Jump to content

аль-Мустали

аль-Мустали Биллах
Фотография двух сторон золотой монеты с круглыми арабскими надписями.
Золотой динар, отчеканенный в Фустате во имя аль-Мустали, 1099/1100 гг.
Имам халиф Фатимидского халифата
Царствование 1094–1101
Предшественник аль-Мустансир Биллах
Преемник аль-Амир би-Ахкам Аллах
Рожденный 15/16 сентября 1074 г.
Каир
Умер 11/12 декабря 1101 г.
Каир
Проблема аль-Амир би-Ахкам Аллах
Династия Фатимид
Отец аль-Мустансир Биллах
Религия Мустали Исмаилизм

Абу аль-Касим Ахмад ибн аль-Мустансир ( араб . Абу аль-Касим Ахмад ибн аль-Мустансир ; 15/16 сентября 1074 г. - 12 декабря 1101 г.), более известный под своим царственным именем аль-Мусталли биллах ( Аль-Мустагли би'ллах ( Всевышний в Боге , букв. « Возвышенный Богом » ), девятый фатимидский халиф и девятнадцатый имам [ а ] мусталитского исмаилизма .

Хотя аль-Мустали и не был старшим (и, скорее всего, самым младшим) из сыновей халифа аль-Мустансира Биллаха , он стал халифом благодаря махинациям своего зятя, визиря аль-Афдаля Шаханшаха . В ответ его старший брат и наиболее вероятный кандидат на престол отца Низар поднял восстание в Александрии , но был разбит и казнён. Это вызвало серьезный раскол в исмаилитском движении. Многие общины, особенно в Персии и Ираке , откололись от официально спонсируемой исмаилитской иерархии и сформировали собственное низаритское движение, назвав Низара и его потомков законными имамами.

На протяжении всего своего правления аль-Мустали оставался подчиненным аль-Афдалю, который был фактическим правителем Фатимидского халифата. Основная территория Халифата в Египте пережила период хорошего управления и процветания, но Фатимиды потерпели неудачу в Сирии , где они столкнулись с наступлением турок-суннитов-сельджуков . Аль-Афдалю удалось вернуть портовый город Тир и даже вернуть Иерусалим в суматохе, вызванной приходом Первого крестового похода в северную Сирию. Несмотря на попытки Фатимидов объединиться с крестоносцами против сельджуков, последние продвинулись на юг и захватили Иерусалим в июле 1099 года, закрепив свой успех крупной победой над армией Фатимидов во главе с Афдалем в битве при Аскалоне вскоре после этого. Аль-Мустали умер в 1101 году, и ему наследовал его пятилетний сын аль-Амир .

Происхождение и предыстория

[ редактировать ]

Ахмад, будущий аль-Мустали, родился в Каире 20 мухаррама 467 года хиджры (15 или 16 сентября 1074 года). [ 7 ] [ 8 ] или, возможно, 18 или 20 Мухаррама 468 г. хиджры (2 или 4 сентября 1075 г.) [ 9 ] восьмому халифу Фатимидов , аль-Мустансиру Биллаху ( годы правления 1036–1094 ), и, скорее всего, был самым младшим из всех сыновей аль-Мустансира. [ б ] [ 7 ] [ 11 ] Другой сын аль-Мустансира родился в 1060 году с тем же именем - Абу'л-Касим Ахмад - как и будущий аль-Мустали, и некоторые более поздние источники путают это с датой рождения аль-Мустали. Современные ученые предполагают, что этот старший брат тем временем умер, что позволяет повторно использовать имя аль-Мустали. В одном источнике его называют Абу'л-Касимом Ахмадом «Младшим» (или, возможно, «Самым младшим», т.е. из всех сыновей). [ 9 ] [ 12 ]

На момент его рождения Фатимидский халифат , созданный в Египте со столицей в Каире с 973 года, переживал глубокий кризис: он потерял большую часть Сирии в пользу турок-сельджуков , а в самом Египте происходят столкновения между армией Фатимидов . Турецкие и чернокожие африканские войска привели к распаду центрального правительства и повсеместному голоду и анархии, в результате чего аль-Мустансир остался бессильным номинальным главой, фактически заключённым в своём дворце и в тюрьме. милость военных военачальников. [ 13 ] В январе 1074 года генерал Бадр аль-Джамали принял на себя пост визиря и приступил к восстановлению мира и порядка в стране и отражению вторжения сельджуков, спасая жизнь аль-Мустансира и его династию; но ценой того, что аль-Мустансир делегировал ему все свои полномочия над правительством, армией, религиозной и судебной администрацией. [ 14 ] [ 15 ]

Спорное правопреемство

[ редактировать ]
Фотография рваного белого куска ткани с ткаными декоративными лентами.
Конец тюрбана или шали, изготовленный во время правления аль-Мустали, с тиразом, провозглашающим «скорую победу раба Аллаха и его близкого друга Маадда Абу Тамима , имама Ахмада аль-Касима аль-Мустали би-Аллаха». и его сыновья»

Старший сводный брат Ахмада, Низар ибн аль-Мустансир , очевидно, считался в то время наиболее вероятным преемником их отца, как это было принято до тех пор; [ 7 ] действительно, даже современные историки часто утверждают, что Низар был назначенным [ с ] преемник своего отца. [ 17 ] [ 18 ] На момент смерти аль-Мустансира не было зарегистрировано никакого официального назначения Низара наследником; [ 19 ] [ 7 ] и Бадр аль-Джамали, и его сын и преемник аль-Афдал Шаханшах выступали за воцарение Ахмада. Незадолго до смерти аль-Мустансир дал согласие на свадьбу Ахмада с дочерью Бадра Ситт аль-Мульк. [ 7 ]

Аль-Мустансир умер 29 декабря 1094 года, в день Курбан-байрам , самого важного шиитского праздника. [ 8 ] По словам эпохи мамлюков историка аль-Макризи , аль-Афдал посадил Ахмада на трон и объявил его халифом аль-Муста'ли би'ллах ( букв. « Тот, кого возвысил Бог » ). Затем он вызвал троих сыновей аль-Мустансира — Низара, Абдаллу и Исмаила, очевидно, самых выдающихся среди потомков халифа, — во дворец, где их призвали отдать дань уважения своему брату. Все трое отказались, каждый утверждал, что его отец назначил его преемником. [ 20 ] [ 21 ] Этот отказ, видимо, застал аль-Афдаля врасплох, и братьям даже разрешили покинуть дворец; но пока Абдалла и Исмаил искали убежища в ближайшей мечети, Низар немедленно бежал из Каира. [ 20 ] [ 21 ] Вдобавок к путанице, узнав о смерти аль-Мустансира, Баракат, главный миссионер ( даи ) Каира (и, таким образом, глава исмаилитского религиозного учреждения), провозгласил Абдаллу халифом с царственным именем аль-Муваффак. («Блаженный»). [ 22 ] Однако вскоре аль-Афдал восстановил контроль: Баракат был арестован (а позже казнен), Абдаллах и Исмаил были помещены под наблюдение и в конечном итоге признали Ахмада, а также было проведено большое собрание официальных лиц, которое провозгласило Ахмада имамом и халифом. [ 23 ]

В 1122 году сын и преемник Ахмада аль-Амир ( годы правления 1101–1130 ) издал публичное воззвание аль-Хидая аль-Амирия , чтобы защитить преемственность своего отца, особенно против притязаний сторонников Низара. [ 24 ] В нем он выдвинул несколько аргументов, например, тот факт, что, когда аль-Мустансир отправлял своих сыновей в провинции, чтобы защитить их от беспорядков в столице, это якобы делалось в порядке ранга, причем самые близкие к Каиру были самыми высокими в звание: Абу Абдалла должен был отправиться в Акру ; Абу'л-Касим Мухаммад (отец аль-Хафиза , халифа в 1131–1149 годах) в Аскалон ; Низар в порт Дамиетта ; Ахмаду даже не разрешили покинуть дворец. [ 11 ] [ 25 ] Современные историки, такие как Пол Э. Уокер, отмечают, что это был намеренно неверно истолкованный аргумент, поскольку принцев отослали из-за их защиты, а не из-за их ранга. [ 11 ] По словам Уокера, отправка Абу Абдаллы в Акру, где дислоцировалась сильная армия Бадра аль-Джамали, является, во всяком случае, показателем его высокой важности и желания его отца обеспечить его безопасность. [ 11 ] В то же время, поскольку достоверный аль-Макризи датирует это событие 1068 годом, малолетний сын, оставшийся в Каире, был явно не будущим аль-Мустали, еще не родившимся, а скорее его тезкой старшего брата. [ 11 ]

Другие промусталитские традиции утверждают, что Ахмад был назначен наследником аль-Мустансиром на свадебном банкете Ахмада. Кроме того, по случаю провозглашения аль-Хидайи аль-Амирийи была представлена ​​предполагаемая родная сестра Низара, скрытая за вуалью, которая подтвердила, что на смертном одре аль-Мустансир выбрал Ахмада наследником и оставил его в качестве наследника. завещание одной из сестер Ахмада. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

Современные историки, такие как Фархад Дафтари , считают, что эти истории, скорее всего, являются попытками оправдать и задним числом легитимизировать вступление Ахмада на престол, которое они рассматривают как фактический государственный переворот, совершенный аль-Афдалем. [ 18 ] [ 29 ] Согласно этой точке зрения, аль-Афдал выбрал своего зятя, потому что его собственное положение все еще было ненадежным, поскольку он совсем недавно сменил своего отца Бадра. Ахмад, который был связан с аль-Афдалем своим браком и полностью зависел от него при вступлении на престол, был бы послушным номинальным главой, который вряд ли стал бы угрожать пока еще хрупкой власти аль-Афдаля, пытаясь назначить другого визиря. . [ 18 ] [ 30 ] [ 31 ]

Восстание Низара и низаритский раскол

[ редактировать ]

После бегства из Каира Низар отправился в Александрию , где заручился поддержкой местного правителя и населения и провозгласил себя имамом и халифом с царственным именем аль-Мустафа ли-Дин Аллах («Избранный для религии Бога»). . [ 19 ] [ 32 ] [ 33 ] Сторонники Низара отразили первую попытку аль-Афдаля захватить Александрию, и силы Низара совершили набег на окраину Каира. В конце концов, силы Низара были отброшены в Александрию, которая находилась в осаде, пока Низар и его оставшиеся последователи не были вынуждены сдаться. Их отвезли обратно в Каир, где Низара замуровали и оставили умирать. [ 19 ] [ 32 ] [ 33 ] отправленное королеве Йемена Письмо , Арве ас-Сулайхи , в котором объявляется о вступлении на престол аль-Мустали, дает официально распространяемую версию событий. Согласно письму, как и другие сыновья аль-Мустансира, Низар сначала принял имамата аль-Мустали и воздал ему должное, прежде чем жадность и зависть побудили его восстать. События вплоть до капитуляции Александрии описаны довольно подробно, но о судьбе Низара ничего не упоминается. [ 34 ]

Эти события вызвали горький и постоянный раскол в исмаилитском движении, который длится и по сей день. [ 10 ] [ 35 ] Хотя аль-Мустали был признан фатимидским истеблишментом и официальной исмаилитской миссионерской организацией (да'ва ) , а также зависимыми от него исмаилитскими общинами в Египте, Сирии и Йемене, большая часть исмаилитов Или общины на Ближнем Востоке, особенно в Персии и Ираке , отвергли его вступление. То ли по убеждению, то ли в качестве удобного предлога, персидские исмаилиты под предводительством Хасан-и Саббаха быстро признали Низара законным имамом, разорвали отношения с Каиром и создали свою собственную независимую иерархию ( да'ва джадида , букв . новое призвание » ). Это ознаменовало постоянный раскол исмаилитского движения на конкурирующие ветви мусталитского исмаилизма и низаритского исмаилизма . [ 36 ] [ 37 ] По крайней мере, один из сыновей Низара, аль-Хусейн, бежал в 1095 году вместе с другими членами династии (включая трех других сыновей аль-Мустансира, Мухаммада, Исмаила и Тахира) из Египта в Магриб , где они образовали своего рода оппозиции в изгнании новому режиму в Каире. [ 19 ] [ 33 ] Еще в 1162 году потомки или предполагаемые потомки Низара, казалось, бросили вызов халифам Фатимидов и смогли привлечь значительное количество последователей на основе сохраняющихся лояльных настроений населения. [ 38 ] [ 39 ]

Царствование

[ редактировать ]

На протяжении всего своего правления аль-Мустали подчинялся аль-Афдалю. [ 7 ] По словам египетского историка XIII века Ибн Муяссара , «[аль-Мустали] не вел примечательной жизни, поскольку аль-Афдал руководил государственными делами как султан или король, а не как визирь». [ 40 ] Аль-Афдал даже вытеснил халифа на публичных церемониях, держа аль-Мустали вне поля зрения и запирая его во дворце. [ 41 ]

Аль-Афдал был способным администратором, и его хорошее управление обеспечивало дальнейшее процветание Египта на протяжении всего правления. [ 7 ] восхваляет Аль-Мустали за его честный характер Современный суннитский историк Ибн аль-Каланиси , хотя другие средневековые историки подчеркивают его фанатичную преданность шиизму; похоже, что исмаилитский да'ва был очень активен во время его правления. [ 7 ] Йеменский промустальский религиозный лидер и историк XV века Идрис Имад ад-Дин сохраняет много информации о своих отношениях с исмаилитским да'ва в Йемене, особенно с королевой Арвой и местным даи Яхьей ибн Ламаком. ибн Малик аль-Хаммади . [ 7 ]

Во внешней политике Фатимиды столкнулись с растущим соперничеством с суннитами-сельджуками и поддерживаемым сельджуками халифом Аббасидов аль -Мустажиром : Сельджуки расширили свое правление в Сирии до сектора Газа , а в 1095 году халиф Аббасидов опубликовал письмо, провозглашающее Фатимидов Утверждения о происхождении Алидов являются ложными. [ 8 ] Фатимиды добились некоторых успехов: добровольно подчинив Апамею последовал возврат Тира . на севере Сирии в 1096 году, после чего в феврале/марте 1097 года [ 7 ] [ 42 ] Аль-Афдал также пытался заключить союз с сельджукским правителем Ридваном Алеппо против Дукака , сельджукского правителя Дамаска . [ 7 ] В начале 1097 года Ридван согласился признать сюзеренитет аль-Мустали, а 28 августа прочитал пятничную проповедь от имени халифа Фатимидов. Это вызвало такую ​​негативную реакцию среди других сельджукских правителей Сирии, что Ридван был вынужден отступить через четыре недели и отказался от имени аль-Мустали в пользу аль-Мустажира. [ 8 ] [ 43 ]

Средневековая миниатюра, изображающая нападение на город, с коронованной фигурой на башне в центре.
Взятие Иерусалима крестоносцами, миниатюра XIV века.

В том же 1097 году Первый крестовый поход Сирию и осадил Антиохию вошел в . Аль-Афдал отправил посольство, чтобы установить контакт с крестоносцами, и использовал отвлечение, предоставленное крестовым походом, чтобы восстановить контроль над Иерусалимом у его турецких правителей Артукидов в июле/августе 1098 года. [ 7 ] [ 44 ] Это подвергло Фатимидов обвинениям со стороны суннитских источников в том, что они объединились с крестоносцами; Историк XIII века Ибн аль-Асир даже утверждает, что Фатимиды пригласили крестоносцев в Сирию для борьбы с сельджуками, которые ранее были готовы вторгнуться в сам Египет. [ 8 ] [ 45 ] Полагая, что он достиг соглашения с крестоносцами, аль-Афдаль не ожидал, что они пойдут на юг, и был застигнут врасплох, когда они двинулись против Иерусалима в 1099 году. Город был захвачен после осады 15 июля 1099 года, и последующей поражение армии Фатимидов под личным командованием аль-Афдаля в битве при Аскалоне 12 августа 1099 года подтвердило новый статус-кво . [ 7 ] [ 46 ] В результате наступления крестоносцев многие сирийцы бежали в Египет, где в результате в 1099 или 1100 году разразился голод. [ 7 ]

Аль-Мустали умер 17 сафара 495 года хиджры (11 или 12 декабря 1102 года). [ 7 ] [ 8 ] со слухами, что он был отравлен аль-Афдалем. [ 40 ] У него осталось трое малолетних сыновей, из которых старший, которому не исполнилось пяти лет, аль-Мансур, был быстро провозглашен халифом с царственным именем аль-Амир би-Ахкам Аллах. [ 40 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Имам духовный лидер исламской общины верующих ( уммы ) как преемник Мухаммеда . [ 1 ] После гражданских войн раннего мусульманского периода основная часть суннитов последовала за халифами как за преемниками Мухаммеда и предъявляла мало условий к руководящим должностям. [ 2 ] [ 3 ] С другой стороны, шииты постепенно развили представление об имаме как об единственном, божественно облеченном и направляемом преемнике Мухаммеда, фигуре, наделенной уникальными качествами и живым доказательством ( худжа ) Бога. Эта должность была зарезервирована за членом семьи Мухаммеда , зять Мухаммеда Али ибн Аби Талиб считался первым таким имамом. [ 4 ] [ 5 ] После смерти имама Джафара ас-Садика в 765 году исмаилиты (или семерцы) следовали линии преемственности от сына ас-Садика Исмаила , которая привела к имамам-халифам династии Фатимидов . [ 6 ]
  2. За время своего долгого правления у аль-Мустансира было несколько потомков, но полного списка не существует. Более того, многие из его сыновей разделяли части своих имен, что затрудняло их идентификацию. Историк Пол Э. Уокер подсчитал, что у аль-Мустансира «было как минимум семнадцать сыновей, имена которых мы можем восстановить». [ 10 ]
  3. ^ Концепция обозначения ( насс ) занимает центральное место в ранней шиитской, и особенно исмаилитской, концепции имамата , но она также представляет сложности: поскольку имам обладал непогрешимостью Бога ( исма ), он не мог ошибаться. , особенно в таком важном вопросе, как выбор наследника. Таким образом, назначение наследников, умерших раньше своих отцов, было источником значительного затруднения. Таким образом, возник обычай, согласно которому, хотя наследник мог явно пользоваться преимуществом во время правления его отца, насс часто удерживался незадолго до смерти правящего имама, провозглашался в завещании последнего или оставлялся по завещанию третьему лицу. [ 16 ]
  1. ^ Маделунг 1971 , с. 1163.
  2. ^ Дафтари 2007 , стр. 36–38.
  3. ^ Маделунг 1971 , стр. 1163–1164.
  4. ^ Дафтари 2007 , стр. 1, 39 и след..
  5. ^ Маделунг 1971 , стр. 1166–1167.
  6. ^ Дафтари 2007 , стр. 38, 89–98, 99–100, 507 и далее..
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гибб 1993 , с. 725.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Озкуюмджу 2006 , с. 115.
  9. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , с. 366.
  10. ^ Jump up to: а б Уокер 1995 , с. 249.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Уокер 1995 , с. 251.
  12. ^ Уокер 1995 , стр. 250–251.
  13. ^ Бретт 2017 , стр. 201–205.
  14. ^ Бретт 2017 , стр. 205 и далее..
  15. ^ Хальм 2014 , стр. 17–21, 24–28, 35–37.
  16. ^ Уокер 1995 , стр. 240–242.
  17. ^ Бретт 2017 , с. 228.
  18. ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 241.
  19. ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , с. 90.
  20. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 88.
  21. ^ Jump up to: а б Уокер 1995 , с. 253.
  22. ^ Уокер 1995 , стр. 253–254.
  23. ^ Уокер 1995 , с. 254.
  24. ^ Стерн 1950 , стр. 22–27.
  25. ^ Стерн 1950 , с. 24.
  26. ^ Стерн 1950 , стр. 25–29.
  27. ^ Уокер 1995 , стр. 252, 257.
  28. ^ Хальм 2014 , стр. 154–155.
  29. ^ Бретт 2017 , с. 229.
  30. ^ Уокер 1995 , с. 252.
  31. ^ Бретт 2017 , стр. 228–229.
  32. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 242.
  33. ^ Jump up to: а б с Уокер 1995 , с. 255.
  34. ^ Хальм 2014 , с. 91.
  35. ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243.
  36. ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243, 324–325.
  37. ^ Бретт 2017 , стр. 229–230.
  38. ^ Уокер 1995 , с. 256.
  39. ^ Хальм 2014 , стр. 182–183, 186–187, 221–222, 249.
  40. ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , с. 131.
  41. ^ Хальм 2014 , стр. 164.
  42. ^ Хальм 2014 , стр. 93–94.
  43. ^ Хальм 2014 , с. 94.
  44. ^ Хальм 2014 , стр. 95–96.
  45. ^ Хальм 2014 , с. 95.
  46. ^ Хальм 2014 , стр. 97–101.

Источники

[ редактировать ]
аль-Мустали
Родился: 15/16 сентября 1074 г.   Умер: 12 декабря 1101 г.
Царственные титулы
Предшественник Фатимидский халиф
29 декабря 1094 г. - 12 декабря 1101 г.
Преемник
Титулы шиитского ислама
Предшественник Имам мусталитского исмаилизма
29 декабря 1094 г. - 12 декабря 1101 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b87a34063730faa6cb423c8b2f7184a__1716038520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/4a/8b87a34063730faa6cb423c8b2f7184a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Musta'li - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)