Нарджис
Нарджис | |
---|---|
Нарцисс | |
Место отдыха | Самарра, Ирак |
Супруг | Хасан аль-Аскари |
Дети | Мухаммад аль-Махди |
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Нарджис ( араб . نَرْجِس ), как полагают двунадесятники , была матерью их Скрытого Мухаммада Имама аль-Махди . Говорят, что его рождение было предусмотрительно скрыто его отцом Хасаном аль-Аскари из страха перед преследованием Аббасидов , поскольку они пытались уничтожить ожидаемого ребенка одиннадцатого имама, которого упорные слухи называли спасителем. После смерти своего отца в 260 году хиджры (873-874 гг. н. э .) двунадесятники, как полагают, аль-Махди вошел в состояние оккультизма, которое продолжается до его возвышения в конце времен, чтобы установить мир и справедливость на земле. Происхождение Нарджис записано как Византийское или Нубийское , и ее могила, как полагают, находится в храме аль-Аскари в Самарре , Ирак .
Историческая справка
[ редактировать ]До своей смерти десятый и одиннадцатый шиитские имамы ( Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари соответственно) находились под пристальным наблюдением Аббасидов в гарнизонном городе Самарра. [ 1 ] [ 2 ] которые, согласно шиитским источникам, часто несут ответственность за отравление двух имамов. [ 3 ]
Современник десятого имама Аббасид аль-Мутаваккиль жестоко преследовал шиитов. [ 4 ] [ 5 ] отчасти из-за возобновления оппозиции Зайди . [ 6 ] Ограничительная политика аль-Мутаваккиля в отношении десятого имама позже была принята его сыном аль-Мутамидом , который, как сообщается, держал одиннадцатого имама под домашним арестом без каких-либо посетителей. [ 7 ] Вместо этого аль-Аскари, как известно, в основном общался со своими последователями через сеть представителей. [ 5 ] [ 8 ] Среди них был Усман ибн Саид . [ 9 ] который, как говорят, замаскировался под продавца кулинарного жира, чтобы избежать агентов Аббасидов, отсюда и его прозвище аль-Самман. [ 10 ] Табатабай предполагает, что эти ограничения были наложены на аль-Аскари, потому что халифат узнал о традициях среди шиитской элиты, предсказывая, что одиннадцатый имам станет отцом эсхатологического Махди . [ 11 ]
Смерть аль-Аскари
[ редактировать ]Аль-Аскари умер в 260 г. (873–874 гг.), не оставив явного наследника. [ 12 ] [ 13 ] Сразу после смерти одиннадцатого имама [ 14 ] его главный представитель Усман ибн Саид [ 15 ] утверждал, что у Имама был маленький сын по имени Мухаммад. [ 16 ] [ 14 ] которого держали в тайне от общественности из-за страха перед преследованием Аббасидов, [ 17 ] поскольку они стремились уничтожить ожидаемого ребенка аль-Аскари, которого упорные слухи называли спасителем. [ 18 ] Усман также утверждал, что его назначили представлять Мухаммеда. [ 19 ] который более известен как Мухаммад аль-Махди ( букв. « Праведный путь » ). [ 20 ]
Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [ 21 ] Утверждения Усмана были в основном приняты другими представителями аль-Аскари. [ 16 ] [ 22 ] Те, кто принял имамата этого Мухаммеда, позже сформировали группу двунадесятников. [ 23 ] Остальные секты, созданные после аль-Аскари, исчезли в течение ста лет. [ 23 ] [ 13 ]
затемнение
[ редактировать ]Так начался период продолжительностью около семидесяти лет, позже названный Малым Затмением ( аль-гайбат ас-Сугра , 260–329 гг. Имам. [ 18 ] Говорят, что четвертый агент, аль-Самарри , получил письмо от Мухаммеда аль-Махди незадолго до своей смерти в 941 году нашей эры. [ 24 ] [ 25 ] В письме предсказывалась смерть аль-Самарри через шесть дней и объявлялось о начале полного затмения. [ 26 ] [ 27 ] [ 25 ] позже названное Большим Затмением , которое продолжается и по сей день. [ 28 ] В письме, приписываемом Мухаммаду аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией. [ 26 ]
Имя
[ редактировать ]Говорят, что Мухаммад аль-Махди родилась у Нарджис, хотя в некоторых источниках ее имя дается по-другому: Савсан, Райхана, Сайкал, [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] и Марьям. [ 32 ] [ 18 ] Первые три — названия цветов. Будучи рабыней, эти имена, вероятно, были даны ей ее владельцем, Хакимой Хатун , в соответствии с практикой того времени. [ 32 ] [ 18 ] хотя Сайкал могло быть ее настоящим именем. [ 32 ]
Источник
[ редактировать ]Происхождение Нарджиса в некоторых источниках фиксируется как Византийская империя или Нубия . [ 18 ] Самое раннее сообщение о ее происхождении дано Ибн Бабавайхом ( ум. 991 г. н.э. ), основанным на цепочке авторитетов, ведущей к Бишру ибн Сулейману ан-Наххасу. Согласно этому сообщению, Нарджис была рабыней, провиденциально купленной агентом аль-Хади, который ясновидением узнал в ней будущую мать аль-Махди. [ 18 ] [ 31 ] В этом и подробных рассказах Маджлеси и Туси Нарджис описывается как пленная внучка византийского императора и благочестивая женщина, узнавшая во сне о своем будущем союзе с аль-Аскари. [ 33 ] [ 30 ] Эти отчеты были описаны как агиографические. [ 18 ] [ 34 ]
Возможно, правильный рассказ принадлежит аль-Муфиду ( ум. 1022 г. н. э. ), [ 35 ] который пишет, что Нарджис была рабыней, родившейся и выросшей в доме Хакимы Хатун , дочери аль-Джавада (девятого имама) и тети по отцовской линии аль-Аскари. [ 36 ] [ 35 ] Нарджис была выдана замуж за аль-Аскари его отцом аль-Хади. [ 18 ] [ 5 ] когда первому было около двадцати двух лет. [ 5 ]
Рождение Мухаммада аль-Махди
[ редактировать ]Двенадцать источников сообщают, что сын аль-Аскари родился у его жены Нарджис около 255 (868 г.). [ 19 ] [ 18 ] [ 37 ] Его звали Абу аль-Касим Мухаммад, то же имя и кунья , что и у исламского пророка. [ 30 ] [ 38 ] хотя он более известен как Мухаммад аль-Махди. [ 20 ] Дата его рождения указана по-другому, [ 14 ] но большинство источников, похоже, сходятся во мнении относительно 15 Шаабана , [ 35 ] который празднуют шииты по этому поводу. [ 18 ] Различия в этих рассказах объясняются попытками аль-Аскари скрыть рождение своего сына от Аббасидов. [ 35 ]
Рождение аль-Махди часто сравнивают в двенадцати источниках с рождением Моисея в Коране, который чудесным образом спасся от фараона. [ 36 ] Будучи имамом-ребенком, аль-Махди также часто сравнивается в двенадцати источниках с Иисусом , поскольку оба рассматриваются как доказательство Бога ( худжа ) и оба говорили с авторитетом взрослого, еще будучи ребенком. [ 39 ]
Самое раннее сообщение о его рождении дано Ибн Бабавайхом со слов Хакимы Хатун, близкой родственницы, пользовавшейся большим уважением у десятого и одиннадцатого имамов. [ 36 ] В сообщении говорится, что беременность Нарджиса чудесным образом не имела никаких физических признаков, как у матери Моисея, и что Хакима Хатун была привлечена в качестве акушерки только тогда, когда наступил срок родов. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Хотя этот и подобные ему рассказы носят агиографический характер, они, похоже, предполагают, что беременность Нарджиса и рождение его сына были намеренно сокрыты. [ 43 ]
В сообщениях Twelver добавляется, что, за исключением нескольких доверенных соратников, существование аль-Махди держалось в секрете, поскольку Аббасиды стремились уничтожить сына аль-Аскари, которого упорные слухи называли спасителем. [ 18 ] [ 44 ] Хусейн пишет, что младенца, должно быть, отправили в Медину , где жила мать аль-Аскари. [ 45 ] Также известно, что аль-Аскари оставил свое имение своей матери Хадис. [ 18 ] Амир-Моэзи и Хусейн предполагают, что это была еще одна тактика аль-Аскари с целью скрыть рождение сына: в шиитской юриспруденции ( фикх ) при определенных условиях мать является единственным наследником, если умерший бездетен. [ 18 ] [ 46 ]
После смерти аль-Аскари
[ редактировать ]Смерть аль-Аскари в 260 г. (873–874 гг.) последовала за непродолжительной болезнью, во время которой Аббасид аль-Мутамид послал своих врачей и слуг сопровождать имама. [ 9 ] Учитывая, что у аль-Аскари не было явного наследника, [ 38 ] [ 17 ] некоторые предполагают, что халиф намеревался внимательно следить за аль-Аскари из своей резиденции. [ 38 ] [ 47 ] [ 16 ]
Сообщается, что после смерти аль-Аскари в его доме был произведен обыск и женщины обследованы на предмет беременности. [ 16 ] [ 47 ] возможно, в надежде найти своего наследника. [ 16 ] Служанка аль-Аскари была задержана на некоторое время. [ 16 ] [ 38 ] [ 48 ] возможно, из-за ложных слухов о ее беременности, призванных отвлечь Аббасидов в их поисках. [ 16 ] [ 18 ]
, после смерти аль-Аскари Нарджис заявила, что беременна, чтобы помешать полицейским искать новорожденного По словам Сачедина . [ 16 ] Впоследствии ее держали во дворце аль-Мутамида для наблюдения. [ 16 ] [ 46 ] Ее побег из дворца поставил ее в центр споров между Усманом и его сыном , с одной стороны, и братом аль-Аскари, с другой стороны. [ 49 ] [ 50 ] Перед смертью аль-Аскари оставил свое имение матери Хадис. [ 18 ] за исключением своего брата Джафара , который ранее безуспешно претендовал на имамат после смерти их отца аль-Хади. [ 17 ] [ 51 ] Джафар повторил свои претензии имамату после смерти аль-Аскари: [ 51 ] который на этот раз нашел последователей в лице ныне вымершей Джафарии [ 52 ] и Фатхия [ 53 ] секты. Джафар также оспорил волю аль-Аскари и обратился к властям. [ 46 ] Аль-Аскари, по-видимому, был бездетным, и поэтому Хадис считался единственным наследником шиитского права. [ 18 ] [ 46 ] Однако халиф постановил разделить наследство между Хадисом и Джафаром. [ 16 ] [ 46 ] Когда Нарджис сбежал из дворца аль-Мутамида, напряженность между двумя группами возросла до такой степени, что Нарджису предоставил защиту член могущественной шиитской семьи Навбахти . [ 49 ]
Могила
[ редактировать ]
Могила Нарджиса находится в храме аль-Аскари в Самарре , Ирак . В храме также находятся гробницы Хасана аль-Аскари, Али аль-Хади и Хакимы Хатун. [ 54 ] Будучи важным местом паломничества шиитов, храм подвергся бомбардировке в феврале 2006 года и сильно пострадал. [ 55 ] Еще одно нападение произошло 13 июня 2007 года, в результате чего были разрушены два минарета святыни. [ 56 ] [ 57 ] Власти Ирака возлагают ответственность за это нападение на «Аль-Каиду» . [ 58 ]
Говорят, что близлежащий храм отмечает место, где произошло затмение. [ 54 ] под которым находится подвал ( сардаб ), в котором скрывается колодец (Бир аль-Гайба, букв. « Колодец затемнения » ). Говорят, что в этом колодце и исчез аль-Махди. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]«Принцесса Рима » режиссера Хади Мохамадяна — анимационный фильм о Нарджис, матери Мухаммеда аль-Махди. «Принцесса Рима» была показана на тридцать третьем Международном кинофестивале Фаджр в феврале 2015 года в Тегеране и получила положительные отзывы. [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Момент 1985 , стр. 43, 44.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 25, 26.
- ^ Сачедина 1981 , с. 28.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 44.
- ^ Амир-Моэцци 2016 , с. 65.
- ^ Сачедина 1981 , с. 29.
- ^ Халмс 2013 .
- ^ Jump up to: а б Элиаш 2022 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 30.
- ^ Табатабай 1975 , с. 184, 185.
- ^ Сачедина 1981 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Соломка 1987 года .
- ^ Jump up to: а б с Модарресси 1993 , с. 77.
- ^ Момент 1985 , стр. 162, 163.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сачедина 1981 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Амир-Моэцци 2007 .
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Глив 2004 .
- ^ Модарресси 1993 , с. 92.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 79, 80.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 60.
- ^ Момент 1985 , стр. 162–164.
- ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 164.
- ^ Сачедина 1981 , с. 96.
- ^ Сачедина 1981 , с. 84.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 87, 206.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б с Хусейн 1986 , стр. 68, 69.
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 218–222.
- ^ Хусейн 1986 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д Хусейн 1986 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с Сачедина 1981 , с. 72.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с д Табатабай 1975 , с. 185.
- ^ Сачедина 1981 , с. 74.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 73–4.
- ^ Хуссейн 1986 , стр. 72–4.
- ^ Пирс 2016 , с. 137.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 73–4.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 39, 40.
- ^ Хусейн 1986 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с д и Хусейн 1986 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 76.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 77–79.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 41–2.
- ^ Момент 1985 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Пирс 2016 , с. 90.
- ^ Модарресси 1993 , с. 82.
- ^ Сачедина 1981 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 246.
- ^ Адамец 2017 , стр. 388.
- ^ «Взрыв произошел в ключевом шиитском храме Ирака» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ «Взрыв в Ираке нанес ущерб шиитскому храму» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 2 октября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Грэм Боули (13 июня 2007 г.). «Минареты шиитского храма в Ираке разрушены в результате нападения». Нью-Йорк Таймс.
- ^ Момент 1985 , стр. 161, 162.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 233.
- ^ Глассе 2008 .
- ^ «Принцесса Рима освобождена» . www.irna.ir. 5 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Элиаш, Дж. (2022). «Хасан аль-Аскари». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Сокрытие Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс.
- Модарресси, Хосейн (1993). Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамито-шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 .
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард, ред. (1970). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2007). «ИСЛАМ В ИРАНЕ vii. КОНЦЕПЦИЯ Махди В ДВЕНАДЦАТИ ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 136–143.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2016). Божественное руководство в раннем шиизме: источники эзотерики в исламе . СУНИ Пресс. ISBN 9780791494790 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2013). «ХАСАН АЛЬ-АСКАРИ, АБУ МУХАММАД ХАСАН ИБН АЛИ (ок. 845–74 гг. н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 217. ИСБН 9781135179670 .
- Халм, Х. (1987). «АСКАРИ» . Энциклопедия Ираника . Том. II/7. п. 769.
- Глив, Роберт (2004). «ГАЙБА(Т)» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Макмиллана. стр. 273, 274. ISBN. 0-02-865604-0 .
- Адамец, Людвиг В. (2017). Исторический словарь ислама (Третье изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442277236 .
- Глассе, Сирил, изд. (2008). «Скрытый имам» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 178, 179. ISBN. 9781905299683 .