Баб (шиитский ислам)
Термин баб ( араб . باب , букв. «ворота») использовался в раннем шиитском исламе для обозначения старших учеников и уполномоченных заместителей нынешнего имама . [1] Реже этот термин также применяется к самим имамам, а также к Мухаммеду и другим пророкам в исламе . [1]
Происхождение
[ редактировать ]Этот термин появился в 9 веке и обозначал старшего ученика имама, который был его уполномоченным представителем. Учитывая веру в то, что имамы были вдохновлены Богом, этот ученик был «вратами» ( баб ) к имаму и эзотерическим знаниям, которыми он обладал. [1] Считается, что первым таким бабом был Салман Перс , один из сподвижников Мухаммеда. [1] Эта концепция имеет гностические корни и в более поздней литературе обычно приписывается экстремистской ( гулат ) протоисмаилитской группе Мухаммиса , но это не подтверждается реальными текстами 8-го века. [1]
Исмаилизм
[ редактировать ]Этот термин использовался в раннем исмаилитском движении для обозначения «деятеля в иерархии миссионерского движения, который участвовал в проповеди эзотерической интерпретации исламского откровения». [1] Ранний исмаилитский миссионер и писатель Джафар ибн Мансур аль-Яман также применял этот термин к назначенным преемникам имамов, а также к Али ибн Аби Талибу как преемнику Мухаммеда. [1]
После основания Фатимидского халифата в 909 году баб стал рангом в официальной исмаилитской религиозной иерархии ( дава ). [2] эпохи Фатимидов Баб был вторым после фатимидского имама-халифа и также известен под титулом «главного звонящего» ( даи ад-духат ). Последний термин обычно используется в исторических источниках, тогда как исмаилитские источники предпочитают термин баб . Баб выполнял роль посредника ( васита ) между имамом и сообществом верующих. Под началом баба находились двенадцать ходжей («печатей»), которые вели дела дава . [1] [2]
Офис постепенно пришел в упадок и вообще исчез после падения Фатимидского халифата. [2] Насир ад-Дин ат-Туси , который записал иерархию государства низаритов-исмаилитов в 13 веке, упоминает о присутствии чиновника по имени баб-и батин , равного даи ; но в более поздних источниках это звание больше не упоминается. [2]
Двенадцать шиитов
[ редактировать ]Исмаилитский автор X века Ибн аль-Хайсам сообщает, что имамы-двунадесятники назначали управителя своего имамата титулом баб во время меньшинства назначенных ими преемников, но это использование не встречается в современных источниках-двунадесятниках. [1] В источниках Двенадцати этот термин используется только для самих имамов, как «врата, через которые достигается (знание) Бога», по словам ученого Двенадцати века Мухаммада ибн Якуба аль-Кулайни . [1] Поэтому Али часто называют «вратами пророка», который, в свою очередь, является «вратами Бога»; В хадисе сообщается, что Мухаммед сказал: «Я — город знаний, а Али — ворота; войдете ли вы в город иначе, как через его ворота?» [3]
Этот термин применялся к четырем заместителям двенадцатого и последнего имама Мухаммада аль-Махди : Абу Амру Усману ибн Саиду , его сыну Абу Джафару Мухаммаду , Абу аль-Касиму аль-Хусейну ибн Руху ан-Наубахти и Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Самарри . Эти люди, а также несколько соперников, претендовавших на этот пост, служили «вратами» ( абваб ), т. е. представителями скрытого двенадцатого имама в 873–940 гг. Имама После этого была принята концепция Главного Сокрытия , приведшая к оставлению поста баба . [3] Позже богословы-двунадесятники, такие как Насир ад-Дин ат-Туси , пришли к тому, чтобы отвергнуть концепцию ученика, действующего как врата для имама, как это было в случае с исмаилитами, как типичную для гулатов . сект [1]
Алавиты
[ редактировать ]Среди алавитов , чья космология также имеет гностические корни, баб является младшей божественной сущностью в божественной триаде, под самим Божеством, или «Сущностью» ( мана ), и «Именем» ( изм ), или «Завесой». ( Хиджаб ). [4] Согласно алавитской доктрине, эта триада воплощается в последовательных исторических циклах; роль изма , наряду с бабом , состоит в том, чтобы «завуалировать» истинный характер маны : [5] манна — это «молчаливый» имам, изм — это публичный, «говорящий» имам, а баб — врата к имаму. [3] Таким образом, в нынешнем исламском цикле Али является настоящим Божеством, завуалированным Мухаммадом как его изм , а перс Салман — его бабом . [5] У каждого из одиннадцати имамов тогда был свой баб , который выступал посредником между имамом и правоверными. Считается , что основатель секты алавитов Ибн Нусайр был бабом одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари . [5]
Друзы
[ редактировать ]В друзской космологии баб — это воплощение Вселенского разума ( Акл аль-кулл ), который в друзской космической иерархии расположен непосредственно под Богом. Так основатель религии друзов Хамза ибн Али ибн Ахмад провозгласил себя бабом воплощения Бога халифа аль-Хакима би Амр Аллаха . [3]
Бабизм
[ редактировать ]века некоторые из двунадесятников в Иране считали шейха Ахмада аль-Ахсаи , основателя шейхизма , и его преемника Казима Рашти бабом В начале 19- го Скрытого Имама. [3] Эта традиция легла в основу религии бабизма после того, как титул Баб был присвоен ее одноименному основателю Али Мухаммаду Ширази. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Байхом-Дау 2010 .
- ^ Jump up to: а б с д Льюис 1960 , с. 832.
- ^ Jump up to: а б с д и ж МакЭон 1988 .
- ^ Хальм 1995 , стр. 147–148.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 1995 , стр. 148.
Источники
[ редактировать ]- Байхом-Дау, Тамима (2010). «Баб (в шиизме)» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23569 . ISSN 1873-9830 .
- Хальм, Хайнц (1995). «Нусайрия» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 145–148. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0876 . ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Льюис, Бернард (1960). «Баб» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 832–833. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0965 . OCLC 495469456 .
- МакЭоин, DM (1988). «БАБ» . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 3 . стр. 277–278.