Jump to content

Ибн Хавшаб

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Абу'л-Касим аль-Хасан ибн Фарадж ибн Хавшаб ибн Задан ан-Наджар аль-Куфи ( араб . Абу аль-Касим аль-Хасан ибн Фарадж ибн Хушб Зазан аль-Куфи ; умер 31 декабря 914 г.), более известный просто как Ибн Хавшаб , или по его почетному титулу Мансур аль-Яман ( араб . منصور اليمن , букв. «Завоеватель Йемена»), был старшим исмаилитским миссионером ( даи ) из окрестностей Куфы . В сотрудничестве с Али ибн аль-Фадлом аль-Джайшани он установил исмаилитское вероучение в и большую часть этой страны в 890-х Йемене завоевал и 900-х годах, когда время еще скрывалось. После того, как аль-Махди публично провозгласил себя в Ифрикии в 909 году и основал Фатимидский халифат , Ибн аль-Фадл восстал против него и заставил Ибн Хавшаба занять подчиненное положение. Жизнь Ибн Хавшаба известна из написанной им автобиографии, а более поздняя исмаилитская традиция приписывает ему два богословских трактата.

Происхождение и обращение в исмаилизм

[ редактировать ]

Ибн Хавшаб родился в деревне недалеко от канала Нахр-Нарс , в окрестностях Куфы на юге Ирака . [1] [2] Его происхождение неизвестно, хотя более поздняя исмаилитская традиция считала, что он был потомком Муслима ибн Акила ибн Аби Талиба (племянника Али ибн Аби Талиба ). [1]

Источники расходятся во мнениях о его профессии, изображая его ткачом или плотником. [2] Он происходил из семьи, которая была приверженцами двунадесятного шиизма . По его собственному сообщению, он переживал кризис веры после смерти одиннадцатого Хасана имама аль-Аскари в 874 году, по-видимому, не имея потомства мужского пола. [2] В конце концов, двунадесятники уверовали в маленького сына аль-Аскари как в двенадцатого и скрытого имама (отсюда и название «двунадесятники»). [3] который однажды вернется в качестве Махди , мессианской фигуры исламской эсхатологии , который, согласно легенде, свергнет узурпировавших халифов Аббасидов и разрушит их столицу Багдад , восстановит единство мусульман, завоюет Константинополь , обеспечит окончательное торжество ислама и установит Царство мира и справедливости. [4] Однако в первые годы после смерти Хасана аль-Аскари эта вера еще не утвердилась твердо. Как и Ибн Хавшаб, многие шииты сомневались в утверждениях о двенадцатом имаме и были еще больше деморализованы политическим бессилием и квиетизмом руководства двунадесятников. [5] [6] В этом климате милленаризм исмаилитов, проповедовавших скорое возвращение махди и начало новой мессианской эры справедливости и откровения истинной религии, был очень привлекателен для недовольных двунадесятников. [7]

По его собственным словам, Ибн Хавшаб был обращен в конкурирующую исмаилитскую ветвь шиизма стариком, который пришел к нему, когда он изучал Коран на берегу Евфрата . [8] Сторонники Фатимидов утверждают, что агентом ( даи ), о котором идет речь, был Фируз. [1] который был главой даи в штаб-квартире движения в Саламие и главным доверенным лицом ( баб , «ворота») скрытого исмаилитского имама , [9] тогда как антифатимидская карматская традиция утверждает, что это был Ибн Абил-Фаварис, лейтенант Абдана, главного даи Ирака. [1]

Вскоре после этого Ибн Хавшаб утверждает, что он встретил исмаилитского имама, тайно жившего тогда в Саламие. [10] После того, как его обучение было завершено, ему было поручено распространить веру исмаилитов в Йемене . К нему присоединился недавно обращенный уроженец Йемена Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани , и он отправился в путь в конце мая или начале июня 881 года. [1] [10]

Миссия в Йемен

[ редактировать ]
Ибн Хавшаб находится в Йемене.
Саада
Саада
Забид
Забид
Таиз
Таиз
Шибам
Шибам
Аден
Аден
Занятие
Занятие
Джейшан
Джейшан
Основные города Йемена в 9 веке

Два миссионера направились в Куфу , где присоединились к караванам паломников , толпы которых, собранные со всех уголков исламского мира, позволили им путешествовать анонимно. Завершив ритуалы паломничества в Мекке , двое мужчин прибыли в северный Йемен в августе 881 года. [10] Йемен в то время был неспокойной провинцией империи Аббасидов. Власть халифа традиционно была слабой и в основном ограничивалась столицей Саной , в то время как в остальной части страны сохранялись межплеменные конфликты, иногда относящиеся к доисламским временам. [11] На момент прибытия Ибн Хавшаба и Ибн аль-Фадла страна была политически раздробленной и лишь частично находилась под сюзеренитетом Аббасидов. [12] Большая часть внутренних территорий принадлежала династии Юфиридов , которая как сунниты признавала Аббасидов. После захвата Саны в 861 году их власть простиралась от Саады на севере до аль-Джанада [ ар ] (к северо-востоку от Таиза ) на юге и Хадрамаута на востоке. [13] Соперничающая династия Зиядиды , также номинально лояльная Аббасидам, владела Забидом на западной прибрежной равнине и временами осуществляла значительный контроль над обширными частями страны. [14] Семья Манахи правила южными горными районами вокруг Таиза, в то время как в северных частях страны фактически доминировали враждующие племена, никому не подчинявшиеся. [14] Отсутствие политического единства, удаленность провинции и ее труднодоступная местность, а также глубоко укоренившиеся шиитские симпатии среди местного населения сделали Йемен «явно плодородной территорией для любого харизматического лидера, обладающего упорством и политической проницательностью для реализации своих амбиций». ". [15]

Пройдя через Сану и Аль-Джанад, Ибн Хавшаб некоторое время оставался в Адене , где выдавал себя за торговца хлопком. [1] [16] Ибн Хавшаб, очевидно, был старшим из них двоих. [17] [18] но в какой-то момент Али ибн аль-Фадл покинул его, переехав в свой родной город Джайшан (недалеко от современной Катабы [ ар ] ), где самостоятельно начал свою миссию в горах Джебель Яфии. [19] [20] Ибн Хавшаб, похоже, не добился большого успеха в привлечении новообращенных в Адене. Когда он встретил некоторых прошиитских членов северного клана Бану Муса , которые были открыты для его учения и пригласили его присоединиться к ним на их родине, он покинул Аден и поселился в деревне Адан Лаа, к западу от Саны. 'а. [21] Там Ибн Хавшаб поселился в доме шиитского партизана, погибшего в застенках Юфиридов, женился на его осиротевшей дочери, [19] а в 883/4 году начал свою общественную миссию ( дава ), провозгласив скорое появление Махди . [1]

Карта фрагментированной империи Аббасидов ок. 892 г. , территории, все еще находящиеся под прямым контролем центрального правительства Аббасидов, обозначены темно-зеленым цветом, а территории, находящиеся под автономными правителями, придерживающимися номинального сюзеренитета Аббасидов, выделены светло-зеленым цветом.

Как и в других регионах исламского мира, этот призыв вскоре привлек множество последователей. Широко распространенные милленаристские ожидания того периода совпали с глубоким кризисом Аббасидского халифата (анархия в Самарре , за которым последовало Занджское восстание ), а также с недовольством среди многих приверженцев Двенадцати, что усилило привлекательность революционного исмаилитского послания. [22] [6] Ибн Хавшаб быстро принял множество новообращенных, среди которых прежде всего была семья его жены: один из ее двоюродных братьев, аль-Хайсам, был отправлен даи в Синд , положив начало долгой истории присутствия исмаилитов на Индийском субконтиненте. [19] Кроме того, Абдаллах ибн аль-Аббас аль-Шавири был отправлен в Египет ; Абу Закария аль-Тамами в Бахрейн ; и другие в Ямаму и некоторые части Индии (скорее всего, в Гуджарат ). [20] Самым влиятельным среди даи , обученных и посланных Ибн Хавшабом, был Абу Абдаллах аш-Шии , уроженец Саны. По указанию Ибн Хавшаба в 893 году он уехал в Магриб , где начал прозелитизм среди кутамских берберов . Его миссия оказалась чрезвычайно успешной. При поддержке Кутамы в 903 году он смог поднять восстание против аглабидских эмиров Ифрикии , кульминацией которого стало их свержение и создание Фатимидского халифата в 909 году. [23] [24]

К 885 году исмаилитский даав был достаточно силен, чтобы Ибн Хавшаб запросил и получил разрешение от Саламии собрать войска и открыто участвовать в военной борьбе за власть. [25] В 885/6 году, после отражения атаки местных войск Юфиридов, Ибн Хавшаб и его последователи построили укрепленную крепость в Абр Мухарраме у подножия гор Джебель-Масвар (или Мисвар). [1] к северо-западу от Саны. [26] Говорят, что 500 человек работали над постройкой форта за семь дней, и Ибн Хавшаб и пятьдесят наиболее выдающихся его последователей поселились там. [27] Несколько дней спустя он повел своих последователей заселить гору Джабаль аль-Джумайма. [27]

From this base, his forces took Bayt Fa'iz at Jabal Tukhla. [1] Это была крепость, господствовавшая над массивом Масвар, которая пала, когда Ибн Хавшабу удалось подкупить часть гарнизона. [27] Крепость Байт-Райб, расположенная примерно в километре и защищенная со всех сторон отвесными скалами, была захвачена с третьей попытки. [27] Вскоре он стал резиденцией и главным оплотом Ибн Хавшаба, который назвал его дар аль-хиджра , букв. ' место убежища ' . [1] [28] Этот термин намеренно перекликался с изгнанием Мухаммеда и его первых последователей из Мекки в поисках защиты в Медине ; косвенно, те, кто присоединился к Ибн Хавшабу, должны были оставить позади коррумпированный мир, чтобы воссоздать более чистую веру, подражая первым мусульманам. [28]

Фотография Шибама (Каукабан) сегодня

Эти три недоступные крепости представляли собой основную территорию, с которой Ибн Хавшаб затем начал распространять свой контроль на близлежащие долины и горы. [29] После захвата горы Джебель-Тайс он назначил даи Абул-Малахима губернатором. Также были захвачены населенные пункты Билад-Шавир, Айян и Хумлан. [1] Первая атака Ибн Хавшаба на столицу юфиридов Шибам провалилась, но вскоре он смог захватить ее благодаря измене внутри стен, но через месяц был вынужден покинуть ее. [30] [31] Точные даты этих операций неизвестны, за исключением общего terminus ante quem в 903 году, но к 892/3 году его положение прочно утвердилось, что в конечном итоге принесло ему почетный эпитет ( лакаб ) Мансур аль-Яман («Завоеватель Йемена»). ') или просто аль-Мансур . [20]

Расширение и столкновение с Ибн аль-Фадлом

[ редактировать ]

Тем временем товарищ-миссионер Ибн Хавшаба, Али ибн аль-Фадл, заручился поддержкой местного правителя аль-Мудхайхиры . С его помощью он расширил свой контроль над горной местностью к северу от Адена. [31] В то же время, в 897 году, в Йемен вошел еще один шиитский лидер: аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , представитель конкурирующей секты зайдитов , который основал государство, базирующееся в Сааде, с самим собой в качестве имама . [12]

В первоначальной доктрине исмаилитов ожидаемым махди был Мухаммад ибн Исмаил . [32] Однако в 899 году исмаилитский даав раскололся, когда карматы отказались от тайного руководства движением в Саламии, когда будущий основатель Фатимидского халифата Абдаллах аль-Махди отказался от идеи возвращения Мухаммада ибн Исмаила и провозгласил себя Махди . [33] [34] И Ибн Хавшаб, и Ибн аль-Фадл остались верны аль-Махди. [31] Абдаллах аль-Махди вскоре был вынужден бежать из Саламии, и в 905 году он колебался между переездом в Йемен или Магриб, оба из которых принимали успешные миссии исмаилитов. [31] Учитывая более поздние события, Вилферд Маделунг предполагает, что сомнения в лояльности Ибн аль-Фадла, возможно, сыграли роль в его окончательном решении выбрать Магриб. [20]

25 января 905 года Ибн аль-Фадл изгнал своего бывшего союзника из аль-Мудхайхиры. [35] Два исмаилитских лидера теперь воспользовались политическим расколом страны для расширения своих владений: в ноябре 905 года Ибн аль-Фадл захватил Сану, что позволило Ибн Хавшабу, в свою очередь, захватить Шибам. [31] [20] За исключением удерживаемого Зайдитами Саады на севере, управляемого Зиядидом Забида на западном побережье и Адена на юге, весь Йемен теперь находился под контролем исмаилитов. [35] В конце 905 года, впервые после прибытия в Йемен 25 лет назад, эти двое мужчин встретились в Шибаме. [31] Маделунг пишет, что встреча «была явно непростой», поскольку Ибн Хавшаб предостерег Ибн аль-Фадла от чрезмерного растягивания своих сил, что последний проигнорировал. [20] Из этих двоих Ибн аль-Фадл был наиболее активным в последующие годы, проводя кампанию по всей стране против тех, кто все еще выступал против да'ва ; [36] но когда он совершил набег на аль-Баяд , Ибн Хавшабу пришлось его поддержать. [20]

И Сана, и Шибам были ненадолго потеряны зайдитским имамом аль-Хади в 906 году, но Шибам был возвращен до конца года, а Сана - в апреле 907 года. [20] [37] В июне/июле 910 года, после того как зайдиты снова заняли Сану, а затем отступили, люди Ибн Хавшаба ненадолго заняли город, но не смогли удержать его из-за своей малочисленности. [20] Вместо этого город пал под властью Юфирида Асада ибн Ибрагима , а затем снова был захвачен Ибн аль-Фадлом в августе 911 года. [20]

Золотой динар халифа аль-Махди, отчеканенный в Кайруане в 912 году.

В этот момент Ибн аль-Фадл публично отказался от верности Абдалле аль-Махди. [а] который проявил себя после успехов Абу Абдаллы аль-Шии и создания Фатимидского халифата в 909 году. [20] [37] Действительно, теперь Ибн аль-Фадл объявил себя долгожданным махди . [18] [17]

Когда Ибн Хавшаб отверг требования своего коллеги присоединиться к нему и раскритиковал его действия, Ибн аль-Фадл выступил против Ибн Хавшаба. Шибам и Джебель-Зухар были взяты в плен, а после нескольких боев Ибн Хавшаб был блокирован в Джебель-Масваре. После восьми месяцев осады, в апреле 912 года, Ибн Хавшаб добился условий и передал своего сына Джафара в заложники. Джафара вернули через год с золотым ожерельем в подарок. [20] [42]

Смерть и последствия

[ редактировать ]

Ибн Хавшаб умер 31 декабря 914 г. [20] [42] за ним в октябре 915 года последовал Ибн аль-Фадл. Обоим мужчинам наследовали их сыновья, но их власть быстро пришла в упадок, и владения Ибн аль-Фадла вскоре были разрушены Юфиридами. [18] [42] На протяжении более века, до прихода к власти династии Сулайхидов , исмаилизм оставался в Йемене в основном подпольным движением с небольшим количеством политических покровителей. [26] [43] Трое сыновей Ибн Хавшаба были отстранены от руководства даи Шавири, и один из них, Джафар, бежал ко двору Фатимидов в Ифрикии, взяв с собой труды своего отца и сам став выдающимся автором раннего периода Фатимидов. [44] [45] Тем не менее, северная йеменская община, основанная Ибн Хавшабом, выжила и стала ядром дальнейшего существования исмаилизма в Йемене до наших дней. [18] [42]

Сочинения

[ редактировать ]

Жизнь Ибн Хавшаба подробно известна из квазиагиографического « Жизнеописания » ( Сира ), написанного либо им самим, либо его сыном Джафаром. [44] [46] Сейчас он утерян, но известен благодаря обширным цитатам более поздних авторов и, по словам историка Хайнца Хальма , «один из наиболее важных источников по истории дава ». [2]

Более поздняя исмаилитская традиция приписала ему два самых ранних известных исмаилитских богословских трактата. [20] Первая из них, Книга праведности и истинного руководства ( Китаб ар-Рушд валь-хидая ), сохранилась только во фрагментах, которые были опубликованы (включая английский перевод) Владимиром Ивановым . Эта работа представляет собой толкование Корана и является одной из самых ранних сохранившихся исмаилитских работ, поскольку в ней до сих пор упоминается Мухаммед ибн Исмаил как ожидаемый махди . [47] Вторую, « Книгу мудреца и ученика» ( Китаб аль-Алим ва'л-гулам ), чаще приписывают его сыну Джафару. Он состоит из серии встреч между новичком и его духовным наставником ( даи ), который постепенно раскрывает скрытое эзотерическое знание ( батин ) своему ученику. [48] Подлинность обеих атрибуций сомнительна. [20] XII века Йеменский даи Ибрагим аль-Хамиди, кроме того, цитирует в своей работе послание ( рисала ), приписываемое Ибн Хавшабу. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. Точная причина осуждения Ибн аль-Фадла неизвестна; возможно, это были личные амбиции, вызванные его многочисленными успехами, [26] или разочарование в аль-Махди, особенно после того, как он отправил явно поддельную генеалогию общине йеменских исмаилитов, и его заявление о том, что, хотя он действительно был махди , его приход не должен был возвещать последние дни , как обычно предполагалось, а просто возобновите ислам и восстановите истинную линию имамов на их законном месте. [38] [39] Майкл Бретт предполагает, что история о совместной миссии Ибн Хавшаба и Ибн аль-Фадла могла быть выдумкой, хотя он подчеркивает, что рассматриваемые доктринальные вопросы неясны. [40] Фархад Дафтари называет Ибн аль-Фадла «карматом», что указывает на его несогласие с утверждениями аль-Махди, как и с первоначальными карматами в 899 году. [41]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Маделунг 1991 , с. 438.
  2. ^ Jump up to: а б с д Хальм 1991 , стр. 38.
  3. ^ Дафтари 2007 , с. 89.
  4. ^ Хальм 1991 , стр. 28–29.
  5. ^ Хальм 1991 , стр. 38–39.
  6. ^ Jump up to: а б Дафтари 2007 , стр. 107–108.
  7. ^ Дафтари 2007 , стр. 108, 132–133.
  8. ^ Хальм 1991 , стр. 39–40.
  9. ^ Хальм 1991 , стр. 61.
  10. ^ Jump up to: а б с Хальм 1991 , стр. 42.
  11. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 419–421.
  12. ^ Jump up to: а б Ландау-Тассерон 2010 , с. 424.
  13. ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 422.
  14. ^ Jump up to: а б Ландау-Тассерон 2010 , стр. 421, 424.
  15. ^ Орел 1994 , стр. 111, 114.
  16. ^ Хальм 1991 , стр. 42, 55.
  17. ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 20.
  18. ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 122.
  19. ^ Jump up to: а б с Хальм 1991 , стр. 44.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Маделунг 1991 , с. 439.
  21. ^ Хальм 1991 , стр. 42, 44.
  22. ^ Бретт 2017 , с. 17.
  23. ^ Дафтари 2007 , стр. 125–128.
  24. ^ Хальм 1991 , стр. 44–47, 99–115.
  25. ^ Хальм 1991 , стр. 55–56.
  26. ^ Jump up to: а б с Ландау-Тассерон 2010 , с. 427.
  27. ^ Jump up to: а б с д Хальм 1991 , стр. 56.
  28. ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 56–57.
  29. ^ Хальм 1991 , стр. 56, 176.
  30. ^ Маделунг 1991 , стр. 438–439.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Хальм 1991 , стр. 177.
  32. ^ Хальм 1991 , стр. 27–29.
  33. ^ Хальм 1991 , стр. 64–67.
  34. ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
  35. ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 176.
  36. ^ Хальм 1991 , стр. 177–178.
  37. ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 178.
  38. ^ Хальм 1991 , стр. 146–147, 178.
  39. ^ Бретт 2017 , стр. 22, 24, 36–37.
  40. ^ Бретт 2001 , с. 77.
  41. ^ Дафтари 2007 , стр. 122, 125.
  42. ^ Jump up to: а б с д Хальм 1991 , стр. 179.
  43. ^ Дафтари 2007 , стр. 198–199.
  44. ^ Jump up to: а б Солома 1998г .
  45. ^ Хадж 2008 .
  46. ^ Бретт 2017 , с. 31.
  47. ^ Дафтари 2004 , стр. 6, 117.
  48. ^ Дафтари 2004 , стр. 6, 17, 121–122.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хальм, Хайнц (1981). «Сират ибн Хаушаб: Исмаилитский да'ва в Йемене и Фатимиды». Мир Востока (на немецком языке). 12 :107-135. ISSN   0043-2547 . JSTOR   25683010 .
  • Джива, Шаинул (1988). «Происхождение деятельности исмаилитского дава в Йемене». Бюллетень Британского общества ближневосточных исследований . 15 (1): 50–63. дои : 10.1163/19585705-12341302 . JSTOR   43577567 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83db022d1a963dfca3aff8653adf46c4__1705148760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/c4/83db022d1a963dfca3aff8653adf46c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibn Hawshab - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)