Мохаммад Мофаттех
Мученик Др. Аятолла Мохаммад Мофаттех | |
---|---|
![]() Портрет доктора. Аятолла Мохаммад Мофаттех | |
Рожденный | |
Умер | 18 декабря 1979 г. Тегеран , Иран | (51 год)
Причина смерти | Убийство пулевым выстрелом |
Место отдыха | Фатеме Масуме Храм |
Национальность | Иранский |
Род занятий | Профессор университета, декан коллеги, преподаватель семинарии |
Известный | Единство семинарии и университета |
Заметная работа | Тафсир Кабир Маджмаолбаян, Путь мысли, Итоги империализма |
Политическая партия | Ассоциация боевого духовенства |
Дети | |
Отец | Махмуд Мофаттех [ 1 ] |
Аятолла Мохаммад Мофаттех ( персидский : محمد محط ; 1928–1979) был иранским философом , теологом и политическим деятелем, родившимся в Фаменине , Хамадан , Иран. [ 2 ] После окончания начального образования в Хамадане он уехал в Исламскую семинарию в Куме , где его преподавали такие авторитетные преподаватели, как аятолла Мухаммад Худжат Кух-Камари , аятолла Сайед Хосейн Табатабей Боруджерди , великий аятолла Сайид Рухолла Мусави Хомейни , аятолла Мохаммад-Хомейни . Реза Голпайгани , Аятолла Мараши и Алламе Табатаби . Он продолжил обучение в семинарии и одновременно изучал философию в Тегеранском университете, где получил докторскую степень и стал профессором и деканом коллеги. [ 3 ] [ 4 ]
Мофаттех был религиозно-политическим активистом, который стремился к единству семинарии и академических дисциплин. Кроме того, он сыграл важную роль в борьбе против режима шаха и в ознакомлении нового поколения с исламскими проблемами. Он был молитвенным лидером в мечетях Джавида и Гоба , где проводил и председательствовал на религиозных и идеологических собраниях, а также организовывал политическую деятельность против шаха. Он совершил молитву Ид аль-Фитр в Тегеране в 1978 году, и его проповедь привела к демонстрациям 7 и 8 декабря. Его деятельность приводила к его аресту и ссылке со стороны САВАК неоднократно .
Он был автором нескольких книг, таких как «Перевод Тафсира Кабира Маджмаолбаяна» , «Путь мысли» и «Исходы империализма» и других. Он также написал множество статей, таких как «Роль мусульманских ученых в развитии науки» и «Где начались исламские научные движения?».
Он был убит четырьмя боевиками, все члены группы Форкан , перед теологическим факультетом Тегеранского университета 18 декабря 1979 года. В него выстрелили четыре раза, пули прошли через голову, плечо, руки и колени. День его убийства назван днем «единства семинарий и университетов» в Иране.
Раннее образование
[ редактировать ]Он родился в семье религиозных учёных. Его отец, Хадж Шейх Махмуд Мофаттех, известный как Мирза Махмуд, был одним из выдающихся учителей семинарии Хамадана. Его отец также был хорошо осведомлен в таких предметах, как арабская и персидская литература. Мохаммед посещал курсы своего отца, на которых он почерпнул свои первичные знания. [ 1 ]
Мохаммад Мофаттех посещал школу Ахунда Муллы Али Хамедани в Хамадане. [ 5 ] Завершив там начальное образование, в 16 лет он уехал в известную исламскую семинарию в Куме . [ 1 ] где его преподавали аятолла Мухаммад Худжат Кух-Камари , аятолла Сайед Хосейн Табатабей Боруджерди и Великий аятолла Сайид Рухолла Мусави Хомейни , аятолла Мохаммад-Реза Голпайгани , аятолла Мараши и Алламе Табатаби . [ 2 ]
Деятельность
[ редактировать ]Политический
[ редактировать ]Мофаттех и Бехешти были среди тех, кто сформулировал духовный и политический авторитет Хомейни в исламской революции. Другими словами, они расширили взгляды Хомейни на политику и идеологию. [ 6 ] Как религиозно-политический активист он путешествовал по разным местам Ирана в 1950-х и 1960-х годах. Особенно во время Рамадана , Мохаррама и Сафара он ездил в провинцию Хузестан , чтобы вести людей. После того как он развернул свою деятельность в Хузестане, САВАК запретил ему въезд в провинцию. В 1968 году он был уволен из Министерства образования за политическую деятельность и сослан в Захедан . По окончании периода ссылки САВАК запретил ему въезд в Кум и вместо этого, «чтобы нейтрализовать его религиозно-политическую деятельность», предложил назначить его профессором Тегеранского университета. [ 1 ]
В 1973 году по приглашению народа он отправился в мечеть Джавид в Тегеране, чтобы возглавить молитвы. Там он вел идеологические занятия по «основам верований», философии , тафсиру Корана , истории религий , Нахдж аль-Балага и социологии . Он продолжил свою деятельность в мечети Джавида, так что она стала центром борьбы против шаха, что привело к ее закрытию САВАКом 24 ноября 1974 года после . выступления там Хаменеи, а Мофаттех был отправлен в тюрьму почти на два месяца В 1976 году он принял на себя ответственность за управление мечетью Гоба в Тегеране, где ввел некоторые новшества, такие как приглашение египетских чтецов Корана и приглашение Абдула Фатха Абдула Максуда, автора книги Али . Он основал в мечети библиотеку и центр беспроцентных кредитов. Через некоторое время ему запретили читать лекции. [ 1 ] Будучи исламистским лидером, аятолла Мофаттех организовал демонстрации в мечети Гоба против режима шаха. [ 7 ]
Мофаттех побывал в Ливане и Сирии и посетил имама Мусу Садра , вместе с которым он стремился помочь эвакуированным ливанцам и возглавить культурную деятельность. Во время этой поездки Муса Садр и Мофаттех решили основать центр, где дети эвакуированных могли бы получить образование от начальных классов до университетского уровня. не осуществили свой план Они купили участок земли для строительства центра, но после исчезновения Садра . [ 8 ]
Мофаттех совершил молитву Ид аль-Фитр в 1978 году. [ 9 ] в Гейтарие , в котором приняло участие беспрецедентное количество людей и которое было отмечено как «яркая точка в истории Исламской революции». [ 10 ] Закончив молитву, он прочитал «очень революционную и решающую» лекцию, упомянул «Имама Хомейни» и подчеркнул важность уважения к нему. Лекция привела к демонстрациям 7 сентября (16 Шахривара ). Он был ранен во время демонстрации, арестован по возвращении домой из больницы, а затем заключен в тюрьму на два месяца. [ 1 ] После демонстрации люди пообещали собраться на следующий день 8 сентября на площади Джале ( Шохада ), что привело к акции «Черная пятница» . [ 10 ] [ 11 ]
Он входил в состав комитета по встрече Хомейни и отвечал за управление делами в Бехешт-э-Захре . Комитет организовал 65 000 человек в качестве дисциплинарной силы для защиты Хомейни. [ 8 ] Мофаттех был одним из основателей «Ассоциации боевого духовенства ». [ 12 ] и был среди тех, кто присоединился к светским организациям, таким как Ассоциация учителей, чтобы противостоять влиянию партии Туде , [ 13 ] и «продвигать свое общее дело против государства». [ 14 ]
Академический
[ редактировать ]Мофаттех одновременно учился в университете и преподавал в семинарии, что вызвало критику со стороны некоторых людей, которые в мягкой форме сказали ему, что это запятнало его статус. [ 1 ] Как инициатор «семинарско-университетского единства», он изучал философию в университете и посещал семинарию в Куме. Затем он стал профессором Тегеранского университета и преподавал божественный закон и принципы философии в Кумской семинарии. [ 15 ] Как и его коллега профессор Мотахари , он начал преподавать студентам университета в 1969 году. Он имел достаточный опыт преподавания, поскольку также работал учителем в средней школе в Куме. [ нужна ссылка ] Вместе с аятоллой Сайедом Мохаммадом Хоссейном Бехешти он работал в средней школе «Религия и знания» в Куме, где ставилась цель познакомить новое поколение с исламом и семинаристов с академической и научной деятельностью. учредил Исламскую ассоциацию студентов и преподавателей Также с этой целью Мофаттех в сотрудничестве с аятоллой Бехешти и аятоллой Хаменеи . [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Он написал множество книг, в том числе «Перевод Тафсира Кабира Маджмаолбаяна» , «Путь мысли » и «Исходы империализма» . [ 15 ] Его докторская диссертация называлась «Божественная мудрость в Нахдж аль-Балага ». В вышеупомянутом эссе его интересовали отношения религии и философии. [ 16 ] Помимо этого, он является автором множества работ в различных областях исламской науки, а именно:
- Глоссарий по Хикмату Мутаалие
- Путь мышления в логике
- Аяты убеждений в Коране
- Единство академиков и семинарии [ 16 ]
Публиковал статьи в основном в журналах «Исламская школа» и «Шиитская школа». Кроме того, он опубликовал несколько других статей под названием «Роль мусульманских ученых в развитии науки», «Где зародились исламские научные движения?», «Обучение и исследования мусульман в медицине» и «Метод исследования мусульманских ученых» ( все вышеперечисленные статьи были опубликованы Иранской исследовательской организацией по науке и технологиям в сборнике под названием «Роль ученых в развитии науки»). [ 1 ]
Убийство
[ редактировать ]

Мофаттех был убит группой Форганов по политическим мотивам. [ 17 ] когда он находился перед зданием теологического факультета Тегеранского университета вместе с двумя своими охранниками, Асгаром Немати и Джавадом Бахмани, 18 декабря 1979 года, [ 18 ] [ 19 ] когда он был деканом богословского факультета. [ 20 ] В него выстрелили четыре раза, пули прошли через голову, плечо, руки и колени. Его доставили в больницу аятоллы Талегани, где он скончался в тот же день. [ 21 ] Обвинение в убийстве было предъявлено четырем членам «Форгана», а именно Камалю Ясини, Махмуду Кашани, Мохаммеду Нури и Хасану Нури. [ 22 ] Камаль Ясини, убийца Мофаттеха, 20-летний юноша, который нес ответственность за планирование террора группы, сказал, что их предыдущие попытки теракта, в том числе в школе Парса, не увенчались успехом и что он намеревался совершить это преступление в одиночку. . [ 18 ]
Похороны
[ редактировать ]Утром 19 декабря тело Мофаттеха вместе с телами его охранников было вынесено из университетской мечети, затем перевезено в Кум и похоронено во дворе храма Фатеме Масуме . [ 18 ]
Прием
[ редактировать ]18 декабря, день убийства Мофаттеха, называют днем «единства семинарий и университетов». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Штатный писатель. «Мофаттех, Мухаммед (аятолла)» . Энциклопедии исламской революции и истории Ирана (Энциклопедия современных священнослужителей) . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Жизнь, нравственность и семья мученика доктора Мофаттеха» . Послание женщины (201). 2008 год . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ «Как поживает Мухаммад Мофаттех? The Al-Islam.org» .
- ^ Behnegarsoft.com (28 января 2015 г.). «Доктор Мохаммад Мофаттех | IICHS» . Институт современных исторических исследований Ирана | ИИЧС . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ «Грант аятоллы Моллы Али Масуми Хамедани» . комплексный центр современной истории Ирана . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ Гейссари, Али; Наср, Вали; Наср, Сейед Вали Реза (июль 2009 г.). Демократия в Иране: история и поиск свободы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195396966 .
- ^ Афхами, Голам Реза (12 января 2009 г.). Жизнь и времена шаха . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520942165 . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Шехид Мофаттех по рассказам его ближайшего друга» . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ Парса, Мисаг (1989). Социальные истоки иранской революции . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813514123 . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Убийство аятоллы Мофаттеха и День единства исламских семинарий и университетов» . Центр документов исламской революции . Архивировано из оригинала 10 сентября 2016 года . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ «Шеченик аятолла доктор Мофаттех из базы мечетей в культурной и социальной сфере» . Хранитель Ислама (276): 26. 2004 г. Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ «Назначен новый лидер главной консервативной партии Ирана» . Информационное агентство ТРЕНД . Газетный киоск Инфотрак. 3 декабря 2014 года . Проверено 9 июля 2016 г. – через пресс-киоск Infotrac (требуется подписка)
- ^ Брумберг, Дэниел (15 апреля 2001 г.). Новое изобретение Хомейни: борьба за реформы в Иране . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226077581 . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ Боруджерди, Мехрзад (декабрь 1996 г.). Иранские интеллектуалы и Запад: мучительный триумф национализма . Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815627265 . Проверено 13 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «18 декабря – день единения семинарии и университета» . Иранская газета . 17 декабря 2014 года . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Тебризи, Касим (2006). «Взгляд на биографию мофаттеха». Яран (на персидском языке) (14).
- ^ «Подробности убийства аятоллы Мофаттеха на факультете теологии» . ИСНА (на персидском языке). 20 декабря 2017 г. Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Как был убит мученик Мофаттех» . Сеть новостей IRIB . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ Забир, Сепер (27 апреля 2012 г.). Иран после революции (RLE Иран D) . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781136833007 . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Бехруз, Мазиар (11 августа 2000 г.). У повстанцев есть причина: провал левых сил в Иране . ИБТаурис. ISBN 9781860646300 . Проверено 13 июля 2016 г.
- ^ «Убийство мученика Мофаттеха по сообщениям документов» . Новости Машрега (на персидском языке) . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ Эйноллахзаде, Сохейла. «Доктор Мохаммад Мофаттех» . Институт современных исторических исследований Ирана (IICHS) . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- «Жестокая тупиковая ситуация затягивается: угрозы, предупреждения и изменяющиеся сигналы заложникам». Журнал ТАЙМ . Соединенные Штаты. 1979-12-31. ISSN 0040-781X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотография молитвы Ид аль-Фитр, сделанная Мофаттехом. Архивировано 18 августа 2016 г. в Wayback Machine.
- Мохаммад Мофаттех , Al-Islam.org
- Фотография и новости об убийстве Мофаттеха в газетах. Архивировано 25 августа 2016 г. в Wayback Machine.