Малое затмение
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Портал шиитского ислама |
Малое затмение ( араб . ٱلْغَيْبَة ٱلصُّغْرَىٰ , аль-Гайба аш-сугра ), также известное как Первое затмение ( араб . ٱلْغَيْبَة ٱلْأُول ىٰ , аль-Гайба аль-Ула ), относится в шиитском исламе двунадесятников к периоду почти семидесяти лет ( 874–941 гг. н.э., 260–329 гг. хиджры), во время которого Скрытый имам Мухаммад аль-Махди , как полагают, регулярно общался со своими последователями через четырех последовательных агентов . За этим периодом последовало Большое Оккультирование (с 941 г. по настоящее время), когда нет агента Скрытого Имама, чье новое появление, как ожидают Двенадцать, наполнит землю справедливостью и миром в конце времен.
Историческая справка
[ редактировать ]До своей смерти десятый и одиннадцатый шиитские имамы ( Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари соответственно) находились под пристальным наблюдением в гарнизонном городе Самарра . Аббасидов [ 1 ] [ 2 ] которые, согласно шиитским источникам, часто несут ответственность за отравление двух имамов. [ 3 ] Два имама стали свидетелями упадка халифата Аббасидов. [ 4 ] поскольку имперская власть быстро перешла в руки турок, [ 5 ] особенно после аль-Мутаваккиля . [ 6 ]
Современник десятого имама Аббасид аль-Мутаваккиль жестоко преследовал шиитов. [ 7 ] [ 8 ] отчасти из-за возобновления оппозиции Зайди . [ 9 ] Ограничительная политика аль-Мутаваккиля в отношении десятого имама позже была принята его сыном аль-Мутамидом , который, как сообщается, держал одиннадцатого имама под домашним арестом без каких-либо посетителей. [ 10 ] Вместо этого аль-Аскари, как известно, в основном общался со своими последователями через сеть представителей. [ 8 ] [ 11 ] Среди них был Усман ибн Саид . [ 12 ] который, как говорят, замаскировался под продавца кулинарного жира, чтобы избежать агентов Аббасидов, отсюда и его прозвище аль-Самман. [ 13 ]
Табатабай предполагает, что эти ограничения были наложены на аль-Аскари, потому что халифат узнал о традициях среди шиитской элиты, предсказывая, что одиннадцатый имам станет отцом эсхатологического Махди . [ 14 ]
Подземная сеть
[ редактировать ]Подпольная сеть представителей могла восходить к Джафару аль-Садику , шестому имаму, в ответ на ограничения, наложенные на него Аббасидами. В то время основной целью этой сети был сбор исламской милостыни, такой как хумс и закят . [ 15 ] Сообщается, что Аббасид ар-Рашид провел кампанию арестов в 179 (795 г.) с целью уничтожить эту подпольную сеть, что в конечном итоге привело к аресту Мусы аль-Казима, седьмого имама, и его смерти в тюрьме. [ 16 ]
Ко времени Мухаммада аль-Джавада , девятого имама, некоторые представители взяли на себя административные и военные роли в халифате, практикуя религиозное притворство ( такия ). [ 17 ] Подпольная сеть Али аль-Хади, десятого имама, была весьма развита, особенно в Самарре, Багдаде , Мадаине и Саваде. Однако кампания арестов и последующих пыток со стороны Аббасида аль-Мутаваккиля ( годы правления 847–861 ) могла привести к тому, что халиф обнаружил, что за их действиями стоит имам. Затем аль-Мутаваккиль вызвал имама в Самарру, где за ним держали под пристальным наблюдением и, возможно, под домашним арестом. [ 18 ] По мнению Хусейна, ограничения для более поздних имамов неизбежно расширили роль и авторитет их представителей, особенно их главного агента ( сафира ). [ 19 ] Выполняя определенные функции имамов, эти представители могли надеяться спасти имамов от политического давления Аббасидов. [ 20 ]
Депутаты
[ редактировать ]Сразу после смерти аль-Аскари в 260 г. (873–874 гг.) [ 21 ] Усман аль-Амри ( ум. 880 ) утверждал, что у аль-Аскари был маленький сын по имени Мухаммад, который вошел в состояние оккультизма ( гайба ) из-за угрозы его жизни со стороны Аббасидов. [ 22 ] [ 23 ] Как специальный представитель аль-Аскари, Усман также утверждал, что он был назначен представлять сына одиннадцатого имама. [ 24 ] Шиитская традиция, приписываемая шестому имаму Джафару ас-Садику , утверждает, что эта угроза была специфической для Мухаммада аль-Махди, от которого ожидалось возвышение, в отличие от его предшественников, которые практиковали религиозное притворство ( такия ) и были политически спокойными. [ 25 ] [ 26 ]
Двенадцать источников подробно описывают, что аль-Махди впервые появился на публике, чтобы возглавить поминальную молитву своего отца, а не своего дяди Джафара . [ 27 ] [ 28 ] Также сообщается, что затмение произошло в семейном доме в Самарре, где в настоящее время стоит мечеть, под которой находится подвал ( сардаб ), скрывающий колодец (Бир аль-Гайба, букв. ' ' колодец затмения ). ' ). Говорят, что в этом колодце и исчез аль-Махди. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
В своей новой должности смотрителя офиса имамата [ 32 ] Усман получал петиции и давал на них ответы, иногда в письменном виде. [ 33 ] Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [ 34 ] большинство местных представителей аль-Аскари продолжали поддерживать Усмана. [ 35 ] Однако среди шиитов могли быть сомнения относительно его полномочий собирать и распоряжаться религиозными средствами. [ 34 ]
Позже Усман представил своего сына Абу Джафара Мухаммада ибн Усмана ( ум. 916–17 ) как следующего представителя аль-Махди. [ 36 ] [ 23 ] Абу Джафару, прослужившему около сорока лет, приписывают объединение основных шиитов вокруг сына аль-Аскари, ставшего двенадцатым скрытым имамом. [ 37 ] В свою очередь, в качестве своей замены Абу Джафар назначил Абу аль-Касима аль-Хусейна ибн Руха ан-Наубахти ( ум. 937–38 ), который, как говорят, был весьма уважаемой фигурой при дворе Аббасидов. [ 38 ] Сообщается, что при Абу аль-Касиме связь со Скрытым Имамом возобновилась по прошествии примерно двадцати пяти лет. [ 39 ]
Этот период, позже названный Малым Затмением ( аль-гайбат ас-сугра ), [ 40 ] закончилась примерно через семьдесят лет смертью четвертого агента, Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Самарри ( ум. 940-41 ), [ 39 ] который, как говорят, получил письмо от аль-Махди незадолго до своей смерти. [ 36 ] В письме предсказывалась смерть Абу аль-Хасана через шесть дней и объявлялось о начале полного ( тамма ) затмения. [ 41 ] [ 42 ] [ 39 ] позже названное Большим Затмением ( аль-гайбат аль-кубра ). [ 40 ] В письме, приписываемом аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией. [ 41 ] В письме подчеркивалось, что любой, кто претендует на звание заместителя имама, отныне должен считаться самозванцем. [ 43 ] Сообщается, что это и подобные письма четырем агентам и другим шиитским деятелям были написаны одним и тем же почерком, что позволяет предположить, что они были написаны Скрытым Имамом. [ 44 ]
Шиитская власть в этот период
[ редактировать ]В ранних шиитских источниках число этих агентов не ограничивалось четырьмя. [ 33 ] [ 45 ] Сачедина предполагает, что более поздний акцент в литературе двунадесятников на четырех заместителях ( ан-нувваб аль-арба' [ 42 ] ), вероятно, было связано с их известностью в Багдаде , шиитском центре того времени. [ 46 ] Точно так же Момен считает, что сеть представителей аль-Аскари ( вукала ), вероятно, продолжала действовать во время Малого Затмения аль-Махди. [ 41 ] Действительно, Ибн Бабавайх ( ум. 991 ) говорит о других доверенных лицах Скрытого Имама в разных городах помимо четырех агентов. [ 47 ] Сачедина пишет, что шиитскому сообществу не хватало заметной фигуры, которая могла бы заменить четвертого агента после его смерти. [ 48 ]
Авторитет четырех агентов от имени Скрытого Имама подвергался сомнению со стороны некоторых шиитских деятелей, особенно во время правления третьего агента, ан-Наубахти. [ 46 ] Например, Абу Джафар Мухаммад ибн Али аль-Шалмагани выступил против ан-Наубахти и заявил, что является законным агентом аль-Махди, прежде чем осудить концепцию оккультизма как ложь. [ 49 ] [ 50 ] Другим примером был ученик аль-Аскари по имени аль-Кархи, который позже был осужден в рескрипте, предположительно написанном аль-Махди. [ 46 ] [ 51 ] Четырем агентам также приписывают некоторые чудеса, которые верующие воспринимают как результат их посвящения со стороны Скрытого Имама. [ 47 ]
Шиитское сообщество в этот период
[ редактировать ]В то время затмение аль-Махди, вероятно, не было радикальным изменением для его последователей. Действительно, десятый и одиннадцатый имамы уже фактически находились в тени для большинства шиитов, поскольку халифы Аббасидов держали обоих имамов в Самарре почти изолированными. [ 22 ] Похоже также, что идея оккультизма была устоявшейся концепцией для шиитов, и связанные с ней традиции уже были среди них распространены. Эти традиции предсказывали затмение и возвышение будущего Имама. [ 52 ] [ 53 ] упоминается как аль-Каим ( букв. « тот, кто восстанет » ) и реже как аль-Махди. [ 54 ] [ 55 ] Эти традиции в разные периоды перенимались различными шиитскими сектами. использовали их, Например, вакифиты чтобы доказать, что Муса аль-Казим , седьмой имам, не умер, а находился в затмении. [ 52 ] Еще раньше ныне вымершие кайсаниты отрицали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии и ждали его возвращения. [ 56 ] [ 57 ]
Политическое положение шиитов в Ираке улучшилось после прихода к власти династии Буидов в четвертом (десятом) веке. [ 58 ] [ 59 ] Возможно, именно относительная безопасность шиитов побудила второго агента издать рескрипт о том, что аль-Махди оставался в оккультизме, чтобы избежать бремени обязательств ( байа ) перед несправедливыми правителями того времени, которые были узурпаторами власти. право имама с точки зрения шиитов. [ 58 ] [ 60 ] Ибн Бабавейх ( ум. 991 ) предположил, что ситуация остается неизвестной до нового появления аль-Махди, но также добавил, что большое количество шиитов не обязательно гарантирует его безопасность. [ 61 ]
Тем не менее, многие не ожидали, что затмение продлится дольше шести лет или после сорокового дня рождения аль-Махди. [ 62 ] и это могло способствовать созданию атмосферы сомнений и неуверенности среди шиитов. [ 63 ] По мнению Модарресси , эти сомнения постепенно исчезли из шиитской общины, возможно, благодаря усилиям шиитских традиционалистов в период перехода к Большому Оккультизму. [ 64 ] Эти традиционалисты во многом полагались на пророческие традиции и конкретные интерпретации Корана, чтобы оправдать имамата аль-Махди. [ 65 ] В этот период, возможно, после 295 (908 г.), шиитские традиционалисты также установили число имамов с помощью суннитского хадиса , ходившего задолго до затмения, в котором говорилось, что за пророком последуют двенадцать преемников. Таким образом, Скрытый Имам был также и последним Имамом. [ 66 ] [ 67 ]
См. также
[ редактировать ]- Двенадцать Имамов
- Четырнадцать непогрешимых
- Эсхатология
- Дуа Нудба
- Сокрытие (ислам) о более широкой концепции сокрытия в шиитском исламе.
- Главное затмение , второй период затмения, продолжающийся с 941 года по настоящее время.
- Китаб аль-Гайба (ан-Нумани) , работа на эту тему шиитского ученого-двунадесятника X века Мухаммада ибн Ибрагима ан-Нумани.
- Китаб аль-Гайба (ат-Туси) , работа на эту тему шиитского ученого-двунадесятника XI века аль-Шейха аль-Туси.
- Раджа («возвращение»), сопутствующая концепция возвращения после затмения.
- Новое появление Мухаммеда аль-Махди , концепция возвращения в шиизме-двунадесятнике.
- Признаки появления Махди (в широком исламе)
- Сеть агентов (Викала)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Момент 1985 , стр. 43, 44.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 25, 26.
- ^ Сачедина 1981 , с. 28.
- ^ Сачедина 1981 , с. 25.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 209.
- ^ Сачедина 1981 , с. 26.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 44.
- ^ Амир-Моэцци 2016 , с. 65.
- ^ Сачедина 1981 , с. 29.
- ^ Халмс 2013 .
- ^ Элиаш 2022 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 30.
- ^ Табатабай 1975 , с. 184, 185.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 23, 81.
- ^ Хусейн 1986 , с. 82.
- ^ Хусейн 1986 , с. 83.
- ^ Хусейн 1986 , с. 48.
- ^ Хусейн 1986 , с. 155.
- ^ Хусейн 1986 , с. 156.
- ^ Модарресси 1993 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162, 163.
- ^ Jump up to: а б Клемм 2007 .
- ^ Момент 1985 , с. 162.
- ^ Сачедина 1981 , с. 104.
- ^ Дафтари 2013 , с. 88.
- ^ Момент 1985 , с. 161.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 234.
- ^ Момент 1985 , стр. 161, 162.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 233.
- ^ Глассе 2008 .
- ^ Модарресси 1993 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , с. 92.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 79, 80.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162–164.
- ^ Сачедина 1981 , с. 90.
- ^ Сачедина 1981 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 96.
- ^ Хусейн 1986 , с. 140.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 90, 139, 140.
- ^ Сачедина 1981 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Сачедина 1981 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Амир-Моэцци 2007 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 99.
- ^ Момент 1985 , с. 163.
- ^ Сачедина 1981 , с. 98.
- ^ Модарресси 1993 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 87, 88.
- ^ Амир-Моэцци 1998 .
- ^ Модарресси 1993 , с. 89.
- ^ Сачедина 1981 , с. 61.
- ^ Маделунг 2022 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 96. 97.
- ^ Дафтари 2013 , с. 68.
- ^ Сачедина 1981 , с. 102.
- ^ Сачедина 1981 , с. 105.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 86, 87, 95.
- ^ Модарресси 1993 , с. 96.
- ^ Модарресси 1993 , с. 105.
- ^ Сачедина 1981 , с. 79.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 99, 100.
- ^ Хусейн 1986 , с. 19.
Источники
[ редактировать ]- Маделунг, В. (2022). «Аль-Махди». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Элиаш, Дж. (2022). «Хасан аль-Аскари». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Халм, Х. (1987). «АСКАРИ» . Энциклопедия Ираника . Том. II/7. п. 769.
- Глассе, Сирил, изд. (2008). «Скрытый имам» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 178, 179. ISBN. 9781905299683 .
- Клемм, Верена (2007). ИСЛАМ В ИРАНЕ ix. ДЕПУТАТЫ Махди . Том. ХIV/2. стр. 143–6.
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Сокрытие Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс.
- Модарресси, Хосейн (1993). Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамитско-шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 .
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард, ред. (1970). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2007). «ИСЛАМ В ИРАНЕ vii. КОНЦЕПЦИЯ Махди В ДВЕНАДЦАТИ ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 136–143.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (1998). «ЭСХАТОЛОГИЯ iii. Имамитский шиизм» . Энциклопедия Ираника Том. VIII/6 стр. 100-1 575–581.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2016). Божественное руководство в раннем шиизме: источники эзотерики в исламе . СУНИ Пресс. ISBN 9780791494790 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2013). «ХАСАН АЛЬ-АСКАРИ, АБУ МУХАММАД ХАСАН ИБН АЛИ (ок. 845–74 гг. н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 217. ИСБН 9781135179670 .