Шиитское духовенство
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
В шиитском исламе руководство духовенством (вместе называемым улемами ) и поддержание такой структуры имеет большое значение. Существует несколько ветвей шиизма, из которых двунадесятный шиизм является самой крупной, и каждая из ветвей имеет разные структуры духовенства. Отдельные священнослужители называются муллой или ахундом , но поскольку эти термины приобрели «несколько уничижительный оттенок», по крайней мере, с 1980-х годов, термин рухани «продвигался» как альтернатива, «особенно самим классом священнослужителей». [ 1 ]
Шиллинг
[ редактировать ]Усуоли школа
[ редактировать ]Среди различных школ двунадесятного шиитского ислама — Усули и Ахбари . В конце 18 — начале 19 века усооли «одержали победу» над ахбарскими двунадесятниками . [ 2 ]
Усули Шиит утверждал, что «поскольку только тот, кто потратил время и усилия, чтобы стать муджтахидом, мог знать все детали религиозных обрядов и законов», для «любого, кто сам не был муджтахидом, было обязательным следовать постановлениям» один, чтобы избежать совершения религиозных ошибок. [ 3 ] Они верят, что 12-й Имам приказал им следовать за учёными ( фукахами ), которые: «...охраняют свою душу, защищают свою религию и следуют заповедям своего господина (Аллаха)...» [ 4 ] Следовательно, шиитская община Усули делится на муджтахидов (тех, кто следует своему собственному независимому суждению в религиозном праве) и мукаллидов (тех, кто должен следовать постановлениям муджтахида). Практика следования муджтахиду называется таклидом . По этой причине можно сказать, что духовенство шиитов-двунадесятников Усули пользуется гораздо большим авторитетом в своей религиозной общине, чем суннитские улемы (или ахбари-шиитские улемы) в своей.
Также в результате доминирования усульского шиизма значение и численность муджтахидов возросли. Вплоть до середины XIX века существовало «три или четыре» муджтахида «где угодно и одновременно»; к концу века их было несколько сотен. [ 3 ] Также в XIX веке усовершенствования в области коммуникационных технологий повысили значимость наиболее выдающихся муджтахидов, поскольку «важные или спорные вопросы» больше не нужно было оставлять на усмотрение местных муджтахидов. Таким образом, «небольшое количество выдающихся муджтахидов в Наджафе стали рассматриваться как марджа ат -таклид для определенной области, к которой должны относиться «как «обычные шииты, так и местные муджтахиды». [ 5 ] насчитывалось более 60 признанных марджей По состоянию на 2014 год в мусульманском шиитском мире .
В Иране (самая большая шиитская страна с большинством двунадесятников) и «в меньшей степени» в других шиитских общинах «клерикальный класс [ улемы ] представляет собой довольно самобытную единицу». [ 1 ]
Шииты считают, что изучение исламской литературы — это непрерывный процесс, необходимый для выявления всех законов Бога . [ нужна ссылка ] Они верят, что поиск законов Бога в доступной исламской литературе поможет справиться с любыми обстоятельствами. Они верят, что могут интерпретировать Коран и традиции шиитов-двунадесятников с тем же авторитетом, что и их предшественники. [ нужна ссылка ] Этот процесс иджтихада предоставил средства для решения текущих проблем с исламской точки зрения.
Образование
[ редактировать ]Традиционно (и по состоянию на 1985 год, по крайней мере, в Иране) образование члена улема (и многих других людей) начиналось с начальной школы или мактаба . После завершения этого те, кто хотел стать членами улемов, посещали медресе (религиозный колледж, «вместе именуемый хавза », множественное число хаузат ). [ 6 ] расположены в крупных городах. Самые престижные из них располагались в священных городах Кум , Мешхед и Наджаф . Курс обучения в медресе имеет три уровня: [ 7 ]
- Мукаддамат (предварительный уровень), где они разовьют «хорошее понимание» арабского языка, а их учителями станут «старшие ученики и помощники главных муджтахидов». Этот уровень может занять десять лет или около того. [ 7 ]
- Ас-Сутух (внешний вид) здесь учителями обычно являются недавно отчеканенные муджтахиды, «стремящиеся укрепить свою репутацию», студенты могут выбирать лекции и развивать особый интерес, но должны получить «полное понимание» «двух основных предметов». «, фикх и усул аль-фикх , чтобы перейти на следующий уровень. [ 7 ]
- Дарс аль-Харидж (выпускные классы), студенты в возрасте от двадцати пяти лет и преподавание, проводимое ведущими муджтахидами, «нет стандартных учебников», а стиль преподавания часто «диалектическое вовлечение аудитории». [ 7 ]
Обучение, проживание и питание предоставляются студентам за счет благотворительных пожертвований, пусть и на весьма спартанском уровне. [ 8 ]
Иджаза
[ редактировать ]В отличие от большинства западных программ высшего образования (где неспособность закончить обучение обычно считается неудачей со стороны студента, школы или общества), «лишь небольшой процент» талибов, начинающих обучение в медресе, заканчивают эти курсы и получить иджазу . Вместо этого число талибов сокращается на каждом уровне продвижения по службе, а выбывшие из них переходят на менее требовательные и престижные, но все же уважаемые религиозные роли. Большинство из них в какой-то момент бросают учебу из-за «финансовых или личных соображений», недостатка интеллекта и/или нехватки настойчивости. [ 1 ] Чтобы считаться имеющим иджазу (буквально «разрешение, санкционирование», т.е. разрешение на осуществление иджтихада и, таким образом, его можно назвать муджтихадом ) , студент ( талиб ) должен быть
- а. Зрелость
- б. Из мужского пола
- в. Законное рождение
- д. Вера
- е. Интеллект
- ф. Справедливость (т.е. следование шариату в словах и поступках, его обязанностям и запретам). [ 1 ]
Они должны написать трактат по фикху или усул аль-фикх и получить иджазу от «признанного муджтахида». [ 9 ] «Нередко» получить иджазу до 30 лет, и «нередко» то, что 40- и 50-летние все еще остаются студентами.
Иерархия, типы улемов
[ редактировать ]Улемы намного больше, чем просто «признанные» муджтахиды (т.е. муджтахиды, у которых есть последователи-мусульмане, готовые обращаться к ним по вопросам исламского права). Ниже идут те, кто бросил медресе, «считая себя членами улемов», хотя и зарабатывают себе на жизнь каким-либо нерелигиозным занятием (торговец, ремесленник и т. д.). Другие являются талибами, которые «очевидно» не имели возможности завершить курс обучения и стать муджтахидом в глазах своего муджтихада, и он просит их занять должность муджтихада.
- учитель мактаба
- мулла для села
- пишнамаз (молитвенный руководитель)
- мутавалли (хранитель) святыни или дара
городом, который попросил муджтихада предоставить им один. [ 1 ] Другие профессии, которые часто занимают бросившие школу, хотя им «не обязательно посещать медресе», чтобы стать таковыми,
- ваиш (странствующий проповедник) или
- Рауда-хан (рассказчик трагедии Хусейна в Кербеле). [ 1 ]
Кроме того, есть те, кто получил иджазу , но не стал «признанным», потому что им не хватало покровительства выдающегося муджтахида, престижа среди других студентов, семейных связей или таланта к проповеди и общению. Их иногда называют муджтахид мухтат (муджтахид в состоянии ожидания). [ 1 ]
Иерархия шиитов-двунадесятников «описывается» как иерархия «почтения», то есть улемы более низкого ранга подчиняются улемам более высокого ранга — «выдающимся на местном уровне муджтахиду», который подчиняется «выдающемуся муджтахиду». «( Марджа ат-Таклид) в Наджафе , Куме или Мешхеде . [ 3 ]
- Аятолла (знак Бога) - довольно недавний термин, возникший в 20 веке как титул марджа ат-таклид, но страдающий от инфляции, такой, что после иранской революции 1979 года он использовался «для любого авторитетного муджтахида». [ 10 ]
- Худжату'л-Ислам (доказательство ислама) возник как титул некоторых высокопоставленных муджтахидов XIX века (Сайид Мухаммад Бакир Шафти, Мирза-и Ширази); после иранской революции 1979 года его использовали для «начинающих муджтахидов». [ 10 ]
Тенденция девальвации
[ редактировать ]Титул аятоллы (и другие иранские шиитские титулы) в последние десятилетия «удешевился». [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
По словам Майкла Фишера , иранская революция привела к «быстрому увеличению религиозных титулов», и почти каждого высокопоставленного священнослужителя стали называть аятоллой. [ 14 ]
То же самое явление раньше произошло с титулом Худжат аль-Ислам , который сегодня является менее престижным титулом, чем титул аятоллы. Однако с 19 века его дарили людям, которые были не только муджтахидами , но и наиболее выдающимися священнослужителями того времени. [ 12 ] Сегодня таких титулов называют «десятки тысяч», [ 13 ] которые просто стремятся стать муджтахидом . [ 12 ]
Эта тенденция привела к изобретению нового титула под названием Аятолла аль-Узма ( букв. « Великое знамение Бога » ). [ 13 ] Вначале с последним титулом обращались около полудюжины человек, но по состоянию на 2015 год число людей, претендовавших на этот титул, как сообщается, превысило 50. [ 13 ]
Историческая роль в политике и обществе
[ редактировать ]Современная история
[ редактировать ]Шиитские священнослужители в этот период были тесно связаны с базарами , которые, в свою очередь, были тесно связаны с ремесленниками и фермерами, которые вместе формировали традиционные социально-экономические сообщества и центры общественной жизни с исламскими событиями и функциями, связывая их с священнослужителями, которые интерпретировали исламские законы для урегулирования коммерческих споры и облагали налогом богатых, чтобы обеспечить благосостояние набожным, бедным последователям. Как духовенство, так и миряне организовали череду молитвенных собраний и обрядов. Базары также поддерживали связи с более современными слоями иранского общества, поскольку многие иранские студенты университетов принадлежали к купеческому классу. Но с 1970-х годов иранский шах вызвал защиту и оппозицию базару, пытаясь взять под контроль их автономные советы и маргинализировать духовенство, взяв на себя его образовательную и благотворительную деятельность. Это в сочетании с растущим недовольством общественности и духовенства светской политикой шаха и его зависимостью от иностранных держав, особенно Соединенных Штатов, привело к общенациональная революция , высшим руководством которой стал высокопоставленный священнослужитель аятолла Хомейни и его духовные ученики, которая свергла Пехлеви-шаха и основала Исламскую Республику Иран . [ 15 ]
исмаилиты
[ редактировать ]Имамат в доктрине низаритского исмаилита ( арабский : إمامة ) - это концепция низаритского исмаилизма , которая определяет политические, религиозные и духовные аспекты власти, касающиеся исламского руководства над нацией верующих. Основная функция Имамата – создать институт между Имамом , который присутствует и живет в мире, и его последователями, посредством чего каждому предоставляются права и обязанности. См. также Имамат в доктрине Низаритов для получения дополнительной информации.
Термин Даи аль-Мутлак ( араб . الداعي المطلق ) буквально означает «абсолютный или неограниченный миссионер ». В исмаилитском исламе термин даи использовался для обозначения важных религиозных лидеров, помимо наследственных имамов , а Дава или «Миссия» - это организация клерикального типа. «Дава» с самого начала был термином, обозначающим саму веру исмаилитов. Даи также называют сиеднами. см. у Мустали и Тайяби Дополнительную информацию . Список дай Давуди Бора
Современные ученые
[ редактировать ]Афганистан
[ редактировать ]Азербайджан
[ редактировать ]Бахрейн
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]- Али Наки Накви
- Сайед Али Насир Саид Абакати
- Ага Сайед Юсуф Аль-Мусави Аль-Сафави
- Сайед Акил-уль-Гарави
- Гулам Расул Нури
- Сайед Хамидул Хасан
- Хасан Накви
- Сайед Кальбе Хусейн
- Кальбе Джавад
- Мирза Мохаммед Атар
- Ага Сайед Мохаммад Фазлулла
- Шейх Муса Шариефи
- Ага Сайед Мустафа Мусави
- Сайед Али Ахтар Ризви
- Сайед Саиф Аббас Накви
- Зишан Хайдер Джавади
Иран
[ редактировать ]- Аббас Али Ахтари
- Аббас-Али Амид Занджани
- Аббас Али Караматлу
- Аббас Али Ростами Сани
- Аббас-Али Сулеймани
- Аббас Амирифар
- Аббас Хоссейни Кашани
- Аббас Хаби
- Аббас Махфузи
- Аббас Морнинг
- Аббас Альмохри
- Мохаммад Монтазери
- Аббас
- Аббас Тебризян
- Аббас Ваез-Табаси
- Абдул Фаттах Наваб
- Абдул Хади Хусайни Шахруди
- Абдул Хамид Ходри
- Абдул-Хамид Масуми-Техрани
- Абдол Хосейн Дастгейб
- Абдул Хусейн Моэззи
- Абдол Джавад Аламолхода
- Абдул Джавад Ибрагими Фар
- Абдул Карим Абидини
- Абдул Карим Фархани
- Абдолкарим Хашеминежад
- Абдул Карим Хагшенас
- Абдул-Карим Мусави Ардебили
- Сейед Абдолла Фатеминия
- Абдулла Хаджи Садики
- Абдулла Хаджиани
- Абдулла Хусайни
- Абдулла Кейвани Хафшеджани
- Абд аль-Ала аль-Сабзивари
- Абдолла Джавади-Амоли
- Абдулла Мусави Ширази
- Абдулла Нури
- Абдул Махмуд Абдуллахи
- Абдул-Маджид аль-Хойи
- Абдул Мохаммад Растад
- Абдолмогим Насехи
- Абдул-Наби Мусави Фард
- Абдул-Наби Намази
- Абд ар-Рахим Акики Бахшаиши
- Аятолла Абдул Рахман Хейдари Илами
- Абдул Расул Мусави
- Абдул Реза Пурзахаби
- Абдолвахед Мусави Лари
- Абу аль-Фазл Мир Мохаммеди
- Сейед Абольфазль Мусави Тебризи
- Абу аль-Фазл Разави Ардакани
- Абу аль-Хасан Хасанзаде
- Абулхассан Наваб
- Аболгасем Хазали
- Абу аль-Касем
- Абу аль-Касим аль-Хойи
- Аболгасем Вафи Язди
- Абу аль-Касим Якуби
- Ахад Азадика
- Ахмад Аламолхода
- Ахмад Азари Коми
- Ахмад Бехешти
- Ахмад Данешзаде Момин
- Ахмад Хеммати Мешгини
- Ахмад Хусейн Фаллахи
- Ахмад Хоссейни Хорасан
- Ахмад Джаннати
- Ахмад Хатами
- Ахмад Хомейни
- Ахмед Хонсари
- Ахмад Марви
- Ахмад Мазани
- Ахмад Мобаллеги
- Ахмад Мохсени Гаракани
- Ахмад Моджтахеди Тегерани
- Сайид Ахмад Мусави
- Ахмад Парвайи Рик
- Ахмад Габель
- Мир Ахмад Реза Хаджати
- Сейед Ахмад Реза Шахрохи
- Ахмад Сабири Хамедани
- Ахмад Салек
- Ахмад Шейх Бахаи
- Ахмад Ваези
- Акбар Ахмадпур
- Акбар Гаффари Карабах
- Акбар Хашеми Рафсанджани
- Аллах Нур Карими Табар
- Али Аббаси (Клирик)
- Али Ахмади Мьянджи
- Али Акбар аль-Модарреси
- Ali Meshkini
- Али-Акбар Хоссейни
- Али Акбар Масуди Хомейни
- Али Акбар Мохташамипур
- Али Акбар Калантари
- Али Акбар Горейши
- Али Акбар Хамидзаде
- Али Акбар Мусави Хусайни
- Али Акбар Нассери
- Али Акбар Натех-Нури
- Али Акбар Рашад
- Али аль-Сабзивари
- Али Асгар Багани
- Сейед Али Асгар Дастгейб
- Али Асгар Хуссаини
- Али Асгар Масуми
- Али Асгар Рахими Азад
- Али Асгар Рахмани Халили
- Али Банаи
- Али Фаллахиан
- Али Давани
- Али Гарави
- Али Гиури
- Али Голзаде Гафури
- Али Хусайни Ашкевари
- Али аль-Систани
- Али Ислам
- Али Каземи Гилани
- Момент Али аль-Казема
- Али Хаменеи
- Али Хатами (Зенджан)
- Али Мирхалили
- Али Моалеми
- Али Мохаммад Бозоргвари
- Али Мохаммад Дастгейб Ширази
- Али Моменпур
- Али Назари Монфард
- Али Орумян
- Али Кази Аскар
- Или Коддус
- Али Разини
- Али Реза Афкахи
- Алиреза Арафи
- Али Реза Дана
- Али Реза Эбади
- Али Реза Исламиан
- Алиреза Панахян
- Алиреза Каеминия
- Алиреза Салими (политик)
- Али Сафи Голпайгани
- Сейед Али Шафии
- Шейх Али Шахрохи
- Али Ширази
- Али Тахири Горгани
- Али Задсар Джирофти
- Аманаллах Алиморади
- Аман Наримани
- Амир Коли Джафари Боружени
- Амир Реза Хедаи
- Асадолла Баят-Зенджани
- Асад-Аллах Имани
- Асадаллах Киан-Араси
- Мир Асадолла Мадани
- Асгар Дирбаз
- Атаолла Ашрафи Исфахани
- Азизолла Хошвахт
- Бакир Сейеди Бонаби
- Дахил Аббас Заразаде Мехризи
- Давуд Самади Амоли
- Фахраддин Хашеми
- Фахреддин Мусави
- Фахраддин Сабири
- Фаталлах Омид Наджафабади
- Гиясаддин Таха Мохаммади
- Голам Али Наим
- Голам Али Сафаи Бушери
- Мохаммад Мохаммади Голпайегани
- Голам-Хосейн Мохсени-Эджеи
- Клуб Голама Хусейна
- Голам Реза Фаязи
- Голамреза Хасани
- Голамреза Месбахи Могаддам
- Голам Реза Могисе
- Голамреза Резвани
- Голам Реза Султани
- Хабиболла Ашури
- Хабибалла Мехман Наваз
- Хабибалла Шабани Мовасаки
- Хабиб Бороманд Дашгапу
- Хади аль-Модарреси
- Хади Барикбин
- Хади Дуст Мохаммади
- Хади Гаффари
- До Хаменеи
- Хади Хосрошахи
- Хади Габель
- Хади Рохани
- Хамид Расай
- Хамид Шахриари
- Мирза Хашем Амоли
- Хашем Батайе Голпайегани
- Хашем Хамиди
- Хашем Хашемзаде Хериш
- Хашем Хиджазифар
- Хашем Хоссейни Бушери
- Хашем Ниязи
- Хасан Абтахи
- Хасан Алеми
- Хасан Алидади Сулеймани
- Хасанали Морварид
- Хасан Али Неджабат Ширази
- Хасан Амели
- Хасан Ака Хусайни Табатабаи
- Хасан Эмами
- Хасан Хасанзаде Амоли
- Хасан Эслами Ардакани
- Хасан Хомейни
- Хасан Малек Мохаммади
- Хасан Мамдуи
- Хасан Намази
- Хасан Наврузи
- Хасан Рухани
- Хасан Саней
- Хасан Шариати Ниясар
- Хасан Шахчераги
- Хасан Шуджаи Алиабади
- Хасан Шуджаи Киясари
- Хасан Табатабаи Коми
- Хасан Тахери
- Гейдар Мослехи
- Хусейн-Али Монтазери
- Хусейн Али Саади
- Хоссейн Боруджерди
- Хосейн Ансарян
- Хусейн Ансари Рад
- Хосейн Аятоллахи
- Хусейн Хашимян
- Хусейн Ирани
- Хусейн Джалали
- Хосейн Каземейни Боруджерди
- Хоссейн Ланкарани
- Хоссейн Мазахери
- Хусейн Мирзаи
- Хосейн Мусави Тебризи
- Хусейн Муззафари
- Хосейн Нури Хамедани
- Хусейн Рафиаи
- Расти Кашани
- Хусейн Собхани
- Хосейн Таеб
- Хоссейн Вахид Хорасани
- Эбрагим Амин
- Мир Эбрагим Сейед Хатами
- Эбрагим Раиси
- Иса Тарафи
- Исмаил Фердосипур
- Исмаил Хатиб
- Сейед Исмаил Мусави Занджани
- Исмаил Салехи Мазандарани
- Джафар Карими Дивколаи
- Джафар Собхани
- Джафар Шоджуни
- Джалаледдин Тахери
- Джалал Яхьязаде Фирузабади
- Джавад Алави Боруджерди
- Джавад Гарави Алиари
- Джавад Хаджизаде Каладжахи
- Джавад Хусайни Киа
- Джавад Джафари
- Джавад Хаменеи
- Джавад Тебризи
- Джавад Марви
- Джавад Моджтахед Шабестари
- Джавад Никбин
- Камель
- Караматаллах Эмади
- Караматолла Малек-Хосейни
- Халил Беюкзаде
- Халил Мобашер Кашани
- Сейед Казем Сейед Багери
- Казем Мусави
- Казем Нурмофиди
- Казем Седдики
- Lotfollah Dezhkam
- Лотфоллах Сафи Голпайгани
- Махмуд Талегани
- Махмуд Алави
- Махмуд Даай
- Махмуд Хашеми Шахруди
- Махмуд Хуссайни Доулатабади
- Махмуд Мадани Баджестани
- Махмуд Мараши Наджафи
- Махмуд Мохаммеди Араки
- Махмуд Набавиан
- Махмуд Нуризаде
- Махмуд Раджаби
- Махмуд Салавати
- Махди аль-Модарреси
- Махди Бакири
- Махди Хоссейни Рохани
- Мехди Карруби
- Махди Мусавинеджад
- Сейед Мехди Горейши
- Мехди Шабзендар Джахроми
- Махди Шейх
- Ясреби Кашани
- Мадждаддин Гази Дезфули
- Маджид Ансари
- Маджид Нассеринеджхад
- Маджид
- Маджид Талхаби
- Мансур Легаи
- Масуд Хаменеи
- Али Юнеси
- Мохаммад Абаи Хорасани
- Мохаммад-Али Абтахи
- Мохаммад Али Эль-Хашем
- Мохаммед Али «Мохтар» Аминиан
- Мохаммад-Али Ангаджи
- Мохаммад Али Араки
- Мохаммед Али Аязи
- Мохаммед Али Фаиз Лахиджани Гилани
- Мохаммед Али Герами Коми
- Мохаммад Али Хади Наджафабади
- Мохаммад Алави Горгани
- Мохаммед Али Исмаилпур Гомшейе
- Мохаммед Али Насири
- Мохаммед Али Некунам
- Мохаммед Али Модарреси Табатабаи
- Мохаммад Али Мусави
- Мохаммад Али Мусави Джазайери
- Мохаммед Али Мовахед Абтахи
- Али Мовахеди-Кермани
- Мохаммад Али Кази Табатабаи
- Мохаммад-Али Рахмани
- Мохаммад Али Резаи
- Мохаммад Али Садуки
- Мохаммад-Али Шахиди
- Мохаммад Али Шарай
- Мохаммад Али Шомали
- Мохаммад-Али Ташири
- Мохаммад Али Зам
- Мохаммад Амин Хорасани
- Мирза Мохаммад Анвари
- Мохаммад Ашрафи Исфахани Хозани
- Мохаммед Бахрами Хошкар
- Мохаммад-Багер Багери
- Мохаммад Бакир Эбади
- Мохаммад Багер Харази
- Мохаммад Бакир Мохаммади Лаини
- Мохаммад Бакир Мовахед Абтахи
- Мохаммад Эбадизаде
- Мохаммед Эмами-Кашани
- Мохаммад Факих
- Мохаммад Фазель Ланкарани
- Мохаммад Фейз Сараби
- Мохаммад Хади Абдеходаи
- Мохаммад Хади Газанфари Хансари
- Мохаммад-Хади Марефат
- Мохаммад Хади Мофаттех
- Мохаммад Хади Раббани
- Мохаммад Хаджи Абу аль-Касем Дулаби
- Мохаммад Хашемян
- Мохаммад-Хассан Абутораби Фард
- Мохаммад Хасан Ахмади Факих
- Мохаммад Хасан Джамшиди Ардешири
- Мохаммад Хасан Мараши
- Мохаммад Хасан Набави
- Мохаммад Хасан Гадрдан Гарамалек
- Мохаммад Хасан Рахимян
- Мохаммад Хасан Зали
- Мохаммад Хусейн Ахмади Шахруди
- Мохаммад Бехешти
- Мохаммад Хусейн Баяти
- Мохаммад Хусейн Хусейнзаде Бахрейн
- Мохаммад Хусейни Рухани Коми
- Мохаммад Хуссаини Шахруди
- Мохаммад Хусайни Шахруди
- Сейед Мохаммад Хоссейни Занджани
- Мухаммад Хусейн Табатабай
- Мохаммад Хусейн Заранди
- Мохаммад Эбрагим Джаннаати
- Мохаммад Ибрагим Некунам
- Мохаммад Исмаил Шуштри
- Мохаммад Эзодин Хоссейни Занджани
- Мохаммад Джафари Гилани
- Мохаммад Джафар Монтазери
- Мухаммад Джафар Моравей
- Мохаммад Джафар Садат Мусави
- Мухаммад Джавад Хадж Али Акбари
- Мохаммад-Джавад Бахонар
- Мохаммад Джавад Пишвай
- Мохаммад Карим Маруджи
- Мохаммед Кадхим аль-Модарреси
- Мохаммад Казем Шариатмадари
- Мохаммад Хаменеи
- Мохаммад Хатами
- Мохаммад Махди Афтахари
- Мохаммад Махди Хусайни Хамедани
- Мохаммад Махди Мир Бакери
- Мохаммад Махди Пурфатими
- Мохаммад Махди Раббани Амлиши
- Мохаммад Махди Шахрохи
- Мехди Табатабаи
- Мохаммад Мофаттех
- Мохаммад Моадебпур
- Мохаммад Мохад
- Мохаммад Мохаммади Гилани
- Мохаммад Момен
- Мохаммад Мусави Хойниха
- Мохаммад Мофти аль-Шиа Мусави
- Мохаммад Моджтахед Шабестари
- Мохаммад Наки Лотфи
- Мохаммад Наки Шахрохи Хоррамабади
- Насер Бирия
- Мохаммад Коми
- Сириец Мохаммад Рахмати
- Мохаммад Раджаи Багсиай
- Мохаммад Рейшахри
- Mohammad Razavi Yazdi
- Мохаммад Реза Аббаси Фард
- Мохаммад Реза Амири Конуй
- Мохаммад-Реза Аштиани Араги
- Мохаммад Реза Бакири Бонаби
- Мохаммад Реза Доулатабади
- Мохаммад Реза Факер
- Мохаммад-Реза Голпайгани
- Мохаммад-Реза Махдави Кани
- Мохаммад Реза Мегари Моруджи
- Мохаммад Реза Миртаджодини
- Мохаммад-Реза Модарреси Язди
- Автор Мохаммад Реза Насери
- Мохаммад Реза Некунам
- Мохаммед Рида аль-Систани
- Мохаммад-Реза Тавассоли
- Мохаммад Реза Заири
- Мохаммад Рухани Коми
- Мохаммад Сабзи
- Мохаммад Садат Ибрагими
- Мохаммад Саид Махдави Кани
- Мохаммад Садик "Мохиаддин" Хаери Ширази
- Садег Халхали
- Мохаммад Садек Рухани
- Мохаммад-Садех Салехиманеш
- Мохаммад Садеки Тегерани
- Мохаммад Садуги
- Сейед Мохаммад Саиди
- Мохаммад Сафари Молкмиан
- Мохаммад Шахчераги
- Мохаммад Шахи Араблу
- Мохаммад-Тахер Шубайр аль-Хакани
- Мохаммад Таки аль-Модарреси
- Мохаммад Таки аль-Хойи
- Мохаммад-Таки Бахжат Фумани
- Мохаммад Таги Фальсафи
- Мохаммад-Таки Джафари
- Мохаммад-Таги Халаджи
- Мухаммад-Таки Месбах-Язди
- Мохаммад Таки Мохассил Хамадани
- Мохаммед Таки Морварид
- Мохаммад Таки Накд Али
- Мохаммад Таги Пурмохаммади
- Мохаммад Таки Рахбар
- Мохаммад-Таки Шуштари
- Мохаммад Таги Ваези
- Мохаммад Ваеззаде Хорасани
- Мохаммад Ваез Мусави
- Мохаммад Ясреби
- Мохаммад Язди
- Сейед Мохаммад Зиабади
- Мохиаддин Фазл
- Мохсен Араки
- Мохсен Факихи
- Мохсен Хейдари Алекасир
- Мохсен Ибрагими
- Мохсен Казерони
- Мохсен Харази
- Мохсен Кучебаги Тебризи
- Мохсен Моджтахед Шабестари
- Мохсин Караати
- Мохсен Коми
- Мохсен Рохами
- Мохсен Саиди
- Мохсен Тахири
- Сейед Моджтаба Хоссейни
- Моджтаба Моадпур
- Муджтаба Мусави Лари
- Моджтаба Тегерани
- Моджтаба Зоннур
- Мохтар Вазири
- Мортеза Агатерани
- Мортеза Фахим Кермани
- Мортеза Матиайи
- Мортеза Мохтадай
- Мортеза Мотаххари
- Мортеза Мусави
- Мортеза Разави
- Мортеза Садуки Мазандарани
- Мортеза Салехи Хвансари
- Муса Ахмади
- Муса Газанфарабади
- Муса Мусави
- Муса Корбани
- Муса Шубайри Занджани
- Мостафа Боруджерди
- Мустафа Фарг Дезфули
- Мустафа Хасанти
- Mostafa Khamenei
- Мостафа Хомейни
- Мустафа Мохами
- Мостафа Мохагег Дамад
- Мостафа Мусави Фараз
- Мостафа Пурмохаммади
- Мустафа Табатабаинежхад
- Мустафа Улама
- Мустафа Зу аль-Кадир
- Мусульманин Малакути
- Мотахар Казими
- Насир Хоссейни
- Насролла Пейманфар
- Насралла Шах-Абади
- Насер Макарем Ширази
- Сейед Насер Мусави Ларгани
- Насер Мусави
- Насер Кавами
- Нематолла Салехи Наджафабади
- Нураллах Табрези
- Касем Раванбахш
- Мир Гесмат Мосави Асл
- Годратолла Алихани
- Кодраталлах Наджафи
- Кодраталлах Назари Ниа
- Горбанали Дорри-Наджафабади
- Жертвоприношение
- Рахим Тавакол
- Расул Фаллахати Гилани
- Апостол Джафарян
- Расул Монтахабния
- Акрами
- Сейед Реза Бахаадини
- Реза Хоссейни в ловушке
- Реза Мохаммади Лангруди
- Реза Нури
- Реза Остади
- Реза Рамезани Гилани
- Реза Такви
- Рухолла Стоп
- Рухолла Хоссейнян
- Рухолла Хатами
- Рухолла Хомейни
- Рухалла Садр ас-Садати
- Сабир Джаббари
- Садек Лариджани
- Садик Пишнамази
- Садик Табатабаинежхад
- Саид Реза Амели
- Саид Салех Мирзаи
- Сейед Саджад Издехи
- Салман Закир
- Шахаб ад-Дин
- Шахаб уд-Дин Мараши Наджафи
- Шахаб Моради
- Шамс ад-Дин Мохаммад Муджатахиди Наджафи
- Шараф ад-Дин Малек Хусайни
- Сираджаддин Мусави
- Таха Хашеми
- Тахер Ахмадзаде
- Таки Табатабаи Коми
- Теймур Али Асгари
- Вахид Ахмади
- Ваед Морадбейги
- Ядолла Дуздузани
- Ядалла Сафари
- Яхья Ансари Ширази
- Яхья Нури
- Ясубедин Растегар Джуйбари
- Юнис Мусави Сарчешме
- Юсеф Мадани Тебризи
- Юсеф Сааней
- Юсеф Табатабай Неджад
- Закралла Ахмади
- Зайнолабидин Горбани
Ирак
[ редактировать ]- Аббас Модареси Язди
- Абдул Азиз аль-Хаким
- Абд аль-Хади аль-Фадли
- Абдул Махди аль-Карбалай
- Абдул-Сатар аль-Бахадли
- Абу аль-Хасан аль-Гарифи
- Ахмед Аль-Ваэли
- Ахмад Хасани Багдади
- Акрам аль-Кааби
- Аль-Сайед Рияд Аль-Хаким
- Али аль-Хаким
- Али аль-Милани
- Али Хасан Багдади
- Аладдин Гораифи
- Аммар аль-Хаким
- Бакир аль-Иравани
- Бакир Шариф аль-Кураши
- Фадхил аль-Милани
- Фазель Малеки
- Хамид Рашид Маалех
- Хасан аль-Казвини
- Хасан аль-Ширази
- Хушам аль-Хусейни
- Хусейн Аль-Садр
- Хусейн аль-Ширази
- Ияд Джамаль ад-Дин
- Джафар аль-Хаким
- Джалал ад-Дин Али аль-Сагир
- Джавад аль-Халеси
- Камаль аль-Хайдари
- Казем аль-Хаери
- Мохаммед ас-Садр
- Мухаммед Али аль-Хаким
- Мохаммед Али Ширази
- Мохаммад Али Табатабаи Хассани
- Мухаммад Бакир аль-Хаким
- Мухаммад Бакир ас-Садр
- Мохаммад Хади аль-Милани
- Мохаммед Эбрагим Ансари
- Мохаммед Кадхим аль-Казвини
- Мухаммад Саид аль-Хаким
- Мохаммад аль-Ширази
- Мохаммад Тахер Хакани
- Мохаммад Таки аль-Мавла
- Мохаммад Якуби
- Мухсин аль-Хаким
- Муджтаба аль-Ширази
- Муртада аль-Казвини
- Муртада аль-Ширази
- Мустафа Аль-Казвини
- Кайс Хазали
- Старейшина Таэй
- Садик аль-Ширази
- Салех Тай
- Шамсодин Ваези
Кувейт
[ редактировать ]Ливан
[ редактировать ]- Аббас аль-Мусави
- Абдель Карим Обейд
- Али Аль-Курани
- Хашим Сафи Аль Дин
- Хасан Насралла
- Хосейн Корани Амели
- Мухаммад Хусейн Фадлаллах
- Мохаммад Мехди Шамседдин
- Мохаммад Язбек
- Муса аль-Садр
- Наим Кассем
- Рагеб Харб
- Субхи аль-Туфайли
Нигерия
[ редактировать ]Пакистан
[ редактировать ]- Syed Ali Raza Rizvi
- Сайед Али Наки Накви Куми
- Ариф Хусейн Хуссаини
- Аллама Рашид Тураби
- Альма Акель Траби
- Башир Хусейн Наджафи
- Ага Сайед Хамид Али Шах Мусави
- Хафиз Риаз Хусейн Наджафи
- Хасан Раза Гадири
- Аллама Хасан Тураби
- Джавад Накви
- Мухаммад Хусейн Наджафи
- Мухаммад Латиф Ансари
- Насир ад-Дин Насир Хунзай
- Сайед Сафдар Хусейн Наджафи
- Сайед Саджид Али Накви
- Талиб Джаухари
- Зишан Хайдер Джавади
Саудовская Аравия
[ редактировать ]Ученые-историки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.203.
- ^ Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр. 127, 204.
- ^ Перейти обратно: а б с Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.204.
- ^ «Важность иджтихада и таклида» . Шах э Мардан. Архивировано из оригинала 17 декабря 2012 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.205.
- ^ Касим Заман, Мухаммед (2010). «11. Эпилог: конкурирующие концепции религиозного образования» . Обучение исламу: культура и политика современного мусульманина . Издательство Принстонского университета. п. 242 . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.200.
- ^ Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.202-3.
- ^ Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.202.
- ^ Перейти обратно: а б Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.205-6.
- ^ Алгар 1987
- ^ Перейти обратно: а б с Момен 1985 , с. 205–206
- ^ Перейти обратно: а б с д Моменты 2015 , с. 178
- ^ Фишер, Майкл М.Дж. (1980). Иран: от религиозного спора к революции . Издательство Гарвардского университета]. п. 2016. ISBN 9780674466159 .
- ^ Скочпол, Теда. «Государство-рантье и шиитский ислам в иранской революции (глава 10) - Социальные революции в современном мире» . Кембриджское ядро . Проверено 24 июня 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Алгар, Хамид (18 августа 2011 г.) [15 декабря 1987 г.]. «Аяталлах» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Фаск. 2. Том. III (Интернет-изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bibliotheca Persica Press. п. 133.
- Фишер, Майкл М.Дж. (1980). Иран: от религиозного спора к революции . Издательство Гарвардского университета]. п. 2016. ISBN 9780674466159 .
- Религия и политика в Ираке. Шиитские священнослужители между квиетизмом и сопротивлением , М. Исмаил Марцинковски ( ISBN 9971-77-513-1 ).
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Нью-Хейвен, Коннектикут; Лондон, Англия: Издательство Йельского университета. ISBN 0300035314 .
- Момен, Муджан (2015), Шиитский ислам: руководство для начинающих , Oneworld Publications, ISBN 9781780747880