Абу Абдулла аль-Шии
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу Абдаллах аль-Хусейн ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Закария , [ 1 ] более известный как Абу Абдаллах аль-Шии ( араб . ابو عبد الله الشيعي , латинизированный : Абу Абд Аллах аш-Шии ), был исмаилитским миссионером ( даи ), действовавшим в Йемене и Северной Африке . Ему удалось обратить и объединить большую часть берберского племени Кутама , возглавив их при завоевании Ифрикии с 902 по 909 годы и свержении династии Аглабидов . В конечном итоге это привело к созданию Фатимидского халифата в Ифрикии под руководством имама - халифа Абдуллы аль-Махди Биллаха . Однако Абдулла аль-Махди Биллах быстро поссорился с Абу Абдаллой и 28 февраля 911 года казнил Абу Абдаллу.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Абу Абдаллах аш-Шии родился аль-Хусейн ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Закария в Куфе в Ираке . [ 1 ] Согласно источникам, он, возможно, был одним из первых суфиев или приверженцев шиитов-двунадесятников , прежде чем в 891 году вместе со своим братом Абу'л-Аббасом Мухаммадом был обращен в исмаилитский шиизм местным миссионером ( даи) . ), Абу Али, или, по другим источникам, Хамданом Карматом , лидером иракского отделения исмаилитской миссионерской сети ( да'ва ). [ 2 ] [ 3 ] Абу Абдаллах и Абу'л-Аббас сами стали членами исмаилитской миссионерской сети ( да'ва ), введенные в должность Фирузом, представителем скрытого имама , и вскоре отправленные с миссиями за границу: Абу'л-Аббас в Египет , и Абу Абдалла в Йемен . [ 4 ] Абу Абдаллах присоединился к каравану хаджа в Мекку и присоединился к йеменским паломникам, возвращающимся на родину. Он прибыл туда в апреле 892 года, остался и учился у главного исмаилитского даи в Йемене Ибн Хавшаба , готовясь возглавить миссию в Магрибе . [ 2 ] [ 4 ]
Менее чем через год Ибн Хавшаб снова отправил Абу Абдаллу в Мекку, а оттуда отправиться в Магриб. Согласно обычной практике, его должен был сопровождать другой даи , Абдаллах ибн Абил-Малахиф, но последнего заменил Ибрагим ибн Исхак аз-Забиди. Ибрагим стал лейтенантом Абу Абдаллы, став известным как «меньший лорд» ( ас-сайид ас-сагир ) среди последователей Абу Абдаллы, и оставался с ним до завоевания Ифрикии в 909 году. [ 2 ] В Мекке Абу Абдаллах встретил группу Кутамы берберов , совершавших хадж, которым он представился уроженцем Саны. Согласно более поздним источникам, вовлекая их в дискуссию, он узнал о ситуации на их родине, о слабости правительства Аглабидов за пределами основных территорий Ифрикии , а также о собственном военном потенциале берберов. Увидев возможность, он сумел убедить их пригласить его прийти и преподать им свое учение. [ 2 ] [ 5 ] Современные ученые, с другой стороны, ставят под сомнение историю о незапланированной, случайной встрече, вместо этого подчеркивая, что да'ва и сам Абу Абдаллах сознательно выбрали свои цели: существуют истории о предыдущих шиитских миссионерах, отправленных в Магриб, в партию Кутама входили по крайней мере двое, которые сами были шиитами и, таким образом, были склонны к делу исмаилитов. [ 2 ] [ 6 ] Более того, кутама, в отличие от большинства берберов, не были последователями Ибади хариджита имамата Тахерта ; живя на окраинах оседлого мусульманского общества Ифрикии, они, возможно, были лишь поверхностно исламизированы, сохранив многие языческие обычаи. [ 7 ]
Миссия среди Кутамы
[ редактировать ]Абу Абдаллах сопровождал Кутама обратно на их родину в Малую Кабилию , прибыв туда в июне 893 года. [ 2 ] Его брат Абу'л-Аббас остался в Египте и обеспечивал связь со штаб-квартирой да'ва в Саламии . [ 2 ] Абу Абдаллах заручился защитой клана Сактан и немедленно приступил к своей миссионерской деятельности, основав базу в малонаселенном районе Икджана . [ 2 ] [ 8 ] Даи сделали несколько влиятельных новообращенных в лице вождей Абу Мусы ибн Юнуса аль-Азайи, лидера клана Масальта, и Заки Таммама ибн Муарика, племянника лидера Иджаны. [ 2 ] В то же время его учение вызвало сопротивление не только со стороны приверженцев хариджизма, отвергавших его учение, [ 2 ] но и в результате политического соперничества: поскольку некоторые лидеры кланов или племен присоединились к Абу Абдалле, их враги выступили против него. [ 8 ] В результате ему вскоре пришлось переместить свою оперативную базу из Икджана в Тазрут . [ 2 ] [ 8 ]
Будучи истинным пророком среди невежественного народа, Абу Абдаллах строил свою деятельность по примеру Мухаммеда : Икджан и Тазрут стали «обителью убежища» ( дар аль-хиджра ), его последователей называли «друзьями» ( аулия). ) или «верные» ( муминун ), избранный народ. [ 9 ] Обращение и участие в новом сообществе означало отказ от прежних практик и принадлежностей: под новой доктриной и ее проповедником приверженцы сплотились в единство. Не обращая внимания на прежнюю племенную или клановую принадлежность, Абу Абдаллах разделил своих вооруженных последователей на семь частей ( асба ) и назначил командира ( мукаддам ) над каждой, в то время как вновь назначенным даи было поручено управление районами, находившимися под их контролем. [ 10 ] В соответствии с шиитской практикой пятая часть ( хумс ) всей добычи отводилась мессии ( махди ), когда он должен был прийти в свое царство. Это превратилось в значительное сокровище, которое послужило примером честности даи (он никогда не использовал его и поручил управление им своим офицерам), а также проверкой лояльности для своих офицеров - те, кто его присвоил, были быстро очищается. [ 11 ]
Завоевание Ифрикии
[ редактировать ]
Пока они были ограничены горами Малой Кабилии, действия Абу Абдаллы игнорировались правительством Аглабидов в Раккаде . [ 2 ] Этому самоуспокоению пришел конец в конце 902 года, когда Абу Абдаллах напал и захватил укрепленный город Мила . [ 2 ] [ 12 ] Этот шаг был вызван как силой, так и слабостью: хотя Абу Абдаллах укрепил контроль над большей частью Кутамы, те из их вождей, которые оставались против него, теперь обратились к правительству Аглабидов за поддержкой и военной помощью против даи и его последователи. [ 13 ] Захват Милы вынудил Аглабидов отреагировать, отправив армию на запад, чтобы вернуть город, под командованием принца Абу Абдаллы аль-Ахваля , сына эмира Абдаллы II . Поскольку большая часть регулярных войск последовала за бывшим эмиром Ибрагимом II в Италию, армия состояла в основном из новобранцев; и его прибытие так поздно в этом году означало, что, пока Абу Абдалла отступил в свои горные укрепления, войска Аглабидов не могли следовать за ним по снегу. [ 2 ] [ 13 ] Экспедиция была также обречена на неудачу из-за династических споров Аглабидов: в июле 903 года эмир Абдаллах II был убит своим сыном Зиядат Аллахом III , который затем отозвал и казнил своего брата Абу Абдаллу аль-Ахваля. [ 14 ]
В 904 году Абу Абдаллах захватил еще один крупный город — Сетиф . Эмир Зиядат Аллах III получил юридическое заключение, осуждающее последователей «человека из Саны» как еретиков, но его военный ответ оказался столь же неэффективным, как и предыдущий. Армия под командованием принца Ибрагима аль-Хабаши была отправлена на запад, но перезимовала в Константине , прежде чем к ней присоединились силы Шабиба ибн Аби Шаддада, губернатора приграничной провинции Заб. Ибрагим аль-Хабаши повел объединенную армию Аглабидов в горы, преследуя Кутаму, но при Каюне она была введена в бой и уничтожена людьми Абу Абдаллы. [ 15 ] Правительство Аглабидов немедленно собрало еще одну армию и разместило ее в Аль-Урбусе (византийский Ларибус), преградив путь к Кайруану и Раккаде. Как комментирует историк Майкл Бретт, «это была обороняющаяся армия»; [ 16 ] в результате Абу Абдалла проигнорировал это и вместо этого двинулся против Тубны (древнего Тубунаэ), резиденции Шабиба ибн Аби Шаддада, административного и военного центра на границе Аглабидов и последнего убежища вождей-отступников Кутамы. [ 17 ] Тубна находилась в осаде почти год, прежде чем она капитулировала на условиях в октябре 906 года: гарнизон был пощажен, но вождь-отступник Кутамы Фатх ибн Яхья аль-Масалити был казнен. [ 18 ]
Триумфу даи способствовало восстание армии Аглабидов под предводительством Мудлиджа ибн Закарии в марте 906 года. [ 2 ] Этот военный мятеж ясно показал, что государство Аглабидов распадается, и Абу Абдаллах воспользовался своим преимуществом. [ 2 ] Весной 907 года Кутама разграбили Биллизму , город, контролировавший путь от Тубны до Кайруана; в отличие от Тубны, ее гарнизон не пощадили. [ 18 ] Затем Кутама разбили экспедицию Аглабидов, посланную против них из Багайи , после чего Багайя и Тиджис открыли свои ворота, предоставив Абу Абдалле контроль над проходом из центрального Магриба в Тунис. [ 18 ]
Последним оставшимся оплотом между Кутамой и Кайруаном/Раккадой теперь был Аль-Урбус, где были собраны последние армии Аглабидов. Абу Абдалла провел 908 г. дальше на юг, у Кассерина и Джерида , но в марте 909 г. собрал свои силы для последнего штурма. Армия даи теперь разрослась до огромных размеров, поскольку к ней присоединилось еще много племен; не совсем охотно, так как те, кто отказался, были убиты в отместку. 18 марта 909 года армия Аглабидов была разбита, а жители аль-Урбуса убиты. [ 19 ] [ 20 ] Зиядат Аллах III бежал из своей столицы в Египет, забрав с собой многие из своих сокровищ, но оставив большую часть своего обширного гарема позади и позаботившись о том, чтобы поджечь офисы департамента земельного налога и все содержащиеся в них финансовые отчеты. [ 21 ] [ 22 ] Как только об этом стало известно, разразился хаос: местные жители в течение пяти дней грабили дворцы, и всякая мысль о дальнейшем сопротивлении исчезла. Абу Абдаллах послал вперед тысячу всадников под командованием одного из своих командиров, чтобы положить конец грабежам, и последовал за Кайруаном. Там его встретила делегация знати, сдавшая город. На следующий день, 25 марта 909 года, Абу Абдаллах вошел в Раккаду и поселился во дворце эмира. [ 2 ] [ 23 ]
Регентство и спасение аль-Махди
[ редактировать ]Тем временем скрытый исмаилитский имам и истинный хозяин Абу Абдаллы, будущий халиф аль-Махди Биллах , покинул Саламию, чтобы избежать преследований Аббасидов. С небольшой свитой он направился в Рамлу , а оттуда в Египет, где в течение года в 904–905 годах их приютил старый наставник Абу Абдаллы Абу Али. [ 24 ] [ 25 ] Ввиду успехов Абу Абдаллы аль-Махди решил затем двинуться на запад, в сторону Ифрикии, и присоединился к торговому каравану, идущему на запад, в сопровождении Абу'л-Аббаса Мухаммада. По пути караван подвергся нападению берберских племен, в результате чего Абу'л-Аббас Мухаммад был ранен. В Триполи Абу-л-Аббас Мухаммад был отправлен в Кайруан , столицу Аглабидов, на разведку. Без его ведома новости об аль-Махди и о том, что он был человеком, которого разыскивает правительство Аббасидов, уже достигли города, и он был немедленно арестован. [ 2 ] [ 26 ] Он оставался в тюрьме до весны 906 года, когда ему удалось бежать и уехать в Триполи. [ 2 ] Узнав о судьбе Абу'л-Аббаса, аль-Махди изменил свои планы: вместо того, чтобы пересечь владения Аглабидов и направиться в страну Кутамы, он присоединился к другому каравану, направлявшемуся на запад, огибая южную окраину территории Аглабидов. Его сопровождали только его сын, будущий аль-Каим , и домашний раб. Оказав давление и даже подкупив главу каравана, чтобы тот поторопился, в конце 905 года они прибыли в Сиджилмасу , город-оазис на востоке Марокко , управляемый династией Мидраридов и центр транссахарской торговли. [ 2 ] [ 27 ] Еще до того, как завоевание эмирата Агабидов было завершено, Абу Абдаллах послал отряд Кутамы, чтобы сопровождать своего хозяина в Ифрикию, но их подстерег ибадийский эмир Тахерта, и им пришлось повернуть назад. [ 28 ]
Поскольку его хозяин все еще находился в далекой Сиджилмасе, Абу Абдалле предстояло установить новый шиитский режим в Ифрикии. [ 29 ] Он выдал письмо о помиловании ( аман ) гражданам Кайруана и всем бывшим слугам режима Аглабидов, провел инвентаризацию содержимого дворцов, назначил губернаторов и приказал внести изменения в чеканку монет, призывы к молитве и проповедям, а также официальные печати, отражающие новый режим. Имя нового правителя еще не было названо публично; вместо этого в новых формулах использовались Корана стихи или парафразы , которые превозносили Семью Мухаммеда , исполнение Божьего обещания, победу Божьей истины ( хакк ) и доказательства ( худжа ) Бога. [ 22 ] [ 30 ] Абу'л-Аббас Мухаммад, сбежавший из тюрьмы и вышедший из укрытия после победы своего брата, начал распространять доктрину исмаилитов, проводя диспуты с местными суннитскими юристами в Великой мечети Кайруана . [ 31 ] Абу Абдалла также выбрал нового главного кади (судью) в лице местного шиита Мухаммада ибн Умара аль-Марварруди . [ 32 ]
Как только его правление стало достаточно стабильным, 6 июня 909 года Абу Аббалла выступил из Раккады во главе большой армии, чтобы найти своего господина и передать ему власть. Вместо себя в Раккаде он оставил Абу Заки Таммама ибн Муарика со своим братом Абу'л-Аббасом Мухаммадом в качестве его помощника. [ 33 ] Абу Заки был назначен регентом из-за его влияния на Кутаму, поскольку Абу'л-Аббасу не хватало власти своего брата над берберами; но стало ясно, что на самом деле, особенно в вопросах религии, мнение Абу'л-Аббаса должно было иметь решающее значение. [ 2 ] По пути в Сиджилмасу Абу Абдаллах получил представление от Мухаммада ибн Хазара , лидера кочевников Зената- берберов, [ 33 ] и сверг имамата Рустамида Ибади в Тахерте, поставив там наместника Кутамы. [ 34 ] Узнав о приближении армии Кутамы, эмир Сиджилмасы допросил аль-Махди и поместил под домашний арест вместе с его сыном, но в остальном с ним обращались хорошо. [ 35 ] 26 августа 909 года армия Кутамы достигла Сиджилмасы и потребовала освобождения пленного имама. После непродолжительных столкновений с войсками Мидрарида Эмир аль-Яса бежал из своего города, который был оккупирован и разграблен. Верхом на лошадях и в красивых одеждах аль-Махди и аль-Каим были представлены армии среди криков и слез религиозного восторга. На следующий день, 27 августа, аль-Махди был возведен на трон и встречен войсками. [ 36 ] Как объясняет историк Майкл Бретт, это событие имело двоякое значение: с одной стороны, оно признало халифат аль-Махди, но с другой, оно подтвердило исключительный статус солдат Кутамы как «верных» ( муминун ) или «верных». друзья Бога» ( аулия ), элита, отличная от массы обычных мусульман. [ 22 ]
Падение и смерть
[ редактировать ]Пророческие предания о Махди , хотя и были достаточно распространены, утверждали, что его пришествие будет возвещено небесными знаками и предзнаменованиями, что он будет молодым человеком исключительной красоты и что он быстро и чудесным образом приведет свои армии к победе. Для сравнения, реальность аль-Махди как человека и правителя была разочаровывающей: 35-летний бывший торговец, привыкший к легкой жизни, вину и богатой одежде, чей роскошный образ жизни противоречил суровым доктринам, пропагандируемым Абу Абдаллой и до сих пор за ним следует Кутама. Даже Абу Абдалла раскритиковал своего хозяина, обвинив его в том, что он развращает Кутаму властью, деньгами, роскошью и подарками. [ 37 ] Абу Абдалла никогда не встречался со своим хозяином до отъезда в Сиджилмасу и, очевидно, не знал ни его характера, ни намерений; и теперь он, возможно, чувствовал, по словам историка Майкла Бретта, «как будто его собственное движение было захвачено кем-то совершенно другим». [ 38 ]
Немедленный конфликт был предотвращен, поскольку в июле 910 года Абу Абдаллах был призван возглавить армию на запад. В предыдущие месяцы Сиджилмаса был захвачен Мидраридами, Тахерт снова был осажден Зенатой, и среди Кутамы вспыхнуло восстание. , возглавляемый неким Бабаном. Последний был быстро подчинён лоялистом Кутамой, и Абу Абдалле удалось разгромить Зенату возле Тубны, освободив Тахерта и даже достигнув побережья Средиземного моря у Тенеса . Затем он провел кампанию против племен Зената и Садина в современном центральном Алжире, а затем вернулся в Раккаду зимой 910/11 года. [ 39 ]
Однако в Тенесе среди вождей Кутамы начался заговор: под предводительством Абу Абдаллы они решили противостоять аль-Махди и подвергнуть проверке его притязания. [ 39 ] Источники расходятся в деталях, но Кутама выступил против аль-Махди публично, требуя от него сотворить чудо. Абу Абдаллах, его брат Абу'л-Аббас Мухаммад, Абу Заки и «верховный шейх» Абу Муса Харун открыто обвинили его в мошенничестве и самозванце. [ 40 ] Когда вскоре после этого был убит Абу Муса Харун, другие заговорщики решили убить аль-Махди. Возможно, из-за сомнений Абу Абдаллы или из-за того, что они не смогли договориться о его преемнике, они отложили свои действия. Узнав об их намерениях от командира Кутамы Газвии, аль-Махди двинулся первым. Командиры, лояльность которых вызывала подозрения, были отправлены в миссии за пределы столицы и заменены лояльными, так что 18 февраля 911 года Абу Абдаллах и Абу'л-Аббас Мухаммад были убиты верными солдатами Кутамы в собственном дворце халифа. [ 41 ] [ 42 ] Новость о смерти Абу Абдаллы аль-Шии быстро распространилась. Аль-Махди колебался два дня, но затем казнил оставшихся лидеров Кутамы, участвовавших в заговоре. [ 43 ] Учитывая его жизненно важную роль в создании Фатимидского халифата, Абу Абдаллу устроили официальные похороны с участием аль-Махди; [ 44 ] а профатимидские источники изо всех сил стараются представить его смерть как «прискорбное падение с благодати до сих пор верного слуги, чья вера была наконец побеждена амбициями», вину за которую возлагают на Абу-л-Аббаса и вождей Кутамы. прежде всего Абу Заки; Говорят, что период власти Абу Заки и Абу'л-Аббаса в качестве регентов во время отсутствия Абу Абдаллы развратил их и заставил их бросить вызов своему законному хозяину. [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бретт 2001 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Уокер 2008 .
- ^ Бретт 2001 , стр. 86–87.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт 2001 , с. 87.
- ^ Бретт 2001 , стр. 87–88.
- ^ Бретт 2001 , с. 88.
- ^ Бретт 2001 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2001 , с. 89.
- ^ Бретт 2001 , стр. 89, 105.
- ^ Бретт 2001 , стр. 89–90.
- ^ Бретт 2001 , стр. 90–91.
- ^ Бретт 2001 , стр. 92, 94.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт 2001 , с. 94.
- ^ Бретт 2001 , стр. 94–95.
- ^ Бретт 2001 , с. 95.
- ^ Бретт 2001 , с. 96.
- ^ Бретт 2001 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2001 , с. 97.
- ^ Бретт 2001 , с. 98.
- ^ Хальм 1991 , стр. 111–112.
- ^ Хальм 1991 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2017 , с. 34.
- ^ Хальм 1991 , стр. 113–114.
- ^ Хальм 1991 , стр. 73–76, 86–88.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 123, 125.
- ^ Хальм 1991 , стр. 89–90.
- ^ Хальм 1991 , стр. 90–91.
- ^ Хальм 1991 , с. 121.
- ^ Дафтари 2007 , с. 127.
- ^ Хальм 1991 , стр. 115–117.
- ^ Хальм 1991 , стр. 117–119.
- ^ Хальм 1991 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 122.
- ^ Хальм 1991 , стр. 122, 124.
- ^ Хальм 1991 , стр. 124–125.
- ^ Хальм 1991 , стр. 125–132.
- ^ Хальм 1991 , стр. 148–150.
- ^ Бретт 2001 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 152–153.
- ^ Хальм 1991 , стр. 153–154.
- ^ Хальм 1991 , стр. 154–156.
- ^ Бретт 2001 , с. 109.
- ^ Хальм 1991 , с. 156.
- ^ Бретт 2001 , с. 110.
- ^ Бретт 2001 , стр. 108–110.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11741-5 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Гарсиа-Ареналь, «Мерседес» (2006). Мессианизм и пуританская реформа: Махди мусульманского Запада . Перевод Мартина Бигля. Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-15051-5 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов (на немецком языке Империя Махди ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-35497-1 .
- Уокер, Пол Э. (2008). «Абу Абдаллах аль-Шии» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_SIM_0282 . ISSN 1873-9830 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маделунг, Уилферд; Уокер, Пол Э., ред. (2021). Утверждение имамата: ранние учения Фатимидов на исламском Западе. Критическое издание на арабском языке и английский перевод произведений, приписываемых Абу Абдаллаху аш-Шии и его брату Абу'л-Аббасу . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-0-7556-3732-4 .
- 911 смертей
- Арабские люди 9-го века
- Рождения в 9 веке
- Арабские люди 10-го века
- Люди X века из Ифрикии
- Исмаилитский помост
- Иракские мусульмане-шииты
- Люди, казненные Фатимидским халифатом
- Люди X века из Фатимидского халифата
- Люди из Куфы
- Исмаилиты 9-го века
- Исмаилиты 10-го века
- Люди 9-го века из Ифрикии
- Казни 10 века
- Берберская история