115.
- ^ Хальм 1991 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с Ландау-Тассерон 2010 , с. 427.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 1991 , стр. 56.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 56–57.
- ^ Хальм 1991 , стр. 56, 176.
- ^ Маделунг 1991 , стр. 438–439.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хальм 1991 , стр. 177.
- ^ Хальм 1991 , стр. 27–29.
- ^ Хальм 1991 , стр. 64–67.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 176.
- ^ Хальм 1991 , стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 178.
- ^ Хальм 1991 , стр. 146–147, 178.
- ^ Бретт 2017 , стр. 22, 24, 36–37.
- ^ Бретт 2001 , с. 77.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 122, 125.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 1991 , стр. 179.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 198–199.
- ^ Jump up to: а б Солома 1998г .
- ^ Хадж 2008 .
- ^ Бретт 2017 , с. 31.
- ^ Дафтари 2004 , стр. 6, 117.
- ^ Дафтари 2004 , стр. 6, 17, 121–122.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 9004117415 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2004). Исмаилитская литература: библиография источников и исследований . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1386-5 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Орел, АБДР (1994). «Аль-Хади Яхья б. аль-Хусейн б. аль-Касим (245–98/859–911): биографическое введение, предыстория и значение его имамата» . Новые арабские исследования . 2 : 103–122. ISSN 1351-4709 .
- Хаджи, Хамид (2008). «Джафар Б. Мансур-аль-Яман » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XIV: Исфахан IX – Джоббаи . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 349. ИСБН 978-1-934283-08-0 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Хальм, Хайнц (1998). «ЭБН ХАВШАБ, АБУЛ-КАСЕМ ХАСАН » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том VIII: Эбн Айяш – Этешад-аль-Салтана . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 28–29. ISBN 978-1-56859-058-5 .
- Ландау-Тассерон, Элла (2010). «Аравия». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 397–447. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Маделунг, Уилферд (1991). «Мансур аль-Яман» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 438–439. ISBN 978-90-04-08112-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хальм, Хайнц (1981). «Сират ибн Хаушаб: Исмаилитский да'ва в Йемене и Фатимиды». Мир Востока (на немецком языке). 12 :107-135. ISSN 0043-2547 . JSTOR 25683010 .
- Джива, Шаинул (1988). «Происхождение деятельности исмаилитского дава в Йемене». Бюллетень Британского общества ближневосточных исследований . 15 (1): 50–63. дои : 10.1163/19585705-12341302 . JSTOR 43577567 .