Визирь (Фатимидский халифат)
Визирь араб ( на . وزير , латинизированный : wazīr ) был старшим министром Фатимидского халифата протяжении большей части египетского периода его существования. Первоначально ею владели гражданские чиновники, исполнявшие обязанности главных гражданских министров халифов , что аналогично первоначальной модели, установленной Аббасидами . Когда визиря не назначали, «посредник» ( васита вместо него назначался ). Однако ослабление власти халифа и кризис режима Фатимидов при халифе аль-Мустансире привели к появлению сильных военных, которые доминировали на этом посту с 1070-х годов до конца халифата. Эти «визири меча» также были главнокомандующими армией, которые фактически отстраняли халифов и правили вместо них, часто перехватывая власть у своих предшественников. Последний визирь Саладин упразднил Фатимидский халифат в 1171 году (см. Саладин в Египте ).
История и полномочия
[ редактировать ]В ифрикийский период Фатимидского халифата (909–973) титул « визиря », хотя и распространенный в восточном исламском мире, не использовался. [1] [2] Он был принят после завоевания Египта Фатимидами , где эта должность имела давнюю традицию при автономных династиях Тулунидов и Ихшидидов . [1] [2] Хотя последний ихшидидский визирь Джафар ибн аль-Фурат продолжал выполнять многие из своих прежних функций, завоеватель и наместник Египта Джаухар отказался признать за ним обладание визирьским титулом. [3] Точно так же, когда халиф аль-Муизз ли-Дин Аллах ( годы правления 953–975 ) прибыл в Египет, он предпочел избежать делегирования своих полномочий визирю, хотя и назначил Якуба ибн Киллиса , бывшего чиновника Ихшидидов, руководитель административного аппарата. Это было всего лишь ок. В 979 году халиф аль-Азиз Биллах ( годы правления 975–996 ) дал титул визиря Ибн Киллису, который оставался главой администрации до своей смерти в 991 году. [1] [2] [4]
После Ибн Киллиса халифы могли выбирать, назначать ли визиря или поручить дела «посреднику» ( васита ), который выступал посредником между халифом и его чиновниками и подданными. [1] В соответствии с общей политикой Фатимидов терпимости к христианам и евреям, [5] несколько визирей были христианами или христианского происхождения, начиная с Исы ибн Настура при аль-Азизе. [6] С другой стороны, евреи, похоже, заняли этот пост только после принятия ислама, и Ибн Киллис является наиболее ярким примером. [6]
Первые визири служили к удовольствию назначившего их халифа и служили примером того, что теоретик права XI века аль-Маварди называл вазир ат-танфидх («визир казни»), фактически являясь, по описанию востоковеда Мариуса, Утка , «агенты по исполнению воли государя». [1] [7] Действительно, их карьера часто была очень короткой: их свергали, заключали в тюрьму, избивали и часто казнили халиф или другие соперники при дворе. [6] В результате, по словам Канарда, «в широком смысле основной характеристикой визиря Фатимидов является ненадежность визирей», с периодами, когда офис быстро переходил из рук в руки. [6] При слабом аль-Мустансире только между 1060 и 1062 годами свои должности занимали пять визирей. [6]
Ситуация изменилась с приходом на эту должность военных лидеров: Бадр аль-Джамали и его преемники обладали всей полнотой власти вместо халифа и представляли вазира аль-Маварди ат-тафвида , «визиря с делегированными полномочиями». Из-за военного прошлого обладателей визиря их также называли «визирями меча и пера» ( wazīr al-sayf wa'l-qalam ) или просто «визирями меча» ( wazīr al-sayf). ). [1] [7] «Визири меча», доминировавшие в последнее столетие существования Халифата, были одновременно главными министрами, отвечающими за всю гражданскую администрацию, главами армий ( амир аль-джуюш ), ответственными за все судебные вопросы в качестве главнокомандующих. кади и даже по всем религиозным вопросам в качестве главного миссионера ( даи ад-духат ). [8] По мере того как власть визирей росла и затмила власть халифов, они даже приняли на себя титул «короля» ( аль-малик ), за которым следовал эпитет. [6] [а]
С начала XII века была создана должность Сахиб аль-баба или главного камергера, которая пришла сразу после визиря, взяв на себя некоторые обязанности последнего, когда визирь не был «человеком с мечом». Описанный как «второй визирь», офис служил плацдармом для настоящего визиря Абу'л-Фатха Яниса , Ридвана ибн Валахши и Диргама . [10] [11]
Резиденции
[ редактировать ]Ибн Киллис основал свою официальную резиденцию ( дар аль-вазара ) в юго-восточной части Каира , недалеко от ворот Саада, квартала, который в честь Ибн Киллиса стал известен как аль-вазирия . [12] Здание было не только резиденцией визиря, но и резиденцией фискальных бюро ( диванов ), а также складских помещений для одежды, казны, книг и напитков. Каждым из последних руководил контролер ( нацир ), а сам дар аль-вазара также имел своего управляющего ( зимам ). [13] Дар аль-Вазара был отголоском халифских дворцов и включал в себя небольшую мечеть для молитв и кухни для банкетов, организованных визирем. [14] По словам историка XV века аль-Макризи , после смерти Ибн Киллиса его резиденция не была снова занята визирем до Абу Мухаммада аль-Язури в 1050 году. Именно тогда она стала настоящим дар аль-вазара , будучи официальная резиденция последующих обладателей этой должности до Бадра аль-Джамали. [15]
Бадр построил новую резиденцию на севере, в квартале Барджаван . Затем это здание перешло в руки его сына и преемника аль-Афдал Шаханшаха , а затем другого сына Бадра, аль-Музаффара Джафара; от него позже был известен дар аль-Мухаффар . удерживал свергнутых Фатимидов Позднее преобразованный в гостевой дом, именно здесь Саладин после свержения династии в 1171 году. [16] Аль-Афдал также построил новый, гораздо более крупный и роскошный дар аль-Вазара , в северо-восточной части города, недалеко от Баб ан-Насра . Первоначально он назывался дар аль-Афдалийя , он был широко известен как «Дом Куполов» ( дар аль-кибаб ), а позже, при аль-Мамуне аль-Батаихи , как дар аль-вазара аль-кубра ( дар аль-вазара аль-кубра). «большой дом визиря»). Это была последняя резиденция визирей Фатимидов до конца династии. [17]
Список визирей
[ редактировать ]Начинать | Конец | Имя | Примечания | Халиф | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
979 | 983 | Якуб ибн Киллис | Новообращенный еврей иракского происхождения | аль-Азиз Биллах (975–996) | [18] |
983 | 983 | Джабр ибн аль-Касим | Чиновник-исмаилит из Магриба служил визирем в течение трех месяцев во время позора и заключения Ибн Киллиса. | [19] | |
983 | 990 | Якуб ибн Киллис | Восстановлен в должности | [18] | |
990 | 991 | Абуль-Хасан Али ибн Умар аль-Аддас | Не визирь, а «гарант» ( Дамин ) государственных дел после смерти Ибн Киллиса. Уволен и заключен в тюрьму из-за бесхозяйственности. | [20] | |
992 | 993 | Абу'л-Фадл Джафар ибн аль-Фадл ибн аль-Фурат | Чиновник -суннит иракского происхождения из длинного рода визирей Аббасидов; он служил визирем при последних Ихшидидах и был оставлен после завоевания Египта. | [21] | |
993 | 996 | Иса ибн Наструс ибн Сурус | Коптско - египетский писец, известный своей эффективностью в сборе налогов. Казнен халифом аль-Хакимом в 1000 году. | [22] | |
996 | 997 | Мухаммад аль-Хасан ибн Аббар ибн Абил-Хусейн | Дворянин Кутамы , подал в отставку после столкновений между группировками турецкой армии и армии Магриби. Первым получил титул почетный амин ад-давла («доверенный слуга государства»). | аль-Хаким би-Амр Аллах (996–1021) | [23] |
997 | 999 | Барджаван | Раб-исмаилит-евнух из Сицилии , назначенный аль-Азизом наставником аль-Хакима, но пришедший к власти только после ухода Ибн Аммара. Его великая сила привела к тому, что его убили по приказу аль-Хакима. | [24] | |
999 | 1002 | аль-Хусейн ибн Джаухар | Сын Джаухара , завоевателя Египта. Со-визирь с Фахдом ибн Ибрагимом носил титул «главнокомандующий» ( каид аль-куввад ). | [24] | |
Абуль-Ала Фахд ибн Ибрагим | Христианский писец из Египта. Со-визирь аль-Хусейна ибн Джаухара носил титул ар-раис («вождь» или «палач»). Убит халифом аль-Хакимом. | [25] | |||
1002 | 1010 | должность вакантна | [26] | ||
1010 | 1012 | Зара ибн Иса ибн Настур | Сын визиря Исы ибн Настура, носил титул аш-шафи («целитель»). | [25] | |
1012 | 1014 | аль-Хусейн ибн Тахир аль-Ваззан | Писец иранского происхождения. Не визирь, а васита («посредник») с титулом амин аль-умана («главный секретарь», букв. « секретарь секретарей» ) . Убит лично халифом аль-Хакимом. | [25] | |
1014 | 1014 | аль-Хасан ибн Аби аль-Сайид и Абд ар-Рахман ибн Аби аль-Сайид | занимали пост васиты Братья, чиновники неизвестного происхождения, вместе . Несмотря на репутацию честных людей, оба были убиты халифом после 62 дней пребывания у власти. | [27] | |
1014 | 1014 | Абу'л-Аббас аль-Фадл ибн Джафар ибн аль-Фадл ибн аль-Фурат | Сын визиря Джафара ибн аль-Фурата, занимал пост васиты в течение пяти дней, прежде чем был убит по приказу халифа. | [28] | |
1015 | 1018 | Абуль-Хасан Али ибн Джафар ибн Фалах | Сын генерала Кутамы Джафара ибн Фалаха , близкий друг и любимец аль-Хакима. Наряду с визирем он был губернатором Александрии , Тинниса и Дамиетты , а также префектом полиции ( сахиб аль-шурта ) и инспектором рынков ( хисба ). Он был убит по приказу халифа, когда ехал домой. Получил почетные звания вазир аль-вузар («главный визирь», букв. « Визирь визирей » ), зуль-риасатайн («один из двух главенств»), аль-амир аль-музаффар («победоносный командующий») и кутб ад-давла («ось королевства»). | [28] | |
1018 | 1018 | Саид ибн Иса ибн Настур | Сын визиря Исы ибн Настура и брат Зары ибн Настура. Он обладал обширными полномочиями как «разделитель халифата» ( Касим аль-Хилафа ), имея титулы аль-амин аль-Захир («внешний секретарь»), шараф аль-мульк («честь королевской власти»), тадж аль-маали («корона финансов») и зуль-джадайн («одна из двух рук»). Казнен после пяти месяцев пребывания в должности. | [29] | |
1018 | 1019 | Абу'л-Фатх аль-Масуд ибн Тахир аль-Ваззан | Брат визиря аль-Хусейна ибн Тахира аль-Ваззана. 1-й срок в качестве васита , а не полного визиря. | [29] | |
1020 | 1021 | Абуль-Хусейн Аммар ибн Мухаммад | Исмаилитский чиновник занимал должность васита с титулами аль-амир аль-хатир («выдающийся полководец») и раис аль-руасах («главный палач», букв . «Глава голов » ). Он находился у власти во время исчезновения аль-Хакима и руководил приходом к власти аль-Захира, но был казнен через несколько дней после семи месяцев пребывания у власти. | [29] | |
Аль-Захир ли-Изаз Дин Аллах (1021–1036) | |||||
1022 | 1022 | Муса ибн аль-Хасан | Находился на своем посту в течение девяти месяцев в качестве васита с титулами йадд ад-давла («рука царства») и абул-футух («отец побед»), прежде чем был свергнут, заключен в тюрьму и казнен. | [30] | |
1023 | 1024 | Абу'л-Фатх аль-Масуд ибн Тахир аль-Ваззан | Второе пребывание на посту полного визиря | [29] | |
1024 | 1027 | Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Салих аль-Рузбари | Ветеран-чиновник, служил губернатором Рамлы и Сирии и главой армейского бюро, прежде чем был назначен визирем с титулом Хамид ад-давла ва насихуха («опора и советник королевства»). Несмотря на его преклонный возраст, халиф плохо обращался с ним, который уволил его, а затем восстановил на должности только для того, чтобы снова уволить. | [30] | |
1027 | 1045 | Абу'л-Касим Али ибн Ахмад аль-Джарджари | Член иракской семьи, которая переехала в Египет и стала администратором. Жалобы на него заставили халифа аль-Хакима отрубить ему руки, но аз-Захир назначил его визирем. Он находился у власти, когда умер аз-Захир, и руководил приходом на престол аль-Мустансира, служа его визирем до его смерти. Он носил титулы аль-вазир аль-аджал («самый прославленный визирь»), аль-авхад («уникальный») и сафи амир аль-муминин ва халишатух («истинный и избранный друг предводителя правоверных»). "). | [31] | |
аль-Мустансир Биллах (1036–1094) | |||||
1045 | 1047 | Абу Мансур Садака ибн Юсуф аль-Фалахи | Обращенный еврей, он был близким другом и помощником аль-Джарджараи, который назначил его своим преемником. Тем не менее, ему пришлось разделить свой пост с Абу Саадом аль-Тустари, управляющим матери халифа. Ему удалось устранить своего соперника, но вскоре после этого он был свергнут и убит по наущению матери аль-Мунтасира. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , тадж аль-рияса («корона лидерства»), фахр аль-мульк («слава царской власти») и муштафа амир аль-муминин («избранный из командир верующих»). | [32] | |
Абу Саад аль-Тустари | Первоначальный владелец матери аль-Мунтасира, позже он стал ее главным управляющим. Он был убит по наущению своего со-визиря. | [33] | |||
1048 | 1049 | Абу'л-Баракат аль-Хусейн аль-Джарджараи | Брат визиря Али ибн Ахмада аль-Джарджари, он был непопулярен, поскольку отправил многих в изгнание или тюрьму и конфисковал их имущество. Он был заключен в тюрьму, а затем сослан в Сирию по приказу халифа. Он носил почетные титулы сайид аль-вузар («господин визирей»), Захир аль-аимма («помощник имамов»), сама аль-хулаша («небо искренних») и фахр аль-умма («небо искренних») . слава [мусульманской] общины »). | [34] | |
1049 | 1050 | Абуль-Фадл Саид ибн Масуд | Карьерный писец, он возглавлял сирийское бюро, прежде чем был назначен васитой с титулами «амид аль-мульк» («поддержка королевской власти») и зайн аль-куфат («украшение способных»). | [34] | |
1050 | 1058 | Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Али ибн Абд ар-Рахман аль-Язури | Имея скромное происхождение, он быстро добился известности в качестве управляющего матери аль-Мустансира и был назначен визирем в период тяжелого кризиса. В результате ему удалось добиться нескольких уступок от аль-Мустансира, который стремился дистанцироваться от управления: хотя он был суннитом , аль-Язури был назначен главным исмаилитским миссионером ( даи ад-духат ). После подавления арабского восстания его имя было включено на монеты рядом с именем халифа. Он был заключен в тюрьму и казнен по приказу халифа после истощения казны, в то время, когда Египет страдал от голода, преследуя свои амбиции по захвату Багдада и, наконец, замене халифата Аббасидов Фатимидами. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , аль-авхад , аль-макин («твердый»), сайид аль-вузарах , тадж аль-асфия («венец чистых»), кади аль-кудат. («главный судья», букв . «кади » кади » ) и даи аль-духат («главный миссионер», букв . «даи » даи » ), Салам аль-Маджд («мир славы») и халишат амир аль-муминин («избранный из предводителей правоверных»). | [35] | |
1058 | 1058 | Абу'л-Фарадж Абдулла ибн Мухаммад аль-Бабили | Математик и писатель, работавший писцом у аль-Язури. Он ненадолго сменил его на посту визиря в течение первого из трех сроков пребывания в должности, продолжавшихся два месяца и 14 дней. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , аль-асад («благоприятный»), аль-макин , аль-хафиз («защитник»), аль-амджад («славный»), аль-амин («славный »). заслуживающий доверия»), амид аль-хилафа («опора халифата»), джалал аль-вузарах («слава визирей»), тадж аль-мамлака («венец царства»), вазир аль-имаама ( «советник имамата»), шараф аль-милла («честь религии»), кафил ад-дин («покровитель веры»), халил амир аль-муминин ва халишатух («истинный и избранный возлюбленный командир верующих»). | [36] | |
1058 | 1060 | Абуль-Фарадж Мухаммад ибн Джафар аль-Магриби | Чиновник аль-Язури и заключенный в тюрьму аль-Бабили, он был назначен визирем после увольнения аль-Бабили. Он был первым, кто был вновь принят на работу после увольнения два года спустя, будучи назначен главой канцелярии ( диван аль-иншах ). Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , аль-камиль («совершенный»), аль-авхад и сафи амир аль-муминин ва халишатух . | [37] | |
1060 | 1060 | Абу'л-Фарадж Абдулла ибн Мухаммад аль-Бабили | Второе пребывание на посту визиря - четыре месяца и десять дней. | [36] | |
1061 | 1061 | Абдуллах ибн Яхья ибн Мудаббир | Потомок рода визирей Аббасидов и ученый суфий . Его первое пребывание в должности было недолгим. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , аль-хадил («справедливый»), аль-амир («полководец»), шараф аль-вузарах («честь визирей»), сайид аль-рухасах ( «господин палачей»), тадж аль-асфия , Изиз ад-дин («слава веры»), мугит аль-Муслимин («помощник мусульман») и Халил Амир аль-муминин («возлюбленный командир верующих»). | [38] | |
1061 | 1062 | Абд аль-Карим ибн Абд аль-Хаким | Отпрыск сирийской семьи кади , его правление длилось пять месяцев, прерванное его смертью. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , фахр аль-вузарах («слава визирей»), амид аль-руасах («настоятель палачей»), кади аль-кудат ва даи аль-духат , маджд аль -маали («славное превосходительство»), кафил ад-дин и ямин аль-муминин («правая рука предводителя правоверных»). | [38] | |
1062 | 1062 | Абу Али Ахмад ибн Абд аль-Хаким | Кади . и сын визиря Абд аль-Карима ибн Абд аль-Хакима, став, таким образом, первым визирем Фатимидов, преемником своего отца Умер после 17 дней пребывания в должности, вероятно, естественной смертью. О его жизни ничего не известно, кроме репутации благочестивого человека. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , кади аль-кудат ва даи аль-духат , тикат аль-Муслимин («тот, кому доверяют мусульмане») и Халил Амир аль-муминин . | [39] | |
1062 | 1062 | Абу Абдулла аль-Хусейн ибн Садид | Чиновник из Дамаска , он занимал этот пост шесть месяцев, прежде чем был уволен и вернулся в Сирию в качестве губернатора. Он носил титулы аль-вазир аль-сайид аль-аджалль , аль-камиль и аль-авхад . | [40] | |
1062 | 1062 | Абу'л-Фарадж Абдулла ибн Мухаммад аль-Бабили | Третий срок, пять месяцев, до его смерти. | [36] | |
1063 | Абу Ахмад Ахмад ибн Абд аль-Карим ибн Абд аль-Хаким | Два срока пребывания в должности общей продолжительностью три с половиной месяца, чередующиеся с должностью кади аль-Кудата . Он имел титулы аль-вазир аль-аджалль , аль-авхад , сайид аль-вузарах , маджд аль-асфия («возвышение чистых») и кади аль-кудат ва даи аль-духат . | [40] | ||
Абдуллах ибн Яхья ибн Мудаббир | Второй и краткий срок пребывания в должности, прерванный его смертью. | [38] | |||
Абу Галиб Абд аз-Захир ибн Фадл ибн аль-Аджами | Первый стаж три месяца. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , аль-авхад , аль-асад , тадж аль-вузарах («корона визирей»), аль-амин , аль-макин , шараф аль-куфат («честь визиря») . способные»), зуль-мафахир («гордый») и Халил Амир аль-Муминин . | [40] | |||
аль-Хасан ибн аль-Кади ибн Кудайна | Первый из пяти сроков пребывания в должности между 1063 и 1073 годами, а также шесть раз занимавший должность кади аль-Кудата . Его помнят как жестокого и деспотичного человека. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , аль-авхад , джалаль аль-ислам («слава ислама»), захир аль-имам («внешний [представитель] имама»), кади аль-кудат ва даи. аль-Дуат , Шараф аль-Маджд и Халил Амир аль-Муминин . | [41] | |||
1064 | Абуль-Макарим аль-Мушарраф ибн Асад аль-Бабили | Первый срок два месяца. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , аль-Хадил и Халил Амир аль-Муминин . | [41] | ||
Абу Али аль-Хасан ибн Аби Саад Ибрагим ибн Сахль аль-Тустари | Выходец из богатой купеческой семьи, он был главой казначейства, прежде чем стать визирем на рубеже гг. хиджры 456/457 . Он подал в отставку всего через десять дней. В результате он носил только титулы аль-амид и халам аль-куфат («мир способных»). | [41] | |||
Абу Галиб Абд аз-Захир ибн Фадл ибн аль-Аджами | Второй срок 34 дня. | [40] | |||
1065 | Абуль-Макарим аль-Мушарраф ибн Асад | Второй стаж менее двух месяцев. | [41] | ||
Абу'л-Касим Хибат Аллах ибн Мухаммад ар-Раяни | Два срока по десять дней каждый. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , сайид аль-вузарах , тадж аль-асфия и зукрат амир аль-муминин («заветный друг предводителя правоверных»). | [42] | |||
Абуль-Хасан Али ибн аль-Анбари | Смещен и, возможно, убит менее чем через месяц пребывания на посту. Он носил титулы аль-Асир («неземной») и кафи аль-куфат («самый способный»). | [42] | |||
Абу Али аль-Хасан ибн Садид ад-Даула Зуль-Кафалатайн | Визирь на несколько дней. Он покинул свой пост из-за неуважения, проявленного к нему со стороны чиновников, а также из-за тяжелых условий в королевстве, и отправился в Сирию. Лишь позже он вернулся в Египет и вскоре умер. Он носил титулы аль-вазир аль-аджалль , тадж аль-рияса , Салам ад-дин («мир веры») и сайид аль-садат («верховный господин», букв. « Господин господ». ' ). | [43] | |||
Абу Шуджа Мухаммад аль-Ашраф | Сын Фахра аль-Мулька , визиря при буидском султане Баха ад-Давле , он был очень богат и известен своей честностью. Его первое пребывание в декабре 1064 г. длилось всего два дня, а второе, в январе – феврале 1065 г., около месяца. В 1073 году уехал в Сирию, но был перехвачен и казнён Бадром аль-Джамали . Он носил титулы аль-аджалль , аль-мухам («возвышенный») и фахр аль-мульк . | [44] [45] | |||
1066 | Абуль-Хасан Тахир ибн Вазир | Писец канцелярии, он несколько дней служил визирем, прежде чем покинуть свой пост и перебраться в свой родной город Триполи . Он носил титулы аль-аджалль , аль-ваджих («достойный»), сайид аль-куфат («господин способных»), нафис ад-давла («бесценный [слуга] царства») и Захир. амир аль-муминин («помощник предводителя правоверных»). | [46] | ||
Абу Абдулла Мухаммад ибн Аби Хамид | Отпрыск богатой египетской семьи из Тинниса, он был визирем в течение одного дня, прежде чем был уволен и казнен халифом. Он носил титулы аль-кадир («могучий»), аль-хадил , шамс аль-умам («солнце народов»), сайид руасах аль-сайф ва'ль-калам («повелитель палачей меча». и перо»), тадж аль-ула («высшая корона»), амид аль-худа («поддержка руководства»), шараф ад-дин («честь веры»), гайят аль-ислам валь -Муслимин («помощник ислама и мусульман»), Хамим амир аль-муминин («близкий [друг] предводителя правоверных»). | [46] | |||
Абу Саад Мансур ибн Зунбур | Египетский христианин, он был визирем в течение нескольких дней, прежде чем покинул свой пост, когда армия потребовала зарплаты, поскольку казна была пуста. Он носил титулы аль-аджалль , аль-авхад , аль-макин , аль-сайид , аль-афдал («лучший, высший»), аль-амин , шараф аль-куфат , амид аль-хилафа , мухибб амир. аль-муминин («любовник предводителя правоверных»). | [46] | |||
1066 | 1073 | Точная история визирей в этот период неясна, поскольку они часто менялись и занимали очень короткий срок, так что многие из них даже не были записаны, в то время как другие, такие как Ибн Кудайна, занимали этот пост несколько раз. | [47] | ||
1072 | 1072 | Абу Галиб Абд аз-Захир ибн Фадл ибн аль-Аджами | Третий и последний срок пребывания в должности на фоне рушащегося режима и настолько сильного голода, что о каннибализме сообщалось . Его убили через несколько дней. | [48] | |
1073 | Абуль-Ала Абд аль-Гани ибн Наср ибн Саид ад-Дайф | Ибн ас-Сайрафи сообщает, что он был васитом и находился на своем посту до прибытия Бадра аль-Джамали, но другие авторы оспаривают это: Ибн Муяссар сообщает, что Абд аль-Гани находился на своем посту всего несколько дней, и что Ибн Кудайна был визирем, когда Бадр аль-Джамали прибыл в Каир. Он носил титулы аль-садик («честный»), аль-мумин («верный»), макин ад-давла ва аминуха («твердая опора и слуга государства»). | [49] | ||
аль-Хасан ибн аль-Кади ибн Кудайна | Пятый и последний срок, по словам аль-Макризи, продлится около года. Он был казнен лично Бадром аль-Джамали. | [50] | |||
1074 | 1094 | Бадр аль-Джамали | Армянский гулам и генерал служил до своей смерти. Он носил титулы аль-сайид аль-аджал («самый возвышенный господин»), амир аль-джуюш («командующий армиями»), сайф аль-ислам («меч ислама») и насир аль-имам ( «защитник имама»). | [49] | |
1094 | 1121 | аль-Афдал Шаханшах | Сын Бадра аль-Джамали, он сменил своего отца в последний год его жизни, когда Бадр заболел. После смерти аль-Мустансира он организовал воцарение младшего сына аль-Мустансира аль-Мустали над его старшим братом Низаром . Низар был убит в ходе последовавшей конфронтации, что привело к расколу между низаритской и мусталитской ветвями исмаилизма. После смерти аль-Мустали он посадил своего сына аль-Амира би-Ахкам Аллаха на трон . Во внешней политике его пребывание в должности определялось его непрекращающимися кампаниями против государств крестоносцев в Леванте. Аль-Афдал оставался фактическим правителем Египта до своего убийства в 1121 году. Он носил титулы аль-сайид аль-аджал , аль-афдал , сайф аль-имам («меч имама»), джалал аль-ислам , шараф. аль-анам («честь человечества»), насир ад-дин («защитник веры») и Халил Амир аль-муминин . | [51] | |
аль-Мустали (1094–1101) | |||||
Аль-Амир би-Ахкам Аллах (1101–1130) | |||||
1121 | 1125 | Абу Абдулла аль-Мамун аль-Батаихи | Ранее он был руководителем штаба аль-Афдаля и автором нескольких реформ. Возможно, он был причастен к убийству последнего вместе с халифом аль-Амиром. [52] Как визирь, он приобрел репутацию справедливого и щедрого человека и был покровителем образования; он провел перепись Египта и заказал историю визиря. [53] Его падение в 1125 году было внезапным и остается загадкой, поскольку источники могут только предполагать о причинах; вероятно, аль-Амир возмущался своим обширным авторитетом. Аль-Батаихи был казнен и распят халифом в 1128 году. [54] [55] Он носил титулы аль-сайид аль-аджалль , тадж аль-хилафа («корона халифата»), изз аль-ислам («слава ислама»), фахр аль-анам («слава человечества») и нимам. ад-дин («орден Веры»). | [56] | |
1125 | 1130 | должность вакантна | [57] | ||
1130 | 1130 | Хизар аль-Мульк Хазармард | Фаворит аль-Амира, он был визирем около двух недель после смерти аль-Амира и провозглашения Абу аль-Маджида (будущего халифа аль-Хафиза ли-Дина Аллаха) регентом. Он был свергнут и казнен, когда армия восстала под Кутайфатом . | Регентство Абд аль-Маджида | [58] [59] |
1130 | 1131 | Абу Али Ахмад ибн аль-Афдал Шаханшах (Кутайфат) | Сын аль-Афдаля Шаханшаха, он захватил диктаторскую власть после убийства халифа аль-Амира. Он сохранил Абд аль-Маджида в качестве номинального регента, но вскоре изменил официальную государственную доктрину на двунадесятный имамизм и правил как заместитель ( наиб ) и заместитель ( халифа ) Ожидаемого имама , отодвинув Фатимидов на второй план. Он правил 13 месяцев и 13 дней, прежде чем был убит в результате переворота, организованного недовольной элитой Фатимидов. | [58] [60] | |
1131 | 1132 | Абуль-Фатх Янис | Армянский военный раб -христианин , он сыграл ведущую роль в убийстве Кутайфата и был удостоен должности визиря. Его растущая власть сделала его угрозой для халифа аль-Хафиза, который убил его спустя немногим более девяти месяцев пребывания у власти. | [57] [61] [62] | |
аль-Хафиз ли-Дин Аллах (1132–1149) | |||||
1132 | 1134 | должность вакантна | [58] [63] | ||
1134 | 1134 | Сулейман ибн аль-Хафиз ли-Дин Аллах | Сын и назначенный преемник аль-Хафиза, он умер через два месяца после получения полномочий визиря. | [64] [65] | |
1134 | 1134 | Хайдара ибн аль-Хафиз ли-Дин Аллах | Младший сын аль-Хафиза, он был назначен преемником и визирем после смерти Сулеймана. | [64] [65] | |
1134 | 1135 | Хасан ибн аль-Хафиз ли-Дин Аллах | Младший сын аль-Хафиза, он заставил своего отца назначить его визирем и наследником 19 июля 1135 года. После того, как он убил несколько старших командиров, армия потребовала его казни. Аль-Хафиз отравил его в марте/апреле 1135 года. | [64] [66] | |
1135 | 1137 | Абу Музаффар Бахрам аль-Армани | Армянский христианин. Благосклонность, которую он оказывал христианам, и особенно поощрение армянской иммиграции, привели к антихристианской реакции среди мусульманского населения, и в феврале 1137 года он был вынужден покинуть свой пост суннитом Ридваном ибн Валахши . Он носил титулы тадж аль-мулюк («корона королевской власти») и сайф аль-ислам . | [64] [67] | |
1137 | 1139 | Ридван ибн Валахши | Египетский военачальник-суннит и губернатор Аскалона . Он был первым визирем, претендовавшим на титул аль-малик («король»). Его пребывание в должности ознаменовалось заменой христианских чиновников мусульманами и введением ограничений для христиан и евреев. Ридван также стремился свергнуть Фатимидов в пользу суннитского режима, возглавляемого им самим, но ему помешал аль-Хафиз, который поднял против него жителей Каира и армию и изгнал его из столицы. Ридван сдался и был заключен во дворец только для того, чтобы сбежать и возглавить новое восстание в 1148 году, во время которого он был убит по указанию халифа. | [67] [68] [69] | |
1138 | 1149 | должность вакантна | [67] | ||
1149 | 1149 | Наджм ад-Дин Мухаммад ибн Масал | Военный командир из Магриба , он был «надзирателем за делами» ( nāẓir fi'l-umur ) с 1145 года, но стал визирем только после прихода к власти аз-Зафира, занимая этот пост в течение двух месяцев, прежде чем был свергнут и убит аль-Зафиром. -Адиль ибн аль-Саллар после попытки провести чистку армии, чтобы восстановить дисциплину в ее рядах. | аз-Зафир би-Амр Аллах (1149–1154) | [70] |
1149 | 1153 | аль-Адиль ибн аль-Саллар | Он был губернатором Александрии, когда сверг и заменил Ибн Масала. Его пребывание в должности длилось три с половиной года, в течение которых он добился значительных успехов против крестоносцев. Он был убит в результате заговора своего пасынка Аббаса ибн Аби аль-Футуха и товарища последнего Усамы ибн Мункида . | [71] | |
1153 | 1154 | Аббас ибн Аби аль-Футух | Захватил власть после убийства отчима. Он приказал убить халифа аз-Зафира и возвел аль-Фаиза би-Насра Аллаха на трон , но вскоре после этого сам был свергнут. | [72] | |
al-Fa'iz bi-Nasr Allah (1154–1160) | |||||
1154 | 1160 | Талаи ибн Рузик | В течение своего длительного пребывания в должности он был фактическим правителем Египта. Он был покровителем ученых и пытался обуздать армейских командиров, одновременно вовлекая Египет в непрерывную войну против крестоносцев. | [73] | |
аль-Адид ли-Дин Аллах | |||||
1160 | 1162 | Рузик ибн Талаи | Сын Талаи ибн Руззика, он отличался щедрым характером, предоставляя налоговые льготы и снижая сборы за судебные дела. | [73] | |
1162 | август 1163 г. | Шавар ибн Муджир аль-Саади | Арабский военный офицер-суннит вместе с Диргамом убил Руззика ибн Талаи. Он стал визирем в то время, когда режим Фатимидов практически рухнул, а халиф стал чисто символическим присутствием среди распрей различных военачальников. | [74] | |
31 августа 1163 г. | Май/июнь или июль/август 1164 г. | Диргам ибн Амир ибн Сукар аль-Лухами | Суннитский военный офицер из Йемена, выдающийся воин и поэт, он достиг высоких постов при Талаи и Руззике. Он возглавил армию в восстании против Шавара, который был свергнут и бежал в Сирию. Диргам стал визирем с титулом аль-малик аль-мансур («король-победитель»), но не смог заручиться широкой поддержкой своего режима. Когда Шавар вернулся с помощью Ширкуха , он разбил силы Диргама, и начались многочисленные дезертирства. Диргам был схвачен и убит при бегстве из Каира в мае/июне или июле/августе 1164 года. | [75] [76] | |
1163 | 1168 | Шавар ибн Муджир аль-Саади | Восстановленный на второй срок, он не смог справиться с кризисом, возникшим в результате вторжения крестоносцев и военной фракционности в столице. В результате он обратился за помощью к Ширкуху . | [75] | |
1168 | 1169 | Асад ад-Дин Ширкух | Курдский генерал Зенгидов , призванный на помощь Шавару и ставший визирем в награду за отражение крестоносцев. Он умер на своем посту через два месяца. | [75] | |
1169 | 1171 | Саладин | Племянник и преемник Ширкуха, он сверг Фатимидский халифат и вместо этого основал свою собственную династию Айюбидов . | [75] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ С принятием на себя поста визиря сначала Ширкухом , а затем его племянником Саладином , эта практика передалась всем более поздним правителям Айюбидов . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Канард 1965f , с. 857.
- ^ Jump up to: а б с Бьянкис 2002 , с. 188.
- ^ Сайид 1998 , с. 327.
- ^ Сайид 1998 , стр. 327–328.
- ^ Канард 1965f , с. 859.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Канард 1965f , с. 858.
- ^ Jump up to: а б Сайид 1998 , с. 329.
- ^ Canard 1965f , стр. 857–858.
- ^ Канард 1965f , с. 85.
- ^ Сайид 1995 , стр. 831–832.
- ^ Бретт 2017 , с. 269.
- ^ Сайид 1998 , стр. 160, 330, 332.
- ^ Сайид 1998 , с. 330.
- ^ Сайид 1998 , с. 331.
- ^ Сайид 1998 , стр. 331–332.
- ^ Сайид 1998 , стр. 332, 431–432, 531–532.
- ^ Сайид 1998 , стр. 462–467.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , с. 164.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 164, 172.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 164, 172–173.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 164, 173.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 164, 173–174.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 164, 174.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , стр. 164, 175.
- ^ Jump up to: а б с аль-Имад 1990 , стр. 164, 176.
- ^ аль-Имад 1990 , с. 176.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 164, 177.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , стр. 165, 177.
- ^ Jump up to: а б с д аль-Имад 1990 , стр. 165, 178.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , стр. 165, 179.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 165, 179–180.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 165, 180–181.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 165, 180.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , стр. 166, 181.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 166, 181–183.
- ^ Jump up to: а б с аль-Имад 1990 , стр. 166, 183.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 165, 183–184.
- ^ Jump up to: а б с аль-Имад 1990 , стр. 166, 184.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 167, 184.
- ^ Jump up to: а б с д аль-Имад 1990 , стр. 167, 185.
- ^ Jump up to: а б с д аль-Имад 1990 , стр. 167, 186.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , стр. 167, 187.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 168, 187.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 168, 187–188.
- ^ Салех 2002 , с. 390.
- ^ Jump up to: а б с аль-Имад 1990 , стр. 168, 188.
- ^ аль-Имад 1990 , с. 189.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 167, 185–186.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , стр. 168, 189.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 186, 189.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 168, 190–191.
- ^ Хальм 2014 , стр. 132–142.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 191–192.
- ^ аль-Имад 1990 , с. 192.
- ^ Хальм 2014 , стр. 143–165.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 169, 191.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , стр. 169, 192.
- ^ Jump up to: а б с аль-Имад 1990 , с. 169.
- ^ Дафтари 2007 , с. 246.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 246–247.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 247–249.
- ^ Хальм 2014 , стр. 186.
- ^ Хальм 2014 , стр. 186–187.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 187.
- ^ Хальм 2014 , стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б с аль-Имад 1990 , стр. 169, 193.
- ^ Хальм 2014 , стр. 194–198, 220–221.
- ^ Бретт 2017 , стр. 273–275, 277.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 169, 193–194.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 169, 194.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 170, 194.
- ^ Jump up to: а б аль-Имад 1990 , стр. 170, 195.
- ^ аль-Имад 1990 , стр. 170, 195–196.
- ^ Jump up to: а б с д аль-Имад 1990 , стр. 170, 196.
- ^ Canard 1965d , стр. 317–319.
Источники
[ редактировать ]- аль-Имад, Лейла С. (1990). Визирь Фатимидов (979-1172) . Берлин: Клаус Шварц Верлаг. ISBN 3-922968-82-1 .
- Бьянкис, Т. (2002). «Вазир. I. В арабском мире 2. Фатимидский халифат» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 188–190. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1346 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Канард, Мариус (1965). «Диргхам» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 317–319. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_1874 . OCLC 495469475 .
- Канард, Мариус (1965). «Фатимиды» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 850–862. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0218 . OCLC 495469475 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (2003). в Египте, 973–1074 гг. (на немецком языке Халифы Каира: Фатимиды ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. дои : 10.17104/9783406661648-1 . ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Салех, Абдель Хамид (2002). «Ибн Ахалаф» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 390. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8656 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Сайид, Айман Ф. (1995). «Сахиб аль-Баб» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 831–832. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6466 . ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Сайид, Айман Фуад (1998). Столица Египта до эпохи Фатимидов. Аль-Кахира и аль-Фустат: Очерк топографической реконструкции . Beiruter Texte und Studien (на французском языке). Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг . ISBN 3-515-05716-1 .
- Уокер, Пол Э. (2018). «Был ли Фатимид Амир аль-Джуюш на самом деле вазиром? » . В Дафтари, Фархад; Джива, Шаинул (ред.). Фатимидский халифат: многообразие традиций . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris , совместно с Институтом исмаилитских исследований . стр. 80–93. ISBN 978-1-78831-133-5 .